Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Последовательность, основные этапы проведения аудита

Министерство образования и науки Республики казахстан
Карагандинский экономический УниверситетКазпотребсоюза/>/>/>Кафедрабухгалтерского учета и аудита
Курсоваяработа
подисциплине: «Аудит»
на тему: «Последовательность,основные этапы проведения аудита»
Выполнила:
ст-кагр.УА-22 (в/о) 005.07
БаланескуИ.А.
г. Караганда,ул. Гоголя,35-28
Проверил:к.э.н., доцент
Березюк В.И.
Караганда –2008
/>Содержание
/>

Введение
1. Методологияи основные этапы проведения аудита
1.1 Заключение договора напроведение аудита и общее изучение деятельности предприятия
1.2 Основные этапы проведенияаудита
1.3 Планирование аудита исоставление программы аудита
2. Последовательностьпроведения аудиторской проверки учета материальных запасов на предприятии ТОО«Аркада-Индастри»
2.1 Этапы общего изучения ипредварительного ознакомления с деятельностью предприятия
2.2 Этап планирования исоставления программы аудита
2.3Процедуры аудиторской проверки материальных запасов
3. Аудиторскоезаключение. Анализ результатов аудита
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение
/>

ВПослании Президента Казахстана народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” наНовом этапе развития Казахстана» в качестве главных приоритетов нового этапавсесторонней модернизации Казахстана определены 30 важнейших направлений нашейвнутренней и внешней политики.
Однимиз направлений является обеспечение нового уровня устойчивости и конкурентоспособности финансовой системыРеспублики Казахстан в условиях либерализации[1].
Однимиз наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовыйконтроль. Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в областиобразования и использования денежных средств государства и иных экономическихсубъектов в целях эффективного социально-экономического развития страны иотдельных регионов.
ВРеспублике Казахстан финансовый контроль осуществляется в виде государственногофинансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадиистановления и постепенного совершенствования в соответствии с потребностямиправового государства.
Всистеме финансового контроля в условиях рыночной экономики важное местоотводится аудиторским организациям, призванным осуществлять независимуюэкспертизу и анализ финансовой отчетности организаций и предпринимателей.
Деятельностьаудитора специфична и предполагает наличие высокой квалификации, характеризующейсяглубокими знаниями теоретической и методологической базы, а также практическимопытом.
Работааудитора — это строго организованный процесс, которому присущи определенныеэтапы и порядок ведения и составления документации проведения аудиторскихпроцедур. Практика аудита различает следующие этапы: общее изучение,предварительное ознакомление, планирование аудита, системное изучение,выполнение аудита, составление отчета по результатам аудита.
Всяпоследовательность и отдельно каждый этап практической работы аудитора долженсоответствовать методологической основе проведения аудита на основемеждународных стандартов аудита в Казахстане. Роль и значение этих основсвязаны с требованиями, которые выдвигаются международным сообществом к ведениюучета и проведению аудита.
Всемвышеперечисленным определяется актуальность темы курсовой работы.
Целькурсовой работы заключается в изучении последовательности и основных этаповпроведения аудита.
Всоответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:
- исследовать общую методологию иосновные этапы проведения аудита;
- провести анализ последовательностиаудитосркой проверки на материалах действующего предприятия;
- рассмотреть методику и практикусоставления аудиторского заключения.
Объектомисследования послужило предприятие ТОО «Аркада-Индастри», осуществляющее своюдеятельность в сфере добычи и реализации нерудных строительных материалов.
Теоретическойи методологической основой Законы Республики Казахстан, постановленияправительства Республики Казахстан, монографические труды отечественных изарубежных ученых, специализирующихся в области учета и аудита.
1. Методология и основные этапы проведения аудита1.1 Заключение договорана проведение аудита и общее изучение деятельности предприятия
Аудит -особая, самостоятельная и независимая организационнаяформа финансового контроля. Аудиторство — неотъемлемая часть инфраструктурырынка. Во всех странах мира с рыночной экономикой существует институт аудитасо своей правовой и организационной инфраструктурой. В Республике Казахстанпервая аудиторская фирма былa организованав 1990 году решениемПравительства. Аудиторская деятельность в Казахстане регулируется Законом РК от20 ноября1998 года «Об аудиторской деятельности», определяющим еекак вид предпринимательской деятельности.
Аудиторская деятельность (аудит) в Казахстане представляет собойпредпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлениювневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документовбухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств итребований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо,проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия заопределенный период [2, с.11]. Аудитор отличается от ревизора по своейсущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом,по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.
При проведении аудиторской проверки на предприятии аудитор долженруководствоваться следующими законодательно – нормативными актами:
- Законом Республики Казахстан«Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» от 20 ноября 1998года;
- Законом Республики Казахстан «Обухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.07;
- Кодексом Республики Казахстан «Оналогах и других обязательных платежах в бюджет» от 31 декабря 2006 года.
- Международными стандартамифинансовой отчетности;
- Стандартами аудиторскойдеятельности №7 от 30.12.99 г.;
- Рабочим планом счетовбухгалтерского учета, утвержденным Инструкцией по разработке Рабочего планасчетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии сМеждународными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г.№426).
Отношениямежду аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основедоговора в соответствии с законодательством Республики Казахстан [3].
Договорна проведение аудиторской проверки является основным документом, удостоверяющимфакт достижения договоренности между клиентом и аудиторской организацией.Поэтому аудитору необходимо уделить очень серьезное внимание условиямзаключения договора.
Аудиторуследует обсудить с клиентом характер, объемы и временные условия работы спозиции, как себе это видит клиент. Затем необходимо получить представление охарактере аудиторского отчета, что от него ожидает клиент. Не должно оставатьсяв стороне и то, что собирается предпринимать клиент в отношении необходимых, сточки зрения аудитора, действий. [4, с.85]
Договормежду клиентом и аудиторской фирмой должен регулировать следующие нормы:
- своевременность выполнения работпо договору;
- сохранность документации;
- права заказчика во время выполненияработ;
- содействие заказчика;
- конфиденциальность полученнойсторонами информации;
- ответственность аудиторской фирмыза ненадлежащее качество;
- приемка заказчиком работы;
- качество работы;
- пределы и условия использованиярезультатов работ;
- права на результатыинтеллектуального творчества.
Структурадоговора может быть различна, однако его форма в целом должна соответствоватьтиповому договору, рассмотренному в стандартах аудиторской деятельности.
Присоставлении договора в нем должны быть предусмотрены предмет, сроки и местопроведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. При этомусловия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиямЗакона об аудиторской деятельности [5, с.87].
Вдоговоре должен быть предусмотрен размер дополнительной оплаты аудиторскойработы. Бывают случаи, когда в процессе проверки аудитор сталкивается снеобходимостью исследовать вопросы, которые не были предусмотрены двустороннимдоговором между аудиторской организацией и заказчиком. В связи с этим он вправеобратиться к руководству заказчика с просьбой увеличить размер гонорара, но этоможет вызвать конфликт, чего аудитору (аудиторской организации) следуетвсячески избегать. Рекомендуется предусмотреть возникновение дополнительнойработы в двустороннем договоре [4, с.77].
Договормежду аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть по обоюдномусогласию изменен, но при этом они должны договориться о новых условияхсоглашения.
Договормежду аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть не толькоизменен, но и расторгнут. Все зависит от того, кто именно расторгает договор.Если договор заключен годовым собранием акционеров, а расторгает егоадминистрация предприятия, то это незаконно. Во избежание конфликтов в договореследует предусмотреть, что: условием начала работы является перевод заказчикомисполнителю в качестве гарантии аванса в размере 30-50 % предварительносогласованной суммы договора; в случае отказа заказчика от договора водносторонне порядке он обязуется оплатить фактически проделанную работуисполнителя.
Договорможет расторгнуть и аудитор (аудиторская организация) если, во-первых, он неможет согласиться на изменение обязательства и ему не представляетсявозможность выполнить предыдущее обязательство, во-вторых, клиент не соблюдаетдоговорные условия, не выполняет свои обязанности, определенные Законом обаудиторской деятельности. В этих случаях аудитору (аудиторской организации)следует отказаться от проведения проверки и рассмотреть вопрос, согласнодоговору о расторжении его, изложив при необходимости отказ и другим сторонамклиента, например, Совету директоров или акционерам. Аудитор не имеет праваподписывать аудиторское заключение, сертификат или другой документ, требующийподписи официального аудитора, проводящего в соответствии с законодательствомаудиторскую проверку. Любой документ, подписанный им, считаетсянедействительным.
Аудитори клиент должны согласовывать условия обязательства в форме договора иписьма-соглашения, которому должно предшествовать официальное предложениеклиента.
Письмо-соглашениеаудитора своему клиенту согласно международному стандарту аудита «Условиясоглашений по аудиту» документально подтверждает его согласие с поставленнойзадачей и масштабом аудита, степень его ответственности перед клиентом и формупредставления отчета. Письмо-соглашение должно быть передано аудируемомусубъекту до начала аудиторской проверки во избежание неправильного пониманияпринимаемых обязательств. Договор может составляться на долгосрочноеаудиторское обслуживание сроком на один-три года и разовое выполнение каких-торабот, в частности аудиторской проверки.
Формаи содержание писем-соглашений могут быть различными в зависимости от запросовклиентов, но они всегда должны включать ссылку на следующее: цель аудитафинансовых отчетов; ответственность руководства за достоверность представляемыхданных; объем аудита, включая ссылку на действующее законодательство РеспубликиКазахстан, положения или инструкции Палаты аудиторов Республики Казахстан,которых придерживается аудитор; вид заключения, отчета или иного рода обобщенийрезультатов аудиторской деятельности; указание на то, что в связи с тестовымхарактером аудита, риска не выявления существенных неточностей или ошибок вучете, присущими любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля,существует неизбежный риск того, что некоторые неточности могут остатьсянеобнаруженными; обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации илюбой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом.
Работааудитора с клиентами начинается задолго до выполнения собственно аудита. Еслидоговор на аудиторское обслуживание заключается в начале отчетного периода, тоэтап аудита приходится на его окончание и начало следующего периода.
Завремя, предшествующее этому этапу, аудитор начинает формировать свое мнение опредприятии, изучает такие сферы деловой активности, как:
- маркетинг;
- материально-техническоеобеспечение;
- исследовательская деятельность;
- производство;
- реализация продукции [6, с.84]
Аудиторутакже необходимо иметь достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию,производимую фирмой.
Этовызвано тем, что оценка правильности сделок проводится по состоянию уровня центого периода, в котором они были заключены, что связано с особенностями учета вусловиях рынка.1.2 Основные этапыпроведения аудита
Аудиторскаяпроверка строится в определенной последовательности. Наиболее частоупотребляется подход «от общего к частному», то есть, начиная с аудитафинансовой отчетности и заканчивая проверкой данных в первичных документах.Каждый аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей работы исходяиз особенностей аудируемого субъекта и условий договора, заключенного с клиентом.
Вообщепрактика аудита различает следующие основные этапы аудиторской проверки:
- общее изучение (ознакомление сперсоналом и клиентом, принятие решения о начале проверки и целях еепроведения);
- предварительное ознакомление;
- планирование и составление общейпрограммы аудита;
- системное изучение;
- выполнение аудита (т.е. проведениеаудиторских процедур по существу);
- составление аудиторскогозаключения [7].
Приэтом, аудитором может быть предусмотрена конкретизация каждого этапа аудита дляболее эффективного выполнения действий в отношении конкретных объектов аудита всоответствии с их особенностями.
Какуже было отмечено выше, аудит проводится на основании договора между аудитором(аудиторской организацией) и заказчиком. Таким образом, на первоначальном этапезаключается договор на проведение аудита. Следующим этапом является общееизучение деятельности предприятия, методология которого также была описанавыше.
Второйэтап аудита финансовой отчетности предусматривает получение (пополнение)информации о клиенте, оценку аудиторского риска. Полученное представление будетявляться основой для разработки программы аудита на этапе планирования, а такжепринятия решения о целесообразности проведения четвертого этапа — дополнительных проверок средств контроля.
Всуществующей практике при проведении аудита аудитор получает (пополняет) своюинформацию о клиенте, которая включает в себя: информацию о бизнесе и отрасликлиента; учетную политику клиента и бухгалтерские процедуры; методы обработкибухгалтерской информации [7].
Предварительноеознакомление предполагает посещение фирмы до начало работы с ее документацией.Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранениятоварно-материальных ценностей, оборудования и обеспечением их охраны, общейструктурой организации, состоянием производственной дисциплины. Порядокпроведения аудиторских проверок зависит в значительной мере от степениосведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровнеорганизации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому аудиторунеобходимо. приступить к сбору и изучению информации о хозяйственном субъекте.Ознакомление следует начинать с изучения основных документов: свидетельства орегистрации, учредительного договора, Устава, договоров на поставку продукции,лицензии на право осуществления внешнеэкономической деятельности и др.
Далеенеобходимо изучать основные показатели и отчетность предприятия, характер егодеятельности, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов,результаты его деятельности за исследуемый период и перспективное развитиепредприятий [6, с.85].
Приознакомлении с предприятием следует определить объем хозяйственных операций иобусловленное им количество выписываемых первичных документов, в первую очередьпо денежным и расчетным операциям, поскольку именно последние документы, какправило, подвергаются сплошной проверке.
Необходимоосмотреть предприятие, места хранения материальных ценностей.
Тольков результате проведенного первоначального изучения предприятия можно определитьпримерный объем предстоящей работы и ее продолжительность. В соответствии собъемом работы и ее сложностью определяется стоимость аудита и эта суммасогласовывается с клиентом. Согласованная сумма, включая НДС, указывается вдоговоре на время проведения аудиторской проверки. После сбора информации одеятельности предприятия и изучения аудитор составляет план работы и знакомит сним руководство предприятия.
Третьим этапом аудита являетсяпланирование аудита. На этом этапе аудита выбирается стратегия, наиболееэффективно уменьшающая степень риска, присущего аудиторской проверке.Определяется необходимость проведения дополнительной проверки, средств контроляи возможности значительного уменьшения количества процедур по существу или,если дополнительные проверки средств контроля окажутся неэффективными,полагаться преимущественно на процедуры по существу. Решение принимается наоснове оценки степени внутрихозяйственного риска и риска средств контроля,проведенных на этапе сбора информации о клиенте и оценки рисков.
В процессе планирования аудиторраспределяет выполнение отдельных этапов между участниками проверки.Использование результатов работы других аудиторов может сократить времяпроверки [7].
На четвертом этапе аудитааудиторы проводят системное изучение предприятия. Оно позволяет определитьпотоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором иобработанной информацией и на этой основе сделать вывод: кому предоставленыправо принятия решения и ответственность за реализацию этих решений по интересующимаудитора аспектам деятельности предприятия, т.е. кто является центромответственности; по каким направлениям идет поток указаний от центраответственности, не искажается ли они в пути, как распределены основные функциимежду исполнителями приказов и решений, исходящих от центра ответственности,какова их ответственность за исполнение и указания руководства. Приведенныеположения можно отнести к системе изучения исходящего (сверху вниз) потокаинформации.
Другой поток информацииидет «снизу вверх» и на своем пути подвержен деформации, т.к.подлежит обработке и переработке. Программа аудита описывает в логическойпоследовательности характеристику и степень работы, которая должна бытьвыполнена и, следовательно, служит для работы, которая завершается выводамиаудиторской проверки, облегчает контроль за выполнением работы; организуетработу аудиторов наиболее эффективным образом [6, с.86].
Этап 5 называется«Выполнение аудита». Этот этап и есть непосредственное проведение аудиторскихпроцедур по существу.
По результатам проведенияаудита на заключительном этапе аудитор составляет аудиторское заключение [7].
Наданном этапе аудитор по результатом аудита составляет отчет и представляет егозаказчику в срок, определенный договором.
Формаи содержание отчета основываются на следующих принципах:
- отчет должен иметь заголовок,отличающий его от других;
- под отчетом ставитсясоответствующая запись и дата;
- отчет должен ссылаться на цели имасштабы аудита, информировать о задачах и границах аудиторских процедур;
- если отчет-аудитора подлежитпубликации, то он должен публиковаться совместно с теми финансовымидокументами, на которых основываются;
- в отчете должны указыватьсяфинансовые документы;
- в отчете аудитора должныуказываться законодательный акт или др. основания для аудита;
- отчет должен содержать сведения,из которых пользователь может понять, что аудит проводится в соответствии состандартами и общепринятыми методами работы;
- отчет должен представлятьсяпользователю в оговоренные сроки.
Основныеэлементы аудиторского заключения. Аудиторская проверка завершается составлениемзаключения, в котором указывается, где и кем проводилась проверка, когда и закакой период, место проведения проверки и дата составления акта. Далее аудиторыотмечают, какие участки учетной работы проверены полностью, т.е. подвергнутысплошной проверке, а какие выборочно. Заключение является конфиденциальнымдокументом, составленным в 2-х экземплярах, один из которых передается клиенту,а второй остается в аудиторской организации с целью последовательного контроля.Таким образом, аудиторское заключение может быть (без замечаний и оговорок, сзамечаниями и оговорками несущественными) отказным и отрицательным, в которомаудитор подтверждает, что на предприятии учет ведется с грубыми нарушениямиобщеустановленных принципов и что отчетность недостоверна. Составленноезаключение подтверждается подписью и личной печатью аудитора и отдаетсяруководству проверяемого объекта [6, с.90].
Рассмотримболее подробно такой этап аудиторской проверки, как планирование аудита исоставление общей программы аудита.1.3 Планирование аудитаи составление программы аудита
Любаяэффективная работа требует предварительного составления четкого плана илипрограммы.
Планированиесогласно международным стандартам аудита означает разработку общей стратегии идетального подхода к проверке, сроку проведения и объему аудита. 3 стандартаописывают процесс планирования: МСА 300 – планирование, МСА 310 – знаниебизнеса, МСА 320 — существенность в аудите.
Вэтих стандартах определяются следующие понятия: аудит проверок, вопросыпонимания аудитором бизнеса клиента, также дается трактовка концепциисущественности в аудите [8, с.120].
Планированиенеобходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и пониманиясистем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе рискаматериальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннегоконтроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы.Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита сописанием предполагаемого масштаба и характера проведения аудита.
Вказахстанском стандарте по аудиту 7 также подчеркивается необходимостьпланирования аудитором своей работы по проверке таким образом, чтобы былаэффективна, качественна и выполнена к помеченному сроку [9].
Формаи содержание плана по аудиту может меняться в зависимости от объема работы,сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемыхконкретным аудитором. Общий план проверки должен быть составлен аудитором так,чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятойим учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемогодоверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, временипроведения и объема аудита, подлежащих выполнению; координацию выполняемойработы.
Аудиторможет обсудить элементы общего плана с руководством и персоналом клиента для совершенствованияи действенности проводимого аудита и координации аудиторских процедур с работойперсонала клиента. Однако общий аудиторский план остается объектомнепосредственно аудиторской ответственности.
Общийплан проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал:приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике исистеме внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннемуаудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объемааудиторских процедур, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы [6,с.86].
Чтобыполучить знания о деятельности клиента, аудитору необходимо предусмотретьизучение годовых отчетов клиента на собраниях и заседаниях совета директоров,внутренних финансовых отчетов руководства за текущий и препятствующий период,рабочих аудиторских бумаг предшествующего года, обзорных материалов о состоянииэкономики и ее воздействии на деятельность клиента, особенностей предприятия,его хозяйственной и финансовой деятельности.
Присоставлении общего плана ожидаемого масштаба работ по проведению аудитааудитору целесообразно также рассмотреть следующие вопросы: условия контракта иустановленные законом положения об ответственности аудитора; определениенаиболее важных вопросов проводимого аудита; работа внутренних аудиторов имасштабы их вовлечения в аудит и т.д.
Нарядус составлением общего плана работы аудитор должен разработать и документальнооформить программу, определяющую характер, сроки и объем запланированныхпроцедур аудита, требующихся для того, чтобы выполнить полный, план. Онапредставляет собой серию инструкций для помощников аудитора, вовлеченных ваудит, а также средство контроля за качеством выполнения работы [5, с.91].
Содержаниепрограммы аудита. Специфика предприятия, объем и сложность работы по егопроверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов припроведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами,если проверку проводят несколько специалистов. С этой целью руководителембригады составляется программа проверки в которой указывается:
— цель аудита. Целями аудита могут быть: экспертиза оценки состояния учета,проверка достоверности показателей годовой финансовой отчетности, разработкамероприятий по укреплению финансовой устойчивости предприятия и т.д.; [6, с.86]
— основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке. Впрограмме проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы входе аудита. Надо, во-первых, отметить наиболее важные участки, имеющиеопределенные значения для финансово-хозяйственной деятельности предприятия иформирования ее результатов. И, во-вторых, надо указать, что другие участкиработы предприятия, будучи нужными и полезными, решающего влияния на результатыдеятельности не оказывают;
— характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
— закрепление обязанностей за членами бригады. Если проверку осуществляет бригадааудиторов, то следует заранее определить, какие участки возьмет тот или инойаудитор;
— предполагаемая продолжительность проверки. Продолжительность аудиторскойпроверки может быть различной, однако практика показывает, что 2-недельнаяинтенсивная работа приносит не менее точные и полезные результаты, нежелирастянутые во времени на долгие недели.
Такимобразом, в процессе исследования методологических основ аудита были выявленыосновные этапы и последовательность проведения аудиторской проверки. Далее, вовторой главе курсовой работы рассмотрим последовательность проведенияаудиторской проверки непосредственно на конкретном предприятии.
2. Последовательность проведения аудиторской проверки учетаматериальных запасов на предприятии ТОО «Аркада-Индастри» 2.1 Этапы общегоизучения и предварительного ознакомления с деятельностью предприятия
Материальные запасы составляют значительную часть стоимости имуществаорганизации, поэтому цель аудиторской проверки учета материальных запасовсостоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению материальныхзапасов, установлении правильности оформления операций по материальным запасамв соответствии с действующими нормативными актами Республики Казахстан.
Руководством ТОО «Аркада-Индастри» был заключен договор с аудиторскойорганизацией на проведение аудита материальных запасов с целью установленияправильности ведения их учета. Данная цель также включает в себя следующиезадачи:
- получение точных сведений оналичии и движении запасов в местах их хранения, обеспечении сохранностиматериальных запасов и соблюдение установленных нормативов их производственногопотребления;
- выявление и реализация ненужныхпредприятию материальных запасов с целью мобилизации материальных ресурсов.
Договор на проведение аудиторской проверки представлен в Приложении 1.
Как уже было отмечено выше, аудиторская проверка — это строгоорганизованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения исоставления документации проведения аудиторских процедур. Поэтому рассмотримпоследовательно все этапы аудиторской проверки, проведенной на предприятии ТОО«Аркада-Индастри».
1. Этап сбора информации (совокупность общего изучение и предварительногоознакомления с деятельностью предприятия).
Ознакомление с деятельностью ТОО «Аркада-Индастри» началось с изученияосновных документов предприятия:
— Свидетельства о присвоении статуса ТОО;
— Устава ТОО «Аркада-Индастри»;
— договоров и контрактов на поставку продукции и т.д.
В результатеознакомления с основными документами ТОО «Аркада-Индастри» было выявлено, чтоТОО «Аркада-Индастри» зарегистрировано 15 октября 2003 года.
Товарищество сограниченной ответственностью «Аркада-Индастри» является юридическим лицом всоответствии с законодательством Республики Казахстан, имеет самостоятельныйбаланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом иответчиком в суде.
Деятельность ТООстроится на основании Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также наосновании Устава.
Основной вид деятельностиаудируемого предприятия ТОО «Аркада-Индастри» – добыча нерудных строительныхматериалов. В качестве основной продукции выступают щебень, гравий, песок,а также в незначительных объёмах бутовый каменьи песчано-гравийная смесь. Объем ежегодного выпуска – от 200 000 тонн до400 000 тонн. В процессе производства участвует в основном специальноеоборудование (горно-транспортное и дробильное).
Кроме основного видадеятельности ТОО «Аркада-Индастри» ведет торгово-посредническую деятельность.
Далее были изучены основные показатели деятельности предприятия, масштабыего производства, наличие производственных ресурсов, и перспективное развитиепредприятий.
На предприятии ТОО «Аркада-Индастри» наблюдается следующая динамика объемавыпускаемой продукции: 2003г — 2172 тыс. тонн, 2004г -1153 тыс. тонн, 2005г-351 тыс. тонн, 2006г – 657 тыс.тонн. В виду обособленности местонахождения ТОО«Аркада-Индастри» для бизнеса рассматриваемого предприятия характерны социальныефакторы риска такие, как: отсутствие в данном регионе инженерно-техническихкадров, нехватка местных рабочих ресурсов. Оценка реального спросапредоставляемых услуг показывает его значительный рост, однако повышенный износбуровых станков, транспортных средств не дают возможности предприятию дляосвоения новых рынков сбыта. Бизнес ТОО «Аркада-Индастри» подверженэкологическим факторам риска, которые связаны со сбросом канализационныхпромышленных и бытовых стоков из-за подтопления местности близко проходящимканалом «Нура».
Для проведения аудита важное значение имеет хорошая осведомленностьаудитора о промышленной отрасли, сфере деятельности предприятия и знакомство сего основными производственно-хозяйственными операциями.
Как уже было выявлено в первой главе дипломной работы, в производственнойструктуре ТОО «Аркада-Индастри» различают подразделения производств: основного,вспомогательного, обслуживающего.
В подразделениях основного производства предметы труда превращаютсяв готовую продукцию. Подразделения вспомогательного производстваобеспечивают условия для функционирования основного производства (инструменты,энергия, ремонт оборудования). Подразделения обслуживающего производстваобеспечивают основное и вспомогательное производства транспортом, складами(хранение), техническим контролем и т.д.
Основные производственные подразделения предприятия ТОО «Аркада-Индастри»- это разрабатываемые карьеры и производственные площадки.
Подразделениявспомогательного производства:
— ремонтные мастерские(оборудование: токарные станки, сварочное оборудование);
— трансформаторныеподстанции;
— котельные и т.п.
Подразделенияобслуживающего производства:
— железнодорожныеподъездные пути;
— площадки для храненияготовой продукции;
— подсобные хозяйства;
— часто торгово-комплектовочныебазы.
На основе профессионального суждения аудитор оценивает общее состояниеконтрольной среды. Контрольная среда состоит из следующих факторов:
— философия управления и стиль работы руководства и бухгалтерской службы;
— организационная структура предприятия;
— состав и деятельность отдела внутреннего аудита;
— методы распределения полномочий и ответственности;
— методы контроля, используемые управленческим звеном;
— кадровая политика;
— влияние внешней среды.
На предприятии ТОО«Аркада-Индастри» бухгалтерский учет осуществляет специальная служба –бухгалтерия. Это самостоятельное подразделение, возглавляемое главнымбухгалтером, который назначается и освобождается директором ТОО.
Учетная и налоговаяполитика ТОО «Аркада-Индастри» построена в соответствие с предъявляемымитребованиями к ведению бухгалтерского и налогового учета в РеспубликеКазахстан.
Ведение бухгалтерского,производственного и налогового учета производится на основе Гражданскогокодекса Республики Казахстан, Законов Республики Казахстан «О бухгалтерскомучете», Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежахв бюджет», международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), Рабочегоплана счетов бухгалтерского учета, разработанного в соответствии с МСФО.
Для учетафинансово-хозяйственных операций используется журнально-ордерная форма учета,при которой данные о хозяйственных операциях из документов переносятся либо вжурналы-ордера, либо накопительные и группировочные ведомости. Ежемесячножурналы-ордера закрывают и их итого переносят в Главную книгу
Главный бухгалтер ТОО«Аркада-Индастри» формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерскомучете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельностиорганизации, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости. Возглавляетработу по подготовке и принятию рабочего плана счетов (плана финансирования),форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственныхопераций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документоввнутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведенияинвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдениятехнологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
Учетная политика ТОО«Аркада-Индастри» оформлена письменно и утверждена приказам директора, в нейопределены правила и принципы учета на 2006-2008 года. Изменение и уточнениеучетной политики оформляется отдельными приказами, где приводятся обоснования,расчеты и пересчеты показателей при переходе из одного метода учета в другой.2.2 Этап планирования исоставления программы аудита
На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую программу аудита,так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работпо каждой из областей аудита.
Общий план аудиторской проверки финансовой отчетности на предприятии ТОО«Аркада-Индастри» представлен в Приложении 2.
Прежде чем приступить к планированию аудита, аудитор должен оценитьаудиторский риск. Оценка аудиторского риска – риска необнаружения, которыйаудитор готов взят на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружитьсущественных ошибок при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системевнутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить. Рискнеобнаружения определяет количество свидетельств, которые аудитор планируетсобрать. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим вмодель аудиторского риска:
— приемлемый аудиторский риск;
— неотъемлемый риск;
— риск контроля.
Процедуры оценки аудиторского риска представлены в Приложении 3. Врезультате исследования трех составляющих аудиторского риска, входящим в модельаудиторского риска было выявлено, что для аудита на ТОО «Аркада-Индастри» рискнеобнаружения составил 0,33%.
Ключевыми областями аудиторской проверки материальных запасов являютсяследующие:
1. Проверка правильности отражения в балансе материальных запасов.
2. Проверка наличия и сохранности материальных запасов.
3. Проверка складского учета и обеспеченности предприятия материальнымизапасами на последнюю отчетную дату.
4. Проверка правильности оформления первичных документов по движениюматериальных запасов.
5. Подтверждение целесообразности и законности операций по отпуску исписанию запасов.
6. Оценка качества проведенной в организации инвентаризации.
7. Проверка порядка формирования стоимости материальных запасов исоответствие его избранной учетной политике
8. Изучение других вопросов, вытекающих непосредственно из особенностейдеятельности проверяемой организации.
В программе аудиторской проверки указано последовательное осуществлениенеобходимых аудиторских процедур и их исполнителей. (Приложение 4)
При разработке программы проверки аудитор должен учитывать, что аудитматериальных запасов очень трудоемок. Поэтому при организации аудитаиспользуется выборочный метод и лишь в исключительных случаях (например, припроверке дорогостоящих или дефицитных материалов) – сплошной. Размер выборки иобъем аудиторских процедур зависят от степени доверия аудитора к системевнутреннего контроля. Наиболее эффективным методом получения информации осистеме внутреннего контроля являются опросы работников, производимые припомощи специальной анкеты.
Проведение опроса позволяет аудитору уточнить типовую программуаудиторской проверки, определить аудиторские процедуры, что, в конечном счете,повышает ее эффективность.
На данном этапе такжеаудиторы провели системное изучение предприятия, которое позволило определитьпотоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором иобработанной информацией и на этой основе сделать вывод: кому предоставленыправо принятия решения и ответственность за реализацию этих решений поинтересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, т.е. кто являетсяцентром ответственности; по каким направлениям идет поток указаний от центраответственности, не искажается ли они в пути, как распределены основные функциимежду исполнителями приказов и решений, исходящих от центра ответственности,какова их ответственность за исполнение и указания руководства.
В результате исследования складского хозяйства на предприятии ТОО«Аркада-Индастри» аудитором было выявлено следующее:
— наличие на предприятии должным образом оборудованных специальноприспособленных помещений склада;
— оптимальное размещение материальных запасов, обеспечивающее возможностьих быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого видазапасов прикрепляется ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
— оснащение мест хранения материальных запасов весовым хозяйством,измерительными приборами и мерной тарой, поскольку часто материальные запасы внатуральном выражении оцениваются в весовых единицах;
— круг лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (кладовщиков иэкспедиторов), за правильное и своевременное оформление этих операции, а такжеза сохранностью вверенных им запасов;
— существует заключение с этими лицами в установленном порядке письменныхдоговоров о материальной ответственности;
— существует перечень должностных лиц, которым предоставлено правоподписывать документы на получение и отпуск продукции, а также выдаватьразрешения (пропуска) на вывоз материальных запасов со складов;
Таким образом, изучениевопросов учета товарно-материальных запасов показало, что на данном предприятиисистема бухгалтерского и складского учета, система обеспечения сохранностиматериалов действует правильно и вполне отвечает стандартам бухгалтерскогоучета.
Из недостатков было выявлено следующее:
- отсутствие списка лиц, имеющихправо подписи первичных документов, утвержденного руководителем ТОО«Аркада-Индастри» по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываютсядолжность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций,по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
- увольнение и перемещениематериально ответственных лиц осуществляется без согласования с главнымбухгалтером предприятия, при увольнении или переводе работников враспорядительные документы не вносятся изменения.
- на предприятии отсутствует единыйноменклатурный ценник на номенклатурные номера товарно-материальных запасов. 2.3 Процедуры аудиторской проверки материальныхзапасов
На данном этапе аудитором была проведена выборочная инвентаризация материальныхзапасов.
Международные стандарты финансовой отчетности напрямую не устанавливаютпорядок проведения инвентаризации имущества предприятия, но, тем не менее, вМСФО 1 «Представление финансовой отчетности» от 1 июля 1998г отмечено, чтоежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводитьинвентаризацию хозяйственных средств.
Порядок проведения инвентаризаций установлен методическими рекомендациямик стандарту бухгалтерского учета №24. В них определены как общие правила проведенияинвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видовимущества и финансовых обязательств.
В процессе проведения инвентаризации материальных запасов была составленаинвентаризационная опись в одном экземпляре по каждому местонахождению запасов,а также по каждому материально-ответственному лицу. Опись подписана аудитором,прочими лицами инвентаризационной комиссии, материально-ответственными лицами.(Приложение 5)
Проведенная инвентаризация выявила недостачу материальных запасов наскладе нефтепродуктов. На товары, по которым выявлены расхождении между учетоми фактическими данными по описи, бухгалтерией составлена “Сличительнаяведомость результатов инвентаризации товарно-материальных запасов” (Приложение6). В ней выявленные расхождения показываются по каждому наименованиюматериальных запасов с подробным указанием его отличительных признаков,результаты инвентаризации (недостачи или излишки). МЗ, не имеющие расхождения,записываются в ней общим итогом.
Утвержденные аудитором инвентаризационные материалы служат основанием дляотражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации тем месяцем, втечение которого проводилась инвентаризация.
Результаты инвентаризации бухгалтерия предприятия должна урегулировать вследующем порядке:
— взаимный зачет излишков и недостач отражают по дебету и кредиту счетовподраздела 1310 «Запасы»;
— излишки запасов подлежат оприходованию с последующим установлениемпричин возникновения излишка и виновных в этом лиц; на сумму излишков дебетуютсчета подраздела 1310 «Сырье и материалы» (1311-1318) и кредитуютсчет 6280 «Прочие доходы»;
— недостачу материальных запасов независимо от причин возникновениянедостачи списывают с подотчета материально ответственных лиц; на суммунедостач, потерь и порчи запасов дебетуют счет 1280 «Прочая краткосрочнаядебиторская задолженность» и кредитуют счета группы счетов 1310 «Сырье иматериалы»;
— недостачу товарно-материальных запасов в пределах норм естественнойубыли списывают на затраты производства: кредит счета 1280 «Прочаякраткосрочная дебиторская задолженность»; дебет счетов 2416 «Незавершенноестроительство», 7211 «Административные расходы», 8048«Прочие накладные расходы» и др.;
— списание недостач и потерь сверх норм естественной убыли и в случае,если определены конкретные виновные лица в порче или потере ТМЗ, осуществляетсяза счет виновных лиц проводкой: дебет «Краткосрочная дебиторская задолженностьработников по возмещению материального ущерба»; кредит 1280 «Прочаякраткосрочная дебиторская задолженность».
— недостачу сверх норм убыли, потери от порчи запасов, а также хищениезапасов при отсутствии конкретных виновников и в случае отказа судом вовзыскании с материально ответственных лиц вследствие необоснованности исковсписывают с кредита счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»в дебет счета 7211 «Административные расходы».
— запасы, оказавшиеся в излишке, оприходуют с уменьшением общих иадминистративных расходов
Отражение на счетах выявленной недостачи и порчи материальных запасов напредприятии ТОО «Аркада-Индастри» представлено в таблице 1.
Таблица 1
Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации материальныхзапасов на предприятии ТОО «Аркада-Индастри»

п/п Дата Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма Дебет Кредит 1 25.02 Выявлены потери материальных запасов и отнесены на дебиторскую задолженность 1280 1312 83000 2 25.02 Списаны потери в пределах норм естественной убыли 7211 1280 17000 3 25.02 Отнесены ненормируемые потери нефтепродуктов на виновных лиц 1252 1280 66000 4 25.02 Отражено удержание из заработной платы суммы потерь материальных запасов 3351 1252 66000 5 25.02 Списание оставшейся суммы потерь материальных запасов на финансовый результат предприятия 5411 7211 17000
Следующей ключевой областью является проверка состояния учета идокументооборота по движению материальных запасов. Среди документов, подлежащихпроверке, были выделены следующие первичные документы, регистры учета, формыфинансовой отчетности, отражающие состояние учета наличия и движенияматериальных запасов:
1. Приказ об учетной политикепредприятия;
2. Первичные документы: счет-фактура,товарно-транспортная накладная, акты о приемке-передаче товарно-материальныхзапасов, акты о выявленных недостачах;
3. Аналитические документы: карточкискладского учета, инвентарные описи, количественно суммовые карточки, журналы-ордера№ 6, № 7, №10.
4. Оборотные ведомости, Главнаякнига;
5. Форма финансовой отчетности №1(Бухгалтерский баланс).
Припроверке учета движения материальных запасов было изучено:
— правильность и своевременность оформления документовна сдачу материальных запасов на склад;
— правильность отражения в бухгалтерском учете операций,связанных с поступлением материальных запасов;
— правильность составления корреспонденций счетов поучету поступления и выбытия материальных запасов;
— соответствие записей аналитического и синтетическогоучета по балансовым записям счетов группы счетов 1310 «Сырье иматериалы» записям в главной книге и балансе.
В результате исследования системы внутреннего контроля за учетом наличияи движения материальных запасов на предприятии было выявлено следующее:
1. Контроль за соблюдением правилоформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера ибухгалтера-материалиста. Последний ответственен за оформление первичнойдокументации.
2. Инвентаризация материальныхзапасов проводится в соответствии со сроками, установленными учетной политикой.Организационные аспекты планирования и проведения инвентаризации отвечаютустановленным нормам законодательными актами Республики Казахстан.
3. Потери материальных запасов впределах норм естественной убыли списываются на итоговый доход (убыток)предприятия, свыше норм естественной убыли – на виновных лиц.
Процедуры аудиторских тестов контроля за движением материальных запасовна предприятии ТОО «Аркада-Индастри» представлены в Приложениях 7 и 8.
Далее аудитору следует тщательно проверить правильность бухгалтерскихзаписей по отпуску материальных запасов со складов на различные цели. При этомдолжны делаться следующие записи на счетах бухгалтерского учета: дебет счетов 8010,8020,8030,8040 под общим названием «Счета производственного учета» — на стоимость материалов, отпущенных основному ивспомогательному производствам, социальной сфере, 7200 «Административныерасходы» – на стоимость материалов, израсходованных на ремонт и содержаниезданий, сооружений и оборудования общехозяйственного назначения и управления, 7470 «Прочие расходы» – расход материалов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (землетрясение,сель, наводнение, пожар и т.д.); 1220,1230,1240,1250 подраздела 1200«Краткосрочная дебиторская задолженность» — на стоимость материалов, отпущенныхдочерним (зависимым) товариществам, расчеты по возмещению материального ущерба(недостача, хищение, порча и т.д.), 1316 «Материалы, переданные в переработку»- на стоимость материалов, переданных в переработку, кредит счетов 1310-1340подраздела 1300 «Запасы». Списание израсходованных материалов на счетапотребителей производится по их фактической себестоимости.
По результатам проведенных аудиторских тестов контроля за движениемматериальных запасов установлено, что все операции по поступлению и выбытиюматериальных запасов на предприятии оформлены первичными документами правильно,своевременно и полно, также установлена достоверность учетных данных обостатках материальных ценностей по счетам подраздела 1300 «Запасы».
Также аудитором балы подтверждена согласованность данных аналитического исинтетического учета, которую проверяют по оборотным или сальдовым ведомостям,составляемых по каждому материально ответственному лицу (складу), ведомости поучету движения материалов журналу-ордеру № 6, по Главной книге и балансу.
При проверке данных по статьям текущих активов установлено наличиетождества между данными баланса, Главной книги, журналов-ордеров № 6, № 7, №10и других учетных регистров, т.е. информация на счетах синтетического учетасоответствует аналитической информации.
Таким образом, проведенная аудитором проверка учета материальных запасовна предприятии ТОО «Аркада-Индастри» выявила незначительные нарушения в областиведения складского хозяйства, результаты инвентаризации позволили сделать выводоб имеющихся недостачах материальных запасов, которые были списаны наматериально-ответственных лиц. Проведенная же проверка учета движенияматериальных запасов не выявила никаких отклонений в области учета, т.е. всехозяйственные операции по поступлению и выбытию запасов оформлены правильно,первичные документы оформляются своевременно и полно, также подтвержденыреальность и точность бухгалтерской информации.
3. Аудиторское заключение. Анализ результатов аудита
В ходе аудита вседействия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки –формирование объективного мнения о достоверности финансовой отчетностипредприятия. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.
Аудитор по результатомаудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором.
Аудиторский отчетсодержит независимое мнение аудитора — исполнителя и (или) партнера иаудиторской организации о составлении финансовой отчетности и прочей информацииаудируемого субъекта в соответствии с требованиями законодательства РеспубликиКазахстан [3].
Форма и содержание отчетаосновываются на следующих принципах:
- отчет должениметь заголовок, отличающий его от других;
- под отчетомставится соответствующая запись и дата;
- отчет долженссылаться на цели и масштабы аудита, информировать о задачах и границахаудиторских процедур;
- еслиотчет-аудитора подлежит публикации, то он должен публиковаться совместно с темифинансовыми документами, на которых основываются;
- в отчете должныуказываться финансовые документы;
- в отчете аудиторадолжны указываться законодательный акт или др. основания для аудита;
- отчет долженсодержать сведения, из которых пользователь может понять, что аудит проводитсяв соответствии со стандартами и общепринятыми методами работы;
- отчет долженпредставляться пользователю в оговоренные сроки.
Заключение является конфиденциальным документом,составленным в 2-х экземплярах, один из которых передается клиенту, а второйостается в аудиторской организации с целью последовательного контроля. Такимобразом, аудиторское заключение может быть (без замечаний и оговорок, сзамечаниями и оговорками несущественными) отказным и отрицательным, в которомаудитор подтверждает, что на предприятии учет ведется с грубыми нарушениямиобщеустановленных принципов и что отчетность недостоверна. Составленноезаключение подтверждается подписью и личной печатью аудитора и отдаетсяруководству проверяемого объекта [6].
Поскольку аудиторское заключение является конфиденциальным документом, вПриложениях к курсовой работе оно представлено не было. Выделим лишь результатыаудиторской проверки представлены по все ключевым областям:
1. Проверка наличия и сохранности материальных запасов показала следующиефакты:
— наличие на предприятии должным образом оборудованных специальноприспособленных помещений склада;
— оптимальное размещение материальных запасов, обеспечивающее возможностьих быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого видазапасов прикрепляется ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
— оснащение мест хранения материальных запасов весовым хозяйством,измерительными приборами и мерной тарой, поскольку часто материальные запасы внатуральном выражении оцениваются в весовых единицах;
— круг лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (кладовщиков иэкспедиторов), за правильное и своевременное оформление этих операции, а такжеза сохранностью вверенных им запасов;
— существует заключение с этими лицами в установленном порядке письменныхдоговоров о материальной ответственности;
— существует перечень должностных лиц, которым предоставлено правоподписывать документы на получение и отпуск продукции, а также выдаватьразрешения (пропуска) на вывоз ТМЗ со складов;
Таким образом, изучениевопросов учета товарно-материальных запасов показало, что на данном предприятиисистема бухгалтерского и складского учета, система обеспечения сохранностиматериалов действует правильно и вполне отвечает стандартам бухгалтерскогоучета.
Из недостатков было выявлено следующее:
- отсутствие списка лиц, имеющихправо подписи первичных документов, утвержденного руководителем ТОО«Аркада-Индастри» по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываютсядолжность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций,по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
- увольнение и перемещениематериально ответственных лиц осуществляется без согласования с главнымбухгалтером предприятия, при увольнении или переводе работников враспорядительные документы не вносятся изменения.
- на предприятии отсутствует единыйноменклатурный ценник на номенклатурные номера товарно-материальных запасов.
2. Проверка состояния учета и документооборота по движению материальныхзапасов показала:
— организациюпервичного учета материальных запасов осуществляет бухгалтер-материалист,деятельность которого регулируется графиком документооборота, сопровождающегопроцесс снабжения предприятия материальными запасами.
— синтетический учетматериальных запасов на предприятии осуществляют на счетах группы счетов 1300«Запасы» рабочего плана счетов бухгалтерского учета по МСФО, которыйпредназначен для обобщения информации о наличии и движении товарных,производственных запасов и готовой продукции.
— на предприятии ТОО«Аркада-Индастри» материальные запасы отражаются в учете и отчетности по ихфактической себестоимости, при учете товарно-материальных запасов используетсянепрерывная система.
— инвентаризациятоварно-материальных запасов осуществляется ежеквартально, не позднее 10-гочисла первого месяца квартала.
— все операции по поступлению и выбытию материальных запасов напредприятии оформлены первичными документами правильно, своевременно и полно,также установлена достоверность учетных данных об остатках материальныхценностей по счетам подраздела 1300 «Запасы».
— утверждено согласованность данных аналитического и синтетического учета:наличие тождества между данными баланса, Главной книги, журналов-ордеров № 6, №7, №10 и других учетных регистров, т.е. информация на счетах синтетическогоучета соответствует аналитической информации.
Таким образом, проведенная аудитором проверка учета материальных запасовна предприятии ТОО «Аркада-Индастри» выявила незначительные нарушения в областиведения складского хозяйства, результаты инвентаризации позволили сделать выводоб имеющихся недостачах материальных запасов, которые были списаны наматериально-ответственных лиц. Проведенная же проверка учета движенияматериальных запасов не выявила никаких отклонений в области учета, т.е. всехозяйственные операции по поступлению и выбытию запасов оформлены правильно,первичные документы оформляются своевременно и полно, также подтвержденыреальность и точность бухгалтерской информации.
В качестве рекомендаций по проведенному исследованию можно обозначитьследующее:
1. Необходимо разработатьи внедрить единый номенклатурный ценник на номенклатурные номера материальныхзапасов с учетом особенностей производственного процесса. В составляемомсправочнике отдельные укрупненные группы однородных материалов делятся наподгруппы, а те в свою очередь — на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждомувиду материала присваивается собственный номенклатурный номер, однозначно егоидентифицирующий.
Внедрение единогономенклатурного справочника на ТОО «Аркада-Индастри» позволит:
1) Облегчить ведениебухгалтерского и складского учета;
2) Устранить ошибки пооприходованию и списанию материальных запасов;
3) Наладить оперативныйучет;
4) Повысить контроль засохранностью материальных запасов;
5) Повысить качествопроведения инвентаризации и выявление всех излишек или недостач материальныхзапасов;
6) Даст возможность всемслужбам предприятия проводить комплексный анализ материальных запасов.
2. Также направлениями в области совершенствования учета материальныхзапасов являются:
- повышениеточности и достоверности учетно-вычислительных работ;
- снижениетрудоемкости и повышение оперативности учетно-вычислительных работ;
В данномслучае предприятию не обойтись без применения автоматизированных средств учетабухгалтерских программ, интегрированных бухгалтерских комплекс, которыеповышают точность и оперативность учетных работ.
Компьютернаяобработка предполагает использование одних и тех же команд при выполненииидентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлениеслучайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке.
Посколькудеятельность предприятия характеризуются множеством хозяйственных операций,различных в своей функциональности, то в процессе совершенствованиябухгалтерского учета необходимо выбрать такую компьютерную бухгалтерскуюсистему, которая бы обеспечивала ведение всех основных учетных функций иразделов предприятия. К таким программам, объединяющим и поддерживающим всефункции и разделы предприятия, относятся интегрированные бухгалтерские системы.Реализуются они обычно в рамках одной программы, состоящей из отдельныхмодулей. Каждый модуль предназначен для обработки отдельных участков учета, гдеведется аналитический учет. Также характерной чертой их является расширениетрадиционного состава за счет таких дополнительных модулей, как финансовый анализ,учет инвестиций, производство, складской учет и др.
Например,программа «1C: Предприятие (версии 7.5, 7.7, 8.0)», кроме бухгалтерского учета,предназначена для производственного учета, выполнения операций по сбыту иснабжению, финансовому планированию и анализу, а также автоматизациидокументооборота.
Основойпакета интегрированных программ является Головной модуль «Проводка — Главнаякнига — Баланс», а также модули для выполнения отдельных участков учета. Составмодулей, обеспечивающих автоматизированную обработку бухгалтерских задач,неодинаков в разных программах. В основном это модули, осуществляющие ведениеаналитического учета по финансово-расчетным операциям, учету производства,учету основных средств и учету товарно-материальных запасов на складах, учетузаработной платы.
3. Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом предприятии– увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья иматериалов на рабочих местах (в бригадах, участках, цехах). Оно зависит оттехнического оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организацииматериально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасовматериальных ресурсов, обоснованности их уровня.
Таким образом, только с помощью рациональной организации бухгалтерскогоучета и на основе результатов аудиторской проверки деятельности предприятия,выявления сильных и слабых сторон в учетной политике предприятия можно наметитьмеры по совершенствованию учета и более эффективному использованию материальныхзапасов на предприятии.
Заключение
Проведенное исследование убедило в многоаспектности темы курсовой работы.Аудит — это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованныхнезависимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельныхаудиторов) — законных участников экономической деятельности, направленная наподтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности,для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованныхпользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием(организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Аудиторская деятельность в Казахстане регулируетсяЗаконом Республики Казахстан от20 ноября1998 года «Обаудиторской деятельности», определяющим еекак вид предпринимательскойдеятельности.
Аудиторская проверка — это строго организованныйпроцесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составлениядокументации, проведения аудиторских процедур.
Аудиторская проверка на ТОО «Аркада-Индастри»заключалась в последовательном проведении всех этапов аудита:
1. Общее изучение.
2. Предварительное ознакомление.
3. Планирование аудита.
4. Системное изучение.
5. Выполнение аудита.
6. Составление отчета о результатахаудита.
Каждый этап важен в деятельности аудитора. Аудит проводится на основаниидоговора. Поэтому аудитору следует уделить очень серьезное внимание заключениюдоговора.
На первоначальных этапах общего изучения и предварительного ознакомления сдеятельностью предприятия очень важно изучить все аспекты деятельностипредприятия, структуру бухгалтерской службы, потому, что порядок проведенияаудиторских проверок зависит в значительной мере от степени осведомленностиаудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации иведения бухгалтерского учета на предприятии.
Этап планирования является объектом непосредственной аудиторскойответственности. На данном этапе аудитор разрабатывает как общую программуаудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам иобъему работ по каждой из областей аудита.
Ключевыми областями аудиторской проверки материальных запасов явилисьследующие:
1. Проверка правильности отражения в балансе материальных запасов.
2. Проверка наличия и сохранности материальных запасов.
3. Проверка складского учета и обеспеченности предприятия материальнымизапасами на последнюю отчетную дату.
4. Проверка правильности оформления первичных документов по движениюматериальных запасов.
5. Подтверждение целесообразности и законности операций по отпуску исписанию запасов.
6. Оценка качества проведенной в организации инвентаризации.
7. Проверка порядка формирования стоимости материальных запасов исоответствие его избранной учетной политике
8. Изучение других вопросов, вытекающих непосредственно из особенностейдеятельности проверяемой организации.
При системном изучении аудитором было исследовано состояние и правильноеиспользование складских помещений и измерительных приборов; эффективностьработы контрольно-пропускного пункта; наличие пожарной и охранной сигнализации;соблюдение установленных правил приемки, отпуска и хранения материальныхценностей; подбор и расстановку материально-ответственных лиц, заключение сними договоров о полной материальной ответственности, наличие залежалых,некомплектных и испорченных материалов; правильность оформления приходных ирасходных документов, ведения складского учета и составления отчетности.
Изучение вопросов учетатоварно-материальных запасов показало, что на данном предприятии системабухгалтерского и складского учета, система обеспечения сохранности материаловдействует правильно и вполне отвечает стандартам бухгалтерского учета. В ходепроверки также были выявлены некоторые недостатки.
Таким образом, проведенная аудитором проверка учета материальных запасовна предприятии ТОО «Аркада-Индастри» выявила незначительные нарушения в областиведения складского хозяйства, результаты инвентаризации позволили сделать выводоб имеющихся недостачах материальных запасов, которые были списаны наматериально-ответственных лиц. Проведенная же проверка учета движенияматериальных запасов не выявила никаких отклонений в области учета, т.е. всехозяйственные операции по поступлению и выбытию запасов оформлены правильно,первичные документы оформляются своевременно и полно, также подтвержденыреальность и точность бухгалтерской информации.
аудиторский проверка материальный запас
Список использованных источников
1. Послание Президента РеспубликиКазахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новоммире».
2. Энциклопедический словарь/ Подред. И. А. Андриевского. — СПб: Издатели Ф. А. Брокгауз, И. Ф. Ефрон, 1990 — 420с.
3. Об аудиторской деятельности вРеспублике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 05.05.2006 г.
4. Мадиева К.С. Учебно-методическийкомплекс по дисциплине: «Бухгалтерский учет и аудит». – Караганды: ИздательствоКарагандинского Экономического Университета, 2006 – 110с.
5. Березюк В.И. Аудит: Учебноепособие. – Караганда, 2006 – 214с.
6. Абдыкалыков Т.А. Учет и Аудит:Учебное пособие. Издательство Казахского Национального Университета имениАль-Фараби, 2005
7. Голиков В.М. Особенности аудитаконсолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО. Вестник университета.– М.: Издательский дом ГОУВПО «ГУУ», 2007. — 0,25 п.л.
8. Пугачев В.В. Международныестандарты аудита. Учебно-справочное пособие. – Москва: Финансы, 2006.
9. Международные стандарты аудита вКазахстане. – Алматы: Издательство БИКО, 2001 – 116с.
10. Мычкина О.В. МСФО: рекомендации поприменению рабочего плана счетов. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006 –104с.
11. Кодекс Республики Казахстан«О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговыйкодекс) от 31 декабря 2006 года, №125-III.-Алматы: ТОО «ИздательствоНорма-К», 2007. — 320с.
12. Стандарты аудиторской деятельностив Республике Казахстан. Департамент методологии бухгалтерского учета и аудитаМинистерства Финансов Республики Казахстан — Алматы: Экономика, 1998. – 240с.
13. Аудит: Учебник под ред. проф. В.И.Подольского.— Москва: Финансы и статистика, 1997.— 345с.
14. Дюсембаев К.Ш., Егембердиева С.К., Дюсембаева Е. К. Аудит и анализ финансовой отчетности. – Алматы: Гылым,1998. – 500 с.
15. Торшаева Ш.М. Теория аудита. — Караганда: КУБУП, 2000. – 150 с.
16. Торшаева Ш.М. Основы аудита. — Караганда: Издательство КУБУП, 1999. – 60 с.
17. Аудиторская проверка напредприятии // Бюллетень бухгалтера. — №48, 2006. – С. 6-8
18. Албаров Р.А. Аудит в организацияхпромышленности, торговле и АПК.- М, 1998.
Приложение1/>/> />Договор оказания аудиторских услуг
г. Караганда       «15» февраля2007 г.
ТОО «Аудит +», именуемое вдальнейшем «Исполнитель», действующее на основании Лицензии № 000098,утвержденной Приказом Министерства Финансов Республики Казахстан № 130 от07.02.99 г., в лице генерального директора Маратканова Р.М., действующего на основанииУстава, и ТОО «Аркада-Индастри», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице ПоддубногоА.И., действующего на основании Устава, заключили настоящий договор онижеследующем:
1. Предмет договора.
1.1 Заказчик поручает, аИсполнитель принимает на себя обязательства по аудиторской проверке финансовойотчетности и регистров бухгалтерского учета Заказчика за период с 16.02.2007 г.по 02.03.2007 г. (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год) сцелью проверки следующих областей:
- правильность составленияпервичной документации и заполнения регистров бухгалтерского учета;
- получение точных сведений оналичии и движении запасов в местах их хранения, обеспечении сохранностиматериальных запасов и соблюдение установленных нормативов их производственногопотребления;
- выявление и реализация ненужныхпредприятию материальных запасов с целью мобилизации материальных ресурсов.
1.2 В результатепроведения аудиторской проверки составляется отчет аудиторской фирмыруководству предприятия, а также аудиторское заключение о достоверностифинансовой отчетности.
2. Порядок оплаты.
2.1 В соответствии спланом аудита стоимость аудиторской проверки составляет ХХХХХ(ххххххххххххххххххххххххх) тенге .
2.2  Оплата аудиторскихуслуг осуществляется Заказчиком на основании счета-фактуры, выписываемогоИсполнителем.
2.3 Оплата производится вследующем порядке: 30 % от стоимости работ по проверке соответствующего периодаЗаказчик перечисляет Исполнителю в трехдневный срок с момента начала проверки. 70% от стоимости работ по проверке соответствующего периода Заказчик перечисляет Исполнителюв трехдневный срок с момента передачи Исполнителем отчета аудиторской фирмы орезультатах аудита соответствующего периода и счета-фактуры.
3. Обязанности и праваЗаказчика.
3.1 Заказчик обязан:
/>— создать Исполнителю условия длясвоевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всюнеобходимую документацию, давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения;
— оперативно устранятьвыявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учетаи составления отчетности;
— не ограничивать кругвопросов, подлежащих с точки зрения аудитора выяснению при проведенииаудиторской проверки;
— своевременнопроизводить оплату по настоящему договору.
3.2 Заказчик имеет право:
— в ходе проверкизнакомиться с ее предварительными результатами;
— в случае сомненияЗаказчика в квалифицированном проведении аудиторской проверки обратиться ворган, выдавший лицензию Исполнителю, с заявлением на проведение перепроверки.
4. Обязанности и праваИсполнителя:
4.1 Исполнитель обязан:
— квалифицированнопроводить аудиторскую проверку, руководствуясь Законом «Об аудиторскойдеятельности» от 20 ноября 1998 года., международными стандартами аудита истандартом аудиторской деятельности №7 в РК, внутрифирменными стандартамиаудиторской деятельности фирмы «Аудит+», планом и программой аудита;
— неукоснительнособлюдать требования законодательных актов РК и других нормативных документовпри проведении аудита;
— обеспечиватьсохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки,и не разглашать их содержание без согласия Заказчика, за исключением случаев,прямо предусмотренных действующим законодательством РК, независимо отпродолжения или прекращения отношений с Заказчиком и без ограничения срокадавности;
— предоставлять Заказчикуисчерпывающую информацию о нормативных актах, на которых основываются замечанияи выводы аудитора.
4.2 Исполнитель имеетправо:
— самостоятельноопределять формы и методы аудиторской проверки;
— проверять у Заказчика вполном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличиеденежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения идополнительные сведения, необходимые для проверки;
— получать по письменномузапросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию оттретьих лиц, привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверкеиных специалистов;
— отказаться отпроведения аудиторской проверки в случае непредставления Заказчиком необходимойдокументации. В таком случае Заказчик оплачивает Исполнителю согласносчету-фактуре фактически выполненный объем работ.
5. Отчет аудиторскойфирмы и аудиторское заключение.
5.1 По результатамаудиторской проверки соответствующего периода (квартала, полугодия, года)Исполнитель представляет Заказчику отчет аудиторской фирмы, составленный всоответствии с внутрифирменным аудиторским стандартом.
/>5.2 После устранения Заказчикомотмеченных в отчете аудиторской фирмы существенных нарушений в ведении учета исоставления отчетности Исполнитель представляет Заказчику аудиторскоезаключение в составе вводной, аналитической и итоговой части с безусловным илиусловным подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности.
5.3 При неустраненииЗаказчиком выявленных Исполнителем существенных нарушений в ведении учета исоставлении отчетности Исполнитель представляет Заказчику отрицательноеаудиторское заключение.
5.4 Аудиторскоезаключение составляется Исполнителем в соответствии с порядком, предусмотреннымЗаконом, стандартом №7 об аудиторской деятельности в РК, внутрифирменнымаудиторским стандартом.
6. Ответственностьсторон.
6.1 За неисполнение илиненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору стороны несутответственность в установленном законом порядке.
6.2 Стороны освобождаютсяот ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств поДоговору, если таковое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы,определяемых в соответствии с обычаем делового оборота.
6.3 Споры, возникающиемежду сторонами по настоящему Договору, разрешаются путем переговоров. В случаеневозможности разрешения споров путем переговоров они разрешаются в порядке,установленном действующим законодательством.
7. Срок действиядоговора.
7.1 Настоящий договорвступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до окончаниярасчетов между сторонами.
7.2 Начало аудиторскойпроверки не позднее 16 февраля 2007 года.
7.3 Представление отчетааудиторской фирмы не позднее 03.03.2007 г.
7.4 Представлениеаудиторского заключения не позднее 3 — х дней после устранения Заказчикомотмеченных аудитором нарушений и оплаты услуг 100%,
7.5 Договор может бытьрасторгнут досрочно по обоюдному согласию сторон либо по решению судебныхорганов.
7.6 При досрочномрасторжении Договора по инициативе Заказчика Заказчик обязуется оплатитьИсполнителю понесенные последним убытки и стоимость фактически произведенных имна момент расторжения данного договора работ с учетом ранее перечисленногоавансового платежа.
8. Реквизиты и подписисторон
Исполнитель: Заказчик:
ТОО « Аудит +» ТОО«Аркада-Индастри»
Приложение 2
 
/>Общий план аудиторской проверки
Проверяемаяорганизация ТОО «Аркада-Индастри»
Периодаудита с 16.02.2007 по 02.03.2007
Количествочеловеко-часов 60
Приемлемыйаудиторский риск 5 %
Рискнеобнаружения – 0,33%
АудиторШульгина Е.Г.№ п/п Сегмент аудита Сроки проведения Исполнители 2 3 4 1
Учредительные и другие общие документы предприятия 16.02.07 — 18.02.07 Шульгина Е.Г. 2 Учетная политика предприятия 20.02.07 – 21.02.07 Шульгина Е.Г. 3 Анализ и оценка организации системы учета и внутреннего контроля, знакомство с общим порядком ведения учета материальных запасов 22.02.07 — 24.02.07 Шульгина Е.Г. Исследование складского хозяйства, проведение инвентаризации
25.02.07 4 Проверка бухгалтерского учета и документооборота наличия и движения материальных запасов 26.02.07 – 01.03.07 Шульгина Е.Г. 5 Оформление результатов проверки 02.03.07 Шульгина Е.Г.
/>/>/>/>/>/>Приложение 7
Образецпрограммы аудита
Проверяемаяорганизация ТОО «Аркада-Индастри»
Периодаудита с 16.02.2007 по 02.03.2007
Количествочеловеко-часов 60
Приемлемыйаудиторский риск 5 %
Рискнеобнаружения – 0,33%
АудиторШульгина Е.Г.№ п/п Наименование аудиторских процедур Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора 1. Процедуры средств контроля 1.1. Анализ учредительных и других общих документов 16.02.07-18.02.07 Шульгина Е.Г. Копии учредительных документов, аналитический обзор 1.2. Анализ учетной политики 20.02.07 Шульгина Е.Г. Приказ об учетной политике, аналитический обзор 1.3. Изучение особенностей системы компьютерной обработки данных 21.02.07 Шульгина Е.Г. Отчет эксперта 2. Процедуры по существу 2.1. Исследование складского хозяйства, знакомство с общим порядком ведения учета материальных запасов 22.02.07-24.02.07 Шульгина Е.Г. Документооборот 2.2 Проведение инвентаризации 25.02.07 Шульгина Е.Г. Бухгалтерские документы: инвентаризационная опись 2.3. Сравнение результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета, составление сличительной описи 26.02.07 Шульгина Е.Г. Регистры бухгалтерского учета, инвентаризационная опись 2.4. Сличение данных финансовой отчетности с остатками по Главной Книге 27.02.07 Шульгина Е.Г.
/>Финансовая отчетность, Главная книга 2.5. Подведение итогов о системе контроля на предприятии 28.02.07 Шульгина Е.Г. Аналитический обзор 2.6. Анализ корреспонденций счетов и регистров аналитического учета 01.03.07 Шульгина Е.Г. Бухгалтерские документы 2.7 Анализ нехарактерных сальдо по счетам 01.03.07 Шульгина Е.Г. Бухгалтерские документы 2.8 Анализ нетиповых корреспонденций счетов, сличение с первичной документацией по учету материальных запасов 01.03.07 Шульгина Е.Г. Бухгалтерские документы 3. Оформление результатов проверки 02.03.07 Шульгина Е.Г. Аналитический обзор /> /> /> /> /> />
Приложение5
/>

Таблица.Процедура аудиторских тестов контроля поступления материальных запасов№ п/п Вопросы, включенные в программу, и процедуры их проверки Направления контроля
А
1
Первичные документы
Выбрать для проверки документы на поступление материальных запасов:
А) сканировать документацию, отражающую процессы поступления МЗ на предмет не полноты отражения: сопоставить наименование и количество оприходованных материалов с аналогичными данными в сопроводительных документах поставщиков (даты и номера документов, наименования, единицы измерения, количество, цены и стоимость материалов, показанные в приемных актах или приходных ордерах складов, в карточках складского учета, с этими же показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документах).
Полнота
и своевременность
Б
2
Выборочно
А) проверить точность и достоверность оценки приобретаемых материальных запасов в натуральных и денежных единицах.
Б) встречная проверка — в случае выявления каких-либо расхождений аудитор делает встречную проверку с документами поставщиков или запрашивает копии расчетно-платежных и других сопроводительных документов.
В) подтвердить документально поступление материальных запасов первичными документами.
Точность
Утверждение
Реальность
/>Приложение 6
/>

Процедурааудиторских тестов контроля выбытия материальных запасов№ п/п Вопросы, включенные в программу, и процедуры их проверки Направления контроля 3 Осуществляется ли контроль за рациональным использованием материалов (например, их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов, которые рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции) Утверждение 4 Соответствует ли избранный организацией и зафиксированный в учетной политике метод фактически используемому, подтверждает или не подтверждает экономическую целесообразность применяемого порядка оценки Обоснованность, Реальность Выборочно проверить оформление первичных документов: лимитно-заборные карты, накладные, требования и другие оправдательные документы на отпуск материалов, ведомости учета движения материалов, карточки складского учета, оборотные и сальдовые ведомости и другие учетные регистры Полнота и своевременность 5
Проверить правильность отражения хозяйственных операций на счетах:
Дебет счетов:
8010,8020,8030,8040 — на стоимость материалов, отпущенных основному и вспомогательному производствам, социальной сфере,
7200 – на стоимость материалов, израсходованных на ремонт и содержание зданий, сооружений и оборудования общехозяйственного назначения,
7470 – расход материалов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
1250 — на стоимость материалов по расчетам по возмещению материального ущерба (недостача, хищение, порча и т.д.).
1316 — на стоимость материалов, переданных в переработку.
Кредит счетов 1310-1340 группы счетов 1300 «Запасы». Учет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально-экономическое положение Германии
Реферат Гражданская война в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Реферат Применение линейного программирования для решения экономических задач оптимизация прибыли
Реферат Геометрии Галилея и Минковского как описания пространства-времени
Реферат Основные положения российского аудита
Реферат The Devil In The Shape Of A
Реферат Козацька педагогіка як унікальне явище світової педагогічної думки
Реферат Cloning Essay Research Paper CLONINGCloning humans has
Реферат Critique Of Bridget Jones
Реферат Афанасий фет - Фет это утро радость эта
Реферат Экономико-географическое положение Тверской области
Реферат Гражданская война и политика военного коммунизма
Реферат Факторы экономического роста России и стран Евросоюза
Реферат Валютная система ЕЭС и проблемы создания валютного союза.
Реферат Бухгалтерский учет. Конспект лекций