Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой режим земель обороны

Введение
Анализ понятия «правовой режим земель промышленности, транспортаобороны и иного назначения» имеет принципиальное значение для уяснения техправовых рычагов, с помощью которых земельное законодательство регулируетширокий спектр земельных отношений. Использование данной правовой категориипозволяет выявить сущность всего земельного права, поскольку именно понятие «правовойрежим земель промышленности, транспорта обороны и иного назначения» отражаетособый характер правового регулирования использования и охраны земельныхресурсов
Вопрос о том, в чем заключается значение данного понятия, каково егосодержание, остается недостаточно выясненным. С одной стороны, вопрос осущности правового режима земель подвергался исследованию очень многими специалистамив области земельного права. С другой стороны, имеется также довольно большоечисло работ, специально посвященных правовому режиму соответствующих категорийили видов земель. Тем не менее в подавляющем большинстве этих работ суть именноэтого понятия специально не затрагивалась, хотя содержание исследованийсводилось в конечном счете к изучению правового режима земель.
Регулирование правового режима земельобороны является комплексным и включает в себя нормативные предписания целогоряда отраслей законодательства. В открытой отечественной юридической литературеправовой режим земель обороны глубоко не изучался.
Отсутствие современных научныхисследований, посвященных землям обороны и безопасности, постоянное обновлениезаконодательства о недвижимости, продолжающаяся земельная реформа, потребностипрактической деятельности Вооруженных Сил Республики Беларусь, воинскихформирований, организаций и органов, обеспечивающих обороноспособность ибезопасность страны, общегосударственная значимость земель обороны ибезопасности определяют актуальность представленной работы.
Как представляется, изучение правового режима этих земель позволитвыявить пробелы правового регулирования земельных отношений, содержаниемкоторых выступают правомочия по поводу земель обороны и безопасности, а такжебудет способствовать дальнейшей разработке теоретических и правовых основземельного права и смежных отраслей, имеющих отношение к рассматриваемойпроблематике.
Цель данной работы заключается в выявлении основных особенностейправового режима земель обороны. Достижение указанной цели предполагает решениеследующих задача:
— показать порядок управления землями обороны;
— изучить нормативно-правовое регулирование рациональногоиспользования земель обороны.
— рассмотреть порядок предоставления и изъятия земель обороны.

1. Порядокуправления землями обороны
Правовой режим земель обороны — это система правовых норм,определяющих целевое назначение, порядок использования и управления,оборотоспособность, субъективные права, юридические обязанности иответственность участников земельных правоотношений, правовую охрану имониторинг земель обороны и безопасности [10, c. 19].
В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23июля 2008 г. № 425-З (далее – Кодекс о земле), земли обороны и безопасностирассматриваются в качестве самостоятельного вида земель (субкатегории) изсостава категории земель промышленности и иного специального назначения.
Данная статья устанавливает, что к землям промышленности,транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельныеучастки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта,связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственныхтаможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организацийВооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формированийРеспублики Беларусь, иных объектов.
Законодательство содержит довольно расплывчатые признаки, которымихарактеризуется данная категория земель. Из названия категории усматривается,что она предназначена для несельскохозяйственных целей. Перечислить все нужды,для которых предоставляются указанные земли, невозможно, поэтому назначениеэтих земель имеет некоторую неопределенность.
Определение несельскохозяйственных целей, для которыхпредоставляются эти земли, нужно понимать ограничительно, так как имеются идругие категории земель, имеющие несельскохозяйственную направленность. Даннаякатегория рассматривает несельскохозяйственные земли в узком значении, связываяих с выполняемыми юридическими и физическими лицами задачами. Можнопредположить, что в понятие «задачи» входят уставные цели деятельностиюридических лиц. В отношении граждан специальные нужды можно связывать сосуществлением их предпринимательской деятельности.
Понятие земель специальногонесельскохозяйственного назначения, которое употреблялось в советскомзаконодательстве для обозначения этой категории, более определенно указывало наее назначение, связанное с осуществлением специальных задач. Закон раскрываетсодержание специальных задач примерным перечнем. Но при этом не указывается накритерий, по которому определяются эти нужды — экономический, социальный идругие.
