Московскийуниверситет МВД России
Тульский филиал
Кафедрагражданского права
Курсовая работа
по Гражданскомуправу
тема: Право нафирменное наименование
Выполнил: студентка
031-Д учебной группы
3 курса
Радаева Г. О.
Научный руководитель:
к. ю. н. ПУСТОМОЛОТОВ И. И,
Тула 2008
Введение
Специализированноепроизводство и использование особого рода информации о круге реализуемыхтоваров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительскогосообщества, является одним из важнейших направлений в деятельностихозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанноенаправление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих егоспецифике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способныхобеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство,предпринимателей и потребителей продукции.
Роль таких средстввыполняет исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности,получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота ипроизводимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных повыполняемым функциям подгрупп — подгруппы средств индивидуализации продукции иподгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота. Этиподгруппы характеризуются особым набором конкретных средств индивидуализации,играющих специфическую роль в общественных отношениях, складывающихся в связи сприменением к индивидуализируемому объекту.
Подгруппа средствиндивидуализации продукции включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания,наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.
Подгруппа средствиндивидуализации участников гражданского оборота состоит из таких средствиндивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения.
Правовые механизмы,положенные в основу регулирования отношений, складывающихся в связи с правовойохраной и использованием указанных средств индивидуализации, аналогичныправовым механизмам, применяемым для целей регламентации отношений, возникающихпо поводу правовой охраны и использования иных нематериальных результатовинтеллектуальной деятельности. Вместе с тем специфические свойства средствиндивидуализации как носителей образной информации о производителе конкретноготовара, работы или услуги либо о самом предлагаемом товаре, работе или услуге,выступающих в качестве объектов правовой охраны не позволяют в полной мереотождествлять средства индивидуализации с иными охраняемыми объектами не толькоинтеллектуальной, но и промышленной собственности. Поэтому правовойинструментарий, задействованный в целях установления системы охраны средствиндивидуализации, отличается своеобразием приемов правового регулирования испособов защиты прав и охраняемых законом интересов их владельцев.
Сами средстваиндивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукциикак объекты гражданских прав, а равно и система их правовой охраны всегдаявлялись актуальным предметом исследования для юридической науки. Вместе с темв советский период эта сфера научных знаний находилась в стороне отпроблематики изобретательского права в его широком понимании, а на современномэтапе развития системы правовой охраны средств индивидуализации, несмотря наобилие публикаций учебного и научного характера, посвященных отдельным видамсредств индивидуализации, она входит в проблематику права интеллектуальнойсобственности.
/>Понятие права на средства индивидуализации
Индивидуализацияучастников гражданского оборота и производимой ими продукции осуществляется спомощью системы специальных обозначений, признанных в установленном порядке ислужащих своеобразными сигналами, привлекающими потребителей на определенныесегменты рынков товаров, работ и услуг.
Область общественныхотношений, складывающихся в связи с созданием, признанием, использованием изащитой указанных обозначений, имеет весьма сложную и неодномернуюконфигурацию, которая проявляется в том, что средства индивидуализацииодновременно являются объектами как гражданских прав, так и интеллектуальной ипромышленной собственности.
Принадлежность отношений,возникающих в связи с правовой охраной средств индивидуализации, к группеотношений имущественно-стоимостного характера, регулируемых нормамигражданского права, вытекает из совокупного анализа правил, закрепленных в ст.2, 128 и 138 ГК РФ.
В п. 1 ст. 2 ГК РФопределены основания возникновения и порядок осуществления исключительных правна результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).[1]
Результатыинтеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них(интеллектуальная собственность), отнесены по смыслу ст. 128 ГК РФ к объектамгражданских прав.
Согласно ст. 138 ГК РФисключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина илиюридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работили услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)признается в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другими законами.Принадлежность отношений, возникающих в связи с правовой охраной средствиндивидуализации, к группе отношений, регулируемых нормами права интеллектуальнойсобственности, образующими «особую подотрасль российского гражданскогоправа», следует из Конвенции, учреждающей Всемирную организациюинтеллектуальной собственности, согласно которому «интеллектуальнаясобственность» включает права, относящиеся, в частности, к товарнымзнакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческимобозначениям.
Принадлежность отношений,возникающих в связи с правовой охраной средств индивидуализации, к группеотношений, регулируемых нормами права промышленной собственности, образующимичасть норм права интеллектуальной собственности, следует из Парижской конвенциипо охране промышленной собственности согласно которому объектами охраныпромышленной собственности являются, в частности, товарные знаки, знаки обслуживания,фирменные наименования и указания происхождения или наименования местапроисхождения товаров.[2]
Область общественныхотношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием средствиндивидуализации, опосредуется специальными нормами, образующими в совокупностисубинститут гражданского права, именуемый правом на средства индивидуализации.В объективном смысле право на средства индивидуализации представляет собой качественносвоеобразную и внутренне упорядоченную совокупность норм, регулирующихотношения, связанные с признанием, использованием и защитой приравненных крезультатам интеллектуальной деятельности обозначений, индивидуализирующихюридических лиц, производимую участниками гражданского оборота продукцию,выполняемые работы или оказываемые услуги.
Нормы, регулирующиеотношения, складывающиеся в связи с признанием, использованием и защитойприравненных к результатам интеллектуальной деятельности обозначений, сосредоточеныглавным образом в гражданском законодательстве, систему которого образуют ГКРФ, специальные законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения,объектами которых выступают фирменные наименования, товарные знаки, знакиобслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также международныесоглашения с участием РФ, входящие в предметную сферу гражданского права.
В юридической литературеинститут права на средства индивидуализации с позиций его определения какструктурного элемента системы гражданского права рассматривают, как правило, вкачестве одного из основных институтов права интеллектуальной собственности, вчисло которых помимо самого института средств индивидуализации входят институтсмежных прав и авторское право, патентное право и институт охранынетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. При этом правоинтеллектуальной собственности предлагается считать особой подотрасльюроссийского права [3].
Возможен и другой вариантопределения права на средства индивидуализации в качестве структурного элементаотрасли гражданского права, учитывающий объективное существование такогокомплексного нормативного образования, как промышленная собственность. Такойучет необходим и представляется оправданным, поскольку средстваиндивидуализации являются объектами отношений, участниками которых выступают,как правило, предприниматели, действующие в промышленности и торговли.
Согласно этому вариантуподотрасль гражданского права, именуемую правом интеллектуальной собственности,образуют три относительно самостоятельных института:
— институт авторского исмежных прав;
— институт правапромышленной собственности;
— институт охранынетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
Институт правапромышленной собственности выступает в качестве комплексного института,имеющего в своем составе более мелкие, но тем не менее обособленныеобразования.
К указанным образованиямотносятся:
— субинститут патентногоправа;
— субинститут права насредства индивидуализации;
— субинститут пресечениянедобросовестной конкуренции.
Субинститут права насредства индивидуализации включает в себя нормы, которые регулируют две тесносвязанные группы общественных отношений, которые складываются в связи справовой охраной и использованием:
— фирменных наименованийи коммерческих обозначений;
— товарных знаков, знаковобслуживания, наименований мест происхождения товаров.
Деление института правапромышленной собственности на ряд самостоятельных субинститутов, прежде всего,обусловлено сущностью подлежащих правовой охране объектов, спецификой признанияих охраняемыми и выполняемыми ими функциями.[4]
В отличие от объектовпатентного права, являющихся техническими, художественно-конструкторскими илибиологическими решениями, средства индивидуализации представляют собой нерешения как таковые, а различного рода искусственные символы, служащие некимобозначением коллективных субъектов гражданских правоотношений или производимойими продукции. Целью существования указанных символов служит индивидуализациялица или производимой лицом продукции (товаров, работ, услуг), а не приданиеуже существующему продукту новых, главным образом полезных свойств, позволяющихудовлетворить некую практическую потребность.
Для признания объектапатентного права (изобретения, полезной модели, промышленного образца,селекционного достижения) охраняемым необходима презумпция творческого начала вдеятельности создавшего его лица, в то время как творческие усилия создателяобозначения, служащего средством индивидуализации, являются юридическибезразличным актом. Отсюда следует непризнание законодателем за авторомобозначения каких-либо специальных прав.
Что касается субинститутапресечения недобросовестной конкуренции, то он как в структуре праваинтеллектуальной собственности, так и в структуре права промышленнойсобственности занимает особое место, поскольку заложенные в его основумеханизмы дополняют возможности режима исключительных прав, которыйобеспечивает юридическую монополию на использование охраняемых результатовинтеллектуальной деятельности и приравненных к ним по правовому режиму средствиндивидуализации./>Структура фирменного наименования
Требования, предъявляемыек фирменному наименованию и именуемые принципами фирмы, предопределяютструктуру последней. Модель указанной структуры была предложена В.В.Розенбергом в 1914 г. и до последнего времени не претерпела каких-либосущественных изменений [5].В структуре фирменного наименования выделяются две части: основная инеобходимая. Основная часть именуется корпусом фирмы, а необходимая — добавлениями.
В литературе встречаютсяразличные точки зрения на состав этих частей. Так, В.В. Розенберг полагал, чтосодержанием корпуса фирмы является указание на владельца предприятия, а«эти прочие отношения находят свое отражение в добавлениях к корпусуфирмы. К числу таких именно отношений предприятия относятся: 1) юридическаяформа владения торгово-промышленным предприятием (единоличное, полноетоварищество, коммандита, акционерная компания); 2) указания, служащие дляотличия личности владельца или предприятия (например, „преемник“,»вдова", «братья», обозначение предмета предприятия ит.п.); 3) рекламные прибавки («центральный»,«единственный», «старейший» и т.п.)" При этомакционерная компания по общему правилу имеет фирму не именную, а предметную.Название акционерного общества заимствуется или от предмета его деятельности,или представляет специально придуманное наименование
А.П. Сергеев считает, чтокорпус фирмы содержит указание на организационно-правовую форму предприятия,его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие егохарактеристики. К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементыкоторой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательнымдобавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иноеобозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Другиедобавления, например «универсальный», «специальный» и т.п.,в том числе сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных имогут включаться в фирму по усмотрению ее владельца[6]..Положением о фирме устанавливалась структура фирменного наименования безделения его на корпус и добавления, но содержались указания на обязательные длявключения в фирму элементы.
Так, фирмагосударственного предприятия должна была содержать указание на: предмет егодеятельности; тот государственный орган, в непосредственном ведении которогопредприятие находится; вид предприятия (трест, синдикат, торг и т.п.). Фирмапредприятия, принадлежащего кооперативной организации, должна была содержатьуказание на предмет его деятельности и вид кооперативной организации(потребительской, промысловой, сельскохозяйственной и т.п.). Фирма предприятия,принадлежащего акционерному обществу (паевому товариществу) или товариществу сограниченной ответственностью, должна была содержать указание на предметдеятельности предприятия и вид товарищества (акционерное общество, паевоетоварищество, товарищество с ограниченной ответственностью полностью илисокращенно и т.п.).
Действующее российскоезаконодательство определяет правила построения фирменных наименований дляотдельных видов коммерческих организаций также без деления их структуры накорпус и добавления.
Так,согласно п. 1 ст. 5 Закона о производственных кооперативах фирменноенаименование кооператива должно содержать его наименование и слова«производственный кооператив» или «артель». В соответствиисо ст. 4 Закона об ООО общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенноефирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и(или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или)иностранных языках.
Полноефирменное наименование общества с ограниченной ответственностью на русскомязыке должно содержать полное наименование общества и слова «сограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименованиеобщества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименованиеобщества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру«ООО». Аналогичные правила построения фирменного наименованияопределены для акционерных обществ в ст. 4 Закона об АО.
Согласноуказанной статье полное фирменное наименование акционерного общества на русскомязыке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества(закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русскомязыке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова«закрытое акционерное общество» или «открытое акционерноеобщество» либо аббревиатуру ЗАО или ОАО. При этом фирменное наименованиеакционерного общества на русском языке не может содержать иные термины иаббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числезаимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральнымизаконами и иными правовыми актами РФ.
Своюспецифику имеют требования законодателя к фирменным наименованиям хозяйственныхтовариществ. Согласно п. 3 ст. 69 ГК РФ фирменное наименование полноготоварищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников ислова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного илинескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова«полное товарищество». В соответствии с п. 4 ст. 82 ГК РФ фирменноенаименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования)всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитноетоварищество», либо имя (наименование) не менее чем одного товарища сдобавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере»или «коммандитное товарищество».
Особенностиструктуры фирменных наименований государственных и муниципальных предприятийустановлены в ст. 4 Закона об унитарных предприятиях. Согласно правиламуказанной статьи унитарное предприятие должно иметь полное фирменноенаименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русскомязыке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенноефирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Полноефирменное наименование государственного или муниципального предприятия нарусском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие»,«государственное предприятие» или «муниципальноепредприятие» и указание на собственника его имущества — РФ, субъекта РФили муниципальное образование. Полное фирменное наименование казенногопредприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенноепредприятие», «казенное предприятие» или «муниципальноеказенное предприятие» и указание на собственника его имущества — РФ,субъекта РФ или муниципальное образование. При этом фирменное наименованиеунитарного предприятия на русском языке не может содержать иные термины,отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные изиностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иныминормативными правовыми актами РФ.
Требованияк содержанию фирменного наименования сельскохозяйственных и рыболовецкихартелей сформулированы в п. 3 ст. 3 Закона о сельхозкооперации. Фирменноенаименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должносодержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» или«колхоз» либо слова «рыболовецкая артель» или«рыболовецкий колхоз».
Требованияк содержанию фирменного наименования кредитной организации отражены в ст. 7Закона о банках. В соответствии с названной статьей кредитная организация имеетфирменное (полное официальное) наименование на русском языке. Фирменноенаименование кредитной организации должно содержать указание на характердеятельности этого юридического лица посредством использования слов«банк» или «небанковская кредитная организация», а такжеуказание на его организационно-правовую форму. При этом использование внаименовании кредитной организации слов «Россия», «РоссийскаяФедерация», «государственный», «федеральный» и«центральный», производных от них слов и словосочетаний допускается впорядке, устанавливаемом законодательными актами РФ.
Требованияк содержанию фирменного наименования субъектов страхового дела — юридическихлиц определены в п. 3 ст. 4.1 Закона о страховом деле. Наименование (фирменноенаименование) субъекта страхового дела — юридического лица должно содержать:
— указание наорганизационно-правовую форму субъекта страхового дела;
— указание на виддеятельности субъекта страхового дела с использованием слов «страхование»и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование»,либо «страховой брокер», а также производных от таких слов исловосочетаний;
— обозначение,индивидуализирующее субъект страхового дела.
При этом субъектстрахового дела — юридическое лицо не вправе использовать полностьюобозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанноеположение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектастрахового дела.
В связи с тем, что многиеорганизации своими наименованиями претендуют на общероссийский статус,независимо от реальных масштабов своей деятельности, и произвольно используютэлементы государственной символики, Правительством РФ 7 апреля 1996 г. принято Постановление N 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований»Россия", «Российская Федерация». Пунктом 1 указанногопостановления установлено, что в названиях организаций (за исключениемполитических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а такжеобщественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования«Россия», «Российская Федерация», слово«федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяютсяв соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ.
Помимо ограничений наиспользование некоторых слов и словосочетаний в составе названий организацийдействующее законодательство РФ содержит запреты на употребление ряда слов исловосочетаний в наименованиях юридических лиц.
Так, согласно ст. 7Закона РФ о банках ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением получившего отБанка России лицензию на осуществление банковских операций, не можетиспользовать в своем наименовании слова «банк», «кредитнаяорганизация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицоимеет право на осуществление банковских операций. Аналогичный запрет налагаетсянормами п. 8 ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» в отношении использования внаименовании любого юридического лица, кроме центральной компаниифинансово-промышленной группы, слов «финансово-промышленная», ст. 5Закона о товарных биржах в отношении использования в названиях организаций, неотвечающих требованиям, предъявляемым к товарным биржам, слов «биржа»или «товарная биржа», ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в отношении использования иными юридическимилицами в своих наименованиях слов «акционерный инвестиционный фонд»или «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, ст. 2 Закона РФ от 7июля 1993 г. N 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»в отношении использования другими организациями в своих названияхсловосочетаний «торгово-промышленная палата», «торговаяпалата» или «промышленная палата».
Анализ приведенных вышетребований к содержанию фирменных наименований коммерческих организацийпоказывает, что эти требования весьма бессистемны. Законодатель оперирует целымрядом понятий, не придерживаясь каких-либо общих правил построения фирменногонаименования. Нормативное звучание обрели понятия «полное наименованиеюридического лица», «сокращенное наименование»,«сокращенное фирменное наименование», «полное фирменноенаименование на языках народов РФ», «сокращенное фирменноенаименование на языках народов РФ», «полное фирменное наименование наиностранных языках», «сокращенное фирменное наименование наиностранных языках», «наименование на иностранном языке»,«название организации». Такой подход к средству индивидуализацииучастников гражданского оборота запутывает последних, создает дополнительныетрудности и, в конечном итоге, препятствует цивилизованному развитию рыночныхотношений.[7]Защитафирменных наименований
Постоянное развитиепредпринимательских отношений, неуклонно увеличивающийся рост коммерческихорганизаций объективно требуют от законодателя комплексного подхода к правовомурегулированию фирменных наименований, анализа ранее не учитываемых моментов.
