1 Равновесие потребителя: сущность и обоснование с кардиналістських позиций. Основное положение кардиналістів: “Полезность можно измерять”(в ютілях/utily). Каждая следующая единица блага приносит потребителю все меньшую и меньшую полезность (удовлетворения). Потребности, которые удовлетворяют блага, и способ их удовлетворения имеют субъективную основу. Первый закон Госсена: Бесперевно во время акта потребление полезность следующей единицы блага спадает.
При повторном акте получения полезности от единицы блага уменьшается в сравнении с ее начальной полезностью. Этот закон носит эмпирический и суб’эктивний характер. 2-й закон Госсена определяет оптимальность поведения потребителя:Для получения максимальной полезности за определенный период времени нужно потребить каждого из благ таким образом, чтобы MU ціх благ были равными. После определенного момента мы начинаем получать предельную
полезность, которая будет равняться Решения потребителя относительно количества, в котором следует потреблять блага, всегда связанное с отказом от какого-то количества благ ради приобретения однієі дополнительной единицы определенного блага. Потребитель руководствуется принципом рациональности: имея ограниченные кошти и желая максимизировать совокупную полезность от потребления благ, он распределяет свой бюджет (доход) таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на
то или другое благо, постоянная одинаковой: где MUa, Mub-предельная полезность, соответственно благ А т В, ютиль; Ра, Рb-ціна, соответственно, благ А т В, грош. од. Это уравнение рассматривается как основное в концепции потребительского спроса (в рамках теории полезности) и означает достижения потребителем состояния равновесия.
Оно может быть превращен следующим чином: Отсюда видно, что при изменении цены одного из благ, и неизменности дохода потребителя и цен на другие благое указанное равенство поднимается. Уменьшения цены блага А будет означать интерес потребителя в его дополнительной закупке, а значит, падения MUa. Это будет продолжаться к восстановлению равенства. Очевидно, что так будут действовать все потребители: падения цены товара
А приведет к увеличению объема его спроса на рынке. Итак, равновесие потребителя – состояние, в котором достигается оптимальная структура покупок (в соответствии с принципом рациональности), любое изменение в структуре покупок снижает уровень удовлетворения потребителя. 2. Равновесие потребителя: сущность и обоснование с ординалістських позиций. Ординалісти – направление, которое считает измерения полезности невозможным и предлагают порядковый
принцип сравнения полезности, на основе которого базируется выбор потребителя. Для этого вводят понятия: а) кривая равнодушия(безразличия); б) линия бюджетного ограничения. Кривая равнодушия – это кривая, каждая точка которой характеризует потребительский выбор в виде определенного набора товаров или услуг, которая приносит потребителю одинаковое удовлетворение. рис. Кривая равнодушия Линия бюджетного ограничения – показывает все возможные комбинации товаров, которые
может приобрести потребитель в границах своего дохода. рис. Линия бюджетного ограничения Равновесие потребителя отвечает такой комбинации товаров, которое максимизирует полезность при данных бюджетных ограничениях. Равновесомую можно определить знавая равновесомую в точке соприкосновения(D) высочайшего кривого равнодушия(U2) к данной бюджетной линии(B). Такое равновесие предусматривает, что как только потребитель получит данный набор товаров у него исчезает
стимул изменять этот набор на другого. Потребитель согласный отказаться от определенной к-ті блага Х ради дополнительной единицы блага В при условии неизменности уровня полезности от набора благ – предельная норма замещения MRSxy=(-Y)/X или MUx/MUy. Бюджетная линия – прямая: В=РхХ+РуУ . Наклон бюджетной линии Qy/Qx=Px/Py. В точке равновесия(D), наклоны кривого равнодушия и бюджетной линии совпадают, поэтому
MRSxy= Px/Py или MUx/MUy=Px/Py или MUx/ Px= MUy/Py. Это означает, что потребитель в состоянии равновесия распределяет свой бюджет таким образом, чтобы последняя денежная единица, израсходованное на каждое благо, давала такую самую предельную полезность. Выведен еквімаржинальний принцип равенства взвешенных предельных корисностей, что есть общим для кардиналістського и для ординалістського подходов. 3. Бюджетное ограничение выбора потребителя и его изменения под влиянием
изменения доходов и цен Кривые равнодушия разрешают обнаружить преимущества потребителя но не учитывают такие факторы влияния на процесс потребления, как цены товаров и доход потребителя. Для того чтобы визначити, какой именно набор товаров или услуг приобретет потребитель, нужна дополнительная информация, которая пов”язана с бюджетным ограничением. Б.ограни. – это линия, которая показывает, какое количество товаров и услуг (потребительских наборов)
может приобрести потребитель за определенную сумму денег в границах своего дохода В (budget). Уравнения Б.о.: B=PxQx+PyQy, где B- доход (бюджет) потребителя; Рх,Ру – цена віповідно товара х и в; Qx,Qy – их количества. Факторы, которые влияют на бюбжетну линию: • изменение дохода потребителя; • изменение цен на товары. При изменении дохода бюджетная линия перемещается соответственно его увеличению с
B1 к В2 (рис.2) (или уменьшения с В2 к В1) и занимает параллельное предыдущему положения. Изменение цены на товар х приводит к соответствующему изменению угла наклона бюджетной линии (рис.3). 4. Зависимость потребления благ от изменения дохода потребителя. Линия Енгеля. Равновесие потребителя отвечает комбинации товаров, которое максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении. Линия “доход – потребление”(кривая ровня жизнь) проходит через все
точки равновесия споживаача, что отвечают разным уровням его дохода. На ее основе может быть построенная линия Енгеля, которая показывает взаимосвязь дохода потребителя и количества приобретенного блага Х. Линия “цена – потребление” проходит через все точки равновесия потребителя, пов”язані с изменением цены одного из товаров. Она лежит в основе построения кривой спроса. Эффекты влияния изменения дохода и цен на объем спроса
потребителя: Эффект замещения – это эффект, который указывает на то, что потребитель в процессе потребления заміщує товаром, который стал более дешевым (х), другие более дорогие товары (в,…) Эта показывается движением вдоль кривого равнодушия Un. Эффект дохода – это эффект, который возникает вследствие влияния на спрос потребителя изменения объема его реального дохода. Изменение последнего вызванное изменением цены товара (х) без учета эффекта
замещения. Эффект дохода показывает перемещения от одной кривого равнодушия U1 к другому U2. Выражая полезность блага в грашових единицах, получаем ценность блага. Затраты потребления или стоимость данного количества блага – это денежные средство или рыночная цена единицы блага умноженное на количество единиц блага. Выгода (ценность) превышает затраты (стоимость), поскольку потребитель готовый заплатить за предыдущие
единицы блага более высокую цену , чем ту, которую он реально платит при купле. Различие между ценностью и стоимостью блага наз. потребительским излишком (излишек потребителя). Его можно рассматривать как различие между максимальной ценой, какую потребитель заплатил бы за каждое количество блага Х , и рыночной стоимостью этого количества. 5. Зависимость потребления от вариаций цен на блага.
