Реферат по предмету "Финансовые науки"


Классификация расходов и доходов предприятий, финансовые методы управления и использование прибыли

Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет
Филиал в г. Анадырь

Контрольная работа
по дисциплине: Финансы предприятий
На тему: Классификация расходов и доходов предприятий,финансовые методы управления и использование прибыли
Работу выполнила студентка: СемиховаА.А.
Группа: 266
Специальность: 060400
Работу проверила: Бартенев А. А
2010

Содержание
 
Доходы и расходы: понятие, сущность, виды
Финансовое планирование и прогнозирование
Планирование на уровне государства и его субъектов
Практическая часть
Список литературы
 
Доходы и расходы: понятие, сущность, виды
Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходяиз перспективы устойчивого генерирования прибыли в среднем. Поскольку в миребизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных ошибок ипоявления более умелых и удачливых (к сожалению) конкурентов, нельзя заранеепредсказать с определенностью, какова будет прибыль в будущем, хватит лидоходов предприятию для расчетов со своими контрагентами, будут лиудовлетворены собственники уровнем рентабельности и др. Именно поэтому степеньэффективности текущего управления финансами определяется не только и не столькозначимостью полученных доходов (убытков) в отдельные годы, сколькоустойчивостью генерирования прибыли в среднем. Если предприятие постоянно имеетприбыль (возможно и не супербольшую, но устраивающую в среднем инвесторов),обремененную, естественно, приемлемым уровнем риска, становится возможнымпринятие стратегических финансовых решений прогнозного характера, в особенностив отношении привлечения дополнительных источников финансирования. Инымисловами, не только не только текущее финансовое состояние, но и решениястратегического характера в значительной степени зависят от эффективноститекущей рутинной деятельности, суть которой является генерирование прибыли. Устойчиваятекущая прибыль служит индикатором правильности выбранного курса, стратегическаяцель которого — повышение уровня благосостояния собственников предприятия.
В наиболее общем виде прибыль (P) можетбыть представлена как функция от двух параметров — доходов (R)и расходов (Ex):
P = f (R,Ex) = R — Ex.
Доходами организации признается увеличениеэкономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иногоимущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капиталаэтой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Неотносятся к доходам, а, следовательно, не приводят к увеличению капитала:
суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога спродаж, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных сумм, подлежащихперечислению в бюджет;
поступления по договорам комиссии;
суммы, полученные предприятием в виде авансов в счет оплатыпродукции, товаров, работ, услуг;
суммы полученных задатков;
суммы полученных залогов;
суммы, полученные в погашение кредита (займа),предоставленного ранее заемщику.
Расходами организации признается уменьшениеэкономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иногоимущества) или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капиталаэтой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственниковимущества).
Не признается расходами и потому не влияет на величинукапитала выбытие активов в связи с:
приобретением (созданием) внеоборотных активов;
вкладами в уставные (складочные) капиталы других организацийи приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;
перечислением средств в рамках благотворительнойдеятельности, организации отдыха, мероприятий спортивного икультурно-просветительского характера;
договорами комиссии;
перечислением авансов и задатков;
погашением полученных ранее кредитов и займов.
Доходы и расходы могут отображаться в Отчете о прибылях иубытках разными способами и в зависимости от их характера, условийосуществления и направлений деятельности организации подразделяются на нескольковидов (рис.1).
/>

Доходами от обычных видов деятельности являютсявыручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные свыполнением работ и оказанием услуг. Выручка отражается в системе учета всумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежныхсредств и иного имущества или величине дебиторской задолженности.
К расходам по обычным видам деятельности относятсярасходы, связанные с изготовлением (или приобретением) и продажей продукции, атакже возмещение стоимости амортизируемых активов (например, основных средств инематериальных активов) в виде амортизационных отчислений. Расходы по обычнымвидам деятельности отражаются в системе учета в сумме, исчисленной в денежномвыражении, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности.
В целях калькулирования себестоимости продукции и выявленияэффективности работы основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, атакже коммерческой службы и аппарата управления расходы по обычным видамдеятельности детализируются. Делается это в системе управленческого учета. Вчастности, расходы по обычным видам подразделяются на:
а) расходы, связанные с приобретением сырья, материалов,товаров и иных материально-производственных запасов и
б) расходы, возникающие непосредственно в процессепереработки (доработки) материально-производственных запасов, включаяуправленческие и коммерческие расходы. Предусматривается также группировкарасходов на: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления насоциальные нужды, амортизацию, прочие затраты.
К операционным доходам (расходам) относятся, вчастности:
доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату вовременное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату прав,возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видовинтеллектуальной собственности;
доходы (расходы) от продажи основных средств и иных активов,отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
результаты переоценки имущества и обязательств, стоимостькоторых выражена в иностранной валюте;
проценты полученные (уплаченные) по предоставленным (полученным)кредитам и займам.
К группе внереализационных доходов (расходов) относят:
штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условийдоговоров;
доходы и расходы от безвозмездной передачи либо полученияактивов;
поступления и перечисления в возмещение причиненныхорганизации убытков;
убытки и прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которымистек срок исковой давности;
сумма уценки и дооценки активов (за исключением внеоборотныхактивов);
иные доходы и расходы, непосредственно не связанные среализацией продукции, работ, услуг.
Следует отметить, что подразделение доходов и расходов навнереализационные и операционные играет роль лишь при составлении отчетности врекомендуемых ныне форматах; что касается формирования финансового результата,то приведенная дифференциация не имеет значимости, поскольку и те и другие доходы(расходы) учитываются в системе бухгалтерского учета на одном и том же счете (счет91 «Прочие доходы и расходы»).
Все приведенные выше доходы должны признаваться лишь в томслучае, если удовлетворяются следующие условия:
организация имеет право на получение выручки, вытекающее изконкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретнойоперации произойдет увеличение экономических выгод организации; подобное имеетместо лишь в том в случае, если организация либо получила в оплату актив, либоотсутствует неопределенность в отношении получения актива;
право собственности (владения, пользования и распоряжения) напродукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принятазаказчиком (услуга оказана);
расходы, которые произведены или будут произведены в связи сэтой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученныхорганизацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то вбухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличииследующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором,требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретнойоперации произойдет уменьшение экономических выгод организации; это имеет местолишь в том случае, если организация либо передала актив, либо отсутствуетнеопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленныхорганизацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то вбухгалтерском учете предприятия признается дебиторская задолженность.
К чрезвычайным доходам (расходам) относятся доходы ирасходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственнойдеятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.). К чрезвычайнымдоходам, в частности, относятся: страховое возмещение, стоимость материальныхценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшемуиспользованию активов и т.п. Чрезвычайные доходы (расходы) не принимаются вовнимание при исчислении налога на прибыль, а их сальдо (т.е. разность междудоходами и расходами) просто прибавляется к прибыли после вычета налогов идругих обязательных платежей.
Безусловно, доминирующими по значимости являются доходы (расходы)от обычных видов деятельности — именно они дают основной вклад в формированиеконечного финансового результата.
Управление прибылью и рентабельностью
Очевидно, что управление прибылью подразумевает такиевоздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которыеспособствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.
В рамках решения первой задачи — повышение доходов — должныпроводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий идинамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточностии эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективностиценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженностьпроизводственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.)на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критическогообъема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п. Результатыпланово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц,содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемовпроизводства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостныхпоказателях, а также в процентах.
Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится, визвестном смысле, в компетенции высшего руководства компании, а также еемаркетинговой службы; роль финансовой службы сводится, в основном, кобоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономическойэффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутреннихориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новыхпроизводств.
Вторая задача — снижение расходов — подразумеваетоценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий порасходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижениясебестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляетсобой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессепроизводства и реализации данной продукции.
Когда речь идет об осуществлении конкретного производственногопроцесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов,средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можноиспользовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья,материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемыснабжения и сбыта и т.п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбраннойконцепции организации и реализации производственного процесса уровеньсебестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние наприбыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа иуправления себестоимостью, как в системе управленческого учета, так и с позицииуправления деятельностью предприятия в целом.
Управление себестоимостью продукции представляет собойрутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскатьвозможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одногопроизводственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может бытьпредставлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:
прогнозирование и планирование затрат (определяются долго — икраткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются ихориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли ирентабельности);
нормирование затрат (устанавливаются технически-обоснованныенормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат,технологическим процессам, центрам ответственности);
учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатурестатей);
калькулирование себестоимости (распределяются фактическиерасходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляетсяфактическая себестоимость продукции);
анализ затрат и себестоимости (анализируются фактическиезатраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы,повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);
контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятсятекущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения отзапланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).
При анализе и планировании затрат и себестоимости продукциинаибольшее распространение получили два классификационных признака: экономическийэлемент и статья калькуляции.
Под экономическим элементом понимается экономическиоднородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровнеданного предприятия не представляется целесообразным к более дробной детализации.Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает всеамортизационные отчисления независимо от того, для каких целей — производственных,социальных, управленческих — использовалось то или иное основное средство; стоимостьпокупного полуфабриката нельзя разложить на затраты живого и овеществленноготруда и т.п.
Безусловно, затраты, которые предприятие вынуждено нести входе производственного процесса, объективны, и предприятие само определяетсебестоимость продукции. Вместе с тем, государство в определенной степени регулируетэтот процесс путем нормирования затрат, относимых на себестоимость ипринимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли. Данноерегулирование осуществляется с помощью документа «Положение о составезатрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)», в которомкак раз и приведена единая для предприятий независимо от форм собственности иорганизационно-правовых форм номенклатура экономических элементов затрат. В п.5Положения выделены следующие элементы затрат:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратныхотходов);
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать иоптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по такимкрупным позициям, как оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливои энергия и др.
Под калькуляционной статьей понимается определенныйвид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Обособлениетаких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации,оценки и включения (прямого или косвенного, т.е. путем распределения всоответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.
Если группировка затрат по экономическим элементам позволяетвыявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к тому,закончено ли производство продукции или нет, то группировка по калькуляционнымстатьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностьюпрошедшей производственный цикл и готовой к реализации или реализованной.
Состав калькуляционных статей варьирует в зависимости ототраслевой принадлежности предприятия; в частности, для промышленногопредприятия типовая номенклатура статей имеет следующий вид:
Сырье и материалы.
Возвратные отходы (вычитаются).
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственногохарактера сторонних предприятий и организаций.
Топливо и энергия на технологические цели.
Заработная плата производственных рабочих.
Отчисления на социальные нужды.
Расходы на освоение и подготовку производства.
Общепроизводственные расходы.
Общехозяйственные расходы.
Потери от брака.
Прочие производственные расходы.
Коммерческие расходы.
Первые одиннадцать статей составляют так называемую производственнуюсебестоимость; с добавлением коммерческих расходов, т.е. расходов,связанных со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производстваи реализации.
В системе управления затратами важную роль играетподразделение затрат на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы — эторасходы, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести наобъект калькулирования на основе первичных документов. К косвенным относятсярасходы, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на конкретныйобъект калькулирования и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны бытьпредварительно аккумулированы на определенном счете и в дальнейшем распределенымежду всеми объектами пропорционально некоторой базе.
Примерами прямых расходов являются затраты сырья иматериалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, занятых производствомданного вида продукции и др. К косвенным относятся расходы на подготовку иосвоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходыи др. Базой для распределения могут служить: прямые затраты, заработная платапроизводственных рабочих, объем выработанной продукции и т.п.
Отметим, что подразделение расходов на прямые и косвенные,равно как и выбор базы для распределения последних с целью включения их всебестоимость, всегда имеют определенную долю субъективизма.
Что касается методов калькулирования, используемых вотечественной практике, то число их достаточно велико. В западной практикенаиболее распространена система директ-костинга, подразумевающая подразделениезатрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего(отчетного) периода, вторые — на себестоимость.
Следует подчеркнуть, что фактическая себестоимость продукцииформируется исходя из принципа экономической целесообразности тех или иныхрасходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь, в целом, негативнымфактом, приводящим к уменьшению прибыли, имеет и некоторый позитивный момент — снижениеналога на прибыль. Поэтому в целях противодействия фактам необоснованногозанижения налогооблагаемой прибыли некоторые виды расходов регулируются вцентрализованном порядке путем установления лимитов, норм и нормативов. Вчастности, прибыль для целей налогообложения увеличивается на суммы:
оплаты процентов по полученным рублевым кредитам сверхустановленной ставки рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной на трипроцентных пункта,
оплаты процентов по полученным валютным кредитам в размере,превышающем 15% годовых,
затрат, превышающих нормативы по командировочным расходам (например,установлены нормативы суточных расходов по внутренним и заграничнымкомандировкам, а также ограничения по транспортным расходам),
сверхнормативных представительских расходов (нормативыустанавливаются в процентах от объема выручки),
сверхнормативных расходов на рекламу (нормативыустанавливаются в процентах от объема выручки),
сверхнормативных расходов на подготовку и переподготовкукадров (нормативы устанавливаются в процентах от расходов на оплату трудаработников, включаемых в себестоимость продукции) и др.
Роль финансовой службы в управлении расходами уже гораздоболее значима по сравнению с управлением доходами. Если уровень доходов взначительной степени определяется конъюнктурой рынка, то видами и уровнемрасходов можно управлять путем установления более или менее жестких внутреннихнормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в системеуправленческого учета в ходе формирования плановой себестоимости, расчетафактической себестоимости, анализа отклонений фактических данных от плановыхзначений, выявления причин произошедших отклонений и разработке мероприятий поустранению причин, обусловивших появление необоснованных расходов.
Управление факторами прибыльной работы осуществляется нетолько с помощью натурально-стоимостных индикаторов, но и путем регулярногоисчисления разнообразных показателей рентабельности. Управление рентабельностьюозначает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Посколькупри расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различныебазы (т.е. показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управлениерентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формированияприбыли (т.е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов,источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности,меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельностиинвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельностьпродаж и т.п. В любом случае эффективность и целесообразность принимаемыхрешений будет оцениваться комплексно — показателями прибыли и коэффициентамирентабельности; кроме того, по возможности, должны учитываться и субъективныенеформализуемые моменты, факторы и результаты.
Финансовое планирование и прогнозирование
Одним из инструментов управления финансами выступаетпланирование. Существуют разнообразные определения понятия “планирование”. Однакоможно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К нимможно отнести:
а) регламентированность (упорядоченный процесс);
б) связь с обработкой информации;
в) направленность на достижение определенных целей;
г) временной характер.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки ипринятия целевых установок количественного и качественного характера иопределение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планированияявляется план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результатупорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей вбудущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достиженияпоставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешнейи внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлениисредств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
 Планирование на уровне государства и его субъектов
Финансовое планирование представляет собой заключительныйэтап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительнаяобособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработкукомплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовойсистемы.
Главным объектов финансового планирования выступаютфинансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовойсистемы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах,которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место всистеме финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектовфедерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественноевыражение форма образования и расходования фондов денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства иместного самоуправления.
Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достиженияминимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат,а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленнымизаконодательством Российской Федерации, субъектов федерации, правовыми актамиорганов местного самоуправления.
Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектовфедерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируютсявнебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражаетсясоответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не чтоиное, как финансовые планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальном уровнях в системуфинансового планирования включается разработка и реализация перспективныхфинансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов ирасходов населения.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целяхобеспечения координации экономического и социального развития и финансовойполитики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствийразрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативныхтенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективные финансовые планы разрабатываются на тригода, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующиедва года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальныерезультаты заявленной экономической политики.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется сучетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономическогоразвития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; приэтом плановый период сдвигается на один год вперед.
Баланс финансовых ресурсов представляет собойсовокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определеннойтерритории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного балансафинансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозомсоциально-экономического развития соответствующей территории и является основойдля составления проектов бюджета.
Сводный финансовый баланс государства разрабатываетсяв Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерствафинансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции внародном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитнойсистемы, определить источники финансирования мероприятий, определенных впрогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервыдополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты искорректировать направления финансовой политики.
В балансе денежных доходов и расходов населенияотражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме.Денежные доходы населения формируются из трех источников:
заработная плата и надбавки к заработной плате, премии,средства на командировочные расходы, выплаты социального характера,осуществляемые работодателем наемным работникам;
доходы от предпринимательской деятельности, участия вприбылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовыхопераций;
социальные трансферты (государственные пенсии, пособия,стипендии и т.п.).
Расходы подразделяются на:
а) потребительские расходы;
б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;
в) денежные накопления и сбережения.
Баланс денежных доходов и расходов населения используетсядля планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота,налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном,так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатываетсяМинистерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерствафинансов РФ, Центрального Банка РФ и других финансовых органов.
Для финансового планирования особое значение имеет таинформация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическаяинформация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся нанаблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
Финансовое прогнозирование — это, прежде всего, обоснованиепоказателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот илииной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) идолгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования являетсяопределение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности впрогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом иодновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяютразрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящихпред всеми субъектами финансовой системы.
В теории и на практике используются различные методыпрогнозирования. Среди них выделим следующие:
методы экспертных оценок (опрос с использованиемдельфийского метода, представительский опрос и др.);
методы обработки пространственных и временных совокупностей;
методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числеметоды имитационного моделирования, модели роста;
методы пропорциональных зависимостей показателей, включаяпроизводственные функции и функции издержек.
Планирование на уровне государства хозяйствующегосубъекта
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующихсубъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевойпринадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основнымпредполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. Всовременных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнеминфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространениемпредоплаты и бартера сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числепрогнозирования прибыли.
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические итекущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходяиз целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике,финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состоянияи развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п. Какправило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегическийплан должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы.
Каков размер требуемого предприятию капитала, из какихисточников и в какие сроки планируется его привлечь?
Каким образом будет использоваться этот капитал?
Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственныесилы и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов?
На какие уровни поступления денежных средств, рентабельностипроизводства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетомпрогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов ирасходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемойфинансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечениянаивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источникифинансирования инвестиций и др.
Главными функциями текущего планирования являются:
определение объема финансовых ресурсов и их источников дляосуществления:
а) производственной деятельности;
б) инвестиционной деятельности;
в) маркетинговой деятельности;
г) научно-проектной и изыскательской деятельности;
д) социальных проектов;
планирование себестоимости производства и реализациипродукции (работ, услуг);
планирование денежных потоков;
планирование (прогнозирование) прибыли от деятельностипредприятия в целом;
планирование доходности инвестиций.
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не толькогоризонтом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочногопланирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивоститемпов расширения фирмы, то целью второго является обеспечение постояннойплатежеспособности предприятия.
Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляетсобой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т.д. Выделяютследующие этапы финансового планирования:
исследование финансовых результатов деятельности предприятия;
разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основеизменения оперативных планов;
определение конкретной потребности предприятия в финансовыхсредствах для обеспечения выполнения плановых заданий;
прогнозирование структуры и источников финансирования, в томчисле, собственных источников и внешних источников финансирования;
создание и поддержание системы управления финансамипредприятия;
разработка процедур оперативного изменения сформированныхпланов.
Современные методы планирования в качестве одного изподходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по сути моделиреализации определенной идеи, программы, проекта и т.д. Существуют разные подходы,как к технике разработки бизнес-плана, так и к степени детализации, глубинепроработки, структуры бизнес-плана. Однако, независимо от того, как решаютсяуказанные выше вопросы, неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовыйплан, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правамсобственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены встоимостных показателях.
Финансовый план выступает в качестве инструмента финансовогообеспечения всей деятельности предприятия и одновременно характеризуетфинансовые результаты этой деятельности. Финансовый план в составе бизнес-планаразрабатывается по следующим основным направлениям:
разработка проектных показателей освоения рынков ипредполагаемого объема продаж;
расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, втом числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учетзатрат, связанных с маркетинговыми исследованиями, рекламой, основанием рынков;
проектирование годовых потоков денежных средств иопределение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамикипоступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности,оптимизацию налоговых платежей и т.п.; расчеты по прибыли должнысогласовываться с текущим и перспективным потенциалов предприятия, а также сограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;
определение необходимых размеров инвестиций, источниковфинансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействияна прибыль.
При разработке финансового раздела бизнес-плана необходимоучитывать, что предприятиям различных отраслей, сфер деятельности присущиспецифические финансовые характеристики. Для одних типичным может бытьотносительно высокая задолженность по краткосрочным займам, для других — подолгосрочным. Может быть разной и оборачиваемость активов и отдельных ихэлементов, и рентабельность, и эффективность использования имеющихся упредприятия средств.
Таким образом, финансовый план, равно как и собственнопроцесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анализа,обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности иразвития предприятия. Сведение планирования к разработке формальной моделидеятельности предприятия и на ее основе определения системы плановых финансовыхпоказателей, что зачастую используется на практике, можно рассматривать лишькак рабочую схему финансового планирования. Следует иметь в виду, что впроцессе финансового планирования должны учитываться многие неформализуемыефакторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспеченияфункционирования предприятия.Практическая часть
По исходным данным определить:
Сколько процентов прибыли удается сохранить предприятию,если выручка от реализации сократится на 25%?
Процент снижения выручки, при котором предприятие полностьюлишается прибыли, т.е. находится на пороге рентабельности.
На сколько процентов необходимо снизить постоянные издержки,чтобы при сокращении выручки на 25% и при прежнем (исходном) значении силывоздействия операционного рычага, предприятие сохранило 75% ожидаемой прибыли.
Уровень эффектафинансового рычага, условная ставка налогообложения прибыли 1/3. (млн. руб) Показатели Вариант I Выручка от реализации 1500 Переменные издержки 1050
Валовая мариса 450 Постоянные издержки 300 Прибыль 150 Собственные средства 600 Долгосрочные кредиты 150 Краткосрочные кредиты 60 Средняя расчетная ставка процента (средневзвешенная стоимость заемных средств) 40%
Решение:
В=V+C+П
Pq= Vq+C+П
B0=1500
В1=1500*0,75=1125 млн. руб.
П1=В1-V-C=1125-1050-300=-225
СВОР=ТП/ТВ
ТВ=ТП/СВОР= ( ( (150-0) /150) /3) *100%=33,3%
Процент снижения выручки, при котором предприятие полностьюлишается прибыли.
П1=112,5
V1=1050*0,75=787,5 млн. руб. уменьшилисьпеременные издержки на 25%
B1=1500*0,75=1125 млн. руб. уменьшиласьвыручка на 25%
СВОР=3
А=600+180+60=810 млн. руб.
Rа=П/А=150*810=0, 19
ЭФР= (1-1/3) (0, 19-0,4) *210/600=-0,05
Список литературы
1. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояниепредприятия. Практич. пособие. — М.: «Приор», 2000
2. Ковалев В.В. Управление финансами: Учеб. Пособие. — М.: ФБКПРЕСС, 1998
3. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы,концепции и методы: Учеб. пособ.: Пер. с франц. /Под ред. Проф. Я.В. Соколова.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997
4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. — М.: Инфра — М, 1997
5. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. М.В. Романовского — СПб.: изд. дом.«Бизнес-пресса», 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Robert Bunsen Essay Research Paper Robert Wilhelm
Реферат Роль и место рынка ценных бумаг в структуре финансового рынка
Реферат Аппаратура сопряжения
Реферат Nuclear Power Essay Research Paper The term
Реферат Наука о сложных системах
Реферат Техническая механика
Реферат The Differences Between American And Indonesian Norm
Реферат Русская пейзажная живопись на примере творчества АКСаврасова и ИИ Левитана
Реферат Природа конфликтов в организациях, методы управления конфликтной ситуацией
Реферат Таблица производных и интегралов
Реферат Falling Essay Research Paper FallingANNE PROVOOSTHes a
Реферат Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов товаров при осуществлении таможенного
Реферат Технологический проект горячего цеха столовой при промышленном пре
Реферат Обоснование целесообразности замены медных кабельных систем на воло-конно-оптические кабели
Реферат 11-12 мая, 2012 г. Ишим основные направления и вопросы конференции: Флора и растительность естественных экосистем