Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

О готовности учащихся сельских школ к обучению в
среднем звене

А.В.Басов, Л.Ф.Тихомирова

Сельская
школа во все времена привлекала к себе пристальное внимание как теоретиков, так
и практиков, занимающихся проблемами сельского образования. Проблемы сельского
образования, связанные с особенностями образа жизни, сегодня в значительной
мере осложнены складывающейся социально-экономической ситуацией. Сложность ее
на селе связана с коренной, в сравнении с городом, ломкой производственных
отношений и связанных с ними стереотипов. Сегодня необходимо строить
культуросообразную сельскую школу, помня о том, что перенесение городских
стереотипов и ценностей на село будет встречать природосообразное селу
сопротивление. Это самым решительным образом ставит вопрос о качественно иной
подготовке сельских педагогов. Направления этой работы могут быть выявлены в
результате диагностики развития сельских школьников. Проблемы, возникающие перед
учащимися, особо наглядно видны на переходных периодах детский сад – школа,
начальное звено – среднее звено – окончание школы.

Особого
внимания требует переход от начального звена к среднему, для его оптимального
обеспечения необходимо не только скорректировать подготовку в начальном звене,
но и наметить пути коррекции ситуации в среднем звене.

Каждый
переходный период выдвигает специфические проблемы. Самого серьезного внимания
заслуживает переход учащихся из начальной в среднюю школу. Это связано прежде
всего с тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые
предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и к личностному
развитию учащихся, а также к степени сформированности у учащихся учебных
знаний, умений, навыков, к уровню развития произвольности, способности к
саморегуляции.

Для
определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене кафедрой
психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного ИПК
ПиРРО были разработаны диагностические материалы, содержащие методики для
исследования интеллектуального уровня, памяти, внимания, речи, саморегуляции,
работоспособности учащихся [1].

Нами
были обследованы как учащиеся школ г.Ярославля, так и сельские школьники (740
человек). Из 360 учащихся 5-х классов сельских школ у 22 % уровень развития
соответствует успешности их дальнейшего обучения, у 37 % – едва достигает
допустимого предела, а у 40,7 % уровень развития явно недостаточен для перехода
в среднее звено. Это ведет к тому, что переходный период может сопровождаться
появлением разного рода трудностей, которые могут возникать не только у
учащихся, но и у педагогов.

Опрошенные
нами педагоги среднего звена указывают, что учащимся, приходящим из начальной
школы, присущи следующие качества, препятствующие успешному обучению:

плохо
развита речь;

они
плохо читают;

плохо
развита память (этот недостаток назван 53 % опрошенных учителей);

невнимательны
(на это указывают 33 % опрошенных педагогов);

ненаблюдательны;


несамостоятельны;


неорганизованны;


не
могут сосредоточиться;

необязательны;


не
могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;

у
них отсутствует познавательный интерес (на это указывают 78 % опрошенных
учителей);

нет
желания преодолевать трудности в учебе;

нет
ответственности за учебу;

нет
трудолюбия;

нет
старания.

Результаты
обследования учащихся 5-х классов представлены в таблице 1.

Таблица
1

Сравнительная
характеристика

интеллектуального
развития учащихся

сельских
и городских школ

(даны
средние величины)




Школы





Показатели







 





Общий уровень готовности





Уровень овладения мыслительными
операциями







 





 





Анализ, синтез





Опр-е существ.





Срав-нение





Классификац.





Обоб-щение





Анало-гия







Городские





0,55





0,41





0,78





0,42





0,76





0,54





0,45







Сельские





0,44





0,31





0,65





0,35





0,6





0,35





0,32







Итого...





0,5





0,36





0,71





0,38





0,68





0,44





0,38







Данные
свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности мыслительных операций у
учащихся, причем у городских школьников уровень интеллектуального развития
выше, чем у сельских. Учащиеся сельских школ хуже сравнивают (а без овладения
этой мыслительной операцией успешное обучение в среднем звене просто
невозможно), в меньшей степени овладели операцией анализа и синтеза,
недостаточно хорошо умеют вычленять существенные признаки предметов. В 1,5 раза
хуже у учащихся сельских школ сформировано умение обобщать, а также определять
связи и зависимости между понятиями (причина – следствие, род – вид, часть –
целое, рядоположенность, последовательность событий и др.), в меньшей степени
сформирована такая мыслительная операция, как классификация.

