Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Личные неимущественные права авторов произведений науки литературы и искусства

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра гражданского и хозяйственного права
Курсовая работа
на тему: «Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства»
Выполнила
студентка 3 курса
группы ПРМД М.Е. Короткевич
Руководитель Е.Е. Цветкова
Минск 2009
Содержание
Введение
1. Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты
1.1 Сущность неимущественных прав
1.2 Международная защита прав авторов произведений
2. Содержание основных неимущественных прав авторов
2.1 Право авторства
2.2 Право на имя
2.3 Право на защиту репутации
2.4 Право на обнародование
3. Иные неимущественные права
3.1 Право на опубликование
3.2 Право на отзыв произведения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Человеческий гений является источником всех
произведений искусства и изобретений. Долг государства -
обеспечить надежную их охрану.
Из надписи на куполе здания штаб-квартиры Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве.
В современном мире информатизации, инноваций и «мозговых штурмов» представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности — авторов произведений, — являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.
В данной работе рассматривается сущность личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, содержание основных правомочий авторов, а также некоторые иные их моральные права, представляется обзор норм международной защиты неимущественных прав авторов. Личные неимущественные права имеют определяющее значение для построения всей системы защиты прав авторов интеллектуальной собственности. Поэтому эти правомочия абсолютны, носят бессрочный характер, являются неотчуждаемыми. При защите данных прав отсутствуют всякие сроки давности, а также на личные права невозможно обратить взыскание. Объект исследования представлен концепцией личных прав авторов как комплексной характеристикой правового статуса субъектов интеллектуальной собственности. Предметом работы является природа, основные черты и характерные особенности отдельных моральных прав авторов произведений, кроме того, сущность феномена неимущественных прав и их правовое регулирование.
Целью работы является получение ясного комплексного представления о предмете исследования, а именно, выявление сущностных характеристик одной из фундаментальных категорий интеллектуальной собственности — неимущественных прав авторов, рассмотрение состава отдельных правомочий, указанных в отечественном законодательстве, а также предлагаемых наукой. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть различные признаки неимущественных прав и выявить суть данного феномена, проанализировать объем международного регулирования в данной области, проследить эволюцию личных прав авторов в белорусском законодательстве, прояснить имманентные черты отдельных правомочий авторов.
Всплеск активности научных разработок в области авторских прав и интеллектуальной собственности приходится на последние годы. Однако и ранее учеными-правоведами предпринимались успешные попытки осознать значимость явления интеллектуальной собственности, выявить закономерности ее развития, проследить структуру авторских правомочий, описать их сущность и порядок правового регулирования. Исследованиями в данной сфере занимались Э.П. Гаврилов, В.И. Серебровский, М.В. Гордон, а также современные ученые А.П. Сергеев, Ролан Дюма, И.В. Савельева, С.А. Судариков и другие.
1. Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты
1.1 Сущность неимущественных прав
Понятие «интеллектуальная собственность» является абсолютно новым не только для Республики Беларусь, но и для всех стран, возникших после развала СССР. Это понятие не было принято в национальном законодательстве бывшего Союза и, соответственно, не учитывалось на практике. Поэтому любая попытка осмыслить его уже шаг вперед.
Любая собственность, в том числе и интеллектуальная, развивается по свойственным ей законам [16, с.18]. Собственность всегда свято защищали все цивилизации, но это была собственность материальная: земля, транспорт, техническое оборудование, здания, сооружения и т.д. Сегодня материальной силой, защищаемой правом, стал сам интеллект человека, который генерирует огромный поток информации, постоянно ее перерабатывает, впитывает, анализирует, обобщает и в результате выходит на самые неожиданные предложения и идеи.
Перевести сейчас этот вопрос в плоскость практики для нас, постсоциалистических стран, очень сложно. Кроме государства, этого единственного конкретно заинтересованного собственника, никаких других собственников не было. Таким образом, обеспечивалось полное право государства на использование, распоряжение и присвоение результатов физической и интеллектуальной деятельности [16, с.18-19]. Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к числу исключительных прав. Это значит, что автору или иному обладателю исключительного права на произведение науки, литературы или искусства принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом [1, с.51].
Интеллектуальная собственность очень тонкая материя. По мере развития научно-технического прогресса, науки, инноваций, законодательной базы, рыночной конъюнктуры, содержание ее постоянно меняется. Значит, сам институт интеллектуальной собственности надо воспринимать как сложную, постоянно пополняемую систему правовых норм, правил, традиций, находящихся в динамике [16, с. 19].
Важной категорией в сфере интеллектуальной собственности является концепция прав авторов произведений науки, литературы и искусства. В международной и зарубежной практике права авторов делятся на моральные и имущественные. Моральное право имеет внеимущественный характер и, будучи таковым, входит в более широкую категорию так называемых личных прав [17, с. 190]. В современной белорусской правовой системе также сохранена идея дуалистичности прав, разграничения их на личные (моральные) и имущественные. Однако, при условии сохранения сущности, используется более привычная лексика: неимущественные (личные) и имущественные права. Такое положение вещей имело место не всегда, в различные периоды истории отечественного права концепция прав авторов обладала спецификой.
В русской дореволюционной юридической литературе авторское право рассматривалось как только имущественное, но не личное. Считалось, что «исключительное право… не связано с вопросом об авторстве духовного продукта и очень легко отрывается от личности того человека, духовному творчеству которого обязан своим существованием объект права. Авторское право в руках издателя… оставляет личность творца совершенно в стороне» [1, с.51].
В конце XIX в. сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой автору в отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы: моральные и имущественные. Позже эта концепция была принята законодателями большинства государств для разработки национальных законов об авторском праве [1, с.52]. Однако многие авторы считали, что между личными и имущественными авторскими правомочиями нельзя провести резкую грань: они почти неразрывно связаны друг с другом [22, с.374].
Поскольку в условиях социализма единственным законным способом извлечения имущественной выгоды от использования произведения считалось получение авторского вознаграждения (гонорара), в юридической литературе часто высказывалось мнение, что именно это единственное право относится к числу имущественных. Все остальные права: право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения — относились к числу личных неимущественных [14, с.62-65].
В число личных неимущественных предлагалось включать и иные права: право на помощь автору со стороны издательства и право на регистрацию произведения, устанавливающую дату его выхода в свет [1, с.53]; право на депонирование рукописи, право на перевод и право на посвящение произведения [11, с.28-29]. В качестве самостоятельного авторского правомочия выделялось и возникшее с появлением новых технических средств «право автора определять аудиторию, которой доступен однократный акт воспроизведения, подобно тому как эта же аудитория могла охватываться раньше лишь несколькими актами воспроизведения» [8, с.129].
Значительная часть ученых относила к личным неимущественным правам следующие: авторства, на авторское имя, на неприкосновенность произведения и на опубликование (выпуск в свет), а право на вознаграждение, а также на воспроизведение и распространение произведения и некоторые иные правомочия — к имущественным [6, с.12].
Таким образом, сегодня ст.14 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. относит к личным неимущественным правам:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) [15, ст.14].
Данные права охраняются бессрочно и защищаются независимо от истечения срока исковой давности [10, c.504]. То есть, личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства обладают существенными специфическими чертами, и представляется возможным выделить ряд их признаков: бессрочный характер, неотчуждаемость, отсутствие срока давности, невозможность обращения взыскания на моральное право [17, с. 190-192].
Итак, неимущественные права авторов произведений являются исключительными монопольными правомочиями собственника. Развитие этих прав в нашей стране обладало особенностями, связанными с характерными чертами системы права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные и имущественные права. Неимущественные права именуются в международных документах (например, Бернской конвенции) моральными правами. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.
1.2 Международная защита прав авторов произведений
Как известно, международные нормы авторского права и смежных прав развивались в связи с важнейшими технологическими достижениями, поскольку во всех случаях они на первом этапе всегда наносили ущерб правообладателям. В ответ на технологические вызовы вносились изменения и дополнения в действующие международные конвенции, разрабатывались и принимались новые международные соглашения и договоры. Так было с Бернской и Римской конвенцией, Соглашением о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) Всемирной торговой организации (ВТО), Договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам [2, с.4].
Статьей 6bis Бернской конвенции провозглашена охрана неимущественных прав автора:
независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;
права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения имущественных прав и осуществления лицами и/или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана [13, c.134].
Соглашение ТРИПС о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам являются самыми совершенными международными нормами в области авторского права и смежных прав, и именно они регулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав в эру глобальной информационной инфраструктуры. Эти международные акты являются основой для модернизации национального законодательства [2, с.4].
