КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Вариант№13
Покриминологии______________________________
Студента ___________________________________
_________группы ______ курса__________________
Домашнийадрес:______________________________
_____________________________________________
Работавыслана «____»____________________2007 г.
Оценка_______дата «____»________________ 2007 г.
Преподаватель________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕСУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2. ВИДЫСУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Как и любая социальнаясистема, система предупреждения преступлений включает объекты и субъектывоздействия, применяемые ими при этом меры, а также механизм их реализации,предполагающий правовое, научное, информационно-аналитическое, организационно-методическое,материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение.
Все элементыпредупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальнойдействительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной ицеленаправленной деятельности определенных субъектов, которыми в широкомсоциологическом плане являются общество в целом, коллективы трудящихся,отдельные социальные группы и индивиды; в социально-политическом плане —государство, государственные органы, общественные организации, граждане.
1. ПОНЯТИЕСУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Субъектами предупрежденияпреступлений являются органы государственной власти и органы местногосамоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане,целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабахруководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, ихнепосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой сфереопределенные права и обязанности и несущие ответственность за достижениевозложенных задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждениюпреступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу,правомочиям, формам и методам, степени специализации.
Деятельность конкретногосубъекта может быть ориентирована на непосредственное осуществление правовойохраны основных ценностей общества, специализированной в сфере предупрежденияпреступлений; на оптимизацию условий общехозяйственной и общевоспитательнойработы, выражающейся в устранении криминогенных факторов и позитивной коррекцииличности; общую организацию и “сквозное” обслуживание общехозяйственной иобщевоспитательной деятельности в отдельных отраслях народного хозяйства,органах здравоохранения, просвещения и т.д.
По месту вгосударственной и общественной системе субъекты профилактики могут бытьклассифицированы следующим образом: государственные (федеральные и субъектовфедерации), муниципальные; неправительственные (негосударственные и немуниципальные),в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения испециализированные формирования; граждане.
По задачам, компетенции исодержанию деятельности, предупреждающей преступность, субъекты профилактикиклассифицируются на: органы власти общей компетенции (их учреждения,организации, предприятия); неспециализированные; частично специализированные;специализированные органы.
Субъекты профилактикииспользуют для предупреждения преступлений систему различных мер, следует особовыделить следующие:
1) экономические меры(стабилизация экономики; уменьшение степени дифференциации населения по уровнюдоходов; обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения;обеспечение приоритета легальной экономической деятельности; экономическоестимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессеэкономической деятельности; борьба с безработицей; компенсация ущерба жертвамправонарушений и т.п.);
2) политические меры(демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомернымлоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработкагосударственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политическогорежима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью ит.п.);
3) правовые меры(принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системыпредупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречийуголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного,административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнениепробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественноопасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства оборьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечениестабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивныхвозможностей закона; своевременное и адекватное реагирование наадминистративные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовнонаказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным,уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным,оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений ииных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих ихсовершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений ит.п.);
4)психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры (правовое воспитаниенаселения; воспитание профилактической активности личности; формированиедоверия к правоохранительным органам; информирование о негативных последствияхнарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрацияположительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями ит.п.);
5) криминологические мерыобщей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направлениеинформации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий,учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение опостановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет;административный надзор; официальное предостережение; виктимологическаяпрофилактика);
6) организационные меры(введение криминологической экспертизы всего законодательства; повышениеэффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью ипрофилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительныхорганов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактикеправонарушений; воспитание правовой культуры; информированиеконтрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций,предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля,расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчившихвозможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению илинейтрализации и т.п.);
7) технические меры(разработка и внедрение технических средств, систем и технологий,обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений;техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническоеобеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня,обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения;осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасностидорожного движения и пожарной безопасности).
2. ВИДЫСУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Одни субъектыпрофилактики осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие — сиспользованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальнойпрофилактики, во вторую — субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.
1. Общесоциальныесубъекты профилактики преступлений — органы представительной власти (ФедеральноеСобрание, законодательные собрания субъектов Федерации), государственные органыисполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты,службы, администрации территориальных органов исполнительной власти), органыздравоохранения, учреждения образования, культурно-воспитательные учреждения,социального обслуживания и подчиненные им организации, учреждения и службы,решающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей общей компетенции;
Среди субъектов предупрежденияпреступлений особую роль выполняют государственные органы законодательной иисполнительной власти и органы местного самоуправления. Реализуя принципынародовластия, они осуществляют управление социально-экономическими процессами,государственное руководство экономикой и социально-культурным строительством,здравоохранением, образованием, социальной защитой населения наподведомственных территориях. Из всех субъектов предупредительной деятельностиони наделены и обладают наиболее конкретными и реальными возможностями вобласти организации предупреждения преступности, а именно:
в пределах своейкомпетенции осуществляют руководство всеми субъектами предупреждения наподведомственной территории;
осуществляют координациюдеятельности государственных и общественных органов при реализации комплексныхмер по предупреждению преступлений;
координируют на своейтерритории работу всех субъектов профилактики преступлений, обеспечивая имусловия надлежащего функционирования и реализации перспективных и первоочередныхзадач в этой области;
совместно с другимисубъектами предупредительной деятельности разрабатывают и утверждают программыи комплексные планы профилактики.
В условиях дальнейшейдемократизации общества многократно возрастает роль и значение общественныхорганизаций, трудовых коллективов и граждан в укреплении законности, усиленииохраны прав личности, воспитании людей в духе уважения к закону.
Необходимость участияграждан, общественных организаций и формирований, трудовых коллективов в делепредупреждения преступлений вызывается рядом объективных и субъективныхфакторов: расширением демократии и политического творчества масс; возрастаниемуровня правосознания граждан, их социально-правовой активности в преодолениинедостатков и борьбе с негативными явлениями; активной поддержкой массамипроводимого государством курса на предупреждение преступлений; комплекснымподходом к осуществлению предупреждения правонарушений, необходимостьюуправления социальными процессами и регулирования общественных отношений всфере упрочения законности и укрепления правопорядка и др.
Участвующие впредупреждении преступлений общественные организации, самодеятельныедобровольные формирования, исходя из территориального масштаба их деятельности,места, которое занимает предупредительная работа в числе их основных задач,функций и компетенции, можно разделить на три основные группы:
а) массовые общественныеорганизации, действующие на основе уставов и положений (политические партии имолодежные формирования, профсоюзы, кооперативные объединения, добровольныеспортивные объединения, творческие союзы, общественные и религиозныеорганизации и фонды), имеющие вертикальную и горизонтальную структуры идействующие в масштабах как страны, так и отдельных регионов, районов, городов,а также предприятий и учреждений;
б) общественность,участвующая в деятельности государственных, представительных иправоохранительных органов (комиссии по борьбе с пьянством, по деламнесовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, по бытовому итрудовому устройству, внештатные сотрудники милиции и общественные помощникиследователей, службы безопасности, частные детективные и охранные предприятия);
в) органы, организации,отдельные представители местной общественной самодеятельности (общественныеобъединения правоохранительной направленности, добровольные народные дружины,инспекции по делам несовершеннолетних на общественных началах, общественныевоспитатели, общественные пункты охраны порядка).
Первая группаобщественных организаций осуществляет главным образом меры общегопредупреждения преступлений (социально-экономические, культурно-воспитательныеи т.д.). Главная их задача — раннее предупреждение антиобщественных проявлений.
Вторая, действуя наоснове положений, утвержденных актами высшей государственной власти, а также наоснове ведомственных нормативных актов, реализует меры общего и индивидуальногопредупреждения преступлений.
Третья группаформирований общественности наиболее многообразна и менее упорядоченна. Оназанимается непосредственно общей и индивидуальной профилактикой правонарушенийлибо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований попредупреждению антиобщественных проявлений.
Предупредительнаядеятельность общественных организаций строится в соответствии с их задачами икомпетенцией. Как правило, она включает проведение следующих мероприятий:
обсуждение вопросовпредупреждения преступлений на текущий момент и в ближайшей перспективе;участие в текущем и перспективном планировании предупредительной деятельности,в закреплении ее задач и форм в совместных с правоохранительными органаминормативных и методических документах;
использование меробщественного воздействия в отношении лиц с отклоняющимся поведением с тем,чтобы предупредить дальнейшую деморализацию личности и обеспечить своевременнуюкоррекцию ее поведения;
выявление криминогенноопасных очагов семейно-бытовых конфликтов и принятие мер к их устранению;
проведение индивидуальныхи групповых бесед, обсуждение поведения конкретных лиц на собраниях, заседанияхвыборных органов, осуществление общественного контроля за поведением лиц,склонных к совершению преступлений;
осуществлениеобщественного контроля за соблюдением законодательства о трудовой дисциплине иусловиях труда, об охране собственности; борьба с пьянством и другиминегативными явлениями;
проведение рейдов,патрулирования в общественных местах в целях предупреждения и пресеченияпреступных и иных антиобщественных проявлений.
2.Специальныесубъекты– правоохранительные органы, организации, учреждения, подразделения органоввнутренних дел, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, таможенные органы, органыфедеральной службы безопасности, решающие вопросы предупреждения преступлений,включая применения мер принудительного характера, в рамках их компетенции пообеспечению законности, общественной и государственной безопасности, судебныеорганы.
Важной особенностьюправоохранительных органов как субъектов профилактики является то, чтоосуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное включение в работу поустранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушениязакона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, вкомпетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные накоррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений,осуществляются самими правоохранительными органами с использованием внеобходимых случаях помощи других субъектов.
Каждый изправоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределахсвоей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, чтопозитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности взначительной степени ограничено объективными обстоятельствами:правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия наформирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, какпотребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Толькочастично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальнойпревенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятияуголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а такжеисправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключаютучастия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений ипрофилактического воздействия на конкретное лицо.
Органы внутренних делзанимают особое место в системе предупреждения преступности. Это вытекает изособенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущихборьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметьдело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер.Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях,как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объемработы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Самоструктурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб,служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел,раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранностисобственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственныхорганов, коллективы трудящихся и общественность.
Особенно возросла рольорганов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальнаянапряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участилисьпроявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условияхработникам милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлятьрешительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Дляэтого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряды милицииособого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью,призванные действовать в экстремальных условиях.
Особо важное значение впредупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи собщественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и втрудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилийв деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений.
В предупредительнойработе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды:
разработка и осуществлениеобщих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния,структуры и динамики преступности;
конкретизация общихнаправлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенномотношении территориях и объектах народного хозяйства;
проведение индивидуальнойвоспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либонарушающих нормы общественной жизни;
работа с конкретнымилицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми с цельюнедопущения совершения ими преступлений;
предотвращениепреступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известноорганам внутренних дел;
пресечение и раскрытиесовершенных преступлений.
Рассмотримих деятельность:
1)Судебныеорганы рассматривают вопросы предупреждения преступлений в рамках своейкомпетенции по осуществлению правосудия (по материалам конкретных уголовных делсуды выносят частные определения об устранении причин и условий преступлений ио принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работеили в быту либо нарушением ими общественного долга), а также они контролируютпринятие мер по ранее внесенным по этим же делам представлениям следователей.Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний,привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчетысудей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступлениясудей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных ит. д. Судьи участвуют в анализе состояния преступности и выработке мер по еепредупреждению, а также в координации и комплексоном планировании профилактики,обобщая судебную практику по этим вопросам.
Суд,предварительное следствие, уголовный розыск, должностные лица, уполномоченныепривлекать к ответственности, — это субъекты мер юридической ответственности — наказания.
2)Прокуратура. Место ироль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функциейвысшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны.Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачипредупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью другихгосударственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанностипо предупреждению преступлений.
Предупредительнаядеятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лици граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора ужесовершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимаетсоответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных.Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечениемширокой гласности.
3)Участковыйинспектор милиции одновременно реализует меры социальной профилактики,безопасности и ответственности.
4)Органыюстиции участвуют в профилактике преступлений, посредством правовой пропагандыи правового воспитания, обобщений экспертной практики и разработки на этойоснове предложений, направленных на совершенствование мер специальнойпрофилактики, организационное и методическое обучение правового воспитания вучебных заведениях.
5)Адвокатура,являясь общественной организацией, входит в систему юстиции. Работая поуголовным делам в ходе следствия и судебного заседания, адвокаты содействуютвыявлению причин и условий преступлений (в рамках основной задачи — защиты).Обслуживая юридические учреждения и предприятия, адвокаты оказывают помощьдолжностным лицам, предупреждая возможность совершения ими правонарушений.Члены коллегий адвокатов консультируют по вопросам применения права граждан,выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую помощь.
6)Федеральнаяслужба безопасности в пределах предоставленной ей компетенции предупреждаетособо опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе сорганами внутренних дел и прокуратуры, участвует в общепрофилактическихмероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средствмассовой информации.
7)Налоговаяполиция осуществляет контроль за соблюдением организациями, учреждениями,предприятиями и гражданами налогового законодательства и применяет санкции заего нарушение.
8)Таможенныеорганы осуществляют контроль за перемещением товаров и услуг через границу,своевременной и полной уплатой таможенных пошлин.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Криминология. Долгова А.И.ИНФРА-М-НОРМА. М., 2005
2. Криминология. Учебник для вузов/В.Н.Бурлакова. Питер,2003
3. Криминология. Общая часть / Под. ред.В.В. Орехова. СПб.2004
4. Криминология /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.,2002
5. Зудин В.Ф. Криминологическаяпрофилактика преступлений. Воронеж:2006
6. Жалинский А.Э. Условия эффективностипрофилактики преступлений. Москва:2001
7. Теоретические основы предупрежденияпреступности. Москва.2005.