Реферат по предмету "Государство и право"


Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
i. История развития теории разделения властей. 5
ii. Реализация принципа разделения властей в росиийскойфедерации. 10
2.1. Президент. 10
2.2. Законодательная ветвь власти. 13
2.3. Исполнительная ветвь власти. 15
2.4. Судебная ветвь власть. 19
2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены). 22
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХСОКРАЩЕНИЙ… 27
ВВЕДЕНИЕ
Принцип разделениявластей является одним из основных принципов организации государственной властии одним из основополагающих принципов организации и функционированиядемократического, конституционного, правового государства.
Принцип разделениявластей означает, что законодательную деятельность должен осуществлятьпредставительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительнуюдеятельность (государственное управление, государственное регулирование) — органы исполнительной власти, правосудие — суды, при этом «ветвивласти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг отдруга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделениевластей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество,государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическоеобоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить исбалансировать государственно-властные полномочия между различнымигосударственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либобольшей их части в ведении единого органа государственной власти илидолжностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые«ветви власти» — законодательная, исполнительная и судебная — могутсдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушениязаконов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Принцип разделениявластей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплёнон и в КРФ 1993 года.
Цель и задачи курсовойработы во многом определялись потребностями современного развития российскойгосударственности:
Цель: обобщить историюпринципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития ипроанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данныймомент в Российской Федерации.
Задачи:
1) Проанализироватьпринцип разделения властей для выявления в нём недостатков;
2) Рассмотреть положениепрезидента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.
Методы исследования:
1)   Исследование нормативно-правовойлитературы;
2)   Подбор и исследование специальнойлитературы;
3)   Обобщение полученных данных и ихсистематизация.
Для написания курсовой работы  использовалисьКонституция РФ, федеральное законодательство и комментарии к нему, учебная испециальная литература, в том числе Баглай, М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник для вузов, Бойцова, В.В. Служба защиты прав человекаи гражданина, Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник,  Малько,А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах, Чиркин, В.Е.Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.
/>I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.
Принцип разделениявластей впервые сформулирован английским просветителем XVII века Дж. Локком.Будучи противником тирании, сторонником «теории общественногодоговора», компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после«славной революции» государственный строй, он в сочинении «Дватрактата о государственном управлении» предложил разделение властей потрём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе смонархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём еёотделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти былиотнесены и суды.
Французский просветительШ.Л.Монтескье в трактате «О духе законов» предложил традиционнуюмодель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная властьосуществляется собранием представителей и выражает интересы народа,исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своейприроде, она осуществляет законы, судебная власть «карает преступления иразрешает столкновения частных лиц».
В России идея разделениявластей как принципа  либерализма  впервые  в наиболее  чёткой  форме  была выражена  М.М.  Сперанским  (1772–1839г.)[1]в «Проектах и  записках».  В  своих  проектах  государственных  преобразованийСперанский мечтал  о  конституционной  монархии,  которая  управляла  бы  на«непременном  законе».  Законность  форм  осуществления  власти   Сперанскийпрежде всего связывал с необходимостью разделения властей.  «Законодательнаявласть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и  принимаетзаконы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная  свою  работу 19сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует  в  деятельности Думы,но «никакой новый  закон  не  может  быть  издан  без  уважения  Думы.Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе».  МнениеДумы свободно,  и  поэтому  монарх  не  может  «ни  уничтожить  законов,  ниобезобразить  их»,  так  как  в  своих   действиях   исполнительная   властьподконтрольна  представительному   органу.   Судебная   власть   реализуетсясудебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим  судебныморганом — Сенатом. Три  власти  управляют  государством  подобно  тому,  какчеловек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Порядок вустроенном таким  образом  государстве  охраняется  законом.
Рассмотренные   выше  проекты механизма  разделения  властей  Д. Локка  и  М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «РусскаяПравда» —  в качестве      формы      государственного      правления     предусматривал республику — наиболее  распространенную  в   настоящее  время,   и   потому чрезвычайно  интересен.   Законодательная   власть   по  проекту   Пестеля, сосредоточена в Народном вече —  «однопалатном  органе, который  избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной  пятой его  части,  при этом «тот же самый может быть опять избран». «Никто не  может распустить Народное  вече.  Оно  представляет  волю  в  государстве,  душу народа». Исполнительная  власть  —  державная  Дума  —  состоит  из   пяти  человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один  и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все  правительствующие  места состоят под ведомством и начальством  державной  Думы». Блюстительная  власть — Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю  жизнь  ине участвуют ни в законодательной, ни в  исполнительной  власти.  Кандидатовназначают губернии, а Народное вече замещает  ими  «выбылые  места».  Каждыйзакон направляется на утверждение в Верховный собор,  который  не  входит  вего  рассмотрение  по  существу,  но  тщательно  проверяет  соблюдение  всехнеобходимых формальностей, и  только  после  утверждения  Верховным  соборомзаконопроект  получает  юридическую  силу.
