Реферат по предмету "Педагогика"


Модель двигательной активности в детском саду

В наши дникаждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что жекасается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этомговорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможнопредставить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижныхдетей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, неговоря о школьниках. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредноевоздействие гиподинамии. Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленькимдетям?
Физиологисчитают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полноеудовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когдаформируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты иврачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение –это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшеелечебное средство.
По мнениюпсихологов: маленький ребёнок – деятель!.. И деятельность его выражается преждевсего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступаетв мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – одиниз показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Все известныепедагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средствовоспитания.
Двигаясь,ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действоватьв нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительностималенького ребёнка.
Задачасоздания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физическиздоровыми и крепкими является одной из важнейших. Нам, работникам дошкольныхучреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый вотдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования кдетям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокойморалью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболееважных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, являетсядвигательная активность детей. Именно это направление было выбрано нашимипедагогами для экспериментальной деятельности, в ходе которой мы пытаемсяответить на важные для нас вопросы:
·          Как помочьдошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
·          Как научить ихвладеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
·          Какие новые формыработы необходимо разработать?
·          Какзаинтересовать детей, педагогов и родителей?
·          Как сделатьработу эффективной?
Начали мы этуработу с углубленного изучения различных современных программ, таких как:«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стёркиной, «Я – человек»С.Козловой, «Здравствуй» М.Лазарева, «Движение день за днём» М.Руновой,«Здоровый дошкольник» Ю.Змановского… Все программы направлены на охрану иукрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Заоснову мы взяли двигательную активность как источник здоровья детей.
Нами былиопределены основные направления работы:
·          создание условийдля развития двигательной активности и оздоровления ребёнка;
·          разработкакомплексной системы оздоровления и воспитания дошкольников в ДОУ черездвигательную активность;
·          осуществлениетесного взаимодействия ДОУ, семьи, социума.
Были выделеныосновные задачи в трёх сферах работы. В сфере работы с детьми ими стали:
1.        Сохранение иукрепление физического и психического здоровья воспитанников;
2.        Формирование увоспитанников привычки к здоровому образу жизни;
3.        Формированиенавыков безопасного поведения;
4.        Развитиепознавательного интереса детей.
Задачамиработы с педагогами были определены:
1.        Повышениекомпетентности педагогов в вопросах организации оздоровительной работы;
2.        Мотивацияпедагогов на улучшение качества организации оздоровительной работы.
В работе сродителями решались следующие задачи:
1.        Повышениекомпетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы;
2.        Привлечение семейк участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.
Первым шагомдля успешной реализации эксперимента стало создание условий для развития иоздоровления детей.
В детскомсаду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём, физкультурныезоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Участок детскогосада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды,скамейки, горки, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.
В центреимеется физкультурная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий идвигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговаядорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты,гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, стойки дляметания в цель, скобы для перепрыгивания в цель, перешагивания, разновысотныестолбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеетдостаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки,клюшки, спортивные игры).
Созданиездорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценноговоспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей кдвигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь,дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём.И следующий задачей нашей инновационной работы стала разработка графика работыпо двигательной активности детей в течение дня. Для этой работы были привлеченывсе работники детского сада: заведующая, старший воспитатель, инструктор пофизической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, врач, медсестра. Всвоей работе мы исходили из того, что только двигательная активность, закаливаниеобеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.
Поэтому оченьважно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети какможно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия вдетском саду проводятся теперь ежедневно в соответствии с графиком двигательнойактивности. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формыфизкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.
Мы ввели всаду вторую зарядку после сна – «гимнастику пробуждения». Упражненияначинаются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивают гимнастикуходьбой по " дорожкам здоровья". Также ввели профилактическуюгимнастику ежедневно перед прогулкой, перед сном, в свободной деятельности. Ежедневновоспитатели проводят дозированные бег и ходьбу на прогулке утром и вечером. Намузыкальных занятиях особое внимание уделяется развитию движений под музыку.Для этого используются ритмические, хороводные, музыкальные коммуникативные ипальчиковые игры, игры с пением. Кроме этого проводили спортивные иоздоровительные досуги, физкультурные праздники.
Двигательнаяактивность является важнейшим компонентом образа жизни и поведениядошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, отуровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальныхособенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма.Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью,бодростью духа и высокой работоспособностью.
Понимая, чтовопрос двигательной активности как здоровьесберегающей основы физическоговоспитания детей – важен, сложен и многогранен, особое внимание следует уделятьпланированию. Мы планируем двигательную активность по этапам. Этап – этоусловное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеетсвои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы иформы двигательной активности дошкольников.
1-ый этаппедагогического процесса— " Утро " — самый насыщенный воспитательно-оздоровительнымизадачами. Утром стараемся планировать игры малой или средней активности. Но вто же время при планировании подвижных игр мы обязательно учитываем, какиезанятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой(математика, развитие речи, ИЗО), то планируем игры средней и большейподвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойнуюокончательную игру.
Длязакаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярнойфизической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата идыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её мы проводим вразличной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различныхпредметов, ритмическая гимнастика.
Положительныйоздоровительный эффект возможен при регулярном проведении физкультурныхзанятий, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемостии системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являютсяупражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременнымусловием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствиемдетей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.
Дляпредупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамическиепаузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительногостатического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесныеигры.
2-ой этаппедагогического процесса – «Прогулка». В течение дня прогулкаорганизуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время дляпроведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельнойдвигательной активности.
Кпланированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игрыдля прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные видыдвижений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательныеигровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетныеигры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры-эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.
Дозированныебег и ходьба напрогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости,наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулкирекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с ), после чего перейти на ходьбу.
Перед дневнымсном следует проводить релаксационные упражнения. Онииспользуются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные видыактивности.
3-ий этаппедагогического процесса «Вторая половина дня».
Основнаяпедагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра сноваприйти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группеположительный эмоциональный настрой.
Последневного сна в каждой группе воспитатели проводят бодрящую гимнастику. Онасостоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постелиповерх одеяла. В старших группах воспитатели добавляют самомассаж. Детипросыпаются, затем выполняют упражнения в постели, потом встают на массажныековрики и по «дорожкам здоровья », расположенным на полу, идут доумывальной комнаты.
Во вторуюполовину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательнойдеятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть вовсех группах.
Итак, нетзадачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования имедицины. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать привзаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависитот обстановки, которая его окружает дома. И положительный результатоздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Для родителеймы проводим консультации, групповые и общесадиковые родительские собрания, гдевыступаем с докладами, приглашаем врача, медсестру, инструктора по физическомувоспитанию. В каждой группе имеются «родительские уголки», на которыхпомещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятийпытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основыфизического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формированияздорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат ипример родителей; что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе,лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.
Необходимо,чтобы все участники педагогического процесса – педагоги, дети, родители – быливовлечены в совместную деятельность, осуществляя взаимопроникновение семьи идетского сада. Ведь только при таком взаимодействии можно действительно достичьбольших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей.
На основерезультатов своей работы мы можем утверждать, что вести работу по развитиюдвигательной активности детей необходимо и важно. Двигательная активность –биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровьедетей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность являетсяпроизводной не только от индивидуальных особенностей детей, но и отдвигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Систематическаяразвивающая физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ, осуществляемая всоответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимыхрезультатов.
Движения,даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, котороеявляется высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну изнаиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательноетворчество раскрывает ему моторные характеристики собственного тела, формируетбыстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учитотноситься к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основноесредство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, спомощью которой дети входят в ситуацию(сюжет), через движения тела учатсяпередавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создаватьновые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того в процессе двигательнойдеятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё«Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достиженияпоставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностныекачества, как самоуважение, совесть, гордость.
Разработанныйв нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышениефизических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения,закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивлениепростудным и инфекционным заболеваниям.
Будемнадеяться, что внедряемая нами модель двигательного режима дошкольника,включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволитсформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активностидетей в дошкольном учреждении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Використання засобів народної педагогіки у всесторонньому вихованні дошкільнят
Реферат Разрешительный порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации отдельных категорий товаров
Реферат 3. Функции и методы экономической теории
Реферат Ассортиментная политика фирмы 2
Реферат Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века
Реферат Геоэкологические условия размещения агрогородков Гомельской области
Реферат История невеликих изобретений
Реферат " Гора родила мышь" так можно охарактеризовать итоги завершившейся в Копенгагене конференции ООН по проблемам изменения климата
Реферат Организация работы отделения дороги и определение показателей его работы
Реферат Никита Сергеевич Хрущев 2
Реферат Аудит расчетов с подотчетными лицами 14
Реферат Учет денежных средств на расчетных счетах
Реферат Racism In The Adventures Of Huckleberry Finn
Реферат Фибромиома матки
Реферат Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций