Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика права природопользования

Министерство образования Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Оренбургский государственный университет
Юридический факультет
Курсовая работа
по дисциплине: Экологическое право
на тему: Характеристика праваприродопользования
 
Оренбург 2010

Содержание
Введение
1. Понятие и виды права природопользования
2. Субъекты и объекты права природопользования
3. Основания возникновения и прекращения права природопользования
4. Лицензионно-договорные основы природопользования
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Отношения человекас природой имеют разносторонний характер. В течение всей истории человек удовлетворялсвои потребности или за счет использования природы, ее ресурсов или свойств, иливо взаимодействии с ней. Со временем формы отношений человека с природой усложнялись,становились все более разноплановыми. Для того, чтобы предоставить организованностиэтим отношениям, избежать сокрушительной эксплуатации природных ресурсов, предотвратитьих исчерпание и обеспечить рациональное использование и воссоздание, была нужнаправовая регламентация. Право природопользования возникло в ответ на эти потребности.
Право природопользования- система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительноэффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов, обеспечениямногогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных правсубъектов природопользования. Таким образом, под правом природопользования имеетсяв виду институт общей части экологического права, в котором объединены нормы, которыеопределяют общие положения для права пользования всеми видами естественных объектов,включая и нормы, которые регулируют их комплексное использование.

1.  Понятие и виды праваприродопользования
«Общение человекас природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и естьв самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человекаи общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользованиесоставляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношенийобщества и природы».[1]
Право природопользованияможет оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношениеи как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующихотношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей,которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли,недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащееприродопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочиявладения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.[2]
По мнению М.М. Бринчука, при оценке роли природопользования в рамкахэкологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразныепотребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействияна природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использованиеполезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических,культурных, оздоровительных и иных.[3]
Природопользование– это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной средыс целью удовлетворения различных интересов общества.
В свою очередь,под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующихобщественные отношения в области использования полезных для человека свойств природнойсреды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве –земельном, водном, горном, лесном, о животном мире, а так же в Конституция РФ, федеральныезаконы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.
Право природопользованияможет рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользованияпредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физическихи юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущихи перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций,общества и государства. В субъективном смысле право природопользования — это меравозможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной вышедеятельности.[4]
В юридическомсмысле «природопользование» – понятие собирательное, объединяющее егоразличные формы, виды и подвиды.
Статья 9 КонституцииРФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.
Природная средапредставляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованностьв сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществув целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установлениеобществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Правоприродопользования и представляет собой форму организации такого поведения.
Статьи 9, 36,41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования.В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсамиосуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФразделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования.При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами,водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Виды природопользованиявыделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающейи универсальной.
Наиболее широкоприменяется следующая классификация видов права природопользования:
1) по видамэксплуатируемых природных объектов;
2) по сферамчеловеческой деятельности;
3) по субъективномуи объективному составу.
В зависимостиот вида используемого природного объекта выделяют:
· право землепользования,
· право водопользования,
· право недропользования,
· право лесопользования,
· право пользованияживотным миром,
· право пользованияатмосферным воздухом,
·комплексноеприродопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.
Каждый из указанныхвыше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от целииспользования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесногохозяйства. промышленности, энергетики и т.д.; леса – для заготовки древесины, живицы,второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных,научных и иных целей; недра – в целях геологического изучения, разведки и добычиполезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животныймир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определеныприродоресурсным законодательством.
В зависимостиот юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют:
непосредственноеприродопользование, осуществляемое собственниками природных объектов,
производноеприродопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственногоправа.
В зависимостиот срока пользования различают:
бессрочное,
долгосрочное,
краткосрочное.
В зависимостиот способа использования различают право природопользования, осуществляемое:
с изъятием природногоресурса,
без изъятияприродного ресурса из природной среды.
В зависимостиот субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:
общее – осуществляетсягражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личныхпотребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами дляудовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод,других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользованияне нуждается в каком-либо юридическом оформлении;
специальное– осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательскихцелей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлениииных правоустанавливающих документов.
2.   Субъекты и объекты права природопользования
Субъект права природопользования может выступать в двух основных качествах:а) как возможный по закону обладатель такого правапользования и б) как обладательсубъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных закономправ и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей,ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.[5]
Закон устанавливаетразличие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов- общего и специального.
В качестве субъектаправа общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку онобладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.При этом нужно иметь в виду – в рамках общего природопользования человек может использоватьприродные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательскойдеятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществленияпредпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водныеобъекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектомправа специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесномзаконодательстве.
Субъектами специальногоправа природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридическиелица при этом выступают в двух качествах: как государственные и муниципальные органы,наделенные правом распоряжения природными ресурсами, находящимися в государствеили местном самоуправлении, и как юридические лица, получившие соответствующие природныересурсы в пользование. Субъекты специального права природопользования должны обладатьправоспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью,т.е. чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него правои отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей. Так, право на получениелицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юридическоголица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).
Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями,установленными в законе. Права и обязанности природопользователей закреплены в различныхнормативных правовых актах (прежде всего – в природоресурсном законодательстве),а также в тексте разрешительных документов (например, лицензий). Объем прав и обязанностей,что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природныхресурсов. Так, права и обязанности водопользователей при использовании водных объектовустановлены Водным кодексом РФ (ст. 92), права и обязанности землепользователейопределены ст. 40–43 Земельного кодекса РФ, лесопользователей –ст.ст. 82, 83, 90,94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами – ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователейобъектами животного мира – ст. 40 Федерального закона «О животном мире» и др.
Выделяют следующие права и обязанности природопользователей.[6]
Природопользователи имеют право:
– пользоваться предоставленными природными ресурсами;
– иметь в собственности и добытые ресурсы (объекты);
– возводить на полученных земельных участках, в зависимости от их целевогоназначения, жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществленияхозяйственной деятельности;
– передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и некоторыхиных природных объектов);
– оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды;
– предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный имнеправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации,предоставившей природные ресурсы в пользование;
– иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Природопользователи обязаны:
– осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования, в томчисле соблюдать установленные сроки и правила пользования природными ресурсами;
– вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшениясостояния природных объектов;
– своевременно вносить плату за пользование ресурсами;
– осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов;
– предоставлять специально уполномоченным государственным органам данныео характере и объеме эксплуатации природных объектов;
– возмещать причиненный природным ресурсам и природной среде ущерб;
– иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектовРФ.
Объектом праваприродопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользованиямогут выступать и природные объекты.
В законодательствеобъекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительнок землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользованияявляются земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра.
3.        Основания возникновенияи прекращения права природопользования
Основания возникновенияправа специального природопользования обычно представляют собой сложные юридическиесоставы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значениеимеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицензия на правоприродопользования — наиболее типичное и распространенное основание возникновенияправа природопользования.[7]
Основания возникновения,изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от видаиспользуемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.
Как правило,для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава,т. е. совокупности нескольких юридических фактов:
— решение компетентногогосударственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование.Такое решение может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъектаРФ либо их совместным решением или органа местного самоуправления.
— лицензия напользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственныморганом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования воднымобъектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.
— договор напользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматриваетспецифические виды договоров: лесное законодательство — договоры аренды, концессии,безвозмездного пользования, законодательство о недрах — лицензионный договор и соглашениео разделе продукции, водное законодательство – договоры краткосрочного и долгосрочногопользования, договор частного водного сервитута, земельное законодательство – договораренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональнымигосударственными исполнительными органами или органами местного самоуправления.В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользованииили при пользовании объектами животного мира гражданами.
В случае возникновенияспора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратитьсяв суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебноерешение.
Основаниямипрекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретныеперечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологическогозаконодательства применительно к особенностям использования отдельных видов природныхресурсов.
Некоторые изэтих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, правоводопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновенияводного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических фактовмогут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов.К ним относятся:
— истечениесрока пользования природным объектом;
— отказ природопользователяот использования природного объекта;
— ликвидацияюридического лица или смерть гражданина-природопользователей.
Общими основаниямипринудительного прекращения права пользования природными ресурсами являются:[8]
— изъятие природногообъекта для государственных или муниципальных нужд;
— использованиеприродного объекта не в соответствии с целевым назначением;
— нарушениеправил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут бытьнарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом,неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требованийв процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесениеплатежей за природопользование и др.
4.        Лицензионно-договорныеосновы природопользования
В формируемомправе окружающей среды России очевидна тенденция развития лицензионно-договорныхоснов регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договорв данной сфере приобретают большое юридическое значение. Получение лицензии и заключениедоговора создают основание для приобретения права природопользования и осуществленияряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществлениеэкологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), еслидля ее ведения она требуется. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленныхдокументов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности.
Значение лицензированияи договорной практики определяется также другими их функциями в механизме регулированияприродопользования и охраны окружающей среды. К таким функциям относятся:[9]
а) информационная,в рамках которой собирается, накапливается и распространяется информация о масштабах,видах и пределах экологически значимой деятельности, о состоянии окружающей средыв месте ее осуществления, мерах по охране окружающей среды и рациональному природопользованиюи др.;
б) превентивная- с учетом данных о масштабах и видах экологически значимой деятельности посредствомустановления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов, химических,физических и биологических воздействий на природу, других экологически значимыхусловий осуществления такой деятельности достигается предупреждение экологическоговреда;
в) контрольная,которая выражается в том, что, выдавая лицензию и заключая договор, уполномоченныегосударственные органы осуществляют превентивный контроль за соблюдением природопользователем-лицензиатомтребований законодательства об окружающей среде;
г) гаранта реализацииправ граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающейсреды.
Хотя лицензированиеи заключение договора касаются иногда одних и тех же общественных отношений, ониявляются правовыми инструментами реализации разных методов в праве окружающей среды- административно-правового и гражданско-правового.
Наряду с экологическимнормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификациейи экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциальноэффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованиеми охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться всистеме экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользованияи охраны окружающей среды, комплексный правовой институт и как функция государственногоуправления в данной сфере.
Хозяйственнаяи иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающаяили могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается,как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензиидля ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами. Традиционнымивидами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая,к примеру, пользование недрами, рубку леса, забор воды для промышленных целей, выбросзагрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п. Правовой институт экологическоголицензирования получает в России все более широкое развитие.
В соответствиис экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющихфункции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами,комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения(на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер),лесной билет. Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере,в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».
В отличие отлицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающейсреды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализуетгражданско-правовой метод регулирования. Стороны договорных отношений автономныи административно независимы друг от друга. Их взаимные права и обязанности определяютсяне произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства обокружающей среде и строго в рамках компетенции соответствующего органа исполнительнойвласти.
Договор в сферевзаимодействия общества и природы является средством правового регулирования отношенийкак наряду с лицензией, так и самостоятельно, устанавливая соответствующие права(на аренду земли, на пользование водными ресурсами и др.).
Регулируя однии те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензияи договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральныхи региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользованиевыдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использованияи охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерствосельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсамизаключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Выдача лицензииуполномоченным федеральным органом и заключение договора на природопользование сорганом исполнительной власти субъекта РФ является реализацией положения КонституцииРФ относительно того, что природопользование и охрана окружающей среды являютсяпредметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Так как природныересурсы, предоставляемые в специальное природопользование на основе лицензий и договоров,находятся в государственной собственности, то получается, что полномочия по распоряжениюгосударственной собственностью реализуются одновременно двумя видами органов — специальнойи общей компетенции, представляющих национальные и региональные интересы. С учетомобщественного интереса в обеспечении охраны окружающей среды при предоставленииприродных ресурсов в пользование важно, что в этой деятельности участвуют органыГосударственного комитета по охране окружающей среды РФ посредством проведения государственнойэкологической экспертизы материалов экологического обоснования лицензий на природопользование.

Заключение
Использованиечеловеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируетсяправом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств,называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсномзаконодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.
Содержание праваприродопользования — совокупность прав и обязанностей субъектов права природопользования,обусловленных нормами действующего законодательства или соответствующим соглашениемна пользование природными ресурсами (договором аренды временного, краткосрочногоили долгосрочного пользования).
Можно оцениватьправо природопользования и как правоотношения, то есть урегулирован правом комплексправ и обязанностей, которые принадлежат субъектам природопользования в конкретныхобщественных отношениях относительно использования земельного участка, водного объекта,лесного массива, участка недр, охотничьего угодья, объекта, естественно заповедногофонду и тому подобное.

Список используемойлитературы
1.        Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд. – М.: Юристъ,2003. 670 с.
2.        Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебникдля высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.–688с.
3.        Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: БЕК,1995.
4.        Экологическое право России: Учебник / Под редакцией д. ю. н. проф.Ермакова В.Д., д. ю. н. Сухарева А.Я. –М.: Институт международного права и экономики:Триад, Лтд, 1997.
5.        Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 768с.
6.        Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова.– М.: Экзамен, 2003.
7.        Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист,2003. — 112 с.
8.        Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция,2002. – 168 с.
9.                              Право природопользования в СССР. -М.: Знание,1990.-320с.
10.     Конституция РФ от 12.12.1993
11.  Земельный кодекс РФ от 28.09.2001 г. // Российскаягазета от 30.11.2001 г.
12.             Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября1995 г. // СЗ РФ.-1995.- № 47.- Ст.4471.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.