Проект КонституцииМуравьёва предусматривал конституционную монархию, федеративное устройство,разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, двухпалатныйпарламент. Император Александр II провёл судебную, городскую и земскую реформы,фактически были созданы единая судебная система и местное самоуправление. Крометого, конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова предполагал учреждениепредставительного законосовещательного органа. В 1905-1906 годах, послеучреждения Государственной Думы и установления конституционной, дуалистическоймонархии принцип разделения властей получил определённое закрепление. СогласноМанифесту от 17 октября 1905 года и Основным государственным законам 1906 годаверховная власть принадлежала императору, но она уже не была неограниченной.Законодательная власть принадлежала императору в единении с ГосударственнойДумой и Государственным Советом, «власть управления» (исполнительнаявласть) — императору, судебная власть — судам, установленным законом(осуществлялась ими от имени императора). Совет министров из совещательногооргана при императоре преобразован в самостоятельное правительство. Конституционнаямонархия просуществовала немногим более 10 лет, и в 1917 году, после отреченияИмператора Николая II от престола, имело место не разделение властей, адвоевластие Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов.
В Советском государствепринцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицалсякак неприемлемый и «буржуазный». Формально, по Конституции, всявласть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов,которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органыбыли подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все государственныеорганы формировались Советами. Никакого разделения властей, только полновластиеСоветов.
Вновь о разделениивластей вспомнили в период конституционных реформ. В 1988 году в КонституциюСССР были внесены изменения, создана двухступенчатая система высшихпредставительных органов (Советов) — народные депутаты избирались гражданами, аВерховный Совет формировался Съездом народных депутатов. Кроме того, поправкипредусматривали возможность выдвижения независимых кандидатов в депутаты.Первые альтернативные выборы народных депутатов СССР в 1990 году стали большимсобытием в политической жизни страны. Год спустя аналогичные изменения быливнесены и в Конституцию РСФСР, а в 1990 году состоялись альтернативные выборы вСоветы всех уровней. В том же 1990 году введён пост Президента СССР, учрежденыСовет Федерации и Комитет конституционного надзора СССР. Президент СССРрассматривался как глава государства[2].Конституция РСФСР рассматривала Президента не как главу государства, а каквысшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Он имел правоотлагательного вето на принимаемые Верховным Советом законы (в отношении актовСъезда у него такого права не было). Исполкомы Советов  были преобразованы всамостоятельные исполнительные органы — Администрации. Как самостоятельная«ветвь власти» оформляется судебная власть, помимо судов общейюрисдикции создан Конституционный Суд РФ, создана система арбитражных судов.Районные и городские Советы и администрации обновлённым законодательствомопределяются не как органы государственной власти, а как органы местногосамоуправления. В 1992 году, после распада СССР, принцип разделения властей,провозглашенный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 года,был закреплён в Конституции Российской Федерации — России. Однако увеличениечисла конституционных поправок приводило к многочисленным противоречиям(достаточно отметить, что в статью 3 Конституции был введён принцип разделениявластей, а из статьи 2 не был исключён принцип полновластия Советов). В такойпротиворечивой системе был заложен конституционный кризис, и разрешитьпротиворечия можно было только путём принятия новой Конституции.
25 апреля 1992 г. был проведён всероссийскийреферендум по четырём вопросам, народ поддержал Президента и проводимые имэкономические реформы, однако конституционное большинство, необходимое дляроспуска Парламента, достигнуто не было (несмотря на то, что более двух третейпроголосовавших избирателей проголосовали за досрочные выборы депутатов). Послереферендума Президент опубликовал свой проект КРФ, а в июне созвалКонституционное Совещание, которое на основе президентского проекта разработалопроект новой Конституции со смешанной, полупрезидентской формой правления,широкими полномочиями Президента и двухпалатным Парламентом.
