--PAGE_BREAK--2.4. Органы управления финансами, их задачи и функции
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;
· Министерство финансов РФ и его органы на местах;
· Центральный банк РФ;
· Министерство РФ по налогам и сборам;
· Федеральная налоговая служба РФ;
· Государственный таможенный комитет РФ;
· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
· Министерство государственного имущества;
· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.
Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство финансов возложены следующие задачи:
1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.
Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Министерство финансов РФвыполняет следующие функции:
— участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
— организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
— обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;
— разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
— принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
— разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
— разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
— управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;
Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:
1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;
2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются:
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Министерство РФ по налогам и сборами его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:
— осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
— вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;
— ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
— осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:
— организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;
— обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;
— организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;
— участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;
— организует осуществление в соответствии со своей компетенцией
валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами
таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно — розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:
— представляет в соответствии с законом Российской
Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
— рассматривает уведомления о проведении стимулирующих
лотерей;
— осуществляет в установленном порядке проверку деятельности
юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
— осуществляет функции главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;
— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну;
— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение заявлений.
Федеральная служба страхового надзораосуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
2. Роль финансов в международном интеграционном прогрессе
Для современного периода мировой экономики характерно широкое развитие процессов международной экономической интеграции как проявление объективной тенденции к дальнейшей интернационализации производительных сил и производственных отношений на основе углубления международного разделения труда, хозяйственных и научно-технических связей. Международная экономическая интеграция — форма интернационализации хозяйственной жизни, предполагающая взаимоприспособление, расширение экономического и производственного сотрудничества, сближение отдельных национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной экономической политики. Процессы экономической интеграции обусловлены законами и противоречиями между высоким уровнем развития производительных сил и стесняющими их рамками национальных хозяйств. Материальной основой интеграции является интернационализация производства с прогрессирующим возрастанием масштабов экономической взаимозависимости стран. В финансовой сфере — это быстрый рост международного рынка капиталов, его постепенное слияние с национальными финансовыми рынками. Крупномасштабные перемещения капиталов из единичного становятся регулярным явлением экономической жизни стран.
Усиливается тенденция к объединению финансовых средств в рамках всего мира. Рост объемов операций на международных рынках капиталов связан также с внедрением достижений научно-технической революции в финансовую сферу, совершенствованием техники сделок. В итоге резко усиливается мобильность ссудного капитала, что в свою очередь увеличивает экономическую взаимозависимость стран.
Фактически образование и развитие международного рынка ссудного капитала означает выход мирохозяйственных связей на такой уровень развития, когда финансовый капитал становится важным рычагом воздействия на все другие формы международных экономических отношений — торговлю, обмен услугами, движение капитала в форме прямых инвестиций. Происходит интернационализация спроса на международный ссудный капитал, а в результате — использование международного ссудного капитала не столько на финансирование внешнеэкономических операций, сколько непосредственно на нужды хозяйственного развития, на покрытие бюджетного дефицита и т. п.
Значение финансовых отношений в мировой экономике невозможно переоценить. Выполняя функцию перераспределения временно свободных денежных капиталов, финансовые отношения способствуют достижению эффективного соотношения между сбережениями и инвестициями. Их позитивная роль состоит и в том, что финансы содействуют относительному удешевлению кредита, снижению стоимости посреднических услуг, расширению доступа к денежным ресурсам потенциальным заемщикам. Конечно, развитию этих отношений не могут не сопутствовать негативные явления, связанные со спекулятивными операциями и потрясениями, которые они могут вызывать, но не они являются определяющими. Именно международные финансовые отношения через систему кредитования обеспечивают достаточно высокую гибкость механизма стыковки национальных хозяйств на современном этапе интернационализации.
В начале 90-х годов Россия вступила на путь создания рыночной экономики. Важной сферой этих преобразований является повышение роли внешнеэкономической деятельности, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических связей, поскольку взят курс на интеграцию в мировую экономику. В 1992 г. Россия стала членом Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Немаловажная роль для осуществления интеграции РФ в мировое хозяйство отводится финансам как экономическому инструменту хозяйствования. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает средством реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества республики. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы хозяйствующих субъектов, служат стимулом развития международной экономической интеграции.
Значение финансов для развития международных связей отдельной страны можно рассматривать, во-первых, с точки зрения интересов непосредственно национального хозяйства и, во-вторых, с точки зрения участия в регулировании международных интеграционных процессов. В первом случае — это создание условий для полноправного включения национального хозяйства в мировую экономику — изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества, стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.
С помощью финансов при осуществлении внешнеторговой деятельности стимулируется импорт тех товаров, издержки производства которых в республике выше по сравнению с другими государствами, и экспорт товаров, национальные издержки производства которых относительно ниже, а также создаются условия для использования передового зарубежного опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем покупки новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы, новую продукцию и т. п.
Участие Российской Федерации в регулировании международных интеграционных процессов определяется работой в международных организациях и фондах, что предполагает внесение соответствующих взносов в уставные капиталы и бюджеты данных организаций. Источниками взносов являются валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих хозяйствующих субъектов. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.
Выражают интересы России в области внешнеэкономических связей и торговые представительства РФ за рубежом. Они способствуют выполнению заключенных межгосударственных соглашений, осуществляют деятельность, направленную на совершенствование экспортно-импортных операций, повышают эффективность торгово-экономических связей, развивают новые формы сотрудничества.
Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик, опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению. В свою очередь расширение международных экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в процессе формирования рыночной модели международных валютно-кредитных и финансовых отношений России.
3. Квалификационные требования к будущему экономисту специальности «Финансы и кредит»
Переход к рыночной экономике предъявляет к экономисту по специальности «Финансы и кредит» повышенные профессиональные требования. Успешно работать в условиях рынка переходных отношений может только специалист высокого профиля. Рыночные отношения предполагают большую самостоятельность в принимаемых решениях и большую ответственность за эти решения, поскольку от них зависит не только успех или неуспех, эффективная или неэффективная деятельность предприятия (фирмы), но и само существование фирмы.
Специалист должен иметь фундаментальную подготовку, широкую эрудицию и культуру, высокие нравственные и гражданские качества, свободно владеть русским и одним из иностранных языков.
Должности, на которые готовится специалист по специальности «Финансы и кредит» требуют высшего образования. Это профессиональная работа в государственных органах территориального и муниципального уровня, банках, биржах, финансовых компаниях, инвестиционных фондах, министерстве финансов России, экономических службах предприятий и организаций.
Экономист по специальности «Финансы и кредит» должен уметь своевременно и правильно оценивать хозяйственные ситуации, обоснованно подготавливать и принимать управленческие решения. Для этого он должен знать механизм действия экономических законов и их использование на практике в условиях разнообразных форм собственности, владеть навыками научной организации труда, моделирования экономических процессов, иметь необходимую подготовку в области информатики и вычислительной техники.
Высокие требования предъявляются и к личностным качествам специалиста. Высокая подготовка и глубокие профессиональные знания должны сочетаться с аналитическим мышлением, деловой активностью, умением быстро реагировать на изменение экономической ситуации.
Такие действия предполагают владение профессиональными знаниями в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности, статистики, аудита, рынка ценных бумаг, маркетинга и менеджмента, предпринимательства и права.
Кроме того, специалист должен не только применять знания и определять ситуацию, принять управленческое решение, но и уметь отстоять свою точку зрения, бдительно аргументировать ее, доказать. Поэтому квалификационные требования к профессиональным знаниям заключаются в том, что экономист по специальности «Финансы и кредит» должен знать:
1. Нравственные основы жизни общества, правила поведения, правила взаимоотношений людей, понятие справедливости и несправедливости, порядочности и непорядочности;
2. Основы рыночной экономики и экономической теории;
3. Правовое поле, в котором придется действовать, правовые положения, регламентирующие деятельность предприятий различных форм собственности;
4. Знать современное законодательство, методологические, нормативные и другие правовые документы, регламентирующие деятельность предприятий и организаций финансовых, налоговых и казначейских органов, банков и других кредитных учреждений, страховых компаний, бирж;
5. Основы своевременного предвидения и учета возникновения, позитивных и негативных тенденций экономического развития, разработки мер по устранению возможных негативных последствий, определение потребности в изменениях и нововведениях;
6. Уметь формировать и управлять портфелем ценных бумаг, страховым портфелем;
7. Знать методику отбора инвестиционных проектов;
8. Основы экономического риска, методы его оценки и
измерения;
9. Современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации ее обработки с помощью ЭВМ;
10. Принципы и закономерности прогнозирования и планирования производственной деятельности, предприятий, организаций, учреждений (фирмы);
11. Порядок формирования уставного и других фондов, финансирования и кредитования предприятий разных форм собственности;
12. Знать основы психологии и социологии труда, технической эстетики и эргономики;
13. Основы гражданского и трудового хозяйственного права;
14. Основы внешнеэкономической деятельности и порядка проведения валютных операций.
Профессиональное умение.
Экономист по специальности «финансы и кредит» должен уметь:
1. Организовать и провести практическое исследование социально-экономической обстановки и соответствия ей конкретных форм управления;
2. Владеть методами математического моделирования при анализе и проектировании финансовой деятельности предприятий, организаций, поиске новых форм организации труда;
3. Уметь решать задачи, связанные с прогнозированием и эффективным использованием финансовых и кредитных ресурсов;
4. Уметь разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор по критериям социально-экономической эффективности;
5. Владеть современными приемами поиска и использования научно-технической информации, методической и инструктивной литературой;
6. Знать основы информатики и использования современной вычислительной техники в учетно-аналитической и контрольной деятельности;
7. Знать основы банковского дела;
8. Знать основы маркетинга и менеджмента;
9. Знать основы психологии и социологии труда, технической эстетики и эргономики.
Эти и другие знания, приобретенные специалистом во время обучения в ВУЗе помогут ему квалифицированно, со знанием дела выполнять свои обязанности в условиях рыночной экономики.
4. Работа студента в библиотеке
Правила поведения в библиотеке. Библиотека — одно из самых оживленных присутственных мест в университете. Максимально комфортный уровень работы в ней во многом зависит от каждого из Вас.
При входе в библиотеку необходимо: — сдать верхнюю одежду в гардероб; — предъявить читательский билет.
В библиотеку не разрешается входить, если Вы: — в верхней одежде; — с едой и напитками; — с большими сумками; — в нетрезвом состоянии.
В библиотеке недопустимо: — громко разговаривать, шуметь, бегать по лестницам, хлопать дверями; — употреблять ненормативную лексику; -сорить в помещениях, писать на столах, портить мебель и оборудование; -пользоваться мобильными средствами связи в отделах обслуживания библиотеки; — срывать объявления и размещать информацию без согласования с администрацией библиотеки; — курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества и другие средства, влияющие на состояние здоровья; — играть в азартные игры.
В общении с библиотекарями и читателями: — ведите себя достойно и выдержанно; — будьте вежливы и учтивы в обращении; — не допускайте повышенный и требовательный тон; — не задавайте вопросы библиотекарю, который обслуживает других пользователей, подождите, пока он освободится; -не допускайте оскорбительных и агрессивных действий.
Пользуясь библиотечными документами: — позаботьтесь о чистоте своих рук, — перелистывайте страницы аккуратно, без спешки; — не перегибайте переплеты книг; — не загибайте уголки страниц; — не производите фото — и видеосъемку; — не делайте никаких пометок и подчеркиваний.
Пользуясь карточными каталогами: — не вырывайте карточки из каталожных ящиков; -не делайте пометок на карточках.
Пользуясь персональными компьютерами: — используйте технику только в учебных и научных целях; — не превышайте установленного лимита пользования компьютерным временем; — не допускайте действий, которые могут вызвать поломки и нарушения в программном обеспечении.
Студенты должны: иметь представление о библиотеке, ее справочном аппарате, об основах библиографии; знать и уметь использовать: справочно-информационный фонд библиотеки, справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги, картотеки); выявлять нужные библиографические издания и пользоваться ими; описывать произведения печати. Библиографические описание документа. Общие требования и правила составления, Заголовок описания. Общие требования и правила составления, Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления, Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила; владеть приемами организации и ведения личных библиографических картотек, оформлением рефератов, составлением библиографических списков литературы.
Студент должен знать следующие понятия:
продолжение
--PAGE_BREAK--