Одной из основныхпроблем, требующих внимательного исследования, является дублирование однимиорганизациями фирменных наименований других юридических лиц. Так, умышленнозарегистрировавшись под именем уже существующей организации, юридическое лицодовольно часто вводит своих контрагентов в заблуждение (например, относительнокачества товаров, деловой репутации). Действующее российское законодательствоне может оградить добросовестных субъектов гражданского оборота от подобногорода ситуаций[8]
— п. 4 ст. 54 ГК РФ — содержит общую формулировку, в соответствии с которой юридическое лицо,фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеетисключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированноефирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменноенаименование обязано прекратить его использование и возместить причиненныеубытки..
Фирменное наименованиедолжно среди прочего «содержать указания, необходимые для отличияпредприятия от других однородных предприятий (специальное наименование, номер ит.п.)». Если такое требование будет нарушено, то всякий, кто «наосновании настоящего постановления обладает правом на фирму, может требовать всудебном порядке прекращения пользования тождественной или сходной фирмой состороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием,поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствиетождества или сходства фирм возникает возможность их смешения»
Таким образом, понятиенезаконного использования чужого фирменного наименования характеризуетсяуказанием на наличие «тождества или сходства» фирменногонаименования, в результате чего «возникает возможность их смешения».Вместе с тем остаются нерешенными вопросы толкования используемых оценочныхкатегорий «тождество», «сходство», «смешение».
Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой под тождеством понимает «полное сходство,совпадение» под сходством — «подобие, соответствие в чем-нибудь»;под смешением, исходя из толкования слов «смешивать»,«смешаться», — «образование путем смешения чего-нибудь,соединения с чем-нибудь». Таким образом, нетрудно заметить, чтообозначенные термины, за исключением разве что первого, отличаются своимоценочным характером и для качественного уровня правоприменения требуютнеобходимой конкретизации.
В соответствии симеющимися доктринальными идеями, а также прецедентами арбитражных судов можновыделить следующие критерии-основания, признаваемые для реализации предпринимателямиправа на защиту фирменного наименования: идентичность фирменного наименования,совпадение рыночного сегмента деятельности юридических лиц и территориальнаясфера деятельности юридических лиц.
1. Идентичностьфирменного наименования. В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицоимеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовуюформу. Соответственно, употребление в наименовании организации одного и того жеслова или словосочетания (так называемой вспомогательной части наименования)при различных организационно-правовых формах (корпуса фирмы) свидетельствует обезусловном отсутствии права на защиту фирменного наименования ибо защитеподлежат фирменные наименования целиком, а не их часть, совпадающая у спорящихсторон.
В силу ст. 87, 97 ГК РФ,ст. 4 Федерального закона «Об акционерных обществах» фирменноенаименование акционерного общества должно содержать указание на егоорганизационно-правовую форму и тип (открытое или закрытое). Поэтому различие внаименованиях двух акционерных обществ, сводящееся только к различиям в типах,не является основанием для защиты фирменного наименования одного из них путемпредъявления соответствующего иска к другой организации.
Встречаются ипротивоположные решения.
Так, в постановлении ФАСПоволжского округа от 2 сентября 2004 г. по делу N А65-14695/03-СГ3 суд пришелк выводу о необходимости удовлетворения требований ЗАО «Живая вода» опрекращении использовать свое фирменное наименование, несмотря на различныеорганизационно-правовые формы сторон спора (ответчик — ООО «Живаявода»). По мнению суда, «наличие в них словосочетания „Живаявода“, с учетом однородности сферы деятельности сторон, приводит креальному смешению и введению в заблуждение потребителей относительно того,какое лицо оказывает им услуги». Но это скорее исключение из массысудебных прецедентов. Тем более что необоснованность выводов суда показана напримере действующего законодательства.
Достаточно жестко судыотносятся и к вспомогательной части фирменного наименования.
Постановление ФАССеверо-Западного округа от 18 июня 2004 г. по делу N А05-452/01-4/17, в соответствии с которым ООО «Двина-реактив» обратилось в суд с иском к ООО«Двина-реактив плюс» о признании незаконным использования ответчикомфирменного наименования, схожего с фирменным наименованием истца, и об обязанииответчика в семидневный срок прекратить использование этого фирменногонаименования. Суд отказал в удовлетворении исковых требований, посколькуфирменные наименования истца и ответчика обладают значительным отличительнымпризнаком (слово «плюс»), который позволяет их индивидуализировать иисключает их смешение в хозяйственном обороте в целях недобросовестнойконкуренции.
Постановление ФАСВолго-Вятского округа от 29 июля 2003 г. по делу N А31-639/17, в соответствии скоторым ООО «ЭКСПЕРТ» обратилось в суд с иском к ООО«Констант-Эксперт» о запрещении использования ответчиком фирменногонаименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием истца,взыскании убытков и компенсации за нанесение ущерба деловой репутацииюридического лица. Суд сделал вывод о том, что произвольная часть фирменногонаименования истца («ЭКСПЕРТ») имеет звуковое, зрительное и смысловоевосприятие, отличное от произвольной части фирменного наименования ответчика(«Констант-Эксперт»), и не может быть признана сходной с первой достепени их смешения субъектами хозяйственной деятельности.