Построение линий “цена-потребление” и “линии спроса”. Кривая, что проходит через yci точки равновесия, которые отвечают разным величинам дохода, называется линией «доходо-потребление» (рис.4.1). В зависимости от изменения дохода может измениться и отношения потребителя к благу X: как к благу с нормальной потребительской ценностью (повноцінноrо) или же блага с низкой потребительской ценностью (неполноценного).
Потребление полноценных благ при увеличении дохода возрастает, что предопределяет дoдaтний наклон линии «доходо-потребление». Потребление неполноценных, благ при увеличении дохода сокращается, что предопределяет отрицательный наклон линии «доходо-потребление». Если за неизменной величины бюджета изменяется цена блara X, то бюджетная линия осуществляет поворот вокруг точки своего сечения с вертикальной осью, достигая более отдаленных кривых равнодушия. Bci точки оптимума, которые получаются прикосновеньем бюджетной
линии, которая возвращается, к кривым равнодушия, определяют линию «ценя-потребление». Она показывает, как реаrує потребитель на смену цены одного из благ. Разновидность такой взаимосвязи, в свою очередь, зависит от пов'язаності благ y потреблении. Для благозамінників линия «ценя-потребление» имеет відмний наклон, a для доповнюючих благ-додатний (рис. 4.3 и 4.4). Линия «ценя-потребление» может быть использована для построения линии индивидуального
спроса путем установления графической відпо-відності определенных оптимальных количеств данного блага и цен этого же блага (рис. 4.5). вызванное изменением цены товара (х) без учета эффекта замещения. Эффект дохода показывает перемещения от одной кривого равнодушия U1 к другому U2. Содержание понятия “спрос”. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса и обосновение его действия. Вкус отдельного потребителя на рынке товаров определяют его
біжання приобрести товар, а бюджетные возможности в сравнении с ценами – возможность приобретения. Процесс выявления желания и возможностей всегда происходит в определенный промежуток времени за других неизменных условий. Функция, на которой базируется модель спроса, имеет вид: QD=f(P), где QD – объем спроса, или количество единиц товара, которое может быть приобретена покупателем; Р – цена единицы товара. Спрос отдельного потребителя наз. индивидуальным спросом.
Рыночный спрос – это спрос, который определяется как общая сумма всех индивидуальных спросов при каждом значении цены. Кривая рыночного спроса характеризует совокупность объемов товара, на который пред”является спрос, при условии, что цена удовлетворяет всем покупателей товара. Эта кривая определяется суммой индивидуальных спросов при каждой цене. Объем (величина) спроса есть именно таким количеством товара, которое желает и может приобрести потребитель
(потребителе) в определенный промежуток времени по некоторой цене (из диапазона возможных цен) за других неизменных условий. Матем.исследования модели спроса здійсн-ся за функц-ою зависимостью, ща учитывает влияние факторов (цены товаров-заменителей, доповнюючих товаров, доход потребителей, их вкус и ожидания, внешние условия спож-ня), но чаще всего – ценовой детерминанты (QD=f(P)). Закон спроса – возрастания цены за других неизменных условий приводит к уменьшению объема спроса, и
наоборот. Графически такая зависимость имеет вид линии с от”емким наклоном (рис.5.1 ст.41). Если изменяется цена товара, то наблюдается смещения вдоль линии спроса (а–>в), а если изменяется какая-то из неценовых детерминант – смещения самой линии спроса (D1–> D2). Эти изменения диагностируются по-разному и называются, соответственно, изменениями объема спроса и изменениями условий спроса (или спроса в целом). 6.
Ценовая эластичность спроса: суть, методика вычисления, факторы. Важную роль в изучении возможных реакций экономических суб”єктів на смену цены сыграет понятия эластичности. Эластичность – это чувствительность одной экономической сменной к изменению другой экономической сменной, ее способность реагировать на это изменение. Эластичность спроса относительно цены (ценовая эластичность) показывает, насколько изменяется объем спроса в зависимости от изменения цены.
При изменении эластичности спроса практическое значение имеют не абсолютные величины, а относительные. Поэтому где ЕDP – ценовая эластичность спроса; Q – изменение объема спроса; Р – изменение цены. Если изменение цены на 1% вызовет изменение объема спроса большую, чем 1% имеем эластичный спрос, ЕDP1 Если изменение цены на 1% приводит к изменению в объеме спроса меньшей чем 1% имеем неэластичный спрос, ЕDP1. Спрос единично-эластичный, когда
ЕDP1 (это означает, что спрос возрастает (спадает) соответственно изменению цены). Если изменение цены не вызовет никакого изменения спроса (то есть ЕDP0), тогда мы имеем совершенно неэластичный спрос. Если же бесконечно маленькой скользящей цены вызовет незкінченне расширения спроса (то есть ЕDP), тогда мы имеем совершенно эластичный спрос.
