Особенности морского права
Понятие международного морского права
Международное морское право представляет собой развитую систему норм, определяющих статус морских пространств, их дна и ресурсов, порядок пользования ими. Это одна из древнейших отраслей международного права, но в наше время она преобразилась в соответствии с требованиями жизни. В 1958 г. были приняты четыре Женевских конвенции по морскому праву: об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались нерешенными.
Это потребовало созыва новой конференции, которая продолжалась 10 лет и в 1982 г. приняла Конвенцию по морскому праву, которая пока не вступила в силу, не собрав необходимого числа ратификаций. Главная причина в несогласии ряда морских государств с установленным ею режимом морского дна. СССР подписал, но не ратифицировал Конвенцию.
Конвенция подтвердила давний принцип морского права — свободу открытого моря, в соответствии с которым открытым морем могут свободно пользоваться на основе равноправия все государства, разумеется, в рамках международного права. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Режим открытого моря охватывает свободу судоходства, включая военное, свободу рыбной ловли, научных исследований и др., при условии уважения прав и законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Свобода открытого моря определяет и свободу воздушного пространства над ним.
Конвенция также отразила влияние на морское право основных принципов международного права. Принцип неприменения силы нашел отражение в принципе мирного использования моря. Разные авторы неодинаково формулируют принципы Конвенции. Проф. А.П. Мовчан кроме отмеченных относит к ним также принципы: общего наследия человечества, рационального использования и сохранения живых морских ресурсов, охраны морской среды. Конвенция внесла существенные новеллы и в конкретные институты и нормы. Сделала общепризнанным 12-мильный предел территориального моря, ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы. Но самое важное нововведение состоит в установлении режима исследования и эксплуатации ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции.
Территориальное море и прилежащая зона
Территориальное море — полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Иначе говоря — это часть государственной территории (территориальные воды). Выделяются эти воды в особую категорию в силу специфики их режима. Суверенитет в данном случае осуществляется с соблюдением норм международного права, определяющих их режим. Своеобразный компромисс между суверенитетом и интересами международного судоходства.
Конвенция установила предельную ширину территориального моря — 12 морских миль. Большинство государств приняло максимальную ширину. Вместе с тем 32 государства, в основном морские державы, придерживаются ранее существовавшего предела — 3 мили, а более 10 государств претендуют на 200-мильные воды. Закон о Государственной границе РФ 1993 г. подтвердил традиционную для страны 12-мильную ширину. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равноотстоящей линией.
Что же касается особенностей территориального суверенитета в данном случае, то они состоят в предоставлении судам всех государств права свободного прохода. Проход должен быть непрерывным и быстрым, а также мирным. В отношении военных кораблей может быть установлено правило о предварительном уведомлении. Подводные лодки следуют на поверхности и поднимают свой флаг. При проходе суда должны соблюдать установленные прибрежным государством правила, соответствующие международному праву. Дополнительные меры безопасности устанавливаются для судов с ядерными двигателями или перевозящими ядовитые грузы. Общеизвестны аварии танкеров в территориальном море, в результате которых был нанесен большой ущерб прибрежным государствам.
Уголовная юрисдикция государства распространяется на иностранное судно, проходящее через его территориальные воды только в том случае, если преступление затрагивает интересы этого государства, его граждан. Основанием может служить также просьба капитана, дипломатического представителя либо консула об оказании помощи. Особо выделяется такое основание, как пресечение незаконной торговли наркотиками. Если же иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод государства, то последнее может принимать любые меры для ареста или расследования на борту судна. Что касается гражданской юрисдикции, то она возможна в случае, если речь идет об обязательствах или ответственности, связанных с проходом через воды прибрежного государства. При нарушении военным кораблем законов прибрежного государства последнее может потребовать немедленного выхода из территориального моря. Не только военные корабли, но и другие государственные суда, не эксплуатируемые в коммерческих целях, обладают иммунитетом. Ответственность за причиненный ими ущерб несет государство флага. Прилежащая зона — полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории, включая территориальное море. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной, санитарной зоне. В этом случае мы имеем дело с одним из примеров ситуации, когда международное право расширяет юрисдикцию государства во имя обеспечения его интересов. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и территориальные воды. Иначе говоря, последние как бы включаются в прилежащую зону, но со своим режимом. Некоторые страны определили ширину зоны в 18 миль, а США в 12 миль.
Проливы
Морские проливы имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Велико их значение и для военного судоходства, особенно крупных морских держав. Не случайно США практически в ультимативной форме поставили на Конференции по морскому праву вопрос о максимальной свободе прохода военных кораблей через проливы. Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы.
В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями. Примером могут служить Черноморские проливы.
Режим Черноморские проливов определен Конвенцией, подписанной в Монтрё в 1936 г. Он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Для нечерноморских государств установлены и другие ограничения в от-. ношении прохода военных кораблей в Черное море.
Режим международных проливов представляет еще один пример изъятия из суверенной юрисдикции во имя обеспечения общих интересов, в данном случае интересов международного судоходства. Проливы, их берега и воды входят в состав государственной территории. Однако суверенитет осуществляется с ограничениями, установленными международным правом в отношении свободного прохода морских судов и летательных аппаратов, который должен быть прямым и не наносить ущерба прибрежным государствам. В пределах, установленных международным правом, эти государства могут принимать правила, относящиеся к транзитному проходу. Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.
Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от той же береговой линии, от которой исчисляется ширина территориального моря. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. В данном случае имеет место новое явление, когда государство обретает суверенные права на международное пространство благодаря международному праву. Как известно, в других случаях права государства вытекают из его суверенитета.
Правда, эти права носят специальный характер. Речь идет о правах в целях разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и его недрах. Прибрежное государство обладает правом управления экономической деятельностью в зоне. Из этого видно, что концепция ИЭЗ носит исключительно экономический характер и не означает полной юрисдикции прибрежного государства, что отражено и в ее названии.
Юрисдикция этого государства распространяется также на создание и эксплуатацию искусственных островов, на проведение научных исследований, на защиту морской среды. При этом должны учитываться права других государств.
Искусственные острова находятся под полной юрисдикцией прибрежного государства. Вокруг них может быть установлена зона безопасности не свыше 500 метров. Искусственные острова и сооружения не обладают статусом островов и потому не имеют своего территориального моря и континентального шельфа. Правовой статус искусственных островов и сооружений приобрел большое значение в связи со все более широким использованием их для нефтедобычи.
Юрисдикция прибрежного государства в ИЭЗ состоит в том, что в рамках осуществления предоставленных ему прав оно может производить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Но при этом арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания. Иное положение может быть установлено только договором. Такое соглашение имеется у России с Японией. В соответствии с ним российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы; передает его японским властям, которые обязаны провести судебное или административное разбирательство. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство флага судна о принятых мерах.
Континентальный шельф
Континентальный шельф — естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра.
Согласно Конвенции прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Думается, что формула «суверенные права», как и в случае с ИЭЗ, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом. В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе. Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с 1969 г., с решения по делам о континентальном шельфе Северного моря (ФРГ — Дания, ФРГ — Нидерланды) Международный Суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, т. е. шельф делился посредине. Вместе с тем, Суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. «Справедливость не всегда означает равенство». Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости. Конституция РФ отнесла к ведению Федерации определение статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (п. «н» ст. 71). В 1995 г. был принят Закон о континентальном шельфе РФ^ Закон определил статус континентального шельфа в соответствии с «общепризнанными принципами и нормами международного права». Установлены правила разведки и разработки минеральных ресурсов, а также изучения и использования живых ресурсов. Особые права в отношении живых ресурсов предоставлены коренным малочисленным народам Севера и Дальнего Востока РФ, а также всему населению этих регионов, проживающему на территориях, прилегающих к морскому побережью. Отдельные главы посвящены порядку создания искусственных сооружений, прокладке подводных кабелей и Трубопроводов; научным исследованиям; защите минеральных и живых ресурсов; захоронению отходов и других материалов. Установлена система платежей за пользование шельфом, а также порядок охраны. Координация всех сил органов охраны возложена на пограничную службу. Споры между физическими и юридическими лицами относительно реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе решаются в административном порядке или в судах РФ.--PAGE_BREAK--
Открытое море
Открытое море образуют все части моря, которые не входят в ИЭЗ, в территориальное море или внутренние воды государств. К ИЭЗ режим открытого моря применяется с отмеченными ранее ограничениями. Несмотря на все изменения, основой морского права остается принцип свободы открытого моря, правда, с немалым числом новых моментов. Свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права государств определяются только международным правом. Свобода открытого моря означает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные сооружения, свободу рыболовства и научных исследований. Правомерным является использование открытого моря в мирных целях. Национальность судна определяется его флагом. Условия получения права на флаг устанавливаются законами государства. При этом связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Известно, что некоторые государства за плату весьма легко предоставляют свой флаг (особенно Либерия и Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов под своим флагом. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов. В начале 1996 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Эмпресс». Из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Утечка была отнесена к десятке тяжелейших катастроф такого рода. Встал вопрос об ответственности. Оказалось, что танкер перевозил английскую нефть. Судно было построено в Испании, принадлежит норвежской компании, зарегистрировано на Кипре, управляется шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, укомплектовано русским экипажем и плавает под либерийским флагом. Такого рода многонациональные варианты получили широкое распространение.
Каждое государство обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Оно также должно предпринимать все меры для обеспечения соблюдения общепринятых международных правил и практики.
Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом. В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага. Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства. Любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказать их. Пиратские действия, совершенные военным кораблем или воздушным судном, захваченным мятежным экипажем, приравниваются к действиям, совершенным частным судном. Во всех случаях захват осуществляется только судами, состоящими на службе правительства. Кроме того, состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказываются необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки. Допускается «преследование по горячим следам» в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальных водах и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.
Острова имеют свое территориальное море, прилежащую зону и т. д. Скалы, непригодные для поддержания жизни человека, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа.
Особое положение занимают замкнутые и полузамкнутые моря. Примером полузамкнутого моря является Черное море, сообщающееся с другим морем через узкий пролив. Примером замкнутого моря может служить Каспийское море, море-озеро, не имеющее связи с открытым морем. До распада СССР оно было советско-иранским морем, которым пользовались только эти прибрежные государства и на него не распространялся режим открытого моря. Появление на берегах Каспия ряда независимых государств поставило вопрос об установлении нового режима. Режим такого рода морей определяется соглашением прибрежных государств. Не имеющие выхода к морю государства обладают правом на доступ к морю и на свободу транзита к нему. Условия транзита согласовываются с государством, по территории которого пролегает транзитный путь.