Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Размещение промышленных предприятий в городе

Новосибирская ГосударственнаяАрхитектурно-художественная Академия.
Кафедра архитектуры Промышленных зданий
и сельскохозяйственных сооружений.







Реферат
На тему:
Размещение промышленности в городе.
 








Выполнил: ст 512 гр Начаров П.
Проверила:           Федорова ЛФ









Новосибирск 2000.

Содержание.
Организация городских промышленныхрайонов_____________________3 Градостроительные категории городских промышленных районов и система размещения промышленности вгороде ____________4 Состав городского промышленного района_________________________7 Размеры городского промышленного района________________________7 Планировка и застройка городских промышленныхрайонов  __________9 Зонирование промышленного района ______________________ ______11Промышленный район в структуре города_______________ _________12 Транспорт для обслуживания внешних ивнутрирайонных перевозок __14          Железнодорожныйтранспорт________________________________________ 15            Автомобильныйтранспорт___________________________________________16            Непрерывный транспорт____________________________________________ 16Санитарная классификация предприятий и производств, санитарно защитныезоны_________________________ 17Технико-экономические показатели проекта планировки городского промышленного района____________________21Список литературы_______________________________________________________25










Организациягородских промышленных районов.

Промышленные предприятия и связанные с нимиобъекты независимо от ведомственной принадлежности  размещаются в городских промышленных районах–  обособленных планировочныхобразованьях, входящих в состав промышленной зоны города.
Концентрированное расположение промышленныхпредприятий в промышленных районах обеспечивает экономию городской территории,улучшение санитарно- гигиенических условий в городах, создает определенные удобства в обслуживаниипредприятий общими вспомогательными, производствами, транспортными,коммунальными и энергетическими объектами и системами и снижает затраты насооружение этих объектов и систем.
Научно технический прогресс обусловливает возникновение. и дальнейшийрост научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро с опытными,производствами, учебных заведений разных ступеней. по подготовке ипереподготовке кадров на базе производства, а также других учреждений,связанных с научно-техническим обслуживанием промышленности. Все эти объектыразмещаются как в городских промышленных районах, так и автономно, формируяспециализированные научно-производственные комплексы. Наряду с этим, отдельныенаучно-исследовательские объекты с опытными производствами, не выделяющимипроизводственных вредностей, комплексы научных учреждений гуманитарногонаправления, а также другие места труда, не связанные с неблагоприятными всанитарно-гигиеническом отношении производствами, целесообразно размещать впределах селитебных зон городов, создавая производственно-селитебныеобразования, которые получают все большее распространение. В них территориальнообъединены предприятия (не выделяющие производственных вредностей; имеющиеобъем грузооборота, не требующего применения железнодорожного транспорта;отличающиеся высокой трудозанятостью и не нуждающиеся в защите отпроизводственного воздействия других объектов) и жилые районы с местами отдыха.Производственно-селитебные районы обеспечивают наибольшие удобства длянаселения.
Важнейшим условием формирования городских промышленныхрайонов является объединение предприятий в группы (промышленные узлы). Этовыполняется в зависимости от производственно-технологическихэкономических и градостроительных условий. К последним относится достижениерационального размещения промышленных площадок с учетом общей городскойпланировочной структуры и транспортного обеспечения грузовых и пассажирскихперевозок, а также обеспечения площадок водой, энергией и сооружениями поудалению и очистке промышленных сточных вод. На территории промышленного районаразмещают одну или несколько групп предприятий,

Градостроительныекатегории городских промышленных районов и система размещения промышленности вгороде.
Взависимости от санитарной классификации производства и величины грузооборотапромышленных предприятий делятся на три категории:


1.     Районыудаленные от селитебной территории. Предназначаютсядля размещения предприятий, относимых по санитарной классификации производств к1 и  2 классам, независимо от величиныгрузооборота предприятий, а также для групп предприятий, которые могутсоздавать большие концентрации различных производственных вредностей иоказывать особо неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения.
2.     Районы,расположенные около границ селитебной территории. Предназначаютсядля размещения предприятий, относимых по санитарной классификации производств к3 и Ч классу, независимо от величиныгрузооборота, а так же предприятий 5 класса и предприятий, не выделяющихпроизводственных вредностей, но требующих устройства железнодорожных подъездныхпутей.
3.     Районырасположенные в предела селитебной территории. Предназначаютсядля размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а такжепредприятий, относимых к 5 классу, посанитарной классификации с не пожароопасными и невзрывоопасными процессамипроизводства, не создающих шума и другихотрицательных воздействий сверх нормативного уровня, не требующих устройстважелезнодорожных подъездных путей и имеющихобъем грузооборота, осваиваемого автомобильным транспортом с интенсивностьюдвижения не более 4х автомобилей в сутки в одном направлении.



При размещении в городах крупных комплексов предприятий тяжелойиндустрии, например металлургической или химической промышленности, обычносоздается ряд специализированных промышленных районов, в том числе для этихкомплексов и отдельно для предприятий легкой и пищевой, а также обслуживающейгород промышленности и для других городских производственных объектов.
Для уменьшения суммарного влияния производственных вредностей приразмещении промышленности и формировании промышленных районов с групповымразмещением предприятий рекомендуются следующие планировочные приемы:
1) раздельное размещение (в разных частях города) групп предприятий илицелых промышленных районов, предприятия которых имеют значительныепроизводственные вредности;
2) последовательное многорядное (в виде панелей) размещение, какправило, параллельно селитебной территории по принципу уменьшенияпроизводственной вредности предприятия по мере приближения к ней.

          При размещении промышленныхпредприятий и промышленных районов в городе необходимо максимально, но всоответствии с санитарной классификацией предприятий и производств итранспортными условиями приближать их к местам расселения трудящихся. Это можетбыть успешно рёшено только при устранении производственных вредностей на предприятияхпутем внедрения новой, более совершенной технологии оборудования, новых видовэнергии и топлива, герметизации оборудования, максимального улавливанияпроизводственных вредностей в результате применения более эффективных средствочистки и последующей утилизации вредных веществ и отходов.
При размещении промышленности в городе важноезначение имеют, устранение производственных вредностей и полная утилизациятвердых отходов производства. Участки для отвалов, отходов, шлакона- копителейили отбросов производства с учетом их обязательной переработки или утилизацииследует располагать на землях, непригодных для сельскохозяйственногоиспользования, за пределами площадок предприятий и селитебной зоны городов иохранных зон источников водоснабжения по согласованию с органамиГосударственного санитарного надзора и органами по использованию и охраневодных ресурсов с соблюдением соответствующих норм и правил безопасности.
При разработке системы размещения промышленных районов в новом городе наиболее удачным приемом считается  параллельное размещение промышленной иселитебной зон. Помимо четкости функциональной организации территории городаэтот прием создает лучшие возможности для последующего свободного развитияпромышленных районов и селитебных территорий.
В новых городах промышленного профиля научно-производственные районы инаучно-технические центры могут размещаться:
1.по параллельной линейной схеме междупромышленной и селитебной зонами города;
2.между селитебной зоной и зоной отдыха;
3.непосредственно в промышленном районе между отдельными группами предприятий;
4.вблизи или в составе общественного центра города.


Состав городского промышленногорайона.
На территории городского промышленного района размещаются:
промышленныепредприятия, теплоэлектроцентрали, крупные электроподстанции, линииэлектропередачи, газопроводы, нефтепроводы и другие промышленныепродуктопроводы местного значения, крупные гаражи и автобазы и др.,научно-исследовательские институты и конструкторские бюро с опытными производствами,учебные центры по подготовке и переподготовке кадров на базе производства идругие объекты, связанные с научно-техническим обслуживанием предприятий;подъездные железнодорожные пути и станции; автомобильные дороги, обеспечивающиевнутренние и внешние транспортные связи; грузовые причалы, пристани и другиетранспортные объекты и сооружения; инженерные сооружения и сети, техническиеполосы и эстакады для производственно-технологических коммуникаций; учрежденияи предприятия обслуживания, работающих в данном промышленном районе.
В состав городских промышленных районов, кроме того, входят резервныетерритории для расширения действующих предприятий, а также для размещения новыхобъектов промышленного строительства, санитарно-защитные зоны, зеленые насаждения,общественные центры, предзаводские зоны, включающие предзаводские площади ивходные узлы предприятий.
Линии электропередачи, входящиев общие энергетические системы, а также трассы магистрального трубопроводноготранспорта общегосударственного значения размещать на территории городских  промышленных районов не разрешается.

Размеры городскогопромышленного района определяются в зависимости от следующих условий:
1)группового размещения взаимосвязанных предприятий с максимальным сближениемсмежных производств, обеспечивающего производетвенно-технологические требованияи развитое кооперирование, сокращениепротяженности инженерных коммуникаций и транспортных связей;
2) удобного расселения трудящихся с учетом трудозанятости предприятий идругих объектов, входящих в его состав;
3)обеспечения транспортного обслуживания (пассажирские и грузовые перевозки);
4)санитарной классификации предприятий и производств и степени концентрациивыделяемых производственных вредностей предприятиями, располагаемыми в районе.
Одним из основных требований является наиболее рациональное иэкономичное использование городской территории, поэтому размеры городскихпромышленных районов должны во всех случаях приниматься минимальнонеобходимыми, с наименьшими расстояниями между предприятиями, с учетом наиболеевысокой плотности их застройки, без излишних резервных площадей, с учетомблокирования производственных зданий. На размер районов влияет такженеобходимость создания в последующем сопутствующих производств.
Промышленные районы, располагаемые в пределах селитебной территории исоздаваемые из предприятий, не выделяющих производственных вредностей, в целяхмаксимального приближеиия мест труда к местам жительства, как правило, имеютразмеры в пределах 30 – 60 га, а численность трудящихся в них достигает 6 – 10тыс. чел. В отделвных случаях для некоторых предприятий легкой или пищевойпромышленности размеры промышленных районов могут достигать 120 – 140 га иболее. Наибольшие размеры промышленных районов, располагаемых в пределахселитебной территории, не должны превышать 400 га. Это обеспечивает удобныепешеходные и транспортные связи в пределах 30-минутной доступности.
Размеры городских промышленных районов, предназначенных для болеекрупных предприятий и их групп, особенно предприятий тяжелой промышленности,составляют до 1000 – 1200 га при территории собственно площадок предприятий 600– 700 га. Такие районы обычно располагаются на границе с селитебнойтерриторией.
Дляпромышленных районов, удаленных от селитебной территории, ограничения втерриториальных размерах не так существенны. Так например промышленные районы нефтеперерабатывающей инефтехимической промышленности занимают территории 2000 – 2400 га и более.
При определении территориальных размеров городскихпромышленных районов следует учитывать, что в районах площадью более 1000 гавозникают трудности, связанные с доставкой трудящихся к месту работы. Поэтомуразмер промышленного района в значительной степени должен определяться взависимости от общей численности трудящихся, занятых на всех предприятиях,входящих в его состав.

          Требуемый размер территории промышленного районаопределяется по формуле:




где S- общая площадь района, га; Sр1 – суммарная площадь территории промышленныхпредприятий, га; Sр2 – суммарная площадь других объектов(энергетических, транспортных, научных и др.), располагаемых в районе, га; Sр3 -суммарная площадь резервных территорий для развитияпредприятий, размещения сопутствующих производств и др., га; k – коэффициентзанятости территории, равный 0,55 – 0,65.

Планировка и застройкагородских промышленных районов должны обеспечивать:
1.Функциональное зонирование его территории по видам использования с учетомтехнологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований,величины грузооборота и видов транспорта, очередности строительства;
2. Наиболее рациональные производственные, транспортные и инженерныесвязи между отдельными предприятиями и селитебной зоной города;
3.Производственную специализацию предприятий и возможность размещениясопутствующих производств или предприятий;
4. Рациональное использование территории района и отдельных промышленныхплощадок с наиболее высокими технико-экономическими показателями;
5.Планировочную и транспортную связь (не менее чем по двум магистралям) сселитебной зоной, а также с другими промышленными районами города;
6.Рациональное инженерное оборудование, благоустройство и озеленение территории района;
7.  Возможность осуществления строительства иввода предприятий в' эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями;
8.Возможность последующего расширения и реконструкции действующих предприятий исвязанных с ними объектов прежде всего за счет преимущественного использованиясвободных участков на промышленных площадках, обновления зданий, повышенияэтажности и блокировки зданий;
9.Организацию единой системы культурно-бытового обслуживания трудящихся, занятыхна предприятиях и  объектах, входящих вданный район или группу предприятий;
10.Внедрение прогрессивных объемно-планировочных решений, способствующих повышениюархитектурно-художественных и эксплуатационных качеств производственных зданийи сооружений;
11. Созидание единого архитектурного ансамбля в увязке сархитектурой прилегающих районов города .




 
На рис2  показана планировкагородского промышленного района.



.
 
Главным условием при решении планировочнойструктуры городского промышленного района является предварительная планировкаего территории, устанавливающая основы планировочной организации, последующегопланомерного размещения промышленных предприятий и других производственныхобъектов с учетом территориального их объединения в группы и возможности  всестороннего кооперирования.

Зонированиепромышленного района.
В планировочной структуре промышленного района выделяют зоны:производственную; санитарно-защитную; энергетических объектов; транспортных искладских объектов; объектов культурно-бытового и научно-техническогообслуживания, различных учебных заведений на базе производства и другихучреждений, имеющих обще- районное значение.
Ориентировочныепоказатели удельного веса отдельных элементов в общей территории промышленногорайона (в %):





При реконструкции и развитии сложившихся городских промышленных районов- их планировка проводится с учетом действующих предприятий и в значительнойстепени носит характер совершенствования и упорядочения сложившейся планировкии застройки.

Промышленный район в структуре города.
Планировочная связь промышленных районов с прилегающими городскимитерриториями зависит от положения промышленных районов в структуре города. Особенно полной и органичной эта связь должнабыть для промышленных районов и предприятий, расположенных в пределахселитебных территорий или в непосредственной близости от них. В этих случаях сеть улиц и проездов является в значительнойстепени единой для обслуживания. промышленности и селитьбы. Вобъемно-пространственном отношении промышленно-производственная застройка(этажность, объемно-планировочные параметры, характер архитектуры),ориентированная на основные городские магистрали, вместе с объектами  жилищного и гражданского строительства должнаактивно участвовать в формировании архитектурных ансамблей.
Планировочная связь с городом промышленных районов, удаленных отселитебной территории, сводится к размещению магистралей, ведущих отпромышленного района к другим районам города.
Основными структурными элементами планировки городского промышленногорайона являются панели, предназначенные для размещения, как правило, одногоряда предприятий, и блоки, на которые панели разделяются внутрирайоннымипроездами рис. З.

Ниже приводятся приемы размещения, предприятий:






 










·    ленточное одно-панельное – применяется для предприятий и объектов одного или близких классов посанитарной классификации производств;
·    последовательное много панельное применяется при размещении предприятийразличных классов по санитарной классификации производств. При этомпредприятия, относящиеся к I, II, III классу, размещаются в панели, более удаленной отселитебной зоны;  предприятия и объекты IV и V класса – последовательно в панелях, более близких к селитебной зоне.

Данный прием является наиболее распространенным, так как позволяет болееэффективно использовать территорию.


В городских промышленных районах следует при соответствующем обоснованиипредусматривать общественные центры для размещения кооперированных предприятийобслуживания трудящихся, а также объектов научно-технического обслуживаниярайона. Общественные и научно-технические центры промышленных районов, групппредприятий должны быть удобно связаны с магистральными улицами,предназначенными для общественного транспорта.
Транспортное обслуживание промышленного района должно проектироваться наосновании транспортной схемы проекта районной планировки и генерального планагорода с комплексной увязкой всех видов транспорта между собой.
Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонныхгрузовых перевозок.
Проектирование транспорта при разработке проектовпланировки городских промышленных районов должно обеспечить:
1.   выявление наиболее рационального варианта размещения промышленныхпредприятий;
2.   создание общих для них транспортных объектов и определение экономическойэффективности их строительства;
3.   выбор видов транспорта для внешних и связанных с ними внутреннихперевозок промышленных предприятий;
4.   установление наиболее рациональной транспортной схемы на основеобъединения выбранных видов транспорта для отдельных грузопотоков илипредприятий в единую систему в увязке с проектируемым транспортом дляпассажирских перевозок
 
Вид транспорта для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовыхперевозок предприятий выбирают на основании технико-экономических расчетов,учитывающих род транспортируемых грузов, объем и характер перевозок, расстояниятранспортирования, целесообразность использования существующих транспортныхсооружений, средств и устройств на основе кооперации. Следует преимущественноприменять без рельсовый или непрерывный транспорт.
При технико-экономическом обосновании выбора видов промышленного транспортанеобходимо учитывать:
сокращениеплощади земельных участков, занимаемой транспортными сооружениями иустройствами, и недопустимость занятия ценных поливных и другихсельскохозяйственных угодий;
·    возможность проектирования сооружений и устройств, предназначенных длясовместного использования различными видами транспорта (совмещенныхавтомобильных и железнодорожных или автомобильных и трамвайных мостов ипутепроводов, общего земляного полотна для автомобильных дорог и трамвайныхпутей и др.), а также возможность использования для нужд транспорта сооруженийи устройств, проектируемых для других целей (дамб водохранилищ и плотин подземляное полотно железных и автомобильных дорог; водопропускных сооружений,плотин в качестве искусственных сооружений железных и автомобильных дорог идр.);
·    влияние транспортных сооружений, и устройств наархитектурно-планировочные решения осваиваемой территории.

В качествепромышленного транспорта обычно используют железнодорожный, автомобильный инепрерывный транспорт.

Железнодорожный транспорт применяется в случаях, когдадругие виды транспорта экономически нецелесообразны или когда требуетсяперевозка тяжеловесных крупногабаритных и специальных грузов, грузов, недопускающих перегрузки (сжиженные газы, кислоты, тяжеловесы и др.), или же таких грузов, перегрузка которыхвызывает ухудшение их качества, большие потери и т. д.
Использование железнодорожного транспортацелесообразно при небольшом объеме перевозок предприятий, расположенных вблизипунктов примыкания к существующим путям, а также при несложных топографическихусловиях и, как правило, только при длительных сроках эксплуатации промышленныхпредприятий. Решение об использовании железнодорожного транспорта для вновьпроектируемых предприятий должно приниматься исходя из комплексногорассмотрения вопросов выбора вида транспорта для обслуживания всех предприятийпромышленного района.
Подъездные пути железных дорог для грузовых перевозок не допускаетсяразмещать в пределах селитебной территории, территорий, учрежденийлечебно-оздоровительного назначения и массового отдыха, если они непредназначены для обслуживания указанных территорий. При крайней необходимостисохранения подъездных путей железных дорог, проходящих по территории жилыхрайонов и пересекающих магистральные улицы, следует предусматриватьстроительство в местах пересечений путепроводов, пешеходных тоннелей илимостиков и проведение других мероприятий, обеспечивающих безопасность движения.
Автомобильный транспорт применяется для внешнихперевозок: до- ставки на предприятия местного и привозного сырья,полуфабрикатов и оборудования, поставляемых транзитом и перегружаемых нагрузовых дворах и контейнерных площадках станций общей сети или на прирельсовыхскладах предприятий; предприятий, имеющих складскую форму поставок сырья,полуфабрикатов и оборудования, со складских баз территориальных органовматериально-технического снабжения; транспортировки отходов производства имусора в отвалы; хозяйственных перевозок, связанных с ремонтом оборудования,до- ставкой строительных грузов, продуктов питания и др.; доставки трудящихсяот мест расселения к предприятиям и обратно. При проектировании следуетисходить из условия увеличения объема перевозок централизованным порядком(средствами автомобильных хозяйств республиканских министерств автомобильноготранспорта и шоссейных дорог).
Непрерывный транспорт – конвейерный, трубопроводный(гидравлический, продуктопроводный, пневматический), канатно-подвесные имонорельсовые дороги целесообразно применять на внешних перевозках предприятийдля: доставки сырья и топлива от мест добычи или пунктов перегрузки смагистрального транспорта на склады или непосредственно на предприятия;доставки готовой продукции с предприятий, производящих ее,предприятиям-потребителям или в пункты перегрузки на магистральный транспорт;доставки пустой породы и отходов производства в отвалы. Для транспортировкимассовых грузов на ограниченные расстояния (до 20 – 30 км, а для отдельныхвидов транспорта и более) должна быть проверена возможность применениянепрерывного транспорта, а также. канатно-подвесных дорог.

Если в районе предприятий имеются водные пути,необходимо на основании технико-зкономических расчетов установитьцелесообразность их использован


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.