Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"


Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
                  ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
     Общие цели и задачи государственных программприватизации не учи-
тывали  особенностей  предприятий  отраслей  оборонной промышленности
(ООП).  В то же время они составляют значительную долюнаучного,  про-
мышленного и кадрового потенциала страны. На предприятияООП приходит-
ся также большой  удельный  вес  производства наукоемкой,  технически
сложной  гражданской продукции и непродовольственныхтоваров народного
потребления.  В 1994 г.  оборонный комплекс произвел 80%общего объема
выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизацияпредприятий
ООП преследовала цель не только сохранения,  но и дальнейшего  совер-
шенствования  их научно-технического и кадровогопотенциала.  Основные
задачи приватизации в этой сфере включали:
     — минимизацию  затрат на производство и разработкувооружения (В)
и военной техники (ВТ) с учетом требований военнойдоктрины и  обеспе-
чения на этой основе обороноспособности России;
     — создание оптимальной структуры производства в ООП,соответству-
ющей рыночным условиям;
     — максимально эффективное использование  кадрового, научнотехни-
ческого  и  производственного потенциала ООП длядостижения быстрейшей
стабилизации социально-экономической ситуации в стране.
     Приватизацию предприятий  ООП  предполагалосьосуществлять исходя
из следующих принципов:
     — согласования интересов РФ, национально-государственных и адми-
нистративно-территориальных образований в рамках РФ;
     -разграничения полномочий  и  функций при проведенииприватизации
между органами государственной власти и управления;
     — приоритета  трудовых  коллективов  приприватизации предприятий
ООП для смягчения социальной напряженности и сохранениявысокого науч-
но-технического  и производственного потенциалапредприятий оборонного
комплекса;
     — оказания финансовой поддержки предприятиям,подвергшимся разго-
сударствлению и приватизации (создание  специальных фондов  поддержки
предприятий,  предоставление дополнительных льготтрудовым коллективам
и т.д.).

                                — 2 -
     На процесс  приватизации  предприятий ООП оказалвлияние комплекс
факторов.  Во-первых,  это действовавшая системауправления оборонными
предприятиями,  основанная  на  жесткой централизацииадминистративных
функций,  существенно ограничивавшей  их производственнохозяйственную
самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства,что затрудня-
ло выкуп имущества трудовыми коллективами; неравномерность размещения
научно-технического  и  производственного потенциалаоборонной промыш-
ленности в пределах России; диверсификация производства,проявляющаяся
в  структуре  выпускаемой  предприятиями продукции (В иВТ,  продукция
двойного назначения, общегражданская продукия,непродовольственные то-
вары народного потребления).  В-третьих,  наличиемобилизационных мощ-
ностей и резервов, значительно ограничивающих процессразгосударствле-
ния и приватизации.  В-четвертых, конверсия военногопроизводства (из-
менение структуры выпускаемой продукции и статусаоборонного предприя-
тий, расширение возможностей приватизации).
     Необходимо также иметь в виду, что отсутствовалиосновополагающие
законодательно-правовые  документы,  определяющиеразвитие ООП (законы
об оборонном заказе,  включая разработку программвооружения, сохране-
ния и развития мобилизационных мощностей,  о статусеоборонного предп-
риятия; согласованные решения с государствами — членамиСНГ о совмест-
ном производстве В и ВТ),  что затрудняло подготовкуконцепции и прог-
рамм приватизации предприятий комплекса.
                 ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И
                         ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
     Начало разгосударствления  собственности иприватизации в оборон-
ном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когдапоявились альтерна-
тивные  формы  собственности  в  рамках многоукладнойсоциалистической
экономки,  а приватизация и разгосударствлениесобственности  не  были
узаконены  и  осуществлялись  в соответствии с отдельнымирешениями на
уровне властных структур. В 1993-1994 гг. былареализована крупномасш-
табная  программа  приватизации,  происходило наращивание критической
массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы — период глубокой
структурной  перестройки  экономики ООП,  в это времябыстрыми темпами
формируются холдинговые и акционернопромышленныекомпании  (АПК),  фи-
нансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральныенаучные и науч-
но-производственные центры.

                                — 3 -
     Существенное ускорение процесса приватизациипредприятий ООП наб-
людалось после вступления в силу Указа президента РФ«О коммерциализа-
ции  государственных  предприятий с одновременным ихпреобразованием в
акционерные общества открытого типа» (№721 от 1 июля1992 г.).
     Стихийная приватизация,  происходившая  в рядеотраслей народного
хозяйства,  не должно была распространяться на ООП, таккак могла при-
вести к их полному развалу.  Однако только 19 августа1993 г. был под-
писан Указ президента РФ № 1267 «Об особенностяхприватизации и допол-
нительных  мерах государственного регулированиядеятельности предприя-
тий оборонных отраслей промышленности», а 11 декабря1993 г. было при-
нято постановление правительства РФ № 1285 «Опредприятиях и организа-
циях оборонных отраслей промышленности,  не подлежащихприватизации  в
1993-1994 годах,  а также преобразуемых в акционерныеобщества», кото-
рые позволили перевести процесс приватизации в оборонном комплексе  в
цивилизованное русло, Этими документамипредусматривалось:
     — отступление для предприятий ООП от стандартныхприватизационных
процедур, предусмотренных государственной программойприватизации;
     — составление  перечня  предприятий,  находящихся в  федеральной
собственности и не подлежащих приватизации,  пообязательствам которых
отвечает государства (обеспечение выполнения оборонногозаказа и  обо-
ронных НИКОР,  гарантия соответствующей оплаты труда,сохранение госу-
дарственной тайны, содержание мобилизационных мощностей ит.д.);
     — установление порядка управления государственнымипакетами акций
оборонных предприятий и использования дивидендов поуказанным акциям;
     — закрепление вхождения оборонных предприятий иорганизаций в пе-
речни предприятий:  а) не подлежащих приватизации в1993-1995 гг.;  б)
подлежащих  приватизации  на  основе  специальноразработанных для них
концепций; в) преобразуемых в акционерные общества ссохранением конт-
рольного пакета акций на три года в федеральнойсобственности; г) пре-
образуемых в акционерные общества с закреплением«золотой акции»  сро-
ком действия 3 года за государством;  д) приватизируемыхбез ограниче-
ний.
     Темпы приватизации,  особенно на начальной стадии,постоянно воз-
растали.  Если в 1991-1992 гг.  было приватизированооколо 6,5% общего
количества предприятий ООП,  в 1993 г.  — 25%,  то в 1994г.  — 60%. В
1995 г.  доля приватизированных предприятий ООП составиласвыше  70  %
общего  их количества.  Наиболее активно процессприватизации проходил
на  предприятиях  авиационной  промышленности, радиопромышленности  и

                                — 4 -
электронной  промышленности.  В  таблице  1 представленораспределение
предприятий по способам приватизации на основе данныхГоскомстата  РФ.
Из таблицы видно,  что наиболее распространенным способомприватизации
в ООП является продажа акций акционерных обществоткрытого типа.
     Среди других способов приватизации в порядкеубывания по итоговым
данным использовались выкуп арендованного имущества,продажа предприя-
тий на коммерческом конкурсе и продажа имущества(активов) действующих
и ликвидированных предприятий и объектов.  Необходимотакже  отметить,
что в первом полугодии 1995 г. наряду с продажей акцийакционерных об-
ществ открытого типа предпочтение отдавалось также продаже  имущества
действующих и ликвидированных предприятий и объектов.
     Проведенный анализ работы 46 акционерных обществ, сгруппированных
в  соответствии с их численностью и использованиемпервого или второго
варианта предоставления льгот трудовым коллективам,  атакже сравнение
групп  государственных  и приватизированных предприятийпоказали,  что
после приватизации в рассматриваемых акционерныхобществах в 1994  г.,
в  1  и  во 2 кварталах 1995 г.  ухудшились результатыдеятельности по
сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет.
 Таблица 1
               РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
             НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
                          (1992 — 1995 ГГ.)
 ┌───────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
 │                   │    Доля предприятий,приватизированных   │
 │                   │     различными способами(в %)           │
 ├───────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┤
 │                   │  а   │   б  │ в   │   г  │  д   │    е  │
 ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
 │ 1992 г.           │ 73   │  -   │4,9  │  4,9 │  -   │  17,2 │
 │ 1993 г.           │ 90,2 │ 0,5  │0,5  │  1,0 │  -   │   7,6 │
 │ 1994 г.           │ 92,0 │ 0,5  │3,7  │  -   │ 0,5  │   3,3 │
 │1 полугодие 1995 г.│ 41,7 │ 8,3  │8,3  │ 41,7 │  -   │       │
 ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
 │  Итого            │ 85,8 │ 0,7  │3,2  │  0,9 │ 2,7  │  6,7  │
 └───────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┘
    Примечание :

                                — 5 -
а — продажа акций акционерных обществ открытого типа;
б — продажа предприятий на аукционе;
в — продажа предприятий на коммерческом конкурсе;
г — приватизация через инвестиционный конкурс  (в 1992-1993  гг.
это  означало продажу предприятий целиком нанекоммерческом инвестици-
онном конкурсе, в 1994 г. — продажу пакетов акций, в 1995г. — продажу
предприятий целиком на инвестиционном конкурсе);
д- продажа имущества (актмивов) действующих,ликвидируемых,
ликвидированных предприятий и объектов, незавершенных
строительством;
е — выкуп арендованного имущества.
     В то же время отдельные акционерные общества понекоторым показа-
телям улучшили свои результаты. Наметилась такжетенденция к повышению
показателей деятельности групп,  включающих предприятия сменьшей чис-
ленностью (до 5 тыс.  человек) и использующих второйвариант льгот, по
отношению к группам с  более  крупными  по  численности предприятиями
(свыше 5 тыс. человек) и избравшим второй вариант льгот,а также групп
с большей численностью (более 5 тыс. человек), использующихпервый ва-
риант льгот, при производстве изделий как гражданскогоназначения, так
и общего объема продукции.
     С целью оценки эффективности приватизации проведеносравнение де-
ятельности группы из 46 приватизированных предприятий идвух групп го-
сударственных предприятий, состоящих из 168 и 53производств. Отдельно
рассматривались показатели их деятельности применительнок  производс-
тву  общего  объема продукции и изделий гражданскогоназначения.Анализ
показал:
     — все  группы предприятий в той или иной мереухудшили результаты
своей деятельности в 1 квартале 1995 г. по сранению с 1кварталом 1994
г.;
     — в то же время при производстве общего объемапродукции на  при-
ватизированных  предприятийх  в  меньшей степениухудшишись результаты
деятельности,  чем в обеих группах государственныхпредприятий. Однака
при  производстве  гражданской продукции наблюдаласьобратная картина,
то есть приватизированные предприятия работали хуже, чем  обе  группы
государственных предпрятий.

                                — 6 -
                  ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
     Институциональные преобразования  в ООП можнорассмотреть на при-
мере 8 отраслей, подведомственных ГоскомоборонпромуРоссии (АП — авиа-
ционной промышленности,  БП и СХ — боеприпасов испецхимии,  ПВ — про-
мышленности вооружений,  РКТ — ракетно-космическойтехники, ПСС — про-
мышленности средств связи,  СП — судостроительнойпромышленности, ЭП -
электронной промышленности и РП — радиопромышленности). Предприятия и
организации  каждой  отрасил были разделены на группы взависимости от
их взаимоотношений с Госкомоборонпромом:  государственныепредприятия,
подведомственные  Госкомоборонпрому;  акционерные общества с участием
государства,  сотрудничающие с Госкомоборонпромом;акционерные общест-
ва,  приватизированные без органичений, но сотрудничающиес Госкомобо-
ронпромом; предприятия, полностью утратившие всвязь сГоскомоборонпро-
мом; (см. Табл. 2).
     Из таблицы видно,  что в настоящее время порассматриваемым 8 от-
раслям Госкомоборонпром может реально проводитьгосударстенную полити-
ку лишь на 34,6%  предприятий, на 28,6% предприяитйвозможность реали-
зации  государственной  политики ограничивается долевымучастием госу-
дарства в уставном капитале акционерных обществ,  на 24%  акционерных
обществ  государственная  политика осуществляетсяГоскомоборонпромом в
основном посредстом размещения государственногооборонного заказа. На-
именьшее  количество государственных предприятийоказалось в авиацион-
ной промышленности (21%), что вряд ли можно считатьположительным фак-
том,  так  как  большинство  приватизированныхпредприятий авиационной
промышленности лишилось поддержки государства,  в томчисле в виде го-
сударственного оборонного заказа, и находится на гранибанкротства.

                                — 7 -
Таблица 2
             ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ
         ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОСКОМОБОРОНПРОМА РОССИИ (ГКООП),в %
────────────────────┬──────────────────────────────────────────┬─────┐
Формы               │           ООП                           │ГКООП│
взаимоотношений     ├────┬───────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┼─────┤
предприятий с ГКООП │ АП │БП и СХ│ ПВ │РП │ РКТ│ ПСС│ СП │ ЭП │     │
────────────────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤
Госпредприятия,     │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
подведомственные    │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
ГКООП               │21,0│ 82,0  │34,6│28,0│54,2│41,4│40,7│26,8│34,6│
АО с гос-ным        │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
участием,           │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
сотруд-щие с ГКООП  │40,9│ 12,0  │24,6│27,5│13,5│27,1│31,4│29,1│28,6│
АО, приват-ные      │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
без ограничений,    │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
сотруд-щие с ГКООП  │28,7│  6,0  │19,0│33,0│22,9│14,9│18,1│27,2│24,0│
Предприятия,        │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
полностью           │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
утратившие          │    │       │    │   │    │    │    │    │     │
связь с ГКООП       │9,4 │   0   │21,8│11,5│9,4│16,6│ 9,8│16,9│12,8 │
────────────────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤
    Всего           │100 │ 100   │100 │100│100 │ 100│100 │100 │ 100 │
────────────────────┴────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┘
     Недавно превительством РФ было принято решение,  всоответствии с
которым  заводы  и  КБ отраслей обороннойпромышленности,  выполняющие
оборонный заказ, могут рассчитывать при получении статусаФедерального
научно-производственного  центра (ФНПЦ) на особуюгосударственную под-
держку.  Позднее  предполагается  финансировать  ФНПЦ также  за  счет
средств  Миннаки России — по статье расходов нафундаментальные иссле-
дования.
     По разным оценкам, структурная перестройкапредприятий оборонного
комплекса,  включающая модернизацию производства иконверсию оборонной
промышленности,  потребует от 150 млрд. до 300 млрд.долл. Адаптацион-
ной  реакцией предприятий оборонного комплекса,  тесносвязанных между

                                — 8 -
собой научными,  производственными и кооперационнымисвязями,  явилось
стремление к образованию различных интегрированныхструктур с преобла-
данием в последнее время акционерно-промышленныхкомпаний  и  финансо-
во-промышленных групп.
     Создание разветвленной сети финансово-промышленнхгрупп — одно из
наиболее  действенных путей привлечения внебюджетныхисточников финан-
сирования для вывода ООП из кризиса, осуществленияструктурной перест-
ройки,  переориеннтации промышленных предприятий инаучных организаций
на самофинансирование. Образование ФПГ на базепредприятий ООП повыша-
ет  устойчивость  входящих  в  них предприятий к внешнимвоздействиям,
способствует расширению самостоятельности предприятий во всех  сферах
деятельности, уменьшает вероятность банкротства,содействует перерасп-
ределению управленческих функций.
     Возниконовение ФПГ  воджно  ренгламентироваться  ирегулироваться
государством,  особенно при объединении предприятий, оказывающих  су-
щественное  влияние на обороноспособность России,  таккак в противном
случае могут возобладать групповые интересы,  идущие вразрез с  госу-
дарственной промышленной политикой в ООП. В то же времяпо другим, ме-
нее значимым  направленимям  деятельности  ФПГ  могут консолидировать
предприятия на добровольной основе.
     Процесс формирования и регистрации ФПГ в настоящеевремя  опреде-
ляется положением о ФПГ и порядке из создания (приложениек Указу пре-
зидента РФ № 2096 от 8 декабря 1993 г.),  программойсодействия форми-
рованию ФПГ (утверждена постановлением правительства РФ №48 от 16 ян-
варя 1995 г.),  а также постановлениями правительства РФ, касающимися
порядка проведения экспертизы проектов ФПГ (№ 508 от 23мая 1994 г.) и
порядка ведения реестра ФПГ (№ 707 от 19 июня 1994 г).
     Анализ действующих законадательных инормативно-правовых актов по
формированию ФПГ в ООП показал следующее:
     — нормативно-правовой  основой создания ФПГ являетсяакционирова-
ние,  но взаимоотношения в рамках ФПГ между головной компанией  и  ее
участниками пока четко не определены;
     — антимонопольное законодательство накладываетизлишние ограниче-
ния  на  участие в ФПГ предприятий-монополистов, особенно выпускающих
оборонную продукцию;
     — недостаточно  разработаны  нормы  создания ФПГ врамках СНГ и с
предприятиями стран дальнего зарубежья;
     — положение  о  создании ФПГ должно предусмотретьсмягчение дейс-

                                — 9 -
твующих ограничений количественного состава ихучастников, численности
работкиков входяцих в них структур, доли государственнойсобственности
в совокупном капитале ФПГ,  возможности перекрестноговладения акциями
участниками ФПГ, системы льгот, предлакаемых ФПГгосударством, и т.д.;
     — требуются многочисленные согласованмия сцентральными  экономи-
ческими органами,  Министерством обороны России, правительством РФ. В
результате процесс формирования и регистрации ФПГ длитсяв ряде случа-
ев более полугода,  при этом объединившиеся в нихпредприятия получают
лишь незначительные льготы.
     В соответствии  с программой содействияформированмию ФПГ в ООП в
1996 г. предполагается создание не менее 20 промышленныхгрупп. Уже во
второй половине 1995 г. функционировали или находились встадии оформ-
ления около 14 ФПГ,  акционерно-промышленных и холдинговых  компаний.
Госкомоборонпром России может воздействовать надеятельность ФПГ через
своих представителей в наблюдательных советах, а такжеконтролируя вы-
полнение государственного оборонного заказа и федеральныхпрограмм.
     За счет создания ФПГ в ООП,  обладающих высокимитехнологиями  со
значительным экспортным потенциалом (авиакосмическая илазерная техни-
ка, судостроение, услуги по запуску спутников и др.),может быть обес-
печен подъем в области как промышленного производства, так и накопле-
ния капитала.  Банки заинтересованы в сотрудничестве ссоздателями по-
добной техники.
     В то же время перевод промышленности России,  в томчисле и  обо-
ронного  комплекса,  на  путь  корпоратизации на основесети ФПГ может
привести к нежелательным последствиям, в частности:
     — расширение системы льгот, предоставляемыхучастникам ФПГ, отри-
цательно скажется на состоянии федерального бюджета;
     — формирование ФПГ может превратиться в очереднуюкампанию,  если
при этом не будет определенных ограничений;
     — возникновение  ФПГ усилит монопольные тенденции нарегиональных
и федеральном рынках;
     — возрастание  роли  финансовых  учреждений в рамкахФПГ способно
вызвать не приток инвестиций в промышленность,  а ихотток в более вы-
годные сферы;
     — концентрация одним  из  участников  ФПГ  пакетов акций  других
участников в ряде случаев может привести к потереинвестиционной прив-
лекательности проектов ФПГ для крупных инвесторов, заинтересованных в
получении контроля за инвестируемыми предприятиями.

