Реферат по предмету "Государство и право"


Роль юриста в обществе

Планработы
Введение
1. Роль юриста в обществе
2. Основа профессиональнойдеятельности юриста
3. Профессиональныенавыки юриста
4. Спецификапрофессиональной этики юристов
5. Кодекс чести судьиРоссийской Федерации
Заключение
Список литературы

Введение
Юридическая наука — однаиз старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано споявлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставленыважнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристамивыработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и всовременную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современномдемократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, чтоюридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. Всвязи с этим проблема профессиональной этики юристов становится все болееактуальной. На данный период в нашей стране специальной учебной литературы,предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики явнонедостаточно. Публикации, посвященные ее проблемам, немногочисленны и вопределенной степени не отражают современных представлений, хотя сферадеятельности юристов постоянно расширяется. Поэтому нарастает необходимостьвключения основ профессиональной этики в программу учебного курса юридическихвузов.

1. Рольюриста в обществе
Правоваякультура людей, объединенных в социальные общности, — явление во многомобъективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов:социально-экономических, политических, этнических, психологических,культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознаниялюдей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.
Наоборот,правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается всистематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивномсоциальном развитии. В связи с этим, основной задачей юристов являетсяразрешение конфликтных ситуаций в обществе и участие в правовом воспитанииграждан.
Правовоевоспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественныхорганизаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта: систематическоевоздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенныхпозитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающихсоблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Юристыприобщают людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободахличности, выработке у граждан устойчивой ориентации на законопослушноеповедение.
Всвязи с этим на Министерство юстиции возложена координация деятельностиминистерств и других центральных и местных органов исполнительной власти,предприятий, учреждений и организаций в отношении правового воспитаниянаселения, осуществляет методическое обеспечение этого образования,формирование у граждан правового мировоззрения.
Поинициативе управлений юстиции большинство областных и районных государственныхадминистраций утвердили региональные программы правообразовательнойдеятельности. Значительное внимание уделяют правовой тематике средства массовойинформации.
Заданиеюристов заключается в том, чтобы шире и убедительней освещать деятельностьорганов юстиции и судов, показывать их роль в построении правового государства,способствовать повышению авторитета органов правосудия, разъяснять новыезаконы, чтобы каждый гражданин был ознакомлен со своими правами иобязанностями.
2. Основапрофессиональной деятельности юриста
Деятельность судьи,следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являютсядолжностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия.Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов граждан, общества игосударства от различных посягательств и в своем служебном общении с другимилюдьми представляют государственную власть. Поэтому профессиональнаядеятельность этих лиц должна соответствовать нормам и принципам морали, охранеавторитета государственной власти и ее представителей.
Выполнениегосударственных обязанностей требует от представителей власти повышенногочувства долга. Люди, решающие судьбы других людей, должны обладать развитымчувством ответственности за свои решения, действия и поступки.
Реализуя правовое инравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркиваяединство законности и справедливости, Строгович М.С. писал, что всякое решение,принимаемое органами государства, «должно быть законно и справедливо; болеетого, законным может быть только справедливое решение, несправедливость неможет быть законной».
Всякое решение илидействие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, будетсоответствовать нравственным нормам, на которых основывается закон. Отступлениеот закона, обход его, искаженное или превратное толкование и применение — безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали,профессиональной этики юристов.
Независимость иподчинение только закону образуют важнейшее требование, предъявляемоеКонституцией РФ к судьям, прокурорам и следователям. Здесь к юристам всегдапредъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в ролиблюстителей законности, они должны показывать образец ее неукоснительногособлюдения. нарушения закона его защитниками подрывает веру в незыблемость иавторитет права.
Особенностьюпрофессиональной этики юриста является гласность ее осуществления илирезультатов, контроль общественности, оценка ею справедливости, нравственностиили безнравственности деятельности профессиональных участниковсудопроизводства. Конституция РФ устанавливает, что разбирательство дел во всехсудах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично.
3. Профессиональныенавыки юриста
Перечень дисциплин,изучаемых в юридическом вузе, определяется государственным образовательнымстандартом, который устанавливает обязательный минимум содержанияпрофессиональной образовательной программы по направлению «юриспруденция». Дляэтого введено распределение изучаемых дисциплин по нескольким циклам: общиегуманитарные и социально-экономические дисциплины; общепрофессиональные обязательныедисциплины; специальные дисциплины, устанавливаемые вузом по выбору студента;специальные дисциплины, устанавливаемые вузом; дополнительные виды подготовки;факультативные дисциплины.
В специализированнуюпрофессиональную подготовку юристов включаются дополнительные дисциплины,отражающие специфику будущей сферы деятельности. Например, административная иоперативно- розыскная деятельность милиции, психология работы с отдельнымигруппами населения, либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств,зарубежному праву и т.д.
Таким образом, юристполучает необходимую подготовку, достаточную для того, чтобы он мог послеполучения государственного диплома работать в суде, прокуратуре, органахвнутренних дел, различных следственных аппаратах, нотариате, адвокатуре,правовых фирмах, юридических отделах предприятий и учреждений, в органахгосударственного аппарата и во всех структурах, где используютсяпрофессиональные юридические знания.
Различия междунаправлениями профессиональной юридической подготовки определяются главнымобразом по таким критериям:
Больше теоретическойглубины и эрудиции либо больше практических навыков (оптимально сочетать этикачества);
Равная подготовка кразличным видам работы и к работе на различных должностях либо углубленнаяподготовка к одной работе (следователь, адвокат и пр.);
Ориентация надеятельность юриста в государственных органах либо ориентация на деятельность вкоммерческих или некоммерческих негосударственных органах;
С уклоном кобщетеоретическим гуманитарным дисциплинам либо к отраслевым юридическимдисциплинам, преимущественно практической направленности;
Ориентация на научную илипреподавательскую деятельность либо на практическую работу.
Юрист по образованию вРоссии рассматривается как специалист, получивший полный набор юридическихзнаний. Это так называемый общий юрист, который по характеру образованияпредназначен к выполнению любой работы, признаваемой юридической и к выполнениюмногих иных видов деятельности, которые по своему содержанию не являются юридическими,но близки к ней. Более узкие специализированные направления могут иметь своиособенности, но во всех случаях юрист – это лицо, получившее соответствующееобразование и обладающее правом занимать определенные должности.
4. Спецификапрофессиональной этики юристов
Юридическая этика – этопрофессиональная этика, которая является практическим выражением и воплощениемэтики права у профессионала. Необходимо различать эти два понятия.
Юридическая этикаобусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями егонравственного и социального положения. Для нее характерна особо тесная связьправовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.
Субъектом юридическойэтики является специалист, непосредственно реализующий в профессиональнойпрактике свое отношение к законотворческой и правоприменительнойинституциональной деятельности. Закон может быть использован по-разному: этоотносится не к закону, а к юристу, который по-своему его толкует и применяет.
 У субъекта правовойэтики на первое место выходит ценностное отношение к праву; его роль внормативном правотворчестве минимальна и очень опосредована.
У субъекта юридическойэтики на первом месте знание нормативных документов и умение их практическиприменить. При этом у специалиста знание может не совпадать с внутреннейнравственной оценкой нормы закона. В этом случае возникает внутриличностныйконфликт между человеческой позицией и позицией специалиста. Поскольку сферапрофессиональной деятельности юриста очень широка, то нравственно-правоваяпозиция и должностная юридическая находятся в постоянном взаимовлиянии,принуждая совершать трудный нравственный выбор.
Итак, предметомюридической этики является отношение специалиста, профессионала к смыслу иценностям права, законодательных норм, правил и реализация этого отношения впрофессиональной деятельности.
Юридическая этика –меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самогочеловека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридическойпрофессии, которая имеет тенденцию к расширению, внедрению в иные видыпрофессиональной деятельности.
Таким образом,профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи ивзаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового инравственного сознания.
Соотнесите понятия«мораль» и «право»
Социальные нормы – этоправила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей идеятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Мораль – один из основныхспособов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая формаобщественного сознания и вид общественных отношений; предмет специальногоизучения этики.
Мораль регулируетповедение и сознание человека во всех сферах общественной жизни: в труде, быту,политике, науке, в семейных, личных, внутригрупповых и международныхотношениях, в отношениях человека с природой. Принципы морали имеютспециально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себето общее и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования исоставляет ценностный базис общества, культуру межчеловеческих взаимоотношений.
Мораль отражает целостнуюсистему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное пониманиесущности общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие вданный момент права и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общихпринципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение можетнаходиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни.
В реальности нормыобщечеловеческой нравственности никогда не исполняются целиком, безоговорочново всех случаях без исключения.
В морали оцениваются нетолько практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. Всвязи с этим в моральной регуляции важна способность личности самостоятельнобез повседневного внешнего контроля, определять и направлять свою линиюповедения в обществе.
Право, как и государство,является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно-организованномобществе как основной регулятор общественных отношений.
Право – это система норми правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы вспециальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силойгосударственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинстваобщества, либо определенных его слоев.
Признаками праваявляются: общеобязательная нормативность, выражение норм в законах или другихнормативно-правовых актах, признаваемых государством; право действует черездозволения, через субъективное право; право обеспечивается государственнойвластью, которая участвует в правообразовании, в охране права.
К числу общесоциальныхфункций права относятся культурно-историческая, воспитательная, социальногоконтроля, информационно-ориентирующая, и оценочная. Каждая функция, каждаянорма права несет в себе элемент нравственности.
Право выполняетнравственно-информационную функцию, закрепляя в своей системе норм всенравственные ценности общества, в том числе, права и свободы граждан, ихобщественные формирования. Право выполняет и нравственно-стимулирующую функцию,указывая пути, средства совершенствования нравственных качеств. каждая правоваянорма направлена на достижение нравственных целей права, на реализацию функций.
История развитияцивилизации свидетельствует, что мораль и право как составные части культурыобщества органически связаны друг с другом. Соотношение морали и права – одиниз ключевых вопросов в этике.
Мораль и правовзаимообусловлены, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулированииобщественных отношений. Это объясняется тем, что правовые законы воплощают всебе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами,законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требованияобщества. Правовая система государственно организованного общества закрепляетжизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культурунаселения страны. Нравственная основа права является важной составной величинойобщей регулятивной потенции права.
Право и мораль имеютобщие черты и свойства, которые вытекают из содержания в культуре и права иморали, а также проявления права и морали в ценностных Фомах сознания, ихнормативном содержании и в функциях регуляторов поведения людей. Право и моральосновываются на общих социальных, экономических, политических условиях жизниобщества, служат общей цели – согласованию интересов общества и личности,обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественногопорядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованногообщества, исходит из общности социально-экономических интересов, культурыобщества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Отличие норм права отнорм морали в том, что исполнение норм права обеспечивается мерами принужденияс помощью специального аппарата принуждения. Требования же моралиподдерживаются силой общепринятых обычаев, общественным мнением, убежденностьюиндивидов. Моральная санкция выносится мерами духовного воздействия неотдельными людьми, наделенными для этого полномочиями, а всем коллективом,социальной группой, обществом. Право носит принудительный характер, а нормыморали живут в общественном сознании. Большая часть общественных отношенийрегулируется одновременно нормами права и морали, так как правовая норма вподавляющей части соответствует нравственной норме. Несоответствие междутребованиями закона и нравственности объясняется несовершенствомзаконодательства и его практическим осуществлением, а также требованиями обществаи личной совести человека С помощью права государство добивается утверждения всознании граждан общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется снесправедливостью, злом и пороками.
Воздействуя на правовуюжизнь общества, мораль в свою очередь способствует укреплению общественногопорядка. Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но невсякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторыхслучаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм идогм и наоборот.
 Культура процессуальногодокумента
Юридический документ всегдаоблекается в письменную форму. В юриспруденции, в дипломатических отношениях, всфере экономики, в делопроизводстве управления используется самостоятельныйстиль языка, называемый официально-деловым и официально-документальным.Официально-деловой стиль относится к устной речи, а официально-документальный кписьменной. Основными стилевыми чертами являются: официальные суждения,высказывания, конкретность, бесстрастность, сжатость и компактность изложения,стандартное расположение материала и обязательность формы, экономноеиспользование языковых средств. К характерным особенностям официального стиляотносятся: широкое использование номинативных предложений с перечислением,наличие особой фразеологии, многочисленных речевых стандартов – юридическихтерминов, клише, употребление сложных синтаксических конструкций, отглагольныхсуществительных, отсутствие стилистически окрашенных речевых средств.
