Реферат по предмету "Государство и право"


Юридическая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации, проблемы их исполнения

Современная гуманитарная академия

Задание на курсовую работу
по дисциплине Конституционное (государственное) право России
Тема: «Юридическая природа решений Конституционного СудаРоссийской Федерации, проблемы их исполнения»
"___" __________ 200__ г.

Содержание
Введение
1. Конституционный суд Российской Федерации — высшаясудебная инстанция Российской Федерации
1.1 Конституционный Суд России в системе органов судебнойвласти
1.2 Полномочия Конституционного Суда России
2. Деятельность и юридическая природа решенийконституционного суда России
2.1 Структура и организацияКонституционного Суда России
2.2 Механизм принятия и юридическая сила решенийКонституционного Суда России
2.3 Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Каким бы совершенным не былпарламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуютили противоречат Конституции страны. Во-первых, потому что законов и другихнормативных правовых актов принимается много, и разрабатываются онипарламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых,на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, частоставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, стольсложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарныечеловеческие ошибки. Однако вред от неконституционных законов, а тем более отантиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размываетсяконституционный порядок, и страдают права и свободы граждан.
Поэтому в западных странах ужена ранней стадии строительства правового государства была осознананеобходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностьюзаконов, а также нормативных правовых актов, исходящих от исполнительной власти.Первым эту функцию принял на себя Верховный Суд Соединенных Штатов (1803 г),который в рамках полномочий суда общей юрисдикции объявил один из законовнеконституционным, т.е. недействительным.
Позже, уже в ХХ веке в Европевозникли конституционные суды, ставшие специальными судебными органамиконституционного контроля (т.к. конституционная юстиция). Ныне такие судыдействуют в большинстве стран Европы.
Функцию обеспеченияконституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверятьпарламенту, поскольку он принимает законы, и вряд ли мог бы стать эффективнымсредством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большейчастью является главой исполнительной власти, а потому контролироватьзаконодательную власть не должен.
Более логично наделить правомконституционного контроля судебную власть, поскольку она независима отзаконодательной и исполнительной власти и непосредственно занимаетсяправоприменением.
Понятие «конституционногоконтроля» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционныйнадзор», хотя контроль и надзор — термины не идентичные. Под контролемобычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отменыактов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдению,позволяющему указать на ненадлежаще принятый или незаконный акт, которыйподнадзорный орган должен изменить или отменить сам. Для конституционной юстициибольше подходит термин «контроль», что, однако, не означаетподчинения ей законодательных и исполнительных органов.
Содержание конституционногоконтроля в различных правовых системах не однозначно. Творцы этих систем,однако, единодушны в том, что речь не должна идти о возможностинепредставительного и не избираемого органа, каким является суд, произвольноотменять акты, которые принимаются демократически избранным представительныморганом (парламентом). В правовых государствах эту возможность увязывают ссамой важной задачей, которой подчинены все органы государственной власти, аименно защите прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к этомусудебным органам, осуществляющим конституционный контроль, придают функциитолкования конституции, решения споров о компетенции органов государственнойвласти, признания действительности или недействительности всеобщих выборов,установление конституционности правоприменительной практики и конкретныхдействий исполнительной власти.
Таким образом, конкретная наполненностьфункции конституционного контроля в различных странах выглядит по-разному.
Цель курсовой работы — проанализироватьюридическую природу решений Конституционного Суда России.
Данная цель реализуется в работена основе решения следующих задач:
раскрыть место КонституционногоСуда России в системе органов законодательной власти;
описать полномочияКонституционного Суда;
исследовать механизм принятия июридическая сила решений Конституционного Суда России.
Объектом исследования является КонституционныйСуд как высшая судебная инстанция России.
Предмет исследования — проблемыисполнения решений Конституционного Суда России.
Правовой основой являются: КонституцияРоссийской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи,посвященные данной проблеме.
1. Конституционный суд Российской Федерации — высшая судебная инстанция Российской Федерации
 1.1 Конституционный Суд России в системе органовсудебной власти
В Советском Союзе долгие годыосновная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действовавшемувысшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне СоветскогоСоюза — Президиуму Верховного Совета, на уровне республик — ПрезидиумамВерховных Советов республик. Данная система на практике показала своюнесостоятельность.
В мае 1990 г. в Советском Союзеначал функционировать Комитет конституционного надзора. По характеруполномочий, санкций это был надзорно-контрольный орган в сфере правовой защитыКонституции Советского Союза. По более новаторскому, перспективному пути пошлаРоссия. В 1991 г в ней создается Конституционный Суд. По своему характеру этотипичный специальный орган конституционного контроля. Основные вопросы егоорганизации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6.05.1991 г.«О Конституционном Суде РСФСР».
Принятая в декабре 1993 г новаяКонституция России внесла существенные изменения в статус КонституционногоСуда, его компетенцию. Она более подробно, по сравнению с прежним Основным ЗакономРоссийской Федерации, закрепила организацию и деятельность данного органа.
Указом Президента РФ от 24декабря 1993 г «О мерах по приведению законодательства РоссийскойФедерации в соответствие с Конституцией РФ» Закон «О КонституционномСуде РСФСР» 1991 г был признан недействующим. Летом 1994 г принятФедеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации», подробно и всесторонне урегулировавший его организацию идеятельность.
Четко определен статус КонституционногоСуда как составной части судебной власти, как специализированного органаконституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: «КонституционныйСуд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимоосуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».
Конституция РФ (ст.125) учреждаетКонституционный Суд России в системе судебной власти, четко определяя егосостав, компетенцию, юридическую силу решений. Полномочия Конституционного Сударегламентируются в ряде других статей Конституции РФ: ст.100 (о посланияхКонституционного Суда Федеральному Собранию), ст.104 (о праве законодательнойинициативы), ч.2 ст.82 (о присутствии судей Конституционного Суда припринесении присяги Президентом РФ) [1].
Помимо этих специальных норм,организация и деятельность Суда регламентируются общими для всех судебныхорганов конституционными положениями. Конституционный Суд не наделяется вКонституции эпитетом «верховный» или «высший», поскольку онучреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляетфедеральную систему органов конституционной юстиции.
Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимоосуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия придаются ему в целяхзащиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека игражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всейтерритории Российской Федерации. Одна из наиболее важных черт статуса КонституционногоСуда Российской Федерации состоит в том, что он призван решать исключительновопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику.
Суд, ни при какихобстоятельствах, не должен отдавать предпочтение политической целесообразности,пытаться оценивать, чьи бы то ни было практические действия вне их правовыхформ.
При осуществленииконституционного судопроизводства суд воздерживается от установления иисследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию другихсудов или иных органов. Это существенно суживает правомочия Суда, но создаетчеткий водораздел с другими судами.
Полномочия Конституционного СудаРоссии не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогдане должен смениться одновременно, а суд — прекратить свою деятельность покаким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории РоссийскойФедерации для всех представительных, исполнительных и судебных органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно,не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица,включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, еслиСуд действует в пределах своей компетенции.
Конституционный Суд Россиидействует на основе Конституции России и Федерального конституционного закона,изменение которых является делом весьма сложным.
Федеральный конституционныйзакон закрепляет не только цели и структуру Конституционного Суда, но ипринципы конституционного судопроизводства, поскольку не существуетсоответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этоговопроса (другие высшие суды действуют на основании специальных процессуальных кодексов(уголовного, гражданского, административного, арбитражного). Посколькуосуществление Судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильныхорганов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда,призванные обезопасить его от любых влияний.
Установлено, что КонституционныйСуд независим в организационном, финансовом и материально-техническомотношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счетфедерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществленияконституционного судопроизводства в полном объеме. Необходимыми для обеспечениясвоей деятельности средствами Суд распоряжается самостоятельно. Он ни от когоне зависит в отношении информационного и кадрового обеспечения и распоряженияимуществом.
Президент России иГосударственная Дума РФ назначают своих постоянных представителей вКонституционном Суде, которые участвуют в заседаниях Суда, представляясоответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказатькакое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способныенарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.
 1.2 Полномочия Конституционного Суда России
Конституционный Суд имеетширокие полномочия.
В целях защиты основконституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей еетерритории Конституционный Суд РФ [20, с.482]:
1. Разрешает дела в соответствииКонституции РФ:
Федеральных законов, нормативныхактов Президента РФ, совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
Конституцией республик, уставов,а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и совместному ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;
договоров между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
не вступивших в силумеждународных договоров Российской Федерации;
2. Разрешает споры о компетенции:
между федеральными органамигосударственной власти;
между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
между высшими государственнымиорганами субъектов РФ;
3. По жалобам на нарушениеконституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе;
4. Дает толкование КонституцииРФ;
5. Дает заключение о соблюденииустановленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственнойизмене или совершении иного тяжкого преступления;
6. Выступает с законодательнойинициативой по вопросам своего ведения;
7. Осуществляет иные полномочия,предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральнымиконституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемымиему заключенными в соответствии со ст.11 Конституции договорами о разграничениипредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права непротиворечат его юридической природе и предназначению в качестве судебногооргана конституционного контроля.
Остановимся подробнее нарассмотрении перечисленных выше полномочий Конституционного Суда РФ [9, с.527].Так, часть вторая ст.125 [1] регулирует наиглавнейшее полномочиеКонституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции РФ иныхправовых актов. Прежде всего, дан четкий перечень субъектов возбуждения такогорода дел в Конституционном Суде.
К их числу отнесены: ПрезидентРФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерацииили депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, ВысшийАрбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности — запрос.
Следует отметить, что ранеедействовавшее законодательство предоставляло Конституционному Суду праворассмотрения вопросов по собственной инициативе.
Анализ ст.125 новой Конституции[1] свидетельствует о том, что таких полномочий данный орган в настоящее времяне имеет. И это решение вполне оправданно. Оно обеспечивает в значительной мерепринцип объективности и беспристрастности в деятельности Конституционного СудаРоссии при принятии им решений.
Отправной точкой в сфере конституционногоконтроля названа Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридическойсилой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства. Всвязи с этим все вопросы в области конституционного контроля в нашей странерассматриваются, прежде всего, под углом зрения соответствия Конституции Россиивсех иных нормативных актов. Определены объемы конституционного контроля. Приэтом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрениюКонституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции.
К первой группе относятся актыфедерального уровня: федеральные законы (имеются в виду все законы, принятые нафедеральном уровне); нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства РФ.
Вторую группу составляют актысубъектов Российской Федерации: конституции республик, уставы, законы и иныенормативные акты субъектов Федерации. При этом с учетом федеративногоустройства страны, закрепленного распределения компетенции, установлено правилоо том, что проверка конституционности законов и иных нормативных актовсубъектов Российской Федерации осуществляется Конституционным Судом Россиитолько по тем из них, которые приняты по вопросам, относящимся к ведениюорганов государственной власти Российской Федерации и совместному ведениюорганов государственной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти ее субъектов.
Не подлежат контролю со стороныКонституционного Суда РФ акты, принятые по вопросам, относящимся к ведениюорганов государственной власти субъектов Федерации.
Третья группа — внутригосударственные или внутрифедеральные договоры России. Здесь названы дваих вида — договоры между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъектов Федерации; договоры между органамигосударственной власти субъектов Федерации. К четвертой группе относятсямеждународные договоры России. При этом процедуру конституционного контроля вКонституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международныедоговоры.
Правом на обращение вКонституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладаетлюбой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч.3 ст.125Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч.1 ст.85Конституции РФ [1].
Ходатайство органа (органов) государственнойвласти допустимо, если:
оспариваемая компетенцияопределяется Конституцией РФ;
спор не касается вопроса оподведомственности дела судам или о подсудности;
спор не был или не может бытьразрешен иным способом;
заявитель считает издание актаили совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта илисовершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФразграничения компетенции между органами государственной власти;
заявитель ранее обращался куказанным в Конституции РФ органам государственной власти с письменнымзаявлением о нарушении ими определенной Конституцией и договорами компетенциизаявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в ихкомпетенцию обязанности;
в течение месяца со дняполучения письменного заявления не были устранены указанные в нем нарушения.
В случае обращениясоответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой обиспользовании согласительных процедур, предусмотренных ст.85 Конституции РФ,Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал этисогласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора [1].
Ходатайство Президента РФ,внесенное в порядке применения ч.1 ст.85 Конституции РФ, допустимо, если: Президентиспользовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органамигосударственной власти; разногласия между органами государственной властиявляются подведомственным Конституционному Суду РФ спором о компетенции.
Конституционный Судрассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленныхКонституцией РФ разделения государственной власти на законодательную,исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральнымиорганами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Федерации, между высшимигосударственными органами субъектов Федерации, установленного Конституцией РФ,Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
По итогам рассмотрения спора окомпетенции Конституционный Суд принимает решение, подтверждающее илиотрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать актили совершить действие правового характера, послужившие причиной спора окомпетенции.
В случае если КонституционныйСуд признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органагосударственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.
В части четвертой ст.125закрепляется, прежде всего, полномочие Конституционного Суда, имеющее важнейшеезначение в реальном обеспечении прав и свобод граждан, закрепленных основнымзаконом страны. Данный орган рассматривает дела о конституционности законов пожалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Жалобы могут бытьиндивидуальными и коллективными.
Правом обращаться с ними вКонституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом,применяемым или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан,а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
Жалоба на нарушение закономконституционных прав и свобод допустима при двух условиях: закон затрагиваетконституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применениюв конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или иноморгане, применяющем закон. Данное полномочие Конституционного Суда имеетогромное значение для каждого человека. Оно может стать на практике одной изнаиболее эффективных гарантий реального обеспечения прав и свобод гражданРоссии.
В соответствии с частьючетвертой ст.125 Конституции Конституционному Суду впервые предоставлено праворассмотрения дел о конституционности законов по запросам судов. Законодательствомздесь установлен следующий порядок.
Суд при рассмотрении дела влюбой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона,примененного или подлежащего применению в указанном деле, может обратиться вКонституционный Суд России о проверке данного закона. Форма обращения — запрос.Данное полномочие весьма эффективно и своевременно.