Принимая во вниманиевозможность смешения фирменных наименований при их частичном совпадении, В.В.Голофаев, однако, отмечает, что в такой ситуации путаница в сферегосударственного учета зарегистрированных юридических лиц и контроля за ихдеятельностью практически исключается, поскольку даже незначительные отличия внаписании этих фирм при надлежащей организации документарного (компьютерного)учета не позволяет их спутать. Что же касается смешения в глазах потребителей,то, по мнению автора, его наступление хотя и вероятно, но не предрешено, поэтомуудовлетворять право на защиту, основываясь исключительно на схожесть фирменногонаименования, было бы нарушением интересов заявителя[9]
2. Совпадение рыночногосегмента деятельности юридических лиц. Одним из признаков, характеризующихнарушение исключительного права на товарный знак, является «использованиеего без разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации вотношении однородных товаров».
Исходя из этого, многиеавторы обосновывают, что смешение фирменных наименований невозможно, еслиорганизации — их обладатели действуют в различных сферах бизнеса [10].
Вместе с тем В.В.Голофаев полагает, что возможность смешения вполне может возникнуть и в техслучаях, когда юридические лица функционируют на рынках различных товаров,работ, услуг. Исходным положением для этого является норма ст. 49 ГК РФ, гдезакрепляется общая правоспособность коммерческих организаций. Возможностьсмешения в отношении фирм юридических лиц, действующих в различных сферах предпринимательскойдеятельности, также не исключается, поскольку потребитель может полагать, чтопод этим наименованием действует одно и то же юридическое лицо, но занимающеесяразными видами деятельности.
3. Территориальная сферадеятельности юридических лиц. Фирменные наименования двух организаций могутбыть признаны схожими и их использование может влечь соответствующиепоследствия в случае, если эти субъекты действуют на ограниченной территории [11].
Этот признак частоприменялся до 2002 г., когда отсутствовал Единый государственный реестрюридических лиц. Тогда каждый регистрирующий орган (орган местногосамоуправления, орган исполнительной власти субъекта РФ) имел собственныйреестр, в который вписывались зарегистрированные на его территории юридическиелица. Использование коммерческой организацией фирменного наименования, схожегофирменному наименованию юридического лица, зарегистрированного на территориидругого муниципального образования (субъекта РФ), признавалось правомерной. Спринятием 8 августа 2001 г. Федерального закона «О государственнойрегистрации юридических лиц» информационная база данных озарегистрированных юридических лицах изменилась, благодаря чему был сформированЕдиный государственный реестр юридических лиц, содержащий в себе сведения обовсех зарегистрированных на территории РФ юридических лицах. Соответственно,применение признака территориальной сферы деятельности в вопросе смешения ихфирменных наименований усложнилось.
Однако сегодня еще можновстретить прецеденты, когда суды берут этот признак в основу для своих решений.
ООО «Каток» (г.Рыбинск) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Каток» (г.Тутаев) об обязании прекратить использование зарегистрированного фирменногонаименования истца путем внесения изменений в учредительные документы в этойчасти. Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены. Несогласившись с принятым по делу судебным актом, ООО «Каток» (г.Тутаев) обратилось в окружной федеральный арбитражный суд с кассационной жалобой,в которой просит отменить их и принять новое решение об отказе в удовлетворенииисковых требований. По мнению заявителя, вывод суда о неправомерномиспользовании ответчиком исключительного права истца на зарегистрированноефирменное наименование основан на неправильном применении ст. 54 (п. 4) ГК РФ,так как оба общества созданы и зарегистрированы в установленном законом порядкеи осуществляют деятельность в соответствии с учредительными документами вразных муниципальных округах. Однако доводы кассатора о допустимостииспользования им зарегистрированного фирменного наименования в другоммуниципальном округе судом во внимание не приняты. Мотивировка основывается нап. 3 ст. 10 ГК РФ, в соответствии с которым разумность действий идобросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.Использование же ответчиком тождественного зарегистрированному истцомфирменного наименования при создании коммерческой организации в другоммуниципальном округе, осуществляющей деятельность в той же сфере, свидетельствуетоб обратном.
В.В. Голофаев, несоглашаясь с возможностью применения этого признака, указывает, что смешение неисключается и тогда, когда юридические лица действуют на различных территориях.Это иллюстрируется следующим примером. Предположим, что в различных городаходной области действуют два юридических лица под одинаковым фирменнымнаименованием. Деятельность этих юридических лиц ограничивается пределамисвоего города. Затем в результате каких-либо неблаговидных действий одногоюридического лица, не имеющего приоритет, информация о которых распространиласьпо территории всей области, начинается резкий отток клиентуры от другогоюридического лица, которое имеет такой приоритет. Происходит это потому, чтопотребители этого юридического лица воспринимают его фирменное наименование какпринадлежащее одному и тому же правообладателю. Соответственно, все«грехи» организации, имеющей неприоритетную форму, автоматическиприписываются юридическому лицу, имеющему приоритет, в удовлетворении иска о прекращениипользования схожей или тождественной фирмой другим юридическим лицом?Разумеется, нет
Для корректировки этогокритерия еще в дореволюционной литературе было предложено уточнить его,используя категорию известности юридического лица [12].В соответствии с ней защита фирменного наименования должна предоставляться сучетом степени общеизвестности и распространенности используемого юридическимлицом фирменного наименования на определенной территории. Иными словами, дажеесли организация зарегистрирована на территории одного муниципальногообразования (субъекта РФ), а деятельность юридического лица распространяетсяеще и на другие территориальные образования, то защиту фирменного наименованиянеобходимо распространить и на эти территории.
Вместе с тем нельзяполностью признать эффективность и этого признака. Основной его недостатокзаключается в неопределенности субъектов, которые будут признавать деятельностьюридического лица общеизвестной на определенной территории, а также внеопределенности правовых оснований, на основании которых это решение будетприниматься.
