--PAGE_BREAK--4.1 Методы решения проблемы
Поставленная задача может быть решена двумя способами.
Во-первых, можно выпустить специальную серию учебников для самостоятельного изучения, в которых отразить наиболее существенные моменты, связанные с работой в новой системе.
Во-вторых, можно разработать по специальной методике курс, который поможет за максимально короткое время освоить все приемы работы с операционной системой OS/2.
В первом случае высоки временные затраты на изучение системы, следовательно, труд технического специалиста становится менее эффективным. Второй вариант выглядит предпочтительнее, поскольку позволяет в максимально короткие сроки под руководством опытных инструкторов освоить в полном объеме методы работы с новой операционной системой.
4.2 Описание курса
Курс состоит из набора раздаточных материалов для слушателей, комплекса лабораторных работ и демонстрационного программного обеспечения.
Текст лекций состоит из семи частей. В первой части дается общий обзор операционной системы OS/2, а впоследующих — детальное описание параметров настройки OS/2.
Курс содержит также десять лабораторных работ, посвященных основным моментам при настройке OS/2. Лабораторные работы включают в себя раздаточный материал, описание работы и программные средства для наглядной тренировки.
Предполагаемая длительность курса — пять дней.
5. Маркетинговые исследования 5.1 Анализ рынка сбыта
Потенциальными потребителями являются российские сетевые специалисты, которые занимаются вопросами организации межсетевого взаимодействия при помощи операционной системы OS/2 Warp Connect, службы технической поддержки предприятий и организаций, работники которых используют в своей работе OS/2, а также сотрудники предприятий и организаций, которые ранее не работали с OS/2, но в дальнейшем хотели бы перейти к работе с ней.
В целом по России насчитывается около 500 фирм — потенциальных потребителей, в том числе и бизнес-партнеров фирмы IBM. Учитывая, что OS/2 завоевывает все больше места на компьютерном рынке России, то число потенциальных заказчиков постоянно растет. Данные получены на основе экспертных оценок независимых специалистов в области компьютерных технологий и проведенных специализированных опросах руководителей предприятий и организаций, а также руководителей технических и информационных отделов.
5.2 Оценка конкуренции
Для оценки конкуренции было проведено исследование, целью которого было:
à Определение количества учебных центров, ведущих подготовку специалистов в данной области
à Выяснение деталей, характеризующих проводимые учебные курсы
à Определение средней стоимости одного дня обучения
à Выявление наиболее сильных конкурентов
Информация была получена с помощью телефонных звонков в учебные центры. Список российских компьютерных фирм, которые проводят обучение, был взят из каталога “Кто есть кто на компьютерном рынке России” ВЕСНА-ЛЕТО-96. Список насчитывает 150 предприятий. Из них удалось выявить только три, которые проводят курсы, посвященные OS/2 Warp Connect 4.
Для оценки конкуренции была сформирована система показателей технического уровня, которая включает в себя следующие свойства учебного курса:
à Назначение курса
à Продолжительность курса
à Наличие раздаточных материалов слушателя
à Наличие материалов на русском языке
à Выдаваемый сертификат
à Стоимость одного дня обучения
Были выбраны три аналога — учебные курсы фирм МИКРОИНФОРМ, ИНТЕРРОСТ и IBMВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА/АЗИЯ ЛТД. Данные были взяты из таблицы, полученной в ходе специального исследования.
Был проведен сравнительный анализ технического уровня по выбранным показателям для четырех учебных центров, включая и КУДИЦ-ОБРАЗ. Данные исследования приведены в таблице 1:
Таблица 1: «Сравнение показателей ТУ»
Фирма
Для кого предназначен курс
Длит. курса, дней
Мате-риалы
Мате-риалы рус.
Серт-ифи-кат
Стои-мость, тыс. руб.
МИКРОИНФОРМ
Технические специалисты
5
Да
Нет
—
800
ИНТЕРРОСТ
Технические специалисты
7
Нет
—
—
300
IBMВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА/АЗИЯ ЛТД
Технические специалисты
4
Да
Нет
IBM
600
КУДИЦ-ОБРАЗ
Технические специалисты
5
Да
Да
IBM
200
Сравнивая характеристики, можно заметить, что разработанный курс превосходит по некоторым показателям имеющиеся курсы. Особенно привлекательными являются стоимость одного дня обучения и наличие материалов слушателей на русском языке, а также наличие сертификата фирмы IBM. Поэтому можно сделать вывод, что курс является конкурентоспособным.
