Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2 Основные требования законодательства к содержанию внешнеторгового договора и к срокам проведения внешнеторговых операций
3 Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления внешнеторговой деятельности
Список использованных источников
1 Понятие и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
В соответствии с законом Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению внешней торговли товарами и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности.
Исходя из данного определения, внешнеторговая деятельность – это комплексное понятие, состоящее из определённых составляющих, а именно:
а) внешняя торговля товарами;
б) внешняя торговля услугами;
в) внешняя торговля объектами интеллектуальной собственности.
Внешняя торговля товарами – это, согласно вышеуказанному законодательному акту, импорт и (или) экспорт товаров.
Внешняя торговля услугами – оказание услуг на основании договора, заключенного между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь. При этом не имеет значения место оказания услуг: была ли услуга оказана на территории Республики Беларусь или на территории иностранного государства, либо услуга была оказана как на территории Республики Беларусь, так и на территории иностранного государства. В любой из перечисленных ситуаций договор о возмездном оказании услуг, заключенный между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, приобретает статус внешнеторговой сделки – основной составляющей внешней торговли услугами. В отношении внешней торговли товарами закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» содержит иной критерий. Как уже отмечалось выше, под внешней торговлей товарами, согласно рассматриваемому Закону, понимается экспорт и импорт товаров. Следовательно, внешняя торговля товарами – это не просто реализация товаров на основании договора купли-продажи, заключенного между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, а реализация товаров по данной сделке, сопряженная с вывозом товаров с таможенной территории Республики Беларусь (экспортом) или их ввозом на данную территорию (импортом).
Внешняя торговля объектами интеллектуальной собственности – это полная или частичная передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности резидентом нерезиденту Республики Беларусь или нерезидентом резиденту Республики Беларусь на основании возмездных сделок.
Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» содержит понятие внешней торговли информацией. Внешняя торговля информацией – это внешняя торговля товарами, если получение информации непосредственно связано с передачей этих товаров, или внешняя торговля объектами интеллектуальной собственности, если информация передается как следствие полной или частичной передачи исключительных прав на эти объекты на основании возмездных сделок, а в иных случаях – внешняя торговля услугами. Таким образом, субъект хозяйствования не наделен правом заключения внешнеторгового договора о возмездной передаче информации. Так, согласно вышеизложенной императивной норме, информация может быть передана на основании договора о передаче исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или на основании договора купли-продажи товара или на основании договора о возмездном оказании услуг.
Правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают организации, индивидуальные предприниматели, Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы. Однако законодательными актами могут устанавливаться виды продукции, в отношении которых осуществление внешнеторговой деятельности допускается только определенными субъектами.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности – это система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Целью такого регулирования является обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции в мировую экономику.
Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности и соблюдением законодательства возложен на следующие государственные органы и иные организации: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, таможни Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, банки-резиденты Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов:
а) таможенно-тарифного регулирования;
б) нетарифного регулирования;
в) установления запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
г) установление особых запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;
д) установления мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.
Основными методами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Согласно п. 1.22 ст. 1 закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», таможенно-тарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.
Под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, подлежащий уплате в бюджет в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (ввозом или вывозом). Снижение ставок таможенной пошлины стимулирует экспорт товаров и импорт той продукции, которая необходима для экономики и не может быть замещена отечественной продукцией. Увеличение ставок таможенной пошлины позволяет ограничить экспорт дефицитных товаров (например, стратегически важного сырья и материалов) и ограничить импорт товаров, наносящий ущерб отечественным производителям идентичных и однородных товаров.
Ставки таможенной пошлины устанавливаются нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь (постановлениями Совета Министров о ставках таможенной пошлины).