Кто как не суды, судьисталкиваются в своей повседневной деятельности с несовершенством, снедостатками юридических норм. Их выявление, возможность влиять на изменениезакона — важный фактор в обеспечении верховенства Конституции в правовойсистеме, стабильности иерархии нормативных актов и тем самым укреплениизаконности и правопорядка.
В части пятой ст.125 [1] впервыев отечественной практике за специализированным органом конституционногоконтроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функцияобусловлена самой юридической природой данного органа. Без нее невозможенреальный и эффективный конституционный контроль. Однако в соответствии с частьюпятой ст.125 давать толкование Конституции по своей инициативе КонституционныйСуд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу рядагосударственных органов и должностных лиц. К ним Конституция относит ПрезидентаРФ, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, органызаконодательной власти субъектов Федерации.
Толкование Конституции РФКонституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный иобщеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебныхорганов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В части седьмой ст.125определены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешенияПрезидента РФ от должности [1]. Именно этот орган рассматривает дела о дачезаключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения ПрезидентаРФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Данные действия КонституционныйСуд совершает по запросу Совета Федерации. Такого рода запрос допускается присоблюдении ряда условий: если обвинение выдвинуто Государственной Думой и еслиимеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президентапризнаков соответствующего преступления. Запрос о даче заключения направляетсяв Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думойрешения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано КонституционнымСудом не позднее десяти дней после регистрации запроса. В том случае, когдаКонституционный Суд принимает решение, в котором констатируется несоблюдениеустановленного Конституцией РФ порядка выдвижения обвинения против ПрезидентаРФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательноерешение об отрешении Президента России от должности принимает Совет Федерации.
2. Деятельность и юридическая природа решенийконституционного суда России
 2.1 Структура и организация Конституционного Суда России
Конституционный Суд РФрассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. КонституционныйСуд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональныйсостав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которойустанавливается регламентом Конституционного Суда.
В пленарных заседаниях участвуютвсе судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в составсоответствующей палаты.
Персональный состав палат недолжен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той жепалаты не могут входить Председатель и заместитель ПредседателяКонституционного Суда.
Очередность исполнения судьями,входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседанияхопределяется на заседании палаты.
Конституционный Суд вправерассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительнов пленарных заседаниях Конституционный Суд:
разрешает дела о соответствииКонституции РФ конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;
дает толкование Конституции РФ;
дает заключение о соблюденииустановленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственнойизмене или совершении иного тяжкого преступления;
принимает посланияКонституционного Суда;
решает вопрос о выступлении сзаконодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд в пленарныхзаседаниях избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаряКонституционного Суда; формирует персональные составы палат КонституционногоСуда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения идополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях,а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановленииили прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочномосвобождении от должности Председателя, заместителя Председателя исудьи-секретаря Конституционного Суда.
В заседаниях палатКонституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащиерассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.
В число этих дел входят дела осоответствии Конституции РФ:
Федеральных законов, нормативныхактов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
законов и иных нормативных актовсубъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и совместному ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной власти еесубъектов;
договоров между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектовФедерации;
не вступивших в силумеждународных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд в заседанияхпалат разрешает также споры о компетенции:
между федеральными органамигосударственной власти;
между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
между высшими государственнымиорганами субъектов Федерации [14, с.25].
Конституционный Суд в заседанияхпалат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и позапросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле.
В пленарном заседанииКонституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числасудей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три годаПредседателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.
Председатель КонституционногоСуда РФ:
руководит подготовкой пленарныхзаседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;
вносит на обсуждениеКонституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях изаседаниях палат;
представляет Конституционный Судв отношениях с государственными органами и организациями, общественнымиобъединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями отего имени;
осуществляет общее руководствоаппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение КонституционногоСуда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и другихподразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение оСекретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
осуществляет другие полномочия всоответствии с Федеральным конституционным законом и РегламентомКонституционного Суда.
Председатель КонституционногоСуда издает приказы и распоряжения.
Заместитель ПредседателяКонституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочиюПредседателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняетсвои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
Судья-секретарь КонституционногоСуда Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство работойаппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку ипроведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующихорганов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, иинформирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационноеобеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральнымконституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.
Председатель, заместитель Председателя,судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могутбыть избраны на новый срок.
 2.2 Механизм принятия и юридическая сила решений КонституционногоСуда России
Решение Конституционного Суда РФпринимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья невправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. КонституционныйСуд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемогоакта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием илисложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места всистеме правовых актов.
При этом Суд принимаетпостановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, илишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционностькоторых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд при принятиирешения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Судья,несогласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить своеособое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежитопубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Особые мненияпрактикуются весьма часто.
Решение Конституционного Судапровозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после егоподписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный сроксо дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации,Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человекаРоссийской Федерации, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ,Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ.
Постановления и заключенияКонституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальныхизданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектовФедерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФпубликуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а принеобходимости и в иных изданиях.
Решение Конституционного Суда РФокончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после егопровозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждениядругими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановленияКонституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может бытьпреодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения,признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующимиКонституции РФ, не вступившие в силу международные договоры, не подлежатвведению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных наактах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны бытьпересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае еслипризнание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовомрегулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
Решение Конституционного Судаподлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения егоофициального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение,ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечетответственность, установленную федеральным законом. Конституцией РФ непредусмотрена возможность пересмотра Конституционным Судом РФ принимаемых имрешений и образования для этого, какого бы то ни было органа.
Вместе с тем в соответствии с ч.3ст.46 Конституции РФ можно предложить, что решения Суда обжалуются вустановленном порядке в межгосударственные органы по защите прав и свободчеловека [1].
Особое значение дляэффективности системы конституционного контроля имеют юридические последствия исила решений Конституционного Суда и механизм их исполнения. Прежний Закон оКонституционном Суде РФ исходил из того, что решения по делам оконституционности правоприменительной практики по своим юридическимпоследствиям принципиально отличаются от решений по делам о проверкеконституционности нормативных актов. В первом случае — решения Суда онеконституционности правоприменительной практики непосредственно не сказывалисьна силе закона или нормативного акта, который лежал в основе такой практики: издавшиеего органы обязаны были лишь изучить вопрос о необходимости отмены или изменениянормативного акта (ч.4 ст.73 Закона о Конституционном Суде РФ 1991 г). В то жевремя решения Суда по делам о проверке конституционности нормативных актовобъявлялись окончательными, обжалованию не подлежали и были обязательны длявсех органов власти и управления.
Такое различие оставлялооткрытым вопрос: чему должны следовать правоприменительные органы — решениюСуда или нормативному акту? Как представляется, подобная ситуация противоречитсамой сути конституционного правосудия, предполагающего обязательность решенийКонституционного Суда для всех органов государственной власти и управления, атакже предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц (ч.1 ст.8 Закона оКонституционном Суде РФ 1991 г).
В условиях переходного периодаот одного общественно-экономического строя к другому, проведения в Россииправовой реформы, формирования правового государства проблема исполнениярешений Конституционного Суда стоит особенно остро. Исходя из необходимостиобеспечения конституционной законности, верховенства Конституции и соблюдениязаконов, защиты прав и свобод человека и гражданина Закон о КонституционномСуде, определяя юридическую силу решений, основывается на следующих принципах.
Во-первых, его решения являютсяобщеобязательными. Ст.6 Закона указывает: «Решения Конституционного СудаРФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всехпредставительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,должностных лиц, граждан и их объединений».
Во-вторых, решения КонституционногоСуда являются окончательными, обжалованию не подлежат; юридическая сила решенияКонституционного Суда об антиконституционности закона или нормативного акта неможет быть преодолена повторным принятием аналогичного акта
В-третьих, решения КонституционногоСуда вступают в силу немедленно после их провозглашения; в ст.80 о срокахисполнения решения принцип незамедлительного действия устанавливается и вотношении исполнения решений, если иные сроки специально не оговариваются впостановлении Конституционного Суда.
Решения действуютнепосредственно после их вынесения и не требуют подтверждения другими органамии должностными лицами. Нормативные акты или их отдельные положения, признанныенеконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению.
В-четвертых, особое значение дляисполнения решений Конституционного Суда имеет порядок информирования судовобщей юрисдикции, обратившихся с запросами в Конституционный Суд по поводуконституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Это важно,поскольку обычный суд, обратившись в Конституционный Суд, как правило,приостанавливает производство по делу или исполнение принятого судом решения поделу до вынесения постановления Конституционным Судом.
По этому поводу специальноуказывается, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признанныхнеконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены вустановленных федеральным законом случаях (ст.79). На основании ч.3 ст.79 и ч.2ст.100 Закона Конституционный Суд в своем постановлении может конкретноопределить порядок и степень пересмотра принятого ранее судом решения по делу.
Решения Конституционного Судаимеют важное юридическое значение и в том отношении, что обычно КонституционныйСуд в своих постановлениях дает указания (рекомендации) законодателю о внесениинеобходимых изменений в действующее законодательство или о принятии новыхзаконов для устранения пробелов, возникших в результате признания правовых нормнеконституционными. При этом Суд конкретно определяет основные положения исодержательные параметры будущего закона. Так, в п.3 Постановления озабастовках Конституционный Суд указал, что Федеральному Собранию РФ всоответствии с ч.4 ст.37 Конституции РФ надлежит определить условия и основанияограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационныемеханизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
В гл.8 Закона о решенияхКонституционного Суда также содержатся специальные нормы о порядке разъясненияи исправления допущенных неточностей в его решениях (ст.82 и 83 Закона).
