Конспект лекций по предмету "Философия"


Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия.

Философия науки.Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, как правило, единственным предметом анализа выступает научное знание.
Позитивизм.Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся в своей первой, классической форме на протяжении первой половины XIX в. во Франции (Огюст Конт,1798—1857) и Англии (Джон Милль, 1806—1873 и Герберт Спенсер, 1820—1903). Главный тезис первого позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное ("позитивное") знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего — естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.
Основоположник позитивизма Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.
1) Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира:
1. теологическая — человек объясняет мир с помощью сверхъестественных (преимущественно божественных) сил;
2. метафизическая — объяснение мира с помощью неких первоначал, первосущностей (субстанций, идей и т. д.), которые якобы лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте;
3. позитивная — наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос "как?"' (но не "почему?"'), т. е. приобретает статус преимущественно описательного знания. Позитивной на этой стадии становится и философия: она отказывается от обсуждения традиционных метафизических проблем и начинает заниматься обобщением и систематизацией результатов научного познания.
2) Закон постоянного подчинения воображения наблюдению.
3) Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации основных наук. Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию, социальную физику (социологию — этот термин введен в науку именно Контом), мораль. Каждая последующая наука опирается на все предыдущие.
Классический позитивизм предложил развивающейся науке определенные методологические идеалы: необходимость опоры на опыт, описательную трактовку знания, индуктивизм как способ мышления, тенденцию к объединению знания.
Эмпириокритицизм.На смену классическому позитивизму пришла вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм. Основное содержание эмпириокритицизма (философии "критического опыта") составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (1837—1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843—1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838—1916) и др.
Главные принципы, которые, по мнению эмпириокритиков, должны быть положены в основание научного исследования, можно свести к следующим.
1) Принцип "корреляции", или "координации", т. е. соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, прежде всего, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.
2) Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.
3) Принцип экономии мышления, который требует ограничить научное знание эмпирическим материалом.
Неопозитивизм.Третьей формой позитивизма является неопозитивизм.
3.1. Первый вариант неопозитивизма — логический позитивизм — сформировался на базе "Венского кружка", основанного в 1922 г. в Венском университете Морицом Шликом (1882—1936) и объединившего группу философов, логиков и физиков.
Задача — подвергнуть критическому анализу все существующее научное и философское знание и его язык. Методом такого анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом — построение единого языка науки. Для достижения этих целей необходимо следовать некоторым базисным принципам.
1) Принцип элиминации (исключения) метафизики. Традиционные философские положения не поддаются непосредственному сравнению с фактами, являются поэтому вненаучными и должны быть отделены от научного знания. Новая философия должна обращать внимание на саму науку, исследуя понятия и методы, которые в ней используются.
2) Принцип верификации, ориентирующий на эмпирическую проверку (верификацию) всех теоретических суждений. Если то или иное суждение поддается сопоставлению с опытом, то оно имеет научный смысл; если же нет — оно вненаучно.
3) Принцип конвенций утверждает, что в фундаменте теоретического знания лежат определенные базисные принципы и положения, которые принимаются научным сообществом в результате соглашений (конвенций). Выбор этих фундаментальных идей и принципов обусловлен не их истинностью, а соображениями простоты и практического удобства.
4) Принцип физикализма ориентирует на объединение (унификацию) всех наук на основе универсального языка, которым является язык физики.
3..2 Линия на анализ языка была продолжена во втором варианте неопозитивистской философии — лингвистическом позитивизме, который в 50—60 гг. XX века стал господствующей формой позитивистского мышления. Новым в данном случае стал поворот к изучению повседневного, обыденного языка. Именно в нем слова употребляются зачастую в разных значениях и в разных контекстах ("языковых играх"), что порождает сложности в понимании и проблемы — "заболевания" (в том числе и философские). Философия должна заниматься "терапией" языка, прояснять языковые выражения, искать общие правила "языковых игр" — все это в итоге должно привести к правильной структуре обыденного языка и устранению многообразных "псевдопроблем".
В 60-е гг. XX в. неопозитивизм во многом утрачивает ведущие позиции в философии науки и уступает их иным философско-методологическим концепциям, составляющим в своей совокупности новый этап в ее развитии — постпозитивизм.
Постпозитивизм (то, что "после позитивизма") включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции. При всем их разнообразии можно говорить о некоторых общих чертах и подходах постпозитивистских концепций к анализу научного знания. Прежде всего, это следующие методологические ориентации:
стремление к анализу реальной истории науки в поисках наиболее оптимальных методологических средств познания;
исследование динамики научного знания, изучение процессов перехода к новым теориям;
признание научной осмысленности философских положений, их неустранимости из языка науки и более того — эвристичности для развития научного знания;
изучение социокультурных факторов развития науки.
Наиболее значимые постпозитивистские концепции — критический рационализм Карла Поппера(1902—1994), концепция научно-исследовательских программ Имре Лакатоса (1922—1974), теория исторической динамики науки Томаса Куна(1922—1996), анархистская эпистемология Пола Фейерабенда(1924—1994).
Лекция 5. Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии (2 часа)
5.1.Философия экзистенциализма.
5.2. Феноменология.
5.3. Философская герменевтика.
5.4. Современная религиозная философия, ее основные направления.
5.5.Философия эпохи постмодерна.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.