1. Формально владельцем (и заказчиком) всех автоматизированных систем в организации является сама эта организация.
2. На практике обычно автоматизированная система находится в ведении какого-либо структурного подразделения организации в зависимости от того, какую именно деятельность она обеспечивает. Например, CRM-система может принадлежать коммерческому департаменту, кадровая система — департаменту “human resources” и т.д. Если автоматизированная система затрагивает деятельность нескольких подразделений, то ее владельцем может считаться то, на долю которого приходится наибольшее количество функций. Можно представить себе и другую ситуацию: автоматизированная система состоит из нескольких подсистем, и у каждой подсистемы есть свой владелец.
3. Фактически от лица подразделения-владельца действует его руководитель, который принимает на себя примерно следующие обязанности:
инициирует ее создание, а после ввода в эксплуатацию деятельность по ее развитию. согласовывает требования к ней. участвует в приемке автоматизированной системы. принимает решение о предоставлении доступа к автоматизированной системе конкретным сотрудникам и определяет их функциональные роли. оценивает качество обслуживания автоматизированной системы эксплуатационным персоналом и поднимает шум, если что-нибудь начинает идти не так. 4. Квалификация в предметной области:
a. полное понимание автоматизируемой деятельности,
b. знание всей необходимой для управления этой деятельностью организационно-распорядительной и нормативно-технической документацией.
5. Квалификация в области информационных технологий: общие представления о целях, задачах и методах в конкретном случае.
3.5.3.2. Функциональный пользователь –пользователь, непосредственно занятый в автоматизированной деятельности и участвующий в выполнении определенных функций системы на определенных этапах.
1. Набор функций и этапов их выполнения характеризует конкретную функциональную роль.
2. Функциональный пользовательне всегда является сотрудником подразделения-владельца или даже организации-владельца. Например, пользователями автоматизированной системы интернет-магазина наряду с сотрудниками последнего являются также покупатели, поставщики, рекламодатели, участники партнерских программ и т.д.
3. Во многих автоматизированных системах для каждой функциональной роли предусматривают отдельное АРМ, хотя жестких правил на это счет не существует.
4. по функциональным ролям удобно профилировать технологические инструкции.
5. Квалификация в предметной области:
5.1. знание собственного участка работы,
5.2. относящейся к нему организационно-распорядительной и нормативно-технической документации.
5.3. наличие необходимых для выполнения работ на этом участке прикладных знаний, умений и навыков.
6. Квалификация в области информационных технологий: пользователь персонального компьютера (в большинстве случаев). Некоторые автоматизированные системы могут предъявлять более жесткие требования к квалификации пользователя. Например, от конструктора можно ожидать владения основами работы в САПР, от дизайнера — умения работать с растровой и векторной графикой и т.п.