Точкова ел-ть характеризует относительное изменение спроса при бесконечно маленьком изменении цены. Дуговая эл-ть –эл-ть между двумя точками и визначаеться как средняя эл-ть за формулой центральной точки. Формула центральной точки ценовой эл-ті Факторы ценовой эластичности : • Важность товара для потребителя (предметы розкошу- ел хлеб – неел.) • Уровень замінюваності товара (чем больше субститутов – тим большая ел. спросу) •
Удельный вес товара в доходе потребителя (чем большая – тем ел-ше) Фактор времени (спрос на товар боль эластичный в долгосрочном периоде) 7.Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу EI характеризует меру реакции объема спроса на товар за изменения величины дохода потребителя. EI показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар за изменения дохода потребителя на 1%. Коэффициент эластичности спроса по доходу
EI исчисляется по формуле: EI=(Q*I)/(I*Q). Если EI>0, товар считается “неполноценным”. Среди полноценных товаров выделяют товары первой необходимости (0
EXY показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар X за изменения цены товара Y на 1%. Коэффициент перекрестной эластичности спроса (EXY) исчисляется по формуле: EXY=(QY*PY)/(PX* QX). Для независимых товаров EXY=0, для заменителей, EXY>0, для взаимодополняющих товаров EXY<0. 9. Микроэкономическая модель предприятия.
Понятия производственных факторов. Микроэкономика рассматривает предприятие как целостный объект, который осуществляет превращения ресурсов в готовую продукцию, как одну из важнейших разновидностей микросистем. Предприятие есть рыночно-производственной системой. Оно в одновремя выступает в роли потребителя факторов производства, и производителя и продавца продукции на рынке товаров и услуг. Ресурсы или факторы производства – это блага, которые нужно приобрести предприятию
для обеспечения выпуска других благ – готовой продукции. Различают такие группы факторов производства: работа – все умственные и физические затраты, которые осуществляются в процессе производства, капитал – средства производства, здания, сооружения, оборудования и т.п естественные ресурсы – все, что может быть использовано в производстве в натуральном состоянии, без обработки. Как и в других системах предприятие имеет свои входы и выходы.
На входе в предприятие – факторы производства, а на выходе – конечные результаты: товары или услуги в денежном измерении. В зависимости от возможности предприятия изменять объем привлечения ресурсов, выделяют тир периоды. 1) Мгновенный – период производства на протяжении которого не может быть измененный ни один из факторов, 2) Краткосрочный – период в производственной деятельности предприятия, на протяжении которого один из факторов рассматривается как сменный, а другие – постоянные.
3) Долгосрочный – период в деятельности предприятия, достаточный для изменения объемов использования всех без исключения факторов производства. В микроэкономике выходят из того предположения, что предприятие вырабатывает лишь один продукт. Предприятие действует рационально, то есть каждая фирма принимает все решения ради единой цели - максимизации прибыли. Достижения этой цели требует ответить на вопрос: что вырабатывать каким образом вырабатывать для кого призназначаються результаты производства
Предприятие суверено в принятии решений относительно собственной деятельности, то есть оно независимо ропводить свою производственную политику. 10. Производственная функция: понятия и параметры Совокупный, средний и предельный продукт. Производственная функция есть важной характеристикой деятельности предприятия. Производственная функция показывает зависимость между максимально возможным объемом выпуска продукции (Q) и объемом ресурсов, которые для этого используются.
Например, если для производства применяются два фактора рабочая сила (L) и капитал (К), то производственная функция будет иметь вид: Q = f (K ,L) Эта функция относится к долгосрочному периоду. Функция в краткосрочном периоде будет иметь лишь одну сменную, и будет показывать максимально возможные объемы выпуска продукции за разных объемов использования этого фактору при неизменных объемах привлечения других факторов. Поэтому она получила название однофакторной.
Общий объем производства, которое достигается за определенного привлечения одного фактору при неизменном объеме использования других факторов, называется совокупным продуктом (TP). Средний продукт (МР) – показывает среднюю отдачу (производительность) сменного фактора, то есть общий объем продукции, которая приходится на единицу фактора (X). AP = TP/X Предельный продукт(МР) – это прирост общего объема продукции достигнутый благодаря увеличению
использование сменного фактора на одну дополнительную единицу за неизменной величины всех других факторов производства. МР = ТР/X, где ТР – прирост производства, X – прирост сменного фактору. 11. Отдача (производительность) сменного фактору производства: понятия, закономерности изменения, Общий объем производства, которое достигается за определенного привлечения одного фактору при неизменном объеме использования других факторов, называется совокупным продуктом
(TP). Средний продукт (МР) – показывает среднюю отдачу (производительность) сменного фактора, то есть общий объем продукции, которая приходится на единицу фактора (X). AP = TP/X Предельный продукт(МР) – это прирост общего объема продукции достигнутый благодаря увеличению использование сменного фактора на одну дополнительную единицу за неизменной величины всех других факторов производства. МР = ТР/X, где ТР – прирост производства, X
– прирост сменного фактору. Если затраты сменного фактора увеличивать в бесконечно маленьких количествах, то предельный продукт будет выражать предельную производительность фактора производства. Рассмотрим случай деятельности предприятия в краткосрочном периоде (предприятие изменяет лишь один фактор производства). Типичная производственная функция вигляжає таким образом: Изменяемыми показателями здесь есть ТР, АР, МР. ТР увеличивается и достигает своего максимума в точке
А. Средний продукт достигает наибольшего значения в точке В, а потом уменьшается. Предельный продук возрастает к точке С а потом тоже спадает. МР может даже приобретать від'ємеі значения, то есть залученння новых единиц ресурса ведет к уменьшению совокупного продукта. Таким образом проявляет свое действие закон нисходящей производительности (отдачи) сменного фактора производства.