продолжение
--PAGE_BREAK--5.3 Оценка тактики
Для информирования потенциальных потребителей будет использоваться реклама на страницах популярных компьютерных изданий, факсимильная связь для бизнес-партнеров, рассылка рекламных проспектов по предприятиям и организациям России, раздача рекламных буклетов на различных компьютерных выставках.
Курсы будут проводиться примерно раз в две недели, ожидаемое количество слушателей — десять человек на одном курсе.
Оценка была сделана на основе мнения независимых экспертов.
6. Оценка риска
Стадии разработки курса могут сопутствовать следующие риски:
à трудности с набором квалифицированных кадров;
à недостаточный уровень заработной платы (текучесть кадров, снижение производительности труда);
à изношенность оборудования (физическая и моральная);
à недостаточность качества материалов.
При разработке курса эти риски не имеют существенного значения, поскольку создание курса выполняют высококвалифицированные специалисты, работающие по контракту, пункты которого полностью оговорены с работниками и приняты ими. Работа осуществляется на качественном оборудовании фирмы IBM (персональные компьютеры, принтеры) и копировальных аппаратах фирмы Kodak. В работе используются оригинальные материалы фирмы IBM, полученные по внутренним каналам. Налажены прочные контакты с несколькими поставщиками бумаги, а в случае срыва поставок предусмотрен резервный фонд. Все эти возможности сводят к минимуму вероятность появления указанных выше рисков.
На стадии эксплуатации курса могут возникать следующие риски:
à финансово-экономические риски;
à неустойчивость спроса;
à появление альтернативного курса;
à снижение цен конкурентами;
à рост налогов;
à рост цен на сырье, материалы;
à обеспеченность рабочей силой.
Оценка вероятности появления указанных рисков приведена в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1: «Простые риски»
Простые риски
Приоритеты
Веса
Si
Pi
Wi
Финансово-экономические
1
0.25
Неустойчивость спроса
2
0.25
Появление альтернативного курса
3
0.2
Снижение цен конкурентами
4
0.1
Повышение налоговых ставок
5
0.1
Рост цен на сырье, материалы
6
0.05
Обеспеченность рабочей силой
7
0.05
Всего
7
1
При экспертной оценке рисков была принята следующая система оценки:
0 — вероятность возникновения риска мала;
25 — вероятность возникновения риска ниже среднего;
50 — вероятность возникновения риска средняя;
75 — вероятность возникновения риска выше среднего;
100 — вероятность возникновения риска высока.
Таблица 2: «Экспертная оценка рисков»
Простые риски, Si
Эксперты
Vi
1-й
2-й
3-й
Финансово-экономические
25
25
25
25
Неустойчивость спроса
25
50
50
41.66667
Появление альтернативного курса
25
25
16.66667
Снижение цен конкурентами
50
25
50
41.66667
Повышение налоговых ставок
75
75
100
83.33333
Рост цен на сырье, материалы
25
8.333333
Обеспеченность рабочей силой
25
8.333333
Таблица 3: «Оценка рисков»
Риски
Веса
Вероятность
Балл
Si
Wi
Vi
Wi*Vi
Финансово-экономические
0.25
25
6.3
Неустойчивость спроса
0.25
42
10.5
Появление альтернативного курса
0.2
17
3.4
Снижение цен конкурентами
0.1
42
4.2
Повышение налоговых ставок
0.1
83
8.3
Рост цен на сырье, материалы
0.05
8
0.4
Обеспеченность рабочей силой
0.05
8
0.4
Всего
1
225
33.5
Как видно из расчетов, наиболее вероятны появления двух рисков: неустойчивость спроса и повышение налоговых ставок. Для минимизации влияния риска неустойчивости будет проводиться модернизация курса в соответствии с усовершенствованием операционной системы, дополнительная рекламная кампания. Повышение налоговых ставок приведет к увеличению стоимости одного дня курса, но это коснется также и фирм-конкурентов. Риски, связанные с поведением конкурентов на российском рынке имеют незначительное влияние.
продолжение
--PAGE_BREAK--