                                — 10 -
     Эффективная деятельность ФПГ с целью оздоровления экономики ООП,
осуществления  ее  структурной перестройки возможна приустранении уже
наметившихся негативных явлений, связанных сприватизацией и образова-
ние ФПГ. Для этого необходимо:
     — создать  методическую  базу,  регламентирующую формирование  и
функционирование ФПГ;
     — не допускать перепрофилирования предприятий, входящих  в  ФПГ,
основная  деятельность  которых  связана с производствомпродукции для
государственных нужд или обеспечением безопасностиРоссии;
     — контролировать  соблюдение  государственныхинтересов ФПГ через
участие представителей Госкомоборонпрома России внаблюдательных сове-
тах;
     — пресекать скупку пакетов акций при проведенииаукционов коммер-
ческими структурами, незаинтересованными в инвестициях;
     — осуществлять регулярный анализ деятельности ФПГ,выявлять поло-
жительные  или отрицательные аспекты их функционированияс целью учета
накопленного опыта при формировании последующих ФПГ.
     Приватизация предприятий ООП способствовала развитиюновой систе-
мы прав собственности,  направленной на эффективноеведение хозяйства.
Однако  положительный  результат от институциональныхпреобразований в
ООП может быть достигнут только в комплексе с мерами поконверсии  во-
енного  производства,  его  демонополизации,  финансовойстабилизации,
развитию финансовых рынков и т.д.,  а также при создании условий  для
возникновения конкурентной среды.
              ПОСЛЕДСТВИЯ ВАУЧЕРНОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ
                        ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
     Переход к рыночной экономике предприятий отраслейоборонной  про-
мышленности проходил в условиях общего экономическогокризиса,  ослож-
нившегося проводимой конверсией.  Уже на начальном этапе приватизации
предприятий  ООП наряду с отдельными положительнымимоментами (реорга-
низация структуры управления предприятиями  с выделением  независимых
подразделений и предоставлением им прав юридическоголица,  ослабление
социальной напряженности и повышение  эффективности работы  отдельных
предприятий) выявились и отрицательные,  в том числеотказ от профиль-
ной продукции (ПО «Радиан»,  московскийрадиозавод «Геперон»), ухудше-
ние контроля за деятельностью предприятий, переходотдельных предприя-

                                — 11 -
тий в собственность иностранных юридических лиц (завод«Карат» в  Пен-
зенской области).
     Чековый (ваучерный) этап приватизации в ООП,закончившийся 1 июля
1994 г.,  не привел к ожидавшимся от него результатам.Скорее, он выя-
вил ряд проблем, которые еще ждут своего решения.
     1.  _Падение  объемов производства и особенноспад в оборонных исс-
 _ледованиях в результате существенного сокращениягосударственного обо-
 _ронного заказа. .  Объемы закупаемоговооружения упали до такой степени,
что,  как правило, не позволяют компенсировать дажеестественную убыль
запасов.  Доля современных образцов В и ВТ в среднем внастоящее время
составляет не более 30 %. Через 10 лет, к 2006 г., онаможет снизиться
до 3-5%  (в армиях ведущих стран Запада это доля внастоящее время на-
ходится в пределах 60-70% и планируется ее увеличение). В1995 г. Оте-
чественная  военная авиация получила только по одномусамолету Ту-160,
Ту-22 МЗ,  СУ-27.  Впервые в истории ВВС в 1995 г. длястроевых частей
не заказан ни один летательный аппарат.
     Если в промышленно развитых странах в результатеконверсии сокра-
щение военного производства обычно не превышало 5-7%  вгод, то в Рос-
сии только в 1992 г. уровень военного производствасоставил 32% по от-
ношению к 1991 г. В 1995 г. спад производства в оборонныхотраслях был
более глубоким,  чем в целом по  промышленности.  Объем промышленного
производства в сопоставимых ценах в декабре 1995 г. посравнению с со-
ответствующим периодом предыдущего года сократился на39,3%, а сначала
года — на 21,1%. В то же время объем производствагражданской продук-
ции в ООП уменьшился в декабре 1995 г. по сравнению сдекабрем 1994 г.
на 43,8%, с начала года — на 23,2%, а военной продукциисоответствен-
но — на 33,8 и 16,6%.
     В результате наблюдается необратимое разрушениенаучного,  произ-
водственного и кадрового потенциала ООП.  В то же времяоборонным про-
мышленным предприятиям и особенно научным организациям вусловиях эко-
номического кризиса невозможно выжить без предоставления  в  разумных
пределах государственного оборонного заказа. Однакогосударство не вы-
полняет своих обязательств.  Например,  ФО«Авиадвигатель» и АО «Перм-
ские  моторы»,  занятые  разработкой  двигателя ПС-90А  для  лайнеров
ИЛ-96-300,  Ту-204,  транспортного самолета ИЛ-76 МФ всоответствии  с
программой  развития авиационной техники до 2000 г., финансируются не
более чем на 30% от требуемого объема вложений.
     2.  _Потеря  мобилизационных  мощностей  из-заотсутствия государс-

                                — 12 -
 _твенного финансирования. .  Предприятия,имеющие в своем составе мобили-
зационные мощности,  должны осуществлять финансированиепоследних сог-
ласно заключенным договорам, в рамках которыхмобилизационные мощности
содержатся  частично  за счет средств предприятия,  ачастично — госу-
дарства.  Однако оно постоянно нарушает своиобязательства, что приво-
дит к утрате мобилизационных мощностей.
     3.  _Банкротство части акционерных(приватизированных) предприятий.
При осуществлении программы приватизации предполагалось, что привати-
зация и акционирование спасут оборонные  предприятия  от банкротства.
Однако в настоящее время банкроты встречаются и средигосударственных,
и среди приватизированных предприятий.  Федеральнымуправлением по де-
лам  о несостоятельности (банкротстве) приГоскомимуществе РФ признаны
неплатежеспособными 203 предприятия,  входящие в ООП,  изкоторых  113
(более половины) — акционерные общества.
     4.  _Отсутствие механизма контроля заиспользованием интеллектуаль-
 _ной  собственности при приватизации предприятий инаучных организаций.
Согласно  нормативным  документам  по  приватизации, интеллектуальная
собственность должна оцениваться отдельно в ходе общейоценки стоимос-
ти имущества,  однако из-за отсутствия  соответствующих механизмов  и
контроля  за использованием интеллектуальнойсобственности предприятия
во многих случаях этого не делали. Подобное положениенередко приводи-
ло  к  ее  разбазариванию,  передаче  в  другие отрасли икоммерческие
структуры. Большой интерес к интеллектуальной собственностироссийских
оборонных предприятий проявляют и иностранные фирмы.
     5. _ Разрушение научных,  технологических и кооперационных  связей
 _между  предприятиями  в результате приватизацииотдельных предприятий,
 _объединенных в единый комплекс;  ослабление научно-исследовательского
 _потенциала  научных  организаций при раздельнойприватизации научной и
 _опытно-производственной базы. . Действовавшеедо недавнего времени зако-
нодательство  не  только не открывало простора дляформирования акцио-
нерно-промышленных компаний и финансово-помышленныхгрупп,  но, напро-
тив,  даже ориентировало на разрушение ранее сложившихсяпрогрессивных
технологических комплексов.  Логика при этом была такая: вначале надо
увеличить число субъектов хозяйствования,  а потом онисами объединят-
ся, если захотят.
     Осуществляя в  процессе  приватизации  политику демонополизации,
Госкомимущество РФ и ГКАП РФ применяли принцип раздельнойприватизации
научных  организаций  и  промышленных  предприятий, входящих в единый