Согласно этому закону производительность привлечении каждой следующей единицы сменного ресурса будет меньшей за отдачу предыдущей единицы ресурса. Пусть ефективніше использование ресурса достигается в точке сечения АР и МР, так как в этой точке средній продукт максимальный. Выделяют четыре стадии производства: 1) пока АР, ТР, МР увеличивается надо обов'зково увеличивать привлечение змінногоо фактору производства.
2) Начинает снижаться МР, но другие показатели еще возрастают. Необходимо увеличивать объемы производства. 3) Объем продукции аксимальний, ТР все еще возрастает, но АР уже снижается. 4) Следует прекратить привлечение ресурса, так как МР<0. 12. Характеристика производственной функции с двумя сменными факторами. Ізокванти и их возможные конфигурации. Двофакторна производственная функция, или
ізоквантна вариация факторов производства характеризует производственный процесс, в котором сменным есть объем использования двух факторов производства. Ізокванта – это линия, каждая точка которой отображает такие комбинации двух ресурсов, которые дают возможность получить одинаковый объем производства продукции. Чем большее количество используемых ресурсов, тим больший объем производства продукции, тем дальше
от начала координат находится соответствующее ізокванта. Совокупность ізоквант одной производственной функции, каждая из которых отвечает определенному объему продукции, называется картой ізоквант. Факторы производства есть в некоторой мере взаимозаменяемыми, взаимозаменяемость ресурсов в різих точках ізоквант разная. Взаємозаміність ресурсов характеризуется предельной нормой технологической замены (MRTS).
Эта величина показывает на сколько единиц может уменьшиться производственное потребление одного ресурса в обмен на увеличение потребления другого ресурса на единицу при условии неизменного объема производства. Например норма технологической замены работы капиталом выглядит таким образом: MRTSlk = -L/K На рисунке 2 показана карта ізоквант для факторов с идеальной взаимозаменяемостью, на рисунке 3 – карта
ізоквант факторов производства с фиксированной пропорцией их использования. Ізокванта для производственной функции с фиксированным предложением факторов производства Ізокванта для производственной функции с идеальной взаимозаменяемостью 13. Техническое замещение факторов производства: допустимые границы, норма замещения. Предельная норма технологического замещения работой капітала (MRTSLK) определяется величиной капитала,
который может заменить каждая единица работы, не вызывая увеличение или уменьшения производства. Этот показатель подобный к предельной норме замещения,которое используется при анализе поведения потребителей. MRTSLK= -(изменение К/изменение L).Выпуклая форма ізоквант показывает, что предельная норма технологического замещения работой капитала уменьшается по мере движения по ізокванті. Это означает,что каждый час работы может заміщувати все меньше и меньшее
количество часов работы машин, когда капитал вытесняется работой, а производство остается на том же самом уровне.Причина уменьшения предельной нормы технологического замещения в том, что факторы дополняют друг друга.Взаємодоповнення факторов вир-ва - одна из основных передтеч теории производства. Возможности взаємозаміщення факторов вир-ва находятся в диапазоне от случая, когда факторы идеально взаимозаменяемые, к производственной функции с жестко фиксированной пропорцией их использования. а капитала
работой 14. Понятия и слог альтернативных затрат. Совокупные, средние и предельные затраты. Важными параметрами предприятия как микроэкономической модели являются затраты. Использования каждого ресурса возможное в производстве другого (альтернативного) товара. Затраты, которые возникают в следствие утраченных возможностей по альтернативному использованию ресурсов называются альтернативными или экономическими. Альтернативные затраты включают явные и неявные затраты.
Явные виьтрати – это затраты, направленные на приобретение необходимых производственных ресурсов. Неявные ресурсы - это затраты ресурсов, которые являются собственностью предприятия. Затраты для производства определенного объема продукции Q называются совокупными затратами (ТС). Средние совокупные затраты (АТС) – это количество совокупных затрат, которые приходятся на втробництво единицы продукции.
АТС=ТС/Q. Предельные затраты (МС) – это прирост совокупных затрат предприятия, связанный с производством дополнительной единицы продукуції. Как правило, под граничнимивитратами понимают затраты связанные с производством последней единицы продукции. МС= ∆ТС/∆Q. 15. “Экономический” и “бухгалтерский” подходы к определению затрат и прибыли предприятия. В микроэкономике различают бухгалтерские и экономические затраты.
