2
ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В целях сохранения сельскохозяйственных земель и зе-мель лесного фонда земельное законодательство преду-сматривает возмещение потерь сельскохозяйственного производства. Основным специальным нормативным правовым актом, регламентирующим данные вопросы, являет-ся постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.09.1999 г. № 1397 «О возмещении потерь сельскохо-зяйственного и лесохозяйственного производства». Данным постановлением правительства утверждены Порядок определения потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению, и нормативы возмещения таких потерь с коэффициентами к ним, Порядок определения потерь лесохозяйственного про-изводства, подлежащих возмещению, и соответствующие нормативы возмещения этих потерь с коэффициентами к ним.
В силу Кодекса о земле потери сельско-хозяйственного и лесохозяйственного производства под-лежат возмещению при:
изъятии сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;
ограничении прав землепользователей, землевла-дельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов;
ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц.
Эти потери компенсируются помимо возмещения убыт-ков, предусмотренных ст. 133 Кодекса о земле.
Указанные потери возмещаются юридическими и физи-ческими лицами:
при предоставлении им сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;
при установлении охранных, санитарных зон с исключением из оборота сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда или переводом их в менее ценные земли.
Размеры потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению, определяются по нормативам возмещения потерь сельскохозяйственного производства с коэффициентами к ним, учитывающими месторасположе-ние земельных участков, качество почв, интенсивность сельскохозяйственного производства, степень мелиоратив-ного обустройства земель.
Юридические и физические лица обязаны до отвода им земельных участков в натуре (на местности) перечислить средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, на транзитный счет инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь по месту регистрации плательщика.
Средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, используются на:
освоение новых земель (болота, земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, пески, участки, высвобождаемые из-под дорог, хозяйственных дворов, уса-деб, и другие не используемые в сельском хозяйстве земли) под сельскохозяйственные земли, проведение проектных, изыскательских и других работ по сельскохозяйственному освоению новых земель;
повышение плодородия почв (проведение культуротехнических работ на землях, не требующих осушения, ре-монт мелиоративных систем и улучшение мелиорирован-ных земель, рекультивация нарушенных земель, реконст-рукция осушительной сети, увеличение мощности плодо-родного слоя почвы малопродуктивных сельскохозяйст-венных земель и повышение их плодородия, включая отвод поверхностных вод, доставку и нанесение накопленного плодородного почвенного слоя), проведение проектных, изыскательских и других работ по повышению плодородия почв;
землеустройство и оснащение землеустроительной службы.
Использование средств, предназначенных на возмеще-ние потерь сельскохозяйственного производства, осуществляется в пределах поступления этих средств в соответствии со сметой расходов, разрабатываемой Государственным комите-том по земельным ресурсам, геодезии и картографии Респуб-лики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.
Потери сельскохозяйственного производства не воз-мещаются при изъятии сельскохозяйственных земель для:
строительства мелиоративных систем, предназна-ченных для орошения и осушения земель сельскохозяйст-венного назначения;
строительства прудовых и озерных рыбных пред-приятий, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий (за исключением пахотных зе-мель, земель, занятых постоянными культурами, сенокос-ных и пастбищных земель, на которых проведены работы по их коренному улучшению);
строительства жилых домов, школ, детских дошко-льных учреждений и лечебных заведений [больницы (кли-ники), поликлиники, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой медицин-ской помощи и переливания крови, медицинские специали-зированные лечебные центры, дома ребенка и родильные дома], домов-интернатов для инвалидов и престарелых, объектов культурно-бытового и культового назначения;
строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог;
строительства кладбищ;
восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры.
Потери сельскохозяйственного производства не воз-мещаются также:
при передаче в установленном порядке сельскохо-зяйственных земель в ведение государственных органов лесного хозяйства;
при создании заповедников и национальных парков;
при отводе сельскохозяйственных земель во вре-менное пользование для строительства воздушных линий электропередачи, воздушных и кабельных линий связи, ко-гда это строительство осуществляется в согласованные с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков сроки, обеспечивающие беспрепятст-венное выполнение сельскохозяйственных работ.
