Конспект лекций по предмету "Физика"


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ЛЕКЦИИ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ЛЕКЦИИ
Данная дисциплина изучается в 4 семестре в течение 60 часов. В т.ч. при дневной форме обучения предусмотрено 17 ч. лекционных занятий, 17 – семинарских, 26 ч. для самостоятельной работы студентов; при заочной форме обучения проводится 8 ч. лекционных занятий, 4 – семинарских, 48 ч. отведено на самостоятельную работу. Форма итоговой отчетности – зачет.
Цель дисциплины – ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания.
Задачи дисциплины: 1) Обсудить основные методологические принципы, на которых строятся исследования в области психологии личности; 2) Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности; 3) Провести анализ классических и современных теорий личности; 4) Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.
Курс «Психология личности» является одним из базовых при подготовке студентов-психологов. Содержащийся в нем учебный материал не только является обобщением изученного в рамках пропедевтических дисциплин «Общая психология» и «Общий психологический практикум», но и сохраняет относительно самостоятельное значение, обусловленное спецификой учебных задач. Программа учебной дисциплины структурно состоит из трех разделов: «Методология, теория, эксперимент», «Теории личности», «Актуальные вопросы психологии личности».
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- знать содержание основных понятий, категорий, концепций и теорий, относящихся к сфере психологии личности;
- уметь применять усвоенные знания при интерпретации процессов общения и развития личности;
- владеть методами психологического исследования личностных феноменов.

Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Учебные вопросы:
1. Предмет психологии личности
2. Принципы психологии личности
3. Основные проблемы
4. Методы исследования
5. Проективные тесты






Предмет психологии личности

o богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций,… o междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное… o неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или…





Принципы психологии личности

Методологические принципы в психологии личности определяют границы и правила построения теории личности, определяют круг научных проблем, косвенно… В современных психологических исследованиях обсуждается вопрос о статусе… · В теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина координационный принцип сопоставим с одноуровневыми, или…





Основные проблемы

o проблема структуры личности;
o проблема мотивации поведения;
o проблема развития личности;






Методы исследования

2. Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой… Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или… · Тесты бывают разных видов:






Проективные тесты

o Одним из первых проективных тестов считается словесно-ассоциативный тест К. Юнга (1904-1905 гг.), цель которого состояла в косвенном воздействии… o Второй по значимости проективный тест - тест чернильных пятен Г. Роршаха,… o Следующим этапом в разработке проективных тестов был Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) Г. Мюррея (30-е г. ХХ…

Лекция 2. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО МОДИФИКАЦИЯ

Учебные вопросы:
1. Общее представление о теории. Особенности психологической теории
2. Имплицитная и эксплицитная теории
3. Классический психоанализ З. Фрейда
4. Последователи З. Фрейда - К. Юнг и А. Адлер

Теория - внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, это высшая форма научного знания. Согласно К. Попперу, "теории - это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем "миром", для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки этих сетей все более мелкими.
· Каждая теория включает в себя следующие компоненты:
o исходную эмпирическую основу;
o множество допущений (постулатов, гипотез);
o логику - правила логического вывода;
o теоретические утверждения, которые и есть основное теоретическое знание.
Различают качественные теории, которые строятся без математического аппарата (психоанализ З. Фрейда, теория самоактуализации А. Маслоу) и формализованные теории, в которых главные выводы построены на основе математического анализа данных (теория поля К. Левина, теория когнитивного развития Ж. Пиаже). Теория создается не только для описания, но и объяснения, а также предсказания реальности. Она считается научной, если есть вероятность ее отвергнуть (признать ложной) в процессе проведения эмпирической проверки. Такая проверка осуществляется не на всем объеме исследуемых объектов - генеральной совокупности, а на части или подмножестве этой совокупности, которая обладает всеми ее свойствами. Такая часть генеральной совокупности называется выборкой.
· Основными правилами формирования выборки являются:
o 1) содержательный критерий (критерий операциональной валидности), в соответствии с которым подбор испытуемых определяется предметом и гипотезой исследования;
o 2) критерий эквивалентности (критерий внутренней валидности), по которому испытуемые должны быть уравнены по другим (в отличие от независимой переменной) характеристикам;
o 3) критерий репрезентативности (критерий внешней валидности), определяющий соответствие испытуемых той части популяции, на которую потом будут переносится результаты исследования.
Теория, согласно С.Л. Рубинштейну, "это круг явлений, развивающихся и функционирующих согласно своим внутренним закономерностям. Каждая дисциплина, поднимающаяся до уровня науки, должна раскрывать специфические законы детерминации изучаемых явлений". Основная задача всякой науки, в том числе и психологической - вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений. Теоретическим фундаментом психологической теории является принцип детерминизма, т.е. принцип причинной обусловленности психических явлений, направленный на объяснение и раскрытие этих причин. Функциями психологической теории являются: 1) объяснение возникновения определенных феноменов (например, тревожности), или ретросказание; 2) предсказание их возникновения; 3) обнаружение и доказательство связей между несколькими детерминантами и психическим явлением. Особенностями психологический теории являются - объяснение причинной обусловленности психических явлений, обоснование многообразия факторов, влияющих на психическое явление, дифференциация обыденных и научных представлений.






Имплицитная и эксплицитная концепции

Понятие "имплицитная теория личности" было предложены Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 г. и используется до сих пор для обозначения… Теория считается эксплицитной, если она артикулирована, осознана и проверена…





Классический психоанализ З. Фрейда

Вряд ли можно найти еще одну такую теорию, которая вызвала бы столь противоречивые и резкие оценки, как теория З. Фрейда (1856-1939). С уверенностью можно сказать, что это была одна из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера поведения человека. Причинность интерпретировалась в терминах бессознательного, и поэтому во многом была непохожа на принятое в объективной науке толкование детерминирующих тенденций. Довольно серьезным моментом критики концепции Фрейда является его стремление свести все многообразие побуждений личности к узко специфическим, биологическим детерминантам. Одним из исходных постулатов его концепции является представление о психическом как о специфической энергии. Эта мысль была усвоена Фрейдом благодаря общению с Эрнстом Брюкке - крупным представителем физико-химической школы в физиологии. Именно Брюкке, исследовавший физиологические процессы в терминах энергетических превращений, укоренил в сознании Фрейда взгляд на организм как на динамическую величину. В течение всей последующей жизни он будет верен этой идее, реализуя ее посредством изучения таких феноменов, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты, формирование симптомов, амбивалентность и проч. Следующая базовая идея состоит в том, что причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. Это положение было сформулировано в ходе общения Фрейда с Жаном Шарко. Обсуждая дискуссионный вопрос, касающийся истерии, Фрейд пришел к выводу, что это не биогенное, а психогенное заболевание, вызванное действием каких-то психологических механизмов, в частности путем расщепления сознания и замены одних представлений другими. Одним их доводов, предъявляемых Фрейдом критически настроенному научному миру, явилась демонстрация случая мужской истерии без явных соматических дефектов. Это событие, если и не опровергло общепринятое мнение о том, что заболевание вызвано патологическими изменениями в женских половых органах (Hysteron - матка в переводе с греческого языка, то заставило изменить взгляд на истерию как на симуляцию. Было показано, что посредством гипноза можно вызвать истерические симптомы - паралич, дрожь, потерю чувствительности и таким же образом избавиться от них. "Все это означало, что какой бы неизвестной ни была неврологическая основа истерии, сами ее симптомы могут излечиваться и сниматься посредством одних только представлений. Они имеют психогенное происхождение. Это ставило саму психологию на совершенно новую основу, отличную от предыдущей академической, и делало возможными открытия относительно более глубоких слоев психики, которые нельзя было бы получить никаким другим путем" (Джонс Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997. С. 132). Влияние гипнотического сна на истерическую симптоматику позволило сформулировать механизм образования симптомов и избавления от них. Этим механизмом было названо вытеснение как действие, посредством которого субъект пытается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Симптомы образуются вследствие замещения вытесненных представлений, которые не согласуются с установками сознания. В случае конверсионной истерии происходит смещение психологического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы - соматические и моторные. Это происходит в результате того, что либидо - психическая (сексуальная, по Фрейду) энергия отделяется от вытесненного представления и преобразуется в нервную энергию, в соматическую иннервацию. Действие гипноза, продемонстрированное И. Брейером, обнаружило и важную функцию воспоминания, которое позднее ляжет в основу классических психоаналитических техник. Для феномена освобождения от симптомов, от аффектов путем воспоминания о вызвавших их обстоятельствах Брейером было использовано понятие катарсис, или очищение души (Аристотель). Опыт общения с И. Брейером и с многими другими видными учеными позволил Фрейду сформулировать еще одно, принципиально важное для него положение о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов. Многие пациенты, страдающие истерией прямо или косвенно выводили Фрейда на свои ранние детские воспоминания, предметом которых становились проблемы сексуального характера.
В научном творчестве З. Фрейда можно выделить три этапа: Первый этап (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. Одной из серьезных научных работ этого периода является труд, написанный вместе с И. Брейером "Очерки об истерии" (1895). В этот период причинами невротических расстройств он считает: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. В первой модели психический аппарат наделяется такими функциями, как приспособление к событиям, происходящим во внешней реальности, усиление и отвод возбуждения, восприятие, внимание, перевод психической энергии из одного состояния в другое. Именно в этот период психическая травма рассматривалась как следствие сексуального совращения, имевшего место на самом деле, в действительности. Позднее он приходит к мысли, что речь идет не о реальных сексуальных действиях, которые совершались в отношении ребенка, а о его собственных фантазиях, представлениях-желаниях.
Второй этап (1897-1923) приходится на годы, в течение которых были написаны фундаментальные научные работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Влечения и их судьба" (1915) и др. В этот период разрабатывается модель новая топическая модель. В этот период энергия влечения рассматривается в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. Именно благодаря "Трем очеркам по теории сексуальности" детская сексуальность стала одной из составных частей классического психоанализа. Приспособление меняет направленность - от адаптации к внешним событиям - к адаптации, приспособлению к своим внутренним силам. Сексуальное понимается как то, что складывается из учеты противоположности полов, получения удовольствия, наслаждения от функционирования органов, продолжения рода и скрываемого неприличного.
