Реферат по предмету "Культура и искусство"


О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании

Человечествов своем историческом развитии выработало немало ценностей, которыми мыруководствуемся и на основе которых судим о поступках и поведении людей. Ктакого рода ценностям относятся культура, цивилизация, мораль, философия,религия. Именно они глобализируются и уникализируются в гуманизм. Вне гуманизмавсе эти ценности представляют собой разрозненные состояния.
Ещев эпоху античности возникло учение, утверждавшее, что человек господствует надприродой, подчиняет ее себе, а в нем самом главенствует разум, воля, совесть.При таком подходе человек представляется центром и смыслом Вселенной и поэтомусвободным и ответственным за самого себя.
Однакоданное учение длительное время оставалось не развернутым, скованным в своейограниченности, идеалистичным, поскольку в нем природные инстинкты ибиологические свойства просто не учитывались, некоторые социальные проявлениядезавуировались и отрицались.
Насамом деле в человеке скрыто много больше, чем мы предполагаем. По мерерасширения и качественного изменения наших познаний было обнаружено и выявлено,что человек есть порождение не только социальных (духовных), но и природныхсил, что он подвластен темным природным стихиям, которые средневековое сознаниевыражало в идеях дьявольских, бесовских сил, что его поведение не всегдаобъясняется причинами сознательного (есть область бессознательного), что мотивыповедения и типы сознания могут быть иррациональными (например, жажда власти,агрессивность).
Вистории общественной мысли Ницше открыл, что в основе святости лежит жаждавласти, Фрейд указал на то, что сексуальность — основа художественноготворчества. В отличие от Ницше и Фрейда Маркс в буржуазных ценностях, в ихиндивидуализме, свободе, справедливости увидел замаскированные интересыкапитала и показал капиталистическую систему как целенаправленное извращениеподлинной человеческой сущности, как чистый обман. Здесь, по Марксу, истинното, что служит накоплению капитала, справедливо то, что позволяет извлекать длянего прибыль.
Гуманизм,характеризуя человека, означает прежде всего его человечность и апеллирует кзначимости, самости личности, индивидуальности, к осуществлениюиндивидуально-личностного начала. Гуманистическое миропонимание связано сопределенной системой ценностей и самоценностей, оно реализуется в отношенияхчеловека к Природе, Обществу, Самому Себе. Ценности и самоценности,утверждающие в человеке гуманизм, проявляются в самораскрытии (самореализации)личности, в ее свободной ориентации и способности развернуть в творческомпорыве свой внутренний духовный потенциал. Антиподом гуманизму выступаетнасилие над личностью.
Следуетзаметить, что в гуманизме есть основания не только для возвышения (вознесения)человека, раскрытия его творческих сил, но и для их ослабления, принижения,иссякания. Подлинный гуманизм связан не столько с природным началом человека,сколько с его духовным существом, с глубочайшими основами природы человекасоциального. Человек существует в мире, а не за его пределами. У него нет инойвозможности самоутвердиться в свободе, кроме как живя в обществе.
Известно,что гуманистическая традиция своими корнями уходит к Ренессансу, мыслителямВозрождения Данная традиция, в основе ко горой лежит антропоцентрический взглядна мир, в разные эпохи обосновывалась по-разному — от достойного партнерствачеловека в диалоге с Богом до богоборчества, от идеальных (утопических)ориентиров до рационалистического видения мира.
Лозунгомантичного мира было «следование природе», ставшее причиной безмерногонатурализма и нравственного конформизма. Средние века выставили на первый планидеал духовности, отвергающий «тварное бытие» — мир и все в мире. Наконец,Новое время возродило античный натурализм, придав ему форму буржуазногоэкономизма и прагматизма.