Бухгалтерские затраты – это фактические затраты предприятия на производство продукции в определенном объеме. Тем не менее экономические ресурсы могут быть использованы для производства другого (альтернативного) товара. Затраты, которые возникают как результат утраченных возможностей по альтернативному использованию ресурсов называются альтернативными или экономическими. Для отдельного предприятия – это затраты на ресурсы вместе с недополучением выручки от несоблюдения
наилучшего альтернативного способа использования этих ресурсов. Бухгалтерские затраты отличаются от экономических еще тем, что не включают в себя стоимости тех услуг факторов производства, используемых в соответствующем процессе, которые являются собственностью предприятия. Затраты обусловлены использованием факторов производства, которые находятся в собственности предприятия, называют неявными затратами. Явные затраты – это затраты предприятия, направленные на приобретение
необходимых производственных ресурсов. Бухгалтерские затраты включают только явные затраты, а экономические – явные и неявные. Совокупная выручка в обеих концепциях – это сумма средств, которую получило предприятие от реализации товаров за определенное время. Бухгалтерскую прибыль определяют как различие между общей выручкой и бухгалтерскими затратами. Экономическая прибыль есть различием между совокупной выручкой и экономическими затратами. Если предприятие получает нулевая экономическая прибыль, то оно покрывает
все свои затраты. Нормальная прибыль при экономическом подходе относится к внутренним неявным затратам предприятия. Нормальная прибыль – это прибыль от которого предприниматели отказываются, тратя ресурсы на своем предприятии, которое они бы могли получить вложив свои ресурсы в других видах деятельности. 16. Принцип неуклонного возрастания предельных затрат: сущность, графическая интерпретация, значения в деятельности предприятия. Предельные затраты- это дополнительные затраты, связанные с вир-вом дополнительной
единицы продукта наиболее дешевым способом. Знвчення предельных затрат – различие между соседними значениями общих затрат. Общие затраты должны возрастать благодаря тому, что нельзя получить прироста продукции без определенных додатних предельных затрат.Больше того,восходящая кривая MC означает,что общие затраты TC возрастут ускоренными темпами, а из этого в свою очередь значит, что эта кривая может быть вогнутой, если смотреть на нее свыше, и за своим видом она противоположная к кривой
загальнлї полезности, которая определяется понижаемой , а не підвищуваною тенденцией предельной полезности. Экономика достигает максимальной отдачи от имеющихся в недостаточном количестве рксурсів лишь в том случае, если цены на товары = предельным затратам другого фактора (MC=P), тогда и лишь тогда эта область будет вырабатывать свое Q при минимальных общих затратах. 17. Ізокоста: понятия, графическое построение, изменение положения под влиянием вариаций цен производственных
факторів и бюджета. Ізокоста – цем линия, каждая точка которой отображает одинаковую сумму затрат на разных объединений двух ресурсов (например работы и капитала). Уравнения ізокости как функции затрат с двумя сменными имеет такой вид: ТС = L*PL +K*Pk . Ізокоста – линейная функция. Цены факторов рассматриваются как неизменные поэтому независимо от изменения объемов производства его график всегда имеет вид прямой.
Наклон ізокости равняется PL/ Pk. Он определяет рыночную норму замещения одной единицы капитала дополнительной единицей работы. В зависимости от изменения объема нашего производственного бюджета мы увеличиваем или уменьшаем величину ТС. В этом случае ізокоста будет зміщуватись прочь от точки отсчета координат или наоборот приближаться к ней. При этом угол наклона ізокости будет оставаться постоянным, так как как уже отмечалось он определяется соотношением цен на
ресурсы, а вонов этому случая не изменяется. Див рисунок: При изменении цен на один из ресурсов при неизменном размере производственного бюджета происходит изменение угла наклона ізокости. В случае, который изображен на рисунке происходила изменение цены на рабочую силу (L). При увеличении цены на рабочую силу график сдвинулся влево, поскольку в границах данного бюджета мы вынуждены нанимать меньше рабочей силы. При уменьшении цены график сдвинулся влево, так как теперь
при том же бюджете мы можем нанять больше рабочей силы. 18. Обгрунтування равновесия производителя на основе общего анализа производственной функции и затрат. На форму кривых затрат фирмы влияют цены таких ресурсов, как работа и капитал. Однако кривая затрат фирмы также зависит от производственной функции.Это можно увидеть в случае , когда технический прогресс разрешит предприятию вырабатывать предыдущий
объем выпуска с меньшими затратами факторов:затраты уменьшаются, а кривая затрат зміщується вниз.Имея информацию о стоимости факторов вир-ва и типу производственной функции, можно изобразить кривую затрат. Предположим предприятие собирается вырабатывать некоторый объем продукции.Производственная функция (а также цены факторов производства) помогут выбрать наилучшую комбинацию факторов, которые будут требовать наименьших затрат.Лишь бы выработать данный объем продукции с минимальными
затратами, предприятие может найти такую комбинацию факторов, в который бы предельный продукт в расчете на денежную олиницю , израсходованный на куплю ресурсов, был бы одинаковый для всех ресурсов. 19. Понятия “предложение”. Индивидуальное рыночное предложение. З-н предложения и обоснования его действия. Предложение- это к-во товара , какую производитель желает и может предложить на продажу в некоторый промежуток времени при определенных условиях.
Объем предложения -це к-во товара , какую производитель предлагает на продажу за каждым уровнем цены в единицу времени при определенных условиях.На предложение влияют ценовые и неценовые факторы. Ведь зависимость предложения от факторов , которые влияют на нее , выражает ф-ція предложения Qsx=f(Px,Py,Pz,К,П ),где Qsx-обсяг предложения товара X, Px-цена товара X, Py-цены альтернативных товаров ,
Pz- цены на ресурсы, К- технология, которая используется при производстве товара, П- налоги и т.д.Если считать влияние неценовых факторов неизменными, установим зависимость предложения от цены: Qsx=f(Px)- з-н предложения. З-н предложения определяет , что чем высшая цена товара , за др. неизменных условий, тем более стимулируется производство и продажа именно этого товара .Причины возрастания предложения: возрастает граница вир-чих возможностей, альтернативная стоимость и
т.д. График предложения – кривое с додатнім тангенсом угла наклона 20. Анализ изменений в предложения и в размере (объеме) пропопзиції: Факторы предложения. Предложение S (Supply) – это одсяг товаров, какую производитель желает и может предложить на продажу в некоторый промежуток времени при определенных условиях. Объем (величина) предложения Qs – это количество товара, какую производитель предлагает на продажу
за каждым уровнем цены в единицу времени на определенных условиях. На предложение, как и на спрос, влияют ценовые и неценовые факторы, то есть в общем случае предложение выступает в функции многих факторов. Зависимость предложения от факторов, которые влияют на нее выражает функция предложения Qsx=f(Px,Py,Pz,K,П,С,С,О,…),где Qsx- объем предложения товара Х за единицу времени;
Px- цена товара Х; Py – цены альтернативных(которые могут вырабатываться из одних и тех же ресурсов) товаров; Pz- цены на ресурсы; K- технология производства; П- налоги и дотации; З- стабильность законодательства и визначенність правового поля; С- специфические факторы (погода, изменение моды, психологическая мотивация и т.п.); О- ожидания относительно будущих экономических условий;…-другие возможные факторы (структура рынка
и т.п.). Изменение цены предложения служит причиной изменения объема предложения. Рух происходит вдоль кривого предложения. В отличие от этого изменение неценовых факторов обуславливает изменение предложения. Кривая предложения зміщується по правую сторону, если она возрастает, и по левую сторону – в противоположном случае (рис.2). Эластичность предложения – характеризует реакцию производителя на колебание цены товара, который ним вырабатывается.
