Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания

--PAGE_BREAK--
     1.2.Основные направления, предмет и пределы прокурорского надзора
     Рассматривая основные направления деятельности по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следует исходить из посылки о том, что имеющиеся у прокурора в данной сфере правовые средства с, одной стороны, являются средствами борьбы с преступностью, направленными на предупреждение и пресечение преступлений, выявление и привлечение к ответственности лиц, их совершивших, а с другой стороны – способами, средствами правовой внесудебной формы обеспечения соблюдения прав и свобод человека, гражданина, других субъектов права, вовлеченных в уголовное судопроизводство, реализуемой посредством осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

     Особенность дознания заключается в том, что оно является не единственным и для большинства органов, перечисленных в ст. 40 УПК РФ, не основным видом деятельности. Проводится в сжатые сроки (в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок может быть продлен прокурором не более чем на 10 суток) и только в отношении конкретных лиц (ст. 223 УПК РФ). Обвинение лицу не предъявляется, а после окончания дознания составляется обвинительный акт, который сочетает в себе  и постановление о  привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение (ст. 225 УПК РФ).

     Перечень поднадзорных субъектов – органов дознания – установлении ст. 40 УПК РФ. В соответствии с указанной статьей к органам дознания относятся:

     1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

     2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный   судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав,  старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

     3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

     4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

     Уголовно-процессуальный закон при определении круга органов дознания относит к ним в одних случаях руководителей определенных учреждений (начальников, командиров), а в других государственные органы (органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД) без указания, какие должностные лица правомочны вести расследование. На практике орган дознания как орган расследования конкретного дела представляет собой формирование, систему, состоящую, как правило, из двух, а иногда и более субъектов – начальника учреждения и подчиненного ему должностного лица (нескольких лиц), которому (которым) поручено производство дознания.

     В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания(п. 17 ст. 5 УПК РФ), а должностное лицо, которому он поручил расследование, — дознавателя (ст. 41 УПК РФ).

     Вместе с тем предмет надзора прокурора по конкретным уголовным делам составляет законность действий и решений дознавателя, которые он принимает самостоятельно. В этих случаях дознаватель является субъектом конкретных надзорных правоотношений.

     В соответствии со ст. 41 УПК РФ дознаватель вправе по находящимся в его производстве делам самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ[19].

     Характеризуя направление прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следует помнить, что оно определяется Генеральным прокурором РФ, исходя из предмета данной отрасли надзора.

В связи с этим, рассмотрим содержание предмета данной отрасли надзора и пределы его полномочий.

     Норма ст. 29 Закона о прокуратуре устанавливает предмет рассматриваемой отрасли надзора. Им является соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; безусловным выполнением оперативно-розыскных мероприятий, порядка проведения расследования; законности решений, принимаемых органами дознания.

     Таким образом, предмет надзора рассматриваемой области состоит из пяти элементов:

1)                 соблюдение  прав и свобод человека и гражданина в досудебных стадиях уголовного судопроизводства;

2)                 соблюдение установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

3)                 законность выполнения ОРМ по выявлению преступлений и изобличению лиц, их совершивших;

4)                 законность производства расследований преступлений;

5)                 законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание.

     Названные пять элементов предмета надзора исчерпывающим образом определяют сферу деятельности по обеспечению точного и безусловного исполнения законов органами, осуществляющими дознание.

     При этом соблюдение прав и свобод человека и гражданина является приоритетным среди прочих элементов предмета данной отрасли надзора, подчиняя себе все стальные.

     Употребляя слова «человек» и «гражданин» не все обращают внимание на то, что эти категории нетождественны. Если естественные права человека присущи всем людям от рождения, независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут или нет, то гражданскими правами человек наделяется государством в соответствии с интересами и возможностями общества и государства, в силу чего на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности[20].

     При детализации предмета прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина необходимо отметить, что в сферу данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение прав и свобод следующих категорий: граждан Российской Федерации,  граждан РФ имеющих также гражданство иностранного государства, так называемое двойное гражданство, а также иностранных граждан и лиц без гражданства[21].

    Значение прокурорского надзора в этом случае определяется тем, что деятельность органов дознания затрагивает многие из конституционных  прав и свобод человека и гражданина, а также другие предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности.

    К сожалению,  на современном этапе в практике прокурорского надзора подчас имеет место некоторое смещение акцентов, и на передний план нередко выдвигается задача усиления мер по борьбе с преступностью любыми средствами. Организация и осуществление надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание, должно быть всецело подчинено решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел, неотвратимости ответственности за совершенные преступления, изобличения виновных, а также охраны прав и свобод, участвующих в деле лиц[22].

    В то же время следует признать, что защита прав и свобод человека в уголовном процессе часто перерождается в защиту прав и интересов только пострадавших от преступлений.

    Между тем, требование закона о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства в равной степени относится как к потерпевшему, так и к лицам, подвергнутым уголовному преследованию, а исполнение этого требования является прямой обязанностью органов, призванных обеспечить борьбу с преступностью.

    В связи с этим основное усилие органы прокуратуры обязаны сосредоточить на надзоре за безусловным соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов, выполняющих задачи по предупреждению и пресечению преступлений.

    Прежде всего, это исполнение органами, осуществляющими дознание, установленного Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность личности.      

    Норма ст. 22 Конституции РФ предусматривает, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Ограничение данного конституционного права гражданина в связи с вовлечение его в уголовное судопроизводство на досудебных стадиях предельно ясно и точно определено уголовно-процессуальным законодательством.

    Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, в части соблюдения конституционного права неприкосновенности личности, органы прокуратуры в своей организационно-функциональной и процессуальной деятельности не должны допускать использования задержания и ареста как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступлений[23]. Эти акты ограничения свободы и личной неприкосновенности могут проводиться только по возбужденному уголовному делу и только в точном соответствии с нормами УПК РФ. Всякое отступление от регламентированных законом оснований и порядка задержания, ареста граждан по мотивам решения задач раскрытия преступления и изобличения виновных в этом лиц должно пресекаться формами и средствами прокурорского реагирования. 

    Осуществляя надзор за законностью задержаний и арестов, прокурор руководствуется требованиями УПК РФ и Федерального закона от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

    В органах прокуратуры установлен специальный учет извещений, направляемых прокурору о произведенном задержании и аресте граждан. В соответствии с УПК РФ органы дознания обязаны письменно сообщить прокурору о всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в течение 12 часов с момента его производства (ст. 96 УПК РФ).

     Важной гарантией законности и обоснованности ограничения прав личности на свободу и неприкосновенность является требование п. 8 ч. 2 статьи 37 УПК РФ об обязательном участии прокурора в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо отмене или изменении данной меры пресечения.

    Норма ч. 3 статьи 108 УПК РФ обязывает дознавателя получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайства об аресте. Такое согласие прокурор дает только после тщательного ознакомления со всеми материалами уголовного дела, содержащими основания для заключения лица под стражу.

    Принятым в июне 2007 года Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ», прокурор исключен из числа субъектов, обладающих правом производства следственных и иных процессуальных действий по  уголовному делу, в том числе задержании подозреваемого, а также избрания мер пресечения, включая заключение под стражу. Тем самым прокурорам были созданы все необходимые предпосылки для осуществления беспристрастного прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания при решении вопросов о применении мер процессуального принуждения в точном соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

    Для беспристрастного прокурора, который в условии нового правового регулирования не причастен к принятию решений, направленных на ограничение свободы подозреваемых, основополагающим началом его позиции в суде, рассматривающем в судебном производстве вопросы об избрании, изменении или отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, а также о продлении срока содержания под стражей, является только одно обстоятельство – наличие достаточных данных, свидетельствующих о причастности гражданина к совершенному преступлению.

    Вместе с тем, в соответствии со ст. 50 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ч. 2 статьи 10 УПК РФ прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконного лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

  В соответствии с пп. «c» п. 1 ст. 5 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» законный арест или задержание лица допустимы только в том случае, если в порядке, установленном законом, они произведены с тем, чтобы лицо предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения. Суждения лица или органа, принимающего решение о применении меры пресечения, должны основываться не на интуиции, а на базе конкретных доказательств, полученных в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, с соблюдением процессуальной формы их получения, закрепления, оценки и применения.[24]

    В практике прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания при осуществлении обысков и выемки имеет место выявление таких типичных нарушений, как производство обыска под видом выемки. В связи с этим прокурорам  надлежит тщательно проверять соблюдение органами, осуществляющими дознание требований УПК РФ к основаниям и порядку производства обыска и выемки.

    Важное место в деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, является обеспечение соблюдения конституционного права на свободу мысли и слова, запрета на цензуру. Эти права охраняются законом, их ограничение возможно только в случаях и порядке, установленных законом.

    В деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами осуществляющими дознание важное место занимает обеспечение безусловного соблюдения требований ст. 49 Конституции РФ о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    Соблюдение этого конституционного принципа органами, осуществляющими дознание, обеспечивается органами прокуратуры путем принятия комплекса мер прокурорского надзора и процессуального руководства расследованием уголовных дел на основе всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и направлении их в суд для рассмотрения по существу.

    Из этого правила вытекает служебная обязанность прокурора не допускать прекращения дела по нереабилитирующим основаниям, когда подозреваемый не признает себя виновным, добиваться выявления в ходе производства дознания как уличающих, так и оправдывающих обстоятельств.

    Несомненно, центральное место в деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание  в части соблюдения прав и свобод граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, на всех стадиях досудебного производства по уголовному делу занимает надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту (ст. 48 Конституции РФ).

    Прокурор обязан обеспечить исполнение органами, осуществляющими дознание  требований закона о привлечении защитника (адвоката) к участию в производстве дознания с момента возбуждения уголовного дела, либо с момента фактического задержания или ареста подозреваемого, а также по другим основаниям, указанным в законе (ст. 49 УПК РФ). Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в деле во всех случая, когда закон предусматривает его обязательное участие (ст. 51 УПК РФ)[25].

    Вопрос о пределах прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, имеет исключительное значение для организации деятельности по его осуществлению.

    Пределы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, в части обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в досудебных стадиях производства по уголовному делу определяются объемом конституционных прав и свобод человека и гражданина, ограничение которых допускается по основаниям и в порядке, установленным УПК РФ, Законом об ОРД, регулирующим сферу правоотношений, возникающих при производстве дознания.

    Пределы надзора рассматриваемой отрасли в части обеспечения соблюдения установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях определяются сферой правоотношений, возникающих из обязанностей органа дознания принимать и разрешать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении, т.е. реальным наличием повода  и оснований к принятию решения о возбуждении уголовного дела. Так, например, в Законе «О милиции» №1026-1 от 18 апреля 1991 г. закреплена обязанность органов внутренних дел принимать сообщения граждан. Порядок осуществления данной работы во многом регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, которая утверждена Приказом МВД РФ № 985 от 01.12.2005 г. Она определяет, как должен реагировать сотрудник милиции на поступившее к нему заявление и сообщение о правонарушении[26].

    Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, в части обеспечения законности производства расследования ограничивается сферой правоотношений, возникающих в связи с производством следственных и иных процессуальных действий в ходе расследования конкретных уголовных дел. При этом следует иметь в виду, что только Генеральный прокурор России обладает правом дачи указаний по общим вопросам производства дознания. Эти указания могут быть направлены на совершенствование деятельности органов дознания по раскрытию и расследованию преступлений, изобличению преступников. Однако все нижестоящие прокуроры этим правом не наделены.

    Пределы надзора рассматриваемой отрасли в части обеспечения законности решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание, определяются установленными действующим законодательством полномочиями поднадзорных прокурору органов принимать по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам решения в форме процессуальных и иных актов, необходимостью их оформления в точном соответствии с процессуальным законодательством и требованиями Закона об ОРД, а также необходимостью соблюдения требования ст. 88 УПК РФ об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

    Сам прокурор исключен из числа лиц, уполномоченных рассматривать ходатайства (ст. 119 УПК РФ), а в части 3 ст. 88 говорится о праве прокурора признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого или по собственной инициативе. Поскольку буквальное применение этой нормы в новых условиях правового регулирования уже невозможно, следует сделать вывод о том, что по результатам рассмотрения такого ходатайства прокурор может отменить незаконное постановление дознавателя о производстве следственного действия (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ)[27].
2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИМ ЗАКОНОВ ПРИ РАСМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ   
         В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и поставленным в нем задачам дознаватель, орган дознания обязаны принимать и проверять заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, событиях, угрожающих личной или общественной безопасности и своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. К таким мерам следует относить: возбуждение уголовных дел, производство дознания, производство неотложных следственных действий.

    Деятельность в стадии возбуждения уголовного дела имеет процессуальные основы, а установление сведений о наличии оснований к возбуждению уголовного дела или отказу в этом имеет черты доказывания в уголовно-процессуальном значении этого понятия. Порядку приема заявлений и сообщений о преступлениях, их рассмотрению и решению вопроса о возбуждении уголовного дела посвящена Глава 19 УПК РФ.

    Процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголовно-процессуальном законе, обозначена юридическим понятием «рассмотрение сообщения о преступлении»[28].

    Задачами прокурорского надзора на этом этапе являются: выявление, устранение и предупреждение случаев укрытия преступлений от учета, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокуроры обязаны проверять исполнение федерального закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях урегулирован ведомственными нормативными актами. Так, в органах внутренних дел, например,  действует утвержденная Приказом МВД РФ № 985 от 01.12.2005 г. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях.

    Для прокурора главное – проследить за тем, чтобы все поступающие в органы дознания сообщения о преступлениях, являющихся поводом к возбуждению уголовного дела в соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК РФ, принимались органами дознания и разрешались в порядке, установленном главой 20 УПК РФ. Обязанность приема заявлений и сообщений о преступлениях органами дознания прямо предусмотрена ст. 141 УПК РФ.

    В надзорной деятельности прокурор на этой стадии уголовного процесса ориентируется на осуществление надзора, исходя из трех этапов работы с заявлениями, сообщениями о преступлениях:

1.     при приеме и регистрации;

2.     при рассмотрении;

3.     при принятии решения по вопросу о возбуждении уголовного дела.

    Прокурорский надзор необходим в равной мере на всех трех этапах названой стадии уголовного процесса. Если не принято на рассмотрение или укрыто от регистрации заявление или сообщение о преступлении, то тем самым упускается возможность эффективного начала предусмотренной законом деятельности по предварительному расследованию совершенного преступления и осуществлению прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими ОРД и дознание[29].

    Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных в законе решения, такого как возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении дела или передача заявления и сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

    Заявителю согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ выдается документ о принятии заявления с указанием лица, принявшего заявление, даты и времени его принятия.

    Таким образом, прокуроры получили дополнительные средства для обеспечения выполнения требований закона о приеме всех заявлений, сообщений о преступлениях.

    Такую же положительную оценку необходимо дать и закрепленному в ч. 5 ст. 144 УПК РФ положению о том, что необоснованный отказ в приеме заявлений и сообщений  о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд. Соблюдение требований закона о порядке приема, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о преступлениях во многом определяется уровнем прокурорского надзора за исполнением законов органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, рассматривающими и разрешающими заявления и сообщения о преступлениях. В обязанности прокуроров входит не только проверка соблюдения порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, но и принятие соответствующих мер по устранению этих нарушений. Прокурорский надзор должен быть направлен на обеспечение соблюдения прав граждан при получении от них объяснений, истребовании документов, осмотре места происшествия, а также на обеспечение соблюдения требований закона о полноте и сроках рассмотрения заявлений и сообщений[30].

    Для законного, обоснованного и своевременного возбуждения уголовного дела необходимо учитывать достоверность и убедительность поводов к возбуждению дела, а также достоверность фактических данных, указывающих на признаки преступления.

    В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

    Если заявление, сообщение является не только поводом, но содержит информации об очевидных признаках преступления, то уголовное дело должно быть возбуждено немедленно. Такая ситуация может возникнуть не только когда лицо застигнуто при совершении или непосредственно после совершения преступления, но и в других случаях, когда в поводах содержатся очевидные признаки преступления.

Оперативность принятого решения о возбуждении уголовного дела дает возможность проводить такие неотложные следственные действия, как освидетельствование подозреваемых, обыски, выемки, допрос очевидцев преступления и других свидетелей.

Срок до трех суток для решения вопросов о возбуждении уголовного дела предусмотрен для случаев, когда нужно собрать сведения путем установления граждан, которым известны обстоятельства совершенного деяния, получения от них объяснений, истребование документов и т.п., т.е. для установления достаточных данных, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ срок принятия решения по заявлению и сообщению о преступлении может быть продлен до 10 суток начальником органа дознания по ходатайству дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

    Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступлений, но и является гарантией  обоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, и предупреждения случаев привлечения к уголовной ответственности невиновных.

    Долг прокурора – требовать безотлагательного возбуждения уголовного дела, как только для этого будет достаточно оснований, не ожидая окончания трехсуточного срока[31].

    Нарушение закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений вводит общественность в заблуждение относительно состояния правопорядка и законности, не позволяет государственным органам знать истинное состояние преступности, ее динамику и структуру, что, в конечном счете, не позволяет правильно определить направление борьбы с преступностью[32].

    В организации прокурорского надзора за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и готовящихся преступлениях необходимо учитывать, что правоохранительными органами допускаются серьезные нарушения законности. Нередко жертвам преступлений оказывают в приеме заявлений, сообщений о преступлениях, а принятые – не регистрируются и не рассматриваются.

    В практике прокурорского надзора нередко фиксируются случаи, когда уголовно-наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки; при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок. Все это создает предпосылки для укрытия преступлений от учета, искажения реального положения дел с преступностью и наносит значительный вред делу борьбы с преступностью, подрывает авторитет правоохранительных органов и доверие граждан к государству. В результате непринятия мер к своевременному раскрытию преступлений многие преступники остаются безнаказанными.

    В целях недопущения подобной противогосударственной деятельности по сокрытию преступлений Генеральная прокуратура Российской Федерации в своих организационно-распорядительных документах доводит до подчиненных прокуроров следующие требования, необходимые к безусловному исполнению[33]:

    1) систематически (не реже одного раза в месяц) проводить проверки соблюдения законности регистрационной дисциплины в органах внутренних дел, таможенных органах, органах Федеральной службы безопасности, а также в органах дознания в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях с обязательным документальным оформлением результатов с учетом конкретных обстоятельств;

    2) остро и бескомпромиссно реагировать на выявленные нарушения законности, ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивающих надлежащий контроль за законным и своевременным реагированием на заявления и сообщения о преступлениях;

    3) при установлении фактов служебного подлога и других преступлении против интересов государственной службы выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

    Перед прокурорами, осуществляющими такие проверки, стоят задачи:

    1) проверить полноту, правильность учета и регистрации поступивших в правоохранительные органы заявлений и сообщений о преступлениях;

         2) проверить соблюдение сроков регистрации сообщений и заявлений, рассмотрения их в порядке ст. 144 УПК РФ;

         3) проверить законность и обоснованность принятого решения по материалу, а также установить, уведомлены ли соответствующие лица о принятом решении по их заявлениям и сообщениям;

         4) выявить нарушения закона о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений путем непосредственного ознакомления с заявлениями, материалами, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела; 

         5) сопоставить по одним и тем же фактам записи в документации ОВД и других правоохранительных органах, в первую очередь в «Книге учета заявлений, сообщений о преступлениях» с другими документами и нарядами;

         6) получить из учреждений, организаций и предприятий информацию о преступных проявлениях за определенный период и провести сопоставление ее с учетной документацией ОВД, других правоохранительных органов.

Подробнее необходимо остановиться на методиках выявления нарушений закона о порядке приема, регистрации, учета и разрешения заявлений  и сообщений о преступлениях. Изучению подлежат не только заявления (сообщения), но и материалы, находящиеся на опорных пунктах ОВД и отделах вневедомственной охраны, с целью выявления, все ли заявления (сообщения), переданные дежурному ОВД, были зарегистрированы. Все имеющиеся заявления, сообщения с признаками преступлений прокурор сверяет с записями в  «Книге учета сообщений о преступлениях» и в «Журнале учета иной информации о правонарушениях», поступившие в орган внутренних дел по телефону, телеграфу, радио, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях. В этом случае он проверяет их регистрацию в ОВД.

Изучая заявления (сообщения), находящиеся у должностных лиц ОВД прокурор выясняет:

         1) имеется ли штамп на заявлении, правильно ли выполнены его реквизиты (соответствует ли указанный в нем регистрационный номер порядковому номеру записи в «Книге учета сообщений о преступлениях», времени регистрации) и выполнены ли они тем дежурным, фамилия, имя, отчество которого указаны в штампе;

         2) усматриваются ли в содержании самого заявления признаки преступления;

         3) соблюден ли установленный законом срок разрешения заявлений;

         4) требовалось ли производство проверки заявлений (сообщений), и если да, то какой минимальный перечень проверочных действий необходимо было выполнить для установления признаков преступления;

         5) выдан ли заявителю талон-уведомление, если заявление дежурному передано лично.

         Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ч. 4 ст. 148 предусмотрел обязанность дознавателя в течение 24 часов направлять прокурору копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом заявителю должно быть разъяснено право обжаловать данное постановление (ст. 123 УПК РФ)[34].

    Изучение материала об отказе в возбуждении уголовного дела следует начинать с ознакомления с постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Прокурор проверяет, не проводились ли по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела следственные действия (кроме осмотра места происшествия), сообщены ли результаты проверки принятого решения заинтересованным лицам.  Особое внимание должно быть уделено полноте проверки законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность принятого решения по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания к отказу возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также на соответствие этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах[35].

    Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями о производстве дознания (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

    Важно иметь ввиду, что регистрация заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в соответствии с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденным совместным приказом Генерального прокурора РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/353/399 «О едином учете преступлений», производится в Книге регистрации сообщений, которая ведется в соответствующем правоохранительном органе на основании ведомственного нормативно-правового акта.

    Сопоставление записей по одному и тому же факту в вышеуказанной учетной документации позволяет прокурору выявить различного рода нарушения учетной регистрационной дисциплины.

    По выявленным в ОВД и других правоохранительных органах нарушениям закона при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор должен:

    — обязать начальника ОВД или соответствующего руководителя правоохранительного органа зарегистрировать в «Книге учета сообщений о преступлениях» все заявления и сообщения с признаками преступления, не прошедшие регистрацию и учет в установленном законом порядке;

    — вынести по заявлениям о преступлениях мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

    — принять меры к устранению нарушений закона и привлечению  ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. С этой целью он: а) при наличии признаков должностных преступлений выносит мотивированное постановление о направлении проверочного материала руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц ОВД, и иных руководителей правоохранительных органов виновных в укрытии преступлений; б) вносит представление с требованием к органам дознания устранить нарушение федерального законодательства, допущенное в ходе исполнения закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

    Для обеспечения всестороннего и полного устранения выявленных нарушений закона прокурор осуществляет контроль за исполнением принятых мер по результатам проверки решения.

    Практика такого контроля, как и вся деятельность прокурора по организации и осуществлению надзора за исполнением законов органами внутренних дел и другими правоохранительными органами при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, должна систематически обобщаться надзирающими прокурорами[36].    продолжение
--PAGE_BREAK--
3. ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА, ДОПУСКАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
         3.1.Полномочия прокурора при нарушении закона органами, осуществляющими дознание

    Полномочия прокуроров в правоотношениях с органами дознания установлены в нормах ст.ст. 10, 11, 14, 17, 21, 37 УПК РФ, а также иных Федеральных законов, указов Президента РФ, актов Конституционного Суда РФ, которые являются источниками (формами) правового регулирования прокурорско-надзорных отношений по предмету рассматриваемой отрасли надзора.

    В целях устранения, а главное, предупреждения нарушений  законов, в т.ч. и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства прокурору в сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма обширные полномочия. Как уже отмечалось, в этой  отрасли прокурорского надзора прокурорская деятельность носит властно-распорядительный характер. Прокурор обязан посредством осуществления своих полномочий обеспечить безусловное, точное и единообразное исполнение законов органами предварительного расследования, требуя от них устранения допущенных нарушений[37].

    Полномочия прокурора неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели – обеспечению законности при производстве дознания. У прокурора не существует иного процессуального интереса как обеспечение законности и обоснованности процессуальной деятельности органов дознания.

    Прежде всего, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Обладая властными полномочиями, он вправе отстранить лицо, производящее расследование по делу в форме дознания, передать уголовное дело из одного органа предварительного расследования другому, освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы.

    С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, наделенным на досудебных стадиях уголовного процесса правом осуществления уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ), а также обязанностью принятия мер на основе правовых норм УПК РФ к установлению события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ) прокурор вправе, в пределах своих полномочий выносить требования, давать поручения, осуществлять запросы, которые обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

    Следует иметь в виду, что полномочия прокурора, закрепленные в ч. 4 ст. 21 УПК РФ, а также процессуальные формы их выражений, не относятся к  следственным действия, на них не распространяются нормы-правила глав 21, 22 УПК РФ, регулирующих общие условия производства предварительного расследования.

    Вместе с тем, эти действия прокурора являются процессуальными действиями и должны иметь соответствующее документальное оформление.

    Прокурор, в числе полномочий которого предусмотрено осуществление уголовного преследования, а также обеспечение надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, обязан обеспечить всем участникам уголовного судопроизводства на досудебных стадиях реальную возможность реализации ими прав и обязанностей, а также неотвратимость наступления ответственности за их нарушения (ч. 1 ст. 11 УПК РФ).

    Эта группа полномочий прокурора, имеет широкий формат и глубину на каждой стадии досудебного производства, начиная от стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая стадией принятия прокурором решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом. В тоже время, эта группа полномочий прокурора не имеет достаточного нормативно-правового закрепления в актах Генеральной прокуратуры РФ, в связи с чем в практике прокурорского надзора в каждом регионе наработан разноплановый опыт, который требует обобщения и закрепления в методических рекомендациях.

    Из изложенного выше следует, что все эти разноплановые полномочия будучи закрепленными за одним должностным лицо, делают процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве весьма сложным и ответственным. Как было отмечено ранее, ст. 30 Закона о прокуратуре устанавливает, что полномочия прокурора по надзору за исполнением закона органами предварительного расследования регулируются уголовно-процессуальным законодательством РФ. Статус прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания определяются нормами ст. 37 УПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе:

    — проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    — выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

    — требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания;

     — давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

    — давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения  либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    — отменять незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

    — участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

    — разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

    — изымать любое уголовное дело у дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

    — возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

    Следует иметь ввиду, что перечисленные полномочия не носят исчерпывающего характера, так как п. 16 ч. 2 ст. 37 УПК РФ установлено, что прокурор осуществляет иные полномочия, предоставленные ему УПК РФ. На этом основании можно утверждать, что прокурор обязан осуществлять и полномочия, вытекающие из требований ст.ст. 10, 11, 14, 17, 21 УПК РФ, а также целого ряда других статей уголовно-процессуального закона России. Эти полномочия были рассмотрены выше.   
    3.2 Формы прокурорского реагирования на нарушения закона, допускаемые органами, осуществляющими дознание
    Установленные законом средства прокурорского надзора можно разделить на три основные группы:

1)     средства, с помощью которых прокурор выявляет нарушения закона;

2)     средства реагирования на выявленные нарушения;

3)     средства предотвращения нарушений законности.

    Однако, в практике работы органов прокуратуры, да  в процессуальной теории, подчас невозможно разграничить действия прокурора по выявлению нарушений закона по их устранению. 

    Например, при реализации такой формы надзора, как прием и рассмотрение жалоб на действия органов предварительного расследования могут одновременно сочетаться и выявление нарушений, и их устранение, что обычно оформляется одним процессуальным документом – требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства допущенных в ходе дознания[38].              Большинство прокурорских полномочий пригодны для решения разных задач надзора, поэтому их классификация производится главным образом, для упорядочения изложения и более четкого уяснения данных правовых средств и форм их выражения. В теории прокурорского надзора формы прокурорского реагирования принято делить на три группы:

    1) формы выявления (обнаружения) нарушений закона;

    2) формы надзорной деятельности прокурора по устранению нарушений закона;

  3) формы предупреждения нарушений закона.

    Выявить нарушение закона, допущенное при расследовании преступлений, прокурор может  путем ознакомления с материалами расследования преступлений, непосредственно организованного участия в расследовании преступлений, рассмотрения жалоб на действия и акты органов дознания или обобщения практики расследования преступлений. Форму непосредственного организационного участия в расследовании преступлений нельзя смешивать с процессуальной формой участия в производстве предварительного следствия, которой прокурор был наделен до 7 сентября 2007 года[39].

    Рассмотрим отдельно каждую из этих форм надзора и методы их осуществления.

1.     Ознакомление с материалами расследования.

    Ознакомление с материалами уголовного дела, находящимися в производстве органа дознания, прокурор осуществляет различными методами, а именно путем незамедлительной проверки и изучения представленных материалов уголовного дела, путем ознакомления с наблюдательным производством по делу.

    2. Непосредственное организованное участие в расследовании преступлений.

    Данная форма надзора может осуществляться прокурором путем присутствия при выполнении дознавателем важных следственных действий (осмотра места происшествия, допроса свидетелей и т.п.).

    Более активное непосредственное участие прокурора и его влияние на организацию расследования преступлений может выражаться, например, в проведении по его инициативе координационных совещаний руководителей правоохранительных органов по вопросам борьбы с преступностью, расследованию отдельных категорий уголовных дел и т.п. Следует иметь в виду, что принимать организационное участие в производстве предварительного следствия прокурору нужно в тех случаях, когда он не может обеспечить иными средствами решение задач расследования. При этом прокурор не должен руководить процессуальными действиями.

    3. Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) и решения органа дознания и дознавателя.

    В соответствии со ст.ст. 123, 124 УПК РФ прокурор обязан рассматривать поступившие к нему жалобы на  действия (бездействия) и акты дознавателя и органов дознания. Проверяя жалобы, он знакомится с уголовным делами, опрашивает лиц, обжалующих действия органа дознания, а также других лиц; истребует объяснения у работников органов дознания. При этом он вправе делать необходимые запросы, поручения, направленные на детальное и объективное установление события преступления, а также изобличение лица или лиц, причастных к совершению преступления (ч.ч. 2, 4 с. 21 УПК РФ). Выявив  нарушения федеральных законов, прокурор принимает меры к их устранению в соответствии с полномочиями, закрепленными в ст. 10 и ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

    4. Обобщение практики расследования преступлений.

    Необходимость данной формы выявления нарушений закона вытекает из требований, изложенных в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ. Обобщая практику расследования уголовных дел за определенный период или по отдельным категориям преступлений, прокурор может выявить типичные ошибки и нарушения закона, допускаемые органами дознания. Более того, таким путем иногда вскрываются нарушения закона, которые по тем или иным причинам вообще не были обнаружены при осуществлении надзора за расследованием конкретного дела.

    Материалы обобщения прокурор использует для выработки мероприятий по улучшению качества расследования преступлений.

    Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры к их устранению. В этих целях прокурор использует следующие формы реализации своих полномочий.

    1. Принимает процессуальное решение в форме вынесения мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

         Необходимо отметить, что эта форма прокурорско-надзорного реагирования относится к основным полномочиям прокурора по реализации его обязанности осуществления уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

         Являясь новеллой, данная форма прокурорского реагирования призвана заменить работавший многие десятилетия в уголовном процессе СССР, а затем Российской Федерации процессуальный институт права прокурора на возбуждение уголовного дела и производство следственных и иных процессуальных действий по расследованию уголовных дел.

С позиции доктрины уголовного процесса и содержания действующего уголовно-процессуального законодательства такое постановление прокурора следует признавать в качестве повода к возбуждению головного дела[40].

         В качестве поводов к возбуждению уголовного дела уголовно-процессуальным законодательством рассматриваются различные формы уведомления правоохранительных органов государства о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из источников, имеющих информацию о преступлении: заявление потерпевшего, его законного представителя или иного лица, являющегося очевидцем совершенного преступного деяния, заявляющим об этом преступлении; явка с повинной – сообщение лица о совершенном им преступлении; сообщение о совершенном или готовящимся преступлении, полученное из иных источников, к которым УПК РФ относит: рапорт должностного лица, правоохранительного органа, составившего его в связи с получением сообщения о свершенном преступлении[41].

    Постановление прокурора в этом случае также является формой процессуального документа, фиксирующего юридический акт обнаружения признаков преступления, находящих свое закрепление в материалах прокурорской проверки.

    Рассматриваемая форма прокурорского реагирования относится к числу полномочий прокурора, которые он вправе реализовать, осуществляя все надзорные и иные функции прокурорской деятельности. В тоже время, вынесение прокурором постановления с постановкой вопроса об уголовном преследовании должно применяться прокурором, прежде всего, в случае, если проверкой исполнения федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях установлено сокрытие преступления от учета.

    2. Требует от органов дознания (руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания) устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

    Закон не регламентирует, в какой форме – письменной или устной – излагается данное требование прокурора. Структура и содержание требования прокурора об устранении допущенных нарушений закона устанавливается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Оно должно содержать конкретные факты нарушения федерального законодательства, в нем должны быть указаны должностные лица, допустившие нарушения. Мотивировка вынесения требования прокурора должна быть ясной, грамотной, аргументированной. В ней должны быть указаны нарушенные правовые предписания материального и процессуального федерального законодательства, с указанием последствий, которые наступили или могут наступить в результате допущенных нарушений (признание доказательств недопустимыми; постановка оправдательного приговора лицу, причастному к совершению преступления; незаконное возбуждение или привлечение к уголовной ответственности и т.д.), наконец, в требовании прокурора должны излагаться конкретные предложения начальнику органа дознания, начальнику подразделения дознания по устранению допущенного нарушения[42].

    Следует иметь в виду, что письменные требования прокурора начальнику органа дознания, а также начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения.

    3. Дает письменные указания дознавателю о направлении расследования и производства процессуальных действий.

    Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по  любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

    Указания прокурора должны даваться в письменной форме (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и быть четкими и конкретными. Письменные указания являются процессуальными документами и поэтому приобщатся к делу, а копии их хранятся в наблюдательном производстве.

    Из материалов уголовного дела, по которым давались указания, с одной стороны, будет видно, являются ли указания прокурора обоснованными и достаточно продуманными, способствуют ли они решению задач, возложенных на органы дознания. С другой стороны, наличие письменных указаний прокурора в уголовном деле позволяет проверить, достаточно ли ответственно отнесся дознаватель к выполнению таких указаний, в полной ли мере он их выполнил, что поможет суду более четко уяснить, насколько полно, всесторонне и объективно было проведено предварительное расследовании. Более того, исполненное письменное поручение прокурора дознавателем поднимает авторитет и значение прокурорского надзора и в глазах участников уголовного судопроизводства – обвиняемых, потерпевших и т.д., которые, знакомясь с обвинительным актом, будут знать, что прокурор активно влиял на ход дознания, направляя его в сторону установления истины.

    Следует иметь в виду, что дознаватель в соответствии с ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Указания начальника подразделения дознания могут обжаловаться им начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Вместе с тем, обжалование данных указаний начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и  прокурора не приостанавливает их исполнение.

    4. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора и дознавателя.

    Прокурор вправе отменить незаконные или необоснованные постановления, вынесенные нижестоящим прокурором и дознавателем (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), данное полномочие вытекает из принципа единства и централизации организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, прокуроры руководствуются установленной иерархией ведомственных уровней органов прокуратуры и органов дознания при распространении компетенции на объекты надзора нижестоящих прокуроров.

    В связи с этим понятие «вышестоящий прокурор» может рассматриваться  в двух вариантах. Первый вариант – это отношение соподчиненности внутри одного органа (структурное соподчинение), в котором процессуальными полномочиями наделены прокуроры – руководители и их заместители. Иные прокуроры в соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК РФ этими полномочиями не наделены. Второй вариант соподчиненности – это соотношение вышестоящих и нижестоящих прокуратур и прокуроров в централизованной вертикали системы органов прокуратуры России, где компетенция вышестоящего органа прокуратуры (соответственно, компетенция прокурора и его заместителя) имеет  приоритетное по юридической силе отношение к компетенции нижестоящего органа прокуратуры (соответственно к компетенции нижестоящего прокурора и его заместителя).

    Во всех случаях, находящих свое выражение в обозначенных вариантах соподчинения, вышестоящий прокурор вправе отменить постановление нижестоящего прокурора, если будет установлено, что данное постановление, как акт правоприменения, вынесено с нарушением норм процессуального и материального законодательства.

    При производстве предварительного расследования в форме дознания дознаватель совершает разнообразные процессуальные следственные и иные действия, в том числе выносит постановления, т.е. принимает соответствующие решения в границах материалов расследуемого уголовного дела. Постановление  дознавателя должны быть законными и обоснованными. Несоблюдение этого требования влечет за собой нарушение законности и прав граждан, препятствует успешному расследованию преступлений. Постановления дознавателя, не соответствующие закону, не могут оставаться в силе, и прокурор обязан отменить их своим мотивированным постановлением.

    5. Дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также утверждает постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

    Данная форма надзорной деятельности прокурора выражает с одной стороны способ процессуального руководства организацией проведения дознания, с другой – является средством принятия мер к полному, всестороннему и объективному проведению расследования.

    Для реализации этой формы надзора применяют следующие основные методы ее осуществления:

    а) систематическое ознакомление с материалами расследования уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, путем непосредственной проверки и изучения материалов уголовных дел либо ознакомления с наблюдательным производством по уголовному делу. Следует иметь ввиду, что в наблюдательном производстве  должны находиться копии важнейших процессуальных документов.  

    б) обобщение практики расследования преступлений за определенный период времени или по отдельным категориям уголовных дел. Обобщение практики расследования уголовных дел позволяют выявить типичные ошибки в правоприменительной деятельности органов дознания при осуществлении ими расследования.

    Использование указанных методов прокурорского надзора в рамках реализации этой формы прокурорско-надзорной деятельности позволяет прокурору давать дознавателям четкие, конкретные письменные указания о направлении расследования, производстве соответствующих следственных и иных процессуальных действий, посредством которых гарантируется полнота, всесторонность и объективность проведения расследования.

    Утверждение прокурором постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу возможно только на основе уяснения прокурором вопроса насколько полно, всесторонне и объективно  проведено расследование по всему предмету доказывания на основе соблюдения законности. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, которые не позволяют сделать обоснованный вывод о наличии оснований к прекращению уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии с требованиями ст.ст.24-28 УПК РФ, прокурор принимает постановление об его отмене в связи с его незаконностью и (или) необоснованностью. В случае утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям в отношении  подозреваемых по основаниям, установленным п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, прокурор обязан принять установленные УПК РФ меры по реабилитации этих лиц.

Такое сочетание системных, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных полномочий прокурора позволяет ему обеспечивать режим законности при принятии решения по результатам расследования уголовных дел органами дознания[43].

    6. Отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования в случае нарушений процессуального законодательства, допущенного в ходе дознания.

    Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, вправе отстранить дознавателя от дельнейшего расследования дела, если им будет допущено нарушение уголовно-процессуального законодательства (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Вопрос о том, за какие нарушения закона дознаватель подлежит отстранению, прокурор решает в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела и характера нарушения.

    Кроме того, прокурор отстраняет дознавателя в случае его отвода или самоотвода по основаниям, предусмотренным в законе.

    7. Изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю.

    Прокурор вправе произвести изъятие у органа дознания любого уголовного дела и передать его следователю. Как правило, необходимость изъятия у органа дознания уголовного дела и передача его в производство следователя вызывается сложностью решения задачи по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, причастных к совершении данного преступления, а максимально установленный 6 или 12-месячный срок для производства дознания не позволяет успешно решить эти задачи[44].

    8. Утверждает обвинительный акт по уголовному делу. Возвращает уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

    Уяснение сущности обозначенной формы прокурорско-надзорной деятельности необходимо осуществлять через уяснение цели и задач, стоящих перед прокурором на данной, завершающей досудебной стадии уголовного производства.

    Перед прокурором, получившим уголовное дело с обвинительным актом, венчающим предварительное расследование по уголовным делам, стоит цель – определить, насколько законно и обоснованно сформулировано обвинение. Для этого прокурор должен решить такие задачи, как: 1) уяснить объективную реальность наличия установленного расследованием события преступного деяния и выявленных в нем соответствующих признаков преступления; 2) проверить проведено ли расследование полно, всесторонне и объективно, а собранные доказательства по предмету доказывания  относимы, допустимы, достоверны и достаточны для формирования обвинения[45].

    Прокурор, по поступившему к нему от органа дознания уголовному делу с обвинительным актом, наделен полномочиями в течение 2 суток реализовать свою обозначенную форму прокурорской деятельности, либо посредством принятия решения о возбуждении государственного обвинения, т.е. утверждения обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд, либо при наличии к тому оснований, вынести постановление о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания. При этом устанавливается срок: для производства дополнительного дознания – не более чем на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более 2 суток.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Исследование темы дипломной работы позволило сделать следующие выводы.

  Внесенные в УПК РФ новации связаны с существенным изменением статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, лишением его большинства властно-распорядительных полномочий и передачей большинства из них руководителю следственного органа, о чем, прежде всего, свидетельствует новая редакция ст. 37 и 39 УПК РФ.

Хотя ч. 1 ст. 37 УПК РФ устанавливает функции прокурора в уголовном судопроизводстве, изменение его полномочий в ч. 2 этой статьи оставило у него возможность осуществлять процессуальное руководство и прокурорский надзор лишь в отношении органов дознания.

Внесенные в ч. 2 ст. 37 УПК РФ изменения лишили прокурора права возбуждать уголовное дело, а также возможности участвовать в производстве предварительного следствия, либо производить их лично. Прокурор не может давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела

Вместо важных властно-распорядительных полномочий прокурор получил от законодателя некоторые новые полномочия: вносить мотивированное постановление о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

Представляется, сто некоторые полномочия прокурора сформулированы недостаточно четко, что затрудняет их единообразное понимание. Например, неясно, что имеет в виду законодатель под мотивированным постановлением о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление — это решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Прокурор выявил нарушение закона, однако в связи с изменением в УПК РФ он уже не вправе лично его устранить, решить вопрос по существу, а должен направить материал для этого дознавателю, которым будет приниматься соответствующее решение. Поэтому составляемый прокурором документ уже нельзя называть постановлением. Это будет сопроводительное письмо либо еще что-то, но не постановление.

С момента как законодатель изъял у прокурора полномочия по избранию меры пресечения в виде заключения подозреваемого под стражу и передал их суду, положение прокурора стало в какой-то мере более легким, в определенной же степени осложнилось. С одной стороны прокурор больше не испытывает всей полноты ответственности за обоснованность заключения под стражу подозреваемого. Если посмотреть на проблему иначе, с точки зрения перспективы возбужденного в отношении конкретного лица уголовного дела, то лишены права ареста лиц, чья причастность к совершенному преступлению не вызывает ни малейших сомнений, прокуроры оказались некоторым образом ограничены в возможности противодействия тем из подозреваемых, кто свое нахождение в режиме подписки  о невыезде и надлежащем поведении использует  для воспрепятствования производства по делу.

Такая неоднозначность новых законодательных установлений, разность их восприятия в сфере юридической общественности, в т.ч. работниками правоохранительных органов, а также учеными процессуалистами, заставила предпринять попытку исследования проблемных вопросов организации уголовного преследования и осуществления надзора за исполнением уголовно-процессуального законодательства в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации и изменения полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Результатом проведенного исследования на основе использования базовых знаний теории государства и права, сравнительного анализа уголовно-процессуального законодательства, а также анализа сложившейся правоприменительной практики стал вывод о том, что прокуратура Российской Федерации по-прежнему будет являться «зорким оком» государства, оберегающим единство и целостность Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации, как показывает системно-логический способ толкования действующего Федерального закона «О прокуратуре РФ» и УПК РФ, по-прежнему остается одновременно как органом надзора, так и органом процессуального руководства процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. 

Очевидно, что отдельные новые законоположения, в частности, изменившие полномочия прокурора, органа дознания и дознавателя, установившие права начальника подразделения дознания и предусмотревшие новое соотношение процессуальных статусов данных органов и лиц, потребует дальнейшего совершенствования законодательства, в том числе Закона о прокуратуре РФ, УПК РФ, других федеральных законов, регулирующих вопросы организации уголовного преследования при производстве предварительного расследования уголовных дел. Значительная правотворческая работа, безусловно, предстоит со стороны Генеральной прокуратуры РФ.

Прокурорский надзор за исполнением законов является предпочтительной для России формой государственного контроля с точки зрения истории, традиции, общественного восприятия и реального положения дел. Без обеспечения законности и правопорядка невозможно поддержание гражданской дисциплины в обществе.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :