Реферат по предмету "История"


Внешняя политика Советского государства в 20-е годы

Томский государственный университет
систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра электронные приборы иустройства
Внешняя политика Советского государства
в 20-е гг.
Тематический реферат
по дисциплине «Отечественная история»
Выполнил:
студент
гр.:
специальности

ПЛАН
Введение. 2
1. Основные векторы внешней политики Советской России. 3
2. Отношения Советского государства с европейскими странами. 6
3. Политика СССР в отношении азиатских стран. 12
Заключение. 14
Литература. 15
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно быласнята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новыхгосударственных границ — возможно, и не рассматривавшихся сторонами какокончательные — означало необходимую Советской России передышку. По окончаниигражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировойреволюции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. IIIконгресс Коминтерна (июнь—июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострениемежимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадутблагоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спадреволюционного движения в Европе. В ожидании нового подъема Ленин поставил воглаву угла задачу мирного строительства Советского государства.
В 20-е гг. Советская странанормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировоесообщество. Существенно, что этот процесс происходил на условиях Советскогогосударства, которое, с одной стороны, отказалось платить долги царскогоправительства, но не отказалось от роли мирового центра революционного движения— с другой. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политикиозначала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений.
Цель настоящей работы –охарактеризовать особенности внешней политики молодого советского государства в20-е годы.
1. ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Завершение гражданской войныпобедой большевиков и установление советской власти почти на всей территориибывшей царской России создали благоприятные условия для международнойдеятельности советского правительства. В то же время «революционная война»,которую большевики пытались перенести в Европу (ярким примером тому былафактически проигранная Советской Россией советско-польская война), и поддержкарабочих революций в европейских странах (прежде всего в Германии и Венгрии)завершились неудачей. Надежды лидеров большевиков на мировую коммунистическуюреволюцию не были реализованы. После поражения всеобщей забастовки в Гамбурге в 1923 г. призывы к мировой революции были сняты с повестки дня. Невозможностьрешить проблему победы над империализмом в ближайшее время военным путемпоставила перед советским руководством задачу нормализации отношений с внешниммиром.
Крайне тяжелое внутреннееположение Советской России, приход к руководству ее внешней политикой прагматическинастроенных специалистов также способствовали изменению внешнеполитическогокурса страны. С 1918 по 1928 г. во главе Народного комиссариата иностранных делстоял потомственный российский аристократ и одновременно профессиональныйреволюционер Г. В. Чичерин, именно благодаря его опыту, квалификации, знаниюмеждународного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствамивзаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно сталиналаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией сталиделать и ведущие западные страны, так как убедились, что советская власть — это«всерьез и надолго».
Эти два встречных процессапривели к тому, что в начале 1920-х гг. предпринимаются осторожные ипротиворечивые шаги в отношении установления и развития дипломатическихотношений между Советским государством и странами Запада. Но с самого началаэтому процессу мешали многие причины. Прежде всего, советское правительствопродолжало активно в различных сферах, в том числе и финансовой, поддерживатькоммунистические и антиимпериалистические национально-освободительные движения.III (Коммунистический) Интернационал, Исполнительныйкомитет (ИККИ) которого находился в Москве, осуществлял руководстводеятельностью революционных организаций, которая в западных странахрассматривалась как подрывная и противозаконная. Кроме того, отказ советскогоправительства оплатить долги царского и Временного правительств вызвал резкоенедовольство в ведущих странах мира. Подобные действия советского руководствабыли открытым вызовом всей мировой практике взаимоотношений, что не позволялозападным лидерам активно идти на сближение.
Как следовало оцениватьвнешнюю политику страны, установившей дипломатические и торговые отношения сдругими государствами и в то же самое время контролировавшей через Коминтерндеятельность национальных компартий, провозгласивших своей конечной цельюдестабилизацию и ниспровержение существующих правительств, с которыми Советскоегосударство поддерживало «нормальные» отношения? Конечно, советская дипломатияотрицала эту вторую сторону своей Политики, утверждая, что Коминтернпредставляет собой международную организацию «частного характера», деятельностькоторой никоим образом не зависит от советского правительства, однако этадвойственность существовала и ставила советское правительство перед лицомнеразрешимой дилеммы. С одной стороны, Советская страна более чем любая другаявеликая держава, нуждалась в международном мире и стабильности, необходимых длявосстановления разрушенной семью годами войны и революций экономики истабилизации своей политической системы. Но в то же время любая стабилизация намеждународной арене уменьшала шансы мировой революции на успех и отнимала уСоветского государства возможность играть на межимпериалистическихпротиворечиях.
Дуализм внешней политикиСоветского государства, обусловленный существованием в ней двух приоритетов —государственных интересов страны и интересов мирового революционного движения,при том, что те и другие интересы могли не совпадать, — привел после смертиЛенина к острой дискуссии между Сталиным, сторонником теории «построениясоциализма в одной стране», и теоретиком всемирной «перманентной революции»Троцким. Надо сказать, что позиции этих лидеров были куда более сложными иутонченными, чем их обычно изображают. Первоначально незначительные расхожденияво взглядах на соотношение интересов Советского государства как такового иинтересов различных коммунистических течений за границей усиливались по меретого, как все более ожесточенной становилась политическая борьба этих лидеровмежду собой, чтобы, в конечном счете, предстать антагонистическими ивзаимоисключающими концепциями.
На фоне этой дилеммы —интересы Советского государства или интересы международного коммунистическогодвижения — каждое поражение, каждая упущенная возможность (неудачноевыступление немецких рабочих в 1923 г.) приводила к политическим конфликтам ивзаимным обвинениям в предательстве идеалов интернационализма, либо, наоборот,в авантюризме и принесении высших государственных интересов страны в жертвуфетишам Революции.
После разгрома «левой», азатем и «правой» оппозиции Сталин разрешил эту дилемму, подчинив интересынациональных компартий и международного коммунистического движения интересамСоветского государства. С трибуны VI конгресса Коминтерна (июль —сентябрь 1928 г.) он заявил, что только тот является истинным революционером,кто готов безоговорочно, открыто, безусловно, защищать Советский Союз. В1929—1930 гг. Коминтерн, где ведущие позиции занимали политические деятели сидеями, зачастую отличными от сталинских, надежно взяли в свои руки такиеубежденные сталинисты, как Мануильский и Молотов. 2. ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА С ЕВРОПЕЙСКИМИСТРАНАМИ
Нормализация отношенийСоветского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще весной— летом 1920 г. в Лондон прибыла делегация, возглавляемая народным комиссаромвнешней торговли Л. Б. Красиным, для ведения переговоров о возобновленииторговых отношений. Причем советской стороне удалось добиться отказа Лондона оттребования немедленного признания Москвой долгов царского и Временногоправительств, которое предстояло рассмотреть на переговорах о заключениимирного договора. Советско-английский торговый договор от 16 марта 1921 г. был одним из первых договоров советской страны с ведущими государствами мира. Вскоре послеэтого, 6 мая 1921 г., было подписано советско-германское временное торговоесоглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т. е. фактически)единственным законным правительством Российского государства. Аналогичныесоглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австралией, Италией, Данией иЧехословакией.
Летом 1921 г. в Поволжье начался голод. Советское правительство обратилось к Красному Кресту и Американскойассоциации помощи (АРА) с просьбой о поддержке. Вопрос об оказании содействиясоветской стране рассматривался в октябре 1921 г. на Брюссельской конференции глав ведущих западноевропейских государств. Конференциярекомендовала правительствам предоставить Советской России кредиты для борьбы сголодом лишь при условии признания ею долгов старых правительств и допускакомиссии для контроля за распределением продуктов. В «Декларации о признаниидолгов» от 28 октября 1921 г. советское правительство выразило готовность вестипереговоры о взаимных требованиях, признании довоенных долгов при условиизаключения с Советской Россией мира, признания ее другими странами ипрекращения действий, угрожающих безопасности советских республик. Дляобсуждения этих вопросов предлагалось созвать международную экономическуюконференцию. На заседании Верховного Совета союзных держав 6 января 1922 г. в Каннах была принята резолюция о созыве такой конференции.
Международная экономическая ифинансовая конференция прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. В ней приняли участие представители 29 стран: РСФСР, Великобритании, Франции, Италии,Бельгии, Японии, Германии и др. США представлял в качестве наблюдателя посол вИталии. Попытка советской делегации во главе с Г. В. Чичериным поставить наобсуждение проблему разоружения была отклонена другими делегациями. Позициязападных держав включала следующие требования: уплату всех долгов царского иВременного правительств; возвращение иностранцам национализированнойсобственности или вознаграждение за нанесенный ущерб или утрату имущества;предоставление иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой иэкономической деятельностью с правами, которые они имели в других государствах.Западные страны предполагали создать комиссию по долгам России, которая должнаследить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированнойсобственности.
Контрпретензии советскойстороны включали возмещение ущерба, причиненного интервенцией и блокадой (39 млрд.золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советскиепретензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласномеждународному праву.
К обоюдному согласию прийтине удалось. Поэтому было принято решение передать рассмотрение всех спорныхвопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня — 19 июля 1922 г. Основными вопросами на ней по-прежнему были: предоставление займовРСФСР и возвращение Россией всех долгов и национализированной иностраннойсобственности. Советская делегация пошла на уступку, которая заключалась в том,что Москва соглашалась предоставить бывшим владельцам долгосрочные концессии наих бывшую собственность. Но она была расценена как недостаточная. Гаагскаяконференция 1922 г. также закончилась безрезультатно.
2 —12 декабря 1922 г. в Москве по инициативе Кремля проходила конференция по сокращению вооружений, в которойприняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР.Предложения Советского государства о сокращении армий стран — участницконференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты.
Участие СССР в Лозаннскоймирной конференции (20 ноября 1922 г. — 24 апреля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, такжепродемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран.Ведущие государства мира, прежде всего Англия и Франция, первоначально нехотели даже приглашать советскую делегацию, а когда ее, по настоянию Москвы,пригласили, то допустили только в комиссию, рассматривающую вопросы очерноморских проливах. Советское предложение о закрытии черноморских проливовдля прохода военных судов всех стран, за исключением Турции, не соответствовалореальному положению вещей и соотношению сил и было отвергнуто даже Турцией.Лозаннская конвенция была составлена на основе английских предложений ипредусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран.Несмотря на явную невыгодность данного положения для Советского Союза, егоделегация подписала конвенцию, но советское правительство отказалось еератифицировать.
Более результативно, всоответствии с ленинской концепцией использования «межимпериалистическихпротиворечий на международной арене», складывались для СССР двусторонниеотношения. Так, в ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло16 апреля 1922 г. произошел «прорыв империалистической блокады СоветскойРоссией», подписан двусторонний советско-германский договор. Рапалльскийдоговор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР иГерманией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов насодержание военнопленных. Германия отказывалась от претензий государства ичастных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализированнойиностранной собственности в Советской России «при условии, что правительствоРСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств».Заключение этого договора было расценено в европейских столицах как попыткаподорвать Версальско-Вашингтонскую международную систему, которая складываласьв послевоенном мире и основывалась на ущемлении статуса Германии после еепоражения в Первой мировой войне и на исключении большевистской России «изсемьи цивилизованных народов». 12 октября 1925 г. подписывается советско-германский торговый договор и консульская конвенция, а несколько ранеедостигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредитав 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии. 24 апреля 1926 г. СССР и Германская Республика подписали договор о ненападении и нейтралитете. В том же 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, частично гарантированныйгерманским правительством.
Значительно сложнеескладывались отношения Советской России с Великобританией. Это было вызвано,прежде всего, тем, что Великобритания была страной-победительницей и активноучаствовала в создании Версальско-Вашингтонской международной системыпослевоенного мира, в то время как Германия была побежденной стороной, лишенноймногих международных политических прав. Несмотря на подписание в 1921 г. советско-английского торгового соглашения, отношения двух стран оставались крайненапряженными. Проявлением этого стали события мая — июня 1923 г. 8 мая английский официальный дипломатический агент в Москве Р. М. Ходжсон вручил заместителюнаркома иностранных дел М. М. Литвинову меморандум, содержащий рядультимативных требований (так называемый «ультиматум лорда Керзона»). Документвключал следующие пункты: прекращение подрывной деятельности в Иране иАфганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах;прекращение религиозных преследований в Советском Союзе; освобождениеанглийских рыболовных траулеров, которые, по утверждению Москвы, вели промыселв советских территориальных водах. Английское правительство потребовало от СССРвыполнения всех требований в 10-дневный срок. Советское правительстворазвернуло, с одной стороны, интенсивную антианглийскую пропагандистскуюкампанию, а с другой — опасаясь дальнейшей эскалации напряженности, пошло наудовлетворение основной части английских требований. Напряженность в конфликтестала уменьшаться, а окончательно он был урегулирован в июне 1923 г.
2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. По предложению англичан стороны обменялись непослами, а поверенными в делах, что представляло более низкий уровеньдипломатических отношений. В результате работы англо-советской конференции 8августа 1924 г. были подписаны Общий договор и договор о торговле имореплавании. Согласно Общему договору СССР согласился частично возместитьдолги царского правительства в отношении английских подданных, а также начатьпереговоры о частичной компенсации за национализированную собственность.Великобритания, в свою очередь, признавала монополию внешней торговли СССР иобещала предоставить ему режим наибольшего благоприятствования в торговле. Нопришедший в октябре 1924 г. на смену лейбористскому консервативный кабинет нератифицировал эти договоры и отказался продолжать переговоры с СССР.
Серьезное обострениесоветско-английских отношений произошло в 1926 г. во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков 1 мая 1926 г. Советское правительство через профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощьФедерации горняков Великобритании (с мая 1926 г. по март 1927 г. в фонд помощи поступило 16 млн. инвалютных рублей). Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. — в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волнаантисоветских выступлений, в том числе совершен налет английской полиции налондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), цельюкоторого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговоесоглашение 1921 г.
С другими странамиподдерживались более стабильные отношения. 7 февраля 1924 г. устанавливаются дипломатические отношения между Италией и СССР и подписываетсясоветско-итальянский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией,Данией. 28 октября устанавливаются дипломатические отношения на уровне послов сФранцией; в январе 1925 г. — дипломатические и консульские отношения с Японией.28 сентября 1926 г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавшийРижский мирный договор 1920 г.
Из великих держав только СШАне установили в 1920-е гг. дипломатических отношений с СССР и отказались вести какие-либопереговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.
3. ПОЛИТИКА СССР В ОТНОШЕНИИ АЗИАТСКИХ СТРАН
СССР стал проводить все болееактивную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных.Советская дипломатия полагала, что рост национального сознания в Азии и наВостоке дает мощный импульс для расшатывания «основ западного империализма»,который неизбежно приведет к победе в Европе социалистической революции.
Опираясь на национально-освободительноедвижение в Китае, возглавляемое Народной партией (Гоминьдан), и рядпатриотических движений на севере страны, СССР попытался усилить здесь своевлияние. В марте 1923 г. по просьбе лидера Гоминьдана Сунь Ятсена из СССР вЮжный Китай была направлена группа военных и политических советников, которыеоказали практическую помощь в создании политической и военной структурыГоминьдана на территории, которую тот освобождал. Помогая Сунь Ятсену, а затеми Чан Кайши, сменившему последнего после его смерти в 1924 г., советское руководство надеялось превратиться в ведущую силу в новом Китае. Эту же цельпреследовало и создание в 1921 г. Коммунистической партии Китая, котораяпредполагалась как контролирующая организация в отношении Гоминьдана.
Отказ Чан Кайши отсотрудничества с СССР в 1927 г., высылка советских специалистов и начало борьбыс КПК привели к разрыву всех отношений между СССР и Гоминьданом, который в 1928 г. стал правящей партией объединенного Китая. В начале 1920-х гг. Москва налаживала отношения ис другими региональными и центральными правительствами в Китае. 31 мая 1924 г. СССР устанавливает дипломатические и консульские отношения с пекинским (центральным)правительством Китая, против которого вел войну Гоминьдан.
Основной задачей советскойвнешней политики в Центральной Азии и на Среднем Востоке было создание надежнойзоны советского влияния против западных держав, и, прежде всего Англии, насвоих южных границах. Уже 16 марта 1921 г. в Москве был подписан советско-турецкий договор «о дружбе и братстве», который серьезно подкреплял режимоснователя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля (Ататюрка). Затем 17декабря 1925 г. подписывается договор о дружбе и нейтралитете, а в 1927 г. и торговый договор с Турцией, благодаря которым значительно упрочились позиции СССР наБлижнем Востоке. Подобные же международные обязательства содержались в договорео дружбе от 28 февраля 1921 г. и договоре о нейтралитете и взаимном ненападенииот 31 августа 1926 г. с Афганистаном, что позволило создать благоприятныевнешнеполитические условия для борьбы против вовлечения этой страны в«антисоветские комбинации». Наконец 1 октября 1927 г. был заключен договор о гарантии и нейтралитете, торговое и другие соглашения экономическогохарактера с Персией (Ираном), а 1 ноября 1928 г. договор о дружбе и торговле с Йеменом. Все это создало надежный дипломатический барьер против экспансии Западана южных рубежах Советского Союза.
В середине 1920-х гг. СССРуспешно развивал контакты с другими азиатскими странами. Так, в 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Хиджазом (ныне одна из областей СаудовскойАравии).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершение гражданской войныпобедой большевиков и установление советской власти почти на всей территориибывшей царской России создали благоприятные условия для международнойдеятельности советского правительства. Попытки установления межгосударственныхотношений с Россией стали делать и ведущие западные страны.
В начале 1920-х гг.предпринимаются осторожные и противоречивые шаги в отношении установления иразвития дипломатических отношений между Советским государством и странамиЗапада. Нормализация отношений Советского государства с европейскими странаминачалась с торговли. В 1922 г. произошел «прорыв империалистической блокадыСоветской Россией», подписан двусторонний советско-германский договор. 2февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией,Данией. 28 октября устанавливаются дипломатические отношения на уровне послов сФранцией.
СССР стал проводить все болееактивную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных.Основной задачей советской внешней политики в Центральной Азии и на СреднемВостоке было создание надежной зоны советского влияния против западных держав, и,прежде всего Англии, на своих южных границах.
В целом, 1920-х гг.международное положение СССР и его влияние на мировой арене значительновозросли. Более того, в условиях мирового экономического кризиса возможностьсилового воздействия великих держав на политику Москвы значительно ослабла.Именно это позволяло Советскому Союзу, опираясь на идеологический лозунгпостроения «мировой социалистической республики», оказывать существенноевлияние на активизацию мирового коммунистического движения. Для этого активноиспользовались открытые дипломатические каналы и проводились разведывательныеоперации под эгидой Коминтерна.
ЛИТЕРАТУРА
1.        Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы. — М., 1997.
2.        Верт Н. История советскогогосударства. 1900 – 1991.  – М., 2001.
3.        Зуев М. Н. Отечественная история.Книга 2: Россия в XX — начале XXI века. — М., 2005.
4.        Исаев И. А. Истории отечества. –М., 2003.
5.        История России. / Под ред. А. А.Радугина. – М., 2000.
6.        Орлов А.С., Георгиев В.А. и др.История России с древнейших времен до наших дней. — М., 1999.
7.        Рыбаков С.A, A.M.Сахаров, А.А. Преображенский, Б.И. Краснобаев История СССР. – М., 1991.
8.        Тютюкин С.В. Война, мир,революция. – М., 1972.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гендерні стереотипи в культурі
Реферат Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России
Реферат Методическая разработка линейка
Реферат Особенности развития банковской системы России
Реферат Основні форми впливу держави на соціально-економічний розвиток країни
Реферат Анализ факторов цнообразования на примере конкретного предприятия
Реферат Медицинская служба полка 2
Реферат Футуристы
Реферат Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"
Реферат Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением активного сопротивления индуктивности
Реферат Совместимость в творческом коллективе
Реферат Строительство и наладка систем обеззараживания питьевой воды
Реферат Сократ и Платон: фундамент классического этапа древнегреческой философии
Реферат Теоретическая механика (шпаргалка)
Реферат Аудиторські послуги. Аудит матеріальних засобів. Аудиторська перевірка показників "незавершеного виробництва"