--PAGE_BREAK--Согласно ч. 2 указанной статьи при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения. С целью обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц возможно назначение закрытого судебного разбирательства (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ).
При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд согласно ч. 5 ст. 278 УПК РФ без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе произвести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление. Помимо перечисленных выше уголовно-процессуальных мер следует обратить внимание на возможность осуществления предупредительных (профилактических) мер безопасности. Так, в ходе следственных действий следователь вправе (и обязан) выявлять случаи потенциальных угроз в адрес участников уголовного судопроизводства и реагировать на них надлежащим образом. Это касается и ситуаций, когда поведение допрашиваемого подозреваемого или обвиняемого, наличие у него судимости, факт совершения им насильственного преступления дают основание для вывода о возможности противоправного воздействия на потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. К профилактическим мерам следует отнести разъяснения о возможности наступления уголовной ответственности за совершение преступлений против указанных участников, а также о недопустимости угроз и иных противоправных действия.
Вышеизложенное позволяет обосновать вывод о том, что система уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, включает в себя три группы мер:
1) меры, непосредственно направленные на обеспечение безопасности при производстве конкретных процессуальных действий;
2) сопутствующие меры, принятие которых создает надлежащие условия для уголовного судопроизводства и тем самым минимизирует необходимость применения мер первой группы (ко второй группе относятся профилактические меры, которые могут осуществляться в ходе производства по уголовному делу);
3) меры, закрепленные в иных нормативных правовых актах, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и УПК РФ.
Глава 2
2.1 Понятие института окончания предварительного расследования. Его значение, цели и варианты
Окончание предварительного расследования — это заключительная часть (этап) стадии предварительного расследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные) действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела. Редакция ч. 2 ст. 127 и ст. 211 УПК позволяет констатировать наличие возможности начала анализируемого этапа и по письменному указанию надзирающего прокурора о прекращении уголовного дела.
Окончание предварительного расследования состоит из следующих действий следователя (органа дознания):
1) систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценки собранных доказательств;
2) оформления производства по делу;
3) уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования;
4) выяснения желает ли обвиняемый иметь защитника
и вызова последнего, если получен утвердительный ответ;
5) оформления отказа обвиняемого от защитника или его просьбы об ознакомлении с материалами дела отдельно от защитника;
6) разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;
7) фиксации поступившего ходатайства в специальном протоколе;
8) уведомления других обвиняемых, что заявлено ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных;
9) предъявления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, обвиняемому и его защитнику материалов предварительного следствия для ознакомления и составление соответствующего протокола;
10) разрешения поступивших ходатайств;
11) принятия решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;
12) составления итогового документа, которым завершается предварительное расследование (обвинительного заключения и т. п.).
Общепринято выделять как минимум три варианта окончания предварительного расследования:
· составление обвинительного заключения;
· вынесение постановления о прекращении уголовного дела;
· вынесение постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
Между тем обоснованы суждения также о существовании такой разновидности окончания предварительного расследования, как оформление протокола об обстоятельствах преступления, перечисленного в ст. 414 УПК (предусмотренное ст.ст. 416 и 418 УПК возбуждение уголовного дела и отказ в возбуждении уголовного дела) (см. п. 2.2 настоящей работы).
Значение обвинительного заключения заключается в том, что оно определяет границы судебного разбирательства. Суд может рассматривать дело только в отношении обвиняемых и лишь в пределах того обвинения, которое сформулировано в обвинительном заключении. Изменить обвинение суд может только, если:
· этим не ухудшится положение подсудимого,
· не нарушится его право на защиту,
· не будет вменено обвинение более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, изложенного в обвинительном заключении.
Предварительное расследование оканчивается прекращением уголовного дела при наличии оснований, перечень которых отражен в законе. Классифицировать их можно на 6 групп:
а) обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 5 УПК) (см. п. 1.5.3 настоящей работы)
б) изменение обстановки, вследствие чего полностью утрачивается общественная опасность совершенного преступления или лица, его совершившего (ст. 6. УПК);
в) обстоятельства, дающие следователю право освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности:
· деятельное раскаяние (ст. 7 УПК);
· несовершеннолетие лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если его исправление может быть достигнуто путем при-менения принудительных мер воспитательного воз-действия (ст. 8 УПК);
· примирение с потерпевшим (ст. 9 УПК);
г) не доказанность участия обвиняемого в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК);
д) доказательства отсутствия для общества, себя или других лиц опасности, проистекающей со стороны лица совершившего общественно опасное деяние, исходя из характера этого деяния и его психического состояния (п. 1 ст. 406 УПК);
е) отсутствие согласия указанного в законе органа "(должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности (например, судьи — ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).
В общей сложности уголовно-процессуальный закон предусматривает 26 оснований прекращения уголовного дела в стадии предварительного расследования.
Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Производство предварительного расследования в установленный законом срок, своевременное его завершение является необходимым условием успешного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использования доказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде, надлежащего обеспечения обвиняемому, потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства права на участие в судебном разбирательстве.
2.2 Отличия окончания предварительного расследования в форме предварительного следствия и форме дознания
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Так же, на органы дознания возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного ч. 1 ст.121 УПК, обязан передать дело следователю. В случае если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору, для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
По дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК для предварительного следствия, за следующим исключением:
· исключен;
· потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;
на органы дознания не распространяется правило, установленное ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора, орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.
По делам, по которым не обязательно предварительное следствие, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Дознание, по которым производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела следователю.
При наличии одного из оснований предусмотренных ст.195 УПК, орган дознания вправе приостановить производство по делу, по которому предварительное следствие не обязательно. О приостановлении дознания выноситься постановление, копия которого в суточный срок направляется прокурору.
2.3 Алгоритм действия следователя и дознавателя при принятии решения об окончании предварительного расследования
Органом предварительного расследования является следователь. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц. причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления, образующие его состав. все данные, характеризующие субъекта преступления, его субъективную и объективную стороны, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. За действиями следователя производит контроль начальник следственного отдела. Как субъект уголовного процесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. Он, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.
Деятельность следователя характеризуется:
· процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально ролевой функции следователя;
· познавательно-поисковой направленностью;
· оперативностью (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия);
· направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;
· наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения.
Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в уведомлении его об обнаруженном преступлении. Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе — раскрытие преступления — принятие мер по установлению обстоятельств преступления. Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения.
По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Обвинительный акт — процессуальный документ, в котором формулируется обвинение на основании доказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления. Обвинительный акт предусмотрен в УПК РФ вместо протокола, составляемого прежде в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта, оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта — постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Обвинительный акт изготавливается как минимум в трёх экземплярах, поскольку копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику (ст. 226 ч. 3 УПК РФ). Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору. Получив уголовное дело с обвинительным актом, прокурор обязан проверить обоснованность и законность всего производства по делу, полноту и объективность расследования, определить допустимость собранных доказательств, соблюдение прав и свобод участников процесса, соответствие обвинительного акта требованиям, изложенным в УПК РФ.
продолжение
--PAGE_BREAK--Дознаватель наделен следующими основными правами:
1) при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);
2) ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях — до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
3) применять меры процессуального принуждения (гл. 12 — 14 УПК РФ);
4) принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);
5) осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);
6) обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;
7) иные права, предусмотренные УПК РФ.
По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Он оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта — постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Составление обвинительного акта имеет правовым следствием изменение уголовно-процессуального статуса лица, подозреваемого в совершении преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом определенную отличительную совокупность прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.
Взаимодействие следователей и органов дознания является одним из главных условий быстрого и полного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов дознания следует понимать основанную на правовых актах согласованную деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений.
2.4 Фактические и юридические основания принятия решения об окончании предварительного расследования
Завершающий этап расследования, на котором подводятся его итоги, окончательно формулируется и выражается в процессуальных документах внутреннее убеждение следователя и дознавателя по каждому из обстоятельств дела, по каждому собранному доказательству, выявляются пробелы и противоречия в их совокупности, представляет собой важнейшую часть предварительного расследования. Сказанное в равной мере относится ко всем формам окончания предварительного расследования, однако, в отличие от остальных, при прекращении уголовного дела не только создаются условия для правильного решения дела, но оно непосредственно разрешается.
Кроме того, являясь одним из «рубежных решений», препятствующих дальнейшему производству, прекращение уголовного дела играет важную роль в обеспечении прав и законных интересов личности. Во-первых, это проявляется в том, что при подведении итогов расследования следователь проверяет полноту, всесторонность и объективность установления всех обстоятельств дела, в том числе и оправдывающих обвиняемого и смягчающих его вину, а формулируя выводы, исходит из всей совокупности собранных доказательств. Во-вторых, прокурор, получив копию постановления о прекращении уголовного дела, обязан проконтролировать объективность выводов следователя. В-третьих, обвиняемому, потерпевшему, лицу или учреждению, по заявлениям которых уголовное дело было возбуждено, обеспечивается возможность ознакомления с постановлением о прекращении уголовного дела и его обжалования. Наконец, принятие решения о прекращении уголовного дела по перечисленным в п.3 ч.2 ст.133 УПК РФ основаниям является непременным условием возникновения права на реабилитацию, в том числе права на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.
Завершающий этап разделяют на следующие части:
1) принятие решения об окончании расследования и предъявление следственного производства участникам процесса для ознакомления, процессуальное оформление окончания предварительного расследования; 2) разрешение ходатайств участников процесса и производство дополнительного расследования; 3) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору; 4) рассмотрение дела прокурором, принятие по нему решения и направление дела в суд; 5) принятие решения о прекращении уголовного дела; 6) направление дела в суд с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера; 7) приостановление производства по уголовному делу.
Действительно, в один этап правильно объединять такие процессуальные действия и решения, которые имеют самостоятельное уголовно-процессуальное назначение при осуществлении расследовании и в данном случае служат одной цели – констатации окончания расследования. Другое дело, что при этом недостаточно просто составить соответствующий документ (постановление), необходимо соблюсти права и законные интересы участников процесса, а прокурор должен проверить правильность выводов следователя.
Поэтому окончание, как часть предварительного расследования, по своей структуре неоднородно и представляет собой единый завершающий этап, включающий комплекс процессуальных действий и решений, конкретный перечень и порядок выполнения которых различается на основании уголовно-процессуального закона в зависимости от вида принятого следователем и дознавателем решения.
Исходя из ст.158, 439, а также глав 29-32 УПК РФ, регламентирующих окончание предварительного следствия и дознания, формами окончания предварительного расследования служат: составление обвинительного заключения или обвинительного акта; постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; прекращение уголовного дела.
2.5 Выбор варианта окончания и порядок окончания предварительного расследования. Порядок уголовно-процессуальных действий следователя или дознавателя при различных вариантах окончания предварительного расследования
Существует четыре варианта окончания предварительного расследования:
1) основания, реабилитирующие лицо, в отношении которого принимается решение о прекращении дела; 2) нереабилитирующие основания, влекущие в силу ряда причин освобождение лица от уголовной ответственности; 3) основания, констатирующие невозможность повторного расследования деяний лиц, о которых компетентные государственные органы приняли решения, не отмененные в установленном законом порядке; 4) иные основания, исключающие при наличии определенных условий уголовную ответственность отдельных категорий лиц, не предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Необходимо согласиться и с тем, что целесообразность такой классификации обусловлена возможностью:
1) четко выразить мнение органа предварительного расследования в постановлении о прекращении уголовного дела о невиновности и реабилитации гражданина; 2) констатировать совершение уголовно-наказуемого деяния конкретным лицом, не признавая его виновным (так как в соответствии с законом таким правом наделен только суд, вынесший обвинительный приговор).
Исходя их этого, реабилитирующими основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования следует считать:
· отсутствие события преступления;
· отсутствие в деянии состава преступления;
· отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
· отсутствие согласия соответствующего государственного органа или профессионального сообщества на осуществление уголовного преследования лиц, в отношении применяется особый порядок производства по уголовным делам (ст.447, 448 УПК РФ);
· непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
· наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, либо неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
· отказ Совета Федерации или Государственной Думы в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора Российской Федерации о направлении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в суд;
· отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
В связи с этим на стадии предварительного расследования нереабилитирующими основаниями прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования следует признать:
· истечение сроков давности;
· смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
· примирение сторон;
· изменение обстановки;
· акт об амнистии;
· деятельное раскаяние;
· в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия;
· при производстве по применению принудительных мер медицинского характера, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо с возможностью причинения им иного существенного вреда.
Порядок окончания предварительного расследования:
1. Следователь и дознаватель производят анализ и оценку собранных по делу доказательств в их совокупности с точки зрения достаточности для вывода о невозможности продолжить расследование ввиду наличия одного из обстоятельств, предусмотренных в ст.24-28, 427, 439 УПК РФ в качестве оснований прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования. Совокупность собранных следователем и дознавателем доказательств должна обуславливать принятие именно такого решения, а не какого-либо иного, иначе вывод о прекращении дела является неправильным или преждевременным.
2. В соответствии с ч.1 ст.213 УПК РФ решение следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела оформляется постановлением, которое, как и любое другое решение, должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности (ч.4 ст.7 УПК РФ). Уголовно-процессуальный закон устанавливает положения, которые необходимо отразить в этом процессуальном решении (ч.2 ст.213 УПК РФ), однако в нем часто допускаются ошибки. Так, отсутствует мотивировка, имеются противоречия между описательной и резолютивной частями, которые создают неустранимые сомнения в правильности прекращения уголовного дела и влекут отмену этих решений.
3. Прекращая уголовное дело, следователь и дознаватель должны разрешать все вопросы, из него вытекающие: об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров; о вещественных доказательствах (п.8, 9 ч.2 ст.213 УПК РФ). Не каждое из этих процессуальных решений является обязательным по прекращаемому уголовному делу. Такие решения принимаются лишь в тех случаях, когда это диктуется конкретными обстоятельствами дела. Так, если в деле имеются вещественные доказательства, то в резолютивной части постановления о прекращении уголовного дела в отношении них следует указать конкретные распорядительные меры.
4. В целях проверки законности и обоснованности решения следователя и дознавателя о прекращении уголовного дела в соответствии с ч.1 ст.213 УПК РФ копия постановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору. Получив постановление о прекращении уголовного дела, прокурор должен проверить правильность составления данного документа. Немотивированность постановления и отсутствие в нем сведений об уведомлении заинтересованных участников процесса с разъяснением их процессуальных прав может вызвать сомнение в правильности прекращения уголовного дела. В этих случаях прокурор истребует дело и после его изучения делает вывод о законности и обоснованности прекращения производства.
5. Соблюдение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства при прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования включает: своевременное извещение о прекращении дела; предоставление возможности ознакомиться с его материалами; разрешение заявленных ходатайств; вручение либо направление копий постановления о прекращении дела; разъяснение права предъявления гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства; разъяснение права и порядка обжалования принятого решения.
6. Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по реабилитирующим основаниям имеет особенность: в соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ следователь и дознаватель принимает меры по реабилитации лица. Помимо признания права на реабилитацию, следователь, дознаватель обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения вреда, причиненного уголовным преследованием.
7. Рассмотрение жалоб на прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования не входит собственно в уголовно-процессуальную деятельность органов следователя и дознавателя, поскольку осуществляется после окончания предварительного расследования прокурором или судом. Однако роль такой деятельности контролирующих органов трудно переоценить как с позиций обеспечения законности в уголовном судопроизводстве, так и с точки зрения гарантий прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Глава 3
3.1 Порядок предъявления материалов уголовного дела, лицам участвующим в уголовном деле при окончании предварительного расследования и составлении единого заключения и направлении дела в суд
3.2 Правила позволяющие избежать затягивания сроков ознакомления с материалами уголовного дела
продолжение
--PAGE_BREAK--