В данных нормативных правовых актах ставки таможенной пошлины устанавливаются применительно не к наименованию товара, а применительно к коду товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД Республики Беларусь). Таким образом, для применения надлежащей ставки таможенной пошлины любой конкретный товар, ввозимый или вывозимый с таможенной территории Республики Беларусь, должен быть правильно классифицирован по ТН ВЭД. Под классификацией товара понимается его отнесение к той или иной товарной позиции ТН ВЭД Республики Беларусь (десятизначному классификационному коду). Согласно ст. 27 Таможенного кодекса Республики Беларусь 2007 г. обязанность классифицировать товар по ТН ВЭД Республики Беларусь, возложена на самого декларанта, то есть на субъект хозяйствования, перемещающего товар или на его таможенного агента. Однако, согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь, Совет Министров должен определять перечни товаров, классифицируемых по ТН ВЭД Республики Беларусь, на основании решения таможенного органа Республики Беларусь (Государственного таможенного комитета или таможни). Наряду с этим таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров в случае установления нарушения правил классификации товаров декларантом, при проверке документов и сведений.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь осуществляет ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Согласно п. 1.17 ст. 1 закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. Если метод таможенного тарифного регулирования основан на применении преимущественно экономических мер, то метод нетарифного регулирования основан на применении административных или экономико-административных мер.
Нетарифное регулирование внешней торговли товарами включает в себя следующие формы:
– установление количественных ограничений внешней торговли товарами;
– установление мер по защите экономических интересов Республики Беларусь (защитные меры);
Мерами ограничения экспорта являются:
– квотирование экспорта;
– лицензирование экспорта.
Мерами ограничения импорта являются:
– квотирование импорта;
– лицензирование импорта.
Квотирование импорта или экспорта может применяться только одновременно с лицензированием, а лицензирование может применяться и отдельно от квотирования.
Квотирование – это прямое ограничение количества товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в течение определённого периода времени, как правило, календарного года.
На сегодняшний день перечень товаров, экспорт либо импорт которых подлежат квотированию, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1267 от 27 сентября 2006 г. «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров».
Распределение квот при установлении количественных ограничений осуществляется, как правило, путем проведения конкурсов или аукционов республиканским органом государственного управления, определяемым Правительством Республики Беларусь.--PAGE_BREAK--
Порядок проведения таких конкурсов или аукционов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Не допускается ограничение числа участников конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности или места регистрации.
Порядок проведения конкурсов и аукционов определяется Советом министров для распределения квоты на отдельные виды товаров.
К участию в конкурсе не допускаются субъекты хозяйствования:
– находящиеся в состоянии реорганизации или ликвидации;
– сообщившие о себе недостоверные сведения.
Решение об отказе в допуске к участию в конкурсе принимается Комиссией по проведению конкурса.
По итогам рассмотрения и оценки, представленных конкурсных предложений на соответствие критериям, содержащимся в конкурсной документации, Комиссия определяет победителей конкурса — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, способных экспортировать или импортировать квотируемую продукцию на наиболее выгодных для Республики Беларусь экономических условиях.
Победители конкурса — юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выкупить выигранную квоту.
Под лицензированием внешней торговли товарами понимается установление обязанности по осуществлению экспорта или импорта определенного товара только при наличии у экспортера или импортера лицензии на экспорт или импорт соответствующего товара.
Перечень товаров, экспорт либо импорт которых подлежат лицензированию, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров».
Выдача лицензий на осуществление экспорта или импорта отдельных категорий товаров отнесена к компетенции Министерства торговли Республики Беларусь.
Лицензия, выдаваемая на экспорт (импорт) отдельных категорий товаров может быть трех видов: разовая, генеральная и специальная.
Разовая лицензия выдается на один контракт на срок до 12 месяцев, а для квотируемых товаров — в пределах календарного года.
Срок действия лицензии может быть продлен Министерством торговли Республики Беларусь до 6 месяцев.
Изменения и дополнения в разовую лицензию вносятся на основании дополнений и изменений к договору (контракту), которые должны быть оформлены в установленном порядке сторонами, заключившими контракт, и заверены в Министерстве торговли Республики Беларусь.
Генеральная лицензия выдается на несколько внешнеэкономических контрактов на срок до 12 месяцев, а для квотируемых товаров — в пределах календарного года.
Генеральная лицензия выдается в следующих случаях:
– по решению Совета Министров Республики Беларусь;
– при реализации товаров в пределах установленных квот;
– при выполнении межправительственных соглашений;
– при экспорте лицензируемых товаров собственного производства.