В соответствии с Порядком определения потерь лесохозяйственного производства, подлежащих возме-щению, размеры потерь лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, определяются по нормативам возмещения потерь лесохозяйственного производства и ко-эффициентам к ним, учитывающим защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесов.
Средства, предназначенные на возмещение потерь ле-сохозяйственного производства, используются па:
создание насаждений, выполняющих защитные, во-доохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции;
освоение переувлажненных, малопродуктивных и закустаренных сельскохозяйственных земель, а также зе-мель, передаваемых для облесения, песков и других неис-пользуемых земель, улучшение их качества, строительство лесохозяйственных дорог;
повышение продуктивности земель лесного фонда;
реконструкцию лесных насаждений в зонах про-мышленных выбросов с целью повышения их устойчиво-сти;
благоустройство лесов в зонах интенсивного посе-щения населением (строительство дорог и устройство тропиночной сети, стоянок для транспортных средств, площа-док для разбивки лагерей и других объектов) для регулиро-вания рекреационного использования лесов;
охрану, защиту, воспроизводство, улучшение по-родного состава, качества, повышение продуктивности ле-сов;
проведение противопожарных мероприятий в лесах;
проведение научно-исследовательских, изыскатель-ских и проектных работ, связанных с повышением лесистости территории и продуктивности лесов, усилением их природоохранных функций, улучшением санитарного со-стояния и рационального лесопользования, выявлением антропогенных влияний на леса, развитием лесного мони-торинга.
В соответствии с п. б вышеуказанного Порядка потери лесохозяйственного производства не возмещаются при изъятии земель лесного фонда для:
строительства жилых домов, школ, детских дошко-льных учреждений, лечебных заведений [больницы (клини-ки), поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, медицинские специализированные лечебные центры, дома ребенка и родильные дома], домов-интернатов для инвалидов и престарелых, профилакториев, учреждений отдыха, объектов культурно-бытового назна-чения, культовых сооружений и кладбищ;
восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры;
организации заповедников, национальных и денд-рологических парков, ботанических садов;
строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог;
нужд, связанных с ведением сельского хозяйства сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
добычи сапропелей на удобрение и торфа на удоб-рение и топливо.
Кодекс о земле устанавливает меры экономиче-ского стимулирования рационального использования и ох-раны земель.
Экономическое стимулирование охраны земель направ-лено на повышение заинтересованности землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности.
Экономическое стимулирование рационального исполь-зования и охраны земель включает:
выделение средств республиканского или местного бюджетов на восстановление земель, нарушенных не по их вине;
освобождение от платы за земельные участки, на-ходящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния, в период, предусмотренный про-ектом производства работ;
предоставление льготных кредитов;
частичную компенсацию снижения дохода с зе-мельных участков, нарушенных в результате временной консервации;
поощрение за улучшение качества земель, повыше-ние плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции.
Согласно Закону «О платежах за землю» (ст. 8) в целях стимулирования рационального использования земли рай-онный Совет депутатов может повышать или понижать ставки земельного налога на землю сельскохозяйственного назначения, но не более чем на 30%.
Районные, городские (поселковые) и сельские Советы депутатов могут повышать или понижать ставки земельно-го налога на земельные участки граждан.
Сельские, поселковые и районные Советы депутатов могут полностью или частично освобождать от уплаты зе-мельного налога опытные хозяйства и экспериментальные базы научно-исследовательских учреждений и учебных за-ведений сельскохозяйственного профиля (земли, на кото-рых проводятся долголетние опыты), государственные сор-тоиспытательные станции и участки, гидрометеорологиче-ские центры, станции, посты, установки и устройства контроля загрязнения природной среды (ст. 17 Закона «О пла-тежах за землю»); по мотивированной просьбе плательщи-ка могут предоставлять льготы по взиманию налога в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты и понижения ставки в случае, если землевладелец или землепользователь проводит коренное улучшение земель.
Анализ аграрной, экономической и юридической лите-ратуры, а также нормативных актов показывает, что осуще-ствление земельной реформы связывается в первую оче-редь с совершенствованием земельных отношений в сфере сельскохозяйственного производства; рациональным ис-пользованием земель в этой области.
Землями сельскохозяйственного назначения призна-ются все земли, предоставленные для нужд сельского хо-зяйства или предназначенные для этих целей.
