Реферат по предмету "Иностранные языки"


О художествеииом своеобразии романа А Кекилбаева Конец легенды

О художествеииомсвоеобразииромана А. Кекилбаева«Конец легенды»
С. Муминов, Таразскийгосударственныйпедагогическийинститут
Роман А. Кекилбаева«Конец легенды»(1971) — замечательноепроизведениеказахскойлитературывторой половиныXX века. В этомпроизведениивоплотилисьлитературно-художественныепринципы, сближающиеего с обновленныммировым романомXX века.
ДЕТАЛЬНО изображенныеперсонажи, хронотоп, раскрывающийвнутренниймир и внешниеусловия жизнидействующихлиц, проблематикаи идейное содержание, прежде всегоотражающиеактуальныевопросы человекаи общества, атакже пафоснаяавторскаяэмоциональность— все это определяетсущность романа.Яркие образцыподобного типаромана — произведенияФ. Достоевскогои Л. Толстого.
В его произведениипредставленонебольшоеколичествоперсонажей, что являетсясерьезнымфакторомсознательногосокращениялитературно-антропологическогоразнообразия.Первостепенныхперсонажей, выведенныхв романе, всеготри: Повелитель, Младшая Ханшаи зодчий. В романефигурируеттакже образСтаршей Ханши, но он явно отодвинутна второй план, так как развитиесюжета иидейно-тематическоесодержаниеопределяютсяпрежде всегоупомянутымидействующимилицами.
Писатель, изображаясвоих первостепенныхперсонажей, стремитсясократить объемих социальнойхарактерологии.Реалистическиеобщественно-исторические, психологическиеи поведенческиехарактеристикиперсонажейотодвигаютсяна второй планих обобщающимисвойствами.Постепенно, по мере развитиясюжета романа, обнажаетсяабстрактнаяприрода первостепенныхгероев. Здесьне дана ихразвернутая, поэтапноосуществляемаябиография, какэто было принятов классическомромане XIX века.Центральныеперсонажипредстают передчитателямив целом ужесложившимися.Заостряетсявнимание наих определеннойфункции. Так, Повелительсимволизируетдеспотическуювласть, МладшаяХанша воплощаеткрасоту иженственность, а зодчий связанс темой чистойлюбви, крометого, подчеркиваетсяего верностьвыбранномуделу, так какон стремитсяпостроитьсовершенноепроизведениеархитектурногоискусства.
Напомним, чтов романе XIX векаразвернутыепортретныеописания литературныхгероев являютсяисточникомвоссозданиявнешней антропологии.А. Кекилбаев, заостряя своехудожественноевнимание наабстрактныхчертах центральныхперсонажей, отказываетсяот подробныхпортретныхописаний действующихлиц. Представлениео внешностиосновных героевформируетсяс помощью краткихпортретныхзарисовок.«… большие, черные, как смородина, с влажным блескомглаза придавалиее худощавомуличику выражениекротости ипечали: носточеный, маленький, с чуткими ноздрями; подбородоккруглый, нежный, и губы не тонкие, которые обычноне в состояниискрывать горячеежелание, и нетолстые, чувственные, а в меру полные, пухлые, податливые»[2, с.44]. Это портретноеописание МладшейХанши. Здесьдается индивидуализированноеизображениевнешностигероини, котороезатем сменяетсяобобщающейхарактеристикой.«Словом, онаобладала внешностью, как принятосчитать, женщиныстыдливой, сдержанной, скромной иверной в любви, которая необжигает, неошеломляетдикой, необузданнойстрастью, аласкает и согреваетровным душевнымогнем, не пьянитколдовскимичарами и дразнящимсмехом, а завораживаеттомной, благосклоннойулыбкой» [2, с.44].
Портретныеописаниявторостепенныхперсонажейтакже лаконичные.Подавляющаячасть второстепенныхдействующихлиц наделенане индивидуализированнымипортретнымизарисовками, а обобщающими, с помощью которыхакцентируютсяих определенныевидовые характеристики: общественные, телесные, профессиональные, психологическиеи др. «Вот дваевнуха-привратника— белобородые, красноглазые, одряхлевшие,— приложив рукик груди и сломившисьв поклоне, молчарасступилисьперед ним (Тимуром— С.М.). Похожиена живые мощи, они всем своимобликом выражаютпокорностьи отрешенностьи глаза опустилидолу, но едваон пройдетмимо, они посмотрятдруг на другас двусмысленнойухмылкой» [2, с.47]. Два персонажаимеют одинпортрет. Данноепортретноеизображениеосновано наобобщающиххарактеристиках, посредствомкоторых выделяютсянаиболее типичныечерты евнухов-привратников.