Как отмечалось в юридическойлитературе, общее целевое назначение этих земель выражается в создании условийдля размещения и эксплуатации на этих землях различных объектовнесельскохозяйственного назначения [15, c. 68].
Эти земли служат пространственнымбазисом для размещения несельскохозяйственных объектов, которые предназначены ииспользуются для специальных видов деятельности, в данном случае для размещенияоборонных объектов.
Включение земель обороны в категориюземель для несельскохозяйственных целей показывает, что не только экономическиецели деятельности могут учитываться при формировании этой категории.Обособленные виды деятельности, для осуществления которых выделяются отдельныевиды земель данной категории, определяются специальным законодательством.Земельное законодательство следует уже сложившейся структуре хозяйственной ииной деятельности.
Из Закона Республики Беларусь «Обобороне» от 3 ноября 1992 г. видно, что для размещения и содержаниястационарных военных объектов и объектов оборонного сектора экономикивыделяются специальные земли.
Землями для нужд обороны являютсяземли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковыхчастей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организацийВооруженных Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.
Воинские части вправе предоставлятьво временное пользование колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским)хозяйствам земли полигонов, аэродромов, другие участки для сенокошения, выпасаскота и посевов сельскохозяйственных культур, для лесохозяйственных целей.
Земли обороны запрещено передавать впользование гражданам, даже военнослужащим.
Как и другим землепользователям,воинским частям предоставлено право использовать имеющиеся на земельном участкеобщераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты,а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Они вправе возводитьжилые, производственные и иные строения и сооружения.
Правовой режим земель обороныотличает то, что не только на смежных с ними земельных участках, но и на самихэтих землях могут быть установлены особые (запретные) зоны. Границы внутреннихзапретных зон устанавливаются Министерством обороны и командованием воинскихчастей. Ограничения использования этих земель связаны с установлением особогорежима посещения указанных территорий, запрета нахождения на них как граждан,так и военнослужащих, не обслуживающих военные и оборонные объекты.
Кроме прав, на воинские части идругих землепользователей возлагаются обязанности по уходу за землями, строгоЦелевому их использованию.
Составной частью земель обороныявляются земли пограничных войск. Этим воинским формированиям предоставляютсяземельные участки для размещения военных городков и специальных объектов.
Таким образом, устойчивымквалификационным признаком этих земель служат специальные задачи, для которыхони предназначены. В земельном законодательстве также закреплен такой признак,как расположение этих земель за пределами населенных пунктов.
Территориальное расположение этихземель в законодательстве Республики Беларусь определено достаточно четко.Включение аналогичного вида земель в состав земель населенных пунктовпоказывает, что они могут располагаться как в границах, так и за пределаминаселенных пунктов.
При нахождении этих земель в пределахнаселенных пунктов их правовой режим будет подчинен градостроительнымтребованиям развития населенного пункта.
Правовой режим земель обороны имеетряд общих черт с иными землями, входящими в данную категорию, однако есть исущественные отличия.
Во-первых, земли обороны отличаетстрого целевой характер использования.
Во-вторых, для обороны землипредоставляются как в постоянное, так и во временное пользование. Согласно ст.20 Закона Республики Беларусь об обороне от 3 ноября 1992 г., дляразмещения и содержания военных объектов выделяются в постоянное или временноепользование земли, леса, предоставляются другие природные и производственныересурсы без взимания соответствующих налогов и платежей. В ст. 12 указано, что органы местного управленияобеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формированийв материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по ихзаказам, выделяют для нужд обороны земельные участки.
Так, для проведения учений, маневров,передислокации воинских частей и соединений земельные участки у землевладельцеви землепользователей, на территории которых осуществляются указанные действия,не изымаются. После окончания использования данных земель войсковые части,военные учебные заведения и другие воинские формирования обязаны привести их всостояние, пригодное для использования по назначению, и возместить убыткиземлевладельцам и землепользователям.
В-третьих, земли, предоставленные длянужд обороны, разнообразны по составу. Часть из них составляют лесные площади.В состав земель обороны включаются сельскохозяйственные угодья. Онииспользуются для создания подсобных хозяйств, других хозяйственных целей.
В последние годы усилилась рольконтроля за использованием и охраной вышеуказанных земель. Его осуществляютместные исполнительные и распорядительные органы.
Кроме того, воинские подразделениясами устанавливают внутреннюю структуру земель, регламентируют ихиспользование, никто не может вмешиваться в их деятельность. В составпограничной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащаяРеспублике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов ирасположенные в этих водах острова.
Воинские части как субъектыпользования вправе возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения.Они вправе использовать имеющиеся на участках общераспространенные полезныеископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты. Земли обороны могут бытьпредоставлены во временное пользование юридическим лицам, в том числефермерским хозяйствам, для сенокошения, выпаса скота, иных сельскохозяйственныхи ле-сохозяйственных целей. Но земли обороны запрещено передавать в пользованиегражданам.
При государственной регистрацииземлепользовании войсковых частей предоставляются сведения лишь о размерах ивнешних границах земельных участков, без раскрытия их внутренней структуры. Наземлях, предоставленных для нужд обороны, а также на смежных с ними земляхмогут быть установлены запретные зоны, имеющие особый правовой режим.
Запретные зоны в пределах участков (внутренниезоны) устанавливаются командованием воинских частей и Министерством обороны,которое определяет обязательный для всех режим этих зон (запрещение прохода ипроезда для посторонних либо разрешение для определенного круга лиц).
Запретные зоны на смежных землях(внешние зоны) могут быть установлены по решению соответствующегоисполнительного и распорядительного органа. Территории внешних запретных зон неизымаются у землепользователей, но используются с соблюдением специальногорежима (например, может запрещаться производство строительных работ, рубкадеревьев, кустарников, разработка полезных ископаемых).
Пограничная зона устанавливается, какправило, в пределах прилегающей к Государственной границе Республики Беларусьтерритории населенного пункта. В состав пограничной зоны (там, где онаустанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть водпограничных рек, озер и иных водоемов и расположенных в этих водах островов.
Пограничная полоса устанавливаетсянепосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь на еесухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водоемов сучетом местных особенностей. В пограничную полосу не включаются населенныепункты и места массового отдыха местного населения. (ст. 19 Закона оГосударственной границе Республики Беларусь).
Не допускается размещение на земляхпограничной полосы и пограничной зоны психоневрологических диспансеров(больниц) и учреждений исполнения наказаний. Охота в пограничной полосезапрещена. Выпас скота в пограничной полосе производится в отведенных для этогоместах при наличии нормальной эпизоотической обстановки как на прилегающей кГосударственной границе Республики Беларусь, так и на сопредельной территории.Юридические лица и граждане, осуществляющие выпас скота, огораживают территорииэтих пастбищ.
 
2. Нормативно-правовоерегулирование рационального использования земель обороны
земля оборонаиспользование изъятие
Земли обороны находятся в ведении Министерстваобороны Республики Беларусь. Правовые формы использования земель этой категорииразнообразны, хотя и содержат определенные ограничения. Так, право пожизненногонаследуемого владения землей не может быть применимо к данной категории земель,так как не связывается с выполнением специальных задач. Право землепользованияможет осуществляться в разнообразных формах, которые зависят от целей ихарактера использования земельных участков, правоспособности землепользователяи других обстоятельств.
Как было сказано выше, согласно ст.20 Закона Республики Беларусь об обороне от 3 ноября 1992 г., земельные участкимогут предоставляться на следующих условиях:
а) постоянного пользования — дляуставных целей, которые носят постоянный, длительный характер;
б) временного пользования — длястроительства линейных сооружений и других объектов, не требующих длительногозанятия постоянного земельного участка.
В целях обеспечения зашиты и охраныГосударственной границы Республики Беларусь земельные полосы или участки дляобустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений,пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска черезГосударственную границу Республики Беларусь и других объектов отводятся впостоянное пользование. Право постоянного пользования земельным участкомозначает обеспеченную законом возможность бессрочного, безвозмездногопользования чужим земельным участком, находящимся в государственнойсобственности, в пределах, установленных законом, иными правовыми актами иактом о предоставлении земельного участка в пользование. Нормы отвода земельныхполос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраныГосударственной границы Республики Беларусь, порядок их использования, включаяособенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяютсязаконодательством Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 21июля 2008 г. № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь»устанавливается,
Местные исполнительные и распорядительные органы в области государственнойпограничной политики на подведомственной территории предоставляют вустановленном порядке органам пограничной службы в постоянное безвозмездноепользование земельные участки, необходимые для охраны Государственной границы,если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, осуществляют контрольза их использованием.
Пограничные органы в пределахприграничной территории имеют право находиться на любых участках местности ипередвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать отвладельцев, пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения местдля передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащемсостоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия. Посмыслу положений закопав данном случае речь не идет об установлении сервитутов,поскольку возможность ограниченного пользования земельным участком допускаетсятолько в отношении собственников земли.
В целях недопущения переноса заразныхболезней через Государственную границу могут быть запрещены пли ограниченысодержание и выпас скота в полисе местности (карантинной полосе) вдольГосударственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ееограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Министерством сельскогохозяйства Республики Беларусь или по его поручению органами ветеринарногонадзора Республики Беларусь.
Для размещения объектов поразработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения,переработке радиоактивных, других материалов, военных и иных объектов взакрытых административно-территориальных образованиях земельные участкипредоставляются в постоянное (бессрочное) пользование ил и в аренду.
Действующее законодательствопредусматривает специальные требования к размещению и эксплуатации объектов похранению и уничтожению химического оружия. Вокруг объектов по хранениюхимического оружия и объектов по уничтожению химического оружия устанавливаютсязоны защитных мероприятий, в пределах которых осуществляется специальныйкомплекс защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной ииндивидуальной защиты граждан, зашиты окружающей среды от возможноговоздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.Специальный комплекс защитных мероприятий определяется планами действий попредупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ похранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации ихпоследствий, разрабатываемыми для каждого объекта отдельно [5].
Расчет площади зоны защитныхмероприятий, устанавливаемой вокруг объектов, осуществляется, как правило, наэтапе проектирования этих объектов согласно методике определения площади зонызащитных мероприятий, утвержденной Министерством обороны Республики Беларусь посогласованию с заинтересованными органами исполнительной власти. На основаниирассчитанных значений площади зоны защитных мероприятий осуществляетсяопределение ее границ на местности.
В случае если расчетное значениеплощади зоны защитных мероприятий окажется менее размера санитарно-защитнойзоны, принятой для конкретного объекта, зона защитных мероприятийустанавливается по границе санитарно-защитной зоны. При прохождении границызоны защитных мероприятий через административные границы населенного пункта(село, район, город и т.д.) этот пункт полностью включается в зону защитныхмероприятий.
Принципиальное значение дляобороноспособности и безопасности государства имеет вопрос о правосубъектностииностранных граждан и организаций в отношении земельных участков из составаземель обороны и безопасности.
Действующее законодательствопозволяет иностранным субъектам обладать правом собственности на земельныеучастки. Согласно ст. 12 Кодекса о земле, земельные участки могутнаходиться в частной собственности граждан Республики Беларусь,негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственностииностранных государств, международных организаций. Земельные участки могутнаходиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства,являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследствуземельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, еслииное не установлено законодательными актами [1].
Статья 13 Кодекса о земле уточняет, что не подлежат предоставлению вчастную собственность, собственность иностранных государств, международныхорганизаций земельные участки на которых расположены объекты недвижимогоимущества, находящиеся только в государственной собственности.
Других ограничений прав иностранныхсубъектов на земельные участки обороны и безопасности не предусмотрено.
Необходимо отличать земли обороны отземель (территорий), временно используемых для проведения учений и другихмероприятий, связанных с нуждами обороны. Временно используемые для нуждобороны земельные участки у собственников земельных участков,землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков неизымаются. Использование этих земель осуществляется в соответствии с порядком,установленным для проведения изыскательских работ, а также для зон с особымиусловиями использования.
