Лицей №1, 9 класс
Мой реферат я назвала пушкинскими строками: “Подруга дней моих суровых “, так как речь в нем пойдет о замечательных русских женщинах (нянях, бабушках), которые стали верными подругами, мудрыми наставницами, ангелами — хранителями своих воспитанников .
Пожалуй такого явления нет ни в одной зарубежной литературе: когда рядом с великим писателем, поэтом часто оказывалась умудренная годами женщина, передающая ему весь свой жизненный опыт, сердечную доброту.
Бабушкам А.М. Горького из повести “Детство” — это единственный бескорыстно любивший в его жизни человек Наталья Савина из трилогии Толстого — не просто верная слуга, это член семьи. Безгранично любил сою няню Пушкин.
Эта чудесная русская женина, чье имя Арина Радионовна — известна любому школьнику, не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это была “старушка бедная “ с богатой душой, первая муза поэта”, наперсница волшебной старины”.
О ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы:
“… В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надомной сидела в тишине,
В больших очках и с резвою гремушкой
Ты детскую качала колыбель, Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила “
У Арины Радионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758 года и была крепостной сначала графа Ф.А. Апраксина, а затем потомков Абрама Петровича Ганибала, прадеда великого поэта.
В 1781 году 23 — летняя Арина Радионовна вышла замуж за крепостного Федора Матвеева. Они венчались в той же церкви, села Суйди Петербургской губернии, где через 15 лет венчалась 20 — летняя Надежда Осиповна Ганибал с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным.
В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года — Александр, будущий поэт. Арину Радионовну взяли к ним няней, и всю свою жизнь она посвятила Пушкиным.
В 1811 году вторая бабушка Пушкина, по линии матери, Мария Александровна Ганибал, решила дать семье Арины Радионовны “вольную”, но она отказалась: -” на что мне матушка вольная...”
Арина Радионовна надолго расставалась с маленьким Пушкиным, когда его увезли в 1811 году в Петербург и определили в Царско — сельский лицей. Шесть лет она находилась в дали от него.
Время от времени они встречались, в короткий петербургский период жизни Пушкина, но потом его сослали на юг, и няня не виделась с Александром в течении четырех лет. Сблизили же их годы михайловской ссылки поэта.
В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике:
“Наша ветхая лачужка ,
И печальна и темна,”
— писал он.
Еще до этого, работая над “Русланом и Людмилой”, поэт вспоминал:
“Времен минувших небылица,
В часы досугов золотых ,
Под шепот старины болтливой ,
Рукою верной я писал...”
“Шепот старины болтливой “,- так Пушкин, шутя называл нянины сказки и рассказы о былом...
Пушкин записал со слов няни семь сказок. Одна из ни х послужила поэту материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая — для “Сказки о попе и его работнике Балде”, третья для ”Сказки о мертвой царевне”, четвертая для вступления к поэме “Руслан и Людмила”.
Кроме сказок Пушкин записал со слов няни четыре песни. Две из них “ О сыне Сеньке Разине”.
“Родионовна принадлежала к… благороднейшим типам русского мира,- писал первый биограф А.С. Пушкина П.В.Аненков. — Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью, оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. Он любил ее родственной, неизменной любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам”.
С Ариной Радионовной мы встречаемся и на страницах произведений поэта: она прообраз Филиповны, няни Татьяны в “Евгении Онегине”, она же прообраз мамки царевны Ксении в “Борисе Годунове”, мамки княгине в “Руслане”...
Арина Радионовна была для поэта не только неиссякаемым источником рассказов о старине, народных преданий и поверий, сказок и песен. Его интересовали и ее суждения о написанном им. В “Евгении Онегине “ он говорил:
“Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.”
Все радости и печали своего питомца Арина Радионвна переживала вместе с ним. Когда по приказу Николая I за ним приехал из Москвы фельдъегерь, няня провожая его плакала навзрыд. Пушкин волнуясь о ее здоровье писал:
“Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы.
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...”
В последний раз Пушкин видел свою няню приехав в Михайловское в сентябре 1827 года. Она прожила после этого еще около года и 31 июля 1828 года скончалась. Со смертью няни перевернулась еще одна страница в жизни Пушкина.
Пушкин и друзья его с большой грустью восприняли смерть няни. Приехав в 1835 году в Михайловское, Пушкин писал жене:” В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей,..”
И тогда же. в стихотворении “… Вновь я посетил” писал:
“ Вот спальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее надзора!”
В этом стихотворении слышится глубокая печаль Пушкина по поводу утраты няни, Вот черновой набросок:
“Бывало
Ее простые речи и советы,
И полные любви, укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой...”
Не сохранилось, к сожалению, ни одного портрета Арины Радионовны, но в поэтических произведениях Пушкина отражен живой образ его няни. В стихотворении “ Сват Иван, как пить мы станем Арина Радионовна предстает перед нами, как живая:
“Мастерица ведь была
И откуда что брала?
А куда разумны шутки
Приговорки, прибаутки,
Небылицы ми былины
Православной старины...
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал и сидел.
Кто придумал их так ладно?”
В убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта — изгнанника и близким другом его друзей.
Таким же другом стала для Алеши, из произведения А.М. Горького
” Детство”, его бабушка. Мы видим, что глаза у нее вспыхивают “ невыразимо приятным светом”, что “ вся она — темная, но светится изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом”, что “ слова ее напоминают “ласковые цветы, а походка — движение ласкового зверя”.
Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: Как хорошо все! Нет, вы гляньте, как хорошо — то все!” — Горький вспоминает как “ крик ее сердца, лозунг всей ее жизни”.
Первое впечатление на мальчика усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает автор — рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру:” Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру, обогатила меня, насытив силой для трудной жизни”.
Поражает контраст между внешними данными бабушки ( она сутула, почти горбата, очень полная ) и ее действиями (она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами ).
Танец бабушки, который она танцует в третьей главе, особый, Это скорее рассказ в движениях, жестах. мимике о той сложной, многотрудной жизни, которую прожила бабушка, о тех горестях и радостях, которые выпали на ее долю, а главное рассказ о ней самой, о ее душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру, о душевной стойкости и светлом оптимизме, вере в лучшие стороны человеческой личности. Вдохновение бабушки. ее молодой задор, чистая, прекрасная душа, которая светится в каждой черточке,- все вызывает восторженное отношение мальчика. он откровенно любуется ею. Она кажется ему стройной, высокой, и уже нельзя было отвести глаз от нее- “ так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности “.
От эпизода к эпизоду мы узнаем об удивительной человечности Акулины Ивановны, ее бескорыстной любви к людям, самоотверженной помощи нуждающимся, тонко развитом чувстве красоты.
Бабушка очень самоотверженная и смелая ( вспомним эпизод во время пожара). Бабушка ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне подойдут слова Некрасова о русских женщинах:” Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. На пожаре Акулина Ивановна, единственная в семье не теряет самообладания. С первых же минут бабушка словно преображается: исчезает привычная мягкость и уступчивость, на смешу им приходят собранность и решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения, бросается в огонь чтобы предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерянных домочадцев. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно, безгранично верит в силу доброго слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним “крестом”, своим спокойствием и лаской воздействует на животное. Она заботится о детях, о их безопасности.
И после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую боль. От нее не слышат ни одной жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы утешить и поддержать других.
Бабушка не отчаивается разорению, а остается все такой же человеколюбивой, щедрой и сострадательной. Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки. Всегда покорно сносившая побои и издевательства деда, соответствовало представлениям того времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье. бабушка не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, внушает Алеше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями.
Корни оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в постоянном ощущении счастья быть человеком.
Каждый из нас нуждается в любви. И в жизни каждого из нас есть человек, самый близкий, самый дорогой. Но его любовь и ласку мы часто воспринимает как должное, а не как хрупкую награду. Эту тему затронули Лев Николаевич Толстой в своем описании Натальи Савишны. Это ключница, бывшая Наташка, с воспоминанием о несложившейся любви и с огромной нежностью в сердце. Всю эту нежность она отдала детям, не своим, детям своих хозяев.
Всю жизнь она провела рядом с ними, жила в их доме. И вот когда ей дают вольную, кажется остается только радоваться, но Наталья Савишна воспринимает это как оскорбление:”… должно быть я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните… что ж.я пойду!”