Кодекс о земле установил, что не относятся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки садоводческих товариществ и земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, предос-тавленные для ведения коллективного садоводства и дачно-го строительства, а также земельные участки, предостав-ленные для дачного строительства.
Законодатель, определяя понятие земель сельскохозяй-ственного назначения, исходит из двух основных призна-ков: хозяйственное назначение земель, используемых для сельскохозяйственных целей; сельскохозяйственные цели, для которых эти земли предназначены к использованию в будущем.
Не все земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, используются для сельскохозяйственных целей. Часть их включена в состав земель лесного фонда, часть - в состав земель населенных пунктов. Режим таких земель, хотя и названных сельскохо-зяйственными, подчиняется режиму соответствующей ка-тегории земель.
Земли сельскохозяйственного назначения характеризу-ются единством хозяйственного использования - для нужд сельского хозяйства. Однако по своему составу они неод-нородны.
Показателями, выражающими экономическую и право-вую сущность землепользования в сельском хозяйстве, яв-ляются земельные угодья.
Земельные угодья являются экономической хозяйст-венной формой использования земли как средства произ-водства.
Сельскохозяйственные земельные угодья - участки зем-ли, отличающиеся своими природными, хозяйственно-экономическими особенностями, характером использова-ния в соответствии с планами развития сельского хозяйства. В основе такого выделения лежит их целевое использо-вание. Однако следует иметь в виду, что одни и те же тер-ритории могут использоваться как для основных, так и для побочных целей, как основной и иной вид угодий. Так, временно сенокос может использоваться под пастбище.
Виды и количество земельных угодий зависят от харак-тера использования земли. Природные ее свойства и факто-ры предрешают целесообразность и возможность хозяйст-венного использования для тех или иных нужд.
По характеру правового режима сельскохозяйственные угодья делятся на:
пахотные земли (пашни),
многолетние насаждения,
сенокосы,
пастбища,
залежь и др.
Для использования каждого вида угодий устанавлива-ются свои правила.
В составе земельных угодий главное место занимают пахотные земли - площади, занятые посевами (однолетни-ми культурами), чистые поля, огороды.
Признание земель (особенно пахотных) пригодными для сельскохозяйственных целей производится на основа-нии данных государственного земельного кадастра.
На пашне производится основная сельскохозяйственная продукция, на эти угодья падает большая доля затрат в сельском хозяйстве. Говоря об основной задаче сельскохо-зяйственного производства, академик В.Р. Вильяме писал: «...Мы производим скрытую (потенциальную) энергию, которая лежит в основе всей жизни человека. Мы произво-дим пищу»2.
К числу важнейших сельскохозяйственных угодий от-носят многолетние насаждения - сады, ягодники и др. На них получают особо ценную продукцию. В отличие от пашни использование этих земель осуществляется для выращивания многолетних древесных и кустарниковых рас-тений. Причем значительный период времени затрачивает-ся на закладку сада, ягодника, их использование для этих нужд потому носит длительный характер.
В числе сельскохозяйственных угодий - сенокосы и па-стбища. Их по обыкновению называют естественными (природными) кормовыми угодьями. Иногда в сельскохо-зяйственной литературе встречается термин «угодья луго-водства», а вместо названия «сенокос» - луг. Эти угодья служат кормовой базой для общественного и личного жи-вотноводства.
В составе сельскохозяйственных земель может быть и залежь (те пахотные угодья, которые временно не исполь-зуются для посевов сельскохозяйственных и иных культур).
Сельскохозяйственные угодья делятся на подвиды. При этом используются различные критерии, степень освоения земель, природные признаки, характеризующие состояние того или иного угодья (например, степень эрозированности, засоленности, закустаренности и др.). Сенокосные и паст-бищные угодья подразделяются на отдельные виды:
заливные,
заболоченные,
суходольные,
пастбищные угодья - летние, осенне-весенние и т.п.
Каждое из угодий состоит из отдельных частей, имею-щих замкнутую границу - контур. Чем больше контур, тем больше возможности для технической обработки земли. Мелкоконтурность создает неудобства в использовании. Для более полной характеристики угодий необходимы све-дения об их контурности.