Особоеместо в истории человечества занял XX век. Экологические катастрофы, ядерныйкошмар, тоталитарные режимы и две мировые войны, кровавые национальные имежнациональные конфликты и международный терроризм — все это человечествопережило и испытало в течение одного только столетия. При этом оно(человечество) ориентировалось и на политику, утверждая ее приоритетность поотношению к другим видам человеческой деятельности, и на научно-техническийпрогресс, стремясь с его помощью решить все социальные проблемы, и нанациональную идею, полагая приобрести свободу и согласие среди людей. Основнаячасть XX в. прошла под знаком триумфа естественных наук, открывавших, какказалось, точно выверенный, технически обоснованный путь к решению глобальныхзадач, стоящих перед человечеством. Эпохальные научно-технические достижениякрепили эту уверенность.
Врезультате всего содеянного современный мир на исходе XX в. оказалсяисключительно сложным, противоречивым, неустойчивым, в конечном счете онстолкнулся с проблемой выживания человечества. Перед лицом грозящихуничтожением опасностей человечество вынуждено будет пойти (и пойдет!) по путироста культуры, повышения образования, научного развития, укрепления здоровья(физического и духовного) и, следовательно, по пути установления и утверждениягуманизма, гуманистического миропонимания, и миросозидания в обществе. Иногоему не дано. Иное — движение в ничто, движение к гибели, ибо мировое сообществов III тысячелетии ожидает либо монополисное движение с одним центром иподчинением всех стран и народов этому центру, либо поливариантное движение, нос внутренними и внешними конфликтами, войнами, агрессией, озлобленностью людей,либо новое, гуманистически ориентированное развитие — развитие в духеРенессанса.
Вполнепонятно, что в этих условиях вопрос о статусе гуманизма, его месте в системеценностных координат не снят с повестки дня. Наоборот, сегодня — в эпохуперехода к обществу информационных технологий, всемирных культурных иэкономических связей — проблема гуманизма и гуманистического миросозиданиявыходит на первый план, обретает новые черты и масштабы, во многом требуетпереосмысления.
Преждевсего гуманный человек не возникает сам по себе, а формируется в обществе.Уединенный удел человеческого «я» безысходен. Поэтому для формированиягуманизма не безразлична та система внешних координат, которая задаетсяпроявлением огромного множества индивидуального «я», составляющего общество.
Обществогуманистично настолько, насколько ценен в нем человек. Является ли человекисходной позицией? Если в обществе за основную ценность принять государство,деньги или что-либо другое, то, естественно, человек отодвигается на второй плани создаются условия, чтобы затем установить над ним контроль и жертвовать им.
Напротяжении всей своей истории человечество пытается сделать жизнь лучше. И онодобилось немалых результатов. Однако экономический и научно-техническийпотенциал часто используется, чтобы угнетать и убивать людей; способствовать ихобнищанию. Основная часть богатств земного шара принадлежит небольшому процентунаселения, тогда как большинство терпит лишения, невероятные тяготы, чтобы неумереть с голоду. Такова правда общественной жизни.
Чтозначит установить гуманистическое общество? Это значит, что в общественеобходимо обеспечить прежде всего безусловное признание человека в качествевысшей социальной ценности. Подлинно гуманистический подход требует, чтобыцелью деятельности общества, его социальных институтов становился сам человек,а принципы справедливости, добра, равенства и свободы — нормой отношений междулюдьми.
Общиепринципы концепции установления гуманистического общества известны. Они вмировой социально-гуманитарной науке описаны достаточно полно. Предлагались ипути создания такого общества — от обращения к богу, душе, разуму до свершенияи оправдания революций и восстаний. Что это за принципы?
1.Если в обществе каждый индивид находится (реализуется) в том же самомобщественном положении (отношении) к другим людям, в каком эти другие людинаходятся по отношению к нему, то, следовательно, в нем устанавливаютсяотношения общественного равенства. Последние 'порождают в обществеколлективность, а вместе с тем обусловливают воспроизводство общественно(социально и духовно) развитого человека, т. е. человека не безразличного кделам товарищей по работе, коллектива, в котором он трудится, к интересам всегообщества. Вместе с тем, если каждый индивид по своему общественному положениюстановится равным всем другим членам общества и выступает в качестве такового,то, следовательно, он по отношению к другим людям является свободным человеком.
2.Равенство и свобода порождают целостное развитие человека. Под целостностью личностимы понимаем такое ее социальное положение, при котором ликвидируются всякиеформы отчуждения общественных сущностных сил (свойств) человека от самогочеловека. Эту мысль замечательно выразил К. Маркс: «Присвоение человеком и длячеловека человеческой сущности, — писал он, — надо понимать не только в смыслевладения, обладания. Человек присваивает себе свою всестороннюю сущностьвсесторонним образом, следовательно, как целостный человек» (Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т. 42. С. 119-120).
3.Равное (наряду с другим) положение человека в обществе, его свободное ицелостное развитие определенно ведет (и чем дальше, тем в большей мере) квыявлению творческих дарований человека, универсальному совершенству егопотребностей, способностей, средств потребления, индивидуальных сил, т. е. кформированию всесторонне развитой личности со всем богатством его существа.
Наилучшиевозможности для раскрепощения творческих сил человека, самореализации личностисоздает демократия как определенная форма государственности. Естественнымоснованием демократического государства является народность, посколькуподлинное его назначение — обеспечить условия, которые удовлетворяли бывозрастающие потребности человека, всех членов общества. Демократическоегосударство призвано установить такой характер власти, который позволяетмаксимально развиться народопроявлению, который стимулирует самоорганизациюэкономических, политических и иных сил народа. создает условия дляразворачивания назревших потенций, заключенных в историко-культурных пластахобщества. Поэтому демократия, характеризуя права и свободы человека, уважение киндивидуальности, тесно связана с формированием гуманизма. При таком подходевся правовая система общества, связанная с укреплением государства(государственности), в конечном счете должна «работать» на защиту отдельнойличности.
Гуманизмнеразрывно связан с религией, которая включает в себя всю сферу отношенийчеловека с трансцендентным началом — Богом. Религия с ее исповеданием веры инравственными законами побуждает человека искать смысл жизни. Для этого онапомогает определить основу бытия, сформировать мировоззрение, установитьприоритет ценностей, организовать способ общения с другими людьми, выявитьустойчивые нормы поведения. Религия, стало быть, выступает действительнымэлементом, который помогает человеку сформировать гуманистическое видение мира.
Анализируягуманизм со стороны общества, вместе с тем следует иметь в виду и иную егосторону. Гуманизм (наряду с общесоциологическим пониманием) представляет собойопределенные культурно-исторические, ценностные и нравственные установкисознания самого человека, его индивидуального «я».
Индивидуальное«я» в историческом ракурсе представляло мир по-разному: я — в зеркале своего«я», я — конструирующий мир самодостаточный и изолированный, я — вбирающий весьмир. Все эти представления (при известном их различии) ставили человека надмиром в качестве некоего господствующего первоначала.
Однакоход общественного развития показал, что господство субъекта над миромпревращается в собственную противоположность. При «заносчивом» отношениичеловека к миру (природе, обществу, самому себе) сам мировой процесс все болееи более «отказывает» ему с его деятельностью и сознанием в существовании, какбы «отталкивает» его от себя. Вот почему нужна принципиально иная установкагуманистического миропонимания.
Резюмируяэти теоретические и мировоззренческие поиски, можно утверждать следующее: чтобысоздавать гармоничный мир и жить в нем, человек не должен ставить себя надмиром, не должен претендовать на роль Демиурга, создателя вселенной. Наоборот,человек должен стать терпеливым и послушным Учеником, вбирающим в себя всюмудрость мира, которую дают ему познание природы, опыт исторического развития,анализ всего социального и культурного многообразия различных стран, этносов,религиозных концессий, субкультур. Реальный гуманизм, таким образом, всовременном понимании обретает широкий социальный и этический контекст. Онпозволяет найти меру между знанием и ответственностью в процессе гуманистическогомиросозидания.
Такоемиропонимание несет в себе огромнейшее конструктивное начало: оно являетсяважнейшим ценностным ориентиром, позволяющим каждому человеку находить балансустойчивости в бурном потоке социальных перемен. Оно не позволяет обществу захлебнутьсяв волне перестроечных новаций. Гуманистическая ориентация отсеивает всевраждебное человеку, разрушительное и поддерживает среди социальных,политических, экономических преобразований те, которые расширяют возможностичеловека, позволяют ему во имя блага других людей максимально развернуть своиспособности. В ней проявляется своего рода здоровый исторический инстинктсамосохранения общества, сохранения сип созидания.
Напервый взгляд может показаться странным, что гуманитарное мировидение мы выдвигаемименно сейчас, когда в мире не решены многие животрепещущие, саднящие душукаждого человека проблемы. И все-таки признание приоритета гуманитарногопонимания общественного прогресса не является данью очередной красивой утопии;оно (это признание) объективно обусловлено и становится необходимым требованием(потребностью) дальнейшего общественного бытия и развития человечества.Человечество на рубеже веков оказалось перед необходимостью переоценки уроковпрошлого и перспектив будущего.
Особыйинтерес в мировом сообществе вызывает Россия, поскольку она весь XX векнаходится в состоянии постоянного поиска новых общественных форм бытия, проводятрудную (порой мучительную) работу по осуществлению социальных реформ,экспериментов, революций.
Ныне,в конце XX в., российское общество охватил всеобщий кризис, который все более иболее подводит нас к осознанию того, что в основе этого кризиса находится самчеловек.
Вобщем плане вектор социально-экономических и политических перемен, связанных свыходом общества из кризиса, более-менее ясен. Это — переход от тоталитаризма кдемократии, от линейных к поливариантным формам развития, от несвободы ксвободе выбора, от принуждения и насилия к координации, сотрудничеству,взаимодействию в обществе, от диктата авторитаризма к диалогу культур, отединовластия к народовластию, от управления сверху к самоуправлению,формированию многовариантных, взаимодополняющих и гибких социальных систем,способных к саморегуляции, самоорганизации, от национализма к гуманизму.
Чтоже касается конкретных целей, путей, форм и темпов этого длительного перехода,то здесь перед обществом встают труднейшие задачи. Сама практикафункционирования российского общества в конце XX в. настолько противоречива,неустойчива и порой «нелогична», что выявить направленность череды событийпредставляется крайне затруднительным.
Решаязадачи дальнейшего развития, Россия стремится приблизиться к современному(modern) Западу, тем самым осуществить модернизацию общества. Реформаторыроссийского общества пытаются преодолеть «опоздание» и «отставание» с помощьюзападных политических технологий и экономических (главным образом рыночных)методов реформирования, что потребовало переделки человека, его внутреннейприроды, сознания, традиций, существующих обычаев, формирования новогопсихологического склада. А это, в свою очередь, вызвало со стороны многих людейреакцию отторжения. Например, экономические реформы, проводимые по рецептамзападной экономической науки, оказались не работающими на российской почве.
Этодало основание некоторым авторам утверждать, что Россия не являетсяорганической частью Запада, что здесь процесс цивилизационного развитиянезавершен и незакончен, что России так же трудно понять Запад, как и Западутрудно понять Россию. Обществу предлагается (уже в который раз!) идея, согласнокоторой у России, если она хочет выжить, нет иного выбора, как стать странойевропейского типа.
Насамом деле России не нужно навязывать особые западноевропейские стереотипы,если она, развиваясь в формах европейских соотношений, сама есть частьевропейской общественно-исторической действительности, один из спектровевропейско-исторического проявления. При этом, разумеется, можно фиксировать«отставание» одних элементов и «опережение» других. Так, еще А. И. Герценотмечал, что революционные устремления России созвучны революционным идеаламЗапада. И в этом смысле — в смысле радикального решения проблем гуманизма ицивилизации — Россия «опередила» Запад.
Вполнепонятно, что все попытки искусственно противопоставить Россию Западу ошибочны ис точки зрения Запада, и с точки зрения России. Для Запада Россия представляетсобой неотъемлемое цивилизационное пространство, в котором самобытноразвивается особая культура всемирно-исторического значения. Для России Западесть особая сфера культурно-исторического обитания, в которой утверждаетсявсемирно-историческая цивилизация. Россия и Запад — это две стороны единогоцивилизационного процесса, которые можно мыслить отдельно, но оторвать их другот друга невозможно. Но Россия, будучи европейской страной, одновременнопростирается на огромных просторах Азии, привнося многое с Запада на Восток,вбирая в себя много восточного. Понятно, что в России есть то, чего нет вотдельности ни на Западе, ни на Востоке. Россия — государство и европейское, исамобытное.
Таковаистина, и только она способна утвердить нас — и россиян, и европейцев — вправильной исторической и гуманистической перспективе.
СамобытностьРоссии заключена как раз в том, что она и по сей день находится в состояниипоиска новйй парадигмы цивилизационного (точнее, гуманистического) развития.Россия последние столетия была исключительно революционна. Октябрь 1917 г. длянее не был случайным. Он явился пробой новых общественных форм бытия, частьюогромного, всеобъемлющего процесса перехода человечества от старого к новому (ксожалению, неудавшемуся) социальному качеству. Сегодня Россия снова живетсознанием неминуемых перемен. При этом механическое повторение западного опытаразвития для нее неприемлемо, да и не нужно.
Вотпочему, несмотря на объединенные усилия международного и российского капитала,до сих пор не удается развернуть Россию (замечу, сверху и силой) в лонокапитализма с его безработицей, отношениями эксплуатации, имущественнымрасслоением общества на сверхбогачей и нищих, отсутствием социальной защитычеловека и подлинной веры в человека, бессовестной свободой торговли,космополитизмом. Российский народ внимательно всматривается в очередное «чудо»,привнесенное так называемыми демократами — как правило, вчерашними номенклатурнымиработниками КПСС.
Россиясама имеет все необходимые возможности (природные, человеческие и культурные),чтобы привнести в общечеловеческий цивилизационный процесс нечто свое ипринципиально новое. Это принципиально новое у России лежит на путях установленияи утверждения гуманизма и социальной справедливости в обществе.
Гуманизми социальная справедливость в современном обществе приобретают особуюактуальность, поскольку сегодня решается проблема возрождения и дальнейшегоразвития России на новой основе. Гуманистические цели и идеалы определяютсяобъективными законами социального и духовного бытия. Они соответствуют глубокимгуманистическим традициям, сложившимся в русской общественно-политической ифилософской мысли. Духовные силы российского народа, заключенные в его истории,культуре, ментальности, являются главной предпосылкой перехода общества вцивилизацию гуманистического типа. Ибо россиянам гуманизм привит всей духовнойтрадицией, всей философской мыслью. Приведем некоторые факты. XII век. КнязьВладимир Мономах, обращаясь к детям своим, восклицает: «Что есть чедрвек, какподумаешь о нем?» Он полагает, что мир сотворен «человека ради» «на снедь, навеселие» {Мономах Владимир. По-учение//Повесть временных лет. В 2 ч. М.-Л.,1950. Ч. 1. С. 156).
XVIвек. Знаменитый мыслитель — книжник Феодосии, прославившийся «своим новымучением», провозглашает равенство всех народов, всех вер. «Немцы, татары,русские — все суть едины у господа», — заявляет он (цит. по: Замалеев А. Ф.,Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.,1991. С. 203).
Акаким страстным гуманизмом, какой неизбывной любовью к простому человекупронизано творчество гениального А. Н. Радищева! Вслушаемся в его вдохновенные,трепетные слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечествауязвлена стала» (Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву// Избр.философ, произв. М., 1949. С. 39).
Вспомним«неистового Виссариона» — Белинского. В одном из своих писем он говорит обессмысленности всего мирового строя, если в нем остается хоть одно страдающеесущество. Точно также думал и Ф. М. Достоевский.