Кроме того, по решению Министерства торговли Республики Беларусь генеральная лицензия может быть выдана на основании ходатайства республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, для заявителей, им подчиненных, либо местных исполнительных и распорядительных органов для иных заявителей.
Изменения и дополнения в генеральную лицензию вносятся по письменному мотивируемому обращению заявителя в произвольной форме.
При экспорте текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию необходимо получение специальной лицензии. Данная лицензия оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается заявителю, второй экземпляр остается в архиве Министерства торговли Республики Беларусь. Кроме того, в необходимых случаях заявителю выдается копия лицензии, подписанная уполномоченным должностным лицом Министерства торговли Республики Беларусь и заверенная печатью Министерства торговли Республики Беларусь.
Лицензирование внешнеторговой деятельности не распространяется на товары, стоимость которых эквивалентна сумме, не превышающей 150 евро, ввозимые или вывозимые по разовым сделкам (предусматривающим экспорт или импорт одной партии товаров в течение одного календарного года).
Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотрен такой вид лицензирования как автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров (далее — автоматическое лицензирование). Этот вид лицензирования представляет собой контроль уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями, сопровождаемый обязанностью участников внешнеторговой деятельности информировать в соответствии с законодательством уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Автоматическое лицензирование устанавливается как временная мера и не может преследовать цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров.
Как было отмечено выше, метод нетарифного регулирования включает в себя наряду с рассмотренными мерами ограничительного характера, меры по защите экономических интересов Республики Беларусь (защитные меры), которые могут быть трех видов:
– специальные защитные меры;
– антидемпинговые защитные меры;
– компенсационные защитные меры.
Специальные защитные меры – меры по ограничению импорта товара, применяемые посредством введения специальной импортной квоты либо специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины.
Специальные защитные меры применяются только на основании результатов расследования, если установлено, что импорт товара осуществляется в Республику Беларусь в таком возросшем количестве (в абсолютном и относительном выражении к общему объему производства или потребления аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Республике Беларусь) и на таких условиях, что причиняет серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или создает угрозу его причинения.
Антидемпинговые меры – меры по ограничению демпингового импорта товара, применяемые посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств со стороны экспортера этого товара в Республику Беларусь.
Антидемпинговые меры применяются, если установлено, что демпинговый импорт товара причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения. Под демпинговым импортом понимается импорт товара, экспортная цена которого ниже его нормальной цены. Под нормальной ценой товара понимается его средняя цена на внутреннем рынке того государства, из которого осуществляется его экспорт в Республику Беларусь.
Компенсационные меры — меры по ограничению импорта товара, производимого и (или) экспортируемого с использованием специфических субсидий иностранного государства (объединения иностранных государств), применяемые посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия обязательств субсидирующим иностранным государством (объединением иностранных государств) в лице его уполномоченного органа или экспортером субсидируемого товара.
Компенсационные меры применяются только, если установлено, что импорт товара, при производстве и (или) экспорте которого использовались специфические субсидии иностранного государства (объединения иностранных государств), причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения.
2 Основные требования законодательства к содержанию внешнеторгового договора и к срокам проведения внешнеторговых операций
Согласно указу Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, предусматривающий возмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Под внешнеторговой операцией, согласно данному законодательному акту, понимается каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации, каждый этап выполнения работ (оказания услуг), оформленный отдельным актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) либо иным документом, предусмотренным законодательством, а также каждый проведенный (полученный) платеж.
Каждый внешнеторговый договор может включать в себя от двух внешнеторговых операций (одна поставка и один платеж) до неограниченного верхним пределом максимального количества внешнеторговых операций.
Исходя из названных определений, можно сделать однозначный вывод, что внешнеэкономическая сделка – это действие, направленное на возникновение или изменение прав и обязанностей сторон, одной из которых является нерезидент Республики Беларусь.
Внешнеэкономическая сделка должна отвечать следующим признакам:
– наличие двух и более сторон;
– среди участников данной сделки должен быть, как минимум, один резидент и один нерезидент Республики Беларусь.
Согласно пункту 2 статьи 1116 Гражданского кодекса Республики Беларусь, внешнеэкономический договор, хотя бы одним из участников которого является юридическое лицо или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения договора в письменной форме.