В
школах г. Ярославля 71% учащихся хорошо и удовлетворительно готовы к обучению в
среднем звене, в сельских школах этот показатель составил только 59,3%. На
показатели общей готовности к обучению в среднем звене в значительной мере
влияет степень сформированности таких психических процессов, как память,
внимание, работоспособность, речь и др.

В
таблице 2 представлены соответствующие показатели этих психических процессов у
учащихся г. Ярославля и сельских школьников.

Таблица
2

Сравнительная
характеристика степени развития познавательных процессов и речи у учащихся городских
и сельских школ (средние величины)




Школы





Показатели







 





Слуховая


кратковременная память





Смысловая память





Внимание





Речь







Городские





6,1





6





0,55





18







Сельские





6,1





6





0,45





14







Итого...





6,1





6





0,5





16






Приведенные
показатели свидетельствуют о более низком уровне сформированности произвольного
внимания у сельских школьников, о более низком уровне развития речи. Если
учесть, что и у учащихся 5-х классов школ г. Ярославля эти показатели невысоки,
то сельские школьники испытывают значительно большие трудности в период
перехода в среднее звено, связанные с недостаточным развитием речи и
несформированностью произвольного внимания.

Все
полученные нами результаты свидетельствуют о том, что и в городских школах, и в
еще большей степени в сельских дети недостаточно готовы к обучению в среднем
звене, а ведь именно начальная школа закладывает основы для последующих успехов
или неудач школьников.

Успешность
деятельности начальной школы определяется уровнем подготовки педагогов,
мотивации к эффективному труду, а также качеством методического и
управленческого обеспечения.

Предлагаемые
нами критерии оценки готовности детей к обучению в среднем звене являются
понятными педагогам, доказательными, позволяют оценить динамику развития детей,
а также повысить эффективность работы педагогов.

Перевод
начальной школы на более эффективную работу без хорошей подготовки и
переподготовки невозможен. Требуется работа с педагогами по повышению мотивации
их деятельности, расширению педагогических возможностей, ориентации на
критерии, по которым может идти оценка успешности педагогического процесса.

Несформированность
мыслительных операций у учащихся 5-х классов, особенно сельских школ, заставила
нас провести обследование деятельности учителей начальных классов. Полученные
результаты свидетельствуют о недостаточной степени сформированности этих
операций у самих педагогов.

Сравнительная
характеристика степени сформированности мыслительных операций у школьников и их
учителей представлена в таблице 3.

Таблица
3

Взаимосвязь
уровня развития логических операций мышления у учителей и учащихся




Логические операции мышления





Учащиеся


х





Педагоги


у





Ранг


х





Ранг


у





Разность рангов





Квадрат


разности







Классификация





0,6





0,68





2





5





-3





9







Аналогия





0,4





0,72





4





4





0





0







Выявление связи: часть – целое





0,71





0,80





1





1





0





0







Функц. связь между понятиями





0,51





0,73





3





3





0





0







Противополож-ность





0,36





0,77





5





2





3





9







Причина – следствие





0,35





0,57





6





6





0





0






Коэффициенты
ранговой корреляции равны 0,5, что свидетельствует о наличии положительной
связи средней силы между уровнями развития логических операций мышления у
учащихся и их педагогов [2].

Более
низкие показатели интеллектуального развития сельских школьников, их очень
низкая готовность к обучению в среднем звене требуют обратить более серьезное
внимание на подготовку педагогов именно для начальной школы. Считаем, что для
работы в сельские школы необходимо направлять наиболее подготовленных
преподавателей.

И
в сельских, и в городских школах необходимо более профессионально
организовывать преемственность в обучении между начальным и средним звеном.

Такая
преемственность призвана обеспечить успешную адаптацию к обучению в среднем
звене.

Этот
вопрос остается во многом не решенным, так как отсутствует наработанный
механизм его реализации.
Выводы

По
нашему мнению, необходимо уже к началу 3-го класса определить будущего
классного руководителя и тех педагогов, которые примут класс в среднем звене.

Следует
использовать как урочное, так и внеурочное время для подготовки учащихся
начальной школы к предметному преподаванию.

Будущий
классный руководитель должен как можно раньше начинать контактировать со своим
классом, вести его изучение с помощью работающего в классе преподавателя
начальной школы, иметь план этой работы.

Считаем
целесообразным использовать текущую информацию педагогов среднего звена о
личностном развитии учащихся, результаты наблюдения за детьми в 3-м и 4-м
классах для коррекции учебного процесса в начальной школе.

Необходимо
организовать проведение оценки готовности учащихся к обучению в среднем звене
силами педагогов начального и среднего звена,
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.