Цель юридическогодокумента – сообщить адресату информацию, несущую для него практическуюценность и помочь принять на ее основе соответствующее решение. Юридическийдокумент предписывает субъектам права определенное поведение, формулируеттребования, общеобязательные предписания. Таким образом под культуройпроцессуального документа понимается использование в правовых актах языковыхсредств официально-делового стиля.
5. Кодексчести судьи Российской Федерации
Одним из реальных плодовРоссийской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителейсудебной власти. Совет судей РФ 21 октября 1993г. принял документ, которыйназывается «Кодекс чести судьи Российской Федерации», который устанавливаетправила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности,обязательные для каждого судьи Российской Федерации независимо от занимаемойдолжности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих званиесудьи и принадлежность к судейскому сообществу.
Кодекс акцентируетвнимание именно на чести судьи. Он исходит из признания особого отношения ксудье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральнаяценность личности связана с общественным положением человека, представляющегосудебную власть, достоинством людей этой профессии.
Социальное значениесоблюдения нравственных норм судьями должно способствовать утверждению вобществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Онне вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам илиинтересам других лиц. Таким образом, высоконравственная деятельность судьи иего положительные моральные качества рассматриваются как необходимые условия ипредпосылки доверия общества к судебной власти, веры в ее справедливость.
Сохранение личногодостоинства в процессе исполнения профессиональных обязанностей и за егопределами – обязанность судьи. Это предполагает также и уважение достоинствадругих лиц, недопустимость их унижения в любой ситуации.
Судья, посвятивший себяделу правосудия, наделенный ответственными полномочиями, сосредоточивает своинравственные и душевные силы на служении правде и справедливости. Все другиеего занятия имеют второстепенное значение.
Судья должен бытьсвободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой егодеятельности. Судьям запрещается делать публичные заявления, комментарии,выступать в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления всилу постановлений, принятых по ним.
В Кодексе чести судьиРоссийской Федерации впервые говорится о профессиональной тайне судьи. Судьяобязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходеисполнения своих обязанностей. Это информация о прохождении уголовных дел ираспределении обязанностей между судьями, о трудностях в решении правовых иорганизационных вопросов в связи с тем или иным делом. Кроме того, судья припроизводстве по делу может стать обладателем государственной, военной,коммерческой тайны, сведений, составляющих врачебную тайну или касающихся техили иных лиц. Гласность судопроизводства не освобождает судью от обязанности неразглашать такого рода информацию.
Кодекс запрещает судьеличные, финансовые и деловые связи, которые могут отрицательно сказаться на егорепутации и профессиональной деятельности. Внеслужебная деятельность судьи недолжна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности.
В личной жизни от судьитребуется скромность, умеренность, порядочность. Он должен проявлять заботу овоспитании членов семьи, соблюдении ими нравственных норм.

Заключение
Формирование у будущихспециалистов юридической профессии морально-этических навыков следует начинатьна ранней стадии обучения, поскольку каждый индивид воспитан в соответствии сосвоим социальным положением. А профессия юриста предполагает наличие значительныхполномочий, что может отрицательно сказаться на человеке с неустойчивымиморальными принципами.
Юридическая этика –меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самогочеловека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридическойпрофессии, поэтому важно в процессе обучения обращать внимание на этическиеаспекты.
В этом случае большоезначение имеет преподавание специальной дисциплины, которая была бы направленана освящение всех тонкостей и трудностей юридической профессии с точки зрениянравственности.
Важная социальная рольюриста в правовом государстве предъявляет к нему высокие профессиональные иморально-этические требования. Для того, чтобы отвечать этим высокимтребованиям, каждый, избравший в качестве профессии юридическую деятельность,должен настойчиво овладевать юридическими знаниями, постоянно повышать свойкультурный и профессиональный уровень, чтобы полностью отвечать современнымтребованиям и высокому предназначению юридической профессии в жизни общества.
В силу характера своейпрофессиональной деятельности юрист должен обладать не только глубокимиюридическими знаниями, но и высокой правовой культурой, профессиональной этикойи эстетикой.
Профессия юриста являетсяодной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Еероль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующегозначения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важнымусловием для осуществления многих функций государства. Профессии юристапринадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ееправа, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных ииных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость,гуманность, законность, правопорядок.
Юристы не толькоучаствуют в реализации права. Они вносят свой вклад в развитиезаконодательства, в совершенствование правового регулирования общественныхотношений, складывающихся в социальной сфере, в укрепление правопорядка. Юристыразрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и направляют ихв компетентные органы, участвуют в работе правотворческих органов, готовятпроекты законов и других юридических актов, дают заключения и отзывы на проектынормативных актов.
Итак, миссия юристовзаключается в служении людям, обществу, в том, чтобы обеспечить в обществеорганизованность, дисциплину и такой правопорядок, который базируется наначалах справедливости, гуманизма и правды.
Для успешного выполненияпрофессиональных обязанностей юристы должны в совершенстве овладеватьюридическими знаниями и навыками практической работы. Это достигается путемизучения комплекса специальных наук о праве и юридической практикой.
Юридическая профессиятребует от личности объективности, обладания чувством справедливости,сострадания, личной безупречности. Работа юриста связана с правовым разрешениемвозникающих в жизни ситуаций, с защитой прав и законных интересов личности,общества и государства. Юристу по роду работы приходится подводить конкретныйжизненный случай под конкретную норму. Для этого от него требуется не тольковысокая профессиональная компетентность, но и гражданская жизненная позиция,которая имеет большое значение в социальной оценке фактов, событий, имеющихюридическое значение при выборе вида и меры принудительного воздействия.
Ему приходитсясоприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в их сложныедушевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческимистрастями, вторгаться в духовный мир человека, выступать в роли арбитра,педагога-воспитателя. В связи с этим в правовой работе многое зависит отличностных качеств юриста, от педагогических способностей, от уменияустанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ общейпсихологии и одной из ее отраслей – юридической психологии. От юриста требуетсяумение действовать в чрезвычайных условиях и сохранять при этом эмоциональнуюустойчивость к восприятию негативных явлений.
К профессии юриста, также как и к любой другой профессии, предъявляются личностные и квалификационныетребования. Это значит, что юрист должен обладать необходимым комплексомличностных качеств и объемом профессиональных знаний, умений и навыков. К общимпрофессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладаниеглубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым иэкономическим мышлением, способностью разбираться в политических течениях игосударственной политике; знание действующего законодательства; умениеприменять знания в своей практической профессиональной деятельности; владениепрактическими навыками по специальности. Юрист также должен обладать высокойобщей и профессиональной культурой, знать и умело применять методы управления,воздействия на людей; уметь вести правовую пропаганду и воспитательную работусреди населения; владеть методами научной организации труда; постоянно повышатьсвою квалификацию; уметь работать в условиях развития рыночных отношений.
Юрист должен обладатьнавыками по составлению и оформлению юридических и иных служебных документов,использованию и применению криминалистической, специальной, компьютерной иорганизационной техники, а также навыками публичных выступлений, проведениявстреч, бесед и других форм общения с населением.
К юристу помимо общихтребований к знаниям, умениям и навыкам, предъявляются специальные требования,обусловленные особенностями работы в различных аппаратах и службах. От юристатребуется умение оперативно, четко и решительно действовать в нетипичныхситуациях, экстремальных условиях, быстро переключаться с одного вида работы надругой, пользоваться специальными средствами.

Списокиспользованной литературы
 
1. Конституция.
2. Кодекс чести судьи РФ.
3. Букреев В.И., РимскаяИ.Н. Этика права. М., 2000.
4. Жалинский А.Э.Профессиональная деятельность юристов. М., 1997.
5. Кобликов А.С.Юридическая этика. М., 2004.
6. Проблемы судебнойэтики/ Под ред. М.С. Строговича. М.,2002.
7. Российский судья 2000.№1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.