В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению. Последнее влечение определяется как потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида. В этот период он противопоставляет эти два вида влечений. Топическая (пространственная) модель психического аппарата представлена на трех уровнях - бессознательном, предсознательном и сознательном. Бессознательное состоит из психических содержаний, которые функционирует по своим законам и правилам, является вместилищем психической энергии, врожденных влечений. На уровне бессознательного действуют первичные процессы, которые характеризуются алогичностью, вневременной и пространственной динамикой. На предсознательном и сознательном действуют вторичные процессы - внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Имеющие свою логику, направление и способность к контролю. Предсознательное расположено между бессознательным и сознательным, от первого оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание. Переход от предсознания в сознание обусловлен второй цензурой, которая не столько искажает, сколько отбирает тревожащие индивида содержания. В предсознательное входят мысли, которые непосредственно не осознаются, но легко могут быть осознаны. "В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике; именно это имеет в виду Фрейд, "описательно" определяя предсознательное как бессознательное, но доступное осознанию, тогда как собственно бессознательное навсегда остается оторванным от сознания" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 352). Сознательное включает в себя осознанные мысли и чувства, действует на основе вторичных процессов по принципу реальности. Сознание, по мысли Фрейда, дает возможность человеку воспринимать качества вещей, активно используя процессы восприятия, внимания и суждения.
Третий этап (1923-1939) представлен работами, которые подготавливают момент его наступления, - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923) и отражают новый взгляд на влечения и психический аппарат, названный структурной моделью. В этом подходе по-новому трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе - стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою. Мысль о том, что кроме влечения к жизни, есть влечение к смерти, возникла у Фрейда после Второй мировой войны. Определяя это понятие, он имеет в виду стремление организма, во-первых, к разрушению и, во-вторых, к закономерному переходу в неорганическое состояние (см. Хрестомат. 2.1). Структурная модель психического аппарата приходит на смену топической. Вместо трех уровней - бессознательного, предсознательного и сознательного выделяются Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я). "Разделение психики на Оно, Я и Сверх-Я. Благодаря одновременному, не менее сильному подчеркиванию функционального значения этих структур привело к решению вопроса, в каком отношении с сознанием находятся психические содержания - вопрос, над которым все время бился Фрейд в течение первого и второго периодов. Теперь же сознание дескриптивно было просто сведено к состоянию, которое возникает в результате восприятия сенсорных качеств и которое понятийно охватывалось выражением "орган чувств в Я". Иначе говоря, сознание стало пониматься не как проявление специфической системы (системы "осознанного восприятия", соответствующей системам "предсознательное" и "бессознательное" в топической теории", а как одна из функций среди многих - как одна из трех основных структур души, а именно Я" (Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998, с. 230). Оно - врожденная бессознательная инстанция, вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. Оно действует по принципу удовольствия посредством первичных процессов. Кроме первичных процессов на уровне Оно функционируют рефлекторные действия. Это - фантазийная форма человеческих представлений, алогичная и иррациональная. Эго - формируется из Оно, появляясь с возникновением знания о внешнем мире. Эта инстанция действует по принципу реальности, применяя перцептивные и когнитивные стратегии, т.е. внимание, логическое мышление, рассуждение и оценку. Цель инстанции Я состоит в отсрочке удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Основой Я являются вторичные процессы. Снижение тревоги обеспечивается с помощью специальных механизмов, называемых защитными. Это - приемы, которые удерживают самооценку на определенном уровне путем отрицания, вытеснения, изоляции, расщепления, всемогущего контроля, примитивных форм проекции и идентификации, регрессии, а также при поддержке механизмов идентификации, интеллектуализации, рационализации, юмора и сублимации и проч. Супер-Эго формируется к концу третьей, фаллической стадии психосексуального развития и представляет собой систему ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала. Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал - поощрений родителей.
Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии - оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт - это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение - потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны. На оральной стадии (0-18 мес.) такой областью является рот. Естественным способом редукции напряжения и получения удовольствия на этой стадии является процесс сосания, позже кусания. Фрустрация либидо на этой стадии приводит к фиксации и развитию у ребенка орального характера.
На анальной стадии (1.5-3 лет) роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствующими этому процессу психическими явлениями выступают аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение. На фаллической - главной для концепции Фрейда - стадии энергия концентрируется на гениталиях. Основная задача стадии - идентификация с родителем того же пола. Однако выполнение этой задачи связано с целым рядом трудностей. Это - развитие Эдипова комплекса и комплекса кастрации. Эдипов комплекс описывается как упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Представление об этом комплексе появляется в работах 1910 г. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившимся на матери, скрыт, по Фрейду, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной комплектом - будучи маленьким мальчиком, он испытывает влечение к матери и ненависть к отцу, воспринимая его как соперника. Комплекс кастрации формируется на основе влечения к матери и интерпретации отсутствия у девочки пениса как того, что ее когда-то наказали за несоответствующие сознательным установкам мысли и чувства, т.е. любовь к родителю противоположного пола. Фрейд полагал, что к концу этой стадии формируется Супер-эго. На латентной стадии (6-12 лет) в развитии организации влечений наступает затишье, продолжают развиваться Я и Сверх-Я. "Обычно на всем протяжении этой стадии правит враждебное к влечениям Сверх-Я, которое пытается сдержать как агрессивно-садистские, так и либидинозные импульсы. Благодаря работе Сверх-Я и Я-идеала инстинктивные, направленные на объект энергии возвращаются в Я и десексуализируются, садизм нейтрализуется" (Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С.362).
Генитальная стадия (пубертат) начинается с нарушения внутреннего равновесия вследствие типичных для этого возраста гормональных перестроек, попутно оживают комплекс кастрации и Эдипов комплекс, а также парциальные влечения. "Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются генитальные побуждения" (Там же. С. 362). Родительские идеалы утрачивают свое влияние, изменяются ценности, нормы, способы поведения. Страх отделения может сопровождаться прорывами либидинозных и агрессивных влечений. С возрастом конфликты редукция либидо начинает осуществляться посредством сексуальных отношений между взрослыми партнерами, либо сублимироваться на другие, несексуальные отношения. Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.