                                — 13 -
комплекс.  Это приводило к разрушению связей между наукойи производс-
твом,  технологических  и кооперационных связей каквнутри ООП,  так и
между смежными отраслями.  На начальном этапеприватизации были факти-
чески  лишены своей производственной базы крупнейшиенаучно-производс-
твенные комплексы (ОКБ имени П.О.Сухого,  АНТК  имени А.Н.Туполева  и
др.).  Аналогичная ситуация складывалась и в менеекрупных объединени-
ях.
     6.  _Ослабление государственного контроля задеятельностью привати-
 _зированных обороненных предприятий, участвующих ввыполнении государс-
 _твенного оборонного заказа. . Из-заотсутствия до последнего времени за-
кона о государственном оборонном заказе (от был принятГосударственной
думой  только  24 ноября 1995 г.) не было налаженоэффективное взаимо-
действие органов государственного управления сприватизированными обо-
ронными  предприятиями.  Это  приводило  к  тому,  чтоакционированные
предприятия,  вышедшие из Госкомоборонпрома, и дажепредприятия, пакет
акций которых был закреплен в государственнойсобственности, отказыва-
лись от выполнения оборонного заказа  из-за  его невыгодности.  Можно
привести множество примеров невыполнения государствомсвоих обязатель-
ств в рамках государственного  оборонного  заказа.  Так, Министерство
обороны РФ заказало 7 ракетоносителей «Протон»Государственному косми-
ческому научнопроизводственному центру имениМ.В.Хруничева, но оплачен
пока  только  1.  В целом доля государственногофинансирования в общем
объеме заказов объединения не превышает 6%.
     7.  _Система  ваучерной  приватизации  несоздала эффективных собс-
 _твенников,  способных обеспечить притокнеобходимых инвестиций в  обо-
 _ронный комплекс. . Как показал анализ,приватизация не стимулировала до-
полнительные инвестиции. Количество предприятий, вкоторые были вложе-
ны  средства отечественными и зарубежными инвесторами, оказалось нич-
тожно малым. Иностранные инвесторы предпочитаютучаствовать в создании
совместных предприятий,  соучредителями которых являютсягосударствен-
ные оборонные предприятия,  поскольку в этом случаеснижается риск по-
тер вложенных капиталов.
     8.  _Одним из  нежелательных  последствий проводимой  приватизации
 _предприятий  является  неконтролируемая скупказначительных пакетов из
 _акций иностранными физическими и юридическимилицами, а также отечест-
 _венными компаниями и физическими лицами, незаинтересованными в разви-
 _тии производства. .  Скупая напрямую иличерез подставных лиц значитель-
ные  пакеты  акций приватизированных предприятийоборонного комплекса,

                                — 14 -
иностранные фирмы стремятся к смене из руководства с тем,чтобы в пос-
ледующем  прекратить  на них выпуск военной продукции. Приватизация в
ряде случаев непосредственно подрывала безопасностьРоссии.  Так, Гос-
комоборонпром  был вынужден потребовать отГоскомимущества РФ снятия с
аукционов государственных пакетов акций ОКБ имениП.О.Сухого (Москва),
являющегося базой создания новейших образцовотечественной авиационной
техники.  Также снимаются с аукциона государственныепакеты акций  Ар-
сеньевского  машиностроительного завода«Прогресс» (Приморский край) и
Улан-Удинского авиационного завода (Республика Бурятия).
     9. _ Развал сложившейся социальной сферы врезультате передачи объ-
 _ектов социально-культурного  и  бытового назначения  в  муниципальную
 _собственность. .  Кризисное  состояние экономки  ООП оказало негативное
влияние на всю социальную сферу, особенно вгородах-заводах. В систему
Госкомоборонпрома  России входит более 70 городов-заводовс обособлен-
ными научными и промышленными подразделениями и замкнутой  социальной
инфраструктурой, которая в условиях продолжающегосякризиса пострадала
в наибольшей степени. Передача объектовсоциально-культурного и сбыто-
вого  назначения  в муниципальную собственность в этомслучае не могла
способствовать сохранению данных объектов,  посколькуотчисления  обо-
ронных предприятий в местные бюджеты незначительны. Муниципальные ор-
ганы,  не имея необходимых средств для поддержаниясоциальной инфраст-
руктуры,  вынуждены  передавать  объекты социальной сферыкоммерческим
организациям,  которые используют из не по назначению.Приватизирован-
ные  предприятия,  не располагая достаточными средствамина содержание
имеющихся у них объектов социальной сферы, такжестремяться к перепро-
филированию этих объектов, обеспечивающему получениеприбыли.
     Таким образом,  большинство  акционированных (приватизированных)
предприятий ООП ,  как и государственных, оказалось всложном экономи-
ческом и финансовом положении из-за существенногосокращения оборонно-
го заказа и отсутствия инвестиций.  Разгосударствлениесобственности в
ООП при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению  эф-
фективности производства.  В то же время отдельныеприватизированные и
акционирванные предприятия расширяют деловоесотрудничество  с  иност-
ранными партнерами, объединяют усилия для совместногопроизводства во-
енной и конверсионной продукции,  ищут пути диверсификациисвоей  дея-
тельности на основе создания различного видаинтегрированных структур.
               НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ

                                — 15 -
                  ПОСЛЕДСТВИЙ ВАУЧЕРНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
     Существует ряд серьезных проблем,  отрицательносказывающихся  на
ходе  приватизации  и  сохранении  промышленного инаучного потенциала
предприятий оборонных отраслей промышленности.  Среди нихможно  выде-
лить следующие:
     — проведение аукционов не учитывает особенностейпредприятий обо-
ронных отраслей промышленности, в результате пакеты изакций скупаются
коммерческими организациями,  частными лицами ииностранными  фирмами,
не заинтересованными в инвестициях;
     — недостаточно эффективен государственный контрольнад  разработ-
кой  и производством вооружения и военной техники наприватизированных
предприятиях,  в акционерно-промышленных компаниях ифинансово-промыш-
ленных группах;
     — не установлен механизм реализации государством своих  прав  на
интеллектуальную  собственность,  что  приводит  кнеправильной оценке
собственности и научно-технического потенциалапредприятий и невозмож-
ности возмещения государственных расходов, затрачиваемыхна разработку
документации.
     При дальнейшей приватизации предприятий ООП нужноустранить нега-
тивные явления,  характерные для ее первого этапа.Приватизации предп-
риятий должна способствовать возникновению стратегическихсобственного
прежде всего путем формирования частныхакционернопромышленных  компа-
ний и финансово-промышленных групп,  восстановлениюнарушенных хозяйс-
твенных связей на базе  проводимых  институциональных преобразований,
широкому привлечению внебюджетных инвестиций, а такжеобеспечению реа-
лизации социальных программ.
     ЦНИИЭК совместно с ЦНИИЭИСУ в рамках подготовкипроекта Государс-
твенной программы содействия занятости в ООП былиразработаны  предло-
жения,  касающиеся комплексного решения проблемприватизации в оборон-
ном комплексе. Для решения проблем, стоящих перед ООП вобласти прива-
тизации, необходимо:
     — оказывать поддержку обороны предприятиям посозданию АПК и ФПГ,
способствующих сохранению и восстановлению научных,производственных и
кооперацпионных связей  между  предприятиями  оборонного комплекса  и
предприятиями  смежных  отраслей промышленности как вРоссии,  так и в
других странах СНГ;
     — содействовать формированию: акционерно-промышленных компаний в

                                — 16 -
составе предприятий,  расположенных в различных регионахРоссии и дру-
гих  странах СНГ;  межотраслевых акционернопромышленныхкомпаний и фи-
нансово-промышленных групп  на  базе высокотехнологичных  предприятий
оборонного комплекса с участием предприятиймашиностроения,  металлур-
гической и химической промышленности;
     — способствовать образованию на базе ведущих НИИ, КБ и предприя-
тий оборонного  комплекса  федеральных научнопроизводственных  (науч-
но-технических) центров по разработке важнейших видоввооружения,  во-
енной техники и продукции на основе двойных технологий;
     — обеспечить условия для участия коммерческих банкови инвестици-
онных институтов в ФПГ, формируемых на базе предприятийООП;
     — создать в ООП за счет средств,  полученных отприватизации, ме-
жотраслевой фонд содействия сохранению и развитияпроизводственного  и
кадрового потенциала оборонных и приватизированныхпредприятий, выпол-
няющих государственный оборонной заказ;
     — привлекать   иностранные  инвестиции  в  процессе приватизации
предприятий ООП исключительно по решению правительства РФпо предложе-
нию  Госкомоборонпрома  России.  Количество приобретаемыхиностранными
инвесторами акций,  долей, паев имущества на должнопревышать 10 % ус-
тавного капитала;
     — закрепить контрольный пакет акций  предприятий, осуществляющих
разработку  и  производство  вооружения и военной техникии проходящих
акционирование, в федеральной собственности на срок неменее 5 лет;
     — отнести  к компетенции Госкомоборонпрома Россииутверждение ус-
тавов центральных компаний  ФПГ,  созданных  на  базе государственных
предприятий  оборонных отраслей промышленности,  а такжеуставов АПК и
центральных компаний ФПГ, сформированных на базепредприятий оборонных
отраслей промышленности (с различной формойсобственности), если в ус-
тавном капитале имеется доля государства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика юридической техники
Реферат Синтез нитрокарбоновой кислоты адамантана
Реферат Роль рекламы в современном бизнесе. На примере России
Реферат Рынок труда и проблемы его формирования
Реферат Характеристика прав и обязанностей сторон трудового договора
Реферат Характеристика права природопользования
Реферат Характеристика лесного фонда и его земель
Реферат Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоох
Реферат Monetary And Fiscal Policy Essay Research Paper
Реферат Документированный процесс движения кадров
Реферат Характеристика правомочий местного самоуправления
Реферат Характеристика правового статусу особи
Реферат Характеристика видов трудовых договоров
Реферат Развитие банковских операция на основе современных электронных тех
Реферат Характеристика классификации принципов права