Формальная определенность норм права и ее пределы
Право является системой норм функционального характера, призваннойоформлять (закреплять) и регулировать общественные отношения. Поэтому ононеизбежно выступает в качестве формы регулируемых отношений, что определяеттакое его свойство, как формальность. Формальностьправа — необходимое качество права как регулятора общественныхотношений, определяющее повышение роли и социальной ценности права в правовомгосударстве. Формальность права проявляется во многих аспектах его существованияи функционирования:
· в формальнойопределимости содержания норм права;
· во внешнихспособах их формулирования и формах закрепления и выражения с помощьюнормативных актов;
· в формальностиреализации права.
Право, создаваемое в процессе ценностно-ориентационной деятельностизаконодателя, неизбежно должно быть особой формой отражения действительности,отличающейся от познавательных гносеологических форм сознания (понятие,суждение, умозаключение). В противном случае оно не могло бы осуществлять своюфункцию регулирования общественных отношений. Познавательные образы в ходеправотворчества трансформируются законодателем в соответствии со сложившимися вобществе ценностными представлениями и целями, стоящими перед обществом игосударством, в общие, абстрактные формулы должного или возможного поведения людей,подкрепленные возможностью государственного принуждения. Преобразование познавательныхобразов в формулы поведения (нормы права) неизбежно сопровождается определеннойформализацией результата такого преобразования.
Именно формализация норм права позволяет им выступать в качествемасштаба, образца поведения людей и в качестве мерила, критерия оценки ихповедения, т.е. в качестве регулятораобщественных отношений и средства социального контроля (мерки) за их развитием.
Нормы права могут быть общим масштабом, мерилом, критерием оценки,средством контроля поведения субъектов лишь в том случае, если они представляютсобой четкие, достаточно определенные и однозначные формулы должного иливозможного поведения. Рыхлость и расплывчатость, неопределенность и неоднозначность,/>нечеткость и аморфность норм права лишают их свойства формулповедения, свойства быть регулятором поведения.
Указанные отрицательные характеристики норм права не позволили быпривести поведение людей к «общему знаменателю», направить их в«единое русло» и создать определенный порядок в обществе. Поэтомунормы права и выступают в качестве формальноопределенных правил (формул) поведения.
Как и любая формула/>, норма права носит общий и абстрактный характер.Абстрактность и общность этой формулы заключается в том, что она относится не кконкретной, единственной в своем роде жизненной ситуации, а ко всем конкретнымситуациям определенного рода.
Формальность права состоит и в том, что его правила, несмотря на ихабстрактность, достаточно точно и определенно очерчивают жизненные ситуации идают четкую, а не расплывчатую формулу поведения, не вызывающую в подавляющембольшинстве случаев сомнения в образе должного поведения у участниковправоотношений. Формальная определенность, свойственная юридическим нормам,позволяет обеспечить надлежащую организованность общественных отношений:четкость и конкретность прав и обязанностей их участников.
Термином «формальность» обозначаются различные понятия,например: формальность — это внешние требования или условия, обязательнособлюдаемые при исполнении какого-либо дела/>.В данной работе под формальностью понимается формальная определенность содержания правовых норм.
Четкости урегулирования общественных отношений способствует определенноеструктурное изложение норм права, при котором одна часть нормы права неразрывносвязана с другой, когда точно формально определенные юридические последствияправа и обязанности связываются с наличием точно определенных обстоятельств,ситуаций и т.д.
Гипотеза нормы, описывая фактические обстоятельствав общей форме, тем самым охватывает неопределенное число однотипных, ноотличающихся друг от друга индивидуальными особенностями ситуаций.
Охватывая множество ситуаций, игнорируя их индивидуальные признаки,гипотеза выделяет у них наиболее существенные с точки />зренияправового регулирования признаки. Придавая им юридическое значение, гипотеза вопределенной мере формализует эти признаки и в конечном счете приводит их кобщему «юридическому знаменателю». Те или иные признаки, характерныедля однотипных реально существующих ситуаций, будучи зафиксированными вгипотезе нормы права, превращаются в формально-юридическиепризнаки. Законодатель, отвлекаясь от индивидуальных особенностейконкретных ситуаций, фиксируя в гипотезе лишь их наиболее типичные исущественные с точки зрения права признаки, тем самым придает содержаниюгипотезы формально-юридическуюопределенность.
К еще большей определенности законодатель стремится при формулированиидиспозиций и санкций. Именно с их помощью законодатель устанавливает единыймасштаб, единую меру поведения субъектов в самых различных ситуациях иобстоятельствах, хотя с юридической точки зрения они являются однотипными.
При формулировании диспозиций и санкций юридические последствия,содержащиеся в них, могут быть различной определенности. Эти последствия могутбыть ситуационно определеннымив зависимости от юридических свойств конкретной ситуации, относительно определенными или абсолютно определенными. В последнемслучае формальная определенность выступает наиболее выпукло, достигает высшейсвоей ступени, ибо здесь никакие особенности конкретной юридически значимойситуации не могут оказать влияния на юридические последствия. В этих моментахкак раз и проявляется формальная определенность содержания норм права. Спомощью норм права многочисленные ситуации приводятся к единой юридическойформуле, устанавливается единообразная модель поведения неопределенного числасубъектов в количественно неопределенных ситуациях.
Формальная определенность содержания права не сводится только квышеизложенному. С целью достижения четкости, определенности и стабильностирегулируемых отношений законодатель использует фикции, презумпции и преюдиции.
Фикции используются при формулировании как дефинитивных, таки регулятивных норм. Но фикции и есть чистейшей воды формальные установления,ибо при этом предписывается считать существующие факты не существующими или,наоборот, несуществовавшие или несуществующие — действительными. Однакоподобная формализация в праве неизбежна и необходима. Фикции выступают вкачестве средства юридической, законодательной техники. Их использованиеспособствует четкости, краткости изложения норм, законодательной экономии, аглавным образом преследует />цель избежать длительнойнеопределенности, неурегулированности конкретных общественных отношений,оградить субъективные права граждан и других субъектов от излишнего формализма,защитить эти права, превратить их в реальность. Парадокс, но формальность правапри использовании фикций является антиподом ненужного формализма/>.
Формальность права проявляется также в использовании законодателем презумпций. В этих случаяхзаконодатель предписывает определенные факты считать существующими илинесуществующими на основе предположения о их существовании или несуществовании.
Хотя такое предположение основывается на существовании фактов и имеетвысокую степень вероятности, это все-таки предположение, и в признаниипредполагаемых фактов реально существующими безусловно есть определенныйэлемент формальности. Но и в данном случае формальность выступает какнейтрализатор формализма. Использование презумпции способствует стабильностиобщественных отношений, охране законных интересов субъектов общественныхотношений, процессуальной экономии и т.д.
Устойчивости правоотношений способствует также использование преюдиций. Преюдиция состоит не только вформальной обязательности одних индивидуальных актов при вынесении других, но ив невозможности решения ряда одних дел, если не разрешены другие. В этомпроявляется формальная связанность органов, решающих конкретные дела,преюдициальными актами.
Формальная определенность содержанию норм права придается и другимиспособами. Прежде всего с этой целью законодатель использует при изложениинормативного материала юридическиеконструкции, представляющие собой модели урегулированных правомобщественных отношений. Это идеальные абстрактные модели, которые конструируютсяиз определенных элементов, представляющих собой отвлечение, отражение наиболеесущественных признаков и сторон общественных отношений как предмета правовогорегулирования. Юридические конструкции (состав правоотношения, составправонарушения, состав сделки и т.д.), />будучи моделями, нетолько выступают как важный метод познания права, но и, как неоднократно отмечалосьв нашей литературе, служат средством построения нормативного материала. Они«представляют собой как бы готовые „образцы“, „схемы“,в которые облекается нормативный материал. Их использование облегчаетформулирование юридических норм, придает нормативной регламентации общественныхотношений необходимость, четкость и определенность».
Формальная определенность норм права достигается также использованием стандартных речевых оборотов, т.е.определенных речевых формул. Стандартные обороты при изложении норм праваследует рассматривать не как недостаток, а как достоинство законодательногостиля. Ибо единообразие в изложении норм права во многом способствуетединообразному пониманию и применению закона, единству законности.Стандартность, стереотипность законодательной речи обусловлена не толькопрагматичностью самого языка как средства общения, но главным образомпрагматичностью самих норм права, используемых с целью регулированияобщественных отношений, достижения определенных практических результатов. Чемвыше степень формализации, стандартизации законодательного языка, тем большимдостоинством обладает нормативный акт.
Стандартность речевых оборотов, используемых при формировании норм права,обусловлена самой логикой норм. Нормативные высказывания, к которым относятся инормы права, характеризуются употреблением таких понятий деонтической логики (нормативных терминов), как«может», «должен», «разрешается» и их синонимов.Без этих терминов не могут обойтись и нормы права. Этим терминам соответствуюти формы правовых предписаний: запрет, дозволение.
В ряде случаев законодатель использует не нормативные предложения, аиндикативные, не употребляя указанных нормативных терминов, например:«умышленное убийство наказывается», «министр издает приказы иинструкции» и т.д. Смысл этих предложений не в том, чтобы фиксировать то,что происходит в действительности, а в том, чтобы обязывать и управомочивать совершениеопределенных действий субъектов права. Дозволение и обязывание скрыто (implicite) содержится в указанныхформулировках. Подобные формулировки преследуют цель — краткость формулированиянорм права. Однако это обстоятельство тем более требует большой четкости,стандартизации, формально-единообразного употребления речевых оборотов, определеннойформализации языка законов.
/>Формальность выражения норм права заключается и виспользовании значительного числа формально-определенныхтерминов. С помощью специальных дефинитивных норм в гипотезе(или диспозиции) соответствующих регулятивных или охранительных нормзаконодатель определяет, очерчивает содержание не только многих чистоюридических терминов, но и слов обыденной речи или терминов, употребляемых вразличных науках, придавая им четкость и формальную определенность. Зачастуютакое формальное определение терминов и слов может расходиться собщеупотребительным их смыслом, этим словам и терминам может быть приданоспециальное значение/>.
Иногда формальное определение термина может носить характер фикции.Например, ночным временем согласно п. 22, ст.5 УПК РФ считается промежуток с 22до 6 часов по местному времени. Однако и с научной и с обыденной точки зрениячасть этого времени может быть дневным.
Формальная определенность норм права дополняется документальной письменной формой юридических актов,«дающей возможность максимально точного фиксирования в нормахповедения». Она заключается не только в том, что нормативные акты являютсяписьменными документами, но и в других моментах.
Прежде всего, сами нормативные акты должны отвечать определенным формальным требованиям: издаваться строгоопределенными органами, в соответствии с формально определенной компетенцией,при их издании должна соблюдаться формально определенная процедура. Они должныиметь определенную форму,содержать необходимые формальные реквизиты.
Между нормативными актами существует формально определенная иерархия,соподчиненность, разграниченность сфер действия в пространстве, во времени, покругу лиц. С помощью нормативных актов устанавливается и иерархия междусодержащимися в них нормами права, определяется сфера их действия, а нормамправа придается формальная общеобязательность.
С помощью нормативных актов нормы вводятся в действие, прекращается ихдействие и т.д. В общем, нормативные акты придают определенную четкостьдействию норм права.
В упорядочении действия норм права значительная роль принадлежит такжеразличным формам систематизациинормативного материала — инкорпорации, кодификации и консолидации.
/>Формальная определенность в изложении и закреплениинорм предопределяет некоторые моменты формальностив их реализации, т.е. точное и неуклонное соблюдение формулыповедения, предписанной законом. В этом смысле формальность являетсянеобходимым условием и требованием законности. Она предполагает отношение кпредписаниям права не как к пустым формальным установлениям, которые можноигнорировать, руководствуясь соображениями целесообразности в конкретнойситуации, а как к установлениям, имеющим большую социальную ценность,обеспечивающим упорядоченность общественных отношений, устойчивость игарантированность прав и обязанностей субъектов права с точки зрения высшихинтересов и целей всего общества.
Одной из форм реализации норм права являются правоотношения. В большинствеслучаев правоотношения могут возникнуть лишь при наличии не любых фактическихобстоятельств, а точно указанных, формальноочерченных. Зачастую и форма юридических актов точно и формальноопределена. Отступление от формальных требований фиксирования юридическихфактов ведет к тому, что они правом считаются недействительными, т.е. несуществующими, не порождающими никаких юридических последствий (несоблюдениеформы сделок, договоров, актов государственных органов индивидуальногохарактера и т.д.). Право требует формального фиксирования и фактов состояний(акты гражданского состояния), в том числе состояния в гражданстве (паспорт),фиксирования образования граждан (свидетельства, диплом об образовании и т.п.),состояния на службе (служебное удостоверение личности) и т.п., которые являютсянеобходимой предпосылкой возникновения конкретных правоотношений, реализацииправ и обязанностей.
Реализация прав и обязанностейв правоотношении также зачастую сопровождается определенными формальностями.Многие действия, совершаемые с целью реализации субъективных прав и исполненияобязанностей, признаются юридически значимыми, если они определенным образомоформлены (например, исполнение обязательств организациями должно находить соответствующеедокументальное оформление).
Формальная определенность права наряду со стабильностью должнарассматриваться в качестве основной ценности при такой форме реализации права,как применение. Принятие этойценности в качестве основополагающей неизбежно должно отвергать концепции,исходящие из противопоставления права и закона, «живого права» и«книжного права». Игнорирование данной ценности права вправоприменительной деятельности государственных органов, />которыепризваны обеспечивать действие права с помощью принудительных мер, можетпривести к произволу, бесправию граждан перед органами государства. Поэтомуправо устанавливает определенные формальные требования и к этой деятельности,которая регулируется специальнымипроцессуальными нормами, детально регламентирующими все действияправоприменительных органов (в особенности судов) и саму формуправоприменительных актов, определяющими сроки совершения процессуальныхдействий, права и обязанности участников процесса, последствия несоблюденияпроцессуальных норм и т.д.
Хотя в уголовном процессуальном законодательстве говорится, чтодоказательствами «являются любые сведения» (ст. 74 УПК РФ), тем неменее устанавливаются определенные формальные ограничения. Так, существует нормао допустимости доказательств:не любые сведения могут быть доказательствами, а только полученные всоответствии с законом. Формально определен и ограничен круг доказательств прирешении юридических дел и другими государственными органами. Например, решениео назначении пенсии основывается лишь на фактических обстоятельствах,зафиксированных в соответствующих юридических формальных документах.
Нарушение требований процессуальных норм при разрешении конкретных дел, втом числе формы самого индивидуального акта, может привести к егонедействительности или послужить поводом к отмене, несмотря на то что посуществу он может быть обоснованным и правильным.
Формальность права, как отмечено выше, обусловлена функциями права какспецифического регулятора общественных отношений, который призван закреплять,упорядочивать, оформлять и охранять общественные отношения. Лишение праваопределенности, четкости и многих других формальных качеств выхолостило бы изправа его регулирующую способность, способность к упорядочению общественныхотношений.
Формальность права способствует:
· 1) устойчивости,стабильности общественных отношений, регулируемых правом;
· 2) единообразномурегулированию однородных общественных отношений;
· 3) упорядочениюобщественных отношений;
· 4) определенностиправового, а следовательно, общественного положения субъектов права;
· 5)гарантированности и охране прав субъектов права;
· 6) исполнимостиобязанностей перед обществом и государством;
/>· 7) четкости,упорядоченности деятельности органов государства;
· 8) реальности идейственности функционирования систем демократии.
Формальность права является, следовательно, необходимым качеством правакак регулятора общественных отношений. В формальной определенности правазаинтересованы не только субъекты, положение и поведение которых фиксирует ирегулирует право, но и само государство. Так, государство лишь с помощью права- нормально определенной системы норм поведения — в состоянии не толькоформулировать свою волю как общеобязательную, но и придавать ей качествоединой, не противоречащей себе самой государственной воли. Только в этом случаеоно может использовать право как необходимый инструмент осуществлениягосударственной политики, достижения целей, стоящих перед государством в целом.
Пределы формальной определенности права должны быть обусловлены тем,что в демократии не человек существует для закона, а закон существует длячеловека. Законом здесь является человеческое бытие.
Право, будучи, в общем и целом формальным установлением, должно содержатьв себе определенные предпосылки, которые бы препятствовали превращению егоформальности в ненужный формализм.
Формальность, будучи определенным, необходимым и положительным качествомправа, обретает свою социальную ценность и достоинство в том случае, если онаограничена рамками, используется в разумных пределах. Излишняя же формализацияправа может превратиться в формализм,т.е. из положительного качества превратиться в отрицательное, из достоинства — в недостаток, в неразумную «зарегулированность» общественныхотношений, при которой инициатива субъектов права при выполнении задач, стоящихперед ними, может оказаться скованной, ограниченной излишним формализмом, приэтом исключается возможность учета конкретных обстоятельств, специфическихусловий при решении конкретных дел.
Излишний формализм права исключает необходимую (в определенных рамках)свободу субъектов в выборе наиболее целесообразных вариантов поведения,принятие государственными органами целесообразных решений, а в конечном счетеможет противоречить основным задачам права.
Ценность формальной определенности, как и некоторых других свойств права,зависима, производна от его содержания. Если />содержание правапротиворечит общественному прогрессу, интересам трудящихся, то формальнаяопределенность права превращается из ценности в социальное зло. Превращениеформальности права как положительного качества в формализм может быть исключенопри двух условиях:
· 1) при постояннойобновляемости правовых норм, замене устаревших норм права новыми, правильноотражающими социально-экономические изменения в обществе, учитывающими новыепотребности, цели и задачи общества в целом, интересы классов и отдельныхсоциальных групп, личные интересы отдельных членов общества (формальнаяопределенность устаревших норм, не отвечающих потребностям развития общества,неизбежно превращается в ненужный формализм, сковывающий общественнуюинициативу членов общества, препятствующий общественному развитию);
· 2) при исключенииненужной, излишней регламентации общественных отношений, которая в рамкахзаконности ограничивает выбор наиболее целесообразных решений, исключаетинициативу исполнителей законов.
Чтобы избежать излишнего формализма, обеспечить необходимую инициативуисполнителей, целесообразность конкретных решений право использует различные методы правого регулирования.
Во-первых, законодатель, как правило, избегаетказуистической формы изложения норм права, предпочитает абстрактный способ ихформулирования. Последний в состоянии охватить регулированием более широкий кругоднородных общественных отношений, как существующих в момент изданиянормативного акта, так и таких, которые могут сложиться, сформулироваться вбудущем. Следовательно, этот способ в определенной мере может учитыватьдинамику, изменение общественных отношений в будущем.
Во-вторых, в необходимых случаях законодательиспользует диспозитивные нормы в материальном праве, которые предоставляютсубъектам права возможность в определенных рамках самим урегулироватьсобственные отношения. В процессуальном законодательстве допускается принципдиспозитивности — распоряжения своими процессуальными правами по усмотрениюсамих субъектов. В уголовном процессе по ряду дел частного обвиненияпроцессуальный механизм начинает действовать лишь с согласия и по инициативепотерпевших.
В-третьих, в ряде случаев юридическиепоследствия очерчиваются нормами права альтернативно илиотносительно-определенно. Это позволяет субъектам права, в частностигосударственным органам, />вынести наиболее целесообразноерешение, отвечающее конкретным обстоятельствам индивидуального дела.
В-четвертых, законодатель при изложении нормправа зачастую использует оценочные термины («существенные нарушенияпроцессуального закона», «тяжкие последствия»,«существенный вред», «существенная новизна», «положительныйэффект», «лучшее выполнение определенной работы» и т.д.). Ихположительная сторона «состоит в том, что они дают возможность учитыватьсоциально-политическую обстановку, конкретные обстоятельства дела, которыеневозможно отразить и закрепить в законе или подзаконном акте».
Ту же цель преследует законодатель, формулируя незаконченные, неисчерпывающиеперечни обстоятельств, имеющих юридическое значение, например: переченьсмягчающих обстоятельств в уголовном праве, перечень оснований возникновения гражданскихправ и обязанностей (ст. 8 ГК РФ) и т.д.
В-пятых, законодатель в необходимых случаяхпрямо предоставляет определенную «свободу усмотрения» исполнителям — государственным органам, преследуя единственную цель — принятие наиболеецелесообразных решений с учетом конкретных обстоятельств дела, особенно в сферехозяйственной деятельности.
В-шестых, при определенных условияхдопускается применение права по аналогии, что позволяет разрешать конкретныедела, защищать законные права и интересы субъектов права при отсутствииформальных правовых установлений.
В-седьмых, в большинстве случаев закон неставит каких-либо формальных препятствий для обращения к государственныморганам за защитой своих субъективных прав. В частности, не требуется строгоопределенной формы исков, заявлений, жалоб, а зачастую и письменной формы.
Для устранения действия формально правильных, но по существу«издевательских» решений, нарушающих законные интересы субъектов,право предусматривает возможность и обязательность их отмены в установленномпорядке. Закон, как правило, не стоит на точке зрения формальных доказательств.
В-восьмых, гражданам предоставляется широкийкруг прав — реально гарантированных, не ограниченных формальными оговорками,сводящими на нет эти права. Реально гарантированные права дают возможностьдействовать по своему усмотрению в допустимых законом рамках. Широта прав исвобод граждан, система их гарантии исключают излишний формализм права.
/>Формальная определенность права, будучи необходимымусловием его функционирования, в то же время создает определенные сложности,затруднения в его реализации, в том числе путем применения. Эти сложностивытекают, в частности, из диалектики общего (нормы права) и отдельного(конкретной ситуации, конкретного поведения).
Краткость, абстрактность, стандартность и другие качества нормативныхформулировок, а также бесконечное разнообразие фактических ситуаций идействующих в них субъектов, на которых распространяется действие абстрактныхнорм права, требуют их «привязки» к конкретным ситуациям.
Многообразие конкретных ситуаций в ходе реализации норм права неизбежновыдвигает многообразие вопросов, без ответа на которые невозможна реализацияправа. Это, в свою очередь, обусловливает неизбежность и необходимость толкования норм права, входе которого и должны быть получены ответы на вопросы, возникающие в процессереализации права.
Формальная определенность содержания правовых норм не только требует ихтолкования в процессе реализации, но неизбежно оказывает влияние на процесс ирезультат толкования, предъявляет к толкованию определенные требования.
Одним из наиболее общих и важных требований такого рода является то,чтобы интерпретатор, раскрывая смысл и содержание нормы права путемконкретизирующих суждений о ее смысле, невыходил бы за рамки ее формально установленного содержания.
Литература
Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданскомсудопроизводстве. — М.: Изд-во МГУ, 1970.
Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. — М.,1982.
Байтин М.И. Сущность права. — Саратов, 2001.
Васьковский Е.В. Руководство к толкованию иприменению законов для начинающих юристов. — М., 1913.
Спиридонов Л.Н. Теория государства и права. — М.,1996.
Теория государства и права,- М.: Юрист, 1997.