Реферат по предмету "Государство и право"


Политические права и свободы человека в Конституции РФ

СодержаниеВведение
1. Понятие политических прав и свободчеловека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовоезакрепление политических  прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализацииполитических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ
Вдемократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правовогостатуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьмаобъективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правовогоразвития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.
ВКонституции РФ указано, что «человек, его права и свободы являются высшейценностью», но на данном этапе развития в России еще только продолжается формированиеистинного уважения к человеку и гражданину, а также к его правам и свободам.Проблема прав и свобод человека и гражданина, в том числе и политических, внашей стране весьма актуальна. Одной из важнейших задач на данном этапепостроения демократии в нашей стране, является преодоление такого известного ивесьма сложного явления как правовой нигилизм, а также необходимость развития внашем обществе культуры прав и свобод человека и гражданина, которая быпозволила обществу четко ориентироваться в оценке политической и социальнойдеятельности государства. Т.е. необходимо развивать правовую и политическуюграмотность общества, и каждой личности в частности, нужно способствовать тому,что бы каждый гражданин в нашем государстве знал свои права, права другихлюдей, мог в них ориентироваться, и самое главное – мог ими пользоваться в полноймере. И именно в силу этого, я считаю, крайней степени актуально изучениевопросов, касающихся прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации. В моей работе затронута проблема узкой направленности в области прави свобод – проблема политических прав и свобод человека и гражданина. Именноэта категория прав и свобод, на мой взгляд, в наибольшей мере показываетреализацию главной характеристики демократии, а именно «власти народа».Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуютсяэти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к томуже, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждансвоими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого вышепресловутого правового нигилизма.
Сучётом вышесказанного, я в своей работе постарался раскрыть определениеполитических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристикуосновным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказал онормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав исвобод. Объектом исследования данной работы являются права и свободы человека игражданина в целом, а предметом – политические права и свободы человека игражданина в Российской Федерации. Источниковую базу составляют различные поюридической силе номативно-правовые акты (международные правовые акты,Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, законыСтавропольского края, а также определения Конституционного Суда РФ),монографии, учебники, иные учебные пособия, комментарии к российскому законодательству,а также научные статьи по юриспруденции и политологии, затрагивающие проблемуполитических прав и свобод человека и гражданина в нашей стране. Главной цельюработы я считаю, изучение института прав и свобод человека и гражданина в нашейстране, в частности политических прав и свобод, а также определение статусаэтих прав, рассмотрение механизма и проблем их реализации в нашем государстве.
1. Понятие политических прав исвобод человека и гражданина в Российской ФедерацииПонятиеправового статуса личности вводится ст. 64 Конституции РФ, являющейся заключительнойв рамках определяющей основы данного института главы 2 «Права и свободычеловека и гражданина». В свою очередь гл. 2 «Права и свободы человека игражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основконституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном вст. 2 Конституции РФ положении, где говорится, что в России как демократическомправовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, апризнание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это прямаяобязанность государства.
Легального определенияпонятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в доктринеКонституционного права под политическими правами в самом общем смысле понимаютправа, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в томслучае, если он выступает в качестве гражданина государства. Это права исвободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством,и обеспечиваемые им. Т.е., иными словами, политические права — это обеспеченныеюридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действийграждан при участии в формировании органов государственной власти и местногосамоуправления.
Политические права исвободы являются одними из самых значимых в системе прав и свобод человека, и вКонституции РФ в порядке перечисления они расположены на втором месте вслед заличными правами. Это можно отчасти объяснить тем, что эти права предназначены впервую очередь для категории лиц, имеющих гражданство, т.е. для граждан. «Связьполитических прав и свобод с гражданством, однако не означает, что онивторичны, производны от воли государства. Политические права и свободывыступают как естественные права гражданина демократического государства».[1]Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова,свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политическиеправа и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируютсягосударством, вне зависимости от их содержания.[2]
Политические права исвободы в Российской Федерации имеют две формы реализации: индивидуальная формаи коллективная. В индивидуальном порядке каждый гражданин, например, можетреализовать свое право на равный доступ к государственной службе. Но есть и рядправ, которые носят коллективный характер и которые в порядке индивидуальномреализованы быть не могут, например, право на собрания, демонстрации или насоздание политических партий.
Многие авторы, напримерБаглай М.В., отмечают, что в Конституции РФ политические права носят лишьформально закрепленный характер и при этом не раскрывается их сущность, пределывозможных ограничений (хотя от части таковым является возрастной ценз, которыйзакреплен для всех прав в ст. 60 – «Гражданин РФ может самостоятельноосуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет»).
Перечень политическихправ исчерпывающе составляют следующие права и свободы:
— Избирательные права — право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательноеправо);
— Право обращений илипетиций — право гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальныеи коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
— Право на участие вуправлении делами государства и на равный доступ к государственной службе — право граждан на занятие любой государственной должности;
— Право на участие вотправлении правосудия — предоставляет возможность гражданам быть судьями,присяжными и арбитражными заседателями;
— Свобода ассоциаций — регулирующеесвободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и правоорганизаций исключать своих членов;
— Свобода слова — правочеловека свободно выражать свои мысли;
— Свобода собраний — право проводить митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а такжесобираться в помещениях;
— Свобода печати иинформации — основой данной свободы является право человека искать и получатьинформацию.
Это основные политическиеправа, которые предлагаются общей доктриной конституционного (государственного)права, и все из этих перечисленных прав и свобод закреплены в КонституцииРоссийской Федерации и их соблюдение ей гарантируются.
2. Система иконституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
Как водится, под политическими правами подразумеваетсяперечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции РФ. В первую очередь, правона объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений (ст. 30);право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государствакак непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); правоизбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право равногодоступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправленииправосудия (ч. 5 ст. 32); право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления (ст. 33)[3]. Часть авторов, вчастности М.В. Баглай[4] и Е.А. Лукашева[5],предлагают относить к политическим правам и свободам свободу убеждений, мнений,высказываний в любой области общественной жизни, свободу мысли и слова, правокаждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространятьинформацию любым законным способом (ст. 29 Конституции), так как данные прававыражаются в виде публичных высказываний мнения по социально значимым вопросам.Данный подход может быть обоснован с точки зрения норм международного права и вчастности практики Европейского суда по правам человека, который акцентируетвнимание на том, что свобода мысли и мнения, равно как и свобода их выраженияимели бы узкую область применения, если бы не было гарантий, обеспечивающихвозможность высказать и поделиться своими идеями и убеждениями с другимичленами общества. Кстати, в России право человека и гражданина на информациюбыло закреплено впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22ноября 1991 года в виде права на охрану личной, персональной информации и правана получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). И поэтому вполне логично,что это право перекочевало и в Конституцию РФ 1993 года. И как отмечает В.Н.Лопатин, «из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести ксобственно информационным».[6]
Что касается вопроса о системе политических прав и свобод человека игражданина, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляютправа, включающие правомочия граждан по участию в организации и деятельностигосударства, а также в организации и деятельности его органов. К этой группе,прежде всего, относится избирательное право, право на референдум, правопетиций.
Во вторую группу субъективных прав и свобод, составляющихсистему политических, стоит отнести правомочия, представляющие собойнеотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человекав жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свободасоюзов; свобода собраний
Говоряо нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод, применительно кРоссийской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международныхдоговоров в Российской Федерации, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 КонституцииРФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положениямеждународно-правовых актов по правам человека (в том числе и политическим)применяются в большинстве случаев опосредованно, их реализация обеспечиваетсянормами национального права. Основные права и свободы, закрепленные вмеждународно-правовых актах, должны рассматриваться в роли своеобразногокритерия оценки прав и свобод, установленных национальным законодательством.[7]Основные политические права и свободы человека, имеющие общепризнанный характери подлежащие обязательному применению зафиксированы в Международном Билле оправах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека (принятой10.12.1948), Международного пакта о гражданских и политическихправах (принятого 16.12.1966). Политические права и свободы в МеждународномБилле о правах закреплены в ст. 20 Всеобщей декларации правчеловека, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 4ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 21 Всеобщей декларации правчеловека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. ВКонституции РФ последовательно закреплены все права и свободы, определенныеКонвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Потерритории действия законы в России делятся на федеральные, которые действуютна всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либосубъекта РФ. Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политическиеправа и свободы делятся по юридической силе:
— Конституция РФ (статьи 30-33).
— Федеральное законодательство: Федеральные конституционные законы, в частности ФКЗ«О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человекав РФ» от 26 февраля 1997 г.; Федеральные законы, в частности: ФЗ «О выборахПрезидента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г; ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.; ФЗ «Особраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004; ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 04.10.2010); ФЗ «О государственнойгражданской службе РФ» от 27.07.2004 и др.; Указы Президента РФ и ПостановленияПравительства РФ, в частности: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения оКонсульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.; Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей,подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» от02 июля 2003 г..
— Нормативные правовые акты субъектовРФ, в частности: Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах проведениявыборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008года и др. Среди нормативных правовых актов субъектов РФ высшей юридическойсилой обладают уставы субъектов и конституции республик, которые должнысоответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Стоит сказать, что всоответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерациинаходятся: регулирование и защита прав человека и гражданина; защита правнациональных меньшинств. В совместном ведении РФ и ее субъектов, согласно п.«б» ч.1. ст.72 Конституции РФ, находятся те же основные вопросы. Это сделанодля того, что бы создать определенный общефедеральный стандарт прав и свободчеловека, что должно было бы унифицировать конституционно-правовой статусличности на всей территории Российской Федерации. Но на практике этот процессосуществляется едва ли. Для граждан первостепенное значение имеют права,свободы и обязанности, закрепленные нормативными правовыми актами субъекта РФна территории которого они проживают. [8]
Резюмируя всё вышеизложенное,стоит сказать, что система политических прав и свобод человека и гражданина вРоссийской Федерации состоит из широкого перечня этих прав и свобод, которыйимеет законодательное закрепление в международных нормативных актах, ратифицированныхРоссийской Федерацией и следовательно, носящих общеобязательный характер; вКонституции Российской Федерации (а именно в ст. 30-33), в федеральномзаконодательстве, а также в нормативно правовых актах и иных актах федеральныхорганов исполнительной власти.
3./> Механизм и проблемы реализацииполитических прав и свобод человека в Российской Федерации
Вопрос о механизме реализации политических прав и свобод человека и гражданинав Российской Федерации, а также о проблемах реализации данного механизма, стоитрассматривать не в совокупности политических прав и свобод, составляющейконституционно-правовой статус, а по отдельности, т.е. рассматривая в частномпорядке конкретные права и свободы.
— Свобода слова, печати и информации.
Первоосновой свободы печати и информации, как это вытекает из ч. 4 ст. 29Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Этоозначает, что государство в лице любых его органов, а также и общественныеорганизации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности,если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.[9] Частью 5 этой же статьигарантируется свобода массовой информации и недопустимость цензуры. Данныеконституционные положения получили продолжение в Законе РФ «О средствахмассовой информации» от 27.12.1991 г. (в ред. от 09.02.2009г.) (далее – закон оСМИ) В ст. 1 закона о СМИ установлено, что в Российской Федерации поиск,получение, производство и распространение массовой информации, учреждениесредств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств иоборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства ираспространения продукции средств массовой информации, не подлежатограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации о средствах массовой информации.
Статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» содержит норму,согласно которой цензура массовой информации, то есть требование от редакциисредства массовой информации со стороны должностных лиц, государственныхорганов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительносогласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицоявляется автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространениесообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается. Так же недопускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов илидолжностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовойинформации. Настоящая статья раскрывает содержание цензуры применительно кдействующему российскому законодательству. По смыслу статьи для признания техили иных требований разновидностью цензуры они должны отвечать трем условиям.Во-первых, цензура предполагает либо требование предварительно согласовыватьсообщения и материалы, либо наложение запрета на распространение сообщений иматериалов, их отдельных частей. Во-вторых, это требование должно бытьадресовано именно к редакции СМИ. В-третьих, подобное требование должноисходить от должностных лиц, государственных органов, организаций, учрежденийили общественных объединений. Статья отдельно оговаривает случаи, когдатребование предварительного согласования сообщений и материалов исходит от должностноголица, являющегося автором или интервьюируемым. Такие требования не признаютсяцензурой, так как речь идет о праве автора или интервьюируемого.[10]
Вообще, ситуация в этой области весьма проблематична в нашей стране, недавнодовелось видеть в одной из передач центрального телевидения программуизвестного российского журналиста-международника, где в прямом эфире проходилоинтервью с генеральным директором одной авторитетной в нашей стране радиостанции,ежедневная аудитория которой в Москве составляет приблизительно 600 тыс.человек и 1,5 млн. в остальных регионах России, так вот гендиректор радио открытоговорил, что контрольный пакет акций принадлежит одной российской госкорпорации,и при этом утверждал, что сей факт никак не влияет на ситуацию с цензурой наего радио. На мой взгляд, данное утверждение является ничем иным, как введениемв заблуждение широких масс, т.к. с цензурой в области печати и свободы слова внашей стране ситуация очень неоднозначная, и всем это известно. В последнеевремя участились случаи, когда люди за то, что пользовались своим конституционнымправом на свободу слова, в частности в блогах в сети Интернет, «получали порукам», хотя в их изречениях не было ни призывов экстремистского характера, нииных запрещенных высказываний. По моему мнению, это ещё одна из проблем насовременном этапе демократизации нашей страны.
Существует мнение, что уровень демократизации в области свободы слова печатиу нас в стране находится на высоком уровне, что например, в отличие от рядаразвитых иностранных государств у нас ограничительные акции применяются оченьредко. Но, как мне кажется, если смотреть вглубь проблемы, то причины этогофакта раскрываются довольно чётко, поскольку цензура в нашей стране, проводитсядо выхода в печать различных изданий и до выхода в эфир теле- и радиопередач,т.е. ограничительные акции в нашей стране носят предупредительный характер иникак не афишируются, да и изначально нашим СМИ скорее всего дают понять, чтоможно публиковать, а чего — нельзя
Возрастание объемов информации в современном обществе, в частности в связис широким использованием компьютерных технологий и сети Интернет, породилоразвитие правовых отношений в этой области, которые также необходимо регулировать,и в 2006 году в этой в Российской Федерации был принят ФЗ «Об информации,информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года, которыйзакрепил свободу поиска, получения, передачи, производства и распространенияинформации любым законным способом, и, что ограничено данное право может бытьтолько федеральными законами. Данный закон запрещает требовать от гражданинапредоставления информации о его частной жизни, личной или семейной тайне.
В рамках закрепления свободы на получение информации закон содержитоговорку о необходимости соблюдения государственной тайны. Данное положениеопределяется и обеспечивается его реализации ФЗ « О государственной тайне» от21.07.1993 г. (в ред. от 18.07.2009 г.). Перечень сведений, относящихся кгосударственной тайне, утверждается Указом Президента РФ.
Еще одной проблемой является то, что в региональное законодательство оСМИ из федерального автоматически переходят такие недостатки, как, например,отсутствие реального механизма защиты права на запрос информации иответственности нарушителей данного права, а точнее, сохранение в законахсубъектов федерации механизма защиты права на получение информации, которыйизначально построен таким образом, чтобы его никто и никогда не смог применить.Имеется в виду ответственность за необоснованный отказ в предоставленииинформации и пропуск сроков предоставления информации, то есть обответственности за нарушение права на информацию.
— Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзыдля защиты своих интересов, и гарантированная свобода деятельности общественныхобъединений.
Данное право, по мнению многих ученых, в частности – Ю.А. Дмитриева и К.К.Токмакова, имеет политический характер и является важнейшим институтом государственногоправа. Но такой вывод весьма не бесспорен, т.к. с данным мнением можносогласиться лишь в том случае, если под «объединением» понимается политическаяпартия или иное политическое движение. В противном случае данная мысль носитдискуссионный характер по той причине, что в Конституции РФ говорится не оправах граждан на объединение, а о праве каждого, т.е. граждан РФ, иностранцеви апатридов, находящихся на территории страны на законных основаниях. [11]А как упоминалось выше – специфической особенностью политических прав являетсяих непосредственное закрепление только за гражданами РФ. Но данное положениебыло бы актуально в рамках представленной работы только в том случае, если бы вней рассматривались политические права граждан, но уже сама тема этой работыставит задачу рассмотрения политических прав и свобод человека, а,следовательно, не предусматривает строгой привязки наличия политических прав кналичию гражданства у субъектов данных прав. А уже это обстоятельство позволяетлишь обозначить дискуссионность вопроса о том, стоит ли относить право наобъединение к политическим правам.
Свободаобъединения включает в себя право лица объединять других лиц,присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвоватьв деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданногообъединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами,независимо от формы, вида.
Данныеположения были развиты в следующих федеральных законах: ФЗ «Об общественных объединениях» от19 мая 1995 г.; ФЗ«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях»от 12 января 1996 г.;ФЗ «О свободе совести ио религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.; «О политическихпартиях» от 11 июля 2001 г. и др.
Правограждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственнопутем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественныеобъединения. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входитьюридические лица — общественные объединения (ст. 18, 19 ФЗ «Об общественныхобъединениях»). Не могутбыть признаны субъектами права на объединение, государства, государственныеорганы и образования и муниципальные образования.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Обобщественных объединениях» граждане имеют право создавать по своему выборуобщественные объединения без предварительного разрешения органовгосударственной власти и органов местного самоуправления и право вступать вобщественные объединения. Создаваемые гражданами общественные объединения могутрегистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретатьправа юридического лица либо функционировать без государственной регистрации иприобретения прав юридического лица. Государственная регистрация осуществляетсяв соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» отказ в государственной регистрацииобщественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания недопускается.
Всоответствии со ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях» учредителямиобщественного объединения являются физические лица и юридические лица –общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, накотором принимается устав объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионныйорганы. Учредители общественного объединения имеют равные права и обязанности.
В ст. 7-12.2ФЗ «Об общественных объединениях» установлены организационно-правовыеформы общественных объединений: общественная организация; общественноедвижение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественнойсамодеятельности; политическая партия.
Спринятием ФЗ «О политических партиях» политическиепартии были выделены из числа общественных объединений. В соответствии со ст.36данного закона, политическая партия является единственным видом общественногообъединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов(списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органахгосударственной власти. Но данное положение имеет обратную сторону — ведь гражданинРФ не имеет права на самовыдвижение и ограничивается в части пассивногоизбирательного права.
Согласност. 3 ФЗ«О политических партиях» политическая партия должна иметь региональныеотделения более чем в половине субъектов РФ (при этом не более одного насубъект РФ); в политической партии должно состоять не менее 45 000 членов (а с1 января 2012 г. — 40 000), при этом более чем в половине субъектов РФ должнаиметь региональные отделения численностью не менее 450 членов (с 1 января 2012 г. — 400 членов). В остальных региональных отделениях численность каждого из них не можетсоставлять менее 200 членов (а с 1 января 2012 г. — 150 членов); руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения ииные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Всоответствии со ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях» общественныеобъединения в России в зависимости от территориальной сферы деятельностиделятся на: общероссийские — осуществляют свою деятельность на территории болееполовины субъектов РФ; межрегиональные — осуществляют свою деятельность натерритории менее половины субъектов РФ; региональные — осуществляютдеятельность в пределах одного субъекта РФ; местные — осуществляют деятельностьв пределах территории органа местного самоуправления.
Основнымипринципами деятельности общественных объединений являются принципы:добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, привыполнении функций, предусмотренных их уставами.
Согласнороссийскому законодательству взаимоотношения государства и общественныхобъединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, заисключением случаев, предусмотренных законом. Обязательность членства в общественных объединенияхбез добровольного волеизъявления недопустима[12].
В российскомзаконодательстве предусматривается ответственность партий и иных общественныхобъединений в России, и согласно ему предусматривается три вида санкций:предупреждение, приостановление деятельности, ликвидация по решению суда.[13]
Вслучаях выявления фактов нарушения общественным объединением своими действиямизакона или устава, руководящему органу этого объединения может быть вынесенописьменное представление об указанных нарушениях, устанавливающее срок ихустранения. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельностьобщественного объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении втечение года такое объединение может быть ликвидировано в судебном порядке.
Согласно ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»от 12 января 1996 г. профсоюз — добровольное общественное объединение граждан,связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду ихдеятельности, создаваемое в целях представительства и защиты ихсоциально-трудовых прав и интересов. Государство обязано обеспечивать свободудеятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовыхправ граждан.[14]
— Право собираться мирно, без оружия,проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Свобода публичных собраний,митингов, закреплённая ст. 31 Конституции РФ, заключается в праве граждан РФ собиратьсядобровольно и мирно, без оружия для выражения общественного мнения в отношении к политическим, социальнымпроблемам, защиты своих прав и свобод, обсужденияобщественно значимых проблем и путей их разрешения.
/>/>/>Данное положениеКонституции получило развитие на федеральном уровне в ФЗ «О собраниях, митингах,демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. Стоит сказать, чтосуществует мнение, согласно которому данный Федеральный закон не вполнесоответствует современным требованиям юридической техники, т.к. его положениявносят неопределенность в правовое регулирование рассматриваемыхправоотношений, что позволяет региональному законодателю трактовать его нормы пособственному усмотрению.[15]
Также свобода собраний, митингов закреплена вследующих законах: ФКЗ«О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (в частности в ст. 60); ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРФ» от 12 июня 2002 г (ст. 53); ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. (ст. 54); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г (ст. 60) и в некоторых других.
Порядокпроведения публичных мероприятий устанавливают субъекты РФ, местные органысамоуправления, например: Закон Ставропольского края «О порядке подачиуведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ставропольскогокрая» от 14 июля 2005 года; Закон Ставропольского края «О молодежной политике вСтавропольском крае» от 11 апреля 1996 года (в ред.закона СК от 10.10.2000 N 46-кз) и др.
Правона объединение — это субъективное право. Многими авторами оно рассматриваетсячерез призму реализации права на создание объединений. Однако с точки зренияконституционного содержания данного права это не есть всё содержание данногоправа, его содержание также составляют результаты данного права, выражающиеся всоздании общественных, религиозных и иных объединений. Т.е. объединение граждан– это основанные на автономии воли сообщества физических лиц, преследующиедостижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.[16]
Субъектами права мирно собираться могут быть как физические (о чем упоминается выше), так и юридические лица.Государство, государственные органы и учреждения, муниципальные образованиямогут быть субъектами права на проведение собраний. Согласно ст. 5 ФЗ «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — ФЗ особраниях) организаторами публичного мероприятия могут быть одинили несколько граждан РФ, политические партии, общественные объединения.
Участникамипубличного мероприятия признаются в соответствии со ст. 6 ФЗ О собранияхграждане, члены общественных объединений и религиозных организаций, добровольноучаствующие в нем.
Реализацияконституционного права граждан на свободу собраний, митингов, шествий, демонстрацийи пикетирования, согласно ст. 3 ФЗ о собраниях, основана на принципахзаконности и добровольности участия в публичном мероприятии. Но переченьпринципов стоит расширить, и включить такие принципы как: защита прав и свободчеловека и гражданина, а также уведомительный характер проведения собраний,митингов и иных общественных мероприятий данного характера. Данные идеипронизывают всё содержание ФЗ о собраниях.[17]
Вст. 2 ФЗо собраниях выделяется пять форм публичных мероприятий: собрание,митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.
Мирныесобрания в закрытых помещениях не требуют уведомления, так же как пикетирования,проводимые одним участником. Для митингов, шествий, демонстраций необходимоподать не менее чем за 10 дней уведомление, а при пикетировании — не менее чемза 3 дня в органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местногосамоуправления (ст. 7 ФЗ о собраниях).
Говоря о порядке проведения публичных мероприятий,стоит выделить 3 типа: разрешительный, уведомительный, явочный.В соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ о собраниях запрещается проводить публичноемероприятие без согласования места и времени. ФЗо собраниях п. 2 ч. 1 ст. 12 предоставляет возможность органу исполнительнойвласти субъекта РФ или органа местного самоуправления предложить организаторумероприятия изменить его место и время. Если предложениео переносе места и времени мероприятия не является лишь предлогом для егофактического запрета, а проводится в интересах реального согласования целей егоучастников и третьих лиц, то такое ограничение свободы собраний соответствуетконституционно значимым целям и общепризнанным принципам международного права.
Основаниями прекращения публичногомероприятия в соответствии со ст.16 ФЗ о собраниях являются создание угрозы для жизни и здоровья граждан, имуществафизических и юридических лиц, совершение участниками публичного мероприятияпротивоправных действий и умышленное нарушение организатором требований ФЗ особраниях. Умышленное неисполнение организаторами и участниками публичныхмероприятий требований органа исполнительной власти о его прекращении ведет к крайнеймере — разгону.
Внастоящее время в отношении свободы собраний стало возможным делать вывод опереломе ситуации и о наметившихся системных позитивных тенденциях. Основныеизменения связаны с закреплением в правоприменительной практике понятияпроцедуры согласования и с развитием данного механизма на региональном уровне,но успешное прохождение уведомительных процедур не гарантирует спокойногопроведения публичного мероприятия. Представители власти в ходе проведенияпубличного мероприятия высказывают претензии к лозунгам, задерживаютпредставителей «неугодных» организаций. Свежа в памяти история разгона «Маршанесогласных» в этом году, когда во время разгона силовиками выступающих, «подгребёнку» попадали даже те, кто просто, что называется, проходил мимо. Впрочем,разгоны «Марша несогласных» стали уже ежегодной традицией по всей стране,начиная с 2006 года, однако в этом году разгон получил наибольший общественныйрезонанс, и эта тема активно муссировалась во всех СМИ. Хотя, я считаю, чтовыступления, подобные «Маршу несогласных» являются чистой воды провокацией инаправлены на дестабилизацию в обществе, и если действия «несогласных» носятнесанкционированный характер, то тогда разгон демонстрации должен иметь место.Но в то же время нельзя допускать перегибов в действиях силовиков, чтобы не нарушалисьправа и свободы ни выступающих, ни других людей.
Срединегативных тенденций можно выделить: заметное изменение региональногозаконодательства, направленное на выведение массовых и протестных акций, атакже мероприятий, связанных с критикой действий властей под особый надзорправоохранительных органов и органов юстиции; случаи немотивированных, либонедостаточно мотивированных задержаний до, во время и после публичных мероприятий;неадекватный уровень жестокости и применения насилия при прекращениипубличных мероприятий, использование спецсредств против демонстрантов.
Нарушениезаконодательства со стороны властей и правоохранительных органов практическиникогда не влечет за собой адекватного наказания, что позволяет им чувствоватьсвою безнаказанность.
В своем докладе за 2009 год, Уполномоченный по правам человека в РоссийскойФедерации Владимир Петрович Лукин, отметил, среди прочих вопросов о реализацииполитических прав и свобод, следующие: «Усилилась тенденция к подменеустановленного российским законодательством уведомительного порядка проведениямирных собраний на фактически разрешительный. В правоприменительной практикепоявилось понятие «несогласованное мероприятие». Следует в этой связи напомнитьо том, что уведомительный порядок проведения публичных мероприятий непредполагает возможности «несогласования» органом власти уведомления об ихпроведении».[18]— Право участвовать в управлении делами государства
Конституционное право граждан научастие в управлении делами государства является непосредственно действующим иобеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом реального участияграждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органоввласти и общественных организаций являются гарантированные Основным закономстраны информационные права личности (в частности, право на информацию),судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, правовыражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права насоздание объединений право граждан собираться мирно, без оружия, проводитьсобрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и др.
Данное право реализуется в конкретныхформах, через отдельные конституционные права:
— избирать и быть избранными в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления;
— участвовать в референдуме;
— иметь равный доступ кгосударственной службе, т. е. право граждан на занятие любой государственнойдолжности без всякой дискриминации;
— участвовать в отправленииправосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжнымзаседателем или народным заседателем. [19]— Право избирать и быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
Закрепивряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция РФпредусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов: ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан РФ» от 12 июня 2002 г. (далее ФЗ О гарантиях избирательных прав); ФКЗ«О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (далее ФЗ о референдуме); ФЗ «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г. и др.
Избирательныеправа и право на участие в референдуме в силу ч. 2 и 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32Конституции РФ относятся к основным политическим правам, определяющим правовойстатус гражданина РФ, важнейшую форму его участия в управлении деламигосударства
Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица (гражданина) назвать того, кому из кругабаллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенномпублично-властном органе. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан сцелью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать ихволеизъявлению.
Приявке на избирательный участок гражданин имеет право проголосовать за любого извыдвинутых кандидатов (список кандидатов). Ранее у граждан имелось право проголосоватьпротив всех, однако с 2006 года граждане РФ лишены его.
Субъектамиактивного избирательного права являются дееспособные граждане РФ, достигшиевозраста 18 лет и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Субъектамипассивного избирательного права являются: гражданин РФ не моложе 35 лет можетбыть избран Президентом РФ (ч. 2 ст. 81); гражданин, достигший на деньголосования 21 года может быть избран депутатом Государственной Думы (ч. 1 ст.97); граждане не имеющие гражданства иностранного государства или какого-либодокумента, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территориииностранного государства; не являющиеся осужденными к лишению свободы засовершение тяжких, особо тяжких преступлений, преступлений экстремистскойнаправленности, предусмотренных УК РФ.
Назначениевыборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо: выборыПрезидента РФ назначает Совет Федерации; Государственной Думы — Президент РФ;законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФназначается постановлением законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта РФ; согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местномсамоуправлении муниципальные выборы назначаются представительным органоммуниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.
Референдумыпо способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательнозакреплены исключительно императивные референдумы.Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции навсенародное голосование (ч. З ст. 135 Конституции РФ).
Право на референдум относится к основнымполитическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ. Особенностьюправа участвовать в референдуме является то,что инициировать конкретныйреферендум и обеспечить принятиерешения о его назначении граждане могут толькосовместно, на коллективной основе участников инициируемого референдума, а числотаких участников определяется в зависимости от уровня референдума (федеральный,субфедеральный, местный).
Право граждан РФ на референдум состоит из следующихгрупп прав: 1) право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума иего реализации; 2) права, связанные с участием в референдуме; 3) правасвязанные с реализацией принятого на референдуме решения. По верному замечаниюЮ.А. Дмитриева и В.В. Комаровой, «то обстоятельство, что эти этапы незакреплены действующим законодательством, не означает их отсутствия всодержании данного правового института».[20]
Согласно ФКЗ о референдуме, инициативная группа попроведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемыхболее чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее100 участников референдума, место жительства которых находится на территориитого субъекта РФ, где она образована. Инициатива проведения федеральногореферендума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право научастие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или всовокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50тыс. из них (ч. 1 ст. 14 ФКЗ о референдуме).
Согласно ст. 6 ФКЗ о референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ кведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и её субъектов. Определенперечень вопросов, которые не могут выноситьсяна референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречитьКонституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права исвободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав исвобод.
Референдумы субъектов РФ и местныереферендумы в субъектах РФ проводятсяв соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражениев ст. 2 ФКЗ о референдуме, других федеральных законах, а также в соответствиинормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.— Право равного доступа к государственной службе
Не может быть демократическогогосударства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющегоодну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народувласти.
Равенстводоступа к государственнойслужбе — равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое.Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта огражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).
Системагосударственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственнуюгражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27июля 2004 г.); военную службу — особый вид федеральной государственной службы,определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; правоохранительную службу.
Нанимателемфедерального государственного служащего является Российская Федерация,государственного гражданского служащего субъекта РФ — соответствующий субъектРФ.
По отношению к гражданам, претендующим на занятиеопределенной должности, законодатель вправе устанавливать особые требования, втом числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способностьисполнять возложенные обязанности[21].— Право участвовать в отправлении правосудия
Роль и возможности граждан (заседателей)ограничиваются участиемв отправлении правосудия совместнос судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля заотправлением правосудия, призванной способствовать повышению доверия к судебнойвласти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РоссийскойФедерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудияявляется их гражданским долгом.
В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляетсяс участием присяжных заседателей. Внастоящее время основныеформы реализации гражданами правана участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных иарбитражных заседателей.
Требования к лицам, имеющим право участия врассмотрении дел в качестве присяжных заседателей установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «Оприсяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее – ФЗ оприсяжных заседателях) от 20 августа 2004 г, согласно которым присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие кмоменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособнымиили ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическомили психоневрологическомдиспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хроническихи затяжных психических расстройств.
Статус кандидата в присяжные заседатели гражданинприобретает с момента включения его в соответствующие списки, которые каждыечетыре года составляются высшим исполнительным органом государственной властисубъекта РФ при участии исполнительно-распорядительных органов муниципальныхобразований. Положения п. 3 ст. 3 ФЗо присяжных заседателях,устанавливающие, что к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного делав качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые илиобвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведетсясудопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующиеполноценному участию в рассмотрении этого дела судом.
Возможности участия граждан в отправлении правосудияв статусе арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикойрассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанцииподведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (п. 1 ст.1 ФЗ«Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.). Арбитражные заседатели, привлекаемые крассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают участие в рассмотрении делаи принятии решения наравне с профессиональными судьями; при осуществленииправосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, независимы иподчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитражныхзаседателях).
Списки арбитражных заседателей формируютсяарбитражными судами субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленныхпалат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных ипрофессиональных объединений из числа граждан, достигших 25 лет, с безупречнойрепутацией, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы в сфереэкономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательскойдеятельности не менее 5 лет. Целью введенияинститута арбитражных заседателей являлось желание без привлечениядополнительного количества судей использовать преимущества коллегиальногорассмотрения дел, компенсировать отсутствие у судей специальных познаний вотдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, чтоспособствовало бы повышению качества правосудия по экономическим спорам, ростудоверия к арбитражному суду и повышению его авторитета. — Право обращаться лично, а также направлять индивидуальныеи коллективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления
Данное право весьма значимо, в силу того, что оно является одной извозможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органывласти, что необходимо для достижения баланса во взаимоотношениях личности игосударства. Это право является наиболее часто реализуемым в системе политическихправ граждан. Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связи сучастием в политической жизни общества, но и за необходимостью полученияопределенного набора публичных услуг.[22]
В соответствии с Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращенийграждан РФ» от 02 мая 2006 г. (далее — ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектамиправа на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица безгражданства, законно находящиеся на территории РФ; государственные органы иорганы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб неконкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органывласти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасностигражданина, направившего обращение в орган власти. При рассмотрении обращенияне допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а такжесведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Полномочия представителя,выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписьюруководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения,скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы — руководителямиисправительных учреждений.
Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможныследующие виды обращений: предложение; заявление; жалоба.
В соответствии со ст. 10 ФЗо рассмотрении жалоб каждый государственный орган, органместного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен приниматьмеры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод изаконных интересов гражданина.
Согласност. 33 Конституции РФ граждане имеют «право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления». Это право имеют как граждане, лично и коллективно, так иобщественные организации, союзы и т.д. в целях защиты своих прав и интересов.Положения этих статей Конституции еще не конкретизированы ни в федеральномзаконодательстве, ни в законодательстве субъектов федерации. А на мой взгляд,весьма немаловажно законодательно продолжить и развить данное положениеКонституции.
Ещё одним из необходимых условий развитиядемократического гражданского общества является всестороннее развитиегражданской законодательной инициативы населения, так как именно данныйинститут — одна из существенных форм непосредственноговыражения народом своей власти, и развитии этого института в законодательстве позволитгражданам РФ более полно реализовать свои политические права и свободы.политический право свобода гражданин
Заключение
В процессе написания данной работы мне довелось изучить ряд вопросов,касающихся прав и свобод человека в целом, и политических – в частности. Рядавторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политическихправ весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точкизрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении вРоссии правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации внашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты,в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировалисьи не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежениесо стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими – чтоявляется проявлением правового нигилизма у наших людей.
Номеня, как и многих людей, имеющих какое-либо отношение к деятельности,связанной с законом и юриспруденцией, не оставляет надежда повышения правовойкультуры нашего общества и здесь огромную роль должно играть изучение права,его институтов, в том числе – прав и свобод человека и гражданина. Изучениеэтого правового института позволяет развить правовую грамотность, разумно и вполной мере пользоваться своими правами и свободами, и, следовательно, помогаетускорению становления демократизма в стране, формированию правового государстваи гражданского общества внутри страны. Очень важно, что бы все граждане зналиосновные положения Конституции, которые касаются прав и свобод человека игражданина, но зачастую мы стакиваемся с не знанием в этой области у многихюристов. Основы правового воспитания и правовой культуры должны закладыватьсякаждому гражданину на общеобразовательном уровне, особенный упор долженделаться на изучение Конституции и ее основных положений. Ведь знание своихконституционных прав не только поможет ими пользоваться, но и заложит всознании людей чувство ответственности и долга перед государством в участии вполитической жизни страны.
Помимо всего прочего,изучив механизм реализации политических прав и ознакомившись с проблемами вэтой области, я сделал несколько выводов о том, что было бы необходимо сделатьдля решения этих проблем. В частности, я считаю, что необходимо:
— законодательнозакрепить формы правовой ответственности различных структур и должностных лицза неисполнение права на получение гражданами информации, т.е. занеобоснованный отказ от предоставления информации;
— конкретизировать вфедеральном законодательстве или законодательстве субъектов федерации положенияст. 33 Конституции об обращениях граждан;
— всесторонне развиватьинститут гражданской законодательной инициативы как одного из важнейшихдемократических институтов;
— наиболее конкретнозаконодательно определить в рамках свободы слова и печати перечень тех областейжизни или тех тем, о которых нельзя упоминать открыто в СМИ или публичнооглашать с помощью других информационных источников (в частности — сетиИнтернет);
— законодательнозакрепить формы ответственности правоохранительных органов и местных властей, вслучаях нарушения законодательства в области права граждан на собрания и фактах«перегибов» при борьбе с проведением незаконных собраний и манифестаций;
— бороться сзаконодательным выведением массовых мероприятий, связанных с критикой действийвластей под особый надзор правоохранительных органов в регионах;
Решение этих задач,несомненно, поможет решить (хотя бы отчасти) некоторые из проблем в областиполитических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, чтоконечно же позволит сделать определенные шаги нашего государства к дальнейшейдемократизации российского общества и страны в целом.

Списокиспользуемых источников:
1. КонституцияРоссийской Федерации
2. Международные акты о правах человека:Сборник документов // Сост. В.А. Карташин, Е.А. Лукашева. ИГ НОРМА-ИНФРА. М,1999.
3. Всеобщая декларацияправ человека
4. Международный Пакт«О гражданских и политических правах»
5. Конвенция о защитеправ человека и основных свобод
6. Федеральныйконституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном СудеРоссийской Федерации»
7. Федеральныйконституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РоссийскойФедерации»
8. Федеральныйконституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах вРоссийской Федерации»
9. Федеральныйконституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правамчеловека в Российской Федерации»
10. Федеральныйконституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РоссийскойФедерации»
11. Федеральный законот 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
12. Федеральный законот 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
13. Федеральный законот 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации»
14. Федеральный законот 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судовсубъектов Российской Федерации»
15. Федеральный законот 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»
16. Федеральный законот 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации»
17. Федеральный законот 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
18. Федеральный законот 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»
19. Федеральный законот 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»
20. Федеральный законот 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях»
21. Федеральный законот 20.08.2004 г № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общейюрисдикции в Российской Федерации».
22. Федеральный законот 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации»
23. Федеральный законот 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации»
24. Федеральныйзакон от 27.07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и озащите информации»
25. Федеральный закон »от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от09.02.2009г.)
26. ЗаконСтавропольского края от 26 июня 2008 года «О некоторых вопросах проведениявыборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае»
27. ЗаконСтавропольского края от 14 июля 2005 года «О порядке подачи уведомления опроведении публичного мероприятия на территории Ставропольского края»
 28.ЗаконСтавропольского края от 11 апреля 1996 года (в ред.закона СК от 10.10.2000 N 46-кз) «О молодежной политикев Ставропольском крае»
29. АвакьянС.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – Спб.: Юрайт-Издат,2003.
 30. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник – 8-е изд, изм. и доп.– М.: Норма, 2009
31. Ершов В.А. Основыизбирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов,М.: «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2008.
32. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, 2004
33. Комментарий кКонституции Российской Федерации (постатейный) (3-е издание, исправленное идополненное), Садовникова Г.Д., «Юрайт-Издат», 2006.
34. Комментарий кКонституции РФ. Зорькин В.Д., Лазарева Л.В., «ЭКСМО», 2010.
35.Курячая М.М. Правона референдум в системе публично-политических прав граждан РФ: Монография. www.twirpx.com/file/257706/
 36. КутафинО.Е.Российский конституционализм. М.: «НОРМА», 2008.
37. Лукашева Е.А. Правачеловека: Учебник – М.: ИГ НОРМА-ИНФА-М, 1999.
38. Никулин В.В.«Конституционное право России». Изд. второе перераб. и доп. ТГТУ. 2006.
39. Шувалов Е.В.«Конституционное право РФ: учебно-практическое пособие». МЭСИ. 2006.
40. Бурлакова Р.И. Свободапечати и ее границы в законодательстве России и зарубежных стран. //«Право: Теория и Практика». www.yurclub.ru/docs/pravo/1503/3.html
41. Бычков В.М. Участиеграждан в отправлении правосудия.// «Закон и право».2005.№10
42.Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель ипрактика реализации.// «Законодательство и экономика». 2005 г. №5.
43.Головацкая М.В. Квопросу о порядке рассмотрения обращений граждан.// «Юрист».2007.№5.
44.Гришаева Ю.И.Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ кинформации о деятельности органов государственной власти и органов местногосамоуправления.// «Юрист».2007. №6
45. Грудцына Л.Ю. Конституционно-правовыеосновы права граждан на участие в управлении делами государства.// www.law-n-life.ru/arch/106_Grudtsyna.doc
46.Гущин В.З. Конституционное правограждан на объединение: пределы надзора.// «Журнал российского права».1997.№10
47.Гущин В.З. Понятие конституционных прав граждан на объединение как категориимеждународной и внутригосударственной. // «Юрист». 1998. №7
48. Кондрашев А.А.Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественныхобъединений в российском законодательстве.// «Конституционное и муниципальноеправо». 2006 г. №11
49. Кожевников О.А.Конституционное право на объединение нуждается в многосмысловом законодательномзакреплении.// «Конституционное и муниципальное право». 2007 г. №3.
50. Курячая М.М. Правограждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.//«Конституционное и муниципальное право». 2006 г. №7.
51. Лукин В.П. ДокладУполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год.(Основные положения) // www.gi-kursk.ru/number/2934/actual/001702/
52. Мицкая Е.В.Методологические и историко-правовые основы построения конституционных прав исвобод граждан. // «Современное право». 2007. №5 С.100
53. Никитина Е.Е. Правона свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства.// «Журнал российского права» 2006. №3
54. Нудненко Л.А.Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России напубличные мероприятия.// «Конституционное и муниципальное право». 2006г. №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.