Приведенные выше примерысвидетельствуют только о дифференцированном подходе правоприменителей (судебнойсистемы) и научного сообщества к вопросам определения объема и качественногосостава критериев (признаков) смешения фирменных наименований юридических лиц.Особенностью любого из предложенных вариантов решения имеющихся проблемявляется излишне размытый оценочный характер их содержания.
Среди прочих вопросовправового регулирования интеллектуальной собственности регламентируется и правона фирменное наименование (§ 1 гл. 76). В частности, ст. 1474 предоставляетюридическому лицу (коммерческой организации) исключительное право использованиясвоего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым непротиворечащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках,бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и ихупаковках. Важное правило содержится в п. 3 ст. 1474: «не допускаетсяиспользование юридическим лицом фирменного наименования, тождественногофирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степенисмешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельностьи фирменное наименование второго юридического лица было включено в единыйгосударственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименованиепервого юридического лица»
Из толкования этой нормыследует, что законодатель отдает предпочтение двум рассмотренным выше признакамсмешения фирменных наименований, а именно указывает на их тождественность(полное сходство), сходство до степени смешения, а также однородный рыночныйсегмент деятельности таких юридических лиц. Территориальный аспект деятельностиюридического лица, вероятнее всего в силу принципа единства государственнойрегистрации на территории Российской Федерации, в этом списке места не нашел.
В данной ситуации было быцелесообразно разработать соответствующие рекомендации по определению критериевсмешения фирменных наименований на уровне Постановления Пленума ВАС РФ, вкотором следовало бы дать ответы главным образом на следующие вопросы:
существует ли фактсмешения фирменных наименований в случае их частичного совпадения, в частности,при различии в запятых, пробелах, знаках, словесных добавлений;
следует ли использовать вразрешении споров таким критерием, как совпадение рыночного сегментадеятельности юридических лиц;
имеет ли значениетерриториальная сфера деятельности юридических лиц;
насколько значим длярассмотрения подобных дел факт общеизвестности фирменного наименования, ктобудет такой факт признавать и какими при этом основаниями руководствоваться?
Помимо этого, важнокачественно проработать не только и даже не столько механизм текущего ипоследующего видов контроля за фирменными наименованиями коммерческихорганизаций, сколько наладить предварительный контроль в соответствующейобласти. В этом смысле объективно необходимы изменения в отечественномзаконодательстве и главным образом — в регистрационном.
Часть четвертая ГК РФ (п.2 ст. 1475) также связывает момент возникновения исключительного права нафирменное наименование с днем государственной регистрации юридического лица.
В связи с этим одной изпервостепенных задач, стоящих перед законодателем, является принципиальноеизменение отечественного регистрационного законодательства. Правильным было бывнести в него положение о проведении регистрирующими органами содержательнойправовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов,что позволило бы должностным лицам налогового ведомства проводить их проверкуна достоверность, а также соответствие законодательству.
Это тем более необходимов связи с тем, что часть четвертая ГК РФ в п. 4 ст. 1473 закрепляет важныезаконодательные нововведения, в соответствии с которыми в фирменномнаименовании юридического лица не могут включаться:
полные или сокращенныеофициальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а такжеслова, производные от таких наименований;
полные или сокращенныеофициальные наименования федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
полные или сокращенныенаименования международных и межправительственных организаций;
полные или сокращенныенаименования общественных объединений;
обозначения,противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
В качестве обеспеченияреализации закрепленных в п. 4 рассматриваемой статьи ГК РФ положений п. 5 этойже статьи предусматривает явно нецелесообразную, на наш взгляд, норму — вслучае несоблюдения этих требований регистрирующий орган «вправепредъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменногонаименования». К чему все эти излишние нагромождения с иском, еслинаиболее эффективно можно реализовать обеспечительную функцию, закрепивсоответствующие изменения в Закон о регистрации юридических лиц, чтобыотказывать таким юридическим лицам в государственной регистрации. Это, во-первых,надлежаще защитит право на фирменное наименование зарегистрированного ранееюридического лица, а, во-вторых, оптимизирует работу самого регистрирующегооргана[13].
интеллектуальныйправо фирменный наименованиеСоотношениеправа на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение
Частью четвертойГражданского кодекса РФ впервые выделены отдельно два сходных правовыхинститута: право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение.Эти права являлись близкими, смежными и ранее. До принятия части четвертойГражданского кодекса РФ какого-либо различия в них как на практике, так и вюридической литературе не проводилось. Более того, во многих случаях фирменноенаименование и коммерческое обозначение рассматривались как понятия синонимы.
По новому гражданскомузакону фирменное наименование и право на коммерческое обозначение, несмотря наочевидные сходства, имеют особенности в их правовом регулировании.
Согласно п. 1-3 ст. 1473ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает вгражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется вего учредительных документах и включается в единый государственный реестрюридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменноенаименование юридического лица должно содержать указание на егоорганизационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица,которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменноенаименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и(или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерациии (или) иностранных языках.
Понятие коммерческогообозначения содержат нормы ст. 1538 ГК РФ:
юридические лица,осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческиеорганизации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено всоответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальныепредприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих имторговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, неявляющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению вучредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц;
коммерческое обозначениеможет использоваться правообладателем для индивидуализации одного или несколькихпредприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременноиспользоваться два и более коммерческих обозначения.