 12 декабря 1993 года,одновременно с выборами в Федеральное Собрание, было проведено всенародноеголосование по Конституции, и при едва превысившей 50 процентов активностиизбирателей, небольшим перевесом была принята Конституция Российской Федерации,закрепившая  систему государственной власти.   II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯВЛАСТЕЙ В РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.1. Президент
Пост главы государствасуществует при всех формах правления. В монархических государствах этонаследственный монарх, в республиках — выборный президент. Глава государства,обычно наделяем широкими полномочиями в сфере взаимоотношений сзаконодательной, исполнительной и судебной властями и выступает каксвоеобразный символ государства и официальный представитель народа. Главагосударства должен обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисови конфликтов между органами государственной власти.
Часть 1 статьи 80  КРФ[3]определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде егофункции. Он является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина,принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти (иначе говоря — координирует деятельность«ветвей власти»), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию какглава государства внутри страны и в международных отношениях. Весьма сложной иответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованногофункционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие отряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в КРФ«арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение,будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ иесть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений илипорождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФвправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодолениякризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органовгосударственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношенийорганов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различнымисубъектами РФ.
Президент избираетсягражданами РФ на четырёхлетний срок полномочий с возможностью переизбрания навторой срок. Он не подотчётен Федеральному Собранию, не несёт перед нимполитической ответственности и может быть отрешён от должности только засовершение государственной измены или иного тяжкого преступления.
Указы и распоряженияПрезидента РФ, с одной стороны, должны соответствовать КРФ и федеральнымзаконам (то есть они являются подзаконными актами), с другой стороны, ониявляются обязательными для исполнения на всей территории РФ. По сложившейсяконституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях,когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и вслучае обнаружения пробелов в законодательстве.
Досрочное прекращениеполномочий Президента возможно в случае[4]:
1) его отставки; ...
2) стойкой неспособности по состояниюздоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3) отрешения от должности
Конституция проводитчеткое различие полномочий Президента и ФС, исходя из принципа разделениявластей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентомпозволяют рассматривать главу государства как непременного участниказаконодательного процесса.
Президенту принадлежитправо назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президентаназначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается натридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньшеэтого срока[5].
Президент имеет правозаконодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в ГосударственнуюДуму, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумяпалатами ФС при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждойпалаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.
Президент вправераспускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренныхКонституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации.Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленныхкандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 КРФ), при двукратномвынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и приотказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 КРФ)[6].В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем,чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная Дума не может бытьраспущена Президентом:
1) в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвиненияпротив Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всейтерритории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев доокончания срока полномочий Президента РФ[7].
Отношения Президента иисполнительной власти основываются на безусловном приоритете президентскойвласти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним толькоусловием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президентединолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делатьдаже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только попредложению Председателя Правительства Президент назначает на должность иосвобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральныхминистров. Он имеет право (и часто им пользуется) председательствовать назаседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его фактически руководящемположении в исполнительной власти.
В соответствии спринципами разделения властей и независимости судов Президент не вправевмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формированииорганов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижениякандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей КонституционногоСуда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органовРоссийской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов,что предусмотрено ч. 2 ст. 128 КРФ[8].Так же Президент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями — проводитсогласительные процедуры, осуществляет помилование. Никто не вправе требоватьот Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушениемпринципа разделения властей.2.2. Законодательная ветвь власти
Согласно статье 94  КРФ[9]Федеральное Собрание — парламент РФ является представительным и законодательныморганом РФ. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит изСовета Федерации и Государственной Думы (иногда их называют верхней и нижнейпалатой соответственно). Государственная Дума, которая избирается по пропорциональнойсистеме, представляет население России в целом, а также основные политическиесилы. Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждогосубъекта РФ (по одному от законодательной и исполнительной власти),представляет субъекты РФ.
Самостоятельность инезависимость законодательной власти вытекают из принципов суверенитета народаи разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявлениянарода, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависитот Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. ПрезидентРФ является участником законодательного процесса, обладает правом вето, аКонституционный Суд РФ вправе объявить любой закон — полностью или частично — неконституционным, т. е. утратившим юридическую силу. Но и Федеральное Собраниев свою очередь имеет конституционные рычаги воздействия на Президента РФ и наформирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность полномочийпомогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечиваетФедеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.
Состав палат, как ипринципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъектаРФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственнойвласти[10].Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации идепутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается наконституционно установленный срок — 4 года, а Совет Федерации установленногосрока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации,так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаетсяфедеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон «О выборахдепутатов Государственной Думы ФС Российской Федерации» от 20.11.2002, редакцияот 02.02 2006 и Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации ФСРоссийской Федерации» от 5 августа 2000 г.