Законодательство многих стран регулирует вопрос о неимущественных правах в точном соответствии со статьей 6bis Бернской конвенции. Общим для всех становится положение о том, что автор произведения получает все неимущественные права на него, и эти права являются неотъемлемыми, т.е. они не могут быть переданы или отторгнуты [13, c.134].--PAGE_BREAK--
Модернизация законодательства в области авторского права и смежных прав началась в Республике Беларусь в связи с тем, что республика выразила твердое намерение стать членом ВТО, т.е. выполнять и требования Соглашения ТРИПС. Кроме того, в декабре 1997 года Республика Беларусь стала не только членом Бернского Союза по охране литературных и художественных произведений, но и подписала Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам [2, с.5]. Соглашение ТРИПС требует от стран-участниц соблюдения принципов Бернской конвенции, регулирующих неимущественные права, как условия для членства в ВТО [13, c.134].
Одной из особенностей постсоветского периода развития стран СНГ, в том числе и Беларуси, является продолжающееся нарушение прав авторов произведений науки, литературы и искусства, исполнителей и производителей фонограмм. Более того, несмотря на многочисленные декларации о защите прав человека, защите его интеллектуальной собственности, в настоящее время уровень нарушений прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм не только не уменьшился, но значительным образом возрос. Если в Советском Союзе, несмотря на его присоединение в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве, основным нарушителем прав человека на интеллектуальную собственность являлось государство с его доктриной вторичности личности, то настоящий этап нарушений прав на интеллектуальную собственность характеризуется повсеместным незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности [2, с.7].
В некоторых странах существует весьма узкий подход к вопросу о неимущественных правах. Типичным примером могут послужить США, где подлежащий охране объем этих прав очень ограничен и где действует положение о том, что, хотя правообладатели неимущественных прав не могут их передавать, они вполне могут на совершенно законных основаниях согласиться их не отстаивать [13, c.134].
В настоящее время отношения между обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности и ее пользователями имеют особую важность. Во многих странах мира сложилась комплексная отрасль общественного производства — индустрия авторского права и смежных прав. Эта индустрия дает очень крупный вклад в валовой национальный продукт [2, с.7].
Исключительно важно для защиты авторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет создателей произведении во всех видах деятельности, предотвращает «утечку мозгов и осушение культуры» [2, с.8].
В последние годы ускорилось вступление в Бернский Союз новых членов. После столетия Бернской конвенции в Бернский союз вступило около 40 государств, что составляет почти треть его сегодняшнего состава [9, с. 207]. Одна из причин этого — понимание того, что охрана авторского права является ключевой частью новой глобальной торговой системы. Бурное развитие международной торговли товарами и услугами привело к пониманию, что в интересах всех стран обеспечить права на интеллектуальную собственность для получения преимуществ в международной торговле. Выполнение Соглашения ТРИПС, включающего важнейшие положения Бернской конвенции, является необходимым условием вступления страны во Всемирную торговую организацию и обязательством эффективно охранять интеллектуальную собственность [13, с.223].
Основное преимущество от присоединения страны к Бернской конвенции для авторов этой страны заключаете в том, что их произведения становятся охраняемыми во всех странах, которые являются членами этой Конвенции. В результате национальные авторы смогут улучшить свое материальное положение не только от расширения рынка своих произведений, но и сокращения несанкционированного использования своих произведений в других странах [2, с. 20].
Вне Бернского союза и без эффективной системы защиты авторских прав как на национальные, так и на зарубежные произведения, страна может оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI столетии [2, с.21]. Другими словами, членство в Бернском Союзе оказывается одним из условий экономической безопасности любого государства.
Таким образом, в современном мире существует уникальный вид собственности — интеллектуальная собственность, требующая особой принципиально новой защиты. Эта защита представляется наиболее эффективной лишь в случае, если она будет охватывать не национальные законодательства, а предлагать унифицированные требования в масштабе всего мира. Охрана прав авторов в достаточно полной мере декларируется международными конвенциями и договорами, первостепенной задачей остается лишь обеспечение ее имплементации в общемировую практику.
2. Содержание основных неимущественных прав авторов
2.1 Право авторства
Правомочие, определяемое как право авторства [15, ст.14], заключается в праве признаваться автором произведения и исключает признание авторства других лиц на это же произведение. Право авторства — одно из главных прав, возникающих у автора, создававшего произведение [10, с.503].
Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов [20, с.129].
Право авторства возникает в связи с созданием произведения и может осуществляться только автором. Оно не отчуждается и не передается ни по одному основанию. От данного права нельзя отказаться. Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских прав. И это не случайно, ибо все остальные права на произведение, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения [10, с.503].
То есть, право на авторство обладает следующими характеристиками:
оно может осуществляться только автором;
оно неотчуждаемо от личности автора;
от права авторства нельзя отказаться;
право авторства является абсолютным и прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оно существует только как факт, с которым все должны считаться [12, с.34].
Право авторства обычно определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц [13, c.136].
Развивая содержание и смысл основных черт права авторства, стоит отметить, что:
оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;
наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него [13, c.136].
Итак, право авторства — первичное правомочие авторов произведений науки, литературы и искусства. Только при его наличии и на основании данного права можно говорить о правах автора на имя, репутацию и других. Это — привилегия автора, отказ от которой невозможен, имеющая абсолютный характер и прекращающаяся лишь смертью автора, неотделимая от его личности и осуществляемая исключительно самим автором.
2.2 Право на имя
Некоторые права, предоставляемые авторам, носят настолько ярко выраженный личностный характер, что трудно себе представить, чтобы автор мог уступить пользование ими третьему лицу путем заключения договора. Такое положение относится к личным правам автора и предназначается для защиты личности автора в том виде, в котором она находит свое выражение в его произведении, и закон вполне обоснованно запрещает его уступку по договору [17, с.189].
С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Избирая один из способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения [13, c.136].
Право на имя [15, ст.14] позволяет автору использовать или разрешать использовать произведение под своим именем. Однако раскрывать свое авторство на произведение он не обязан. Автор может предпочесть, чтобы его произведение было использовано под псевдонимом или без обозначения имени, и пользователь обязан уважать его выбор. Если же лицо, использующее произведение, раскроет имя автора без его согласия, то тем самым оно совершит противоправное действие, нарушающее право автора на имя [10, c.503].
От использования произведения без указания имени отличается гетероним — автор пишет для другого лица, который выпускает в свет произведение от своего имени, фактически при этом между ними заключается договор. Однако, поскольку законодательство закрепляет принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав, такой договор является ничтожным, и истинный автор, совершенно законно, может объявить о своём авторстве и воспользоваться своими неимущественными правами. В отсутствии же договора имеет место незаконное присвоение авторства — плагиат. Принуждение к соавторству также является нарушением авторских прав [12, с.35].
Нарушением права на имя будет признано и искажение имени или фамилии автора при использовании произведения. Использование в произведении цитат без указания источника цитируемого текста также рассматривается как нарушение права на имя.
Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторам произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них [10, c.503-504].
Издатель обязан указать имя и фамилию автора, если он того требует. Если автор выбирает псевдоним, то издатель обязан уважать его выбор. Раскрывая вопреки воле автора его подлинную фамилию при опубликовании под псевдонимом одного из произведений автора, издатель совершает виновное действие и посягает на моральное право заинтересованного лица. Издательский договор не может продолжать действовать после подобного нарушения, так как утеряно доверие, которое присуще самому характеру этого договора.
Автор имеет право подписать или не подписать произведение. Иногда он предпочитает не подписывать его по самым различным причинам [17, c.213]. Таким образом, право на авторское имя тесно связано с правомочием авторства. Данная категория включает в себя права авторов произведений использовать собственное имя, псевдоним или воздержаться от упоминания своего имени (представить произведение анонимно). Искажение имени или фамилии, использование цитат без обозначения автора считаются нарушением данного личного права авторов. Все способы обозначения авторства обязательны к применению в строгом соответствии с волей автора.
2.3 Право на защиту репутации
Содержание права на защиту репутации [15, ст.14] заключается в противодействии любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора [10, c.504].
Право на защиту репутации автора в ранее действовавшем законодательстве именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название определено с учетом положений Бернской конвенции (статьи 6bis), где указано, что независимо от имущественных авторских прав и даже после уступки этих прав сохраняется право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякой деформации, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора [1, c.56]. Новое название — «право на защиту репутации автора» — на первый взгляд звучит непривычно и непонятно, однако более точно отражает суть рассматриваемого права. Кроме того, оно совпадает с наименованием, которое используется не только в Бернской конвенции, но и в законодательстве многих западноевропейских стран [13, c.136].
Основное значение права на неприкосновенность — определить тот вид, в котором произведение доводится до определенного круга лиц [18, с.33].
При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения внесение каких бы то ни было изменений как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора допускается только с согласия автора [10, c.504].
Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями [20, с.138].
Вместе с тем, в юридической литературе указывалось, что право автора на неприкосновенность произведения имеет не только запретительный характер. Это право означает также, что лишь сам автор вправе решить вопрос о зрелости своего произведения, а значит ему одному должно принадлежать и право вносить изменения и дополнения в произведение, подвергать его переработке [21, с.130].
Содержание права на защиту репутации автора обусловливает автору возможность обнародовать и использовать свое произведение в том виде и в той форме, которые он считает необходимыми.
Законодатель обеспечивает право автора на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. В частности, это предполагает запрет без согласия автора сокращать объем произведения, нарушать его целостность, вносить иные изменения [9, с.71].
При соавторстве все изменения, дополнения должны быть согласованы с каждым из соавторов. При возражении одного из них о внесении дополнений, изменений произведение не может быть опубликовано. Все эти и иные меры позволяют обеспечить сохранение творческой индивидуальности автора (авторов), выраженной в конкретном произведении [9, с.71].
Итак, право на защиту репутации призвано обеспечить охрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запрет на привнесение каких бы то ни было изменений в само произведение, его название, обозначение имени автора. Кроме того, возбраняется дополнять произведение предисловиями, послесловиями, иллюстрациями, комментариями; изменять объем, структуру, нарушать целостность произведения. В основе этого правомочия лежит безусловное право автора лично определять степень зрелости своего творения.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4 Право на обнародование
К числу личных неимущественных прав относится право на обнародование [15, ст.14]. Произведение считается обнародованным, если оно с согласия автора опубликовано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые доведено до всеобщего сведения [10, с.504]. Сущность права на обнародование заключается в юридически обеспеченной возможности автора публично огласить свое произведение [20, с.145].
Помимо категории «право на обнародование» используется также понятие «выпуск в свет». В юридической литературе отмечалось, что «содержание права на выпуск произведения в свет сводится к праву автора решить вопрос о достаточной зрелости своего произведения и о передаче его обществу для ознакомления и оценки. Решающим фактором для признания произведения выпущенным в свет должна являться воля автора ознакомить общество со своим произведением» [21, с.119-120]. То есть право на выпуск в свет и обнародование представляются тождественными.
Обнародование произведения не сводится лишь к конкретным действиям, направленным на обеспечение всеобщего доступа к произведению. Оно включает в себя волеизъявление автора. Без разрешения автора его произведение не может быть выпущено в свет [10, с.505].
М.В. Гордон полагал, что право на обнародование произведения не прекращает своего существования и после того, как это произведение уже обнародовано [5, с.123]. Это положение было подвергнуто критике в юридической литературе [4, с.146]. После обнародования произведение приобретает иной правовой режим: с момента обнародования произведения начинают действовать предусмотренные законом ограничения имущественных прав автора.
Не требуется, чтобы произведение было непременно доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы эти лица имели реальную возможность ознакомиться с произведением [1, с.59].
Однако сообщение произведения определенному кругу лиц (например, драматург зачитал пьесу коллективу театра, поэт прочитал свое новое стихотворение в лекции) не считается обнародованием произведения. Не считается обнародованием произведения информация о произведении с изложением его содержания [10, с.504].
Право на обнародование может быть реализовано не только автором произведения, но и его наследниками. Ученые не имеют единого мнения по вопросу о природе права наследников на обнародование произведения [1, с.59].
В.А. Чертков указывал, что «правомочия наследников личных авторских прав — категория авторского, а не наследственного права с его имущественной основой, пределами и сроком ответственности» [23, с.120].
Ссылаясь на М.В. Гордона, И.В. Савельева указывала, что право наследников на выпуск в свет не опубликованного произведения не следует считать авторским, т.к оно имеет иную природу, назначение и объем, и предлагала решение вопроса об опубликовании произведения после смерти автора предоставить лицу, специально выбранному автором при назначении исполнителя завещания, и лишь при его отсутствии — наследникам автора [19, с.82].
Принудить автора обнародовать созданное им произведение или дать разрешение на его обнародование не может никто. Это правило относится и к нанимателям, и к лицам, заключившим с автором договор заказа на создание произведения. Отказ автора разрешить обнародование служебного или заказанного произведения может служить основанием для привлечения его к ответственности по правилам трудового законодательства или за нарушение условий договора, однако заставить автора разрешить использование произведения невозможно [1, c.60].
Таким образом, право на обнародование представляет собой возможность автора опубликовать, публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. Стоит заметить, что при этом круг лиц, до которых доводится произведение, обязательно должен быть неограниченным, то есть заранее не определенным. Обнародование произведения также может именоваться выпуском его в свет. Сущность данного права раскрывается как юридически обеспеченная способность автора публично огласить объект его интеллектуальной собственности. Обнародование возможно исключительно при условии соответствующего волеизъявления автора (или его наследников) и его разрешения. Выпуск произведения в свет возможен только единственный раз, после оно приобретает иной правовой статус. Никакое принуждение к согласию на обнародование не допускается, даже если автор состоит в отношениях подчинения с лицом, желающим обнародовать произведение. В таком случае будет иметь место ответственность, связанная с субординацией, однако принуждение недопустимо ни при каких обстоятельствах.
3. Иные неимущественные права
3.1 Право на опубликование
Право на выпуск в свет является одним из правомочий морального права автора, поскольку это право относится к его личным правам. Лишь тот, кто создает произведение, имеет право выпустить его в свет. Но данное право связано с имущественными правами, поскольку опубликовать произведение — значит сделать его доступным путем воспроизведения и публичного представления.
В определении термина «опубликование» отсутствует слово «впервые» следовательно, это право не выражает возможность автора впервые делать произведение доступным для всеобщего сведения [1, с.61]. В юридической литературе было высказано мнение, что в отношении авторского права опубликование является частным случаем обнародования, а слово «впервые» должно применяться и при толковании термина «опубликование» [3, с.17].
Более точно изложил сущность права на опубликование А.П. Сергеев. Этот ученый считает, что основное содержание права на опубликование «состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение экземпляров произведения» [20, с.149].
Если способ использования какого-либо произведения подразумевает, что право на выпуск в свет может принадлежать лишь лицу, использующему чужое произведение, то тогда следует признать, что создатель творческого произведения не выступает в качестве автора, поскольку авторство в данном случае, если нет доказательства обратного, принадлежит лицу, которое публикует произведение [17, c. 193].
В связи с созданием как обнародованного, так и не обнародованного творческого произведения автор (имеются в виду не только авторы оригиналов произведений, но и производных и составных произведений) приобретает определенные личные права неимущественного и имущественного характера. Международным и национальным законодательством указанные права признаются исключительными, поскольку только у автора или его правопреемника имеются особые полномочия по использованию произведения [9, с.69]. Право на опубликование post mortem. После смерти автора право на опубликование его произведений принадлежит исполнителю или исполнителям завещания, назначенным автором; в случае отсутствия таких исполнителей или после их смерти правом на опубликование после смерти автора пользуются в следующем порядке, если иное не установлено автором: родственники по нисходящей линии; переживший супруг, если нет вступившего в силу судебного решения относительно раздельного имущества супругов и если он не вступил а новый брак; наследники по закону, помимо указанных родственников по нисходящей линии, которые получают наследство целиком или его часть; универсальные легатарии или одаряемые всей совокупностью будущего имущества [17, с. 194-196]. Право на опубликование относится к числу личных неимущественных прав автора, в то же время это правомочие непосредственно связано с изготовлением определенного количества экземпляров произведения, поэтому в этом правомочии в значительной степени представлены имущественные интересы [1, с.61]. Так, право на опубликование произведения науки, литературы и искусства представляется весьма своеобразным и противоречивым правомочием. Во-первых, оно тесно связано, а в некоторых случаях и сливается с правом на обнародование. Однако, в отличие от права на обнародование, при опубликовании имеет место некоторое количество копий произведения. Во-вторых, опубликование носит определенный имущественный оттенок. Но все же его нельзя отнести в полной мере к имущественным правам, так как опубликование не может иметь систематический характер (к нему применимо определение «впервые»), а, следовательно, приносить перманентные имущественные выгоды.
3.2 Право на отзыв произведения
Среди элементов морального права автора присутствует право на изъятие произведения или на выкуп, которое выделяется своим исключительным характером [17, с.213].
Право на отзыв тесно связано с правом на обнародование. В случае его реализации произведению возвращается его первоначальный статус необнародованного. В связи с принятием решения отказаться от обнародования произведения автор должен возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду [15, ст.14]. Право на отзыв не может быть реализовано в отношении обнародованного произведения, которое было воплощено на материальном носителе (например, произведение живописи) и реализовано пользователю по договору купли-продажи [1, с.60].
Действительно, разрешая автору изъять произведение или вносить в него изменения, закон ставит под сомнение права его контрагента. Несомненно, осуществление этого права строго регламентировано, однако это не мешает тому, что применение закона позволяет автору посягать на право собственности приобретателя произведения [17, с.213].
Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора [13, c.137].
Автор имеет полную свободу действий, когда произведение кажется ему недостойным его кисти, но после передачи произведения он теряет право на изъятие. Осуществление этого права должно обеспечить уважение того, что автор уже уступил произведение третьим лицам. Надо также подчеркнуть, что, если продукт художественного творчества воплотился в материальный предмет, собственником которого стало третье лицо, то автор не может ничего предпринять в отношении этого предмета под предлогом, что творческий труд, который он в него вложил, не соответствует больше его пониманию искусства. Неделимость материального предмета и художественного творчества, благодаря которому он существует, остается в данном случае абсолютной [17, с.217].
Причины, по которым автор аннулирует свое согласие на обнародование произведения или отзывает уже обнародованное произведение, могут быть самыми разными: это может быть трансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств и т.д., но закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима необнародованного произведения. Произведение может быть вновь доведено до сведения публики только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из сферы авторского права и т.п. [13, c.137]. Таким образом, право на отзыв (иногда — выкуп) произведения автором вытекает из правомочия обнародования. В этом случае, в отличие от других прав, законодателем предусмотрено ограничение — автор должен возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду, а также публично оповестить об отзыве. В такой ситуации автор управомочен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения. В последствии произведение изменяет свой правовой статус и приобретает все признаки необнародованного.
Заключение
В настоящее время мы живем в постиндустриальном, информационном мире. И этот переход в новую эпоху означает появление неизвестных раннее принципов, подходов, а главное — ценностей общества. Источником всех открытий, изобретений, шедевров искусства является человеческий разум. Это уникальный инструмент, принадлежащий человеку и подчеркивающий его исключительную роль в мире. Интеллект человека всегда был двигателем прогрессивного развития. Но только в современную эпоху он стал товаром: своеобразным, весьма ценным и в то же время наиболее деликатным. Поэтому крайне важным представляется обеспечение всесторонней защиты интеллектуальной собственности, а именно — ее «генераторов», талантливых авторов, вдохновленных художников, смелых ученых. Безусловно, во многих случаях более важной видится охрана не столько имущественных, сколько именно моральных прав. Ведь люди науки и искусства чаще, чем простые обыватели работают от души, бескорыстно, «за идею». Поэтому разработанная система защиты личных прав авторов призвана обеспечить спокойствие, признание и справедливое отношение к моральным правомочиям создателей произведений науки, литературы и искусства.
Представленная работа позволила детально рассмотреть фундаментальные теоретические аспекты личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, проследить динамику их законодательного регулирования, основы международной защиты личных прав. Кроме того, исследование помогло обозначить принципиальные черты некоторых конкретных правомочий, как прямо, так и косвенно обеспечивающихся нашим законодательством.
В ходе исследования было выявлено:
1) Неимущественные права авторов произведений — фундаментальная основа правового статуса собственника. В нашей стране регулирование данной категории прав имело специфические черты, что было обусловлено существовавшей системой права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные (или моральные) и имущественные права. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.
2) Охрана авторских прав и, в частности, неимущественных правомочий представляется наиболее актуальной в общемировом диапазоне. Это обусловлено зачастую межнациональной ценностью произведений науки, литературы и искусства. Сегодня различные международные акты утверждают широкий круг полномочий и серьезную защиту создателей произведений. Но сферой, в которой все еще необходима значительная работа, является проведение в жизнь правовых положений и обеспечение их целостного применения в масштабах всего мира.
3) Право авторства есть абсолютное основополагающее правомочие создателей произведений. Оно означает право считаться автором произведения, и потому неотделимо от личности автора, может осуществляться им только лично, недопустим отказ от данного правомочия. Право на имя тесно связано с правомочием авторства. Пользуясь этим правом, создатель произведения может указать свое имя, псевдоним, либо не указывать имени при представлении произведения по своему усмотрению.    продолжение
--PAGE_BREAK--
4) Право на защиту репутации обеспечивает охрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запрет на привнесение каких бы то ни было изменений в само произведение, его название, обозначение имени автора. Право на обнародование означает возможность автора опубликовать, публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. При этом автор лично решает вопрос о зрелости своего произведения и способе его выпуска в свет.
5) Право на опубликование произведения носит некоторые черты имущественных прав и тесно соотносится с правомочием обнародования. Однако его особенностью является то, что оно возможно единожды (если не имеет место отзыв) и предусматривает выпуск некоторого количества копий произведения. Также автор имеет право отозвать свое произведение с обязанностью возместить убытки. В таком случае произведение снова приобретает правовой статус необнародованного.
В нашей республике с 1996 года существует закон, регулирующий авторские права. Стоит заметить, что белорусское законодательство использует расширительный принцип толкования в отношении прав авторов произведений. Так, Бернской конвенцией провозглашается лишь два правомочия создателей произведений: право авторства и защиты репутации. В отечественной системе права реализован значительно больший круг данных правомочий. Однако современная эпоха создает все больше трудностей в сфере имплементации норм, касающихся авторского права. Использование информационных технологий, ресурсов Интернет, значительно упрощая и разнообразя нашу жизнь, создают серьезнейшие преграды для обеспечения прав авторов. Ярким примером может служить незаконное размещение в глобальной сети еще не законченной пятой книги Стефани Майер о молодом вампире и его возлюбленной «Солнце полуночи». После этого автор, оскорбленная таким неуважением ее прав, вообще отказалась продолжать серию романов «Сумеречной саги». Таким образом, можно сделать вывод, что среда существования авторских прав является весьма динамичной, поэтому необходимо тонкое реагирование на изменения и перманентное совершенствование системы охраны в первую очередь, личных, а также имущественных прав.
Структурный анализ рассматриваемой темы привел к выводу о том, что разработка и углубленное изучение представленных вопросов имеет существенное практическое значение и необходимо для совершенствования правового регулирования в области авторского права.
Список использованных источников
Авторское право и смежные права / Автор аналитического текста и составитель И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. — Мн.: Амалфея, 1999. — 448 с.
Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения: Сборник материалов / Под ред. С.А. Сударикова. — Мн.: Пейто, 1998. — 272 с.
Гаврилов Э.П. Комментарий к закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Спарк: Правовая культура, 1996. — 224 с.
Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития / Отв. ред. В.А. Рассудовский. Академия наук СССР. Институт государства и права. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Юридическая литература, 1955. — 232 с.
Городецкий Б.Н. Правовое положение писателей и композиторов по законодательству СССР и РСФСР: Справочник / Московский профессиональный комитет драматургов. — М., 1946. — 168 с.
Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 июля 2006 г. — Минск: Тонпик, 2006. — 530 с.
Дозорцев В.А. Авторские правомочия. Проблемы современного авторского права // Межвуз. сборник науч. трудов. — Сведловск: Изд-во УрГУ, 1980. — С.124-143.
Домашняя юридическая энциклопедия. Интеллектуальная собственность. — М.: Олимп; ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1998. — 608 с.
Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т.1. Авторское право и смежные права / Сост. и коммент. И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. — Мн.: Амалфея, 1997. — 560 с.
Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. — Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. инст-та, 1982. — 184 с.
Кудаков А.Д. Ценные мысли: Инновации и интеллектуальная собственность для физиков и других неюристов. — М.: Ленанд, 2007. — 248 с.
Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. / Перевод с английского Л.А. Нежинской. — М.: Юристъ, 2000. — 400 с.
Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. — 135 с.
Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь, 16 мая 1996 г. № 370-XIII: в ред. Закона от 14 июля 2008 г. № 396-З // Консультант Плюс: Беларусь.
Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. — Мн.: Амалфея, 2003. — 128 с.
Ролан Дюма. Литературная и художественная собственность. — М.: Международные отношения, 1993. — 380 с.
Савельева И.В. Право автора на изменение формы произведения // Вестник Моск. ун-та. Сер.11. Право. 1983. №1. С.30-37.
Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 189 с.
Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб.: Изд-во С. — Петербург. ун-та, 1994. — 312 с.
Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 283 с.
Спасович В.Д. Вопрос о так называемой литературной собственности. Сочинения. Т.3. — СПб.: Книжный магазин Бр. Рымович, 1890. — 544 с.
Чертков В.Л. Наследование авторских прав // Советское государство и право. 1970. № 11. С.120-123.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :