Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ прибыльности и рентабельности деятельности предприятия

--PAGE_BREAK--Глава 1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности


1.1.   
Прибыльность и рентабельность и их экономическая сущность



Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную и относительную эффективность хозяйствования предприятия. 

Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

         Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности[1].

         Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль вы­полняет определенные функции.

§        Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

§        Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников[2].

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.

§        В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями[3].

         Многоканальное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства.  Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких  размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропро­изводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель пред­принимательства, но и удовлетворение общественных потреб­ностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста сто­имости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и про­счеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

         Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом.  Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия.

         Ёмким информативным показателем является валовая прибыль.Валовая прибыль— сумма прибылей (убытков) предпри­ятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связан­ных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных това­ров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполне­ние работ, оказание услуг[4].

         В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

         Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характе­ризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перерас­пределение ранее созданных доходов.

         Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, ус­луг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в лю­бых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каж­дому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализа­ции продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, ус­луг) в действующих ценах и затратами на ее производство иреализацию[5].

         Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, матери­альных (оборотных) и нематериальных активов, продажная сто­имость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются всостав выручки.

         При реализации продукции, имеющей натурально-веществен­ную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полнойсебестоимости продукции, определяемыми на объем реализуе­мой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализо­ванные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продук­ции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Подпериодом понимается квартал, или год. Состав остатков нереа­лизованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки — по поступ­лению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъяв­лены покупателю.  Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.

     Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчиты­вается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, вы­полненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых пред­приятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам.

         Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера.  На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

     Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их про­чего выбытия, реализации иного имущества предприятия —  это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предпри­ятия.

     У предприятия могут образовываться излишние  материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин.  Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, переда­вать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

         Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, ма­териалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между про­дажной ценой этих видов имущества предприятия и их балан­совой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балан­совой прибыли.

         Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не свя­занным с реализацией продукции, основных средств, иного иму­щества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собствен­ных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предостав­ление средств взаймы на срок более года. К формам кратко­срочных финансовых вложений относятся приобретение кратко­срочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года[6].

Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учреди­тель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по обли­гациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиден­ды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито-  и ссудозаемщиком.

      В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят  сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

                   Необходимость и важность определения состава валовой прибыли обусловлена следующим:

·        во-первых, в связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятие получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;

·        во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры  прибыли от реализации имущества и внереализационных доходов, а также факторов, влияющих на их изменения,  никак нельзя.
Теперь поподробней остановимся на рентабельности. Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

         Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия.  По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

         Основные показатели можно объединить в следующие группы:

·     показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;

·     показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

·     показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

         Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия:
                         (1)

                           (2)

                             (3)
         Данные показатели характеризуют прибыльность продукции.  Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.  В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж).  Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

         Рентабельность отдельных   видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
                              (4)
         В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли[7].

         Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:  все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например:
                                (5)
                                (6)
                                      (7)                       

         Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

         Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников.  Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д.

         Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
                           (8)                                          

                           (9)              
                           (10)                                        

         Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности (10), широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий.  Эта работа находится лишь в начальной стадии.

         Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.  Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2.   
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности



Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.  Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании[8].

      Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

    На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства итруда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования[9].

         По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

         К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

         К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

      Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия.  Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость.  Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации[10].

Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:

— показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);    

— показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);

Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:

— установление динамики важнейших показателей себестоимости;

— определение затрат на рубль товарной продукции;

— выявление резервов снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная.  Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей прибыли.  В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен[11].

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством).  Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0и К1  — рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно.  Тогда по определению:
        
K0=(N0-S0) / N0.                                         (11)  

         K1=(N1-S1) / N1.

          
D
K=K1-K0.                                                                          

        

         где    P1,P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного                                                      периодов  соответственно;

                            N1,N0— реализация продукции (работ, услуг)                                                         соответственно;

                            S1, S0— себестоимость продукции (работ, услуг)                                                   соответственно;

                           
D
K —изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):
         D
KN=(N1-S0) / N1 — (N0-S0) / N0.                                   (12)            
Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:
         D
KS=(N1-S1) / N1 — (N1-S0) / N1.                                    (13)           
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
         D
K=
D
KN-
D
KS.                                                                     

     

      Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

      Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например:
               K
П
.
К
.
=P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E))                            (14)
                        где:   KП.К — рентабельность производственных активов;

                       P — чистая прибыль;

                        F — стоимость основных производственных фондов;

                        E — средняя сумма оборотных средств;

                        TR — выручка от реализации.
      Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондовKП.К, производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов[12].

      Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:

     

               P/PK=(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK)                              (15)

     

                        где:   PK — собственный капитал;

                                  TK — совокупный капитал.
      Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.  Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.  Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать следующую оговорку.  При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств.  К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности.  В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности[13].

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия)


2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на примере ЗАО «Гидроимпульсные Технологии»

     

Краткая характеристика предприятия:

ЗАО «Гидроимпульсные Технологии» (далее – ЗАО «ГИТ») является закрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Зарегистрировано 12.12.2004 г.

Юридический адрес: 630071, г. Новосибирск, ул. Станционная, 60/1

Компания арендует 60 кв. м. по адресу г. Новосибирск, ул. Станционная, 60/1

Общество зарегистрировано в 2004 году.

ЗАО «ГИТ» является дочерним предприятием Новосибирского завода «Сибтекстильмаш» (ЗАО «Сибтекстильмаш»), производящим сваебойные гидромолоты «РОПАТ», горно-обогатительную продукцию и банные и отопительные печи под брендом «Термофор».

Форма собственности — частная, уставный капитал -  10 000 рублей.

Численность работников 14 человек.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество имеет гражданские права и несёт обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными законами. Основными видами его деятельности, согласно лицензии, являются:

·        Устройство свайных фундаментов с применением гидроимпульсных молотов «РОПАТ»;

·        Все виды свайных и шпунтовых работ;

·        Устройство буронабивных свай;

·        Бурение технических скважин большого диаметра;

·        Крепление котлованов методом «стена» в грунте;

·        Промышленное и жилищное строительство.
ЗАО «ГИТ» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, а также штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему.

Директор ЗАО «ГИТ» – Панасенко Егор Сергеевич, 1985 года рождения, образование — высшее.

      Целью деятельности ЗАО «ГИТ» является завоевание популярности и доверия у своих клиентов в г. Новосибирск, завоевание прочного положения на строительном рынке, продвижение сваебойной техники завода «Сибтекстильмаш» на рынок, оказание дополнительных услуг клиентам, связанных с эксплуатацией сданных объектов, а также расширение производства.

Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.

      Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

§        исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);

§        исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ)[14].

Все цифры в финансовой отчётности поправлены на определённый одинаковый коэффициент в интересах компании, что никоим образом не сказывается на соотношении основных показателей деятельности.     

Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:
Таблица 2.1.                       Финансовые результаты деятельности ЗАО «ГИТ»

Показатель

2005 г., тыс. руб.

2006 г., тыс. руб.

2006г.  к  2005 г., %

Выручка от реализации (без НДС)

16115794

17852679

110,78

Полная себестоимость продукции

14721995

16622938

112,91

Прибыль от реализации ТП (продажа МИБ-01)

1393799

1229741

88,23

Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных операций

5958

-329905

 55 раз

Балансовая прибыль

1399757

899836

64,29

Налог на прибыль

489501

314880

71,60

Чистая прибыль

910256

584956

60,61

Нераспределенная прибыль

430095

85725

19,93



      Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2005 года в 2006 году произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).

      Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

      Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2006 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2005 году — 99,57%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

        Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.
Таблица 2.2.                 Данные для расчетов факторов, влияющих на прибыль

Показатель

По

базису (2005 г.)

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактически по отчету (2006 г.)

Динамика                          



усл. об.

тыс.руб.

усл. об.

тыс. руб.

усл. об.

тыс.руб.

%

Реализация ТП

N0

16115794

N10

13600008

N1

17852679

110,2

Полная себестоимость

S0

14721995

S10

12323729

S1

16622938

112,9

Прибыль от реализации ТП

P0

1393799

P10

1176250

P1

1229741

88,2

Объем производства,  т

Q0

6740

— 



Q1

5688

84,4



      Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:
а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП и услуг явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется, прежде всего, изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом:
     
D
P1=N10-N1
     
D
P1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.
      Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции и оказанных услуг на основе данных бухгалтерской отчетности.
б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).
     
D
P2=P0*K1-P0

               где, K1 — коэффициент роста объема продукции:    K1=S10/S0   
      D
P2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.
      Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.
в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.
     
D
P3=P0*(K2-K1)

                        гдеK2=N10 / N0.
     
D
P3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.
      Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.
г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило:
     
D
P4=S10-S0.
     
D
P4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.
Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат в ООО “Баутехник-Сибирь”.
Таблица 2.3.                                        Структура себестоимости в ЗАО «ГИТ»

Показатель

2005 г., тыс. руб.

2006 г., тыс. руб.

Динамика, %

Мат. затраты

9521670

10170260

106,81

Затраты на  оплату труда

673294

703033

114,42

Прочие прямые затраты

4171392

5286333

126,73

Накладные расходы

355633

463311

130,28

Итого

14721995

16622938

112,91



      Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, — необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
     
D
P5=S0*K2-S10.
     
D
P5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).
      Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — D
P6.

      Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:
      D
P
а
=P1-P0.