Из названных норм законаследует, что обладателями прав на фирменное наименование могут быть толькокоммерческие организации - юридические лица; таковыми являются ихозяйственные общества, и товарищества, производственные кооперативы,государственные и муниципальные предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ). В отличие отэтого, обладателем прав на коммерческое обозначение могут быть все юридическиелица без исключения (коммерческие и некоммерческие организации), а такжеиндивидуальные предприниматели. Таким образом, круг субъектов отношений,возникающих в связи с использованием коммерческого обозначения, намного шире,чем в связи с использованием фирменного наименования. Второе отличие: еслифирменное наименование проходит государственную регистрацию одновременно срегистрацией юридического лица - коммерческой организации путем включенияего в единый государственный реестр, коммерческое обозначение нерегистрируется. В законе не указан момент возникновения прав на коммерческоеобозначение.[14]Таковыми, на наш взгляд, исходя из норм закона, являются, во-первых, моментиспользования впервые коммерческого обозначения правообладателем дляиндивидуализации принадлежащих ему предприятий. При этом приоритет коммерческогообозначения может быть установлен моментом использования коммерческогообозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, с моментаобъявления в рекламе, или помещения коммерческого обозначения на товарах и ихупаковках, что следует из норм п. 1 ст. 1539 ГК РФ. Во-вторых, права накоммерческое обозначение составляют один из видов имущества и входят в составпредприятия как имущественного комплекса (п. 2 ст. 132 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 559 ГКРФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственностьпокупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прави обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам, а всоответствии с п. 2 данной нормы закона исключительные права на средстваиндивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческоеобозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему наосновании лицензионных договоров права использования таких средствиндивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.
Следовательно, если иноене предусмотрено договором, коммерческое обозначение переходит покупателюпредприятия, и моментом возникновения прав на коммерческое обозначение являетсямомент государственной регистрации договора продажи предприятия (ст. 560 ГКРФ), поскольку на основании п. 3 ст. 564 ГК РФ покупатель вправе до переходаправа собственности к нему на предприятие распоряжаться имуществом и правами,входящими в состав переданного предприятия, в той мере, в какой это необходимодля целей, для которых предприятие приобретено. (Например, предприятиепредставляет магазин с определенным названием (обозначением); с моментазаключения договора купли-продажи магазина, который связан с моментомгосударственной регистрации договора (ст. 560 ГК РФ), покупателю переходятправа пользования коммерческим обозначением.) Обладателем исключительных правна коммерческое обозначение покупатель становится с момента перехода правасобственности на предприятие, т.е. с момента государственной регистрацииперехода права собственности на предприятие как объекта недвижимости (п. 1) ст.132 ГК РФ к покупателю (п. 1 ст. 564, ст. 131 ГК РФ). Аналогичные правиладействуют в случае совершения с предприятием других сделок, связанных с установлением,изменением и прекращением вещных прав.[15]
Представляется, чтоназванные правила, основанные на нормах закона, определения момента возникновенияисключительных прав на коммерческое обозначение, вряд ли в полной мереобеспечивают защиту правообладателя. Если исходить из этих правил,недобросовестному субъекту достаточно указать, к примеру, на своем товаре болеераннюю дату, чем у широко известного в коммерческом обороте продукта.Следовательно, если исходить из норм Закона, фактически должны отдать правовуюзащиту недобросовестному лицу. Более того, это опасно вдвойне, если этимзлоупотребляет конкурент. Какой же выход? Как мы полагаем, следует устранитьпробел в норме п. 1 ст. 1539 ГК РФ, дополнив ее предложением о том, чтоприоритет в коммерческом обозначении определяется с учетом момента фактадостижения общеизвестности в данной местности (стране). Или (этот вариантпредставляется наиболее удобным в практических целях) предоставить функциирегистрации коммерческого обозначения торгово-промышленным палатам в субъектах,где первично использовалось или планируется использование коммерческогообозначение, и момент возникновения прав на коммерческое обозначение определитьс моментом его регистрации в ТТП. При этом охраняемые права и интересыобладателя права на коммерческое обозначение надежно были бы защищены, да испоры в данной сфере были сведены практически к минимуму. Пока этого нет,правообладателю во избежание необоснованных притязаний со стороны третьих лицследует «запастись» всевозможными доказательствами о приоритетекоммерческого обозначения.
Следующее отличие прав нафирменное наименование и прав на коммерческое обозначение заключается в возможностяхпередачи прав пользования этих исключительных прав. Согласно п. 2 ст. 1474 ГКРФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числепутем его отчуждения или предоставления другому лицу права использованияфирменного наименования) не допускается.
В отличие от этого, наосновании п. 5 ст. 1539 ГК РФ правообладатель может предоставить другому лицуправо использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях,которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческойконцессии.
По общему правилу правона фирменное наименование не отчуждаемо (п. 2 ст. 1474 ГК РФ), а коммерческоеобозначение может быть отчуждено в составе предприятия, но при этомправообладатель лишается права использования этого коммерческого обозначениядля индивидуализации остальных его предприятий (п. 4 ст. 1539 ГК РФ).
И наконец, в вопросахпрекращения прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение имеютсясвои особенности. Исключительное право на фирменное наименование, какуказывалось выше, возникает со дня государственной регистрации юридическоголица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единогогосударственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельностипоследнего либо изменением его фирменного наименования.
С учетом норм ст.1538-1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается:
если коммерческоеобозначение правообладатель непрерывно не использует в течение года (п. 2 ст.1540 ГК РФ). На наш взгляд, понятие «непрерывности» требуетзаконодательного уточнения, поскольку не совсем ясен, в каких случаяхпрерывается непрерывность. К примеру, в связи с капитальным ремонтом с фасадаздания предприятия на определенный промежуток времени сняли вывеску с коммерческимобозначением. Формально здесь имеет место факт неиспользования коммерческогообозначения. Прерывается ли в данном случае непрерывность в использованиикоммерческого обозначения? Если исходить из правил п. 2 ст. 1540 ГК РФ,- да. Аотвечает ли это потребностям коммерческого оборота? Конечно, нет. Выход из этойситуации, как нам представляется, возможен путем дополнения в норму даннойстатьи предложения: «Течение срока непрерывного использованиякоммерческого обозначения не прерывается, если его временное неиспользование втечение одного года связано целями улучшения хозяйственно-производственнойдеятельности предприятия». Без существенной переработки вышеназваннойнормы нельзя исключить споры в отношении реализации прав на исключительноеправо (например, пока с фасада предприятия убрано (на некоторое время)коммерческое обозначение, предприимчивые люди вполне законно могут разместитьна свой фасад коммерческое обозначение данного предприятия и в последующембудут претендовать как правообладатели, ссылаясь на норму закона, посколькуфакт непрерывного неиспользования коммерческого обозначения налицо, и они вэтом будут правы);
в случае ликвидациипредприятия (в отсутствии других аналогичных предприятий) как имущественногокомплекса, поскольку коммерческое обозначение разрешено использовать только дляиндивидуализации конкретных предприятий (торговых, производственных и т.п.) (п.1 ст. 1538 ГК РФ);
исключительное право запервоначальным обладателем на коммерческое обозначение прекращается в случае,предусмотренном абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК РФ: если коммерческое обозначениеиспользуется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий,переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение всоставе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этогокоммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
Тесная связь прав нафирменное наименование и прав на коммерческое обозначение усматривается из нормст. 1476 и 1541 ГК РФ. Пункт 1 ст. 1476 ГК РФ гласит: «Фирменноенаименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем всоставе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование,включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческогообозначения». А в соответствии с п. 1 ст. 1541 ГК РФ: «Исключительноеправо на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименованиеправообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо отисключительного права на фирменное наименование». Между тем указанныенормы Закона могут порождать проблемы в правоприменительной практике[16].
Как быть, если фирменноенаименование включено в коммерческое обозначение в случае отчуждениякоммерческого обозначения предприятия в составе предприятия? Обладателю прав нафирменное наименование, безусловно, это невыгодно, и закон запрещает это по п.2 ст. 1474 ГК РФ. А покупатель, возможно, заинтересован в покупке предприятиятолько в составе коммерческого обозначения с включением в него фирменногонаименования организации (если, например, организация на товарном рынкепользуется определенной известностью). Представляется, что здесь законодательне в полной мере учел эти варианты, тем более, коммерческое обозначениеотчуждается в составе предприятия без каких-либо ограничений. Таким образом,налицо коллизия норм. По нашему мнению, в норме п. 1 ст. 1476 ГК РФ следовало указатьна то, что отчуждение права на коммерческое обозначение допускается толькопутем исключения или передачи права пользования им фирменного наименования.
Заключение
Проблема защиты прав насредства индивидуализации и, в частности, права на фирменное наименованиеостается одной из самых актуальных и в то же время одной из самыхмалоисследованных в гражданском праве Российской Федерации.
По мнению большинстваисследователей данного вопроса, отсутствие достаточной судебной и арбитражнойпрактики сильно тормозит развитие института защиты прав на средстваиндивидуализации.
Отсутствие четкоотлаженной системы защиты указанных прав наносит существенный урон какразличным юридическим лицам так и в целом экономико-торговой деятельности государствав целом.
Принятие части четвертойГражданского кодекса РФ существенно разрешило данную проблему, но, к сожалению,не до конца, то есть целесообразно принять ряд законов, в том числе ирегулирующих процессуальные средства защиты указанных прав, дабы облегчитьдеятельность судов и юристов.
Таки образом, своимисследованием я старалась раскрыть наиболее актуальные вопросы понятия права нафирменное наименование, его защиту и затронуть проблему процессуальногонесовершенства данного института гражданского права Российской Федерации.
Списоклитературы
1. ГражданскийКодекс РФ
2. Головкин В.Соотношение прав владельцев товарных знаков и фирменных наименований.//Российские аптеки, №6, 2006
3. Голофаев В.В.Фирменное наименование коммерческих организаций. Дисс.: канд. юрид. наук.Екатеринбург, 1999..
4. Городов О.А.Право на средства индивидуализации/ система Консультант+
5. Гришаев С.П.Правовая охрана коммерческих обозначений и фирменных наименований// Законы России:опыт, анализ, практика., №1,2008
6. Дашян М.С.Особенности правовой охраны фирменных наименований в РФ: противоречия иаксиомы// Право и экономика, №11, 2006
7. Джермакян В. Какзащитить фирменное наименование от дублирования.//Консультант, №1, 2006
8. Еременко В. И.Особенности правовой охраны фирменных наименований в России// Законодательствои экономика., №5, 2006
9. Зуйкова Л.П.Фирменное наименование.//Экономико-правовой бюллетень, № 4, 2007
10. Зыкова И.В.Правовое регулирование образования коммерческих организаций // Адвокат. 2004. N11.
11. Ивачев И.Фирменное наименование.// эж-ЮРИСТ, № 2, 2005
12. Михеева Е.Коллизия прав на товарные знаки и фирменные наименования.// Корпоративныйюрист, №2, 2005
13. Орлова В.В.Соотношение прав на фирменное наименование о товарный знак. Автореф. дисс.…канд. юрид. наук. М., 1998.
14. Павлинская А.П.Товарный знак. Л., 1974.
15. Раевич С.И.Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения,авторское право. Л., 1926.
16. Розен Я.С.Товарные знаки. СПб., 1913.
17. Розенберг В.В.Фирма. Догматический очерк. СПб., 1914.
18. Сергеев А.П.Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.
19. Удинцев В.А.Русское торгово-промышленное право. Киев: типография И.И. Чоколова, 1907. .
20. Чуряев А. В.Вопросы защиты фирменных наименований в России// Право и экономика, №4, 2007
21. Шишкин Д. А.Проблема совершенствования правового регулирования институтов исключительныхправ на фирменное наименование и коммерческое обозначение// Российская юстиция,№12,2006