«В круг кострато врывалисьтонкостанныеюноши в тюбетейках, в пестрых легкиххалатах, тугоперепоясанныхяркими кушаками, и, загораясьот собственнойудали, пускалисьв залихватски-огненныйпляс; то вплывали, кружась в истоме, легконогиекрасавицы, шелестя шелковыминарядами, мелькаячерными, тугозаплетеннымикосичками ибелыми, каксеребристаярыба в воде, руками» [2, с.65].Здесь развернутацепь обобщающиххарактеристик, рисующих общуюкартину танца.Писатель выхватываетне индивидуальныевнешние чертытанцующих, атипологическиечерты, объединяющиенесколькоперсонажейв два собирательныхобраза: юношии девушки.
Таким образом, у главных персонажейнет разнообразныхиндивидуальныхантропоморфныххарактеристик, как это имеломесто в классическомантропологическомромане. Здесьпроявляетсяотход А. Кекилбаеваот этой традиции.Это сознательнаяхудожественнаяпозиция автора, который нестремитсяразвернутьиндивидуально-социальнуюхарактерологию, а желает показатьонтологическуюучасть человека, вброшенногов поток бытия.
В классическомромане, напомним, действующиелица получалиот писателяноминации-антропонимы, дополнительноподчеркивающиеих индивидуализированныйвнутренниймир, а такжедругие стороныих литературно-антропологическойопределенности.В романе А.Кекилбаева, напротив, основныеперсонажиобладают неиндивидуальнымиантропологическиминоминациями, выражающимиособенностиих характераи поведения, а родовыми, обобщающиминоминациями.Схематизирующиеноминации: Повелитель, Старшая Ханша, Младшая Ханша, зодчий — указываютна общественноеположениеперсонажейи усиливаютонтологическоезвучание ихобразов.
Малое количествовторостепенныхперсонажейтакже являетсяфактором, способствующимредукцииантропологическойсферы в романе.К тому же, образывторостепенныхперсонажейтак же, как иглавных героев, лишены объемнойсоциальнойхарактерологии.Писатель экономносообщает о нихсамые необходимыесведения, позволяющиечитателю составитьсебе представлениео времени иместе действия, изображенногов произведении.Подчеркиваютсяглавным образомих сюжетныефункции: создаватьфон для показавзаимоотношенийцентральныхперсонажей.
Номинацииродового, обобщающегохарактера такжеуказывают нена индивидуальныечерты характера, а подчеркиваютобщественноеположениевторостепенныхперсонажей(воин, старшийвизирь, рабы, слуги) или отражаютособенностиих возраста(старуха, юноша, девушка).
Яркой приметойхудожественногопространствавыступаютразличныепредметы ивещи. Здесьпредставленытакие деталипредметногомира, которыесвидетельствуют, что действиеразворачиваетсяв эпоху правленияТимура, великогодеятеля далекогоисторическогопрошлого. Ноэто обстоятельствоне мешает осмыслениюэлементовхудожественногопространствакак онтологических.Так, пространстводворца Тимураобладает семантикойдержавнойвласти. Пространствогорода тесносвязано с образомбесправногонарода. Минаретвоплощаетстремлениек красоте исовершенству.Среди онтологическихобразов, изображенныхв романе, центральноеместо принадлежитминарету, возводимомупо приказуМладшей Ханши.Юный зодчий, стремясь воплотитьсвой замысел, задумал построитьминарет «вформе купола, голубого, какнебо, чтобы неоттенять завершающуюгрань, а придатьлиниям мягкость, незаметносливающуюсяс небеснойширью» [2, с.107]. Молодойзодчий «вовсене желает, чтобыего минаретсвоей мощьюи величиемвнушал ужаси страх или, наоборот, казалсякрасивой иневинной игрушкой, которую каждомухочется мимоходомприхватить.Важно, чтобыего красотавызывала непросто восторги удивление, не только радовалавзор, но и поражаласвоей таинственностью, тревожиламногозначительностьюи загадочностью»[2, с. 107].
Большое художественноезначение приобретаютобразы природы.Образ пустыни, присутствующийв пейзажныхописаниях, также имеетонтологическоесодержание.«Крошечныеворонки, появляющиесяпод копытамиустало бредущихконей, тут жевновь заполняютсяпеском. И мгновенноисчезают бесчисленныеследы на склонахвздыбленнойгряды барханов, оставленныеотрядом угрюмовзирающихокрест телохранителей, едущих на отборныхскакунах саврасоймасти впереди, на расстояниипущенной стрелы.Зыбучий песок, безмолвныйи бездушный, издревле привыкшийк непостоянствуи тщетностибытия, мигомстирает малейшийотпечаток набескровномлике этогобезбрежногосеро-пепельногомертвогопространства»[2, с.5]. Конкретныйплан отодвигаетсясимволическимсодержанием.Образ мертвойпустыни символизируетнепостоянствои суетностьчеловеческойжизни.
Подобныеонтологическиеобобщениясодержатсяи в других пейзажныхописаниях.Повелитель«вновь провалилсяв забытье. Вокругот горизонтадо горизонтаво все сторонырастянуласьудручающеунылая пустыня.Угрюмые барханыказались испещреннымитаинственнымизнаками и причудливойвязью. Он, напрягаязрение, силилсяразглядетьих, прочестьзагадочнуюнадпись. Норябило, мельтешилов глазах, и мраксуживался, заливал слабеющийрассудок, и всеже через некотороевремя с большимтрудом удалосьему прочитатьодну-единственнуюфразу: «Раноили поздно всеравно очутишьсяпод землей!»[2, с. 224].
Пейзажныеописания, имеющиеконкретныйхарактер, в тоже время содержатглубокие философскиевыводы. Повелитель«забиралсяв укромныйпрохладныйуголок садаи подолгу сиделна валунах узвонкого, говорливогородника. Тольковот здесь, накрохотномклочке земли, рядом с вечнымродником, онне чувствовалсебя могущественнымвластелином.Здесь он могне повелевать, и были емунепослушны, неподвластныи неустанножурчавшийпрозрачныйродник, и бесчисленныептахи, безмятежнощебетавшиев густой зеленойлистве, и лупоглазыестрекозы, трепетавшиетонюсенькимикрылышкаминад самой водой.Здесь никтоего не боялся»[2, с.16].
В природе нетместа человеческимпорядкам иустановлениям, нарушающиместественныйход событий.В природе нетместа феноменучеловеческойвласти, которыйотчуждает егоносителя отмира и другихлюдей.
Таким образом, пейзажныеописания вромане служатв основном длявыраженияразличныхонтологическихпроблем и мотивов.Конкретный, детализированныйживописныйплан постепенновытесняетсяобобщающимиразмышлениямии выводамионтологического, и шире — философскогохарактера.
Таким образом, художественноепространствов романе являетсяонтологическиосмысленным, а не антропологическиориентированным, как это былов классическомромане, гдечеловек выступалосновной меройвещей, и внешниймир изображалсякак второстепенныйпо отношениюк антропоморфномуперсонажуфрагмент. Впределаххудожественногомира романаА. Кекилбаеваважна рольчеловека некак субъектасоциальнойдействительности, а как частибытия.
Художественноевремя в романетак же, как ихудожественноепространство, характеризуетсяярко выраженнойонтологическойнаправленностью.Главные героине имеют развернутогобиографическоговремени. Существенноредуцированноебиографическоевремя центральныхперсонажейявляется необходимымусловием ихорганичногопребыванияв художественноммире романа, для которогохарактернопреобладаниесимволическогоплана.
Художественноевремя произведенияхарактеризуетсянеразрывнымсинтезом прошлогои настоящего.Сфере прошлогопридаетсябольшое значение.Прошлое, образуяс настоящимединый поток, выступает вкачестве основногоисточникаонтологическогоначала в романе.На первый планвыдвигаетсятема памяти.Значительнаячасть художественногосодержанияпредставленав потоке сознанияПовелителя.В своих воспоминанияхон воскрешаетсобытия далекоймолодости, атакже главныеэпизоды своеговосхожденияк власти. Такимобразом, прошлоеактуализируется, наряду с настоящимучаствуя впроцессе развитиясюжета произведения.