Коэффициент прямой эластичности ропопзиції от цены Еs указывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара за изменения цены на 1%: Факторы, которые влияют на ел-ть: 1.мобильность товаровитобника, гибкость и уровень загрузки производственных мощностей предприятия; 2.характер применяемой технологии; 3.возможности мобилизации внутренних и внешних источников накопления;
4.фактор времени для изменения объема предложения. 21. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночное равновесие:”В условиях рыночной экономики взаимодействие конкурентных сил приводит к синхронизации цен спроса и цен предложения, которое обуславливает рівноважність цен спроса и предложения. Р -цена; Q – объем спроса; D – кривая спроса; S – кривая предложения;
Е – точка сечения кривой спроса и кривого предложения, которое определяет равновесную цену (Ре) и равновесный объем спроса и предложения (Qе). Это точка равновесия (Е). В этой точке объем предложения будет равняться объему спроса (Qe), благодаря чему устанавливается цена (Ре), которое одинаково удовлетворяет и покупателей и продавцов. Равновесная цена (Ре) – цена, которая уравновешивает спрос и предложение вследствие взаимодействия
конкурентных сил. Если цена будет низшей, чем Ре, излишек спроса будет поднимать ее кверху (конкуренция покупателей) и создавать дефицит; если цена будет высшей, чем равновесная Ре, предложение превысит спрос, создастся излишек предложения (конкуренция продавцов), вследствие чего цена будет снижаться к уровню равновесия Равновесная цена и равновесный спрос имеют место на равные, где количество товара, какую производители могут и желают поставлять, равняются объему товара, который
покупатели могут и хотят покупать. На конкурентном рынке это равновесие достигается на сечении кривых спроса (D) и предложения (S). При цене равновесия (Ре) нет ни излишка, ни дефицита. Л.Вальрас рассматривал вопроса равновесия с помощью изменения цен: “модель корректирования рыночных цен”. А.Маршал же отталкивался от динамики объемов товара, не трогая цен: “модель корректирования выпуска”. Цены оказывают содействие быстрому обмену информацией в процессе согласования на рынке экономических
интересов продавцов и покупателей. 22. Стратегия поведения предприятия при условиях совершенной конкуренции. Два подхода к максимизации прибыли. В КП фирма не может изменить количество оснащения которое она использует и может максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки) только изменяя Q путем изменения применяемых сменных ресурсов (рабочей силы, материалов и т.д.). Основные характеристики чистой конкуренции: 1. Очень большое количество фирм, независимых одна от одной;
2. Стандартизированная продукция; 3. Свободный вход и выход из рынка; 4. “Price taker”. В конкурентной среде Q одной фирмы настолько маленький, что она не может чувствительно влиять на уровень Р, что устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. => Р для отдельной фирмы есть неизменной в КП. => ED= => PE=D=AR=MR При таких условиях для фирмы существует трех вопросы:
1. Следует ли вырабатывать продукцию? 2. Если так, то что Q выбрать? 3. Какие прибыли или убытки при этом будут? В КП часть затрат фирмы есть неизменными (постоянными), то есть такими, что не зависят от Q и их фирма будет нести даже при закрытии (FC) => Фирма должна вырабатывать в КП, когда производство или приносит экономическая прибыль, или уменьшает
убытки, которые фирма несет через наличие FC. Для фирмы при таких условиях существует 3 возможные стратегии поведения: 1. максимизации прибыли; 2. минимизация убытков; 3. закрытия фирмы (фирма просто не выпускает продукцию так как в КП у фирмы нет достаточно времени, чтобы выйти из бизнеса; эта стратегия есть підвипадком 2). Для определения оптимального Q и выбора стратегии поведения существует два подхода:
1) сравнения TR и TC; 2) сравнения MR и MC Экономическая прибыль или убытки фирмы можно определить за формулой П = TR – TC (1) (если различие додатна – это прибыль если отрицательная – это убытки) Сравнения TR и TC TR есть прямой так как неизменная P. Форма TC отвечает закону нисходящей отдачи. Оптимальный объем производства достигается при Q2, поскольку в этой точке максимальное различие TR и
TC (стратегия максимизации прибыли). Когда Q Є (0;Q1) U (Q3;), то производство есть убыточным. Точки a и b есть точками критического объема производства. Сравнения MR и MC Найдем первую производную от формулы (1):. Любая функция достигает своего максимального значения тогда, когда ее первая производная равняется 0,
то есть, а значит 0 = MR - MC => MR = MC. То есть фирма будет максимизировать свою прибыль (минимизировать свои убытки) тогда, когда предельные затраты на производство единицы продукции равняются предельному доходу от ее производства. 23. Равновесие фирмы, области, рынка в продолжительном периоде при условиях совершенной конкуренции. ДП разрешает фирмам вносить изменения, которые они не могут осуществить в КП. В КП в области существует определенное количество фирм, каждая из которых имеет неизменное количество
оснащения. Фирмы могут закрываться, в том смысле, что они вырабатывают 0 единиц продукции в КП, но в них нет достаточно времени чтобы ликвидировать свои активы и выйти из бизнеса. И наоборот, в ДП фирмы, которые находятся в области, имеют достаточно времени для того, чтобы расширить ли уменьшить свои производственные мощности, и что есть более важным, количество фирм может или с>, или с< по мере того, как новые фирмы входят на рынок ли уже существующие побросают его.
Упрощенно можно сказать, что фирмы которые имеют убытки побросают рынок. В ДП долгосрочная равновесомая устанавливается на равные, когда P = минимума ATC среднестатистической фирмы или P = SATCmin = LATCmin = LMC . Это означает, что в ДП предприниматель никогда не имеет Пек. Нулевой Пек свидетельствует про наилучший из всех возможных методов использования всех р-сів (внутренних
и внешних). Доведения этого утверждения проиллюстрирован на рис. Пусть на рынке равновесие установится при цене P1, причем на рынке будет продаваться Q1 продукции, а каждая фирма будет выпускать qоп. Благоприятное смещение в спросе с D1 к D2 поднимет цену на рынке к P2, в связи с чем увеличится MR фирмы и благодаря этому фирмы будут получать экономическую прибыль.
Прибыли побуждают новые фирмы к вхождению на рынок, который увеличит предложение по S1 к S2 и снизит цену к тому уровня когда она снова будет составлять P1, а экономическая прибыль фирм не станет равным 0. Новое равновесие установится при цене P1 и объеме Q2. При отрицательном изменении спроса на рынке с D1 к
D3 нарушит первоначальную равновесомую на рынке и вызовет убытки у фирм. Убытки заставят некоторые фирмы покинуть рынок, который уменьшит предложение по S1 к S3 и это увеличит цену к такому уровню, пока все убытки не исчезнут. Равновесие установится при P3 и объеме Q3. Во всех случаях после установления равновесия на рынке для фирмы оптимальной будет количество qоп, а количество продукции, которая предлагается на рынке будет
изменяться благодаря вступлению и выходу фирм из рынка. С вышесказанного можно сделать вывод, который совершенная конкуренция есть наиболее эффективной моделью рынка так как: 1.При совершенной конкуренции предприниматели стремятся максимизировать свой R за счет уменьшения C, а не за счет P, что дает для сус-ва лучше всего использование ограниченных ресурсов. 2.Установления равновесной цены разрешает уравновесить излишки производителя и потребителя.
24. Рыночно-продуктовая стратегия предприятия-монополиста (определения цены и объема производства). Кривая спроса монополиста или его кривая продажи – это кривая отраслевого спроса. Можно даже сказать, что для монополиста не существует понятия предложения. Кривая спроса для монополиста не является абсолютно эластичной как для конкурентной фирмы, а есть нисходящей. Следствия: Цена превышает MR. Фирма может с>ты объем продажи только благодаря установления низшей
P на весь Q, а не только на дополнительную единицу. => MR становится < чем P (AR) для каждого уровня выпуска кроме первого. Тот, кто диктует цену. Поскольку P неразрывно связанная с Q, то монополист непременно будет определять и P, решая что Q вырабатывать. Ценовая эластичность. При движении по кривой спроса из верхней точки к точке |ED|=1
MR есть положительным и TR возрастает (в т. |ED|=1 есть max), а потом TR начинает уменьшаться, а MR становится отрицательным. Монополист всегда будет избегать неэластичного отрезку кривой спроса, так как на этом отрезке увеличения Q приводит к уменьшению TR. Монополист, который стремится максимизировать прибыль, пользуется таким же правилом, что и конкурентная фирма: он будет вырабатывать каждую следующую единицу продукции до тех
пор, пока ее реализация обеспечит больший прирост TR чем прирост TC, то есть пока MC=MR. Такая ситуация возможная только при количестве Qопт и соответствующей цене Pопт. П монополиста = SKPоптFB. FB – средняя прибыль. Следствия: 1. Он устанавливает не высочайшую из возможных цен, а оптимальную; 2. Он максимизирует совокупный П, а не П на единицу прод-ції;
3. В КП может работать с убытками (когда AVC
Приверженцы: Монополия в некоторых областях уменьшает затраты сус-ва; возможный положительный эффект масштаба; возможность дальнейшего технического усовершенствования товара. Противники: М вырабатывает Q < чем за конкуренции, а Q >; АТC > чем при конкуренции; возможная Х- неэффективность (фирма выбирает не наиболее эффективную технологию); М может тратить много средств для поддержания монопольного положения.
25. Ценовая дискриминация: понятия, условия, виды. Ценовая дискриминация – это процесс установления разных цен на те же самые товары не обусловленное различием затрат вир-ва. Условия (факторы), которые обеспечивают возможность ЦД: 1.Продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, иметь возможность контролировать производство и ценообразование. 2.Возможность продавца выделить разные группы покупателей, в которых покупатели имеют
разную готовность и возможность платить за продукт. Это выделение большей частью базируется на разной эластичности спроса. 3.Отсутствие желания и возможности потребителей перепродавать данные товары. В многих странах существует запрет ЦД. Виды ЦД: a) пространственная – территориальная дифференциация покупателей (ценовые пояса и зоны; цены офшорных зон; сельские и городские цены и тарифы b) временная
– за временем приобретения товаров (дневные и ночные цены; сезонные цены) c) товарная (вещественная): цель приобретения (тарифы на производственное или потребительское использования энергии) объем приобретения (оптовые и розничные цены) качество товаров (надбавки и скидки за качество, сортность) торговая марка (цены на продукцию всемирно известных и неизвестных фирм) d) персональная: за уровнем доходов покупателей (магазины для бедных и богатых) статус покупателя (скидки для постоянных клиентов; для первого покупателя;
для сотрудников) социальный статус покупателя (цены для детей, студентов, пенсионеров). Следствия ЦД: Политика ЦД базируется на потому, что в походке назначения разных цен на один и тот же товар можно преодолеть равномерно нисходящий характер кривой спроса. Благодаря ЦД потребители имеют возможность получить товар по меньшим ценам (какая-то их категория), а производители увеличить общую выручку, а значит доход.
