Конспект лекций по предмету "Философия"


Основные проблемы и этапы развития средневековой философии

В истории средневековой философии следует различать три традиции. Это христианская философия, арабская философия и еврейская философия.
В то время как античная мысль в своей основе была космоцентрична, средневековое мышление в целом — теоцентрично (от греч. Theos — Бог), то есть все и вся соотносит с идеей Бога. Для него характерна тесная взаимосвязь философии с религией (иудаизмом, христианством и исламом).
Основные проблемы средневековой философии.
Проблема трансцендентного. Трансцендентность тождественна божественности. Трансцендентность Бога абсолютна, тотально отлична от всего прочего.
Проблема «источников сущего». Библия говорит о «творении», о «творении из ничего». Креационизм (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
Проблема человека. В Библии человек — существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя. Стало быть, человек — господин и повелитель всего, что создано для него.
Соотношение веры и знания. Библейское миросозерцание призывает человека подняться над наукой, разумом, интеллектом. Оно стремится, прежде всего, обосновать познавательную ценность веры.
Тема любви. Любовь не требует ответного чувства. Она бесконечна, беспредельна: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; “любите врагов ваших, молитесь за обижающих и гонящих вас”.
Проблема смысла истории. В Библии понимание истории выражено не циклической траекторией, а прямолинейной. История — это путь от сотворения к падению, от явления Христа к последнему судному дню.
Основные этапы развития средневековой философии.История средневековой христианской мысли подразделяется на два этапа:
1. патристика
2. схоластика.
1.Слово «патристика» произошло от латинского pater — отец. В период от начала новой эры до восьмого – девятого веков выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл ряд мыслителей, чьи произведения были позднее признаны религиозно-философской базой всего христианского учения. Этих мыслителей стали называть Отцами Церкви, а литература, созданная ими, получила общее название патристической.
В патристике выделяют две разновидности:
1. греческая (восточная) патристика (Юстин, Татиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Их сочинения написаны в основном на греческом языке.
2. латинская (западная) патристика (Тертуллиан, Иероним, Августин, Боэций). Трактаты этих мыслителей написаны на латинском языке.
На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В ее рамках произошел синтез христианства, неоплатонизма и — в некоторой степени — стоицизма.
Одна из центральных дискуссий патристики — это соотношение христианства с античным наследием, утверждение христианства как господствующей религии и, как следствие, попытка систематизации христианского вероучения. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения разума и христианского вероучения, т. е. в чисто теоретическом смысле — проблема веры и знания, религии и науки (под наукой в то время понималась философия). В целом преобладала определенная общая позиция: в процессе познания вера обладает преимуществом. Однако в рамках этого общего подхода существовало несколько, на первый взгляд, разных решений.
2. Свое название схоластика (от лат. schola — школа) получила благодаря тому, что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом (сsholasticus).
В истории схоластики традиционно выделяют четыре периода:
VIII—IX вв. — формирование схоластики. Известными философами этого периода были англосаксы Алкуин и Иоанн Скот Эриугена;
IX—XII вв. — период значительных дискуссий теологов о роли веры и разума. Главными фигурами этого времени были Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернар Клервосский;
XIII в. — «золотой век» схоластики, или Высокая схоластика. Центральное место здесь занимает Фома Аквинский,
XVI в. — кризис схоластики, олицетворяемый Уильямом Оккамом.
Высшим авторитетом схоласты признают Аристотеля. В схоластике специфически решалась проблема веры и разума. Вера обладает приоритетом, но только в отношении основных христианских истин (таких, например, как природа Христа, Его рождение, Его смерть и воскресение). В основном же разум, как и вера, является автономным. Вера и разум обладают одинаковым статусом. В проблемном поле между верой и разумом (к которому, например, относится вопрос о существовании Бога) царит гармония.
Проблема соотношения веры и разума. Согласно одному из них, вера якобы независима от разума и в этом смысле возможно веровать в утверждения, бессмысленные (абсурдные) с точки зрения разума. Выражением данного отношения к проблеме стала знаменитая фраза credo quia absurdum (верую, потому что абсурдно), которая была приписана Тертуллиану.
Другая позиция состояла в следующем: вера приоритетна в том смысле, что именно благодаря ей становится возможным мышление. Отсюда и новая формула: credo ut intelligam (верую, чтобы понять). Это означает, что без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам своей жизни. Этой точки зрения придерживались Августин и его последователи. Заметим, что в схоластике решение проблемы веры и разума претерпело некоторые изменения. Фома Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:
1. Доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);
2. Доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины - Бога);
3. Доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);
4. Доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);
5. Доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).
Кант опроверг эту аргументацию, подчеркнув, что Фома Аквинский из идеи бога выводит его реальное существование. Однако Гегель, в свою очередь, выдвинул ряд критических положений в отношении замечаний Канта.
Проблема универсалий в средневековых концепциях реализма и номинализма. Собственно теоретической проблемой схоластической философии стала проблема универсалий (общих понятий). В средние века спор о том, что чему предшествует — общее единичному или наоборот — выражался в двух крайних позициях: реализме и номинализме.
Девизом крайнего реализма были слова: "универсалии существуют реально и до вещей". Номиналисты утверждали, что универсалии не существуют реально, а являются только лишь именами
Наряду с этими крайними позициями существовали их многочисленные варианты и промежуточные точки зрения. Одной из них можно назвать концептуализм. Его сторонники настаивали на существовании общего внутри единичного.
Выводы. Таким образом, в период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она выполняла роль “служанки богословия”. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика, или патрология (учение отцов и учителей церкви, использовавших понятийный аппарат античной философии для утверждения религиозной веры, христианской философии), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии, особенно наследия Аристотеля).
Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен в Средневековье теоцентризмом, исходная идея которого – все изменяемое сотворено богом из «ничего” и стремится, в конце концов, к “ничто”.
Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Как следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразность развития всех явлений.
Человек понимается как персона, - неделимая личность, обладающая разумом, свободной волей и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, - причина зла, которое призвано оттенять добро, ибо оно делается лучше по сравнению со злом (Августин).
Взаимная связь добра со злом играла значительную роль в теодицее (оправдание Бога за наличие зла на Земле).
Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитатничество, дидактизм, исповедальность.
В позднем Средневековье возник ряд учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:
учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Дунс Скот);
учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Буридан);
учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);
учение об опыте, как мериле истинности понятий (Оккам).
Итак, в период Средневековья отмечались не только застойные явления в философской мысли. Философия этого времени внесла существенный вклад в развитие гносеологии и формальной логики, а на завершающей стадии своего развития обосновала необходимость изучения природы.
Почти все мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословских школ, интерпретаторами библейских текстов. Отсюда получают свое зарождение герменевтика и семиотика.
Лекция 3. Модуль 2. Исторические типы классической философии (2 часа)
3.1.Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем.
3.2.Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм.
3.3.Философия Просвещения: человек, общество, разум.
3.4.Немецкая классическая философия: общая характеристика. Философия И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.