Как уже отмечалось, земли,предоставленные воинским частям, могут также использоваться для производствасельскохозяйственной продукции и обеспечения питанием личного состава(подсобные хозяйства воинских частей). В этом случае на них распространяетсярежим использования земель сельскохозяйственного назначения.
Важным элементом правосубъектностиучастников правоотношений, возникающих по поводу земельных участков обороны ибезопасности, является ответственность землепользователей и арендаторов занарушение норм земельного законодательства. Должностные лица и граждане,совершившие земельные правонарушения, несут административную, дисциплинарную,материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организациимогут быть привлечены к административной и гражданско-правовой ответственности.
Статьи 15.11. 15.12. 15.13. 23.41., 23.42. 23.80. Кодекса об административных правонарушениях РБ устанавливаютадминистративную ответственность за порчуземель, самовольное отступление от схем или проектов землеустройства,уничтожение либо повреждение межевых знаков, самовольное занятие земельных участков, нарушение порядка предоставления и изъятия земельного участка, нарушениесроков возврата временно занимаемых земельных участков. Привлечение виновных лиц к ответственности неосвобождает их от гражданско-правовой обязанности возместить в полном объемевред, причиненный в результате земельного правонарушения.
Уголовная ответственность занарушения земельного законодательства предусмотрена 269 Уголовного кодекса РБза порчу земли.
Следующей характерной чертойправового режима земель обороны и безопасности являются их зонирование.
Земли обороны и безопасности могутрасполагаться как за границами населенных пунктов, так и в черте поселений(земельные участки, занятые объектами обороны).
Одним из видов зон с особымиусловиями использования территорий являются зоны охраняемых объектов.
Зоны охраняемых объектовустанавливаются с целью обеспечения безопасности объектов государственнойохраны и защиты охраняемых объектов. Размер зоны охраняемых объектов и ееграницы определяются с учетом размера земельного участка, на которомрасположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и вокруг него,рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектовгосударственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельногоучастка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны недолжно превышать 1 км [13, c. 11].
В целях обеспечения безопасностихранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защитынаселения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, атакже охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенногои природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам ВооруженныхСил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и органовземельных участках могут устанавливаться запретные зоны. Назначение и порядокустановления запретных зон определяются Правительством Республики Беларусь.
Запретная зона включает территорию,непосредственно примыкающую к территории военного склада, арсенала, базы.Ширина запретной зоны от внешнего ограждения территории военного складаустанавливается: для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых ихимических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей — до 400 м; длявоенных складов вооружения и военного имущества — до 100 м. Обязательнымтребованием при установлении запретной зоны является обустройство 50-метровойпротивопожарной полосы, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территориивоенного склада, в пределах которой осуществляются вырубка деревьев икустарника и вспашка по всей ширине.
Для военных складов ракет,боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючихжидкостей устанавливается также запретный район шириной не менее 3 км отвнешнего ограждения территории военного склада [16].
Границы запретной зоны и запретногорайона утверждаются руководителями местных органов исполнительной власти РеспубликиБеларусь, на территории которых находятся военные склады, по представлениюорганов военного управления, введении которых они находятся. Границы запретнойзоны обозначаются на местности хорошо видимыми указателями. Границы запретногорайона на местности не обозначаются.
На территории запретной зонызапрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения,строительство объектов производственного, социально-бытового и иногоназначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянокавтотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельногооружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и другихмероприятий по обеспечению безопасности военного склада. На территориизапретного района запрещается строительство объектов производственного,социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных,рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу исохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимостистроительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначенияна территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случаеместными органами исполнительной власти, на территории которых находятсявоенные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведениикоторых они находятся.
На территории запретного района недопускаются устройство стрельбищ и тиров, стрельба из огнестрельного оружия, атакже проживание иностранных граждан. В воздушном пространстве над территориейзапретного района не допускаются прокладка воздушных трасс и полеты самолетов,вертолетов и других летательных аппаратов. В зависимости от местных условии взапретной зоне и запретном районе органами местного самоуправления в пределахих полномочий и по представлению начальника военного склада могутустанавливаться и иные ограничения, в том числе на транзитный проезд, причалсудов, рыболовство, охоту, купание и другие.
Необходимо также отметить особыйхарактер лесопользования на землях обороны и безопасности. Порядокиспользования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности,определяется Лесным кодексом Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 420-З.
На участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны,лесопользование должно осуществляться с учетом сохранения экологических функцийлесов. На этих участках могут быть ограничены или запрещены отдельные видылесопользования, если они не совместимы с назначением данных участков.
Проведение мероприятий по боевой подготовке войск на участкахлесного фонда, предоставленных для нужд обороны, после объявления вустановленном порядке чрезвычайной пожарной ситуации в лесах РеспубликиБеларусь запрещается.
На участках лесного фонда, предоставленных для нужд обороны, ведениелесного хозяйства осуществляется лесхозами и лесничествами, находящимися введении Министерства обороны Республики Беларусь.
Порядок ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда,предоставленных для нужд обороны, а также порядок использования, охраны, защитыи воспроизводства лесов, расположенных на этих участках, определяется настоящимКодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
По миновании надобности в участках лесного фонда, предоставленныхдля нужд обороны, они передаются в ведение специально уполномоченногореспубликанского органа государственного управления в области использования,охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в состоянии, пригодном дляосуществления лесохозяйственной и иной деятельности, в порядке, установленномнастоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
По ходатайству Министерства обороны Республики Беларусь проведениемероприятий по боевой подготовке войск может допускаться в исключительныхслучаях на участках лесного фонда, не предоставленных для нужд обороны, наосновании решения специально уполномоченного республиканского органагосударственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фондаи воспроизводства лесов, согласованного с соответствующими областнымиисполнительными и распорядительными органами и лесопользователями.
Лесопользование и ведение лесного хозяйства в пограничной зоне ипограничной полосе осуществляются в порядке, установленном настоящим Кодексом ииными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства впограничной зоне и пограничной полосе устанавливаются специально уполномоченнымреспубликанским органом государственного управления в области использования,охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию сГосударственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь.
Элементом правового режима земельобороны и безопасности выступают правовая охрана и мониторинг земель обороны ибезопасности. Охрана земель обороны и безопасности осуществляется с учетомнеобходимости рационального использования данных земель, защиты их от вредныхвоздействий, а также восстановления земель и лесного фонда, подвергшихсядеградации, загрязнению, захламлению, другим негативным воздействиям.
Мониторинг земель обороны являетсясоставной частью мониторинга земель промышленности и иного специальногоназначения. Содержание мониторинга земель обороны и безопасности включаетсистематическое наблюдение за состоянием данного вида земель, выявлениеизменений земельных участков и их оценку. Мониторинг земель осуществляетсяуполномоченным органом исполнительной власти совместно с заинтересованнымиминистерствами и ведомствами [9, c. 49].
 
3. Порядок предоставления и изъятияземель обороны
Изъятие и (или) предоставление земельных участков для размещенияважных оборонных и (или) военных объектов, дипломатических представительств,приравненных к ним представительств международных организаций и консульскихучреждений иностранных государств в Республике Беларусь, а также прираспоряжении высвобождаемым недвижимым имуществом государственными органами,имеющими воинские формирования и военизированные организации, осуществляется впорядке, установленном законодательными актами.
Порядок предоставления и изъятия земель обороны установленПоложением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным УказомПрезидента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии ипредоставлении земельных участков» [3].
Настоящим Положением определяется порядок изъятия и предоставленияземельных участков, в том числе для государственных нужд, из всех категорийземель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещногоправа на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на правозаключения договоров аренды земельных участков (далее – аукцион аренды) иаукционов по продаже земельных участков в частную собственность (далее –аукцион продажи), продления срока пользования земельными участками,предоставленными во временное пользование.
Формирование земельных участков для размещения объектов недвижимогоимущества в Республике Беларусь, за исключением г. Минска и областных центров,строительство которых предусмотрено решением Президента Республики Беларусьлибо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусьили Советом Министров Республики Беларусь, а также при продаже в установленномпорядке на аукционе недвижимого имущества, находящегося в государственнойсобственности, осуществляется в соответствии с Положением о порядкеформирования и предоставления земельных участков для размещения объектовнедвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества,находящегося в государственной собственности.
Земельные участки для строительства и обслуживания линейныхсооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связии других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этихсооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного,историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных поусловиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицамили индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду.
Изъятие и предоставление земельных участков не требуется длястроительства (реконструкции, капитального ремонта) линейных сооружений(газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и другихсооружений), осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос)этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковойрастительности. Строительство таких сооружений осуществляется на основании земельно-кадастровойдокументации, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии сутвержденной градостроительной документацией с возмещением убытков и потерьсельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеютместо).
Земельные участки предоставляются в аренду или в частнуюсобственность по результатам аукционов аренды и аукционов продажи.
Договор аренды земельного участка, заключаемый при егопредоставлении, в том числе по результатам аукциона аренды, подготавливаетсяместным исполнительным комитетом, принявшим решение о предоставлении этогоучастка, в соответствии с типовой формой, установленной Советом МинистровРеспублики Беларусь.
Средства, полученные от проведения аукционов, направляются всоответствующие местные бюджеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом,и используются на строительство (реконструкцию, ремонт) объектовинфраструктуры; финансирование работ (услуг), связанных с изъятием земельныхучастков для проведения аукционов, в том числе по государственной регистрацииэтих участков; проведение аукционов аренды и аукционов продажи.
Средства, полученные от проведения аукционов аренды длястроительства автозаправочных станций, направляются в республиканский бюджет ииспользуются для финансирования строительства и реконструкции автозаправочныхстанций на территории районов и проведения таких аукционов для строительстваавтозаправочных станций.
Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнегоземлепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее –землепользователь).
При необходимости использования земельного участка, находящегося вчастной собственности, для государственных нужд, указанных в пункте 10настоящего Положения, право частной собственности на этот участок может бытьпрекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его всобственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитетапри наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятиедля государственных нужд, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Выкуп земельного участка для государственных нужд производится поего кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном СоветомМинистров Республики Беларусь.
Размеры убытков, причиненных землепользователям изъятием у нихземельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости,устанавливаются организациями по перечню и в порядке, определяемых СоветомМинистров Республики Беларусь. Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственногопроизводства возмещаются в порядке, установленном Советом Министров РеспубликиБеларусь.
При изъятии земельного участка и сносе находящихся на немодноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений инасаждений при нем местный исполнительный комитет обеспечивает в соответствии сжилищным законодательством по выбору собственника реализацию его права напредоставление благоустроенной квартиры в собственность или строительство и(или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем,равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, перенос ивосстановление жилого дома в ином месте, получение денежной компенсации вместоизымаемого земельного участка с расположенными на нем жилым домом, инымистроениями, сооружениями, насаждениями.
В случае объективной невозможности (в том числе обусловленнойградостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенныхпунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными всоответствии с законодательством) предоставления собственнику сносимыходноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений инасаждений при нем права на строительство и (или) получение в собственностьиного жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым поблагоустройству и общей площади, либо на перенос и восстановление жилого дома вином месте, местный исполнительный комитет обязан по выбору собственникаобеспечить реализацию его иных прав, предусмотренных в части второй настоящегопункта.
Решение местного исполнительного комитета об изъятии земельногоучастка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома,иных строений, сооружений и насаждений может быть обжаловано в суд. В этомслучае выполнение решения местного исполнительного комитета приостанавливаетсядо вынесения судом соответствующего решения.
Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нуждосуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающейсреды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектовсоциальной, производственной, транспортной, инженерной и обороннойинфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализациимеждународных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплекснойтерриториальной организации Республики Беларусь, схем комплекснойтерриториальной организации областей, градостроительных проектов, генеральныхпланов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детальногопланирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также дляразмещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотренорешениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусьлибо государственными программами, утвержденными Президентом РеспубликиБеларусь или Советом Министров Республики Беларусь.
Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:предварительное согласование места размещения земельного участка длястроительства объекта; разработка проекта отвода земельного участка и принятиена его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка; установлениеграниц предоставленного земельного участка на местности, государственнаярегистрация создания земельного участка и возникновения права на него [3].

