Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус космонавтов в международном праве

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ — ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Кафедра юриспруденции
Факультет юридический
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Международное право
«Правовой статус космонавтов в международном праве»
Выполнила студентка:
501 юв группы
заочного отделения
Хананова
Мария Владимировна
Проверила: к. ю. н.
Салимбаева Жанна Чугаевна
Алматы 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Правовая характеристика международного публичногоправа
1.1 Понятие международного публичного права
1.2 Система международного публичного права
Глава 2. Формирование и развитие космического права в России
2.1 Становление международного космического права
2.2 Понятие, источники международного космического права
2.3 Объекты международного космического права
2.4 Субъекты международного космического права
Глава 3. Правовой статус объектов и субъектов в космическомправе
3.1 Правовой режим космического пространства, естественныхнебесных тел, космических объектов и космонавтов
3.2 Международно-правовая ответственность в связи сдеятельностью в космическом пространстве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С самого начала космической деятельности оказалось, чтолюбой изее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств,а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международногосообщества.
Актуальность темы исследования заключается в развитии космической отраслина современном этапе развития России. Совершенствование отрасли требует и совершенствованияправового регулирования. Изучение эволюции правоотношений позволяет выявить проблемыправа, что подтверждает актуальность.
Степень изученности данной проблему не высока, стоит отметить работы такихавторов как Бекяшев, Ануфриев, и многих других. Отметим, что правовое регулированиеосуществляется множеством договоров и соглашений России с другими странами и организациями(в частности ООН).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды российскихавторов в области международного права.
Целью исследования являлось изучение правового статуса космонавтов в международномправе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучитьпонятие и характеристику международного права; ассмотреть формирование и развитиекосмического права в России; сследовать правовой статус космонавта.
Объектом исследования являются космические объекты и субъекты РоссийскойФедерации.
Предметом исследования является правовой статус космонавтов в международномправе.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения,списка использованной литературы и приложения.
/>Глава 1. Правовая характеристикамеждународного публичного права 1.1 Понятие международного публичного права
Международное право представляет собой самостоятельную комплекснуюнормативную систему права, совокупность юридических норм, создаваемых совместногосударствами путем согласования их воль. Цель международного права — регулированиеотношений между государствами в сфере их общих интересов.
В межгосударственной практике отсутствуют глобальная законодательная,исполнительная и судебная власти, нет и не может быть какой-либо верховной власти.Отсутствие международного законодательного органа означает, что создание норм международногоправа — непосредственная задача самих государств. Специфика норм международногоправа состоит в том, что они обладают согласительным, координационным характером.
Отсутствие международного исполнительного органа влечет за собойобязанность самих государств обеспечивать исполнение ими же самими созданных норм.Государства сами создают нормы международного права, сами себе их адресуют и самиже берут на себя обязанность их реализации.
Отсутствие глобальной судебной власти приводит к тому, что привлечениек ответственности нарушителей норм международного права также осуществляется самимигосударствами. Все международные судебные органы созданы государствами, функционируютна основе их волеизъявления, и ни один из этих судебных органов не может претендоватьна роль верховного международного суда. Если государство добровольно не исполняетсвоих международных обязательств, то оно может быть привлечено к ответственноститолько другими государствами.
Отношения, которые регулируются международным правом, принятоотождествлять с понятием «международные публичные правоотношения». Онивключают отношения:
- между государствами (двухсторонние, локальные многосторонние, универсальные);
- между государствами и международными межправительственными организациями;
- между государствами и государствоподобными образованиями;
- между государствами и нациями, борющимися за независимость;
- международных организаций друг с другом.
Все эти виды отношений представляют собой межгосударственныеотношения. Межгосударственные отношения можно определить как любые властные публичныеотношения с участием государства.
Международные межгосударственные отношения, являющиеся основнымпредметом регулирования международного права, можно разделить на несколько группв зависимости от затрагиваемых проблем:
- отношения, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективноне входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческимиценностями: международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы;
- отношения, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективноявляющиеся межгосударственными: установление государственных границ, оказание правовойпомощи, вопросы двойного гражданства, визовый или безвизовый порядок въезда;
- отношения, объективно принадлежащие к внутренней компетенции государства,но представляющие интерес для всего международного сообщества в целом: защита прави свобод человека, осуществление уголовной юрисдикции в отношении международныхпреступлений, оказание помощи в случае ядерной аварии.
Предметом международного права являются любые публично-правовыеотношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств. 1.2 Система международного публичного права
Международное право как особая система права представляет собойдовольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов. Ядросовременного международного права, его «конституцию» образуют основныепринципы международного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовыенормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Онипронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовыенормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениямосновных принципов.
Международное право, как и внутреннее право любого государства,подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные«блоки» международных отношений определенного вида и представляют собойсовокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более илименее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.
Например, отрасль «право международной безопасности»регулирует отношения по обеспечению международного мира и безопасности, «правомеждународных организаций» — порядок создания и деятельности международныхорганизаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве«несущей конструкции» каждой отрасли выступают основные принципы международногоправа, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принципзапрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).
Относительно числа и названия отраслей международного права вмеждународно-правовой науке имеется множество точек зрения. На мой взгляд, в международномправе сформировались следующие отрасли:
- право международной правосубъектности (регламентирует правовое положениегосударств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организацийи государствоподобных формирований как субъектов международного права и включаетв себя также институты признания и правопреемства);
- право международных договоров;
- право международных организаций;
- право международных конференций и совещаний;
- право внешних сношений;
- право международной безопасности;
- международное гуманитарное право;
- международное право в период международных конфликтов;
- право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
- международное морское право;
- международное воздушное право;
- международное космическое право;
- международное атомное право;
- право охраны окружающей среды;
- международное экономическое право.
Отрасли международного права в свою очередь состоят из болеепростых образований — подотраслей и институтов. Международное гуманитарное право,например, образуют две подотрасли: гуманитарное право в мирное время и гуманитарноеправо в период вооруженных конфликтов.
Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защитаправ человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действиецелый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защитечеловека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарноеправо в период вооруженных конфликтов».
Международно-правовой институт — более мелкий элемент правовойсистемы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих болееили менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулированияинститута, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить ихиз массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Примерами могутслужить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоровв праве международных договоров и др.
Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты международногоправа носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входитв состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так,нормы института консульской защиты граждан, задержанных в иностранном государствеза совершение преступления, имея свою «основную прописку» (С.С. Алексеев)в отрасли «право внешних сношений», входят в состав и международного гуманитарногоправа, и права международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образованомеждународное право, являются международно-правовые нормы.
/>Глава 2. Формирование иразвитие космического права в России/>2.1 Становление международногокосмического права
Международные космические отношения, обусловленное имимеждународное космическое право и тесно связанная с ними отрасль науки международногоправа, изучающая обе первые категории, появились примерно во второй половине XXв. и относятся к категории так называемых новейших.
Для первого периода развития отрасли — примерно 50-60-егоды XX в. — характерны национальные действия по освоению космической техники,разовые пробные запуски управляемых с Земли космических аппаратов, а также соответствующийдостигнутому уровню отношений способ регулирования — при помощи морально-политическихнорм, создаваемых в рамках международных межгосударственных организаций, в основномКомитетом по мирному использованию космоса, созданным Генеральной Ассамблеей ООНв 1959 г. в составе 24 государств (ныне — 61 государство). В доктрине этот периодполучил название «доспутниковый», хотя первая пробная ракета на жидкомтопливе была запущена 17 августа 1933 г. с подмосковного полигона, а в 1945 г. была закончена разработка проекта советской высотной ракеты для подъема двух человек и научнойаппаратуры на высоту 190 км1.
Доктрина этого периода характеризуется прогностическими работамии поисками путей формирования будущего сотрудничества. В отечественной науке этонаправление было представлено работами Е.К. Коровина, Э.Г. Василевской, В.С. Верещетина,Г.П. Жукова, Ю.М. Колосова, А.С. Пирадова и др., в зарубежной — М. Макдугала, С.Лэя, У. Дженкса, X. Таубенфельда, Ф. Фоссета и др.
В мае 1957 г. в СССР был сдан в эксплуатацию первый стартовыйкомплекс, 4 октября того же года был запущен первый искусственный спутник Земли,и только через полгода на орбиту был выведен спутник США.
Заложенный в первый период космического сотрудничества элементпротивостояния систем, в первую очередь СССР и США, дал впоследствии свой результатв виде искусственного разделения космоса на две различные по правовому режиму части- космическое пространство и естественные небесные тела, что следует из содержанияст. IV Договора по космосу 1967 г., причем только в отношении последних был установленрежим полной демилитаризации.
Второй период характеризуется созданием правовой базыновой отрасли и формированием международного космического права как отрасли международногоправа. В сжатый период времени вступили в силу Договор о принципах деятельностигосударств по исследованию и использованию космического пространства, включая Лунуи другие небесные тела, 1967 г. (в дальнейшем Договор по космосу 1967 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенныхв космическое пространство 1968 г. (Соглашение о спасании 1968 г.), Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности 1972 г.), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическоепространство 1975 г. (Конвенция о регистрации 1975 г.), сложился ряд обычаев — о прохождении особого разрешения космического аппарата через воздушноепространство других государств при выходе на орбиту, при смене траектории полетаи приземлении, об определении границы между суверенным воздушным и международнымкосмическим пространством. ИИ. Лукашук с полным основанием охарактеризовал второйпериод как «моментальное» право1.
Доктрина, как отечественная, так и зарубежная, характеризоваласьосмыслением принятых документов в связи с появлением новых видов сотрудничествагосударств. Так, две монографии Э.Г. Василевской посвящены разработке статуса ирежима Луны и других небесных тел и их ресурсов, монографии В.С. Верещетина, В.В.Маркова, В.Д. Бордунова, М.Н. Штерна, А.А. Рубанова также в качестве генеральногонаправления космического сотрудничества рассматривали мирное его развитие и связанныес ним преимущества. Зарубежная доктрина, представленная, в частности, работами Ф.Нозари (Швеция), Ч. Дальфена (Канада), П. Демблинга (США), А. Коккив целом разделялауказанные позиции, но при этом имелся общий для всех работ недостаток — они не противодействовалина своем уровне планам милитаризации космического пространства.
Особенности третьего периода развития отрасли, от последнегодесятилетия XX в. и до настоящего времени, состоят в следующем:
- пополнился субъектный состав отрасли за счет упрочения статуса межгосударственныхкосмических организаций временного и постоянного характера;
- увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности;
- началось активное развитие так называемой новой космической экономики,ведущей к коммерциализации космоса;
- активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийногоаппарата отрасли.
- увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности1;
- началось активное развитие так называемой новой космической экономики,ведущей к коммерциализации космоса;
- активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийногоаппарата отрасли.
На конец 2002 г. космической деятельностью занимается почти третьгосударств мира; в космосе одномоментно находятся около 800 только действующих КАи ИСЗ. В 2002 г. с космодрома Байконур (Казахстан) российская ракета «Днепр-1»вывела на орбиту шесть космических аппаратов, принадлежащих Италии, Аргентине,США, Германии, Великобритании, Саудовской Аравии. В этот же период Россией, США,Норвегией и Украиной создана и функционирует передвижная платформа для запуска ИСЗ,действует Международная космическая станция (МКС — ISS), регулярно принимающая интернациональныеэкипажи. МКС снабжается космическими «грузовиками» — транспортными КАРоссии и США (системы «Шаттл», «Прогресс», «Протон»)1.
Таким образом, третий период свидетельствует о принципиальноновых подходах к космической деятельности и ставит перед государствами общую задачунезамедлительной и эффективной регламентации всех видов использования космоса.
Международное сотрудничество в исследовании и использовании космоса.Сотрудничество государств в космической области осуществляется в двух направлениях- в области фундаментальной науки и так называемого прикладного космоса. Так, успешноиспользуется способ дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса, которыйдает ощутимые результаты в геологических и геодезических исследованиях, даже в археологии.Он результативен при осуществлении контроля за состоянием окружающей среды, приучете стока вод при таянии ледников, дающих до 90% пресной воды на Земле, при выявленииразломов земной коры, залегании полезных ископаемых. В то же время сведения о ресурсахи экономическом положении зондируемого государства, ставшие объектом свободногодоступа, могут быть использованы во вред интересам зондируемого государства. В связис этим рабочая группа по ДЗЗ Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу предложилаXLI сессии Генеральной Ассамблеи ООН принять резолюцию «Принципы, касающиесядистанционного зондирования Земли из космоса». В соответствии с ней государствадолжны придерживаться следующих правил:
- осуществлять ДЗЗ на благо и в интересах всех стран;
- осуществлять ДЗЗ в соответствии с международным правом;
- предоставлять возможность другим государствам участвовать в такойдеятельности и обеспечивать доступ зондируемых государств к се результатам;
- действовать таким образом, чтобы не нарушались интересы последнегопутем неправового использования информации о его ресурсах;
- по возможности обеспечивать развивающимся странам преимущественноеправо доступа к данным ДЗЗ.
Сотрудничество государств в области космической связи с использованиемискусственных спутников Земли (ИСЗ), решения прямой задачи ускорения связи и использованияпрямой связи с объектами как на Земле, так и в космосе способствует научным и культурнымобменам, спасательным работам в любой части Земли, в организации навигации и другихобластях[1]
Резолюция обязывает государства воздерживаться от передач, имеющихантигуманный характер, осуществлять вещание на чужую территорию только при явновыраженном согласии государства — собственника территории, нести ответственностьза национальную деятельность в связи с прямым радио — и телевещанием, осуществляемуюправительственными органами, организациями, частными лицами. В этих целях«Принципы.» обязывают государства информировать Генерального секретаряООН, сообщество государств и государство, на территорию которого планируется вестивещание.
/>2.2 Понятие, источники международногокосмического права
В современном международном праве сформировалась новая отрасль- международное космическое право. Ее объектом являются: отношения по поводу космическогопространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космическихобъектов, наземных космических систем; космическая деятельность.
Основными источниками международного космического права являютсямеждународные договоры. В их числе — Договор о принципах деятельности государствпо исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другиенебесные тела, 1967 г. (Договор по космосу) [2],Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов,запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности[3]),Конвенция о регистрации объектов[4],запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г[5].(Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами,между государствами и международными организациями.
Важную роль в регулировании правового режима космического пространстваиграют также Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическомпространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетнойобороны 1972 г. и др[6].
Субъектами международного космического права являются участникимеждународного правоотношения по поводу деятельности в космическом пространствеили использования космической технологии. Основными субъектами международного космическогоправа являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космическойдеятельности.
Вторичными субъектами международного космического права являютсямеждународные организации в соответствии со своей компетенцией (например, Международнаяорганизация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливаютдополнительные условия участия международных организаций в космической деятельности.
Так, например, по Конвенции об ответственности 1972 г., для того чтобы международная организация пользовалась правами и несла обязанности, вытекающиеиз Конвенции, необходимо соблюдение дополнительных условий:
- организация должна официально заявить о принятии ею обязательств поданной Конвенции;
- большинство членов организации должны быть участниками Договора покосмосу 1967 г.;
- организация должна осуществлять космическую деятельность.
Международное космическое право не исключает возможности осуществлениякосмической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами).