                     где P1  и P0— прибыль от реализации товарной продукции                                        за отчетный и базисный периоды соответственно; D
Pа— общее изменение прибыли от реализации товарной                                         продукции .
      D
Pа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).
      или:
     
D
Pб=

                        где D
Pi— изменение прибыли за счетi-го фактора.
      D
Pб==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).
      Небольшое отклонение между D
Pаи D
Pбобъясняется влиянием фактора D
P6— его величина равна 1,2 тыс. руб.

      Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 2.4.                                           Факторы, воздействующие на прибыль

Фактор

Абсолютная величина тыс. руб.

Удельный вес, %

D
P1

4252671,000

49,05000

D
P2

217587,000

2,51000

D
P3

5,854

0,00006

D
P4

4199209,000

48,44000

D
P5

60,000

0,00670

D
P6

1,200

0,00001

Абсолютная сумма отклонений

8669534,050

100,00000



      Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

      Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции и услуг в ЗАО «ГИТ» возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

      Анализ рентабельности в ЗАО «ГИТ» будет строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.
а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

      Пусть К0и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2:
      K0= ;
      K1=.
Изменение рентабельности (D
K) равно 6,89-8,65=1,76%.
Влияние фактора изменения цены на продукцию:
      D
KN=.
Влияние фактора изменения себестоимости:
      D
KS=


     
D
K=
D
KN +
D
KS = 8,89+(-10,65)=-1,76%
      Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

      В основе модели лежит соотношение:
      R=;

               где:   R — рентабельность предприятия;

                        P — прибыль от реализации продукции;

                        K — капитал предприятия (стоимость активов — оборотных                                            средств и основных фондов).
      С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:
      R=;
               где:   F — основные производственные фонды предприятия;

                        E — оборотные средства предприятия;

                        — рентабельность продукции;

                        —          фондоемкость продукции;

                        —  оборачиваемость продукции.
      Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.
Таблица 2.5.     Расчеты по факторному анализу рентабельности ООО “Баутехник-Сибирь”

Показатель

Условные

обозначения

2005 г.

2006 г.

1

2

3

4

Выручка от реализации, тыс. руб.

N


16115794

17852679

Основные производственные фонды, тыс. руб.

F


7696698

7499012

Оборотные средства, тыс. руб.

E


2987397

3852474

Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

C


14721995

16622338

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

P


1393799

1229741

Рентабельность предприятия



0,1305

0,1083









Расчеты для трехфакторной модели:







1. Прибыльность продукции

P
/
N


0,0865

0,0689

2. Фондоемкость продукции

F
/
N


0,4776

0,4200

3. Оборачиваемость оборотных средств

E
/
N


0,1854

0,2158



Таблица 2.6.                                                                              Расчет отклонений

Показатель

Условные

обозначения

Отклонения



1

2

3

4





абсолют.

гр.4-гр.3

относит.

гр.5/гр.3 *100%

Выручка от реализации, тыс. руб.



1736885

10,78%

ОПФ, тыс. руб.



-197686

-2,57%

Оборотные средства, тыс. руб.



865077

28,96%

Себестоимость, тыс. руб.



1900343

12,91%

Прибыль от реализации ТП



164058

-11,77%

Рентабельность капитала



-0,0222

-17,01%

Прибыльность продукции



-0,0176

-20,35%

Фондоемкость



-0,0576

-12,06%

Оборачиваемость



0,0304

16,40%



      Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.

      Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (D
R) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
1.   Влияние фактора рентабельности продукции

     а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:

        

         .
    б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
        
2.   Влияние фактора изменения фондоёмкости:
а)
б)
3.   Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:
а)

б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:
   

              

Итак, суммарное влияние факторов:

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:
n    общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано, прежде всего, значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

n    некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Анализ распределения и использования прибыли

        

Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию.  Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

         Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли[15].

         Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоря­жении после уплаты налогов, не должна снижать его заинте­ресованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой дея­тельности.

     На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия послеуплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взы­скиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые вне­бюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, ВТ и ПК, штрафы, санкции и др[16].

     Распределение чистой прибыли отражает процесс формиро­вания фондов и резервов предприятия для финансирования по­требностей производства и развития социальной сферы.

     В современных условиях хозяйствования государство не ус­танавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует на­правление прибыли на капитальные вложения производствен­ного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

     Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатыва­ется соответствующими подразделениями экономических служб иутверждается руководящим органом предприятия. В соответ­ствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специ­ального назначения: фонды накопления (фонд развития произ­водства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

    Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает рас­ходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благо­творительные цели.

    К  расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, мо­дернизации оборудования, затраты, связанные с техническим пе­ревооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним; планируются затраты на проведение природо­охранных мероприятий и др.

        Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, на­ходящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздорови­тельных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

    К затратам на материальное поощрение относятся единовре­менные поощрения за выполнение особо важных производствен­ных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи ра­бочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работ­никам  по удорожанию стоимости питания в столовых, буфетах пред­приятия в связи с повышением цен и др.

     Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая харак­теризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, ис­пользовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и мо­жет быть использован в последующие годы для покрытия воз­можных убытков, финансирования различных затрат[17].

         В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности.  Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв.  Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию.

         Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости пред­приятия, о наличии источника для последующего развития. 

         Направления использования прибыли в ЗАО «ГИТ» указаны в таблице 2.7.

Таблица 2.7.                    Направления использования прибыли в ЗАО «ГИТ»



2006 г., тыс. руб.

2005 г., тыс. руб.

Динамика, %

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль

314880

489501

64,43

Отвлеченные средства

499231

480161

13,27

Нераспределенная прибыль

85725

430095

22,16



         Анализ данных таблицы 2.7. показывает, что произошло снижение практически по всем показателям.  Столь значительное уменьшение нераспределенной прибыли объясняется снижением балансовой прибыли и некоторым ростом отвлеченных средств.  В данную статью включаются платежи в бюджет за счет чистой прибыли; отчисления на благотворительные цели; штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба в результате несоблюдения требований по охране окружающей среды от загрязнений; отчисления на образование фонда потребления.
Таблица 2.8.                              Структура отвлеченных средств в ЗАО «ГИТ»



2005 г., т.р.

2006 г., т.р.

2006 г. к 2005 г., %

Использовано всего отвлеченных средств

480161

499231

103,83

в том числе:







материальная помощь

115268

153108

132,83

премии различного характера

47870

45711

95,49

уход на пенсию

5400

4912

90,96

оплата труда рабочих общежития

5200

-

-

отпуск сверх КЗОТ

4395

5715

130,03

расходы по медпункту

11066

14552

130,50

содержание столовой

30868

38003

123,15

начисление зарплаты

80072

94703

118,27

содержание общежития

53756

-

-

благотворительная помощь

37606

48118

127,95

с/х налог

46531

49284

105,92

налог на загрязнение окружающей среды

3113

5117

164,36

НДС по убыточной продукции

32928

40008

121,50



         Таким образом, используемая прибыль практически вся направляется на потребление, а также на выплаты бюджету налогов, исчисляемых из чистой прибыли. Это объясняется прежде всего тяжелым финансово-экономическим положением предприятия, что подтверждается и тем фактом, что фонд накопления формируется лишь за счет амортизационных отчислений, что не позволяет проводить предприятию инвестиционную политику в плане расширения производства.

         Неудовлетворительным следует признать и тот факт, что в ЗАО «ГИТ» не формируется резервный фонд.  Значение последнего, особенно в сегодняшних условиях, чрезвычайно велико, и отсутствие такого фонда влечет повышенную рискованность хозяйствования.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии


3.1. Рационализация управления прибылью



Признание того факта, что в настоящее время у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

         В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий.  Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов. 

         Чистый доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

         Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

         Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции и услуг.

·        Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

·        Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

         Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции, соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

         Возможность получения “незаработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению.  Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции.

         Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли.  Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон. 

Ø     Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Ø     Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

Ø     В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

         Руководство же стремится как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.  На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.


3.2. Резервы увеличения рентабельности в ЗАО «ГИТ»



Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность.  И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.

         Это, прежде всего:

·     совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;

·     повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

·     совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

      При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов.  Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

      Доходность предприятия по производству продукции и услуг рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукции и единицы ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.

         Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются понижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары и услуги.  Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д.[18].

         В ЗАО «ГИТ», в условиях когда предприятие само не вполне может контролировать цены на всю свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода, в части производственной деятельности ЗАО «ГИТ», таких ресурсов, как песок, цемент, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5%.

         Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он как отношение полной себестоимости к стоимости ТП.  В ЗАО «ГИТ» он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. соответственно за 2005  и 2004 гг., что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.

         Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

         Но необходимо отметить и то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Правительства РМ №55 на определённую продукцию, производимую на территории РФ установлены предельные уровни рентабельности.  Цены на данные товары, по которым фактическая рентабельность превышает предельно установленный уровень, должны быть пересмотрены в сторону снижения.

         Таким образом, в ЗАО «ГИТ» резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции в ЗАО «ГИТ» напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены на товары и услуги не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, а также достаточно жёсткая конкуренция, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

         В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, в том числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.

         Таким образом напрашивается вывод о том, что ЗАО «ГИТ», производящее строительную продукцию из железобетона и оказывающее услуги по капитальному строительству на рынке г. Новосибирска в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:
·     уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

·     уменьшению остатков нереализованной продукции;

·     ускорению оборачиваемости оборотных средств;

·     снижению затрат на рубль товарной продукции;

·     росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

·     увеличению в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.