Но все обошлось и Наталья Савишна еще долгие годы служила честно и исправно. Лев Толстой по- прошествию многих лет с необычайной благодарностью и со стыдом.
С благодарностью, потому что она всю себя отдавала счастью другой семьи, со стыдом, потому что никто, никогда не спросил счастлива ли она, о такой ли жизни она мечтала, потому что в счастливые годы юности он не понимал, какую любовь она вкладывает в его сердце.
В те далекие времена тяжелее всего приходилось женщине, которая обязательны была” до гроба рабу покоряться”. Такое несправедливое, уродливое устройство жизни выглядит в поэме Некрасова “ Мороз, красный нос” тем чудовищнее, что Дарья — одна из тех русских женщин, в которых соединились лучшие качества народа.
В поэме описан “тип величавой славянки”, то есть прекрасный образ, в котором соединились лучшие черты характера многих женщин. Она скромна и горда, ей свойственно чувство человеческого достоинства. Но она не смотрит на людей свысока:”… всегда терпелива, ровна”. Дарья сильна в труде. Отношением к труду меряет она и человека:” не жалок ей нищий убогий”, если в его убожестве повинно безделье:”… вольно ж без заботы гулять!” Но если нужно помочь человеку, некрасовская героиня, не задумываясь, рискуя собой:
“В беде- не сробеет — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!”
Душевная прелесть русской женщины раскрывается и в том, как она умеет веселиться в редкие минуты отдыха. Заметим, что смех ее назван” сердечным”, то есть идущим от сердца, искренним и добрым.
Но важные, светлые краски главы не должны заслонить важную деталь: ведь самое большое, чего может добиться великая труженица,-” семейство не бьется в нужде”.
То что Дарья отправилась за иконой — свидетельствует о ее любви к мужу и ее отваге. Вьюжной ночью отправиться пешком в “ монастырь отдаленный” — для этого нужна большая душевная сила. Некрасов не рисует переживания Дарьи, вернувшейся из монастыря. но он так рассказал об этом, что мы ярко представляет себе происходящее: Дарья чуть не бежала всю обратную дорогу, переполненная надеждой, вот она отворила дверь в избу:
“Больной уж безгласен лежал,
Одетый, как в гроб, причащенный,
Увидел жену простонал
И умер...”
Трагическая история, о которой рассказывает поэт, требовала простоты и сдержанности, да и самим крестьянам свойственны были душевное мужество, выдержка, немногословие в проявлении чувств. Сама Дарья “неугомонно и тихонько рыдала”:
“ Горда ты — ты плакать не хочешь,
Крепишься, но холст гробовой
Слезами невольно ты мочишь,
Сшивая проворной иглой.”
Поэт показывает страшную, непоправимую беду, которая обрушилась на крестьянскую семью. Он убедил нас в том, что это не случайность, а типичное явление в жизни русского крестьянства. но поэт вместе с тем раскрыл внутренний мир таких замечательных, таких прекрасных, мужественных и сильных людей .
Дарья — из этого крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости.
Сон, который видит Дарья. замерзая, — сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось, лучшее, что было в ее жизни, — радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья, умирая, — родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами — обещание сытости и достатка: последнее, что она слышит,- счастливая, “ утоляющая сердце” песня, которую можно услышать только в самом светлом сне:
“ В ней кроткая ласка участья,
Обеты любви без конца...
Улыбка довольства и счастья
У Дарьи не сходит с лица.”
Героиня Некрасова как бы “ уходит в сказку”.
Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда, не позволила ему изобразить благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев.
Песня, которую слышит Дарья в своем сне — это печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье.
Жизненному оптимизму, стойкости перед испытаниями и невзгодами, необыкновенному милосердию и искренности сумели научить эти женщины своих воспитанников.
Мы благодарны им за бесценный дар, что преподнесли они русскому читателю. К ним всем можно отнести строки из стихотворения Языкова:
“ Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней.
… .
И вот тебе поминовенье -
На гроб твой свежие цветы!
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся, изнуренный
Трудом и бременем годов.
Пред ним печальной головою
Склонюся: много вспомню я —
И умиленною мечтою
Душа разнежится моя!”