Условия внешнеторгового договора определяются и согласуются сторонами.
Однако при заключении внешнеторговой сделки резидент Республики Беларусь, независимо от применимого при её заключении права, обязан включить в договор следующие условия, предусмотренные указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»:
– дата и место заключения договора;
– предмет договора, включая: количество, качество;
– цена товара;
– условия расчета и поставки; продолжение
--PAGE_BREAK--
– валюта платежа;
– срок поставки товаров;
– ответственность сторон;
– юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон;
– порядок разрешения споров.
При этом следует отметить, что условие поставки в соответствии с таможенным законодательством должно определяться на основании Правил толкования международных торговых терминов (International commercial terms, Incoterms – 2000). Incoterms – 2000 (Инкотермс – 2000) – это международный правовой обычай, разработанный Международной торгово-промышленной палатой и применяемый к конкретному договору международной купли-продажи товаров только при наличии в данном договоре ссылки на одно из условий поставки, содержащееся в нем.
Под условием «Порядок разрешения споров» понимается указание органа, в котором стороны будут разрешать споры, вытекающие из соответствующего договора. Процессуальное законодательство большинства государств и международные договоры в данной сфере предусматривают право сторон на выбор суда того или иного государства для разрешения споров между ними (договорная подсудность). Кроме того, в соответствии с Конвенцией ООН от 10 июня 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» и Европейской Конвенцией от 21 апреля 1961 г. «О внешнеторговом арбитраже», стороны внешнеторгового договора могут включить в договор арбитражную оговорку – соглашение о рассмотрении споров, вытекающих из договора, третейским судом. Арбитражная оговорка – это соглашение сторон о передаче всех споров, группы споров, либо конкретного спора, которые уже возникли между ними или могут возникнуть в будущем, на рассмотрение третейского суда. В Республике Беларусь арбитражная оговорка не лишает вторую сторону права на рассмотрение спора в хозяйственном суде. Однако во многих других странах наличие в договоре арбитражной оговорки лишает его стороны права на рассмотрение споров в государственных судах.
На каждый внешнеторговый договор, предусматривающий поставку товаров, должен быть оформлен паспорт сделки.
Паспорт сделки – это основной документ валютного контроля, с помощью которого органы Комитета государственного контроля сопоставляют информацию о движении товаров и денежных средств при исполнении внешнеторгового договора. Необходимость валютного контроля в целом и оформления паспорта сделки, в частности, обусловлена тем, что в рамках таможенного контроля (проверки сведений о товарах, отраженных в таможенной декларации) достаточно сложно осуществить проверку соответствия законодательству и договору валютных операций, проводимых во исполнение внешнеторгового договора.
Паспорт сделки должен быть зарегистрирован в таможне по месту нахождения субъекта хозяйствования и завизирован в банке, в котором субъект хозяйствования имеет счет, который будет использован для проведения платежа по внешнеторговому договору.
Законодательство Республики Беларусь устанавливает требования к срокам осуществления внешнеторговых операций.
Согласно указу Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям:
– поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, — не позднее 180 календарных дней;
– выполнение работ, оказание услуг по импорту не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа за выполненные работы, оказанные услуги;
– поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары;
– поступление товаров, выполнение работ, оказание услуг при неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, не позднее 60 календарных дней с даты их каждой экспортной отгрузки.
Рассмотренные нормы права ограничивают по времени только те внешнеторговые операции, которые направлены на исполнение обязательств нерезидентами Республики Беларусь, срок исполнения которых, согласно внешнеторговому договору наступает позднее срока исполнения корреспондирующих им обязательств резидентов Республики Беларусь.
Например, девяностодневный срок проведения экспортной операции, распространяется только на ситуацию, при которой обязательство резидента Республики Беларусь (белорусского экспортера) по экспортной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) было исполнено раньше, чем обязательство нерезидента (иностранного импортера) по осуществлению платежа за эту продукцию. Если же платежное обязательство нерезидента (иностранного импортера) было исполнено до осуществления резидентом Республики Беларусь (белорусским экспортером) экспортной поставки, то внешнеторговая операция по проведению экспортной поставки не ограничивается девяностодневным сроком.
Продление вышеуказанных сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь в соответствии с установленным им по согласованию с Комитетом государственного контроля порядком. Если сроки поступления денежных средств, товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеторговым договорам, связанным с проведением платежей на счета либо со счетов резидентов Республики Беларусь, превышают 180 календарных дней, их продление осуществляется данным Министерством при наличии согласования с Национальным банком.
Основаниями для ходатайства о продлении сроков являются:
– длительный цикл изготовления технически сложного оборудования предприятием-изготовителем — нерезидентом Республики Беларусь;
– длительный срок транспортировки продукции;
– реализация продукции через агентские и дилерские организации при условии заключения соответствующего соглашения с рассрочкой платежа в сроки, превышающие установленные указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» или ранее выданными разрешениями;
– сезонность и цикличность поставок;
– низкая конкурентоспособность продукции собственного производства, реализуемой в рамках внешнеторгового договора (в том числе в рамках договора консигнации или комиссии);
– наступление форс-мажорных обстоятельств, оговоренных ста-тьей 79 Конвенции ООН от 11 апреля 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров», подтвержденное компетентными органами;
– наличие международных договоров, регулирующих порядок взаиморасчетов в сроки, превышающие установленные указом Президента «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» или ранее выданными разрешениями.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращается в Министерство по вопросам продления сроков по договорам, в ходе исполнения которых возникли основания для продления сроков до их истечения.
3 Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления внешнеторговой деятельности
Предусмотренные законодательством административные правонарушения в сфере осуществления внешнеторговой деятельности могут быть классифицированы на три группы:
1) правонарушения, имеющие место исключительно при экспорте продукции;
2) правонарушения, имеющие место исключительно при импорте продукции;
3) правонарушения, имеющие место как при экспорте, так и при импорте продукции (универсальные составы).
К правонарушениям, имеющим место исключительно при экспорте продукции, относятся следующие административно-наказуемые деяния:
– продажа (реализация) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому СМ, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке. Объективная сторона данного состава, предусмотренного ст. 11.35 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», состоит из трех последовательных действий:
а) приобретение субъектом хозяйствования иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
б) приобретение за данные валютные средства товаров, включенных в вышеуказанный перечень;
в) продажа данных товаров на экспорт. Перечень соответствующих товаров утверждён постановлением Совета Министров «Об утверждении Перечня товаров, оплаченных резидентом иностранной валютой, приобретённой на внутреннем валютном рынке, продажа (реализация) которых нерезиденту Республики Беларусь не допускается». К таким товарам относятся сельскохозяйственные продукты (морепродукты, рожь, ячмень, овёс), нефть, природный газ, приборы, основанные на использовании рентгеновского излучения;
– экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента. Объективная сторона данного состава, предусмотренного ст. 11.38 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», состоит из трех действий:
а) экспорт субъектом хозяйствования – резидентом Республики Беларусь любой продукции (товаров, работ или услуг) нерезиденту;
б) заключение между данным нерезидентом (иностранным импортером) и резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения о переводе на последнего долга перед белорусским экспортером или заключение между белорусским экспортером и другим резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения об уступке права требования платежа нерезидента (иностранного импортера) за переданную ему по экспорту продукцию;
в) осуществление резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) платежа в белорусских рублях в пользу белорусского экспортера во исполнение заключенного с нерезидентом (иностранным импортером) соглашения о переводе долга или заключенного с белорусским экспортером соглашения об уступке права требования. Последовательность этих трех действий для констатации объективной стороны данного состава значения не имеет. Субъектом данного правонарушения будет являться субъект хозяйствования, осуществивший платеж белорусскими рублями в пользу белорусского экспортера вместо иностранного импортера. Однако акты законодательства могут предусматривать перечень оснований, исключающих противоправность этого деяния. На сегодняшний день перечень таких оснований установлен постановлением Совета Министров и Национального Банка Республики Беларусь «О проведении расчётов при осуществлении внешнеторговых операций». Например, правомерным будет являться перечисление суммы денежных средств банком-резидентом Республики Беларусь белорусскому экспортеру при реализации соглашения о факторинге;
– несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на счет субъекта хозяйствования – экспортера. Под несанкционированным распоряжением денежными средствами понимается любая расходная операция с ними до поступления их на счет экспортера без специального разрешения банка, обслуживающего экспортера. Данный состав административного правонарушения предусмотрен ст. 11.39 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях». Акты законодательства могут предусматривать перечень оснований, исключающих противоправность этого деяния. На сегодняшний день перечень таких оснований установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь «О проведении расчётов при осуществлении внешнеторговых операций». продолжение
--PAGE_BREAK--
К правонарушениям, имеющим место исключительно при импорте продукции, относятся следующие административно-наказуемые деяния:
– превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств);
– несанкционированное перечисление денежных средств со счета субъекта хозяйствования – резидента Республики Беларусь, не являющегося импортером продукции, для оплаты нерезиденту Республики Беларусь (иностранному экспортеру) за продукцию, импортированную в Республику Беларусь другим резидентом (импортером). Объективная сторона данного состава, предусмотренного ст. 11.39 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», состоит из трех действий:
а) импорт субъектом хозяйствования – резидентом Республики Беларусь любой продукции (товаров, работ или услуг), реализованных ему нерезидентом (иностранным экспортером);
б) заключение между белорусским импортером и резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения о переводе на последнего долга перед нерезидентом (иностранным экспортером) за переданную им белорусскому импортеру продукцию;
в) осуществление резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) платежа в пользу нерезидента (иностранного экспортера) во исполнение данного соглашения. Последовательность этих трех действий для констатации объективной стороны данного состава значения не имеет. Субъектом данного правонарушения будет являться субъект хозяйствования, осуществивший платеж в пользу иностранного экспортера вместо белорусского импортера.
– представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации по проводимым по внешнеторговому договору платежам. Данный состав административного правонарушения предусмотрен ст. 11.51 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».
К третьей группе правонарушений, имеющих место как при экспорте, так и при импорте продукции (универсальным составам), относятся:
несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций. Под несанкционированным превышением сроков внешнеторговых операций понимается превышение предельных сроков внешнеторговых операций, установленных Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», при отсутствии разрешения Министерства торговли Республики Беларусь, полученного белорусским экспортером или импортером до истечения данных сроков. Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» не содержит оснований, исключающих применение за это деяние мер административной ответственности к юридическим лицам. Однако данный Кодекс содержит основания, исключающие применение за это деяние мер административной ответственности к должностным лицам юридических лиц и к индивидуальным предпринимателям. К таким основаниям относятся:
а) безвозвратная утрата товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы в то время, когда риск его утраты нес белорусский субъект хозяйствования;
б) недостача товара в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
в) выбытие товара из владения белорусского субъекта хозяйствования вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;
г) невозможность возврата нерезидентом резиденту Республики Беларусь суммы денежных средств, перечисленные ему за фактически не поставленную им продукцию в силу действия обстоятельств непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;
– нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях;
– к данной группе относятся ряд других составов административных правонарушений.
Применение к субъектам хозяйствования и их должностным лицам мер административной ответственности за рассмотренные правонарушения отнесено к компетенции органов Комитета государственного контроля, а за совершение отдельных составов – к компетенции таможенных органов.
Список использованных источников
1. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г., № 347-З с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
2. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г., № 346-З с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Об экспортном контроле: закон Республики Беларусь от 6 января 1998 г., №130-З с изм. И доп. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.
4. Толочко, О.Н. Внешнеэкономические сделки: учеб. пособие / О. Н. Толочко.– Гродно, 2002.
5. Тихиня, В.Г. Международное частное право: учебник / В. Г. Тихиня. – Мн., 2004.
6. Михайлов, Д.И. Хозяйственное право: курс лекций / Д. И. Михайлов – Гомель, 2007. – 191 с.
7. Гончаров, А.А. Международное торговое право: ответы на экзаменационные вопросы / А. А. Гончаров. – Мн., 2007.
8. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (Правовая основа предпринимательской деятельности): учебник для вузов / С. Э. Жилинский. — М., 2002.