Реферат по предмету "Социология"


Причины и профилактика молодежного экстремизма в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородскийгосударственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Факультетсоциальных наук
Кафедраприкладной социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Причиныи профилактика молодежного экстремизма в России»
Научный руководитель:
Луконина Елена Сергеевна
старший преподаватель кафедры
прикладной социологии ФСН ННГУ
кандидат социологических наук
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2011

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие «экстремизм»
1.2 Причины возникновения ираспространения экстремизма в России
ГЛАВА 2.ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Профилактика в педагогическомпроцессе
2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы
2.3 Основные подходы кпрофилактике
2.4 Исследование подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в сложном ипостоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического,социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый деньслышим обо все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главнымучастником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чуткореагирующий на все изменения общества.
В составе современной РоссийскойФедерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношениямежду различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличалисьсвоим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическимивзрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в Россииявляется экстремизм среди подростков и молодежи. Происходит все больше и большемолодежных митингов, например как на Манежной площади 11 декабря 2010 года. Внаше время люди живут в страхе ожидания терактов, особенно после страшнейшихиспытаний 1 сентября 2004 года в Беслане, терактов в метро, на Дубровке имногих других во всем мире. Осуществление террористической деятельности – лишьодна из форм экстремизма. Ненависть и вражда к представителям другойнациональности, расы, вероисповедания – это не только психологическая проблемаопределенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершенияпреступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера.
Цель:определитьосновные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объектисследования: молодежный экстремизм как социальное явление.
Предмет:профилактика молодежного экстремизма.
Задачи:Определить основную проблематику экстремизма. Изучить профилактическуюдеятельность в отношении экстремизма. Рассмотреть основные направленияпрофилактической деятельности для предотвращения экстремистских настроенийсреди подростков и молодежи.
Основная часть населенияРоссии это молодежь, и именно за ней будущее нашей великой страны. Связьэкстремизма с молодежными движениями точно отражена в возрастной структуреэкстремистских группировок, где абсолютно преобладает молодежь. Основная массатеррористов и экстремистов – люди от 20 до 30 лет
В настоящее время научнойлитературы по данной теме достаточно, однако рассмотрением экстремизма средимолодых занимались не многие авторы, в основном такие авторы как Антонян Ю.М., ПавлиновА.В., Абдуллин Р., но все больше появляется статей в различных юридических и социологическихжурналах, таких как Социально-гуманитарные знания, Мир и политика,Отечественный журнал социальной работы.
Основные программы дляпрофилактики рассматриваемого явления могут появиться при социальной работе стакой группой риска как экстремисты. Социальная работа является той системойзнаний, которая, будучи мультидисциплинарной, способна разработать адекватныесложившейся ситуации программы превенции, коррекции, реабилитации всех группобщества, в частности, молодежи. Для социальной работы важно развитиемолодежных программ, усовершенствование форм работы с молодым поколением,которое составит будущее нашей страны.

ГЛАВА1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие «экстремизм»
В разных странах и вразные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию«экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Большойтолковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – этоприверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этогоявления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцентдолжен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей игруппировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позициии групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группуодни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
Доктор Питер Т. Колеман(англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своейработе «Addressing Extremism» дали краткий обзор предлагаемыхопределений этого понятия:
Экстремизм – это насамом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бываеттрудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а такжеубеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности,далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткойформы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей игрупп как «экстремистских», а так же определение того, что следуетсчитать «обычным» или «общепринятым» – это всегдасубъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любойдискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:
· Обычно,одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливыеи добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), адругие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные(антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политическихубеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений сдеятелем.
· Различиесил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта,действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чемтакие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. Вдополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которыерассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные дляних, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тожезачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционированиеправительством насильственных действий военизированных формирований илинападение в Вако,осуществлённое ФБР в США).
· Экстремистскиедействия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться попредпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровнюнасилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (отинфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же,более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодическиеформы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантныегруппы склонны к более структурированным или институционализированным формамнасилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверствполиции).
Наконец, основнаяпроблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта –не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимаяпозиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.
В российскомзаконодательстве, а конкретно в Федеральном Законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», понятие «экстремистская деятельность (экстремизм)» раскрываетсякак:
ü  насильственноеизменение основ конституционного строя и нарушение целостности РоссийскойФедерации;
ü  публичноеоправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
ü  возбуждениесоциальной, расовой, национальной или религиозной розни;
/>ü  пропагандаисключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку егосоциальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности илиотношения к религии;
ü  нарушениеправ, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от егосоциальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности илиотношения к религии;
ü  воспрепятствованиеосуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдумеили нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
ü  воспрепятствованиезаконной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления,избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иныхорганизаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
ü  пропагандаи публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либоатрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой достепени смешения;
ü  публичныепризывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомоэкстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целяхмассового распространения;
/>ü  публичноезаведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должностьРоссийской Федерации или государственную должность субъекта РоссийскойФедерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностейдеяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
ü  организацияи подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
ü  финансированиеуказанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке иосуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической иматериально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказанияинформационных услуг;
/>/>Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики несуществует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровскойГермании. Его использовали практически везде, даже одежды православныхсвященнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак,происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пориспользуется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, напримерИндия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещеннымсимволом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями.Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсемверно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевиднобыл знаменем доброты и добра.
У свастикикак символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так,у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света,благополучия.
Отдельноинтересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинениилица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что неговориться так о простых людях, а только о госслужащих.
Задачасоциальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистскихнастроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергиимолодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законноеи не противоречащее нормам общества.
 
1.2 Причинывозникновения и распространения экстремизма в России
Почему умолодежи возникают столь радикальные, экстремистские мысли? В этой части главыможно рассмотреть именно причины. Эти причины могут быть политическими исоциальными. Ведь все начинается с нашего государства, правительства, власти.Какие условия они создают для предотвращения появлению экстремистскихнастроений или же наоборот создают только видимость?
Одним изрезервов различных экстремистских организаций является все болееувеличивающееся количество безработной и полубезработной молодежи, оказавшейсяв последнее время в особенно тяжелом положении. Возмущение, протест, назревшиеу молодых людей при столкновениях с проблемами взрослой жизни, все чащевызывают в молодежной среде различные, основанные на отчаянии агрессивныенастроения, которые принимают крайние, экстремистские формы. Кроме того, именнодля молодежи привлекательны такие установки, как жертвенность, романтика риска,иллюзорная значимость экстремистской деятельности, возможность самоутвердиться,почувствовать себя «спасителем человечества». Таким образом, тяжелоеположение молодежи в современном обществе, бескомпромиссность, свойственнаяэтой возрастной страте, делает экстремизм молодежным явлением.
К экстремистскими собственно террористическим действиям прибегали народовольцы, эсеры,большевики, другие политические группы, охваченные ненавистью и фанатизмом. Самкоммунистический режим был экстремистским, особенно в период Гражданской войныи 1930-е годы. Поэтому следует честно признать, что внынешней России экстремизм, закрепившись в общественных нравах, идеологии и психологии некоторых социальных групп, лишьпродолжил свою прежнюю жизнь, но уже став новым по существу. Принципиальнымздесь является то, что сейчас он идет не отгосударственной власти «вниз», а «снизу» к ней и к людям. Современная история показывает, чтосоциальное напряжение и экстремистские проявления порождаются не только и нестолько совместным проживанием людей разных национальностей и религиозной принадлежности, сколько тем, чем они заняты икаков уровень их материального достатка. Люди оказались разделены еще и по, таксказать, административным причинам, когда «мудрые»вожди рассортировали нации. Очень «хорошие» получили статус союзных республик,«просто хорошие» – автономных, а далее следовали автономные округа и т.д.Это породило зависть и националистические отношения людей разных этносов междусобой, однако верховная государственная власть старалась подавлять их. Но кактолько она ослабла, ненависть и вражда буквальнозахлестнули отдельные районы СССР (например, Среднюю Азию), а после его распада– некоторые бывшие союзные республики (например, Грузию).
С распадом СССР и по настоящее времятруд не стал полем сплочения людей, его оплата невозросла, а малый и средний бизнес, несмотря на все усилия руководства страныне стал локомотивом экономики. Этоозначает низкий материальный достаток подавляющего большинства населения. А вцелом – благодатный плацдарм для возникновения и развития экстремистских и даже фашистских настроений. У нас сейчассложилась примерно такая же социальная ситуация, как в Германии после окончанияПервой мировой войны, когда страны Антанты буквально задушили ее. Поэтому вРоссии, которая столько претерпела от фашизма, егоидеи получают все большее распространение, а некоторая, пусть и малая частьмолодежи поклоняется его символам. Когда люди бедствуют, они очень тревожны иищут причины своего неблагополучия. И здесь самое простое –обвинить тех, кто говорит на другом языке или молится другому богу, потому что эти другиесовсем рядом, их можно легко достать, унизить, вытолкнуть и даже уничтожить.
Здесь действует человек толпы –низколобый, примитивный и злобный, наделенный способностью лишь черно-белоговидения мира. Ему нужны готовые решения, и он будетдействовать; такие люди есть во всех странах. Особую ненависть у него вызываютнеграждане России, они чужие, виновники «наших» бед или в лучшем случае козлыотпущения, на которых можно вылить свою злобу. Одним словом, труд и в постперестроечной России не стал ареной сближениялюдей, их сотрудничества и взаимопомощи, поэтому и не произошло формированияединой социальной общности – россиян, как и до этого – советских людей.
Очевидно, что без высокого уровня толерантности, работе специалистов по социальной работе само существование России представляетсяпроблематичным. Поэтому поиск национальной идеи в России должен опуститься свысоких небес на землю, и она должна быть сосредоточена на повышенииматериального благосостояния людей и привитии имгуманитарных ценностей.
В числефакторов, которые стимулируют экстремизм, следует выделить небывалый ранеепоток мигрантов в Россию. Мигранты приезжают к нам не от хорошей жизни у них народине. В России они выполняют в основном не квалифицированнуюработу. Но видимо, если они остаются, государство делает для них такие хорошиеусловия, хотя в России есть свои безработные и малоимущие, которые, может,хотели бы работать вместо мигрантов. Из-за этого так же может возникатьненависть к мигрантам.
В качестве самостоятельногоэкстремогенного фактора следует выделить и следующие особенности психологиинародов России.
1. Приверженность монархической идее,которая берет свое начало из глубокой древности и нашла непоколебимоевоплощение в российской абсолютной монархии, причемуже и в те периоды истории, когда от нее стали постепенно отказываться западныестраны. Принцип абсолютизма мощно расцвел в коммунистической диктатуре, но неисчез и после ее распада. И сейчас сохраняется упорная вера в полезность и целесообразность сильной, даже очень сильной иникому не подчиняющейся руки.
Общественная опасность монархическойидеи в нынешних условиях состоит в убеждении решать проблемы с позиции силы ине вступать в диалог с оппонентами.
2. Близкая к паранойе установка, что кругом очень много врагов и все наши бедыот них, внутренних и внешних. Особенно преуспели в этом большевики – числоврагов у них было неисчерпаемо. Их нужно было выявлять, преследовать,ненавидеть, уничтожать. Архетип чужого, врага в коммунистическиегоды можно отнести к самым распространенным и живучим. Ни в коем случае неисчез он у нас и сейчас, проявляясь, например, в активном антизападничестве,стигматизации отдельных национальных, религиозных и иных социальных групп.
Так, отнюдь не изжитантисемитизм, усилилось презрительное и даже враждебное отношение кпредставителям народов Кавказа и Средней Азии.
3. Исконное недоверие к демократии,ощущение в ней сил хаоса и разрушения, в лучшем случае чего-то, что ни в коемслучае не обеспечит безопасность и благополучие. Всовременной России понятия «демократия», «демократ», особенно на бытовом уровне,используются в качестве уничижительных, что, конечно, характерно для общества,поклоняющегося деспотической власти.
Все этиявления социальной жизни теснейшим образом связаныдруг с другом и изолированно не могут существовать. Социальная работа должна помочь людямбыть толерантнее.

ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
 
2.1 Профилактика в педагогическом процессе
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается впренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом,появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другимсоциальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых,экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежногоэкстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи,развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцыее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе попрофилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
ü анализ философской, исторической, социокультурной стороныпроцессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
ü необходимые государству и обществу научно-обоснованныепрактические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
ü профилактическая работа по противодействию проявлениямэкстремизма в молодежной среде;
ü разработка системы профилактических мер, которая будетвключать социально-культурные условия формирования толерантности вучебно-воспитательном процессе;
ü совершенствование системы культурно-досуговой деятельностиподрастающего поколения;
ü увеличение доступных для значительной части молодежикультурных благ;
ü создание авторитетных массовых общественных молодежныхорганизаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающиепоколения;
ü консолидация и творческая реализация личности в средесверстников;
ü усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной креализации жизненных перспектив;
ü учет профессиональной подготовки молодежи в системепрофилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
ü реализация потребности личности в самоопределении, культуремежнациональном общении;
Профилактика терроризма и экстремизма проводиться вобразовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередьначинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитаниятолерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городскойсреде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать ивнедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ,которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укреплениеустановок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
Человек становится личностью в процессе социализации.Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной закладмышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так жеберет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны братьна себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

2.2 Социальный портретэкстремистов как социальной группы
Профилактическую деятельность по предотвращению появленияэкстремистских настроений можно классифицировать на два типа:
· Работа с подростками и молодежью, у которых еще не появилисьэкстремистские наклонности.
· Работа с подростками и молодежью, у которых ужесформировалось экстремистское мировоззрение.
В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконногонастроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачейсоциальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, вкотором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.
Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалосьэкстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.
Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет.Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику они могутпроявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие.Такие клиенты еще называются «трудные». Они не доверчивы и могутпроявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надодемонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работыс такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом,чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.
2.3 Основные подходы к профилактике
Органыгосударственной власти и местного самоуправления, противодействующиеэкстремистской деятельности, выступают в роли контр субъекта, реагирующего наэкстремистские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова,что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развитияотстает от ведущего субъекта (в данном случае — субъекта экстремизма). Принятыйфедеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявноконстатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество наборьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства дляпротиводействия экстремистской деятельности как раз требует образованиясубъекта, специализирующегося на данном противодействии.
Эффективноепротиводействие экстремизму должно опираться на познание закономерностейстановления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозированиеинтенсивности и перспектив экстремистских действий.
В федеральном законе представлен образ субъектаэкстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозныхобъединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либофизических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных имуниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранныхграждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.
Профилактикаэкстремистской деятельности в молодежной среде — это область науки и практикисоциальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья,с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемамипедагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самихсебя.
Впоследние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируютсяразличные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многимпрофилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано снесколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей,отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определенияпредмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактикаэкстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовымиметодами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменитьпсихопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа,которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о такомнаправлении как профилактика экстремизма.
Внастоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов кпредупреждению проявлений экстремизма:
Подход,основанный на распространении информации об экстремизме и организацияхэкстремистского толка.
Данныйподход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Онбазируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и обопасности их религиозных, националистических, политических идей, приведениифактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций.Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информированиямолодежи об экстремизме.
Внастоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций,так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то чтоинформационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишьдать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программне включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи,формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают навопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
Чащевсего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее,совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасностиэкстремистских организаций должна даваться как можно более подробно ивплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.
Подход,основанный на аффективном обучении.
Воснове этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлятьнетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточноразвитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет навыражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируетсяна понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностямив определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональныефакторы риска — низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию(эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный ичужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложныхстрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открытопроявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлениичувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, дажепосредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми.Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлятьрационально своими эмоциями
Хотяданная модель и является эффективной, в современных условиях она не можетиспользоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящеевремя распространились не только на подростков с проблемной эмоциональнойсферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественнаякультура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты начрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет наформирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, некричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносятеще и определенный вред.
Подход,основанный на влиянии социальных факторов.
Данный подход базируется на понимании того, что влияниесверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождениюэкстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развитиячеловека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений инаказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированнойинтервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, илипрограммы, направленные на предотвращение возможного социального давленияэкстремистской среды.
Наиболеепопулярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальномудавлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа смолодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, длятого чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскуюдеятельность в своей школе, в своем районе.
Подход,основанный на формировании жизненных навыков
Вданном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому внем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этогонаправления составляет теория социального научения Бандуры (BanduraA., 1969). В данном контексте проблемноеповедение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем иподразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точкизрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткойдемонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительскойдисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностямсреды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненногостиля.
Исследователиэтого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четкоустанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведениимолодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненныхнавыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различнымотрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большоеколичество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модельимеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована вРоссии в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях.Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж — вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно бытькогнитивное развитие — основа осмысленного формирования собственногоповеденческого стиля.
Подход,основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской
Этот подход предполагает необходимость развитияальтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть всоциально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острыхощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым.Данное направление является попыткой развития специфической активности с цельюуменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
Например, в настоящее время все больше футбольных фанатовстановятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти кдругим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытыхплощадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками,а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд
А.Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности,альтернативной экстремистской:
1.Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями),которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
2.Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей(например, потребности в самореализации) со специфической активностью(например, занятия творчеством или спортом).
3.Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности(разнообразные хобби, клубы и т. д.).
4.Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненнойпозиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах илинеудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого рискаотклоняющегося поведения.
2.4 Исследование подростков
молодежь экстремист педагогический подросток
Для более продуманной иэффективной профилактики экстремизма необходимо выявить, откуда у подростковпоявляются такие наклонности. Связано ли это с неблагополучием в семье или этовлияние средств массовой информации? Исследовать можно как трудных подростков,стоящих на учете в детской комнате милиции, и обычных школьников 9-11 классов.Задачей опроса является выявление факторов развития экстремистских настроений,для организации более эффективной профилактики экстремизма. Для этого можнобудет использовать анкету следующего содержания:
1. Ксенофобия– это:
o боязньКсенона;
o нетерпимость(плохое, несправедливое отношение) к людям другой национальности, взглядов,вероисповедания;
o заболевание,при котором часто снятся ночные кошмары;
o боязньпотерять свою национальную культуру;
o затрудняюсьответить.
2. Толерантность– это:
o редкоезаболевание глаз;
o смирениеи непротивление злу;
o уважительноеотношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;
o процессразрушения национальных культур и замещение их однородной «попсой»;
o затрудняюсьответить.
Необходимобудет уточнить, откуда они узнали о таких понятиях.
3. Как вы считаете,националист – это тот, кто:
o нарушает правиладорожного движения за границей;
o считаетпредставителей своей национальности лучше всех других людей;
o досконально знаетсвою национальную культуру;
o пишет книги одостоинствах и недостатках представителей своей национальности;
o затрудняюсьответить.
4. Поддерживаете ливы практику милиции проверять документы на улице у людей не-славянскойвнешности?
o да, это нужноделать обязательно;
o да, нужнопроверять документы у всех подряд;
o нет, это неприемлемо ни в каких условиях;
o мне все равно;
o в некоторыхслучаях ___________________________ (каких?)
o иное__________________________________
5. Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителямкакого-либо меньшинства?
o никогда;
o да, понациональному признаку;
o да, по имущественномупризнаку;
o да, по другимпризнакам;
o затрудняюсьответить.
6. Поддерживаете ли вы организации, которые выступают противмиграции и за «Россию для русских»?
o полностьюподдерживаю и готов быть членом такой организации;
o вообще согласен,но вступать в организацию не хочу;
o не поддерживаютакую позицию
o считаю, что такиеорганизации надо запретить
7. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человекаиз-за его национальности или вероисповедания?
o да, наблюдаллично;
o да, испытал насебе;
o да, слышал отзнакомых;
o да, читал вгазете;
o да, видел потелевизору;
o нет, несталкивался;
o никогда необращал внимания.
8. По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимоеотношение к людям другой национальности и вероисповедания?
o да, и это большаяпроблема;
o да, новстречается редко и не является проблемой;
o нет, у нас ковсем относятся одинаково хорошо;
o нет, у нас ковсем относятся одинаково плохо;
o я не хочу об этомдумать;
o не знаю.
9. Какие вы испытываете чувства при виде людей другойнациональности:
o Мне все равно, необращаю внимания
o Злюсь, илипытаюсь задеть их
o Положительно,Россия многонациональна
10. Какие взаимоотношения важны между людьми в мире:
o Денежные/Экономические
o Взаимоуважение/Толерантные
o Безразличные/Отчужденные
11. Могли бы вы представить себя или своих близких в браке счеловеком другой национальности или другой вероисповедания:
o Нет, это не можетпроизойти у меня в семье.
o Почему бы и нет/не знаю
o Да, это вполневозможно
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно,что только силового противодействия со стороны государства в отношенииэкстремистских проявлений в молодежной среде недостаточно, необходимопреодоление роста радикализма и экстремизма в обществе, скоординированнаявоспитательная работа, внятная государственная молодежная политика, позволяющаянаправить политическую активность молодежи радикальных взглядов вцивилизованное, легальное русло.
Вработе мы определили основные причины экстремизма среди молодежи. Они разнообразны,они могут являться, как и политическими, так и социальными. Плохое воспитание всемье, школах так же негативно влияет на появления экстремистских идей средиподростков и молодежи. Изучили профилактическую деятельность и рассмотрелинесколько подходов для эффективной профилактике экстремизма среди молодыхэкстремистов, и молодых людей, у которых еще нет экстремистских настроений. Выборэтого подхода будет зависеть от социального работника и клиента.
ВРоссии необходимо для начала развить институт социальной работы до должногоуровня, чтобы проводить профилактику в таком новом ключе как экстремизм.Необходимо создавать условия для социальной востребованности молодых людей,уделять особое внимание проблемным группам, разработать эффективный комплексмер по предотвращению распространения экстремистских и радикалистскихнастроений в молодежной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральныйзакон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистскойдеятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
2. Dr. Peter T. Coleman and Dr. AndreaBartoli/ AddressingExtremism
3. АбдулатиповР.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, №2 с.74.
4. АнтонянЮ.М. Экстремизм и его причины / Ю.М. Антонян.- М: Логос, 2010. – 288с.-ISBN: 978-5-98704-502-2.
5. ВитюкВ.В, Эфиров С. А. «Левый» терроризм на Западе: история исовременность / В. В. Витюк, С. А. Эфиров; Отв. ред. Г. В. Осипов; АН СССР,Ин-т социол. исслед., М. Наука 1987 с .315
6. Власов,В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. — М.: Изд-во РАГС,2003. — 175с./>/>/>7. ДядиченкоЕ.А./ Профилактика экстремизма и терроризма в педагогическом процессе. Доступ через scienceport.ru/content/profilaktika-ekstremizma-terrorizma-pedagogicheskom-protsesse

8. Красинский,В.В. Об основных проблемах применения Федерального закона «Опротиводействии экстремистской деятельности» / В.В. Красинский // Закон иправо. — 2003. — № 8. — С.22-31
9. Кромин,А. Российская молодежь: проблемы и решения / А. Кромин // ОБНС. -2007. — №6. — С. 25-31
10. Ксенофобия,расизм, этническая дискриминация: итоги 2006 года. — (http://antirasizm.ru/)
11. ПерепелкинГ.Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности // Правоваякультура. — Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 1 (6). — С.147-155
12. СазановаЕ. Молодежный экстремизм как социальный феномен // Экстремизм и другиекриминальные явления. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. — С.43-46
13. СаралиеваЗ.Х.Социальная работа как профессия / Под ред. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород:ННГУ, 1996. – 316 с.
14. ФазыловаТ.Ф.Философияобразования. 2010. Т. 33.№ 4. С. 309-313.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.