Заключение
Проведенный анализ правового режимаземель обороны позволяет выделить ряд особенностей их правового положения:
принадлежность к государственнойсобственности;
ограничения оборотоспособности;
возникновение прав участниковземельных правоотношений в силу Закона «Об обороне»;
учет особенностей правового режимаземель обороны и безопасности при проведении зонирования территорий;
установление запретных зон;
особый характер лесопользования.
Несмотря на активную правотворческуюдеятельность в области использования земельного фонда и прав на земельныеучастки, нормативная база, регулирующая отношения по поводу земель обороны ибезопасности, все еще не является целостной. Так, до настоящего времени непринят указ Президента Республики Беларусь, касающийся установления перечнейземельных участков, находящихся на приграничных территориях, которыми не могутобладать на праве собственности иностранные граждане, лица без гражданства,иностранные юридические лица. Помимо указанного перечня в нормативном акте,регулирующем особенности землепользования на при граничных территориях, должныбыть четко определены условия предоставления земельных участков в составеприграничных территорий в аренду иностранным гражданам, лицам без гражданства,иностранным юридическим лицам и юридическим лицам с иностранным участием.

Списокиспользованных источников
1. Кодекс РеспубликиБеларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З в ред. Закона Республики Беларусь от6 ноября 2008 г. № 447-З // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2008 г., № 275, 2/1544
2. Лесной кодексРеспублики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 420-З в ред. Закона РеспубликиБеларусь от 24 декабря 2007 г. № 299-З // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1396
3. Об изъятии ипредоставлении земельных участков: Указ Президента Республики Беларусь от 27декабря 2007 г. № 667 //Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь 2008 г., № 6
4. Об органахпограничной службы Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З: ЗаконРеспублики Беларусь// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
5. О Государственнойгранице Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. №419-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
6. О ВооруженныхСилах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. №1904-XІІ // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
7. Об обороне: ЗаконРеспублики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XІІ// Консультант Плюс: Беларусь[Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2009.
8. О некоторых мерахпо реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667:Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 вред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г.№ 1322 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №222, 5/28329
9. Бакиновская О.А.Земельное право: ответы на экзаменационные вопросы. – Мн.: ТетраСистемс, 2007.- 192 с.
10. Красинский В.В.Правовой режим земель обороны и безопасности // Военно-юридический журнал. –2007. — № 7. – С. 19-29.
11. Краснов Н.И.,Матвеев И.С. Правовой режим земель, предоставляемых для нужд обороны страны. –М., 1958. – 59 с.
12. Станкевич Н.Г.Земельное право. – Мн.: Книжнный дом, 2003. – 542 с.
13. Суров А.Ф.,Шестерюк А.С. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земельобороны и безопасности // Экологическое право. – 2006. — № 3. – С. 10-14.
14. Шингель Н.А.Земельное право Республики Беларусь. Общая часть. – Мн.: БГУ, 2004. – 87 с.
15. Шингель Н.А.Правовой режим земель в Республике Беларусь. – Мн.: ГИУСТ, 2006. – 134 с.
16. http://www.mod.mil.by/ Министерство Обороны Республики Беларусь. Официальный сайт. [Электронный ресурс]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бюджетна політика держави
Реферат СССР В 1964-1985 гг
Реферат 4 июля 1054 года, день, когда взорвалась одна из звезд в крабовидной туманности! Наши предки всё видели своими глазами
Реферат СССР в 1980 1990 гг причины и последствия распада
Реферат Поняття, предмет і система міжнародного приватного права
Реферат «Христианская Пресвитерианская Церковь г. Улан-Удэ»
Реферат Доисторические ступени развития культуры по Л Г Моргану
Реферат Российский Федерализм проблемы формирования отношений нового типа
Реферат Выбор рационального варианта грузоперевозок
Реферат СССР в годы перестройки 1985-1991гг
Реферат Становлення української державності 1648 1657рр
Реферат Становление идеологии нацизма
Реферат Trench Poetry And Recruiting Poetry Essay Research
Реферат Становление личности в эпоху Петра I на образе АДМеньшикова
Реферат Страны Древнего Востока 2