Разъяснение решений может бытьофициально осуществлено только самим Конституционным Судом в пленарномзаседании или заседании палаты, принявшей это решение. С ходатайством оразъяснении могут обратиться органы и лица, имеющие право на обращение вКонституционный Суд, а также другие органы и лица, которым направляется решение.
Разъяснение оформляется Судом ввиде определения, которое излагается отдельным документом и публикуется в техизданиях, что и само решение. Подобные нормы направлены не только наобеспечение четкости и ясности решений, но и на укрепление авторитета самогоСуда и эффективности его деятельности.
В целях обеспечения неуклонногоисполнения решений Конституционного Суда Закон устанавливает юридическуюответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либовоспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда (ст.81 Закона) [2].
Такая ответственностьустанавливается федеральным законом (такой закон еще не принят). В нем должныбыть предусмотрены конкретные формы ответственности за неисполнение решенийКонституционного Суда.
В гл. IX-XV Закона применительнок отдельным видам конституционного производства устанавливаются конкретныепроцедуры и определенные обязанности по выполнению принятого Судом решения. Однаков настоящее время практика Конституционного Суда свидетельствует, что именно вобласти исполнения его решений имеется много трудностей и проблем.
Они являются неизбежнымследствием отсутствия в обществе и в государстве атмосферы уважения к праву. Конституции,соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.2.3 Проблемы исполнения решений КонституционногоСуда РФ
 
Обсудив проблемы исполнения федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации иконституционных (уставных) судов Российской Федерации, можно отметить, чтоконституционное правосудие является важнейшим элементом государственногомеханизма и выполняют одну из главных государственных задач: обеспечениеверховенства и прямого действия Конституции РФ путем судебного конституционногоконтроля [8, с.11].
Конституционный Суд РФ, какподтверждает практика, своими решениями способствует упрочению в странеконституционного строя, политической стабильности, реализации принципа разделениявластей, укреплению федерализма и местного самоуправления, защите конституционныхправ и свобод человека и гражданина. Решения Конституционного Суда РФ дают толкованиенормам Конституции, выявляют конституционно-правовой смысл положенийдействующего законодательства.
Решения Конституционного Суда Россииприменяются непосредственно и нередко являются основанием для принятияфедеральных законов и указов Президента, обоснований вето Президента. Ссылки напостановления Конституционного Суда РФ содержатся в постановлениях пленумовВерховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Суды применяют их непосредственнопри рассмотрении конкретных дел. Правоприменительная практика федеральных органовисполнительной власти также использует этот источник.
Правовые позиции КонституционногоСуда РФ применяются и в постановлениях конституционных (уставных) судов субъектовФедерации. Прокуроры этих субъектов и федеральных округов, добиваясь приведениярегионального законодательства в соответствие с федеральным, в протестах изаявлениях в качестве обоснования приводят и решения Конституционного Суда России.
Одной из форм исполнения постановленийКонституционного Суда РФ фактически стала практика вынесения им определений ораспространении прежних правовых позиций на аналогичные ситуации, повторяемые вдругих законах и иных нормативных актах.
Вместе с тем при высокомпрофессиональном уровне деятельности и авторитете Конституционного Суда РФ восуществлении его функций «слабым» местом остается исполнение егорешений. До сих пор по информации Генеральной прокуратуры России не приведены всоответствие с постановлениями Конституционного Суда РФ, а, следовательно, сКонституцией РФ конституции и уставы 25 субъектов Федерации и более 700 другихрегиональных нормативных актов, конституционность которых поставлена подсомнение в результате прокурорского реагирования. Палатами Федерального СобранияРФ не реализованы рекомендации, содержащиеся в ряде постановленийКонституционного Суда.
Имеются факты, когда при признанныхнеконституционными положениях федеральных законов продолжают действоватьоснованные на них подзаконные нормативные акты. Имеются попытки и прямогоигнорирования актов Конституционного Суда РФ, волокиты с их опубликованием вофициальных изданиях субъектов Федерации. Недостаточна роль Правительства РФ, министерстви ведомств в обеспечении эффективного исполнения решений Конституционного Суда РФфедеральными органами исполнительной власти.
Некоторые из названных недостатковисполнения актов конституционного правосудия свойственны и итоговым решениямконституционных судов субъектов Федерации.
Здесь имеются факты неисполненияпостановлений Конституционного Суда (Адыгея), игнорирования их федеральнымисудами (Коми).
Во многом «слабость» механизмаисполнения решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектовФедерации обусловлена незавершенностью законодательной регламентации этой стадииконституционного судопроизводства; отсутствием предусмотренного ст.81 Закона«О Конституционном Суде Российской Федерации» [2] федерального законаоб ответственности за неисполнение либо воспрепятствование исполнению решения КонституционногоСуда РФ; недооценкой палатами Федерального Собрания, органами государственной властисубъектов Федерации социальной значимости решений конституционного правосудия вобеспечении правовой стабильности и упрочении конституционного строя.
Не способствует этому инеиспользование потенциала юридических ведомств, в частности Министерстваюстиции России, а также ограничение деятельности конституционных (уставных) судовлишь территорией 12 субъектов Федерации.
Заключение
Судебным органомконституционного контроля на всей территории России является КонституционныйСуд России. Он осуществляет судебную власть посредством конституционногосудопроизводства.
Конституционный Судсамостоятельно и независимо осуществляет вверенную ему власть в целях защитыоснов конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территорииРФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Судаопределяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «ОКонституционном Суде Российской Федерации» [2].
Конституционный Суд приосуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установленияи исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит вкомпетенцию других судов или иных органов, тем самым он строго придерживаетсяпринципа разделения властей и полномочий органов государства.
Конституционный Суд РФ — одна изнадежных гарантий того, что в условиях нестабильности властных структур,отсутствия в стране сложившегося правового государства, противоречивыхтенденций развития российского общества, сопровождаемых негативными явлениями вразличных сферах его жизни, решение вопросов права может быть правомернымтолько в строгом соответствии с действующей Конституцией государства.
В целях совершенствования механизмаисполнения федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Федерации решений Конституционного Суда РФ иконституционных (уставных) судов субъектов можно рекомендовать:
Правительству РФ: подготавливатьизменения и дополнения в законодательство, вытекающие из постановлений иопределений Конституционного Суда РФ; внести дополнения в Федеральный закон«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» о необходимости вофициальных изданиях, в том числе при переиздании законов, указов Президента ипостановлений Правительства, делать отметки о признании не соответствующими Конституциинорм со ссылкой на соответствующие акты Конституционного Суда РФ; ускоритьреализацию рекомендаций решений Конституционного Суда РФ рассмотреть вопрос о необходимостизаконодательного урегулирования вопросов, возникших в результате проверки конституционностиположений ряда федеральных законов, в том числе и кодексов;
законодательным (представительным)органам субъектов Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма исполнениярешений конституционных (уставных) судов Российской Федерации;
Конституционному Суду РФ: возобновитьпрактику обращения с Посланиями к Федеральному Собранию РФ, в которых, наряду санализом вопросов состояния конституционной законности, акцентировать внимание ина исполнении актов Конституционного Суда РФ; совместно с Министерством юстицииРФ обсудить вопрос об учреждении еженедельной федеральной газеты «Конституционноеправосудие» для популяризации и комментирования решений Конституционного СудаРФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ; обсуждения проблем конституционнойюстиции, анализа практики реализации актов конституционных судов;
Министерству юстиции РФ организоватьвыявление и мониторинг подзаконных нормативных актов, основанных на признанныхнеконституционными положениях федеральных законов и постановлений Правительства,законах и иных нормативных актах субъектов. Генеральной прокуратуре РФ организоватьопротестование названных актов либо обращение в суды о признании ихнедействующими;
Министерству образования РФ, высшимюридическим учебным образовательным учреждениям обсудить вопрос о включении вучебные планы высших юридических учебных заведений преподавание обязательного курса«Конституционное правосудие» с выделением специального раздела «Исполнениерешений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектовРоссийской Федерации»;
главам субъектов Российской Федерациии законодательным (представительным) органам субъектов Федерации: незамедлительнопубликовать в официальных изданиях (вестниках, ведомостях) субъектов Федерацииакты Конституционного Суда РФ, касающиеся не только конституций (уставов), законови иных нормативных актов соответствующих субъектов Федерации, но иконституционных прав и свобод человека и гражданина, федерализма и местногосамоуправления;
Полномочным представителямПрезидента РФ в федеральных округах использовать возможности федеральныхокругов в обеспечении взаимодействия конституционных (уставных) судов натерритории округов с целью обмена информацией, опытом, организации, учебы истажировки; активизировать работу по содействию Конституционному Суду РФ, конституционным(уставным) судам субъектов Федерации в исполнении их решений, ежегодно обобщатьпрактику исполнения актов конституционных и уставных судов и представлятьрекомендации по совершенствованию этой деятельности Президенту РФ [12, с.18].
Глоссарий
 № Новое понятие Содержание 1 Арбитражные суды  - возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассматривающие другие дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом 2 Конституционное право как отрасль права  - это система правовых норм, устанавливающих и гарантирующих основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, закрепляющие государственное устройство страны, ее территориальную организацию, основы организации гражданского общества, государственной власти, местного самоуправления 3 Консти-туционно-правовое отношение  - это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права и порождающее взаимные права и обязанности его участников с целью урегулирования отношений, являющихся предметом конституционного права 4 Конститу-ционный Суд РФ  - единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, указанные в ст.125 Конституции РФ (разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов органов государственной власти, конституций республик и др.) 5 Право  - система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на основе справедливости и закона 6 Правосудие — это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе 7 Правоотношения  - охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников 8 Судебные органы государственной власти  - осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства 9 Суды субъектов РФ  - конституционные суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ 10 Функции  - наиболее важные общие направления деятельности главы государства, исходя из его положения в системе органов государственной власти 11 Федеральные суды общей юрисдикции  - система судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их подсудности
Список использованных источников
 
Нормативно-правовые акты:
1.        Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст](поправки от 30.12.2008) // Российская газета.25.12.1993 г. Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронныйресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
2.        Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «ОКонституционном суде Российской Федерации» [текст] (ред. от 05.02.2007) //Собрание законодательства РФ.25.07.1994. № 13. Ст.1447 // Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронныйресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
3.        Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «Осудебной системе Российской Федерации» [текст] (ред. от 05.04.2005) // Собраниезаконодательства РФ.06.01.1997. № 1. Ст.1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед.обновл.14.05.2009.
4.        Федеральный закон РФ от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органахсудейского сообщества в Российской Федерации» [текст] (ред. от 25.12.2008)// Собрание законодательства РФ.18.03.2002. № 11. Ст.1022 // Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронныйресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
5.        Закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан» [текст] (ред. от 14.12.1995)// Российская газета, 12.05.1993, № 89 // Справочно-правовая система«Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронныйресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
Научная литература:
6.        Авакьян С.А. Полномочия Конституционного Суда РФ: нерешенныепроблемы [текст] // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2.
7.        Анишина В. Правовые позиции Конституционного Суда России [текст]// Российская юстиция. 2000. № 7.
8.        Анишина В.И. Некоторые проблемы реализации решений КонституционногоСуда РФ судами общей юрисдикции // Проблемы исполнения федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РФ решений КонституционногоСуда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ: Материалы Всероссийскогосовещания (Москва, 22 марта 2001 г) [текст] / Под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева,В.К. Бобровой, С.Е. Андреева. — М.: Формула права, 2001. — 282 с.
9.        Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб.для вузов. — М.: НОРМА, 2007. — 784 с.
10.     Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений КонституционногоСуда Российской Федерации [текст] // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. №2.
11.     Баглай М.В. Некоторые актуальные проблемы конституционного правосудияв России [текст] // Конституционное правосудие: Вестник Конференции органов конституционногоконтроля стран молодой демократии. Вып.1. /Центр конституционного права РеспубликиАрмения. — Ереван, 1998. — 238 с.
12.     Варламова Н.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: юридическаяприрода, техника выявления и проблемы имплементации в правовую систему // Проблемыисполнения федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов РФ решений Конституционного Суда РФ иконституционных (уставных) судов субъектов РФ: Материалы Всероссийскогосовещания (Москва, 22 марта 2001 г) [текст] / Под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева,В.К. Бобровой, С.Е. Андреева. — М.: Формула права, 2001. — 282 с.
13.     Гаврюсов Ю.В. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФи конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Проблемы исполнения федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ решенийКонституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ: МатериалыВсероссийского совещания (Москва, 22 марта 2001 г) [текст] / Под ред. М.А. Митюкова,С.В. Кабышева, В.К. Бобровой, С.Е. Андреева. — М.: Формула права, 2001. — 282 с.
14.     Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ [текст] //Сев. — Кав. юридический вестник. 1997. № 3.
15.     Конституционное право России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев,Е.Е. Никитина. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. — 504 с.
16.     Конституционное право России [текст]: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов,М.И. Кукушкин. — М.: НОРМА, 2008. — 544 с.
17.     Конституционное право России [текст] / Под ред. Г.Н. Комковой. — М.: Юристъ,2006. — 399 с.
18.     Конституционное право [текст]: учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн,А.Г. Чернявского. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 416 с.
19.     Корнеева Н.В. Конституционное право России [текст]: учеб. пособие.- СПБ.: ПИТЕР, 2009. — 176 с.
20.     Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. — 608 с.
21.     Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России [текст]:учеб. пособие. — М.: Дашков и К, 2008. — 180 с.
22.     Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]:учебник. — М.: МарТ, 2008. — 224 с.
23.     Чиркин В.Е. Конституционное право России [текст]: учебник. — М.: Юристъ,2008. — 448 с.
24.     Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным СудомРоссийской Федерации: теоретические и практические проблемы [текст] // Государствои право. 1998. № 5.
Приложения
Приложение А
/>


Приложение Б
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.