Реферат по предмету "Культура и искусство"


Татарский танец

Министерство Культуры Омской области
ГОУСПО «Омский Областной Колледж Культуры и Искусства»

Реферат
По дисциплине: Народный танец.
На тему: Татарский танец.
Подготовила студентка 2 ого курса
Заочного Отделения хореографии
Гр. 209. Струкова Е.В.
Преподаватель: Шишкова Н.В.
Г. Омск 2010г.

Содержание
Введение
Костюм
Традиционная народная хореография сибирских татар:предварительные результаты исследования
Пример композиции татарского танца
Литература
 
Введение
Татарский народ, оставивший глубокийслед в многовековой истории, объединяет в себе идею пространства и времени мира,дает ощущения, что история и культура татарского народа является неотъемлемой частьюмировой истории и культуры. Сегодня татары проживают во всех без исключения районахпланеты. Татарский танец является так же выражением истории, и самобытности народа.
Костюм
Цветовая гамма.
Для татарского орнамента характерномногоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдаётся ярким насыщеннымцветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветовой фонявляется обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчаетдругую. Благодаря цветовому фону композиция орнамента становится четкой, ритмичнойи мягкой в цветовых переходах. Излюбленным приёмом цветовой композиции являетсяприём контрастного сопоставления «тёплых» и «холодных» тонов.Фон обычно имеет красно — белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируютот 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зелёные,жёлтые и красные тона. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зелёного,голубого, жёлтого, синего, красного и фиолетового. Все эти цвета берутся в полныетона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зелёногос красным, синего с фиолетовым. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущаетсябольшая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке в разных цветах.
Композиция узоров основывается на созданииопределенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.
В орнаменте встречаются следующие композиции:
Ленточная композиция образуется из раппартов,имеющих параллельные направляющие.
Геральдическая (обратная) композиция,основывается на симметрии соображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаеви к горизонтальной оси.
татарский танец костюм композиция
Сетчатая (ковровая), центрально, лучеваяили радикальная, розетчатая композиция. В композиции узор рисунка основан на исходящихиз одного осевых лучей.
В виде цветочного букета.
Существует несколько разновидностейорнамента:
Цветочно-растительный.
Зооморфный орнамент.
Геометрический.
Мужской костюм состоит:
Длинная рубаха с прямым вырезом в вороте.Верхняя одежда предоставлена разнообразными видами калцолов и Гапонов (калезуя,казакин, джилян, чекмень, блимет), Мужским головным убором являются побитейки, войлочныешляпы, меховые шапки.
Женский костюм состоит:
Длинные платья, отделанные бахромой,кружевами, вышивкой. Головной убор — платок, шаль, длинное покрывало с вышивкойи кружевами (тастар), шапки и специфический женский головной убор — калфак.
Татарские танцы
Татарские танцы это та неотъемлемаячасть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотретьсидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: «Шома бас»,«Апипа», «Танец уфимских татар», «Татарский лирическийтанец» (сольный), «Лирический танец с платками», «Татарскиймолодежный танец», «Сабантуй», «Джигиты». В этих танцахдевушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировалимужество, быстроту и силу.
Кого-то исторический танец интересуеткак «проводник» в мир истории культуры, кого-то — как способ почувствоватьсебя человеком другой эпохи, другого мировоззрения, другого мира, кто-то просторад отвлечься от повседневных дел и провести время в душевной компании.
До Октябрьской революции танец средитатар не имел широкого распространения. Запреты, враждебное отношение к искусствувообще, кодекс реакционной морали буржуазии и духовенства — всё это мешало развитиюнародного танца.
Несмотря на все запреты, народ любилсвои исторические песни, пляски, обращался к ним в часы досуга, искал в них отдыхи отраду после тяжелой, изнурительной работы.
Старинные татарские танцы не были массовыми.Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это моглоповлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найтидосуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на«хозяев жизни». Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшаямежду деревенскими танцами и временами года.
Одни зимние вечерние посиделки назывались«аулакэи», другие — «кич утыру». На них девушки рукодельничали,распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Вечеринки«саулакэй» и «кач утыру» устраивались с участием юношей толькопри отсутствии родителей девушки-хозяйки. Без этого было нельзя.
Весной и летом собрать такие вечерникивеселья было труднее. Лишь при праздновании «Сабантуя» или во время рекрутскихнаборов, когда ненадолго ослабевал надзор власти. При подходящем случае не отказывалисебе в удовольствии поплясать и представители старшего поколения.
Обычно праздник завершается всеобщимтанцем — хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщейцели.
Одним из излюбленных танцев было«Пляска двух друзей». Этот веселый народный танец исполняют двое юношей.
Цветная рубашка со стоячим воротником;рукав длинный, без манжеты. Блеск, искусность одежды играет особую роль. Этими узорамии раскраской передается традиция культуры.
И вот все готовы — предстоит началотанца, юноши стоят рядом в последней левой кулисе, обняв друг друга сзади за талию,лицом к наблюдающим за ними народом. Свободные руки заведены за спину под камзол.Ничего лишнего. Восторг зрителя ясен. Горячий нрав иллюстрируется в танце«Джигиты», в котором молодцы выступают в шапках с лисьими хвостами.Традиционная народная хореография сибирских татар:предварительные результаты исследования
У танца, как ни у какого другого видаискусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненнонеобходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевалпередать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом. Народныйтанец — это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническимиособенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмическойи метрической структуре танца, манере его исполнения.