В ходе сельскохозяйственного производства могут из-мениться состав и соотношение угодий, как позитивно, так и негативно (вовлечение в оборот новых, ранее неисполь-зуемых площадей; перевод одних угодий в другие). Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пахотных земель, земель, занятых под постоянными куль-турами, улучшенных сенокосов и пастбищных земель, цен-ных высокопродуктивных земель, в том числе перевод их в менее продуктивные, не допускается, за исключением случаев особой необходимости, определяемых Президентом республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.
Кроме сельскохозяйственных угодий в данной катего-рии земель имеются несельскохозяйственные земли - уча-стки, призванные обслуживать сельскохозяйственное про-изводство.
В составе данной категории земель могут быть и неис-пользуемые, резервные территории, овраги, болота, крутые склоны и т.п. земли. Они - резерв сельскохозяйственного производства - подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.
Отдельную группу составляют земли, используемые как предмет труда, служащие для добычи на нужды сельского хозяйства торфа, песка, мела, известняка и т.п.
Действующее земельное законодательство в своих нор-мах не дает понятия правового режима земель сельскохо-зяйственного назначения, а содержит лишь общую регла-ментацию деятельности различных субъектов, владеющих или пользующихся этими землями.
В науке земельного права указывается, что определить правовой режим любой категории земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, - это значит, во-первых, дать понятие этих земель как объекта данного зе-мельного отношения, во-вторых, определить круг земле-пользователей этих земель, установить их права и обязан-ности, в-третьих, выявить порядок управления этими зем-лями, и, наконец, в-четвертых, указать те формы и меры ответственности, которые определены законом для пользо-вателей земель сельскохозяйственного назначения в случа-ях нарушения или неисполнения ими возложенных на них обязанностей.
Необходимо разграничить право землепользования сельскохозяйственного предприятия и право общего сель-скохозяйственного землепользования.
Право сельскохозяйственного землепользования в науке земельного права рассматривается как система правовых норм, регулирующих порядок использования земли в каче-стве основного средства производства в сельском хозяйстве путем установления прав и обязанностей землепользовате-лей1.
В более широком аспекте следует различать сельскохо-зяйственное и все иные виды пользования землей (несель-скохозяйственное, в том числе, лесохозяйственное, водохо-зяйственное и т.п.).
Использование земли в качестве средства производства возможно и в лесном хозяйстве - все, что связано с лесовосстановительными работами, производится на земле, с использованием и обработкой земельных участков. Но об-работка земли (циклы ее и др.) в сельском и лесном хозяй-стве различна.
Разграничение понятий «право сельскохозяйственного землепользования» и «право землепользования сельскохо-зяйственного предприятия» имеет важное теоретическое и практическое значение. Понятие сельского хозяйства как отрасли производства шире понятия сельскохозяйственного землепользования, так как сельское хозяйство не ограничи-вается земледелием.
Право сельскохозяйственного землепользования вклю-чает право владения и внутрихозяйственного управления землей в пределах прав, предоставленных законом; содер-жит совокупность норм, предусматривающих порядок из-менения и прекращения землепользования, охрану прав землепользователей и ответственность за нарушение требо-ваний рационального использования земли в сельском хо-зяйстве.
Действующее законодательство разграничивает право-вой режим земельных участков сельскохозяйственных предприятий, используемых в качестве средства сельскохо-зяйственного производства, и только в качестве территори-ального базиса. Оно регламентирует порядок размещения объектов внутрихозяйственного строительства юридиче-ских и физических лиц на землях сельскохозяйственного назначения. Порядок размещения объектов внутрихозяйст-венного строительства на землях сельскохозяйственного назначения устанавливается Советом Министров Респуб-лики Беларусь (ст. 98 Кодекса о земле).
Гарантии целевого, рационального использования зе-мель сельскохозяйственного назначения предполагают ре-шение ряда задач:
¦ обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения;
охрану и восстановление, повышение плодородия почвы, а также других свойств земли;
предотвращение уменьшения площадей сельскохо-зяйственных угодий, в первую очередь пахотных земель.
Решение этих проблем осуществляется с помощью сис-темы экономических, организационных, технических и правовых средств.
Среди правовых средств, обеспечивающих сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйствен-ного назначения, важное место занимает закрепленный в нормах земельного и иного законодательства приоритет земель сельскохозяйственного назначения (приоритет пра-ва сельскохозяйственного землепользования). Принцип приоритета означает установление в нормах земельного права преимуществ для субъектов права сельскохозяйст-венного землепользования и сельского хозяйства как от-расли хозяйства.
Приоритет предполагает соблюдение ряда правил субъ-ектами права землепользования и другими участниками земельных отношений, а также органами государства. Он состоит в следующем:
1. Земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Признание земель пригодными для сельскохо-зяйственных целей производится на основании данных государственного земельного кадастра (ст. 28 Кодекса о зем-ле).
Предоставление и изъятие земель сельскохозяйствен-ного назначения производится на основании решения ком-петентных органов (ст. 25 Кодекса о земле).
Изъятие сельскохозяйственных земель, расположен-ных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для не-сельскохозяйственных нужд не допускается (ст. 40 Кодекса о земле).
Изъятие других сельскохозяйственных земель, кроме вышеназванных, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений допускается лишь в слу-чаях особой необходимости.
5. Изъятие сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой свыше 40 баллов, земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.
6. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, связи, маги-стральных трубопроводов, а также для иных несельскохо-зяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяй-ственного назначения или не пригодные для сельского хо-зяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качест-ва.
7. Изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов для государственных и об-щественных нужд производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Рес-публики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Пре-зидентом Республики Беларусь. Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у собственников земельных участков осуществляется по решению суда (ст. 39 Кодекса о земле).
8. На основании Указа Президента Республики Бела-русь № 369 от 30.06 2001 г. «Об утверждении Положения о порядке изменения площадей высокопродуктивных зе-мель» установлен особый порядок изменения площадей высокопродуктивных земель. Одновременно определены случаи, при которых может иметь место уменьшение пло-щадей орошаемых и осушенных земель, пахотных земель, земель, занятых под постоянные культуры, улучшенных луговых (сенокосных и пастбищных) земель, иных высоко-продуктивных земель, в том числе перевод их в менее про-дуктивные. Юридические и физические лица, заинтересо-ванные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землеполь-зователями, землевладельцами и собственниками земель-ных участков, местными исполнительными и распоряди-тельными органами, а также с другими специально упол-номоченными органами, осуществляющими государствен-ный контроль за использованием и охраной земель, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории (ч. 3 ст. 41 Кодекса о земле).
9. Предоставление земельных участков для разработки месторождений полезных ископаемых и добычи торфа юридическим лицам Республики Беларусь производится после осуществления ими рекультивации ранее отведенных земельных участков, в которых миновала надобность, и приведения их в надлежащее состояние для целей, опреде-ленных решением предоставившего эти участки органа (ст. 29 Кодекса о земле).
Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы, при проведе-нии работ, связанных с нарушением земель, осуществляют снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы (п. 8 ст. 136 Кодекса о земле).
Землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков, разрабатывающие месторождения по-лезных ископаемых и торфа, а также проводящие другие работы, оказывающие отрицательное воздействие на земли, расположенные за пределами предоставленных им в поль-зование, пожизненное наследуемое владение, в частную собственность земельных участков, обязаны предусматри-вать и осуществлять мероприятия по предотвращению указанного отрицательного воздействия (ст. 67 Кодекса о земле).
12. Убытки, причиненные изъятием или временным за-нятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников зе-мельных участков, в том числе арендаторов, или ухудше-нием качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, подлежат возмещению в полном объеме (включая затраты на улуч-шение качества земли за время пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, нахожде-ния земельных участков в частной собственности, исчис-ленные исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду) землепользователям, землевладельцам, собствен-никам земельных участков, в том числе арендаторам, по-несшим эти убытки (ч. 1 ст. 133 Кодекса о земле).
13. При изъятии сельскохозяйственных земель для ис-пользования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также при ограничении прав землепользовате-лей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, или ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридиче-ских и физических лиц, возмещаются потери сельскохозяй-ственного производства. Эти потери компенсируются по-мимо возмещения убытков, предусмотренных ст. 133 Ко-декса о земле.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».
4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.
5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |