Конспект лекций по предмету "Социальная психология"


Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия

Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции
Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе
Т. Адорно, враждебности и страха в психоаналитических теориях и т. д.
Экспериментальные исследования в этой области были проведены М. Шерифом в американском лагере для подростков.
Подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся
дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две
группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения.
Было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу.
На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования, и в ее ходе был зафиксирован
рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы
были вновь объединены и занялись общей деятельностью.
Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии
показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась.
М. Шериф предложил групповой подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности
или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной
личности, а в ситуациях группового взаимодействия, однако были
утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные
и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты
этого взаимодействия.
В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты
А. Тэшфела.
Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и в негрупповую враждебность по отношению к чужой группе), А. Тэшфел рассматривал причину этих явлений.
Он показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами.
В эксперименте студентам показали две картины художнико и предложили посчитать количество точек на каждой картине.
Затем произвольно разделили участников эксперимента на
две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек
у одного художника, в другую — те, кто зафиксировал их больше
у другого.Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и была
выявлена приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе.
Это позволило А. Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в про-
стом факте осознания принадлежности к своей группе и, как
следствие, проявлении враждебности к чужой группе.
Был сделан вывод о том, что область межгрупповых отношений — это сфера, включающая в себя четыре основных процесса:
социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэшфела,
представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.
Группа несет в себе структуру внутренних межличностных
формальных и неформальных отношений, которые связаны
с внешними отношениями группы.
Внешние отношения влияют на внутренние отношения группы. Эта зависимость была определена в исследованиях М. Шерифа, изучающего закономерности межгрупповых отношений: деление большой социальной группы на более мелкие (подгруппы)
способствует формированию социального чувства принадлежности — чувства «мы», которое порождает восприятие социальных
феноменов через призму «своих» и «чужих».
В условиях соревновательной деятельности конфликт интересов провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению
к представителям другой группы.
Происходит усиление внутригрупповой солидарности, увеличивается непроницаемость границ группового членства.
Усиливается социальный контроль в группе, уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм.
Угроза со стороны другой группы вызывает позитивные измене-
ния в структуре группы, чувствующей себя в опасности.
Ведущим отношением между социальными группами является отношение соперничества.
Важнейший фактор влияния на межгрупповые отношения —
характер совместной деятельности, исследованием которого занимался В. Хановес, участник международной экспедиции.
Ее участники отличались друг от друга по национальности,
возрасту, культуре, религии, политическим взглядам и т. д.
За время экспедиции группа делилась на подгруппы три раза.
На первом этапе совместной деятельности, когда напряжение
было слабым, группа разделилась на две подгруппы по признаку
общительности.
Межгрупповые отношения изменились, как только экспедиция стала сталкиваться с трудностями, требующими максимального приложения сил.
Наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых
было связано с отношением к работе.
Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры.
Конфликтные отношения возникают между группами, которые имеют существенные основания для сравнения.
Выводы В. Хановеса: совместная деятельность — лучший способ узнать друг друга, особенно если деятельность протекает в экстремальной ситуации. Ни расовые, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между
людьми.
Исключение — культурный уровень.
В экстремальной ситуации группа делится на микрогруппы
несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодействия.
Основными функциями межгрупповых отношений являются
сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных
единиц общественной жизни.
При взаимодействии с другими группами каждая стремится
к устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации.
Если во внешних отношениях группы усиливаются тенденции
дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции.
Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия — основные стратегии взаимодействия между группами. Доминирующая стратегия — стратегия соперничества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.