Последователи З. Фрейда - К. Юнг и А. Адлер

· 2.3.1. Аналитическая психология К. Юнга (1875-1961)
· 2.3.2. Индивидуальная психология А. Адлера (1870-1937)






Аналитическая психология К. Юнга (1875-1961)

Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго. Личное бессознательное (в некоторых аспектах… Согласно З. Фрейду, либидо - это сексуальная энергия, этот термин обозначает… Основные этапы индивидуации связаны с отдельными архетипами (см. Хрестомат. 2.4), с их индивидуальной проработкой.…





Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)

· Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:
o целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
o признание изначально социальной природы человека;


Лекция 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Учебные вопросы:
1. Шесть принципов классического психоанализа
2. Эго-психология и ее представители
3. Психология объектных отношений
4. Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж. Боулби, М. Малер)
5. Перенос и сопротивление






Шесть принципов классического психоанализа

· Теорию Зигмунда Фрейда называют классической. Понятие "классический" можно определить двояко:
1. Теорию, метод, совокупность представлений можно назвать классическими, если новые разработки и модификации сузили область ее валидности;
2. Каждая форма или система обозначается термином "классическая", если по сравнению с последующими изменениями или более радикальными ответвлениями, она продолжает быть достоверной и валидной.
Термин "классическая техника лечения" принадлежит не Фрейду. Он впервые был употреблен тогда, когда возникли первые модификации психоанализа Фрейда. Ш. Ференци стал обращать внимание в терапевтическом процессе не на воспоминание, а на переживание. При этом, как считалось, неудовлетворительные предпочтения, которые отдавались в терапии воспоминаниям и интеллектуальным реконструкциям, в 20-х г. ХХ в. стали именоваться термином "классический".
Коротко остановимся на классической теории драйвов Фрейда. Рассмотрим "психическое событие" в теории Фрейда с шести точек зрения: топографической, динамической, экономической, генетической, структурной и адаптивной.
1. Топографический подход (от греч. topos - место, личность; grapho - пищу) - анализ психологического пространства и взаимного расположения его частей. Этот подход определил место бессознательного, "глубинных" процессов в области психического. Бессознательное находится под влиянием "первичных" процессов - алогичных, стихийных, непосредственных, здесь нет места чувству времени, порядку, логике. Для них характерна концентрация (сгущение) и перемещение (смещение). Сознательное управляется вторичными процессами - мышление, рассуждение, внимание, контролируемое действие. Слова "первичный" и "вторичный" предполагают временной или генетический смысл, представляют собой два способа функционирования психического. Для бессознательного характерно стремление к разрядке и принцип удовольствия, для сознательного - накопление энергии, бегство от внешних возбуждений, принцип реальности.
2. Динамический подход предполагает, что ментальные феномены - результат взаимодействия сил, которые являются конкурирующими, находятся в обоюдной оппозиции. Этот подход позволяет выделить такие проблемы, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты. Формирование симптомов, амбивалентность и переопределение - примеры динамик. Здесь обсуждаются проблемы первичности инстинктов (влечений), функции защит, проблемы замещения, переноса и контрпереноса.
3. Экономический подход имеет отношение к распределению, преобразованию и учету психической энергии. На нем базируются такие концепции, как связывание, нейтрализация, сексуализация, агрессивность и сублимация. Экономика - попытка проследить все превращения отдельных количеств возбуждения и подойти хотя бы к относительной оценке их величины. Конкретными проявлениями экономики являются - навязчивость невротического симптома, нарушение сексуальной разрядки или, наоборот, высвобождение "зажатых" аффектов (отреагирование), отделение представления от первоначально связанного с ним аффекта и др.
4. Генетический подход рассматривает происхождение и развитие психических феноменов. С этой точки зрения, человек проходит через последовательные фазы психосексуального, или либидинального, развития ("либидо" по латыни - желание, термин заимствован Фрейдом у А. Молля). Либидо трактуется им как "количественная (хотя в данный момент недоступная измерению) сторона энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь". Сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, а либидо - психический аспект или "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни, поэтому развитие определяется тем, в каком месте на данной стадии происходит телесное напряжение.
5. Структурный подход предполагает, что психический аппарат может быть разделен на несколько устойчивых функциональных единиц. В работе "Я и Оно" Фрейд описывает три инстанции психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я.
6. Адаптивный подход применим к проблеме взаимосвязи между побуждением и объектом, т.е. достижением цели получения удовольствия путем нахождения объекта. Чаще всего в концепции Фрейда обсуждается идея поиска объекта любви или ненависти, поскольку именно эти два влечения - Эрос и Танатос считаются главными человеческими потребностями.
Теория Фрейда подвергалась серьезной критике. В частности, обсуждались проблемы несоответствия теории и практики психоанализа, неадекватности применения биологических принципов для объяснения психического, акцентирования бессознательных процессов и недооценки психосоциальных и социокультурных явлений. Серьезным замечанием к теории является подмена научного языка и научной интерпретации, метафорическим языком и обоснованием. Метафоры Фрейда - возбуждение, разрядка, катексис и др. обязаны своим происхождением нейрофизиологии XIX в. Безусловно, метафорический язык является неотъемлемой частью любой теории, однако было бы неправомерно подменять им научное объяснение и обоснование.






Эго-психология и ее представители

· 3.2.2. Представления Анны Фрейд о функциях и развитии Эго
· 3.2.3. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Благодаря структурному подходу, предложенному З. Фрейдом в 20-х г. ХХ в., были выделены три инстанции - Оно, Я и…





Хайнц Гартманн. Теория Я

Со временем часть механизмов, участвующая в конфликтах, может стать относительно независимой от них и использоваться для других целей, например,… Гартманн систематизирует разрозненные функции Я, выделяя наиболее важные из… С инстанцией Я Гартманн связывал адаптацию организма. Кроме известных научному миру способов адаптации -…





Представления Анны Фрейд о функциях и развитии Эго

Ее книга "Я и защитные механизмы" посвящена роли психологический защиты в функционировании психического аппарата, способам… Наряду с тщательной и подробной разработкой проблемы защитных механизмов А.… · Типичной линией развития является путь ребенка от инфантильной зависимости к взрослой любви:






Эпигенетическая концепция Э.Эриксона

Свой фундаментальный труд "Детство и общество" он издает в 1950 г., имея богатый эмпирический материал, собранный на разных выборках. Э.… · По сути, сам термин означает, что:
o 1) развитие не есть простое развертывание того, что уже зародилось, возникают новые качества, формы, которые не…





Психология объектных отношений

· 3.3.2. Проблема базисного дефекта в работах М.Балинта
· 3.3.3. Анализ самости в работах Х.Кохута
Термин "объект" используется в связи с понятием влечения. Объект (предмет, человек в целом, частичный…





Английская школа объектных отношений. М.Кляйн

В дальнейшем (на депрессивной стадии) ребенок под воздействием позитивных впечатлений узнает, что хорошая и плохая грудь относятся к одному и тому…





Проблема базисного дефекта в работах М. Балинта







Анализ самости в работах Х.Кохута

Травматические недостатки Я-объектов, отсутствие эмпатии может приводить к серьезным нарушениям личности, таковыми являются люди с нарциссическим… Вместо переполненности примитивными интроекциями они жаловались на пустоту -…





Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж.Боулби, М.Малер)

· Процесс развития младенца был представлен Малер следующим образом:
1. Аутистическая фаза длится в течение первого месяца жизни и является… 2. Симбиотическая фаза возникает на втором и длится до 5 месяцев. Эта фаза является предобъектной. Мать выступает…





Перенос и сопротивление

Перенос (трансфер) - процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений,… В психологии это личности перенос (трансфер) трактуется как копия тех… Перенос возникает в случае способности пациента к регрессии (но при этом частичной и обратимой). Фрейд полагал, что…

Лекция 4. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебные вопросы:
1. Основные принципы гуманистической психологии
2. Теория личностных черт Г. Олпорта
3. Теория самоактуализации А. Маслоу
4. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.






Основные принципы гуманистической психологии

· Такими принципами являются:
o Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым… o Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию…





Теория личностных черт Г. Олпорта

Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень… Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и… "Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо…





Теория самоактуализации А. Маслоу

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А.… Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации.… Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое…





Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера - восприятие событий является реальной. Иными словами,… · Оно раскрывается через следующие три принципа:
o 1) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее…

Лекция 5. ТЕОРИЯ ПОЛЯ К. ЛЕВИНА. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОРОВ Дж. КЕЛЛИ

Учебные вопросы:
1. Понятие психологического пространства в гештальтпсихологии
2. Основные принципы и положения теории поля К. Левина
3. Экспериментальные работы в школе Левина
4. Теория личностных конструктов Дж. Келли






Понятие психологического пространства в гештальтпсихологии

Этот феномен не может быть объяснен исходя из прежних взглядов на психическое, т.к. ранее появление такого качества объяснялось наличием… Психика функционирует по принципу образования гештальтов (Gestalt в переводе с… Основные представители этого направления (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка) переносили особенности восприятия и на…





Основные принципы и положения теории поля К. Левина

· 5.2.1. Основные принципы теории поля
· 5.2.2. Структурная часть теории поля
· 5.2.3. Динамическая часть теории поля






Основные принципы теории поля

2. Анализ психологического поля с позиции целостности в противовес тому сложившемуся в психологии подходу, согласно которому изучаются отдельные… 3. Изучение ситуации не с физической, а с психологической точки зрения, т.е.… 4. Исследование поведения с точки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, в настоящем, в ситуации…





Структурная часть теории поля

Человек - замкнутая система, обладающая двумя свойствами - отделенностью от остального мира границей и включенностью в большее пространство. Он не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Психологическая среда и человек объединяются общим понятием - жизненное пространство, которое рассматривается как психическая реальность, т.е. как тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Объекты, события, идеи, которые в данный момент являются элементами жизненного пространства, могут в следующий момент стать элементами непсихологической среды (физической, социальной и др.), если перестают иметь какое-либо значение для человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, снять напряжение. Человек отделен от психологической среды границей, и сам обладает определенной структурой. В структуре личности выделяется внутренний регион и перцептуально-моторный слой. Внутренний регион поделен на определенные ячейки, которые, по всей видимости, ассоциируются с потребностями человека. Перцептуально-моторный слой не дифференцирован и обеспечивает взаимодействие между внутриличностным регионом и средой. Среда также дифференцирована и разделена на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержит один психологический факт (наблюдаемый или мысленный). Все воспринимаемое и выводимое относится к фактам. Взаимодействие между фактами описывается как событие по следующим критериям: близости/удаленности регионов, прочности/слабости границ, текучести/ригидности. Основное внимание уделяется динамическим аспектам поведения, поэтому Левин вводит понятия локомоции и коммуникации. Локомоция - это движение в психологической среде, этот тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности. Движение может быть как физическим, так и мысленным. Коммуникация - взаимодействие между перцептуально-моторным слоем и внутриличностным регионом. Коммуникация - это внутриличностная динамика.






Динамическая часть теории поля

Исходным моментом в создании Левиным теории мотивации стали представления Аха о том, что сознание детерминировано двояко: процессом ассоциации и волей. Он рассматривал их как отдельные тенденции. Левин показал, что детерминирующая тенденция, называемая им квазипотребностью, не является частным случаем, а, наоборот, является динамической предпосылкой любого поведения. Энергетическая составляющая поведения всегда представляла для Левина центральное звено в объяснении намерений и действий человека.
Тип энергии, осуществляющий психическую работу, Левин назвал психической энергией. Она высвобождается, когда психическая система пытается вернуть равновесие, вызванное неуравновешенностью. Последняя связана с нарастанием напряжения в одной части системы относительно других.
Для объяснения динамики Левин использует некоторые понятия. Напряжение - состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов. Организм стремится к выравниванию напряжения данного региона по сравнению с другими. Психологическим средством выравнивания напряжения является процесс - мышление, запоминание и др. Потребность - возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе. Потребности делятся на физиологические состояния (истинные потребности) и намерения, или квазипотребности. Понятие потребности отражает внутреннее состояние индивида, состояние нужды, а понятие квазипотребности эквивалентно специфическому намерению удовлетворить потребность. "Это значит, что к намерению вынуждены прибегать тогда, когда нет естественной потребности в выполнении соответствующего действия, или даже когда налицо естественная потребность противоположного характера" (Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. С. 136).
Конечной целью всех психических процессов является стремление вернуть человеку равновесие. Этот процесс может осуществляться путем поиска определенных валентных объектов психологической среды, которые могут снять напряжение. Валентность - концептуальное свойство региона психологической среды, это ценность региона для человека. Валентность может быть положительной и отрицательной.






Экспериментальные работы в школе Левина

Самый распространенный способ удовлетворения потребности осуществляется с помощью подходящей локомоции в психологической среде. Тем не менее этот… Еще одним из важных понятий школы К. Левина является полевое поведение. По… Эксперименты в школе Курта Левина никогда не проводились ради самого экспериментирования. Они служили тем материалом,…





Теория личностных конструктов Дж.Келли

Понятие конструкта Для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа - конструкт. Термин "конструкт"… · Научное понятие - это логическая констатация связи, из которой путем… o обобщение явлений;


Лекция 6. ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера
2. Социально-когнитивная теория А. Бандуры 3. Достоинства и недостатки теорий…






Определение оперантного обусловливания







Принципы оперантного обусловливания







Режимы подкрепления

· На основе двух параметров были описаны четыре режима подкрепления:
1. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Подкрепление осуществляется… 2. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Подкрепление производится только тогда, когда твердо установленный,…





Рост и развитие личности







Психопатология

· (1) Неусвоенная реакция или поведенческий дефицит возникает в результате отсутствия подкрепления при формировании необходимых навыков и умений.… · (2) Неадаптивная реакция - результат усвоения действия, неприемлемого для… Изменение поведения также построено на принципах оперантного обусловливания, на системе модификации поведения и…





Достоинства и недостатки теорий научения

· Достоинства:
1. Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных.
2. Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение.
3. Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения.
· Недостатки:
1. Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека.
2. Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия.
3. Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей.
4. Большой разрыв между теорией и практикой.
5. Поведенческая теория не дает стабильных результатов.






Социально-когнитивная теория А. Бандуры

· 6.2.1. Обучение через наблюдение
· 6.2.2. Самоэффективность
· 6.2.3. Компоненты обучения через наблюдение






Обучение через наблюдение







Самоэффективность

· Одной из таких особенностей является самоэффективность как представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями. Источниками самоэффективности являются:
o знания о своих собственных достижениях;
o косвенный опыт, полученный благодаря наблюдению за другими людьми, имеющими приблизительно равные с индивидом способности, которые демонстрируют умение выполнить поставленную задачу;
o вербальные убеждения и поддержка со стороны социального окружения;
o физические, телесные признаки (усталость, напряжение, легкость и др,), указывающие на степень трудности поставленной задачи.
Убеждения в самоэффективности влияют на мотивацию и на успешность деятельности, а также на способность справляться с проблемами и трудностями. Исследования показывают, что чувство контроля над событиями помогает человеку преодолеть стрессовые жизненные обстоятельства (см. Хрестомат. 6.2).






Компоненты обучения через наблюдение

1. Усиление внимания за моделью. Оно состоит в выделении тех ее признаков, усвоение которых приведет к полезному результату.
2. Актуализация процессов запоминания, которая заключается в способности… 3. Воспроизведение движений, закрепляющее эффекты, полученные путем наблюдения.


Лекция 7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебные вопросы:
1. Проблема личности в отечественных психологических школах
2. Современные исследования в области психологии личности






Проблема личности в отечественных психологических школах

· В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:
1. С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа.… 2. С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания…





Современные исследования в области психологии личности

o обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной… o сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным… o особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);


Лекция 8. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Учебные вопросы:
1. Специальная теория индивидуальности В.М.Русалова
2. История взглядов на темперамент: основные выводы
3. Современные исследования в области темперамента






Специальная теория индивидуальности В.М.Русалова

· Формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строго фиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Их… o биологическим возрастным развитием;
o сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда).






Современные исследования в области темперамента

· В структуре темперамента различаются:
o экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной… o психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;


Лекция 9. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЛИЧНОСТИ. ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДЕЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Учебные вопросы:
1. Эмоции и их функции в жизни человека
2. Виды эмоций. Понятия тревоги и страха
3. Защитные механизмы и совладающее поведение






Эмоции и их функции в жизни человека

· Такое разнообразие представлений о сущности и функциях эмоций вызвано в первую очередь с тем, что они связаны с другими системами, прежде… o гомеостатической (эндокринной, сердечно-сосудистой),
o мотивационной (системой потребностей, мотивов, целей),






Виды эмоций. Понятия тревоги и страха

1. Положительными эмоциями являются:
o счастье - переживание успешно осуществляемой реализации цели;
o гордость - усиление идентичности вследствие получения ценного результата;






Защитные механизмы и совладающее поведение

Современное толкование защит опирается на представление о том, что это - механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если… В отечественных исследованиях (А.В. Либин) было определено, что стиль… · Существует множество подходов к классификации способов психологического преодоления. Так, согласно одной из них,…





Самосознание как процесс

· Осознание себя в качестве активного деятеля связано с пониманием, что процесс осознания сопровождается ощущением себя как источника активности.… · Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе… · Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во…





Самосознание как результат

Образ Я, самооценка и самоутверждение личности - взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно…





Я-концепция и проблема формирования половой идентичности

· Я-концепция выполняет определенные функции:
o обеспечивает внутреннюю согласованность (конгруэнтность по Роджерсу)… o осуществляет интерпретацию опыта по типу атрибутивной проекции, уподобляя социум своему внутреннему миру. Так, если…





Гендерная идентичность

· Два показателя - маскулинность и фемининность образуют четыре типа гендерной идентичности:
o маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам - агрессивный,… o фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);


Лекция 11. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

Учебные вопросы:
1. Эволюция жизни - начало исследования проблемы жизненного пути личности
2. Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна
3. Пространство и время личности






Эволюция жизни - начало исследования проблемы жизненного пути личности







Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна

· Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:
o психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и… o личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее…





Пространство и время личности

· Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность… · Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной… · Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные…

Лекция 12. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебные вопросы:
1. Теоретические подходы к исследованию воли
2. Волевое и произвольное действие
3. Волевая регуляция личности
4. Нарушения волевого контроля






Теоретические подходы к исследованию воли

· 2. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли… o мотивационный подход;
o подход свободного выбора;






Волевое и произвольное действие







Волевая регуляция личности

· Изменение смысла деятельности обычно происходит:
o 1) путем переоценки значимости мотива;
o 2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо…





Нарушения волевого контроля

Вопросы для самопроверки:

1. Как трактуется феномен воли в гетерономных теориях?


Лекция 13. ПСИХОТИЧЕСКИЙ, ПОГРАНИЧНЫЙ И НЕВРОТИЧЕСКИЙ УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Структура характера и критерии его диагностики
2. Невротический уровень организации личности
3. Пограничный уровень организации личности






Невротический уровень организации личности

· Невротики опираются на более зрелые защиты, имея возможность актуализировать и более примитивные защитные механизмы. Наличие примитивных защит… · Они обладают интегрированным чувством идентичности, т.е. способны описать… · Невротики находятся в надежном контакте с реальностью, у них отсутствуют галлюцинации, маниакальные интерпретации…





Пограничный уровень организации личности

· Пограничная личность использует примитивные защитные механизмы, поэтому их иногда непросто отличить от психотиков. Важное различие состоит в том,… · В сфере интеграции идентичности у пограничной личности наблюдаются… · При правильно построенной беседе пограничные клиенты демонстрируют понимание реальности, тем самым отличаясь от…





Психотический уровень организации личности

· Психотики прибегают к примитивным довербальным, дорациональным защитным механизмам - уходу в фантазии, отрицанию, обесцениванию, примитивным… · Идентичность не интегрирована. Психотики испытывают большие трудности в… · Плохо тестируют реальность, запутаны и неадекватны. Интерпретация высказываний психотиков по поводу реальности…





Структурный подход О.Кернберга

Обычно структурный подход О. Кернберга противопоставляется описательному подходу и сравнивается с генетическим, в рамках которого проводится анализ… Структурный подход позволяет выявить: 1) качество объектных отношений, 2)… · Он определяет тип личностной организации - невротический, пограничный и психотический с точки зрения решения трех…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.