Федеральному собраниюсвойственны три классические основные функции парламента, на которых,собственно, и выросла представительная система[11]:
1) принятие законов;
2) утверждение государственногобюджета;
3) определенный контроль заисполнительной властью.
Две первые функциипрактически нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья — породила различные подходы. При парламентарных формах правления контроль заисполнительной властью носит многосторонний характер, а главное — включаетправо парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлятьего в отставку.
Законодательнаядеятельность осуществляется палатами ФС последовательно. В законотворческомпроцессе ключевую роль играет Государственная Дума. Она получает ирассматривает все законопроекты, принимает ФЗ. Роль Совета Федерациисравнительно невелика, он рассматривает принятые Государственной Думой законы.Его отлагательное вето в отношении ФЗ может быть преодолено квалифицированнымбольшинством в две трети голосов депутатов Государственной Думы.Конституционные поправки последовательно рассматриваются палатами ФС изаконодательными органами субъекта РФ.2.3. Исполнительная ветвь власти
Часть 2 статьи 77 КРФ[12]предусматривает образование единой системы исполнительной власти в РФ «впределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения».
Положение и местоПравительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципаразделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 КРФ. Правительствоосуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, ФС и судами. Вст. 110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РоссийскойФедерации осуществляет Правительство РФ.
Соотношение Правительствас ФС и судами не порождает каких-либо неясностей. Согласно КРФ органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, чтопредполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двухдругих. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами ФС, иособенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации ипринимая соответствующие меры.
ФКЗ о Правительстве РФобязывает членов Правительства по приглашению палат присутствовать на ихзаседаниях и отвечать на вопросы.
По-иному и в некоторомсмысле сложнее выглядят взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ,который формально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по существу,имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту властьвходит. Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и единоличносмещает Председателя Правительства, назначает и смещает всех членовПравительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительнойвласти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.).Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, егоуказы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.
Анализ полномочийПрезидента РФ и Правительства РФ дает все основания считать фактическим главойисполнительной власти Российской Федерации именно Президента РФ, а неПредседателя Правительства или Правительство РФ в целом. В ФКЗ «ОПравительстве Российской Федерации» поэтому говорится, что ПравительствоРФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России (ч. 3 ст. 1). Носледует учитывать, что Правительство РФ функционирует, имея над собойПрезидента РФ, указания которого для Правительства обязательны, и надоотметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения,означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности ПравительстваРФ.
Правительство РФ впределах своей компетенции организует исполнение принимаемых ФС законов, указови распоряжений Президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярныйконтроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. КРФ[13]Правительство РФ состоит из Председателя, заместителей Председателя ифедеральных министров. Количество членов Правительства РФ определяетсяПрезидентом РФ.
ФормированиеПравительства РФ начинается с назначения его Председателя. Председатель — ведущая фигура в Правительстве РФ, он определяет основные направления деятельностиПравительства и организует его работу. Председатель Правительства временноисполняет обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не всостоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 КРФ).
ПредседательПравительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру ПредседателяПравительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может датьсогласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать другиекандидатуры[14].Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует вназначении главы Правительства, но не является решающим источникомпредоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.
Президента РФ вправеосвобождать Председателя Правительства от должности, не обращаясь за согласиемна это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом обе палаты.
Согласно КРФ Дума можетвыразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет автоматически егоотставки: Президент РФ вправе сам решать вопрос, отправить ли Правительство вотставку или не согласиться с решением Государственной Думы[15].
Но Государственная Думавправе повторно в течение трех месяцев выразить недоверие Правительству РФ(если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может быть признано«повторным»). И тогда Президент РФ обязан выбрать одно из двух:объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу.
ПредседательПравительства РФ по собственной инициативе может поставить передГосударственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если же Дума в ответ наинициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция ПрезидентаРФ может быть следующей: в течение семи дней принять решение об отставкеПравительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
На федеральном уровнедействуют также федеральные органы исполнительной власти специальнойкомпетенции — федеральные министерства, федеральные службы, федеральныеагентства. Правительство РФ руководит работой федеральных органовисполнительной власти (за исключением органов, подведомственных Президенту).Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указомПрезидента РФ.
Система органовисполнительной власти субъекта РФ устанавливается субъектом РФ самостоятельно всоответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРФ». В соответствии с этим ФЗ система органов исполнительной властисубъекта РФ возглавляется высшим исполнительным органом, который, в своюочередь, формирует и возглавляет высшее должностное лицо (или руководительвысшего исполнительного органа) субъекта РФ. Высший исполнительный органсубъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексногосоциально-экономического развития субъекта РФ, осуществляет полномочия,установленные законодательством, а также формирует другие органы исполнительнойвласти. 2.4. Судебная ветвь власть
Суды — независимое звеногосударственной власти, которое своими специфическими средствами и специальнымаппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность исправедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьматочно выражено принципом, «право там, где средства его защиты» (ubijus ubi remedium)[16].
Место судебной власти всистеме органов государственной власти Российской Федерации в решающей степениопределяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 КРФ[17].Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду сзаконодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Этасамостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняютсятолько КРФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия ониникому не подотчетны.
Судебная властьпринадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), новсем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ,Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную властьв РФ (ч. 1 ст.  КРФ).
Судебная власть полностьюсамостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнениеотносится к обязанностям исполнительной власти.
Принцип разделениявластей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированностьполномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другойвластью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительнойвласти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством,подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительнойвласти.
Положение судебной властив системе разделения властей начинает выглядеть внешне двусмысленным, когдавстает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, посколькуиз смысла ст. 10 и 11 КРФ вытекает распространение принципа разделения властейтакже на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органысудебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. Сдругой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, чтоона может функционировать только при существовании своеобразной вертикалисудебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как разтакому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государствам.
В настоящее времясудебная система РФ состоит из следующих судов:
1) Конституционная юстиция. Онавключает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ,которые, однако, не составляют единой системы с федеральным КонституционнымСудом;
2) Суды общей юрисдикции. Онивключают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды,суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы иСанкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные суды (вгарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе ЗаконаРСФСР «О судоустройстве РСФСР» (в редакции ФЗ от 20.08.2004г.) вчасти, не противоречащей ФКЗ «О судебной системе РоссийскойФедерации». Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам иделам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикциисубъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенциирассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве судапервой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьиустанавливаются ФЗ и законом субъекта РФ;
3) Арбитражные суды. В эту системувходят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов,арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют наоснове Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах вРоссийской Федерации» от 28 апреля 1995 г., с изменениями на 24.03.2004 Ониосуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотренияряда иных дел[18].
Закон допускает созданиеспециализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских иадминистративных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но толькопутем внесения изменений и дополнений в данный закон.
Возможность полного инезависимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ самымнепосредственным образом связана с порядком финансирования судов.
Судейскаянеприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающегодолжность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всегоинтересов правосудия.
Важнейшим конституционнымпринципом организации судебной власти является независимость, судей. Статья 120КРФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РоссийскойФедерации и федеральному закону». Одновременно это главное условиесамостоятельности и эффективности судебной власти,  ее способности защищатьправа и свободы людей. 2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены).
Должность Уполномоченногопо правам человека учреждена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральнымконституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» вцелях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, ихсоблюдения и уважения государственными органами, органами местногосамоуправления и должностными лицами. Уполномоченный содействует восстановлениюнарушенных прав, совершенствованию прав, совершенствованию законодательства оправах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами,развитию международного сотрудничества и правовому просвещению по  вопросамправ и свобод человека.
ДеятельностьУполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан,не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции других государственных органов,обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод. Уполномоченныйрассматривает жалобы граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц безгражданства, находящихся на территории РФ, на решения, действия, бездействиегосударственных органов (за исключением законодательных органов), органовместного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих, еслиранее заявитель обжаловал их в административном или судебном порядке, но несогласен с решениями, принятым по жалобе, а также самостоятельно принимает мерыпо защите прав лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также вслучаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан. Уполномоченныйможет проводить совместно или с другими должностными лицами проверки,направляет обращения в суд, в прокуратуру, в другие компетентные органы,направляет заключения, предложения и рекомендации, опубликовывает ежегодныедоклады.  Он вправе беспрепятственно посещать государственные органы иразличные негосударственные организации, запрашивать информацию и материалы.
Уполномоченныйназначается Государственной Думой. «Назначение омбудсмена парламентом — общее правило (хотя оно и знает некоторые исключения) в мировой практике».[19]Однако Уполномоченный по правам человека в РФ при осуществлении своихполномочий независим и никому не подотчётен. Уполномоченный и его рабочийаппарат являются государственным органом. Уполномоченный не являетсядолжностным лицом Федерального Собрания, а его рабочий аппарат — егоструктурным подразделением. Уполномоченный имеет большую степень независимости,чем Счётная палата РФ. В субъектах РФ в соответствии с их законодательствомтакже может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека.
Что касается места Уполномоченногов системе разделения властей, то, как констатируют В.В.Бойцова, «вопрос оместе омбудсмена в системе разделения властей ещё не стал предметомрассмотрения в юридической науке и остаётся открытым»[20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев системугосударственных органов, составляющих в совокупности государственную власть, исистему политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей вроссийской конституционной практике претерпел существенные изменения. Всовременном Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он былсформулирован и реализован в первых конституционных государствах.
Современное Российскоегосударство, позаимствовав из мировой конституционной практикиобщедемократические и общеправовые принципы, сохранило многие традиции иинституты советского государства и даже возродило некоторые дореволюционныетрадиции. Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принципразделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строитьсвою «систему сдержек и противовесов», учитывая свои историческиетрадиции и национальные особенности.
Характерной особенностьюорганизации государственной власти в современной России является особый статусглавы государства — всенародно избираемого Президента РФ. Его компетенция такили иначе затрагивает различные «ветви власти», он выполняеткоординирующие функции, обладает широкими государственно-властнымиполномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную «ветвьвласти», вообще не входит ни в одну из основных «ветвей власти»,имея свои «формы влияния», свои «сдержки и противовесы» накаждую из них. Законодательная и судебная «ветви власти», в своюочередь, имеют свои «формы влияния» на Президента. Однако, положениеПрезидента, даёт ему самый большой объём власти в государстве, тем самым онможет воздействовать на законодательную и исполнительную ветви власти, судебнаяветвь власти юридически очень слабо зависит от президента, она подвластнаПрезиденту  только при процедуре утверждения кандидатур судей.  «Президентскаявласть» получила конституционное оформление в главе 4 КРФ и другихконституционных положениях. СПИСОКИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативно-правовые акты и другие официальныедокументы
1.1. КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. //Российская газета, 1993, 25 декабря.
1.2 Федеральныйконституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном СудеРФ» (редакция от 05.04.2005) // СЗ РФ, 1994, №13, ст.1447.
1.3. Федеральныйконституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О ПравительствеРФ» (редакция от 01.06.2005 г.) " // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998,№1, ст.1.
1.4. Федеральныйконституционный закон от 28.06. 2004 г. № 5-ФКЗ«О референдуме РФ» // Российская газета, 2004, 1 июля.
1.5. Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системеРФ» (редакция от 05.04.2005) // 1997, №1, ст.1.
1.6. Федеральныйконституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченномпо правам человека в РФ»// СЗ РФ, 1997, № 9, ст.1011.
1.7. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации ФСРФ» // СЗ РФ, 2000, № 32, ст.3348.
1.8. Федеральный закон от17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре РФ» (в редакции от 4 ноября2005 года № 138 ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, №8, Российская газета,2005, 7 ноября.
1.9. Федеральный закон от16 сентября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» (в редакции от 03.06.2006) // Российская газета,2003, 10 октября.
1.10. Закон РФ от 26 июня1992 года №3132-1 «О статусе судей в РФ» (в редакции от 05 апреля2005 года) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 30, ст. 1792; Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399,.
1.11. Указ Президента РФот 09 марта 2004 года №314 «О структуре федеральных органов исполнительнойвласти» (в редакции от 23.12.2005) // Российская газета, 2004, 12 марта.
 
2. Специальная литература
2.1. Баглай, М.В.Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай –М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. — 800 с.
2.2. Бойцова, В.В.  Комментарийк ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» /В.В. Бойцова – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. — 128 с.
2.3. Бойцова, В.В. Службазащиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова – М.:Издательство БЕК, 2002. — 408 с.
2.4. Исаев, И.А. Историягосударства и права России: учебник. / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 1999. 608 с.
2.5. Кашанина, Т.В.Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина – М.: Издательскаягруппа НОРМА — ИНФРА — М, 2004. — 800 с.
2.6. Козлова, Е.И. Конституционноеправо России: учебник. / Е.И. Козлова – М.: Юристъ, 2000. — 520 с.
2.7. Малько, А.В. Теориягосударства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько – М.: Юристъ, 2006 – 300с.
2.8. Погосян, Н.Д.Счётная палата Российской Федерации. / Н.Д. Погосян – М.: Юристъ, 2006. — 304с.
2.9. Чиркин, В.Е.Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В.Е. Чиркин – М.:Издательство «Зерцало», 2004. — 448 с.
2.10. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник./ В.Е. Чиркин – М.: Юристъ, 2005. — 400 с.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
КРФ – конституция Российскойфедерации
ФКЗ – федеральный конституционныйзакон
ФЗ – федеральный закон
РФ – Российская Федерация
ФС – Федеральное собрание


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.