Анализоды М. В. Ломоносова«На день восшествияЕлизаветыПетровны»
М. В. Ломоносов– великий ученый, поэт. Он сталсветилом наукиXVIII в. и до сих порего труды незабываются.Поэзия дляЛомоносова– не забава, непогружениев узкий, по егомнению, мирчастного человека, а патриотическая, гражданскаядеятельность.Именно одастала главнымлирическимжанром в творчествеЛомоносова.
Одним из наиболееизвестныхпроизведенийЛомоносовастала ода «Надень восшествияЕлизаветыПетровны».Ломоносовначинает еес прославлениямира:
Царей и царствземных отрада,
Возлюбленнаятишина,
Блаженствосел, градовограда,
Коль ты полезнаи красна!
Благословенныйкрай рисуетнам автор, иэта благодатьбыла принесенав Россию царствованиемЕлизаветыПетровны. Ведьс Елизаветойвойны, которыевела Россияпрежде, прекратились.
Когда на тронона вступила,
Как Высшийподал ей венец,
Тебя в Россиювозвратила,
Войне поставилаконец.
Славные делаЕлизаветы, наводят авторана мысль о другомвеликом правителе– Петре I. Ломоносоввосхищаетсяэтим великимчеловекомстолько сделавшимдля России:
Послал в Россиючеловека,
Каков не слыханбыл от века.
Сквозь всепрепятстваон вознес
Главу, победамивенчану,
Россию, варварствупопрану,
С собой возвысилдо небес.
Описывая ПетраI, Ломоносовприбегает кантичной мифологии.Образы Марсаи Нептунаиспользуютсяим для обозначениявойны и моря, что придаетеще большеторжественностиоде.
Ода «На деньвосшествияЕлизаветыПетровны» нетолько похвалаимператрице, но и наставлениеей. Россия, которуюхочет видетьЛомоносов, –великая страна, она могущественна, мудра и пребываетв мире, но главное– такое будущеевозможно, еслиРоссия будетпресвященнойдержавой, существованиекоторой невозможнобез просвещенногомонарха. Вотступлениик эпохе ПетраI Ломоносовсловно говоритЕлизавете, чтоона должнавзять примерсо своего отцаи продолжитьего великиедела, в частностиспособствоватьразвитию науки, как это делалее отец:
…Божественнынауки
Чрез горы, рекии моря,
В Россию простиралируки…
Автор говоритв оде о красотеи величии своейродины, недракоторой хранятнеисчерпаемыебогатства:
Воззри на горыпревысоки,
Воззри в полясвои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, воных потаенно,
Наукой будетоткровенно,
Что щедростьютвоей цветет.
Такая огромнаястрана, просторыкоторой простираютсяот западныхравнин, черезУрал и Сибирьна ДальнийВосток, нуждаетсяв образованныхлюдях. Ведьтолько люди, знающие людисмогут раскрытьвсе природныебогатстваРоссии:
О вы, которыхожидает
Отечество отнедр своих,
И видеть таковыхжелает,
Каких зоветот стран чужих!
Дерзайте, нынеободрены,
Реченьем вашимпоказать,
Что может собственныхПлатонов
И быстрых разумомНевтонов
Российскаяземля рождать.
В этих строкахпоэт такжеобращает вниманиечитателей нато, что русскаяземля способнадать умы, равныетем, «какихзовет от странчужих!». Он даетпонять, чтоРоссия богатане только природнымиресурсами, нои способнымилюдьми. Людьми, которые могутне только впитатьнауку, но и посеятьсвои плоды.Естественнымпродолжениемоды становятсястроки:
Науки юношейпитают,
Отраду старымподают,
В счастливойжизни украшают,
В несчастныйслучай берегут;
В домашнихтрудностяхутеха
И в дальнихстранствахне помеха.
Науки пользуютвезде, —
Среди народови в пустыне,
В градском шумуи на едине,
В покое сладкии в труде.
Читая эти строки, нельзя не согласитьсяс автором. Человек, не имеющийзнаний, не тольконеинтересени скучен сампо себе, он ещеведет такуюже жизнь. Неимея знаний, человек неспособен развиватьсядуховно, поэтому, воспевая науку, автор воспеваети человеческуюдушу. Прославлениечеловека, егодуши и генияесть основнаямысль оды, онаявляется связующейнитью. Наукаи знание связываютне только поколения, но и народы.Знание естьосновополагающийпринцип всего.
Ода Ломоносоваесть нечтобольшее, чемпросто литературноепроизведение– это послание.Послание нетолько императрицеи современникам, но и потомкам.Прекрасныйпример того, что потомкиследовали егозаветам, –государственныйуниверситетимени МихаилаВасильевичаЛомоносова.