Введение
Ценностьюлюбого современного государства, если оно, конечно, заинтересовано сохранитьсвой народ и заботится о его будущем, традиционно считается семья, а главнойценностью семейной жизни – дети. Можно ли поставить их на ноги, подготовить ксамостоятельному существованию без должной поддержки извне, социальногоодобрения и соответствующей политики, проводимой в отношении семьи? Безусловно,нет. И сегодняшняя действительность тому подтверждение – лишь некоторое числосемей более или менее адаптировалось в новой экономической ситуации. В первуюочередь страдают от этого дети, и общество все больше беспокоит ихбездуховность, корыстность, равнодушие, жестокость и агрессивность, а отчасти идеградация, «одичание» детей и подростков из различных социальных слоев.
РатификацияСоюзом ССР Конвенции ООН «О правах ребенка» повлекла за собой установление длянашего государства определенных обязательств, в первую очередь приведениенационального законодательства в соответствие с положениями Конвенции.Государства – участники Конвенции несут за свои действия в отношении детейюридическую ответственность, а государства – нарушители Конвенции могут бытьподвергнуты мировому осуждению.
Приняв,таким образом, определенные обязательства не только перед мировым сообществом,но и перед населением страны, Российская Федерация как преемница СССРприступила к формированию политики в области защиты детства.
Начальнымэтапом формирования государственной политики в интересах детей можно считать1994 год, объявленный Организацией Объединенных Наций Международным годомсемьи. Это решение стало серьезным импульсом для привлечения внимания кпроблемам развития семьи и семейной политики.
В самом общем видегосударственную семейную политику можно определить как «целенаправленнуюдеятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданиюоптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношениймежду личностью, семьей и обществом»
Средиглавных направлений государственной семейной политики было названо и усилениепомощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной ипсихологической функций). В такой форме государство признало необходимымосуществление комплекса мер в интересах воспитания подрастающего поколения.
Следующимэтапом явилось определение целей государственной политики в интересах детей изакрепление их в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации». Данный Закон устанавливает основные гарантии прав изаконных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях созданияправовых, социально-экономических условий для реализации прав и законныхинтересов ребенка.
Обеспечениеправ человека является основополагающей функцией Российской Федерации какправового государства. Благополучие и нормальное развитие детей определяютбудущее любой страны. Дети нуждаются в особой защите и особых механизмах ееосуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защитуправ каждого ребенка и всех детей. В связи с этим представляется целесообразнымраспространение опыта деятельности Уполномоченного по правам ребенка на другиерегионы РФ, для чего требуется создание соответствующей законодательной базы.
Длясовременной российской политики в интересах ребенка характерно резкое смещениеприоритетов.
Переход внастоящее время от преимущественно общественных форм воспитания к семейнымувеличивает ответственность родителей за становление личности ребенка, за выборим значимых ценностей, возлагая на них дополнительную нагрузку. Передродителями встает задача воспитания у ребенка таких качеств, формирующихсоциальную компетентность ребенка в современных условиях, как предприимчивость,практичность, деловой расчет. Теперь только семья обеспечивает решение важной задачи– выбора ребенком профессии и его профессиональной ориентации, тем самымзакладывая основу его конкурентоспособности на рынке труда. Распространениенаркомании, алкоголизма и других негативных социальных явлений заставляют семьюуделять серьезное внимание формированию у детей системы значимых духовныхценностей, принимать дополнительные воспитательные меры по усилению социальногоконтроля и обеспечению безопасности детей в ситуациях возможного риска привзаимодействии с неблагополучным социальным окружением.
Интересыребенка, его родителей, семьи в целом, общества и государства – это плотныйклубок нитей, распутывая который мы можем создать нечто целое – полотно,гармонично сочетающее цвета и формы, либо, наоборот, поражающее своимбезвкусием. Специфика семейных правоотношений с участием детей как раз ипроявляется в том, что законодатель должен найти оптимальные объемы и формывыражения интересов ребенка и его родителей, государства; определить правовую исоциальную значимость интересов каждого из субъектов семейных отношений.
На нашвзгляд, «интересы ребенка» – понятие, которое имеет различное наполнение извучание в теории права и практике его применения. Научная разработка «интересовребенка» как семейно-правового понятия обусловлена рядом причин:
– во-первых,формирование в Российской Федерации государственной семейной политики и, какчасти ее, политики в интересах детей предполагает формальное определениеобъекта такой политики;
– во-вторых,изменение приоритетов в распределении функций по воспитанию детей междугосударством и родителями требует более тщательной правовой регламентациипроцесса осуществления родительских прав не в противоречии с интересами детей;установления возможности и условий существования баланса частных и публичныхинтересов в той сфере отношений;
– в-третьих,ратификация нашим государством Конвенции ООН о правах ребенка порождаетнеобходимость анализа объема и содержания имплементации соответствующих норм вроссийском семейном законодательстве;
– в-четвертых,не менее важным представляется обеспечение интересов детей в деятельностиорганов опеки и попечительства, судов;
– в-пятых,несмотря на то, что понятие «интересы ребенка» уже длительное время составляетпредмет различных исследований, семейно-правовая сущность и значимость «интересовребенка» не раскрыты.
1. Равенство прав и обязанностей родителей.Личные права и обязанности родителей
Каждыйгражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равныеобязанности, предусмотренные Конституцией РФ; ч. 2 ст. 38 о том, чтозабота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; ч. 3ст. 19 о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равныевозможности для их реализации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет высшуююридическую силу (что означает невозможность противоречия любого закона ееположениям и применение норм Конституции РФ в случае обнаружения такихпротиворечий) и прямое действие (можно применять нормы Конституции РФ без ихконкретизации в федеральном законодательстве), СК РФ еще раз напоминает об этомприменительно к таким правам, как родительские, конкретизирует общие положенияКонституции РФ применительно к отношениям, связанным с детьми. Этимобозначается важность, значимость прав и обязанностей родителей по воспитаниюребенка, его защите и охране его интересов.
Говоря оравенстве прав и обязанностей родителей, речь идет о правах, перечисленных вуказанной главе комментируемого Кодекса (родительских правах), таких как: правои обязанность воспитывать своих детей, обязанность обеспечить получение детьмиосновного общего образования, защищать и представлять интересы своих детей идр.
Посколькус достижением ребенком совершеннолетия (возраста 18 лет) он приобретает полнуюдееспособность и становится полноправным членом гражданского общества, он ненуждается более в опеке и защите его прав, и считается, что имеет право иобязан защищать свои права и интересы самостоятельно. Родительские же права,перечисленные в данной главе, утрачивают силу, поскольку они были вынужденноймерой ограничения прав и свобод человека, связанных с его несамостоятельностью.
Отдельнымповодом для признания полной гражданской самостоятельности ребенка додостижения совершеннолетия является вступление несовершеннолетнего в брачныйсоюз. В этом случае ребенок приобретает полную дееспособность. Связано это стем, что с наступлением 18 лет связывается достижение человеком необходимой дляего полной самостоятельности степени физической, психической и социальнойзрелости, которая выражается в способности дать полноценное потомство, разумноруководить своими действиями и поступками личного характера, трудиться исодержать не только себя, но и свою семью и своих детей. Вступая же в брак,человек таким образом выражает готовность и способность осуществлять все этидействия, берет на себя ответственность за супруга, семью, детей, поэтомугосударство считает возможным признать за ним полную дееспособность додостижения возраста 18 лет.
Крометого, закон устанавливает еще один случай, при котором наступает полнаядееспособность и, как следствие, полное прекращение прав родителей по отношениюк ребенку (родительских прав), а именно – эмансипация.
Согласноп. 1 ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может бытьобъявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в томчисле по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителязанимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнегополностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки ипопечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо приотсутствии такового – по решению суда.
Всоответствии со ст. 10 СК правоотношения между супругами, в том числеличные неимущественные, возникают с момента государственной регистрации брака.
Семейноезаконодательство касается личной жизни супругов лишь в том, что связано сосновными правами и свободами любого человека и гражданина, а не толькосостоящего в браке.
Закрепляяпринципы равенства супругов, исходит из конституционной нормы, согласно которойгосударство гарантирует равенство прав и свобод всем и каждому независимо отпола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,а также других обстоятельств (ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции РФ).
Раскроемсодержание принципа равенства в семье более детально.
1) Свободавыбора каждым супругом рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
Статья 37Конституции РФ говорит о праве каждого человека – независимо ни от чего, в томчисле и от семейного положения – свободно распоряжаться своими способностями ктруду, выбирать род деятельности и профессию.
Всоответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, законно пребывающий натерритории страны, может свободно передвигаться, выбирая себе:
а) местожительства;
б) местопребывания.
Под первымпонимается место, где человек проживает – постоянно или преимущественно – вкачестве собственника жилья, нанимателя или по иным законным основаниям; подвторым – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница и т.д., а такжежилое помещение, которое не является местом его жительства. Основное различиесостоит в том, что в месте пребывания человек всегда находится временно.
Изпринципа равенства супругов следует, что перемена одним из них места жительства(временный отъезд) не обязывает другого следовать за ним.
Совместноерешение вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей, другихвопросов семейной жизни.
Статья 38Конституции РФ и предоставляет родителям равные права, и наделяет их равнымиобязанностями по воспитанию детей.
Обязанностьсупругов уважать друг друга и заботиться друг о друге, содействовать укреплениюсемьи.
Этотэлемент относится к сфере морали и нравственности, т.е. практически лежит запределами правового регулирования. Однако и тут возможна судебная защита.Например, суд, производя раздел имущества супругов, вправе учесть пренебрежениеодного из них интересами семьи.
Правовыбора супругами фамилии. Здесь равенство состоит в том, что каждый из супруговвправе оставить свою добрачную фамилию, что своей общей они могут выбратьфамилию мужа либо жены.
О правеодного супруга давать согласие на усыновление (удочерение) ребенка другимсупругом.
2. Право и обязанность родителей повоспитанию и образованию детей. Преимущественное право родителей на воспитаниесвоих детей
Воспитыватьдетей – одновременно право и обязанность родителей. Об этом же говорит и ст. 38Конституции РФ. Это означает, что, во-первых, никто и ни при какихобстоятельствах не может лишить родителей возможности воспитывать ребенка.Лишение возможности воспитывать ребенка может произойти только по решению судав случае лишения родителей родительских прав по основаниям, предусмотреннымзаконом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Во-вторых, право воспитывать ребенкане означает возможность решать делать это или нет (как в случае с большинствомдругих прав), – поскольку закон одновременно закрепляет и такую обязанность.Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном инравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общегообразования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в п. 2 ст. 54СК РФ право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов,всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Обязанностьотличается от права прежде всего необходимостью выполнения и наличиемответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитыватьребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционнойобязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.
Надлежащееисполнение воспитательных функций в отношении несовершеннолетних – одна изприоритетных задач государства, так как результаты воспитания отражаются напроцветании общества в целом. Поэтому наряду с уголовной за неисполнение илиненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена также административная (ст. 5.35КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1073–1075 ГК РФ), семейно-правовая (ст. 69и 73 СК РФ) ответственность.
Преимущественноеправо родителей на воспитание детей перед другими лицами стало необходимымзакрепить в связи с тем, что зачастую родители являются не единственными, ктоимеет право на воспитание ребенка. К примеру, см. настоящий комментарий к ст. 62СК РФ – несовершеннолетние родители, не достигшие возраста 16 лет, могутвоспитывать ребенка вместе с назначенным ему опекуном. В этом случае разногласияразрешаются органом опеки и попечительства с учетом как данной нормы, так иконкретной ситуации в семье.
Главным ввоспитании ребенка закон признает заботу родителей о здоровье, физическом,психическом, духовном и нравственном развитии детей. Обеспечение всех этихусловий вряд ли, в общем случае, возможно без получения ребенком основногообщего образования в общеобразовательном учреждении. Под образованием Закон РФ «Обобразовании» понимает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересахчеловека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижениягражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней(образовательных цензов). Кроме того, согласно ст. 43 Конституции РФ оправе на образование, основное общее образование обязательно и родители илилица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общегообразования.
Получениесреднего (полного) общего образования не считается обязанностью, но посколькуценность образования является неоспоримой, государство возлагает на родителейобязанность обеспечить все условия для того, чтобы их ребенок продолжил своеобучение в высшем образовательном учреждении.
3. Право выбора образовательного учрежденияи форм обучения детей
Статья 43Конституции РФ провозглашает право каждого человека на образование, возлагаяобязанность обеспечить получение детьми основного общего образования народителей. Кроме того, в статье 26 Конституции РФ гарантируется право насвободный выбор языка воспитания, обучения и творчества.
Правородителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав.Более того, в современных условиях повышения требовательности к уровнюобразования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей ибольше ответственности по отношению к детям.
Большоезначение имеет положение, закрепленное в пункте 1 статьи 63 СК РФ, согласнокоторому родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей,заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственномразвитии. В этой связи обоснованно установление ответственности родителей завоспитание и развитие ребенка, что соответствует требованиям и статьи 18, истатьи 27 Конвенции ООН о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены кразличным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. ст. 1073–1075 ГК РФ), семейно-правовой(ст. ст. 69 и 73 СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ).
Семейныйкодекс РФ не раскрывает конкретное содержание родительских прав и обязанностейпо воспитанию детей, называет основные направления деятельности родителей повоспитанию своих детей. Главное место отводится заботе родителей о здоровье,физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Пункт 1 статьи18 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает, что родителиявляются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детскомвозрасте.
В этихцелях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитаниясвоего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 65СК РФ, а именно:
1)родители не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка,его нравственному развитию;
2) способывоспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающеечеловеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
Основополагающимипринципами осуществления родителями родительских прав являются обеспечение прави интересов детей и решение вопросов, касающихся воспитания и образованиядетей, по взаимному согласию родителей, исходя из их интересов и с учетоммнения детей.
Право навоспитание своего ребенка – это личное неотъемлемое право родителя. Родительможет быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотреннымзаконом (ст. ст. 69, 71, ст. ст. 73 – 74 СК РФ). Родители не вправепередавать кому-либо право на воспитание ребенка либо отказаться от него.Соответственно, право родителя является его же обязанностью. Конечно же,родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушке,бабушке, няне и т.д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения,при этом они остаются ответственными за воспитание и развитие своего ребенка.
Неотъемлемойсоставляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всестороннеразвитой личности является образование. Конвенция ООН о правах ребенкапредусматривает, что право каждого ребенка на образование достигается введениембесплатного и обязательного начального образования; поощрением развитияразличных форм среднего образования, обеспечением его доступности для всехдетей; принятием мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числаучащихся, покинувших школу.
Согласноч. 4 статьи 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие,обеспечивают получение детьми основного общего образования, то есть образованияв объеме девяти классов общеобразовательной школы. Требование обязательностиосновного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняетсилу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не былополучено обучающимся ранее.
Государствогарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатностьосновного общего и среднего профессионального образования в государственных илимуниципальных образовательных учреждениях.
Содержаниеобразования должно быть направлено на достижение следующих целей:
1)развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;
2)воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
3)воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенокпроживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной;
4)подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости,равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиознымигруппами, а также лицами из числа коренного населения;
5)бережное отношение к окружающей среде.
Права иобязанности родителей (лиц, их заменяющих: усыновителей, опекунов, попечителей,приемных родителей) в сфере образования несовершеннолетних детей определеныстатьей 52 Закона «Об образовании» и включают в себя:
1) выборформы обучения;
2) выборобразовательных учреждений;
3) защитузаконных прав и интересов ребенка;
4) участиев управлении образовательным учреждением;
5)выполнение устава образовательного учреждения.
Родителисамостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей,учитывая при этом мнение детей. Исходя из потребностей и возможностей ребенкаобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательномучреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейногообразования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм полученияобразования действует единый государственный образовательный стандарт всоответствии со статьей 10 Закона РФ «Об образовании».
Разногласиямежду родителями по вопросам воспитания и образования детей могут бытьразрешены по обращению родителей (или одного из них) органом опеки ипопечительства или судом.
4. Обязанность родителей обеспечить получениедетьми основного общего образования
Конституционноезакрепление обязательности основного общего образования включает в себяобязанность государственных органов и органов местного самоуправленияпредоставить возможность получения детьми такого образования и обязанностьродителей или лиц, их заменяющих, обеспечить своим детям получение основногообщего образования.
Всоответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №10-П «Поделу о проверке конституционности отдельных положений Конституции РеспубликиАлтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» субъекты РФ могут установить общедоступность ибесплатность не только основного общего и среднего профессиональногообразования, гарантированных Конституцией, но и общедоступность и бесплатностьсреднего (полного) общего образования, поскольку такая норма в соответствии сцелями социального государства дополнительно гарантирует более широкиевозможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение.
Федеральныегосударственные образовательные стандарты определяют обязательный минимумсодержания основных образовательных программ, максимальный объем учебнойнагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Приреализации образовательных программ обучающимся с отклонениями в развитии могутбыть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
ВРоссийской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности допускаетсяосвоение образовательных программ в различных формах: в образовательномучреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в формесемейного образования, самообразования, экстерната. Для всех форм полученияобразования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основнойпрофессиональной образовательной программы действует единый государственныйобразовательный стандарт.
5. Права и обязанности родителей по защитеправ и интересов детей
Вкомментируемом пункте речь идет, в основном, о несудебной и неюридической, абытовой защите прав и интересов детей (права ребенка перечислены в ст. 54 –58, 60 СК РФ). Под защитой прав и интересов здесь следует понимать скореепомощь и поддержку ребенка в отношениях с любыми физическими и юридическимилицами, предотвращение ситуаций нарушения прав ребенка или неучтения егоинтересов, а также принятие мер в случае нарушения (например, обращение ворганы местного самоуправления, органы внутренних дел, суд и прокуратуру).Также родители защищают интересы детей, к примеру, путем совершения сделок идругих юридических действий. Так, согласно п. 1 ст. 26 ГК РФнесовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключениемназванных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, с письменного согласия своих законныхпредставителей – родителей, усыновителей или попечителей.
Однакородители могут представлять права и интересы ребенка и в судебном процессе какзаконные представители (равно как и усыновители, опекуны и попечители, приемныеродители), хотя суд обязан привлекать к участию в деле и самихнесовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не следуетзабывать и о том, что СК РФ в ст. 56 также закрепляет право ребенкасамостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им 14лет.
Родителимогут осуществлять защиту прав и интересов своих детей в суде без специальныхполномочий (т.е. без доверенности). Для этого им достаточно предъявитьдокумент, подтверждающий факт происхождения детей от конкретных родителей(свидетельство о рождении ребенка).
Согласност. 65 комментируемого Кодекса родительские права не могут осуществлятьсяв противоречии с интересами детей. При представительстве же интересов ребенкавелика вероятность подмены интересов ребенка собственными, поэтому законустанавливает в комментируемом пункте норму, согласно которой родители невправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительстваустановлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, вэтом случае, как следует из данного пункта, представителя назначает орган опекии попечительства.
Заключение
Взаключение целесообразно подчеркнуть некоторые общие положения, относящиеся кпонятию «интересы ребенка» в семейном праве и законодательстве РоссийскойФедерации.
Во-первых,определение интересов ребенка отличается многовариантностью, котораяобусловлена воздействием на процесс формирования интересов факторовобъективного и субъективного характера.
Кобъективным факторам относятся: социально-экономические условия, в которыхвоспитывается ребенок; направления государственной политики в отношениивоспитания детей и т.д.
Субъективнымифакторами могут быть признаны: взгляды родителей и иных лиц, воспитывающихребенка, на цели, формы и средства воспитания; осознание самим ребенком своихинтересов, возраст ребенка и т.д.
В связи счем для определения понятия интересов ребенка предлагаем использовать следующуюдефиницию: «Интересы ребенка – это субъективно обусловленная потребностьребенка в благоприятных условиях его существования, находящая объективноевыражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренныхсемейным законодательством».
Во-вторых,большой массив и разнообразие нормативных правовых актов, регулирующихотношения с участием несовершеннолетних, позволяет, тем не менее, считать основнымдокументом, определяющим права и интересы ребенка в семье, Семейный кодексРоссийской Федерации. Иные федеральные законы и законы субъектов РФ,регламентирующие рассматриваемые отношения, должны соответствовать Семейномукодексу в части обеспечения интересов детей в семье.
В текстеСК РФ понятие «интересы ребенка» употребляется более 50 раз в том или иномконтексте. Но даже тогда, когда в конкретной норме семейного законодательстваречь идет об интересах других членов семьи, чаще всего имеются в виду иинтересы ребенка.
Необходимостьучета интересов ребенка в некоторых случаях прямо предусматривается всемейно-правовых нормах, в то время как при регулировании иных семейныхправоотношений интересы ребенка только предполагаются косвенно. Это дает основанияприйти к выводу о наличии в СК РФ презумпций интересов ребенка и возможной ихклассификации. Среди них важное место занимают частноправовые ипублично-правовые презумпции интересов ребенка, что обусловлено целямисемейно-правового регулирования и характером интереса, подлежащего защите.
Нормы СКРФ предусматривают различные способы выявления и выражения интересов ребенка:это может быть непосредственно его мнение, интересы ребенка могут быть отраженыв заключении органа опеки и попечительства, интересы ребенка могут бытьопределены в решении суда, соглашении родителей и т.д., что является основаниемдля вывода о наличии частноправовых и публично-правовых признаков в формальномвыражении интересов ребенка.
Семейныйкодекс РФ неточно воспроизводит терминологию Конвенции о правах ребенка. Упонятий «наилучшие интересы ребенка» и «приоритет интересов ребенка» разнаясмысловая нагрузка, поэтому имеет место несоответствие положений международногои национального законодательств. На наш взгляд, необходимо установлениерассмотренных правил в комплексе: обеспечение интересов детей должно быть инаилучшим, и приоритетным.
В-третьих,семейное законодательство и правоприменительная практика предполагают различныеформы выявления интересов ребенка. Одна из них – мнение ребенка. Выражаямнение, ребенок обнаруживает свой интерес в субъективном смысле. Однакоправовое значение оно приобретает лишь при установлении соответствия егоистинным интересам ребенка, что осуществляется родителями, органами опеки ипопечительства, судом.
Всоответствии со ст. 57 СК РФ органы опеки и попечительства или суд вслучаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут принять решение только ссогласия ребенка, достигшего возраста десяти лет: восстановление в родительскихправах, усыновление и решение других, жизненно важных для ребенка вопросов.Таким образом, позитивное мнение ребенка – исключительное условие принятиярешения названными органами.
Вотношении родителей ребенка ст. 57 СК РФ устанавливает правило совершенноиного содержания: родители должны учитывать не только согласие, но и несогласиеребенка с тем или иным решением, принятым родителями, если ребенок достигвозраста 10 лет.
Посколькудействующее законодательство определяет получение согласия ребенка, достигшеговозраста 10 лет, как обязательное условие для принятия решения органом опеки ипопечительства или судом в случаях, предусмотренных СК РФ, есть все основаниярассматривать такое согласие, как один из юридических фактов, необходимых длявозникновения семейных правоотношений того или иного вида.
В-четвертых,анализ семейно-правовых норм, регулирующих отношения с участием детей,позволяет утверждать о необходимости введения в научный оборот такой категории,как «критериальное значение интересов ребенка». Именно интересы ребенка являютсякритерием качества осуществления родительских прав, деятельности органов опекии попечительства, суда в соответствующей сфере.
Список используемой литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от17.07.2009) «Об образовании».
2. Антокольская М.В. Семейноеправо. М., 2002.
3. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданскихи семейных прав ребенка в Российской Федерации. М., 2004.
4. Богданова Г.В. Права и обязанности родителей идетей. М., 2003.
5. Конституция Российской Федерации 1993 г.
6. «Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации» –2008
7. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А.,Спектор А.А. 2008
8. Гражданский кодекс РФ 24.07. 2008 г.
9. « Сапрыкин Н.В. Недействительность брака:основания и последствия // Юрист. 2005. №11
10. Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г., в ред. ФЗ от21 июля 2007 г. №194-ФЗ.
11. Антокольская М.В. Семейное право, Учебник. М.:Юристъ, 2004.
12. Пчелинцева Л.М. Семейное правоРоссии: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006.