Всестороннее изучение народного танцаважно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографическогоисточника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровнясоздателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являютсяисточником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографическогоискусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическимисведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно представить и понять этнические,в том числе этнокультурные контакты. Вот поэтому все эти аспекты принимались вовнимание при изучении народной хореографии тарских и барабинских татар ЗападнойСибири, чье танцевальное искусство до сих пор не изучено этнохореоведами, этнографамии фольклористами. В этом, кстати, и состоит главная особенность исследуемой темы- ее неразработанность, которая определяет научную значимость данного исследования.Автором данной работы вводится новый материал, описывается, кинетографируется посистеме С. Лисициан, делается сравнительно-исторический анализ традиционной народнойхореографии, определяются основные черты хореографии сибирских татар на основе изученияполевых и «косвенных» источников. Исходя из этого, конечной целью предыдущихисследований явилось установление существенных черт народной хореографии сибирскихтатар, выявление этнокультурных связей и локальных особенностей бытования определенныхформ хореографии.
В результате проделанной в течение 7лет работы автором данной статьи решен ряд конкретных задач. Во-первых, дана общаяхарактеристика танцам барабинских и тарских татар Западной Сибири; во-вторых, закинетографированы4 танца и 13 игр тарских татар и более 15 танцев и 5 игр барабинских татар; в-третьих,классифицированы бытовавшие в настоящее время и ранее бытовавшие танцы данного этноса;в-четвертых, определены наиболее типические черты народной хореографии сибирскихтатар, проведен сравнительно-исторический анализ традиционной народной хореографииЗападной Сибири с танцевальным народным искусством русских, поволжских татар, башкиров,якутов, ительменов, хантов, манси, казахов.
Комплекс решаемых задач определил объектисследования — народное хореографическое творчество сибирских татар, и, кроме того,выделил предмет исследования — особенности пластической культуры данного этносаи сравниваемых с ним других народов. Проблематика и задачи данной статьи находятсяв русле тех исследований, которые разрабатывают проблемы изучения, сохранения, развитиякультурных ценностей, традиций, накопленных народами на протяжении их жизни, поэтомуавтором используются данные различных отраслей знаний, что считается им особо важнымдля формирования теоретико-методологической основы настоящей работы (1).
Что касается работ современных отечественныхфольклористов, хореографов и этнографов, то планомерное выявление и сбор материаловпо танцам населения Сибири и Дальнего Востока начались сравнительно недавно — в1950-х годах нашего века. Но по традиционной народной хореографии народов европейскойчасти нашей страны проводились исследования и в дореволюционной, и в послереволюционнойвремя латышскими, молдавскими, армянскими, белорусскими учеными, исследователями,практиками и энтузиастами своего дела. За последние же полтора десятка лет интереск танцевальному фольклору усилился во много раз, что во многом связано с идеей комплексногоизучения фольклора, анализ в его функциональной и художественной целостности, атакже с тем, что за этот отрезок времени собран такой объем первичной информациио народом танце многих этносов, что возникла необходимость в систематике и обработкеэтого материала. Изучением танцевального фольклора занимается немало отечественныхученых, практиков, собирателей-энтузиастов. Среди них признанные авторитеты, внесшиебольшой вклад в науку о народном танце, такие как Н.М. Бачинская, Т.Б. Бадмаева,М.Я. Жорницкая, С.Ф. Карабанова, Э.А. Королева, С.С. Лисициан, А.В. Руднев, Х.Ю.Супа, Т.С. Ткаченко, Ю.М. Чурко и другие.
В последнее время стали появляться работытаких исследователей, как В.З. Славина (по танцам шорцев), Г.Х. Тагирова (по танцамповолжских татар), Л.И. Нагаевой (по танцам калмыков), Л.Г. Лукинов (по танцам Якутии),А. Фомина (теоретико-типологические разработки), которые постоянно расширяют географиюисследований, охватывая материал танцевальных культур большинства народов России.
Однако, несмотря на расширение сферыдеятельности ученых в области изучения народной хореографии, танцевальный фольклорпродолжает оставаться на периферии фольклористики. Наука о танце по-прежнему тяготеетк описательности. Попытки аналитического подхода, как правило, возникают на частномматериале, чего, к сожалению, не избежал и автор данной статьи. Эта проблема связанас тем, что теория и эстетика танца в российской науке находятся в зачаточном состоянии,стадии зарождения теоретических и методологических принципов этнохореологии. Однакоуже сейчас в общеэстетических трудах по фольклору и исследованиях ученых-хореологовтанец справедливо утверждается как существенный и полноправный компонент народногоискусства. Учеными до сих пор не выявлена до конца система научных понятий, не выработаныпринципы систематизации и классификации танцев, нет общей методики кинетографированиятанцевальных движений. Кроме того, усилия исследователей не скоординированы и необъединены, а это ведет к диспропорции в изучении танцевального искусства народовРоссии и стран СНГ. Хотя в последние два года работа по координации усилий в теоретико-методологическоми практическом изучении народного танца активизировалась, что проявилось в выходеряда работ: коллективной монографии, исследований отдельных авторов. Однако, естьи такое положение вещей, как полная ненаучность танцевального искусства, в частности,искусства некоторых народов Сибири, к каким можно причислить и сибирских татар.
Для рассмотрения народного танцевальногоискусства сибирских татар нам пришлось обратиться к работам ряда исследователей,чтобы определить общие подходы к изучению, обработке впервые собранного материала.В частности, речь идет о работах С.С. Лисициан, в которых разработаны наиболее применяемаяметодика кинетографирования танцев, методы сбора материала, дана характеристикатанцевального фольклора Армении. Интересны в методическом плане и работы М.Я. Жорницкойи С.Ф. Карабановой, которые выявляют разную интенсивность развития танцев у различныхнародов Сибири. У эскимосов, коряков, хантов, ительменов, якутов значительного уровняразвития достигло танцевальное искусство, а у ненцев, селькупов, кетов оно былов зачаточном состоянии. Этими авторами собран и обработан обширный материал, которыйвыявил наличие, кроме бытовых, игровых и других видов танцев, и ритуальные пляскишаманов. Шаманы широко использовали обрядовые пляски, бытовавшие у народов Сибириеще в глубокой древности, некоторые из которых восходят к древним пантомимам, носившимритуальный промысловый характер. Названные исследователи также отмечают, что традиционныетанцы народов Сибири носили в основном подражательный характер, выявляют в танцевальнойкультуре почти каждого народа Сибири хореографические традиции других народов, чтосвидетельствует об их этнокультурных связях.
Так, в работе В.З. Савина предлагаетсяметодика работы с «косвенными источниками» по воссозданию утраченных чертнародной хореографии, делается попытка создания «теоретической модели»шорского танца на материале «косвенных источников», классифицируется собранныйматериал, выявляется тенденция сходства шорской хореографии с танцами сибирскихтатар.
Сбор материала и его анализ потребовалот автора точной фиксации движений, мизансцен, описания места исполнения, связанныхс ними атрибутов, а также музыкального сопровождения данных танцев. Для этого былаиспользована методика записи танцев С.С. Лисициан, являющаяся на сегодняшнийдень самым большим достижением в данной области науки и применяемая очень многимиисследователями на практике вот уже более 50 лет.
Основу данной работы составляют материалы,собранные в рамках экспедиций Омского государственного университета в 1989-1991,1995-1996 гг. в Омскую и Новосибирскую области. В течение этого времени авторомстатьи были осуществлены выезды в места компактного расселения в Тарский район Омскойобласти, а также в Барабинский, Куйбышевский, Чановский районы Новосибирской области.
На основании анализа всего комплексалитературы, прямо или косвенно относящейся к теме исследований автора, а также изучениясобранного автором полевого материала можно сделать некоторые общие выводы (покапредварительно в связи с незаконченностью исследовательских работ и сбора полевогоматериала). В силу специфичности хореографического искусства многое из сокровищницынародного танцевального творчества, по мнению ' большинства исследователей, безвозвратноушло, а то, что осталось, либо забывается молодым поколением, либо стилизуется иобобщается до неузнаваемости отдельных специфических черт локальных групп. В последнеевремя появляются в Западной Сибири, в частности в Омске, фольклорные танцевальныеколлективы, в танцевальных постановках которых видна тенденция к использованию общетатарскихтанцевальных элементов, в том числе элементов поволжских татар, и отсутствию в постановкахисконных элементов татар Западносибирского региона. Поэтому сохранение народноготанцевального искусства сибирских татар обусловлено настоятельным требованием времени.
В современных условиях традиционнаянародная хореография татарских татар, и особенно барабинских татар, сильно изменилась.Часть выводов автора статьи во многом перекликаются с основными выводами М.Я. Жорницкой,сделанными ею на основе изучения традиционной хореографии народов Дальнего Востокаи аборигенов Сибири, что позволяет судить об этнической близости многих из народовСибири и их культурном взаимовлиянии. В конце XIX — начале XX вв. тюркскими и барабинскимитатарами была утрачена часть их самобытной, в том числе и хореографической, культуры,что связано как с процессом ассимилирования ее с русской культурой и, естественно,изменением традиционного уклада жизни, а также с изменением религии. Однако, несмотряна исламизацию, они сохранили в культуре и в хореографии элементы доисламских, шаминитскихвоззрений.
В недалеком прошлом танцы сибирскихтатар были как обрядовыми, так и игровыми, носившими, в основном, подражательныйхарактер. Хотя в более древние времена они, возможно, были непосредственно связаныс ритуальными, шаманскими действиями, связанными с культом различных птиц и животных(кстати, семантика движений особенно сильно выявляет это — движения рук наподобиедвижений крыльев). Часть танцев, вероятно, была связана с ритуальными церемониями,отражающими верования шаманистов — барабинских татар. При этом шаманские пляскичастью представляли из себя древние пантомимы, отображающие хозяйственно-культурныйтип данного народа и изменения его на всем протяжении их существования в природекак таковых. Как для более ранней, так и для традиционной хореографии конца XIX- начала XX вв. характерно проявление большой склонности татар к сочинительствуновых танцев на основе использования местного и близкородственного танцевально-песенногофольклора. При этом он мог быть переложен на свой лад сообразно местным привычкам,обычаям и традициям.
Со второго десятилетия XX в. заметнатенденция приобщения традиционной хореографии данных групп сибирских татар к русскойнародной хореографии, тем более, что в современных условиях кое-где идет процессразмывания грани между ними, процесс взаимопереплетения отдельных танцевальных элементов(например, на одну треть сибирские татары в своем репертуаре имеют танцы русскихили европейского происхождения).
Все записанные и закинетографированныетанцы можно разделить на:
1) мужские и женские (по половозрастномупризнаку);
2) сольные, смешанные и групповые (поколичественно-качественному признаку).
Однако, несмотря на подобное деление,в танцах тарских и барабинских татар большая роль отводится женщине, что совпадаети с хореографической обрядовой практикой по данным историко-этнографических источников,в которых основная роль принадлежала женщине — хранительнице домашнего очага, благополучияи семейного спокойствия в далеком прошлом и современном настоящем.
По тематике в данное время все танцысхожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой инесчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом. Подобнаясхожесть, вероятно, была присуща танцевальной культуре народа и раньше, с той лишьразницей, что посвящены танцы были духам воды, неба, матери-земли, от которых ждалидождя, урожая и т.д.
По количеству фигур танцы имеют вариацииот двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий — от 2/4 до 4/4, либоимеет переменный характер. Наиболее характерными являются следующие основные движения- волнообразные движения рук, мягкие переступания ног либо «топы», а такжеисполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками,топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 1800, З6О0и более. Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, нос определенным набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия,диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах варьируется: от одногодо шести человек или же четное неограниченное количество человек, что, возможно,может быть связано с четной цифрой девушек в дружине — сорок — в тюркском эпосе.
Танцы барабинских и тарских татар повиду мизансцен можно разделить на:
1) хороводные (двух типов по темпераменту),
2) парные (двух типов),
3) сольные.
Сольные, парные и хороводные танцы обычнов XX в. исполнялись с музыкальным сопровождением (гармонь, аккордеон использовалиособенно часто в последние пятьдесят-шестьдесят лет), а вот в более ранние временатанцы сопровождались и голосовой партитурой (песни, причитания и т.д.) или же ударнымиинструментами (бубен, барабан, а в более древние времена кабыс и тюнгюр).
Функциональная направленность танцевныне носит больше художественно-эстетический смысл, нежели религиозный или обрядовый.Хотя прослеживается все же наличие двух простейших видов шаманских плясок в танцевальныхдвижениях, однако их первоначальный смысл уже полностью утрачен. Однако вышеуказанныепрактические результаты и выводы, сделанные на основе полевых исследований (в томчисле и по результатам экспедиции 1995 г.) и изучения всего спектра литературы, затрагивающей темы традиционной народной хореографии, не означают полной изученностиее и являются лишь стартовой площадкой для дальнейших исследований автора этогомеждисциплинарного зарождающегося направления в науке — этнохореологии.
Благородством и достоинством, нежностьюи смелостью, мудростью и глубокой человечностью покоряют народные татарские песнии танцы. Возникнув в глубокой древности, они прошли большой исторический путь, вбираяв себя и отражая достижения народа в его трудовой деятельности, мышлении, в егоборьбе за светлое будущее. Песни и сказания, танцы и легенды, лирические поэмы доносятдо нас тепло сердец их авторов.
Лауреат Всесоюзного и Всероссийскихконкурсов, лауреат Международного Карфагенского фестиваля фольклора в Тунисе, лауреат43-го Интернационального фестиваля во Франции, лауреат Государственной премии РеспубликиТатарстан им.Г. Тукая, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстанвот уже 70 лет является активным пропагандистом богатейшей сокровищницы народноготворчества.
Ансамбль был основан в 1937г. Творческаяжизнь ансамбля — его прошлое, настоящее и будущее — связана с фольклорными традициямитатарского народа. Формирование творческого облика коллектива проходило в атмосферестановления татарской профессиональной культуры 30-40-х г. XX века, в тесном контактес выдающимися фольклористами, композиторами, балетмейстерами, художниками, писателями.
Народные песни просты и задушевны. Скольков них глубины и мудрости, сколько неиссякаемой любви к людям, к родной земле. Созданиена основе народных песен и танцев ярких художественных образов служит раскрытиюэстетического идеала народа, его самобытной психологии. Хоровая группа ансамбляявляясь творческой лабораторией композиторов республики, вносит большой вклад вразвитие хоровой культуры Татарстана.
Татарские танцы — это сочные жанровыекартинки из народного быта, полные теплоты и юмора, часто насыщенные комедийнымиэпизодами. Они очаровывают эмоциональной живостью, непосредственностью, лирическойпроникновенностью.
Женские танцы полны изящества и благородства,целомудрия и сдержанности, трепетной нежности. Мужской танец захватывает горячимтемпераментом, энергией, молодым задором танцоров-джигитов.
Постоянным спутником песен и танцевявляется оркестровая группа ансамбля. Оркестр знакомит зрителя со звучанием народныхтатарских инструментов — кубызом, кураем, гармониками.
Праздничность концертного зрелища дополняетбогатство красок национальных костюмов. Искусно расшитые сапожки и радужные переплетениясамобытных орнаментов, украшающих национальный наряд, являются неповторимым образцомтатарского прикладного искусства и предметом гордости народных мастеров.
Ансамбль всегда был не только носителемтрадиций, но и пропагандистом идей современности. Всегда сочетал лабораторную исследовательскуюработу с практикой активной концертной деятельности.
За свой полувековой творческий путьансамбль проехал с гастролями сотни тысяч километров. Где только не проходил этотпуть! Коллектив выступал на сценах знаменитых театров и дворцов и на сколоченныхиз грубых досок подмостках, на лугах и полевых станах, на маленьких сценах деревенскихклубов и на огромных городских площадях.
В годы Великой Отечественной войны концертныебригады ансамбля в числе первых выезжали на передовые позиции фронта, обслуживаливоинские части, госпитали.
Государственный ансамбль песни и танцаРеспублики Татарстан ведет широкую гастрольную деятельность по России, странам СНГи дальнему зарубежью. Выступая за пределами нашей Родины, ансамбль выполняет благороднуюмиссию представляя национальное искусство разным народам мира. Ансамбль побывалс концертами в Китае, Корее, Монголии, Тунисе, Турции, Италии, Мальте, Чехии и Словакии,Англии, Германии, Японии, Йемене, Финляндии, Югославии, Франции, Сенегале, Бенине,Нигерии. По единодушному признанию прессы, коллектив Государственного ансамбля песнии танца РТ был признан лучшим из 37 стран участниц на Международном Карфагенскомфестивале фольклорных коллективов в Тунисе в 1977г. На Втором Всероссийском смотреансамблей песни и танца, который проходил в Москве под председательством выдающегосясоветского хореографа Игоря Александровича Моисеева, Государственный ансамбль песнии танца РТ был признан лучшим и удостоен диплома первой степени и звания лауреата.В связи с этим газеты писали:
«Естественность и простота сценическогоповедения артистов, яркая эмоциональность, необыкновенная слаженность и танцевальной,и особенно хоровой группы, динамичное построение концертных номеров — все говорилоо том, что на сцену вышли мастера».
(Н. Шадрина, Гр. Гогоберидзе. Из народныхистоков. «Советская культура», 19 апреля 1986г.)
«Достоинство программ Государственногоансамбля песни и танца РТ в целом — в высоком идейном содержании, воплощенном внародном песенно-танцевальном искусстве, одухотворенности, поэтичности исполнителяи их высоком, в лучшем смысле слова, академическом мастерстве, в единстве песни,танца и музыки, единстве режиссерского решения программ». (Игорь Смирнов, народныйартист РСФСР, профессор. Храня наследие народа. «Советская Татария», 11мая 1986г.)
В 2000г. коллектив Гос. Ансамбля принималучастие в 43-ем Интернациональном фестивале, который проводился во Франции. А в2001г. участвовал в 39-ом Интернациональном фестивале Пиренеев, который проходилв городах Франции и Испании. И конечно мастерство коллектива Государственного ансамбляпесни и танца РТ не оставило равнодушным французского зрителя и в 2004г. коллективбыл приглашен на фестиваль «Российского искусства и кинематографии», проходившийв г. Ницце: (Культура/Российское искусство. «Эксперт» № 47, 2004г.)
". большой успех имели танцорыи певцы из Татарстана — они-то как раз выкладывались на всю катушку, пели и танцевали,что называется, от всей души, не уставали менять в течение всего концерта яркиекостюмы, и были вознаграждены многочисленными «бисами» и финальной авацией.После каждого номера публика визжала от восторга и порывалась танцевать в проходах."
Что же может предложить этот коллективна суд зрителей сегодня?
На основе татарских народных песен итанцев, сказаний и легенд созданы яркие высокохудожественные, вокально-хореографическиекомпозиции, которые в полной мере представляют традиции и эстетический идеал татарскогонарода: «Аулак ой» («На посиделках») и «Сабантуй».
Одной из последних программ репертуараАнсамбля стала театрализованная постановка «Сказ о Казани», посвященная1000-летию столицы Республики Татарстан г. Казани. Эта оригинальная постановка знакомитзрителя с историческими фрагментами из жизни древних булгар.
Работая над этой программой, ее создателиобратились к фольклорному материалу татар, и строго опирались на исторические инаучные документы.
А также в репертуаре коллектива представленаразнообразная — палитра песен и танцев многих народов мира: «Ирландский народныйтанец», «Боливийские вечера», греческий танец «Фрески Эллады»,испанская «Фламенко», танец аргентинских пастухов «Гаучо», американскийнародный танец, перекликающийся с мелодиями негритянского спиричуэлса. Гостями программыстали итальянские, японские и мексиканские мотивы, которые передают жизнерадостное,праздничное настроение и дают возможность зрителям почувствовать себя частью мировойкультуры. Творчество Ансамбля молодо по духу, пронизано светлым и жизнеутверждающиммироощущением. Истоки этого в богатейшей, неисчерпаемой сокровищнице национальнойкультуры, которую коллектив, словно родниковую воду, боясь расплескать, бережнонесет людям.Пример композиции татарского танца
В танце участвуют восемь девушек и восемьюношей, но число исполнителей можно увеличить или уменьшить, оставляя четным.
Построен в форме перепляса группы девушеки группы юношей. Имеет игровой характер. Исполняется в быстром темпе, легко и весело.
Для более точной передачи национальнойманеры танца желательно использование деталей татарского народного костюма (фартук,легкий цветной платок). Во время движения можно придерживать край фартука или уголкиплатка. Юноша может надеть камзол, а на голову тубэтэй (тюбетейку).
Музыкальный размер 2/4.
Описание композиции (см. схему15)
Перед началом танца четыре девушки становятсяу точки 6, одна — у точки 4 и три — у точки 2. Все юноши становятся у точки 6.
Проигрывается музыкальное вступление- 4 такта.
Первая фигура. Выход девушек (48 тактов)
/>
А (16 тактов)
Такты 1-8: от группы девушек, стоящиху точки 6, отделяется одна и «первым ходом» (движение 1) продвигаетсяпо кругу (схема 15.1), держа в руках уголки головного платка (рис.110).
Такты 9-12: остановившись в центре зала,девушка «припаданием» (движение 2) на правую ногу быстро вращается наместе вправо (схема 15.2).
Такты 13-15: развернувшись через правоеплечо, направляется «первым ходом» (движение 1) к точке 4 (схема 15.3).
Такт 16: исполняет «притоп»(движение 3), легким поклоном приглашая на танец вторую девушку. А (16 тактов, проигрываетсявторой раз)
Такты 1 — 4: вторая девушка выходитнавстречу первой, исполняя «первый ход» (движение 1). Она также держитв руках уголки платка. Первая девушка отступает к центру зала (схема 15.4), исполняя«второй ход» (движение 4).
Такты 5-8: обе девушки, исполняя«первый ход» (движение 1), делают «до-за-до».
/>
Такты 9-12: соединив правые руки, согнутыев локтях, и зацепившись правыми мизинцами, девушки вращаются в паре по часовой стрелке.Корпус немного наклонен вперед, головы повернуты лицом друг к другу.
Такты 13-15: обе девушки «первымходом» (движение 1) направляются в разные стороны — первая к точке 6, втораяк точке 2 (схема 15.5).
Такт 16: исполняют «притоп»(движение 3), поклоном приглашая на танец остальных.
А (16 тактов, проигрывается третий раз)Такты 1-7: первая и вторая девушки разворачиваются и «первым ходом» (движение1) стремительно бегут по кругу. За каждой из них двигаются еще три девушки (схема15.6), держа в руках уголки головного платка. Корпус во время движениянаклонен вперед.В конце 7-го такта девушки встречаются в центре зала.
Такт 8: исполняют «притоп»(движение 3), образуя прямую линию, причем четыре девушки поворачиваются к точке1, а остальные — к точке 5. Такты 9-15: все тем же движением продвигаются шеренгойпо часовой стрелке (схема 15.7). Такт 16: останавливаются по диагонали. Четыре девушки,стоящие спиной, делают пол поворота вправо, и все исполняют «притоп».
Вторая фигура. Выход юношей (16 тактов)
Б (16 тактов)
/>
/>
Такты 1-8: юноши выстраиваются другза другом и продвигаются по диагонали впереди девушек (схема 15.8), исполняя«второй ход» (движение 4). Девушки убегают к левой стороне зала, собираютсяв кружок, затем быстро выстраиваются в прямую линию (схема 15.9). Такты 9-15: юноши«вторым ходом» (движение 4) направляются к девушкам (схема 15.9). Такт16: исполняют «притоп» (движение 3), легким поклоном приглашая девушекна танец.
Третья фигура. Первый общий танец (32такта)
В (16 тактов)
Такты 1-4: девушки и юноши парами продвигаютсяпо кругу (схема 15.10). Юноши исполняют «второй ход», девушки — «первый ход».
/>
Такты 5-8: девушки продолжают движениевперед, а юноши исполняют «боковые шаги» (движение 6), заглядывая девушкамв лицо то справа, то слева.
Такты 9-16: повторяются движения 1-8-готактов.
В (16 тактов, проигрывается второй раз)
Такты 1-4: повернувшись лицом друг кдругу (схема 15.11), девушки и юноши исполняют «хлопки в ладоши» (движение7).
/>
Такты 5-8: все попарно подхватываютдруг друга под правые руки и вращаются на месте по часовой стрелке, исполняя«первый ход» (движение 1).
Такты 9-12: повторяют движения 1-4-готактов. Такты 13-16: исполняют то же, что на 5-8-й такты, вращаясь в другую сторонуи подхватив друг друга под левые руки.
Четвертая фигура. Первый танец девушек(16 тактов)
А (16 тактов)
Такты 1-4: девушки «первым ходом»(движение 1) сбегаются к центру зала и продвигаются по кругу против часовой стрелки(схема 15.12).
Такты 5-8: раскрывают круг на две линиилицом к точке 1 и исполняют «притоп» (движение 3).
Такты 9-14: исполняют «вращениена припадании» (движение 2) вправо и «притоп» (движение 3, схема15.13).
Такты 15-16: «первым ходом»(движение 1) девушки разбегаются на полукруг (схема 15.14). Во время танца девушекюноши на 1 — 4-й такты выходят из круга, выполняя «второй ход» (движение4): четверо идут к правой стороне зала, четверо — к левой. Затем они меняются местами,продвигаясь по полукругу (схема 15.12).
На 5-8-й такты юноши исполняют на месте«поворот с подскоком на одной ноге» (движение 8).
На 9-12-й такты «вторым ходом»(движение 4) они вновь меняются местами, двигаясь по полукругу (схема 15.13).
/>
/>
На 13 — 14-й такты исполняют «поворотс подскоком на одной ноге» (движение 8), а вместо «притопа» на 15-16-йтакты выбегают на середину зала (схема 15.14).
Пятая фигура. Первый танец юношей (16тактов)
Б (16 тактов)
Такты 1-8: юноши исполняют «первуюкомбинацию» (движение 9) в двух линиях лицом к точке 1 (схема 15.15).
Такты 9-16: исполняют «первую комбинацию»еще раз, заканчивая ее «подскоками на одной ноге» в другую сторону.
Девушки на 1-4-й такты «припаданиемнакрест» (движение 11) продвигаются по полукругу (схема 15.15), одной рукойдержа уголок платка, другой — край фартука.
На 5-8-й такты продвигаются в обратномнаправлении до своих мест. На 9-14 такты исполняют «вращение на припадании»(движение 2) на месте. На 15-16 такты девушки выбегают на середину зала. (схема15.16).
Шестая фигура. Второй общий танец (16тактов)
/>
Б (16 тактов)
Такты 1-4: все исполнители парами (девушкисправа) продвигаются по кругу (схема 15.19). Девушки идут «первым ходом»(движение 1), в левой руке — уголок платка, в правой — край фартука. Юноши идут«вторым ходом» (движение 4), руки отведены за спину и лежат тыльной сторонойладони на поясе под камзолом.
/>
Такты 5-8: юноши на месте выполняют«присядку» (движение 13), а девушки «первым ходом» (движение1) обходят их (рис.119). Такты 9-16: повторяются движения 1-8-го тактов 8-й фигуры.
Седьмая фигура. Уход (16 тактов)
В (16 тактов)
Такты 1 — 16: пара, находящаяся у точки4, начинает уход по диагонали в сторону точки 8 (схема 15.20). Девушки
2 такта идут «первым ходом»(движение 1), 2 такта «вторым ходом» (движение 4), делая при этом полныйповорот вправо и т.д. Юноши 2 такта продвигаются «вторым ходом» (движение4), 2 такта «боковой дорожкой» (см.2-й такт движения 10 — исполнить двараза), повернувшись лицом к девушкам и раскрыв руки в стороны и т.д.
Описание движений
Движение 1 (первый ход)
Исходное положение: встать в I прямуюпозицию. Затакт:
и — опуститься в небольшое-приседание,приподнимая правую ногу невысоко вперед. Такт 1:
раз — сделать небольшой прыжокна правую ногу вперед, отделяя левую от пола;
и — переступить на полупальцылевой ноги чуть впереди правой; два — небольшой шаг правой ногой вперед;
и — провести левую ногу невысоковперед.
Такт 2: движение исполнить с левой ноги.
Ход выполняется легко, с быстрым продвижениемвперед.
Движение 2 (припадание)
Исходное положение: встать в III открытуюпозицию, правая нога впереди.
3атакт:
и — приподнять правую ногу невысоковправо.
Такт 1:
раз — встать на правую ногу,подводя левую ступню сзади к щиколотке опорной ноги. Обе ноги согнуть в коленях;
и — встать на полупальцы левойноги, приподнимая правую ногу невысоко вправо. Ноги в коленях вытянуть;
два-и — то же, что на «раз-и».
Движение исполнять мягко, без рывков,с продвижением с правой ноги вправо, с левой — влево, а также на месте с вращением(два «припадания» на один поворот).
Движение 3 (притоп)
Исходное положение: встать в I прямуюпозицию. Затакт:
и — приподнять правую ногу рядомс левой. Такт 1:
раз — притопнуть правой ногой,приподнимая левую ногу рядом с правой; и — притопнуть левой ногой, приподнимаяправую ногу рядом с левой; два — притопнуть правой ногой; и — пауза.
«Притоп» можно исполнять справой или с левой ноги.
Движение 4 (второй ход)
Исходное положение: встать в I прямуюпозицию, слегка согнув ноги в коленях. Затакт:
и — приподнять левую ногу рядомс правой. Такт 1:
раз — сделать легкий прыжок налевую ногу, приподнимая правую ногу рядом с левой. Правую руку согнуть в локте,левую опустить вниз и отвести немного назад. Кисти рук собрать в кулак. Корпус иголову повернуть вправо;
и — поставить правую ногу наребро каблука вперед, чуть приподнимая левую ногу;
два — встать на всю ступню левойноги;
и — приподнять правую ногу рядомс левой. Такт 2:
раз — легко перескочить на правуюногу, чуть приподнимая левую рядом с правой. Левую руку согнуть в локте. Правуюруку опустить вниз и отвести немного назад. Кисти рук собрать в кулак. Корпус повернутьвлево;
и — поставить левую ногу на реброкаблука вперед, приподнимая правую ногу;
два — встать на всю ступню правойноги;
и — пауза.
Движение можно исполнять на месте ис продвижением вперед или назад.
Движение 5
(переступания на каблук и полупальцы)
Исходное положение: встать в I прямуюпозицию, слегка согнув ноги в коленях. Такт 1:
раз — поставить правую ногу наребро каблука вперед; и — отделить ступню левой ноги от пола, переводя тяжестькорпуса на правую ногу;
два — переступить на всю ступнюлевой ноги;
и — приподнять правую ногу рядомс левой. Такт 2:
раз — поставить правую ногу нанизкие полупальцы рядом с левой ногой; и — отделить ступню левой ноги отпола, переводя тяжесть корпуса на правую ногу;
два — переступить на всю ступнюлевой ноги;
и — приподнять правую ногу рядомс левой.
Такт 3: то же, что на 1-й такт. Такт4:
раз — притопнуть правой ногойрядом с левой;
и — приподнять левую ногу рядомс правой;
два — ударить левой ногой рядомс правой; и — пауза.
Движение можно исполнять с правой ногис продвижением вправо, с левой — влево.
Движение 6 (боковые шаги)
Исходное положение: встать в I прямуюпозицию, слегка согнув ноги в коленях.
Такт 1:
раз-и — шаг правой ногой вперед-вправо;
два-и — шаг левой ногой вперед-вправо.Такт 2:
раз-и — поставить правую ногуна ребро каблука вперед-вправо; два-и — исполнить соскок с каблука на всюступню правой ноги, приседая на ней. Колено отвести влево. Корпус наклонить вправо.Голову повернуть влево, заглядывая девушке в лицо.
Такты 3-4: движение исполнить с левойноги влево.
Движение 7 (хлопки в ладоши)
Исходное положение: встать попарно лицомдруг к другу. Ноги в I прямой позиции. Руки согнуть в локтях.
Такт 1:
раз-и — хлопок в свои ладоши;
два-и — хлопок правой рукой поправой руке партнера.
Такт 2:
раз-и — хлопок в свои ладоши;-
два-и — хлопок левой рукой полевой
руке партнера.
Такт 3:
раз-и — хлопок в свои ладоши.
два-и — хлопок в ладоши другдруга.
Такт 4:
раз-и-два — три хлопка в своиладоши;
и — пауза.
Движение 8
(поворот с подскоком на одной ноге)
Исходное положение: встать в I прямуюпозицию.
Такт 1:
раз-и — исполнить соскок во IIоткрытую позицию, опускаясь в полуприседание. Руки раскрыть в стороны ладонями вверх;
два-и — перескочить на правуюногу, приподнимая левую, согнутую в колене, вперед. Колено отвести влево. Руки положитьза спину. Корпус слегка отклонить на зад.
Такт 2:
раз-и — подскочить на правойноге, делая полповорота вправо. Положение левой ноги не менять;
два-и — подскочить на правойноге, заканчивая полный поворот вправо. Положение левой ноги то же. Такт 3:
раз — перескочить на левую ногу,приподнимая правую ногу рядом с левой. Колени направлены вперед; и — поставитьправую ногу на ребро каблука вперед, отделяя левую ногу от пола;
два — переступить на всю ступнюлевой ноги;
и — приподнять правую ногу рядомс левой.
Такт 4:
раз-и-два — "притоп";
и — пауза.
Движение 9
(первая комбинация юношей)
Исходное положение: встать в I открытуюпозицию.
Такт 1:
раз-и — исполнить соскок во IIоткрытую позицию, опускаясь в полуприседание. Руки раскрыть в стороны ладонями вверх;
два-и — перескочить на правуюногу, исполняя хлопок над головой. Левую ногу приподнять назад-влево. Колено направитьвлево. Корпус и голову повернуть вправо.
Такт 2:
раз-и — то же, что на «раз-и»1-го такта;
два-и — перескочить на левуюногу, исполняя хлопок над головой. Правую ногу приподнять назад — вправо. Корпуси голову повернуть влево.
Такты 3-4: повторить движения 1 — 2-готактов.
Такт 5:
раз — встать на правую ногу,сгибая ее в колене. Руки раскрыть в стороны;
и — поставить левую ногу на реброкаблука вперед-влево и вытянуть в колене. Руки, слегка согнутые в локтях, отвестивправо-вверх. Голову повернуть влево;
два — переступить правой ногойна месте;
и — поставить левую ногу на полупальцык середине ступни правой ноги и чуть согнуть ноги в коленях.
Такт 6:
раз — переступить правой ногойна месте;
и — поставить левую ногу на реброкаблука вперед-влево; два — переступить правой ногой на месте;
и — поставить левую ногу на полупальцык середине ступни правой ноги.
Такты 7-8: повторить движения 5-6-готактов. Корпус во время пе-реступаний постепенно наклонять влево.
Движение 10
(вторая комбинация для юношей)
Исходное положение: встать в I свободнуюпозицию. Руки раскрыть в стороны. Ладони повернуть вниз и чуть приподнять.
Такт 1:
раз-и — исполнить легкий прыжокна левую ногу влево, сгибая правую в колене. Левую ногу также согнуть в колене.Колено правой ноги сильно повернуть влево. Ступня правой ноги — у колена левой;
два — подскочить на левой ноге,поворачивая колено правой ноги вправо; и — вытянуть правую ногу вправо.
Такт 2:
раз-и — сделать беглый шаг правойногой вправо, подводя левую ступню к щиколотке опорной сзади. Колени в выворотномположении; два-и — встать на левую ногу, открывая правую ногу невысоко вправо.
Такт 3:
раз — перескочить на правую ногувправо, подводя левую ногу к правой. Колени направлены вперед. Руки — за спиной;
и — поставить левую ногу на реброкаблука вперед — вправо, начиная поворот вправо;
два — переступить правой ногой;и — приподнять левую ногу рядом с правой. Такт 4:
раз — перескочить на левую ногу,приподнимая правую рядом с левой и заканчивая поворот вправо; и — поставитьправую ногу на ребро каблука вперед;
два — переступить левой ногойна месте;
и — пауза.
Такты 5-8: исполнить движения 1-4-готактов с другой ноги.
Движение 11 (припадание накрест)
Исходное положение: встать в III открытуюпозицию, правая нога впереди.3 а т а к т:
и — приподнять правую ногу невысоковправо.
Такт 1:
раз — встать на правую ногу впередилевой, приседая на ней. Левую ногу слегка отделить от пола. Корпус и голову наклонитьвлево;
и — переступить на полупальцылевой ноги сзади правой, слегка отделяя правую от пола;
два-и — то же, что на «раз-и».
Движение исполнять с правой ноги влево,с левой — вправо.
Движение 12 (гармошка)
Исходное положение: встать в I свободнуюпозицию.
Затакт:
и — слегка отделить от пола пяткуправой и носок левой ноги.
Такт 1:
раз — соединить носки, отводяправую
пятку вправо и подводя левый носок к
правому;
и — отделить от пола левую пяткуи
правый носок;
два — соединить пятки, отводяправый
носок вправо и подводя левую пятку к
правой;
и — пауза.
«Гармошка» исполняется с продвижениемвправо или влево.
Движение 13 (присядка)
Исходное положение: встать в I прямуюпозицию. Руки свободно опустить вдоль корпуса.
Такт 1: раз-и — с легкого подскокаопуститься в полное приседание на полупальцы обеих ног. Правую руку согнуть в локте,левую опустить вниз и отвести немного назаддва-и — подскочить на обеих ногах.Левую руку согнуть в локте, правую опустить вниз и отвести немного назад.
/>
/>
Литература
1." Исторический ежегодник" 1977 год. Н.Л. Левочкина — ОмГУ.
2. Н. Шадрина, Гр. Гогоберидзе «Советская культура». 19 апреля1986г.
3. Российское искусство «Эксперт N 47 2004г.
4. Фуад Валеев „Татарский народный орнамент“ Казань 2902г.
5. Смирнов, народный артист РСФСР, профессор. Храня наследие.»Советская Татария". 1986г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.