Однако предприятия не становятся субъектами международного космическогоправа, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этогоправа. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являютсямеждународными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правовогохарактера. Космическая деятельность данными субъектами осуществляется «с разрешенияи под постоянным наблюдением соответствующего государства», которое несет ответственностьза деятельность таких юридических лиц.
В международном космическом праве сложились следующие отраслевыепринципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесныхтел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национальногоприсвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическомупространству и небесным телам и др[7].
 2.3 Объекты международного космического права
Объектом международного космического нрава в самом общем смыслеслова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствамии создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями. Для уточнениявидов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мереусловного понятия предмета отношения как несущего более конкретную информацию.
В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматриватьто, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь,как указывалось ранее, само космическое пространство, его уникальные особенностиили, условно говоря, «процессы» — невесомость, солнечный ветер, наличиетаких геопозиций, которые дают особые преимущества расположенным на них КА и ИСЗ,как геостационарная орбита (ГСО).
Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. кмнад Землей в районе экватора. Она представляет собой, по определению юридическогоподкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, геометрическую позицию,в которой размещенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем если быон был размешен в каком-либо ином месте космического пространства. Геостационарныйспутник — спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земливокруг своей оси. Иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбитыкоторого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остаетсянеподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научной,культурной, технической и иных видов деятельности государств. ГСО относится к категорииограниченных природных ресурсов, поэтому ее использование должно контролироватьсясообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзомэлектросвязи (МСЭ). В соответствии со ст.1 Устава, принятого в 1992 г., МСЭ распределяет радиочастоты спектра, способствует улучшению использования радиочастот спектраи соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобыизбежать вредных помех между радиостанциями разных стран; ст.44 обязывает государства".стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума,а также использовать. орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно иэкономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите. разным странам".
Следующая группа объектов представлена широким спектром естественныхнебесных тел. Доктрина выделяет в первую очередь те из них, которые не заселеныдругими цивилизациями. Со своей стороны земляне неоднократно отправляли в дальнийкосмос послания к другим цивилизациям и активно участвуют в поисках их сигналов.Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющиепостоянные орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории«внеземных материалов», достигающие Земли естественным путем, — астероиды,метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены[8].
Правовой статус последних, включая так называемые процессы, определяетсятолько императивными нормами отрасли и нуждается в конкретном правовом регулировании.
Особый вид объекта (предмета) космических отношений представляютискусственные небесные тела, или, следуя более приближенному к нам, но весьма условномуопределению, — космические объекты. В этой категории находятся непилотируемые ипилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции,станции и базы на Луне и естественных небесных телах. По генеральному для этой группыобъектов признаку — антропогенному происхождению — сюда следует включить все то,что объединяется этим понятием, т.е. и космический мусор — бездействующие спутникиили их части, другие объекты антропогенной деятельности в космосе, представляющиеопасность и наносящие ущерб космической среде. По данным научно-технического подкомитетаКомитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, в настоящее время вокруг Земли обращаетсяболее 10 тыс. объектов, поддающихся наблюдению, и примерно 100 — 150 тыс. таких,которые не могут быть обнаружены существующими ныне средствами; 20% из них являютсянефункционирующими спутниками или их частями, остальные — осколками, несущимисяв пространстве со средней скоростью 10 км/с. В октябре 1999 г. МКС пришлось маневрировать на орбите из-за угрозы столкновения с отработавшим разгонным блокомамериканской ракеты-носителя «Пегасус».
К объектам международного космического права следовало бы отнеститакже ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность: оборудованиедля запуска, стационарные и передвижные платформы для запуска, в роли которых впрактике России выступила подводная лодка в Арктике, центры управления полетами,ангары для хранения и ремонта космической техники. Однако правовое решение вопросовстатуса перечисленных объектов отсутствует.
 2.4 Субъекты международного космического права
Субъектом международного космического права, с учетомобщих положений международного права, являются государства и образованные ими международныемежгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности,осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых,в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные
Ежедневно на территорию Земли выпадает до 6 т метеоритов и метеоритнойпыли. В России сбором «космического грунта» занимается Комитет по метеоритам.Присвоение метеоритов частными лицами, именуемое «метеоритным пиратством»,преследуется государством.
Признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектомотрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международныекосмические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнениек общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками«космического пакета» документов. Таким образом, нормы космического праваадресованы двум основным группам субъектов — государствам и созданным ими организациям.Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степениучастия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые"запускающие" государства и государства регистрации. Космическийобъект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикциягосударства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняетсяна весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушноепространство третьих государств. «Запускающее» государство, в том числеучаствующее в запуске как член международной организации (например, по Соглашениюо создании МКС каждое европейское государство — член Евросоюза и соответственно- ЕКА), рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию(ст.5,6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск,предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объектаили давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившегов состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государствав качестве «запускающего» важно при распределении в случае аварии и причинениявреда. Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества,как отмечалось ранее, могут быть участниками правоотношений и субъектами отраслитолько тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствиис основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяетсяуставными документами. В последнее время публичный характер деятельности межгосударственныхкосмических организаций (МКО) дополнился частноправовым, коммерческим сегментом,что позволяет говорить о производственно-коммерческом или, по определению К.П. Людвига(Германия), промышленно-политическом характере ряда МКО. В качестве таких организацийна III Конференции ЮНИСПЕЙС были названы ИНТЕЛСАТ, ИНМАРСАТ, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, ЕВМЕТСАТ,АРАБСАТ.
/>Глава 3. Правовой статусобъектов и субъектов в космическом праве 3.1 Правовой режим космического пространства, естественныхнебесных тел, космических объектов и космонавтов
Следствием деятельности государств по исследованию и использованиюкосмического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел- пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различныхразмеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах,которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или«аэрокосмический объект». Государства имеют право выводить космическиеобъекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах,запуск с них, размещать на них космические объекты — установки, обитаемые и необитаемыестанции на поверхности и в недрах небесных тел. Тем не менее их режим имеет рядособенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:
- внесения его в национальный регистр и далее — в Реестр Генеральногосекретаря ООН;
- нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведенаидентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государстварегистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику(запуск «Радио-астрона» — уникального телескопа — на высоту 360 тыс. кмосуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космическиеобъекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированныедолжным образом, возврату не подлежат.
Во время нахождения в космическом пространстве на космическийобъект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства.
Например, при аварии американской космической станции «Скайлэб»в 1976 г. шлейф металлических осколков составил около 100 км, а при аварии «Колумбии» в 2003 г. площадь рассеяния обломков составила уже 72тыс. кв.км. С повышением веса груза и общего веса космических объектов с учетомтоплива для выхода на орбиту — «Шаттл» способен доставлять в космос до30 т груза, планируемая для полета на Марс в будущем десятилетии станция будет веситьпримерно 700 т — площадь, подвергающаяся загрязнению, будет увеличиваться. Однакоправо собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру,образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности,может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а такжев соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическимлицам.
Положения о защите права собственности включаются в двусторонниедоговоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослатьсяна двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, США и Японией. Уникальность последнегозаключается не только в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикойсохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции,но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космическихобъектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяетна них свое национальное законодательство (ст.5, 6 Соглашения о МКС).
Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии сДоговором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажейи космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал61 иностранец.
Космонавтом — членом космического экипажа считается:
- гражданин одного из участвующих в запуске государств;
- выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахожденияна управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесномтеле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт- член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.Согласно ст.5 Соглашения 1998 г. государство — участник Соглашения". сохраняетюрисдикцию и контроль. над лицами из состава персонала на космической станции, находящимисявнутри или снаружи ее, которые являются его гражданами". Что же касается статусакосмических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция,он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, еслимеждународными договорами не будет установлено иное.
В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества,что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемернуюпомощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлятьтерпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях,аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государстворегистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а такжео любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах,которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в очередь с государствомрегистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтови их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телахи в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
 3.2 Международно-правовая ответственность в связи сдеятельностью в космическом пространстве
Космическая деятельность субъектов международного права подчиненаимперативам основных принципов международного права, в соответствии с которыми кнаиболее тяжким международным правонарушениям относятся: развязывание и ведениевоенных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действийиным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космосадля ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса.
В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственныеорганизации несут ответственность нематериального и материального характера, связаннуюс применением как вооруженной силы, так и иных способов ограничения суверенитетаи дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство.
Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающиев результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтомявляются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедицияхна небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭсведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).
Особенности института ответственности в отрасли космическогоправа обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь — признаниеего территории зоной особого риска как относительно Земли, так и относительнонаходящихся в нем космических объектов.
1. Как в случае совершения правонарушений, характеризующихся наличиемвины, так и в любом ином случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действуетпринцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства илииные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственностькаждого определяется его виной.
2. Основным субъектом ответственности за космическую деятельность являетсягосударство. В случае участия в ней межгосударственной организаций ответственностьнаравне с ней несут государства — члены организации.
3. Государство несет ответственность за деятельность в космосе своихграждан, национальных юридических лиц.
4. Государство или международная межгосударственная организацияимеют право на возмещение ущерба со стороны государств причинителей и даже третьихгосударств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезнуюугрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшитьусловия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).
5. Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государствурегистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается,что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессногоиска.
6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация,ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенциейоб ответственности 1972 г. обеспечивает интересы истца.
8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допуститьк ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеетправо защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия. [9].
/>Заключение
Обобщим результаты проведённого исследования. Основными источникамимеждународного космического права являются международные договоры. В их числе — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космическогопространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращенииобъектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствамии международными организациями. Космическое право имеет следующие особенности: толькокосмическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной средыв интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятсянебесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективеиспользованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутнойтерритории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространствоне поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическоепространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосеи на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляетсяс помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использованиекосмоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность.
/>Список использованной литературы
1. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс.- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 295 с.
2. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, М43 Д.К. Бекяшев,К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб.и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с.
3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованиюкосмического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва — Вашингтон- Лондон, 27 января 1967 года).
4. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическимиобъектами (Москва — Лондон — Вашингтон, 29 марта 1972 года).
5. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство(Нью-Йорк, 14 января 1975 года).
6. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах(Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).
7. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс.- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — С.216
8. И.М. Хужокова. Международное право. Краткий курс. Издательство: Окей-книга, 2009 г., 128 стр.
9. Б.Л. Зимненко. Международное право и правовая система РоссийскойФедерации. Особенная часть. Издательство:, Статут, 2010 г., 544 стр
10. Международное право. Издательство: Закон и право, 2010 г., 456 стр.
11. Международное право. Особенная часть. Издательство: Статут, 2010 г., 624 стр.
12. Международное право. Издательство: Норма, 2010 г., 720 стр.
13. И.Н. Глебов. Международное право. Словарь. Издательство: Дрофа, 2010 г., 464 стр.
14. И. И. Лукашук. Международное право. Общая часть. Издательство: ВолтерсКлувер, 2008 г., 432 стр.
15. Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. Международное право в вопросах иответах. Издательство: Эксмо, 2009 г., 336 стр.
16. Международное право. Издательство: АСТ,, 2010 г., 64 стр.
17. Действующее международное право. В 2 томах. Том 1. Издательство:Международные отношения, 2007 г., 768 стр.
18. Международное право. Издательство: Юнити-Дана, 2010 г., 480 стр.
19.В.Л. Толстых. Курс международного права. Издательство: Волтерс Клувер, 2010 г., 1056 стр.
20. О.В. Буткевич. У истоков международного права. Издательство Р. Асланова«Юридический центр Пресс», 2008 г., 896 стр.
21.Г.И. Тункин. Теория международного права. Издательство: Зерцало, 2009 г., 416 стр.
22.Н.Ю. Ерпылева. Международное частное право. Издательство: Юрайт, 2010 г., 1312 стр.
23. Под редакцией А.Н. Вылегжанина. Международное право. Издательство:Юрайт, 2010 г., 1008 стр.
24. И.Н. Глебов. Международное право. Издательство: Дрофа, 2006 г., 368 стр.
25.П.Н. Бирюков. Международное право. Издательство: Юристъ, 2008 г., 688 стр.

Приложение
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненныйкосмическими объектами
Принята: 1971
Государства — участники настоящей Конвенции, признавая общую заинтересованностьвсего человечества в дальнейшем исследовании и использовании космического пространствав мирных целях, напоминая о Договоре о принципах деятельности государств по исследованиюи использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела,принимая во внимание, что, несмотря на меры предосторожности, которые должны приниматьгосударства и международные межправительственные организации, занимающиеся запускомкосмических объектов, эти объекты могут иногда причинять ущерб, признавая необходимостьразработки эффективных международных правил и процедур относительно ответственностиза ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности, безотлагательнойвыплаты на основании положений настоящей Конвенции полной и справедливой компенсациижертвам такого ущерба, полагая, что установление таких правил и процедур будет содействоватьукреплению международного сотрудничества в области исследования и использованиякосмического пространства в мирных целях, согласились о нижеследующем:
Статья I
Для целей настоящей Конвенции:
a) термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение илииное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств,либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственныхорганизаций;
b) термин «запуск» включает попытку запуска;
c) термин «запускающее государство» означает:
i) государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта,ii) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космическогообъекта;
d) термин «космический объект» включает составные части космическогообъекта, а также средство его доставки и его части.
Статья II
Запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсацииза ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушномусудну в полете.
Статья III
Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающегогосударства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причиненущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несетответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц,за которых оно отвечает.
Статья IV
1. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одногозапускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причиненущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняетсяущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первыхгосударства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в нижеследующихпределах:
a) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушномусудну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной;
b) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам илиимуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхностиЗемли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основаниивины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечаетлюбое из этих двух государств.
2. Во всех случаях солидарной ответственности, упомянутых в пункте 1 настоящейстатьи, бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя первыми государствамисоразмерно степени их вины; если степень вины каждого из этих государств установитьневозможно, то бремя компенсации за ущерб распределяется между ними поровну. Такоераспределение не затрагивает права третьего государства требовать всей компенсацииза ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств иливсех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.
Статья V
1. Когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта,они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб.
2. Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет праворегрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместногозапуска могут заключать соглашения о распределении между собой финансовых обязательств,по которым они несут солидарную ответственность. Такие соглашения не затрагиваютправа государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущербна основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающихгосударств, которые несут солидарную ответственность.
3. Государство, с территории или установок которого производится запуск космическогообъекта, рассматривается в качестве участника совместного запуска.
Статья VI
1. При условии соблюдения положений пункта 2 настоящей статьи освобождение отабсолютной ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государстводокажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежностилибо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороныгосударства — истца, либо физических или юридических лиц, которых оно представляет.
2. Никакого освобождения не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатомдеятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву,включая, в частности, Устав Организации Объединенных Наций и Договор о принципахдеятельности государств по исследованию и использованию космического пространства,включая Луну и другие небесные тела.
Статья VII
Положения настоящей Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическимобъектом запускающего государства:
a) гражданам этого запускающего государства;
b) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанныхс этим космическим объектом, со времени его запуска или на любой последующей стадиивплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающегогосударства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращенияобъекта.
Статья VIII
1. Государство, которому причинен ущерб, либо физическим или юридическим лицамкоторого причинен ущерб, может предъявить запускающему государству претензию о компенсацииза такой ущерб.
2. Если государство гражданства потерпевшей стороны не предъявило претензии,то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношенииущерба, причиненного на его территории любому физическому или юридическому лицу.
3. Если ни государство гражданства потерпевшей стороны, ни государство, на территориикоторого был причинен ущерб, не предъявили претензии или не уведомили о своем намерениипредъявить претензию, то другое государство может предъявить запускающему государствупретензию в отношении ущерба, который причинен лицам, постоянно проживающим на еготерритории.
Статья IX
Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическимканалам. Если государство не поддерживает дипломатических отношений с соответствующимзапускающим государством, оно может обратиться к другому государству с просьбойпредъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образомпредставлять его интересы на основании настоящей Конвенции. Оно может также предъявитьпретензию через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций при условии,что как государство — истец, так и запускающее государство являются членами ОрганизацииОбъединенных Наций.
Статья X
1. Претензия о компенсации за ущерб может быть предъявлена запускающему государствупо прошествии не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающегогосударства, которое несет ответственность за ущерб.
2. Однако если государству не известно о причинении ущерба или если оно не смоглоустановить запускающее государство, которое несет ответственность за ущерб, то этопервое государство может предъявить претензию в течение одного года с даты, когдаему стали известны указанные выше факты; этот период, однако, ни в коем случае непревышает одного года с даты, когда, по разумным предположениям, такое государствомогло узнать об этих фактах, приложив должные усилия.
3. Сроки, определенные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, применяются даже в томслучае, когда полный объем ущерба может не быть известен. Однако в этом случае государство- истец имеет право пересмотреть претензию и представить дополнительную документациюпо истечении таких сроков, но не позднее одного года после того, как стал известенполный объем ущерба.
Статья XI
1. Для предъявления запускающему государству претензии о компенсации за ущербна основании настоящей Конвенции не требуется, чтобы государство — истец либо физическиеили юридические лица, которых оно представляет, предварительно исчерпали местныесредства удовлетворения претензии, которые могут иметься в их распоряжении.
2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует государству либо физическимили юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либов административных трибуналах или органах запускающего государства. Государство,однако, не имеет права предъявлять на основании настоящей Конвенции претензию овозмещении того же ущерба, в отношении которого возбужден иск в судах либо в административныхтрибуналах или органах запускающего государства или же на основании другого международногосоглашения, обязательного для заинтересованных государств.
Статья XII
Компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании настоящейКонвенции за причиненный ущерб, определяется в соответствии с международным правоми принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающеефизическому или юридическому лицу, государству или международной организации, отимени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, еслибы ущерб не был причинен.
Статья XIII
Если государство — истец и государство, которое должно выплатить компенсациюна основании настоящей Конвенции, не приходят к соглашению относительно иной формыкомпенсации, то эта компенсация выплачивается в валюте государства — истца или- по просьбе такого государства — в валюте государства, которое должно выплатитькомпенсацию.
Статья XIV
Если урегулирование претензии не достигнуто путем дипломатических переговоров,как это предусмотрено в статье IX, в течение одного года с даты, когда государство- истец уведомляет запускающее государство, что оно представило документацию посвоей претензии, заинтересованные стороны создают по требованию любой из сторонКомиссию по рассмотрению претензий.
Статья XV
1. Комиссия по рассмотрению претензий состоит из трех членов: члена Комиссии,назначаемого государством — истцом, члена Комиссии, назначаемого запускающим государством,и председателя, выбираемого совместно двумя сторонами. Каждая сторона производитсоответствующее назначение в двухмесячный срок с даты предъявления требования осоздании Комиссии по рассмотрению претензий.
2. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления требования о создании Комиссиине достигнуто согласие относительно выбора председателя, любая из сторон может обратитьсяк Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателяв течение последующего двухмесячного периода.
Статья XVI
1. Если одна из сторон не производит соответствующего назначения в течение установленногопериода, председатель по просьбе другой стороны выступает в качестве единоличнойКомиссии по рассмотрению претензий.
2. Любая вакансия, которая может возникнуть в Комиссии по любой причине, заполняетсяс соблюдением той же процедуры, которая принята для первоначальных назначений всостав Комиссии.
3. Комиссия сама устанавливает процедуру своей работы.
4. Комиссия определяет место или места, в которых она будет проводить свою работу,и принимает решения по всем другим административным вопросам.
5. За исключением решений или определений, выносимых единоличной Комиссией, всерешения и определения Комиссии выносятся большинством голосов.
Статья XVII
Никакого увеличения состава Комиссии по рассмотрению претензий не производитсяпо той причине, что два государства — истца или запускающих государства или болеевыступают совместно по любому из рассматриваемых Комиссией дел. Выступающие совместногосударства — истцы коллективно назначают одного члена Комиссии таким же образоми с соблюдением таких же условий, как и в случае, когда претензию выдвигает одногосударство. Когда совместно выступают два запускающих государства или более, онитаким же образом коллективно назначают одного члена Комиссии. Если государства- истцы или запускающие государства не проводят соответствующих назначений в течениеустановленного периода, председатель выступает в качестве единоличной Комиссии.
Статья XVIII
Комиссия по рассмотрению претензий устанавливает обоснованность претензии о компенсациии определяет сумму компенсации, если она подлежит выплате.
Статья XIX
1. Комиссия по рассмотрению претензий действует в соответствии с положениямистатьи XII.
2. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом быладостигнута договоренность между сторонами; в ином случае Комиссия выносит окончательноеопределение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе добройволи. Комиссия излагает обоснование своего решения или определения.
3. Комиссия выносит свое решение или определение в кратчайший возможный сроки не позднее, чем через год с даты ее создания, если она не сочтет необходимым продлитьэтот срок.
4. Комиссия опубликовывает свое решение или определение. Она передает завереннуюкопию своего решения или определения каждой из сторон, а также Генеральному секретарюОрганизации Объединенных Наций.
Статья XX
Расходы, связанные с работой Комиссии по рассмотрению претензий, распределяютсяпоровну между сторонами, если Комиссия не выносит иного решения.
Статья XXI
Если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет в больших масштабахугрозу для жизни людей или серьезно отражается на условиях жизни населения или деятельностижизненно важных центров, то государства — участники, и в частности запускающее государство,изучают возможность безотлагательного предоставления соответствующей помощи государству,которому причинен ущерб, когда последнее обращается с просьбой об этом. Однако этоне затрагивает прав или обязанностей государств — участников, возникающих на основаниинастоящей Конвенции.
Статья XXII
1. В настоящей Конвенции, за исключением статей XXIV — XXVII, ссылки на государстварассматриваются как относящиеся к любой международной межправительственной организации,которая осуществляет космическую деятельность, если эта организация заявляет, чтоона принимает на себя права и обязанности, предусмотренные настоящей Конвенцией,и если большинство государств — членов этой организации являются государствами- участниками настоящей Конвенции и Договора о принципах деятельности государствпо исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другиенебесные тела.
2. Государства — члены любой такой организации, являющиеся участниками настоящейКонвенции, принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы организациясделала заявление в соответствии с предыдущим пунктом.
3. Если какая-либо международная межправительственная организация ответственназа ущерб в соответствии с положениями настоящей Конвенции, то эта организация ите из ее государств — членов, которые являются участниками настоящей Конвенции,несут солидарную ответственность, при соблюдении, однако, следующих условий:
a) любая претензия о компенсации за такой ущерб предъявляется в первую очередьэтой организации;
b) если организация в течение шести месяцев не выплатила суммы, согласованнойили установленной в качестве компенсации за такой ущерб, то только в этом случаегосударство — истец может поставить вопрос об ответственности государств — членовэтой организации, являющихся участниками настоящей Конвенции, за уплату этой суммы.
4. В соответствии с положениями настоящей Конвенции любая претензия о выплатекомпенсации за ущерб, причиненный какой-либо организации, которая сделала заявлениев соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, представляется государством — членомэтой организации, являющимся участником настоящей Конвенции.
Статья XXIII
1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают других действующих международныхсоглашений о том, что касается отношений между государствами — участниками этихсоглашений.
2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует заключению государствамимеждународных соглашений, подтверждающих, дополняющих или расширяющих ее положения.
Статья XXIV
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство,которое не подпишет настоящей Конвенции до вступления ее в силу в соответствии спунктом 3 настоящей статьи, может присоединиться к ней в любое время.
2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационныеграмоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствамСоюза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобританиии Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаютсяв качестве правительств — депозитариев.
3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационнойграмоты.
4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которыхбудут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступаетв силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.
5. Правительства — депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие настоящуюКонвенцию и присоединившиеся к ней государства о дате каждого подписания, о датесдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, одате вступления в силу настоящей Конвенции, а также о других уведомлениях.
6. Настоящая Конвенция будет зарегистрирована правительствами — депозитариямив соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Статья XXV
Любое государство — участник Конвенции может предлагать поправки к настоящейКонвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Конвенции,принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участниковКонвенции, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Конвенциив день принятия им этих поправок.
Статья XXVI
Через десять лет после вступления в силу настоящей Конвенции вопрос о ее пересмотребудет включен в предварительную повестку дня Генеральной Ассамблеи Организации ОбъединенныхНаций, с тем чтобы на основе опыта применения Конвенции рассмотреть вопрос о том,нуждается ли она в изменении. Однако в любое время через пять лет после вступленияКонвенции в силу по просьбе одной трети государств — участников и с согласия большинствагосударств — участников созывается конференция государств — участников с целью пересмотранастоящей Конвенции.
Статья XXVII
Любое государство — участник Конвенции может уведомить о своем выходе из Конвенциичерез год после вступления ее в силу путем письменного уведомления правительств- депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня полученияэтого уведомления.
Статья XXVIII
Настоящая Конвенция, русский, английский, испанский, китайский и французскийтексты которой являются равно аутентичными, будет сдана на хранение в архивы правительств- депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящей Конвенции будут препровожденыправительствами — депозитариями правительствам государств, подписавших Конвенциюи присоединившихся к ней.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные,подписали настоящую Конвенцию.
Совершено в трех экземплярах в городах Москве, Лондоне и Вашингтоне марта, 29дня, тысяча девятьсот семьдесят второго года.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.