Фактыможно приводить еще и еще. Однако достаточно и этих, чтобы с гордостьюпричислить себя к самой великой и гуманистической традиции в мире — к традициироссийского гуманизма.
Удастсяли России вырваться к подлинно человеческому, гуманистическому будущему? Станетли она духовным центром гуманистической цивилизации? Обеспечит ли она духовноеединство идеологий и культур Востока и Запада? Выработает ли она некую общую (идля себя, и для человечества) новую гуманистическую систему ценностей?
Ответына эти и другие вопросы во многом будут зависеть от того, насколько и как всовременной стратегии управления обществом будет уделяться вниманиефундаментальным проблемам духовного развития России — ядра жизни ее народа.
Государствороссийское становится гуманистичным и одновременно сильным (самодостаточным,независимым) лишь в том случае, если оно служит обществу, человеку, если онообеспечивает условия благосостояния всем членам общества, в том числе условияразвития культуры, образования, науки, здравоохранения. Во всех переменах,происходящих в российском обществе, ныне возрастает роль субъективного фактора.Это естественно. Но возвышение и утверждение субъективного фактора — человека — должно идти (и пойдет!) не посредством усиления его возможностей к насилию,агрессии, цинизму, а на путях роста гуманизма, согласия, взаимного понимания,уважения, добра, любви.
Осуществитьисторический поворот российского общества к цивилизации с гуманистическойориентацией невозможно без одновременного развития социально-гуманитарных наук- наук о человеке, обществе и культуре. Стратегический прорыв в культуре,экономике, политике, праве, психологии людей, нравственных основаниях возможенлишь на базе переосмысления всего того, что выработано человечеством всамопознании.
Известно,что в системе наук именно социально-гуманитарные науки призваны заблаговременнопредупреждать общество об ожидающих его трудностях, разрабатывать альтернативныеварианты решений и обосновывать выбор оптимальных. Их смысл и предназначениесостоят в том, чтобы обеспечить надежное социальное прогнозирование.Социально-гуманитарные науки — самая динамичная сила, способная раздвинутьграницы познанного, проникнуть а глубины материального " духовного мира,утвердить человека как личность с его духовными ценностями, культурой,творческими возможностями, сформировать гуманистическое видение общественногоразвития.
Однакоотечественные науки о человеке, обществе, культуре сами оказались в столь жеглубоком кризисе, что и само общество. Схоластизм, догматизм, отрыв от жизни,существенный перекос в системе наук в пользу естественно-технического знания,настойчивая идеологическая ангажированность, изолированность от мировых научныхпроцессов — все эти факторы имели печальные последствия для внутреннегоразвития социально-гуманитарных наук и общества в целом.
Попыткавыхода из глубочайшего кризиса, охватившего российское общество, не отрицает,а, наоборот, предполагает и усиливает необходимость поиска новой парадигмыразвития, новой методологии, новой теории, новой идеологии, которые немыслимыбез социально-гуманитарного знания. Отказ от некоторых сложившихсяобществоведческих дисциплин, их устаревших догм, стереотипов не освобождает насот необходимости проведения принципиально новых комплексных (междисциплинарных)исследований, приращения новых знаний. Именно с этими науками мы связываем идеювозрождения и развития России, возможности человека сформировать и утвердить егогуманистическое миропонимание, поведение и действие в обществе.
Еслинашему обществу суждено пойти по пути роста культуры, развития образования,утверждения гуманизма, то мы вправе полагать, что социально-гуманитарные наукивсе более и более будут выходить на первое место и играть роль лидера в системенаук.
Вотпочему мы говорили не просто о необходимости выживания этих наук в современныхусловиях, а о создании таких предпосылок для них, которые позволили быобеспечить на этом направлении стратегический прорыв, быстрое продвижение попути их возрождения и развития. Вот почему мы говорим, что общество, нашавласть (президенты, правительства, губернаторы, руководители всех рангов)должны осознать и принципиально изменить отношение к названным наукам. Сегодняперед социально-гуманитарными науками стоит множество невероятного трудныхзадач методологического, теоретического, концептуального, кадрового,организационного, финансового порядка. Что это за задачи?
Во-первых,следует осуществить своего рода инвентаризацию гуманитарного знания исоциального опыта, выработанного прежними поколениями. До последнего временисоциально-гуманитарные науки нередко были заложниками устойчивого технократизмаи вольно или невольно воспроизводили его приоритеты. В обществе многиематериалы и источники по идеологическим соображениям были недоступны, а трудыотдельных философов, политиков, социологов запрещены.
Нынедля широкой общественности открыты целые направления и научные дисциплины,считавшиеся прежде прерогативой буржуазной науки. Важно при этом вырваться изустоявшихся стереотипов, важно изменить стиль (образ) мышления, слишкомпримелькавшийся, слишком узнаваемый.
Во-вторых,нужна действенная активизация научных гуманитарных исследований. Наивнополагать, что кто-то за нас и для нас — ученых-гуманитариев — обеспечиттворческое развитие социально-гуманитарных наук. Ученым-гуманитариям надообъединиться, скоординировать свои собственные усилия, выступить в обществе вкачестве эмоциональной, динамической силы, утвердить высокий престиж иавторитет гуманитарного знания.
В-третьих,необходима интеграция гуманитарного знания. Сугубо дисциплинарный подход,разобщенное развитие всех отраслей гуманитарных знаний ведут к односторонностипознания и явно недостаточны для изучения человека, общества и культуры — этихисключительно сложных объектов исследования. Простая сумма различныхобособленных (рядоположенных) гуманитарных наук отражает собой лишь отдельныестороны (черты) их жизни. Она не охватывает их целостности со всеми сложностями,взаимосвязями, противоречиями. Напротив, интеграция (синтез, взаимодействие)некоего полидисциплинарного комплекса наук, отыскание объединяющего эти наукиначала дают возможность представить определенный социальный объект целостно,всесторонне и тем самым обеспечить воспроизводство новых знаний.
Нынев обществе накоплен огромный потенциал новационных идей, в том числе связанныхс переосмыслением идей забытых или временно не востребованных социальнойпамятью. Вместе с тем жизнь не стоит на месте. Возникает потребность в новойакцентуализации социально-гуманитарного знания. На первый план выступаетнеобходимость вычленения внутри широкого спектра социальных и гуманитарных идейтого сгустка ценностей и приоритетов, который сможет стать основой новойстратегии миропонимания и социального действия. Предстоит переход от накоплениязнания к его оценке с позиций новой социальной реальности, переход отэкстенсивного к интенсивному этапу развития социального знания.
Вконтексте сказанного можно предположить, что наиболее эффективными иперспективными станут те социально-гуманитарные знания, которые позволятпостроить новые стратегии социального поведения для современного человека,превратят свод этих знаний в новую парадигму исторического действия. Центромтакой парадигмы должна стать ценность человеческого существования в егогармонии с миром природы и социума.
Такойподход потребует соответствующего культурного и исторического переосмыслениячеловеком самого себя. Вместе с тем такой подход позволит сформировать не толькостратегию нового гуманитарного видения мира, но и стратегию новогогуманитарного действия (созидания), в том числе и стратегию новогогуманитарного поведения, адекватного современным цивилизационным процессам.Человек сможет не просто увидеть свое гуманистическое будущее, но и начатьреально созидать его. Ибо важно понять, что ныне человек рассматривается нетолько как вершинный продукт глобальной эволюции. Сама глобальная эволюция — этот гигантский по своим масштабам процесс — осмысливается и «измеряется»посредством человека как универсальной меры на всех уровнях, начиная ссубэлементарных микрочастиц и заканчивая безграничными метагалактическимипросторами.
Список литературы
В.Т. Пуляев, доктор экономических наук, профессор, президент Академии гуманитарныхнаук, научный руководитель Государственной программы «Российское общество;стратегии реформирования и развития». О гуманизме, будущем России исоциально-гуманитарном знании.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.