Благодаря ЦД можно уменьшить потери сус-ва и потери монополиста. 26.Неценовая конкуренция на рынке монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция – тип рынка, на чкому действует большое количество небольших поставщиков, которые конкурируют между собою за продажу дифференцированного товара. Неціноваї конкуренция осуществляется с помощью рекламы и диференцації продукта.
Фирмы создают вступительные барьеры используя именно рекламу и дифференциацию продукции. Результатом рекламной деятельности предприятий есть то, что покупатели знают о существующих марках товаров и отдают свою прихільність определенным известным торговым маркам. Товар каждого предприятия есть несовершенным заміником товара, который реализуется другими участниками данного рынка, то есть товар есть дифференцированным.
Вообще, дифференциация продукта – это предоставления продукта специфических свойств, которые отличают его от аналогичных и превращают на несовершенный заменитель. Дифер-ія может быть как, чем качественный признак, так и за расхождениями в рекламе, имидже предприятия, которое дает возможность продавцу иметь определенную меру монопольной власти в своем рыночном сегменте. 27. Олігополістична структура рынка и взаємообумовленість действий партнеров.
Олигополия – рыночная структура, в которой доминирует несколько предприятий, а вхождения новых производителей в рынок осложненное.Олігопольна структура рынка сядет промежуточное положение между монополией и монополистической конкуренцией, поэтому некоторые ее признака не имеют однозначного толкования, а именно: - на рынке действует небольшое количество предприятий; - отдельное предприятие может предлагать на рынке однородный или дифференцированный продукт; - предприятия имеют неодинаковую рыночную власть; - вступление к области ускладнен через разные
барьеры; - может иметь место неценовая конкуренция. Главная черта олігополістичного рынка – общая взаимозависимость его участников. Каждый олігополіст при определении лінїї своего экономического поведения должен учесть поведение как потребителей продукции, так и конкурентов, поскольку их реакция на его действии может быть не однозначной. Не существует общей теории олигополии; модели поведения фирм при олигополии довольно разнообразные
и выходят из разных подходов относительно способов конкурентной борьбы и взаимодействия с соперниками в условиях прагненнядо максимизации прибыли. Наиболее распространенные модели олигополии зазвичай рассматриваются на примере дуополістичної структуриринку. Дуополія – это структура рынка, за которой предложение представленная двумя поставщиками. 28. Ценообразование за олигополии: общая характеристика. Олигополия – такая рыночная модель, которая характеризуется наличием на рынке нескольких фирм, которые
при формировании своей политики должны учитывать реакции своих конкурентов. Олигополия возникает вследствие слияния, а также в связи с наличием разных барьеров. Характере черты: 1. относительно небольшая к-сть фирм присутствующих на рынке (от 3-4 фирм, которые контролируют 90% рынка до 8-10, что контролируют 60%: жесткая; мягкая, расплывчатая) 2. однородный или дифференцированный товар. 3. Высокие барьеры вхождения в область; патенты и лицензии.
4. Общая взаимозависимость участников рынка => необходимость учитывать реакцию конкурента при разработке своей стратегии. Это есть уникальная для олигополии черта. Очень часто поведение фирм на олігополістичному рынка описывают с помощью следующих теорий: 1. олигополия, которая не базируется на тайном заговоре. В данном случае существует два возможных сценария развития событий (что именно такие изменения будут
происходить на рынке олігополістів доказан на практике). Для удобства предположим, что существует 3 компании А,В,С. Первый: А снижает цену => В,С также снижают цены для того, чтобы не допустить увлечения их частицы рынка фирмой А. => рыночной судьбы фирм существенно не изменятся Второй: А поднимает цену. В и С оставляют свои неизменными с целью увлечения частицы рынка, которую
утратила А через поднятие цен. 2. Когда фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень подобными условиями и затрат, они могут вступать в тайный заговор и максимизировать общие прибыли. Окончательные цена и объем производства в таком случае, в сущности, будут такими же как, чем чистая монополия. 3. Лидерство в ценах. Подходит в области, в которой есть одна компания, которая выделяется среди других (есть или наибольшей, или наиболее эффективной).
Эта модель состоит в том, что лидер изменяет цены, а его конкуренты следуют за ним. 4. Ценообразование по принципу “Затраты +”. Состоит в том, что фирма форму свою цену на основе ATC, добавляя к этой величине запланированная на период средняя прибыль (преимущественно в процентном выражении). Поскольку затраты изменяются в зависимости от объема производства, то при расчетах берут типичный или плановый Q (например рассчитывают ATC при загрузке мощностей на 75-80%).
Этот метод полезный для фирм с очень большим ассортиментом. Он не выключает наличие тайного заговора или лидерства в ценах. Если фирмы в области имеют приблизительно те же самые затраты, то соблюдения общей формулы даст приблизительно те же самые цены. 30.Земля как фактор производства. Экономическая и земельная рента. Земля – фактор производства, которое включает землю, которая используется
в сг или промышленном производстве, а также используемые естественные ресурсы земли. Земля, как и кап-л, есть фактором вир-ва долгосрочного использования. ЕЕ особенностью есть то, что она ограниченная, то есть предложение земли есть стабильной. Линия предложения на землю S есть вертикальной, то есть предложение абсолютно неэластичная. Абс.неэластичность предложения земли означяє, что цены на землю определяются уровнем спроса на отдельные
ее участки. Цены на землю пов”язані с ценой собственности на зем.участок, которую следует отличать от земельной (абсолютной) ренты (плата за использование земли и других естественных ресурсов, предложение которых жестко ограниченное). Цены на землю определяются, как дисконтована стоимость будущей зем.ренты, то есть путем капитализации зем.ренты Линия спроса на землю имеет нисходящий хар-р вследствие действия закона нисходящего плодородия земли. При условиях неэластичного предложения земли цена земли и абс.рента
целиком зависят от изменения спроса. Ек.рента – плата за ресурс, предложение которого жестко ограниченное.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |