Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Правовая защита авторских и смежных прав

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность авторского права в МЧП
2. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав в МЧП
3. Международные организации по защитЕ авторских и смежных прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Человечество, развиваясь на протяжении всей истории, создавало объекты интеллектуальной собственности. В каждой стране и во всем мире в целом эти объекты, созданные трудом человека, лежали в основе научно-технического прогресса человечества.
Существуют различные виды объектов: движимые (автомобили, механизмы и пр.), недвижимые (земля, строения и пр.) и интеллектуальная собственность. Объектами интеллектуальной собственности является плод человеческой мысли, интеллекта. Они так же выступают объектами правовой охраны. К ним можно отнести произведения науки, литературы, искусства и друге виды творческой деятельности в сфере производства, такие как изобретения, ноу-хау, промышленные образцы, базы данных, программы для ЭВМ, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.
Интеллектуальная собственность имеет свои особенности отличные от движимого и недвижимого имущества. Она представляется понятием невещественным, неосязаемым, и это, соответственно, привносит определенную специфику в порядок защиты такой собственности. Причиной этому является то, что интеллектуальная собственность преобразуется в идеи, мысли, которые можно воплотить в осязаемые объекты неограниченное число раз (книги, картины, музыка и пр.). Она названа интеллектуальной т.к., ее сущность заключается не в этих вещественных воплощениях, а в носимой ими информации.
В такое широкое понятие, как «интеллектуальная собственность», входят более узкие представления: промышленная собственность и произведения, охраняемые авторском и смежным правом.
В большинстве стран правовые положения по защите и использованию объектов интеллектуальной собственности регулируются законодательными актами с учетом исторических, национальных, экономических условий и обычаев. Согласно законодательству Америки все объекты собственности делятся на 3 части: которые находятся в земле, на земле и объекты интеллектуальной деятельности. А что две трети деятельности какой-либо американской фирмы — это ее интеллектуальная собственность. Можно привести в пример интересный факт, что доля дохода от продажи интеллектуальной собственности в бюджете США больше, чем от продажи автомобилей.
Термин интеллектуальной собственности впервые введен в 1967 году конвенцией учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).
Согласно определению Всемирной организации интеллектуальной собственности авторское право и смежные права – это есть правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, также вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций. Законодательство по авторскому праву играет решающую роль в показе вкладов и прав различных партнеров, действующих в сфере культуры, и отношений между ними и обществом.
Международное авторское право – это отрасль в системе международного частного права, а точнее – это часть международного права интеллектуальной собственности.
Международное авторское право является системой соглашений между государствами, которые образуют международно-правовой порядок регулирования авторских прав.
Чтобы дать определение объектам авторского права необходимо помнить, что они является составной частью международного авторского права.
Всемирной конвенцией об авторском праве к объектам охраны авторских прав относятся: «литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры». Позднее к списку были добавлены и «гравюры» (ст.1).
В соответствии с Бернской конвенции к объектам охраны авторских прав относятся «литературные и художественные произведения». Этим термином охватывается любая продукция в сфере литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения. В этот перечень могут быть включены:
— книги, брошюры и другие письменные произведения;
— лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения;
— драматические и музыкально-драматические произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные сочинения с текстом или без текста;
— кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии;
— рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии;
— фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;
— произведения прикладного искусства;
— иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.
— переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.
Например, энциклопедии и антологии, которыми являются сборники литературных и художественных произведений, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющего часть таких сборников.
Охрана, предоставляемая Бернской конвенцией, не распространяется на новости дня или на различные события, имеющие характер простой пресс-информации.
Цель работы.Целью данного исследования является теоретический анализ вопросов правовой защиты авторских и смежных прав.
Задачи. Данная цель обуславливает постановку и решение следующих основных задач:
— сформулировать понятие и сущность авторского и смежного права в МЧП;
— проанализировать правовое регулирование защиты авторских и смежных прав;
— изучить международные организации, регулирующие защиту авторских и смежных прав.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, 3-х пунктов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и сущность авторского права в МЧП
Будучи объектом международно-правовой защиты, авторское право является элементом интеллектуальной собственности. Международное определение интеллектуальной собственности содержится в п. VIII статьи 2 Стокгольмской конвенции, и включает в себя права, относящиеся к:
— литературным, художественным и научным произведениям,
— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,
— изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
— научным открытиям,
— промышленным образцам,
— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
— защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Отсюда следует, что современное авторское право является частью законодательства об интеллектуальной собственности.
Переходя к рассмотрению сущности авторского права, необходимо вкратце обозначить иные элементы права интеллектуальной собственности, имеющие самостоятельный объект регулирования и характерные черты.
Итак, подотраслью гражданского права Казахстана, именуемую «право интеллектуальной собственности» можно подразделить на четыре самостоятельных института:
— патентное право, которое регулирует имущественные, и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;--PAGE_BREAK--
— институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), который является гарантом права субъектов гражданского оборота на выступление в хозяйственном обороте под собственным индивидуализированным именем, на обозначение производимых товаров и оказываемых услуг определенными символами или наименованиями и обеспечивает их защиту в случае нарушения;
— институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности;
— институт авторского права и смежных прав. На этом понятии следует остановиться более подробно.
Термин «авторское право» понимается в двух значениях:
а) в объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (Закон РК Об авторском праве и смежных правах);
б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Понятие «авторское право» в объективном смысле является частью гражданского права. Поэтому будет нелишним это отразить в определении данного понятия, что и делает И.А. Зенин: «авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей».
В международных документах не содержится определения авторского права в объективном смысле, из чего следует, что определение понятия «авторское право» как подотрасли гражданского права не является приоритетным, и приводится только цивилистами-теоретиками, поскольку в их компетенции определять сущность отрасли права. Следует отметить, что некоторые исследователи совсем обходят стороной определения авторского права как отрасли (подотрасли) права.
Однако, попробуем вывести собственное определение авторского права как части гражданского права, то есть в объективном смысле: под авторским правом следует понимать часть гражданского права, которая выражена системой нормативных актов различного уровня, регулирующих общественные отношения. Эти отношения возникают в связи с:
— созданием, использованием, распространением произведений науки, литературы и искусства;
— наделением авторов имущественными и неимущественными правами;
— владением и передачей прав на произведение;
— нарушением прав авторов и правообладателей (т.е. устанавливает средства правовой защиты).
Для правового регулирования – как национального, так и международного, важнее всего определить что входит в содержание авторского права уже в субъективном смысле. Во многом это значение сходно со значением «права собственности», т.е. определяет сущность господства лица над «вещью» — произведением. По своей сущности авторское право можно определить как власть лица над произведением, которая может осуществляться при наличии как имущественных, так и неимущественных прав. Это властное право именуется исключительным правом автора, т.е. определяет то, что только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий, и в первую очередь – связанных с использованием произведения. Исключительность авторства трактуется и как неотчуждаемость, неотторжимость от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо.
Функции авторского права прямо вытекают их вышеозначенных нами авторских прав на произведение и определения авторского права. Авторское право осуществляет следующие функции:
— устанавливает режим авторства и охраны произведений науки, литературы и искусства с момента его создания.
— устанавливает режим использования произведения.
— наделяет автора и правообладателя комплексом имущественных и неимущественных прав.
— защищает эти права.
2. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав в МЧП
Республика Казахстан является участницей следующих международных актов и соглашений:
— Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.;
— Всемирная конвенция об авторском праве;
— Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.);
— Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.);
— Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.);
— Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.);
— Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).
Указанные акты действуют с оговорками и в той части, в которой к ним присоединилась РК.
Представляется необходимым учитывать, что Республика Казахстан готовится к вступлению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), идет подготовка в унификации казахстанского законодательства в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994г.).
Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность ТРИПС включено в Приложение 1 марракешского Заключительного акта в группе «многосторонних соглашений по торговле товарами»,
Включение сферы интеллектуальной собственности в систему ВТО оправдано по ряду экономических причин:
— права на интеллектуальную собственность являются непосредственным предметом международной торговли;
— основная часть услуг и промышленных товаров, которые задействованы в международной торговле, включают в себя элементы интеллектуальной собственности;
— множество товаров, включающих компоненты интеллектуальной собственности, составляют обширную область контрафактной продукции, который в некоторых странах допускается и даже поощряется.
В общем, экономическая сторона прав на интеллектуальную собственность существенна. Поскольку они прямо или косвенно составляют сегодня часть международной торговли, было бы вполне логичным включить их в таком качестве в новое международное торговое право. Это объясняет, почему ТРИПС имеет относительно большое значение и устанавливает довольно полный и точный правовой режим.
Необходимо дать характеристику ТРИПС: это соглашение, которое направленно на защиту законных прав, устанавливающее адекватный правовой режим, который возникает из двух источников – из действующего в данной сфере международного права и основных принципов ВТО (Всемирной торговой организации). Основная идея состоит в том, что права на интеллектуальную собственность должны стать предметом правомерной защиты, но при этом такая защита не должна служить препятствием в международной торговле. По характеристике Д.Карро и П.Жюйар ТРИПС представляет собой первый и пока единственный договор, регулирующий все важнейшие аспекты интеллектуальной собственности и придающий данному сектору правовой режим минимальной международной защиты, состоящий из действенных средств национального и международного характера, которые обеспечивают соблюдение этого режима.
Общие правила защиты прав на интеллектуальную собственность по ТРИПС содержатся в части первой (ст.1-8). Здесь выделяются три основных момента.
1. Утверждается «национальный режим» и «режим наиболее благоприятствуемой нации» в отношении вопросов защиты интеллектуальной собственности. Это статьи 1 п.3, 3 и 4.
2. Довольно интересным моментом является наличие отсылок к Парижскому, Бернскому, Римскому и Вашингтонскому соглашениям по вопросам предоставления национального режима. В частности, в ст.5 говорится, что участники соглашений под эгидой ВОИС руководствуются принципами предоставления национального режима, предусмотренными в этих соглашениях. Например, ст. 2 Парижской Конвенции предусматривает национальный режим относительно патентов.
3. В целях и принципах Соглашения закреплено устранение препятствий в осуществлении международной торговли. Здесь под таким препятствием подразумеваются нарушения интеллектуальной собственности, имеющие последствия в экономической сфере.
Часть II (с 9 по 40 статью) Соглашения содержит нормы и стандарты, касающиеся регулирования вопросов, связанных с конкретными объектами интеллектуальной собственности.
Правила защиты авторского права находятся в первом разделе (ст.9-14).Члены ВТО в силу Соглашения обязаны применять материально-правовые нормы Бернской конвенции (ст.9 (1)) с существенным исключением в отношении личных неимущественных прав (право на опубликование, право на неприкосновенность произведения и т.п., определенные в ст. 6), которые пользуются широким признанием в мире, хотя не признаны и, следовательно, не защищаются, например, в США. В Соглашении содержатся дополнительные элементы подлежащих защите прав по сравнению с режимом защиты по международным соглашениям. Например, в составе авторских прав ТРИПС обеспечивает защиту компьютерных программ; за авторами компьютерных программ и кинематографических произведений признано исключительное право проката; срок защиты смежных прав увеличен с 20 до 50 лет.
Многосторонние соглашения, включая региональные, международные соглашения в области охраны прав авторов, безусловно, чрезвычайно весомые и значимые правовые акты. Однако было бы неверным сбрасывать со счетов и регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне международных двусторонних соглашений. Такое регулирование может обусловливаться в двусторонних соглашениях общего характера, таких как, в частности, торговые соглашения.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Некоторые элементы пользования правами интеллектуальной собственностью могут содержаться и в договорах, относящихся к специальным межгосударственным соглашениям в области экономического сотрудничества.
3. Международные организации по защитЕ авторских и смежных прав
На сегодняшний день вопросами интеллектуальной собственности в международно-правовом аспекте в основном занимаются две международные межправительственные организации: ВОИС и ВТО, в рамках соглашения по ТРИПС. Кроме них существуют и другие программы международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, в частности, программы в рамках ЮНЕСКО.
В области интеллектуальной собственности международное сотрудничество преимущественно регулируется Соглашением по ТРИПС и соглашениями под эгидой ВОИС. Соглашение ТРИПС обобщило и объединило существующие документы, взяв за основу содержащиеся в них принципы регулирования интеллектуальной собственности и сделав акцент на экономической составляющей данного объекта (подробнее о соглашении – ниже в нашей работе). В такой ситуации в сфере регулирования ВОИС остаются развитие науки, моральный аспект, консультативные функции.
Международная организация по защите авторских и смежных прав ВОИС была создана в 1970г. (Женева) в рамках реализации Стокгольмской конвенции 1967г. в целях образования единого общемирового центра организации международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности во всех ее разновидностях. ВОИС имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными задачами и функциями ВОИС являются:
— функция выполнения административно-секретариатских, управленческих мер для обеспечения деятельности большинства упомянутых выше союзов, образованных на универсальной основе;
— сотрудничество по отдельным секторам и направлениям международной охраны прав интеллектуальной собственности.
ВОИС проводит существенную исследовательскую работу, сбор и распространение информации, оказание технической помощи развивающимся странам. Под эгидой ВОИС ведутся работы по подготовке и заключению многосторонних договоров и т.п.
В ВОИС участвует около 150 государств, в том числе Казахстан. Структура ВОИС включает:
— Генеральную ассамблею, в которую входят страны-члены ВОИС, одновременно участвующие также в Парижском и Бернском союзах;
— Конференцию — объединяет всех членов ВОИС, независимо от их участия в названных союзах;
— Комитет по координации в составе 51 государства выполняет административно-финансовые функции;
— Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности в составе государств-участников РСТ, Союза международной патентной классификации и, при желании, стран-членов Парижского союза;
— Международное бюро является Секретариатом ВОИС во главе с Генеральным директором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В понятие интеллектуальной собственности входит три самостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав и промышленная собственность.
По отношению к международному частному праву Республики Казахстан регулирование правоотношений, которые осложнены иностранным элементом, в области авторского права и смежных прав, как и в целом в области интеллектуальной собственности, происходит в международной форме, т.е. согласно международно-правовым нормам.
Правовое регулирование авторских прав в международном частном праве прошло определенное развитие. Первыми международными актами в системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 г.
В Бернской конвенции 1886 г. Закреплены основополагающие принципы и понятия действия международных норм в области МЧП. В наше время участниками Бернской конвенции, в число которых входят Республика Казахстан, практически все бывшие союзные республики (за исключением Узбекистана и Туркмении), США, Китай, являются более 150 государств. Республика Казахстан ратифицировала Бернскую конвенцию в редакции Парижского Акта 1971 г. В соответствии с Бернской конвенцией был основан Бернский союз для защиты прав авторов государств-участников.
По мере развития законодательства по защите и регулировании авторского права в Европе, подобные изменения в данном международном правовом институте происходили и в Америке. Во-первых, была принята Конвенция о создании союза американских государств в области литературной и художественной собственности в 1889 г. на конференции в Монтевидео. Основополагающим принципом этой Конвенции стал принцип национального режима.
Далее этот принцип этот принцип стал основополагающим в системе защиты авторских прав в следующих документах:
— Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1902 г.;
— Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности 1906 г.;
— Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1910 г.
Итогом в правовом регулировании отношений в сфере авторского права на американском континенте стала Гаванская конвенция 1928 г. В ней уже была предусмотрена не только охрана литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, произведений прикладного искусства.
В середине прошлого века возник вопрос о необходимости разработки единой всемирной конвенции, которая помогла бы защищать авторские и смежные права. Рассмотрение данного вопроса о принятии единой конвенции проходило в на уровне Лиги Наций. Тем не менее, все попытки и обсуждение представленных проектов новой конвенции, которые бы учитывали и европейский, и американский методы объединения авторского права, оказались тщетными.
Вторая мировая война стала серьезным препятствие на пути дальнейшего совершенствования международной системы защиты авторского права. Она приостановила нормотворческую деятельность в этой сфере. Работы по объединению норм возобновились лишь в 1946 г.
В итоге, в 1952 г. была принята Всемирная конвенция об авторском праве. Согласование текста этого документа осуществлялось в течение трех лет. В этой конвенции были закреплены некоторые нормы, являющиеся новеллами в юридической практике. Такими нормами стали:
1. регулировалось и охранялось право на перевод;
2. но самым значимым новшеством стало закрепление в Конвенции 1952 г. положения о соблюдении определенных формальностей для охраны произведения, которое включало в себя:
а) указание специального символа;
б) имя обладателя авторского права;
в) года первого выпуска произведения в свет.
В отличие от Бернской конвенции, которая имела обратную силу, Всемирная конвенция обратной силы не имеет.
Основополагающим принципом национального режима, который закреплен во Всемирной конвенции стало следующее утверждение: каждое государство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.
Существенной проблемой в применении норм Всемирной конвенции явилось существование, наряду с ней, других источников авторского права. Этой связи во Всемирную конвенцию появилась необходимость включения норм, которые бы регулировали ее взаимодействие с другими конвенциями. В частности, во Всемирной конвенции содержится Декларация, прилагаемая к статье XVII, которая определяет порядок действия Бернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной и межамериканских конвенций, то согласно статье XVIII Всемирной конвенции последняя не затрагивает межамериканские.
Всемирной конвенцией регулируются следующие международно-правовые аспекты по защите авторских и смежных прав:
— закреплены нормы о том, что авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений, охраняемых на основании конвенции;
— сроки охраны произведений, на которые распространяется действие конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;
— термин «выпуск в свет» означает воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.
— споры между государствами по вопросам толкования или применения норм Конвенции передаются на рассмотрение Международного Суда ООН.
— во Всемирную конвенцию была включена статья об охране таких имущественных прав авторов, как право на воспроизведение своего произведения любыми способами, право на публичное исполнение и радиотрансляцию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
Всемирная конвенция об авторском праве. Женева, 1952 г.
Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций Рим, 26 октября 1961 г.
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) изменена 2 октября 1979 г.
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм — Женева, 29 октября 1971 г.
Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники — Брюссель, 21 мая 1974 г.
Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав — Москва, 24 сентября 1993 г.
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г. С изменениями и дополнениями от 7 октября 1998г №284, 21 мая 2007г. №254-III.
Закон РК Об авторском праве и смежных правах от 09.07.04 г. № 586-II.
Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М., 1957. — С. 59.
Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. — М.: Волтерс Клувер, 2004.
Гражданское право. Том I. / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова — М.: Волтерс Клувер, 2004.
Гришаев С.П. Авторское право. – М.: Норма, 2005 г. 421с. С.88.
Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фран. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. – М.: Междунар. отношения, 2001. – с.133-134.
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.