Реферат по предмету "Философия"


Философия, круг ее проблем, роль в обществе

План. 1.
Понятие философии. 2. Два примера философствования.
3. Еще раз о философских вопросах. 4. Философии все возрасты покорны. 5. Научность философии. 6. Эстетичность, чувственность философии. 7. Практичность, или моральность философии. 8. Функции (значимость) философии. 9. Предназначение философии. 10. Заключение. 11. Список использованной литературы. 1. Понятие философии В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделяв­шихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но да­же на этом фоне оше­ломляет своей новизной изобретение, сде­ланное не слишком многочислен­ным, но великим народом Древ­ней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера. Философия явилась на свет в результате осознания челове­че­ством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для от­дельного человека, так и для любой эпо­хи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для про­шлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги. Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был, под­вергнут тщательному ана­лизу Платоном и Аристотелем. На рус­ский язык слово «философия» пере­водится как любовь (фи­лео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весь­ма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 ты­сяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «фи­лософия» придавали не во всём одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому сво­ему про­исхождению удачно выражает со­кровенные черты вся­кого под­линного философствования. Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою при­влекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубоко­мыс­лие, умение познавать малодоступ­ное, вырабатывать ориен­тиры жизнедеятельности человека, определять его главные цен­ности. Все это мы находим в философии — читатель имеет воз­можность убедиться в справедливости наших слов по мере про­работки им текста книги. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопро­сы своего бытия. 2. Два примера философствования В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот во­прос не голословно, а достаточно определенно, целесо­образно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы на­ходим, прежде всего, в творче­стве великих философов. Ведь их называют ве­ликими не слу­чай­но, а потому, что в философствовании они достигли осо­бых вы­сот. Именно у великих философов в первую очередь сле­ду­ет учиться фи­лософствованию. Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы ока­зались в за­труднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже свое­му на­роду. Но как это сделать? Ситуация не разрешается про­стым образом, необходимы какие-то определенные уси­лия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не лю­бая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это по­няли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Со­крат. Они первыми разработали оригиналь­ную концепцию идей. Идеи вы­ступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается чело­век. Концепция идей имела величайшее, по­исти­не эпохальное значение. Она стимулировала развитие на­ук и искусств, во мно­гом определила характерные черты совре­менной цивилизации. Концепция идей имеет философское содержание. В данном слу­чае это озна­чает, что она соотносится с любыми идеями и, осо­бенно с теми, которые, бу­дучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека. Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их со­вокуп­ностями. Предложения могут быть как вопроситель­ны­ми, так и повествова­тельными или повелительны­ми. Разуме­ет­ся, не всякое предложение прямо и непосредствен­но выража­ет содер­жание именно философской идеи. Рассмот­рим, напри­мер, три предложения: 1. Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов (кстати, это утверждение носит имя то­го самого Пифагора, который придавал слову «философия» осо­бое значение). 2. Кит — это, как и человек, млекопитающее. 3. Идеи связаны между собой. Первое предложение относится к сфере математики, точнее геометрии. Второе предложение принадлежит биологии, точнее зоологии. Только третье предложение имеет очевидное философ­ское содержание, здесь речь идет о любых идеях. Философское — значит максимально универсальное, всеохват­ное, основа­тельное, фундаментальное, существенное. Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. При­чем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны дей­ст­виям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо на­зывают преступниками. Перед каждым человеком встает во­прос о согласовании своих действий с интересами других. Ина­че го­воря, мы ставим вопрос об ответственности. Только те­перь, в конце XX века, вы­явлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в об­щественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция от­ветственности приобрела философское значение. Над ее разра­боткой энергично работают философы всех разви­тых стран. Оба приведенных примера показывают, что философия не сто­ит на месте. И две с половиной тысячи лет назад, и сейчас фи­лосо­фия, как и все ценное, в жизни людей, есть результат са­мо­от­вержен­ной работы энтузиастов. Фило­софские звезды среди нас, они озаряют нас светом философствования. 3. Еще раз о философских вопросах Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показа­тельно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все фило­софские во­просы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить ис­ключительно в философии. Шукшинское «Что с нами происхо­дит?» и извеч­ное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шек­спи­ра, вложенное в уста Гамлета: «Быть — или не быть?» .
Философия — это обостренно совестливое отношение чело­века к окру­жающему его миру. Философские определения, за краткость, но против поверхно­ст­но­сти. Краткость — сестра таланта, но не его гарантия. В филосо­фии высоко це­нится умение кратко, емко, выразительно сфор­мули­ровать проблему либо ее решение. Выдающийся русский фи­ло­соф А.Ф. Лосев подчеркивал, что до тех пор, пока он не в со­стоянии выразить одним предложением суть философ­ской про­бле­мы, она остается для него неразрешенной. Лосев прав, его умо­настроение заслуживает одобрения. В нашем случае это оз­нача­ет, что мы должны там, где это уместно, стремиться к ко­ротким, лаконичным определе­ниям. Однако следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Та крат­кость, которую мы приветству­ем, непременно включает основательность, точность, тщательность в формулировках, их обоснованность, соответст­вие фактам. Ес­ли всего этого нет, то краткость никакая не се­стра таланта, а его прямая противоположность. Мы приходим к выводу, что краткие философ­ские определения при правильном, а не поверх­ностном философствовании должны дополняться многозвенны­ми, предложение за предложением, рассу­жде­ниями.
Но как «попасть в цель» в философских определениях, как по­добрать, об­наружить точное, правильное слово? Искать это сло­во, размышлять и дер­зать. Когда цель близка, то полезно сопо­с­тавлять значения близких по смыслу слов. Так происходит сло­весная пристрелка. Разъясним это на при­мере определения своеобразия философии. Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными во­просами бы­тия человека. Но что это значит — главные вопро­сы? С учетом многовеково­го развития философии вполне акту­альны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые мож­но назвать 1) главными, 2) наиболее существенны­ми, 3) фунда­мен­тальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объе­диняющими жизнь людей в единое целое, в поле дейст­вия кото­рого по­падает каждый человек. И так далее. Если чи­татель по­желает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понима­ния философии. Жела­ем успеха! Итак, еще раз. Что такое философия? Рисуем таблицу, где в ле­вой части стоит слово, смысл которого мы ищем, а в правой ча­сти приводятся опреде­ления, число которых может быть при же­лании приумножено читателем. Слово, смысл ко­торо­го определя­ется
Определение смысла слова «фило­софия»
Философия 1. Любовь 2. Мудрость 3. Главные вопро­сы бы­тия человека 4. Обост­ренно совестливое отно­шение чело­века к ок­ружающе­му его миру 5. . Получаем следующее определение философии. Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестли­вом отношении к окружающему ми­ру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Ра­зумеется, можно дать философии более краткое опре­деление. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец. 4. Философии все возрасты покорны Нам бы хотелось развеять одно довольно-таки нелепое пре­дубе­ждение. Состоит оно в том, что философия это, мол, удел, пре­жде всего старцев-мыс­лителей, затем ученых и писателей, аспи­рантов, может быть, студентов ву­зов, но никак не всех дру­гих, в том числе студентов техникумов и училищ. Такое мне­ние еще никому не удалось обосновать, ибо это невозможно. Де­вуш­ка и юноша благодаря своей молодости находятся не где-то сбоку, а в самом центре водоворота жизни. Здесь чуть ли не на каждом шагу возникают те же самые злободневные вопросы, ко­торые выше были названы философ­скими. А это означает, что де­вушке или юноше приходится быть философом. Филосо­фия — это удел человека. Вопрос в том, какой философией поль­зует­ся человек и насколько умело. Неизбежный вывод — фи­лософии следует учиться, только так можно избежать суррога­тов фило­софствования. Великий немецкий философ Гегель преподавал учащимся гим­назии до­вольно сложную философию. И что же? Он приоб­рел многих благодарных учеников. На наш взгляд, юноши и девуш­ки конца XX столетия достойны приобщения к высотам фи­ло­софии не менее своих сверстников прошлых эпох. 5. Научность философии Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни на­стаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие на­оборот ее противопостав­ляют науке. Нам придется вклю­читься в этот спор, ибо это позволит углубить понимание фи­лософии. Что такое наука? Систематическое, доказательное и прове­ряе­мое знание. Наука состоит из положений, которые так тес­но взаимосвязаны, что образу­ют систему. Одни положения не­про­тиворечиво обосновываются другими; так реализуется дока­за­тельность в науке. Выводы науки должны находить практи­че­скую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к на­уке вы­думки. Но есть ли в философии систематичность, дока­затель­ность, прове­ряемость? Да, есть. Дело в том, что указанные при­знаки были выработаны именно в философии. Ясно, что фи­ло­софия руководствуется своими дости­жениями. Философы ста­раются быть убедительными, обосновывать свои вы­воды, про­верять их фактами. С этой точки зрения философию мож­но и нужно считать наукой. Но почему же многие отказываются признать за философи­ей статус науки? Потому, что, мол, наука в отличие от филосо­фии безлична, объективна, вы­рабатывает жесткие методики, она ин­тересуется разве что поиском истины, но не озабочена судь­бою человека. Но может наука необязательно должна быть безлич­ной? Этот вопрос пока не имеет окончательного ответа, он за бу­дущим. Итак, главная ценность науки — истина. Поскольку в фи­лосо­фии этой ценности также уделяют первостепенное внимание, мы имеем полное право утверждать, что она, философия, родст­венница науке. 6. Эстетичность, чувственность философии Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. « .Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А.Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспари­вать. Главная ценность на­уки — истина, главная ценность искусства — кра­сота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли. Для него важно узнать, является ли Земля шаром или нет. Ему, строго го­воря, нет дела до того, красива ли Земля в каче­стве шара. Художник, изобра­жающий на полотне Землю, так­же за­хвачен ее шарообразностью, ибо она вы­зывает чувства и эмо­ции, значимые в свете таких ценностей, как красота, пре­крас­ное и возвышенное. Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот почему. Филосо­фия намного меньше, чем на­ука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чув­ственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать се­бя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эсте­тиче­ской стороне больше человеческого, чем в науке, она по­хожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусст­во по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболее значимого, а худо­жественно зна­чимого.
7. Практичность, или моральность философии Вступает ли философия в непосредственный контакт с прак­ти­ческой дея­тельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это? Практика — это действия, поступки людей. Действуя, чело­век преследует некоторые цели. Какие? Самые различные, но глав­ный практический ориен­тир — это ценность добра. Ес­ли в науке в противовес заблуждению возвы­шают истину, а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в сво­ей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. (За­метим в скобках, что беда преступников определяет­ся не тем, что они из­начально злобны, а узким, бандитским по­ниманием добра.)
Человек в отличие от животного, прежде чем действовать выра­батыва­ет представление о желаемой цели. Здесь-то ему как раз и приходится обращать­ся к философии. Отвечая на вопрос «Что я могу, и что я должен де­лать?», человек занимается раз­ре­ше­нием типичной философской проблемы. На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходит­ся при­нимать от­ветственные решения, он вынужден становить­ся фи­лософом. Кажется, это правило не знает исключений. Чи­тате­лю нетрудно убедиться в справедливо­сти сказанного. Для это­го сле­дует просто-напросто вспомнить ситуации, ко­гда кому-то при­ходилось принимать судьбоносные решения. К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сарт­ру как-то при­шел его ученик, который просил совета. Ему хо­телось стать участником «Сражающейся Франции», но его бес­покоила судьба матери, тяжело пережи­вающей смерть своего стар­шего сына. Что делать,— вопрошал юноша,— ос­таться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу, как первого, так и второго решения. Никакая наука, ни­ка­кая писаная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: «Вы свободны, вы­бирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам от­ветственен за свой поступок, а гарантия от безответст­венности» по крайней мере, в данном случае,— полноценное философство­вание. Дру­гого пути нет. Таким образом, хорошая философия не только не чужда прак­тической дея­тельности человека, а наоборот, придает ей эти­че­скую, благородную осмыс­ленность. Мы провели сравнение философии с наукой, искусством, прак­тической деятельностью человека, накопили материал для обоб­щения. Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни прак­тике. С каж­дой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей координации. Наука, искусство, практи­ка более фрагментарны, чем филосо­фия. Наука имеет дело с ис­тиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы заб­вению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпи­теров оказы­вается красота, во втором — добро, все остальное за­менено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Филосо­фия есть реализация пол­ноты жизни человека. Она объединяет ценности ис­тины, кра­соты и добра в единое целое. В этом состоит еще одна ее особен­ность. Приведенная схема объясняет некоторые, хотя и не все, вза­имоотно­шения философии, науки, искусства и практики. Ма­лый круг символизирует философию и ее единство с наукой, искус­ством и практикой. Сегменты ABED, ЕВСК, ADKC символизи­руют со­ответ­ственно своеобразие науки, практики и ис­кусст­ва, их отличие от философии. Иногда задают такие вопросы: что лучше — философия или на­ука, филосо­фия или искусство, философия или практика? По­добные вопросы неправо­мерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодопол­няют друг друга, они имеют различные назначения, реа­лизуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, ко­торый уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в мета­ниях метателям, но тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармо­ничности развития ему нет рав­ных. Философ — это многоборец в деле един­ства истины, кра­соты и добра. В идеале философия должна быть высокоемкой как в науч­ном, так и в эс­тетическом и этическом отношениях. Но реализо­вать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обыч­но доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских на­правлений мы встречаемся: ¨ с научно-ориентированной философией (такова философия Ари­стотеля. Де­карта, Гегеля, Гуссерля, многих современных фи­лософов из числа так называемых аналитиков); ¨ с эстетически-ориентированной философией (такова фило­со­фия Бердяе­ва, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Хайдеггера, мно­гих современных философов из числа герменевтов и постмо­дер­ни­стов); ¨ с практически-ориентированной философией (такова фило­со­фия Канта, Маркса, Пирса). 8. Функции (значимость) философии В чем состоит значимость философии, какие функции она ре­а­лизует? Та­ких функций очень много, мы назовем четыре глав­ные. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способ­но­сти давать картину мира в целом, объединять данные наук, ис­кусств, практик. Методологическая функция философии состоит в определе­нии способов достижения какой-либо цели, например эффектив­ного конструирования на­учного познания, эстетического творче­ства, социальной практики. В соответ­ствии со спецификой фи­лосо­фии речь идет о таких методах, принципах дей­ствия, кото­рые обладают фундаментальным, а не узколокальным значени­ем. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занима­лись, есть резон учитывать историю интересу­ющих вас проблем. В филосо­фии многое делается в плане про­яснения содержания основных принципов науки, искусства, практики. Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реа­лизуется она в предельно внимательном отноше­нии к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любо­вью к людям, человеческому достоин­ству. В этой связи пока­за­тельно, что философия не ограничивает себя науч­ным подхо­дом, а на­ряду с ним культивирует эстетический и этический под­ходы. Практическая функция философии состоит, как уже отме­ча­лось, прежде всего, в ее моральности, заботе о благе людей. 9. Предназначение философии Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии че­ловек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии при­чиняет много страданий. Немец­кий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «по­след­нее выговаривание и последний спор человека». Наш со­оте­чественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стрем­лении «к духовной целостно­сти человеческого существова­ния». Назначение философии — поиск удела человека, обеспече­ние его бытия в причудливом мире. Назначение филосо­фии состо­ит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспече­нии его совершенствования. Изучение философии — дело благо­род­ное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезья­ной цивилизации», чем без нее.

10. Заключение Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих дея­ний, по­ступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуют­ся практические потенциалы филосо­фии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сию­минутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последст­вия своих действий, философия не несет ответственно­сти. Фи­лософы сознательно выступают против засилья легкомыс­лия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечае­мых планов практических действий и столь же основа­тель­ного рас­смотрения последствий уже сделан­ного.
Философия поступка находит свое наиболее яркое выраже­ние в морали человека, в его этических ценностях. Практичность фи­лософии состоит в ее этической направленности, в морально­сти. Нет ничего практичнее, мораль­нее, чем хорошая филосо­фия. Человек — существо моральное, он призван жить по за­ко­нам морали, которые осмысливаются в этике, а не по зако­нам джунглей.
Список использованной литературы 1. Агунов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки Эволюции и перспективы М., 1982 2. Вальянов М.В. Основы философии. – М., 1999. 3. Канке В.А. Основы философии. – М., 2000. 4. Философский энциклопедический словарь М., 1989. 5. Философия. Основные идеи и принципы. Под. Ред. Ракипова А. И. М.,1990 с 58-64.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.