Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Учет в эпоху Петра Великого

В XVIII в. правительство Петра I решительно признало отсталость России и встало на путь всесторонней реформы, которая затронула многие стороны хозяйственной и социальной жизни страны. Реформы коснулись и постановки учета. Уже в 1710 г. в правительственной газете «Ведомости о военных и иных делах» появилось малопонятное слово «бухгалтер». Но многие были не согласны с применением иностранных слов и предложили русское слово - книгодержатель, но оно не прижилось.
В это время большое внимание уделяется учету и контролю. Инструкции по организации учета издаются как государственные акты. Первый государственный акт, в котором нашли место вопросы учета, датируются 22 января 1714 г. Эти положения были обязательны для государственного аппарата и государственной промышленности. Они требовали:
1) своевременности записи;
2) ежедневного ведения приходно-расходных книг;
3) строго персонального подчинения ответственных лиц.
Крупнейшим событием в истории русского учета было издание Регламента управления Адмиралтейства и верфи от 5 апреля 1722 г. Здесь появились слова: бухгалтер, дебет, кредит. Особым приказом была подчеркнута необходимость составления регламентов на других крупных предприятиях. Причем Адмиралтейский Регламент рассматривался как типовой.
Адмиралтейский Регламент 1722 г. предусматривал довольно строгую систему натурально-стоимостного учета материалов. В управлении Адмиралтейства велась приходная книга по материалам, в которой учет велся по наименованию, количеству, цене и сумме товара. На складе магазин-вахтер (кладовщик) вел две магазин-вахмистрские (материальные) книги. Обе они были прошнурованы, листы пронумерованы, опечатаны и подписаны кладовщиком и контролером. Первая книга - журнал хронологической записи, в ней записывались приходные и расходные операции. При оприходовании материалов сдатчику нужно было дать квитанцию с подписями всех, кто засвидетельствовал прием в книге. Отпуск материалов был возможен только при наличии приказа на отпуск, который должен был быть подписан контролером. Кладовщик и получатель расписывались в журнале и в приказе. В конце недели офицер магазина (заведующий складом) должен был подавать данные о расходах за неделю в контору. Специальная книга открывалась для учета выполнения договоров с подрядчиками. «Сперва, на листе дебет пишется, сколько обязался подрядить, а справа (кредит) оставляется свободное место, где по мере выполнения договора пишется, сколько и когда поставлено». Таким образом, можно считать этот документ первым в России, где появились признаки линейного метода учета поступления материалов .
Адмиралтейский регламент оказал влияние на всю систему бухгалтерского учета в России, в частности на методику учета на материальных складах, где последовательно проводится принцип оформления всех фактов хозяйственной жизни с помощью первичных документов. Записи, не оправданные документами не принимались.
В системе учета центральное место приобретает учет запасов на складах, так как снабжение материалами армии, строительства и промышленности строжайше регламентировалось. Ежемесячно составлялась ведомость о наличии остатков. В конце года или в случае возникновения подозрений проводились сплошные инвентаризации. Выявленные остатки должны были сверяться с отчетом провиантмейстера (зав. складом).
Огромное развитие учет получает на уральских металлургических заводах. Они были созданы крупнейшим металлургом века В.И. Генниным. (1676 - 1750 гг.), голландцем, находящимся на русской службе с 1698 г. Им была разработана законченная система учета на уральских металлургических заводах. Так, учет выработки предусматривал вывешивание у каждой домны табельной доски, на которой отмечалась мастерами выработка готовой продукции, а также количество идущего в переработку сырья. «И в каждую субботу, списав с оных досок таблицами на полулистах, рапортовать ему, мастеру, в припасную контору для записи и с того в приход и расход и лучшего порядка в щетах. А в припасной конторе, те подаваемые от мастера табели содержать особливо книгою, собирая их в столпы». Для учета проработанного времени мастер должен был «...записывать, кто в который день, у какой работы был, а по прошествии месяца оную роспись мастеру или кому приказано будет, заруча, подать ему, управителю, а он должен свидетельствовать, ежели исправно, писать в Сибирской Обербергамт для заплаты денег». При передаче дел одним мастером (старостой) другому находящиеся на ответственности первого мастера ценности должны были передаваться после инвентаризации. Под инвентаризационной описью расписывался принявший дела мастер.
На государственных металлургических уральских заводах (1735 г.) материальный учет велся в книгах «С» и «D» (кредит, дебет). Таких книг велось двенадцать - по числу групп материалов. В книгах надо «записывать каждую вещь по содержанию своему щетом, мерою и весом и по цене». Книги должны были быть прошнурованы, листы в них пронумерованы и скреплены печатью.
Учет тесно переплетался с планированием, причем вся ответственность за простои в производстве возлагалась на управляющих. За несвоевременную подачу заявок на уральских заводах на виновных налагался штраф: «А ежели оных (заявок) на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякой умедленной день доправить надлежит по гривне, а с шихтмейстера - по пяти, с подъячих старых, средних и молодых - со всех обще - по пяти ж копеек».
Порядок отпуска и оприходования материалов должен был быть строго документирован: «Без письменного указу нималой вещи никуда не отпускать и в расход не записывать ни по чьему словесному приказу или требованию под заплатою тройные цены». Это положение сохранялось и при отпуске материалов своим заводам.
На приходных документах, на уральских заводах проставлялся номер страницы приходно-расходной книги.
Имелись на уральских заводах и указания о методике организации архива: «По прошествии года, все дела разобрав, и которые касаются к щету, те переплесть особо от оставших других конторских дел с оберткою в коже, и учиня тому всему ясные описи. И как оные, так и те дела закрепить по листам и касающаяся к щету книги и щетные выписки объявлять во Обербергамте. А кои к щету не касаются, те содержать при конторе и хранить во всякой чистоте, а паче от пожара, дабы оные, такоже приходные и расходные книги не погорели, ибо от того немалая беда произойти может».
Из сказанного видно, что в промышленности учет постепенно начинает складываться в определенную строгую и сложную систему.
При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики. Эта перестройка преследовала две цели:
1) усиление контроля за сохранностью собственности;
2) увеличение доходов казны.
Промышленный учет в петровской России имел огромные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций и составления отчетности; более совершенная методика исчисления затрат; применение линейной записи в учете; аналитичность информации, необходимой для управления отдельными структурными подразделениями предприятия. Вместе с тем промышленный учет не знал системы двойной записи, ибо психологически бухгалтерам были более понятны натуралистические учетные идеи.
Не меньшие достижения были в учете и контроле государственных хозяйств. И может быть, успехи промышленного учета связаны именно с тем, что промышленность была государственной, индустриализация страны и учет в ней были делом государственным.
Принуждение становится основным и определяющим фактором экономического и социального прогресса. Петр I говорил: «Наш народ яко дети, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера приневолены не бывают».
Успех любой работы невозможен без строжайшего учета и контроля «за мерой труда и потребления», а средства этого контроля - доносы для выявления виновных, для устрашения слабых духом людей и удержания их от соблазна. Доносы поощрялись специальными людьми - фискалами. Они должны были обеспечить полную честность в соблюдении финансовой дисциплины, за это они поощрялись материально, получая третью часть от всех штрафных денег.
Но и ответственность у служащих Российской империи была немалая: за невыполнения обязанностей, за взятки и т.д. карались смертной казнью или вечной ссылкой с отнятием всего имущества.

2. Русская учетная мысль: распространение двойной записи

На появление двойной запаси в нашей стране оказала влияние западноевропейская литература. Первые книги по бухгалтерскому учету выходили анонимно, такие как «Ключ коммерции» (1783 г., перевод с англ.), «Торг Амстердамский» (1762 г., перевод с франц.).
Один из переводчиков и первых истолкователей двойной бухгалтерии Чулков Михаил Дмитриевич (1740 - 1792 гг.) хвалил ее, говоря, что итальянцами это вымышлено весьма хитро, что обо всех купцовых торговых делах явственно, порядочно и обстоятельно показует.
В самом начале XIX столетия Х.А. Шлецер дает такое определение: «... бухгалтерия, или верный и основательный расчет о прибыли или убытке, которым он при своих делах подвержен».
Все счета трактовались как смешанные. По дебету учитывалась покупная стоимость товаров (плюс расходы по завозу), по кредиту - продажная. Сальдо вносилось в кредит счета на основе инвентаризационной описи, и конечный остаток товаров оценивался по себестоимости.
Схема записи будет видна из примера:


Сальдо начальное - 60 получено в результате проводки: Дебет счета Товары Кредит счета Капитал; оприходованы товары по себестоимости -140; списаны товары по продажной цене - 190; конечный остаток товаров по себестоимости (выявленной при инвентаризации) - 20; прибыль, списываемая на счет Прибыли и убытки - 10; ее величина рассчитывается так: (190 + 20) - (60 + 140).
Счета товаров были активно-пассивными, так как сальдо могло быть как дебетовым, так и кредитовым.
При учете расчетов автор книги «Ключ коммерции» рекомендовал выполнять начисление только в тех случаях, когда не было оплаты наличными деньгами. Существенным моментом было подчеркивание необходимости согласования бухгалтерских записей с корреспондентами: «берегись, - повторяя правило Пачоли, писал автор, - чтоб никого не дебетовать в своих книгах без ведома и согласия его самого». При этом линейная запись рекомендовалась для фактурной книги, в которой велся учет товаров отгруженных. Издержки обращения делились на две группы (счета): торговые и домовые. Торговые расходы собирались по дебету с выделением товаров, по которым они возникли, затем расходы переносились в дебет соответствующих товарных счетов. Вместе с тем появляется новый подход к определению понятия издержек. Считается, что не все расходы являются издержками обращения. К издержкам обращения следовало относить только те расходы, которые были непосредственно связаны с движением товаров от момента их поступления в торговое предприятие до момента списания.
Интересными были взгляды на баланс. До сознания бухгалтеров и купцов еще не доходит обязательность строгой периодичности составления балансов. Составляли баланс, как правило, тогда, когда начинали новые книги. При этом баланс понимали как счет, названия его сторон - дебет и кредит, а не актив и пассив. Статей прибыли и убытка в балансе нет, так как сальдо уже перенесено на счет Капитала.
Влияние идей, изложенных в книгах, было незначительным. Купцы, писари, счетные работники иностранную премудрость воспринимали по принципу «ученость - вот чума!» (Грибоедов). Чумы они боялись, но то, что называли ученостью, в конце концов, победило.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.