В изображениихудожественноговремени, имитирующегоисторическоевремя правленияТимура, выделяютсядва плана: конкретныйи символический.Тщательновоссоздаваяпризнакиисторическоговремени, писательзаботится отом, чтобы сферахудожественноговремени содержалауниверсальныеприметы, характерныедля всегочеловечестваи неизменныена протяжениивсей историичеловечества.Онтологическиемотивы власти, жизни, смерти, целесообразностибытия присутствуютв романе благодаряналичию в сферехудожественноговремени символическогоплана. Источникомсимволизациихудожественноговремени выступаеткультурно-религиозныйи эстетическийконтекст. Вромане имеютместо цитатыиз Корана, обращенияк библейским, кораническимсюжетам и мотивам.Все это образуетособую сферухудожественноговремени —символическоевремя, несущеев себе светвечных нравственныхценностей.
Таким образом, в романе «Конецлегенды» органичновоплотилисьпринципыонтологическойпоэтики. Вперсонажнойсфере обобщающиеонтологическиехарактеристикиявно доминируютнад социально-индивидуальнойхарактерологией.Первостепенныеперсонажипрежде всеговоплощаютопределеннуюонтологическуюпроблему, чемобуславливаетсяих символическоесодержание.Наряду с персонажами-людьмив качествеосновных героевздесь выступаютонтологическиеобразы времени, природы, памяти, власти, жизни, смерти. Сказанноевыше позволяетсчитать роман«Конец легенды»ярким образцомонтологическогоромана, в которомнаблюдаетсяотказ от антропологическойэстетики, постепенноисчерпавшейсвои художественно-смысловыевозможности.Роман был написанв 1971 году. В этовремя происходилимасштабныеизменения, существенноизменившиепоэтику ипроблематическийстрой казахскойхудожественнойлитературыи жанра романа, в частности.А. Жаксылыковпишет: «Реальноеобновлениеказахскойлитературы, отход от шаблоновотжившей методологиинаметился в70-е годы. Причинойтому были следующиефакторы: влияниеизменившейсямировой онтологическойситуации, влияниемировой литературы, последствиякритики репрессивнойполитики сталинскогорежима и культаличности, болеезрелый уровеньсознания имышления художниковслова этогопериода» [3, с.40]. Это произведениеА. Кекилбаеваорганичновходит в контекструсской и западнойонтологическойроманистики, творцы которойискали и успешновоплощали новыелитературно-эстетическиепринципы, позволявшиеболее точнои глубоко изображатькардинальноизменившеесясостояниекартины мираи человека.
Редукциялитературно-художественнойантропологии, доминированиеонтологическойпроблематики, повышениестатуса образовбытия, синтезпрошлого инастоящего, актуализацияпрошлого, включениев художественныймир романакультурно-эстетическогоконтекста, значительнаяроль онейрическогопространства— эти эстетическиепринципы роднятроман А. Кекилбаевас романами А.Белого «Петербург»и А. Платонова«Чевенгур», а также с произведениямиДжойса, Прустаи других представителейонтологическойтрадиции.
В целом можноговорить оботходе А. Кекилбаеваот традицииклассическогоромана XIX века, который былоснован намногостороннейапологии человекаи изображениистабильнойкартины мира, утверждавшейвысокий статусчеловека вбытии.
Список литературы
Огни Магистау, авгут 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет финансовых результатов 2 Отчеты о
Реферат Картины жизни большого света в романе Толстого Война и мир
Реферат Сравнительная характеристика модулей памяти SIMM и DIMM
Реферат Чудики в рассказах Шукшина
Реферат Учет расчетов по заработной плате и удержаний из нее
Реферат Економічна ефективність виробництва яловичини і шляхи її підвищення
Реферат Учет и контроль социальных выплат на примере РГКП Государственного
Реферат Учет дебиторской и кредиторской задолженности 2
Реферат Учетная политика предприятия Облікова політика підприємства
Реферат Привод к ленточному конвейеру
Реферат Назначение,устройство валковой жатки
Реферат Способи боротьби з шумом на підприємствах Пожежна безпека
Реферат Учёт расчётов с учредителями
Реферат Учет финансовых ресурсов и их использование
Реферат Айтматов ч. - Протест против наркомании в романе ч. айтматова «плаха» (2)