Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Византии Иконопись

СодержаниеКраткий экскурсв историю Византии.От Константинадо Константина.

В330 г. римскийимператорКонстантинI Великий перенесв Константинопольстолицу империи.
В 395 годуРимская империяраспалась наВосточную иЗападную.
В 476 годуЗападная Римскаяимперия палапод натискомварваров.
Восточной, Византийскойимперии, сужденобыло существоватьдо середины15 века. Самивизантийцыназывали себяромеями, своегосударство- ромейскойдержавой, аКонстантинополь- «Новым Римом».
Со временоснования довторой половины12 века это быломогущественное, богатейшееи культурнейшеегосударствоЕвропы. Византийскаяимперия, раскинувшаясяна трех континентах- в Европе, Азиии Африке, — включалаБалканскийполуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, частьМесопотамиии Армении, островаВосточногоСредиземноморья, владения вКрыму и на Кавказе.Общая площадьее составлялаоколо 1 млн.кв.км, население- 30-35 млн. жителей.Ее императорыпытались выступатьв роли верховныхсюзереновхристианскогомира. О богатствеи пышностивизантийскогоимператорскогодвора ходилилегенды.
Византияс момента своегорождения была«страной городов»(с почти поголовнограотным населением)и великой морскойи торговойдержавой. Еекупцы проникалив самые отдаленныеуголки известноготогда мира: вИндию, Китай, на Цейлон, вЭфиопию, Британию, Скандинавию.Византийскийзолотой солидиграл рольмеждународнойвалюты.
Национальныйсостав империиотличалсябольшой пестротой, но начиная с7 века большуючасть населениясоставлялигреки. С техпор византийскийимператор сталназыватьсяпо-гречески- «василевсом».В 9-10 веках, послезавоеванияБолгарии иподчинениясербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянскимгосударством.На основе религиознойобщности вокругВизантии сложиласьобширная «зонаортодоксии(православия)», включающаяРусь, Грузию, Болгарию, большуючасть Сербии.
До 7 векаофициальнымязыком империибыла латынь, однако существовалалитературана греческом, сирийском, армянском, грузинскомязыках. В 866 году«солунскиебратья» Кирилл(ок.826-869) и Мефодий(ок.815-885) изобрелиславянскуюграмоту, быстрораспространившуюсяв Болгарии ина Руси.
Несмотряна то, что всяжизнь государстваи общества былапроникнутарелигией, светскаявласть в Византиивсегда быласильнее властицерковной.Византийскуюимперию всегдаотличали устойчиваягосударственностьи строго централизованноеуправление.
Посвоей политическойструктуреВизантия быласамодержавноймонархией, учение о которойокончательносложилосьименно в здесь.Вся полнотавласти находиласьв руках императора(василевса). Онбыл высшимсудьей, руководилвнешней политикой, издавал законы, командовалармией и т.д.Власть егосчиталасьбожественнойи была практическине ограниченной, однако, (парадокс!)она не былаюридическинаследственной.Результатомэтого былипостоянныесмуты и войныза власть, кончавшиесясозданием иличным способностямнередко могзанять очереднойдинастии (простойвоин, даже изварваров, иликрестьянин, благодаряловкости высокийпост в государствеили даже статьимператором.История Византииполна такихпримеров).
ВВизантии сложиласьособая системавзаимоотношениясветской ицерковнойвластей, называемаяцезарепапизмом(Императоры, по существу, управлялиЦерковью, становясь«папами». Церковьже стала лишьпридатком иинструментомсветской власти).Особенно окреплавласть императоровв печальнознаменитыйпериод «иконоборчества», когда духовенствобыло полностьюподчиненоимператорскойвласти, лишеномногих привилегий, богатствацеркви и монастырейбыли частичноконфискованы.Что касаетсякультурнойжизни, итогом«иконоборчества»стала полнаяканонизациядуховногоискусства.
ВхудожественномтворчествеВизантия даласредневековомумиру высокиеобразы литературыи искусства, которые отличалисьблагороднымизяществомформ, образнымвидением мысли, утонченностьюэстетическогомышления, глубинойфилософскоймысли. Прямаянаследницагреко-римскогомира и эллинистическогоВостока, посиле выразительностии глубокойодухотворенностиВизантия многиестолетия стоялавпереди всехстран средневековойЕвропы. уже сVI века Константинопольпревращаетсяв прославленныйхудожественныйцентр средневековогомира, в «палладиумнаук и искусств».За ним следуютРавенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшиесредоточиемвизантийскогохудожественногостиля.
Процессхудожественногоразвития Византиине был прямолинейным.В нем были эпохиподъема и упадка, периоды торжествапрогрессивныхидей и мрачныегоды господствареакционных.Было несколькопериодов, болееили менееблагополучных, отмеченныхособым расцветомискусства:
ВремяимператораЮстиниана I(527-565) — «золотойвек Византии»и так называемыеВизантийские«ренессансы»:
Правление македонской династии (середина IX — конец XI века) — «македонский ренессанс».
Правление династии Комнинов (конец XI — конец XII веков) — «комниновский ренессанс».
Поздняя Византия (с 1260 г.) — «палеологовский ренессанс».
Византияпережила нашествиекрестоносцев(1204 г., IV крестовыйпоход), но собразованиеми укреплениемна ее границахОсманскойимперии ееконец сталнеизбежен.Запад обещалпомощь толькопри условииперехода вкатоличество(Ферраро-Флорентийскаяуния, с негодованиемотвергнутаянародом).
В апреле1453 г. Константинопольбыл окруженогромной турецкойармией и черездва месяца взятштурмом. Последнийимператор — КонстантинXI Палеолог — погибна крепостнойстене с оружиемв руках.
С техпор КонстантинопольименуетсяСтамбулом.
ПадениеВизантии сталоогромным ударомпо православному(да и христианскомув целом) миру.Отвлекаясьот политикии экономики, христианскиебогословывидели главнуюпричину еегибели в томпадении нравови в том лицемериив вопросахрелигии, которыепроцветалив Византии впоследние векаее существования.Так, ВладимирСоловьев писал:
"Послемногих отсрочеки долгой борьбыс материальнымразложениемВосточнаяимперия, давноумершая нравственно, была наконец, как раз передвозрождениемЗапада, снесенас историческогопоприща.… Гордясьсвоим правовериеми благочестием, они не хотелипонять тойпростой исамоочевиднойистины, чтодействительноеправовериеи благочестиетребуют, чтобымы сколько-нибудьсообразовалисвою жизнь стем, во что верими что почитаем,- они не хотелипонять, чтодействительноепреимуществопринадлежитхристианскомуцарству переддругими, лишьпоскольку оноустрояетсяи управляетсяв духе Христовом.… Оказавшисьбезнадежнонеспособноюк своему высокомуназначению- быть христианскимцарством, — Византиятеряла внутреннююпричину своегосуществования.Ибо текущие, обычные задачигосударственногоуправлениямогли, и дажегораздо лучше, быть исполненыправительствомтурецкогосултана, которое, будучи свободноот внутреннегопротиворечия, было честнееи крепче и притомне вмешивалосьв религиознуюобласть христианства, не сочинялосомнительныхдогматов изловредныхересей, а такжене защищалоправославияпосредствомповальногоизбиения еретикови торжественногосожига-нияересиарховна кострах".
Период«иконоборчества»(730-1046 г.г.)

В историисредних веков(и не толькосредних веков)было немалодраматическихмоментов, когдав силу политическихили экономическихпричин определенныйжанр искусствавдруг становилсянеугоден. Художники, работающиев этом жанре, а также егопочитатели, подвергалисьрепрессиям, уничтожалисьморально илифизически.Ярчайшим примеромявляется периодиконоборчествав Византии.
В 717 г., когда исламзавоевывалАзию и угрожалЕвропе, напошатнувшийсявизантийскийпрестол взошелЛев III (675-741), прозванныйИсавром. Неизвестно, происходилли он на самомделе из племениисавров (дикогои воинственногонарода), но известнодоподлинно, что он был отважными блестящимполководцем, сумевшим защититьстрану от арабови значительноукрепитьвнешнеполитическоеположениеВизантии.
Не теряявремени, ЛевИсаврянинрешительновзялся за внутренниереформы и, вчастности, обратил пристальноевнимание наЦерковь. Приэтом он нашел, что почитаниереликвий (останковсвятых и священныхпредметов) иикон принялонебывалыеразмеры, превратившись, по существу, в суеверие.Священнымизображениям, иконам, призваннымпомочь человекупроникнутьсямолитвеннымдухом и приблизитьсяк Богу, воздавалисьпорой такиепочести, чтоподлинный смыслхристианскогоискусства сталподменятьсяязыческимидолопоклонством.Духовенствоже зачастуюловко использовалосуеверия иязыческиепривычки паствыв целях собственногообогащенияи усилениявлияния. Неудивительно, что культ иконв своем извращенномвиде стал прекрасноймишенью длянасмешек мусульман, придерживавшихсястрогого монотеизма.Для Льва, очевидно, было чрезвычайноважно опровергнутьобвинения видолопоклонстве, возводимыепротив христиан.
Идейнымобоснованиемиконоборчествабыла библейскаязаповедь «Неделай себекумира и никакогоизображениятого, что нанебе вверхуи что на землевнизу...». Средиидейных иконоборцевбыли в основномжители Востока, чьи традициивообще не допускалиизображениячеловека (чтобыло закрепленомусульманскойрелигией).
Взглядысамого императорабыли вполнеправославными, и он мог бы внестизаметный вкладв отстаиваниехристианскихистин, если бык его борьбес идолопоклонствомне примешивалисьиные, чистополитическиемотивы. Церковныеисторики полагают, что борьба ЛьваИсаврянинапротив чрезмерногопочитания иконявилась толькочастью егообширных замысловпо реорганизациивсей
государственно-церковнойсистемы Византийскойимперии. Цельюэтой борьбыбыло ограничениеправ и влияниявысшего духовенства, занимавшеговедущие государственныедолжности.
В 726 годуимператоробнародовалуказ, в которомзапрещалосьвоздаватьпоклонениеиконам какбожественнымизображениями давалосьуказание вешатьих в храмах назначительнойвысоте. Духовенство, естественно, встретило этотнаказ в штыки- императораобвинили воскорблениихристианскихсвятынь.
Населениеимперии разделилосьнадвое: иконоборцыи иконопочитатели.Немедленноначалась чередакровавых событий: в Константинополеиконоборцыпопыталисьпублично уничтожитьикону Христа, но были растерзанытолпой иконопочитателей, последнихловили и казнили, был низложенлюбимый народомпатриарх Герман, отказавшийсяподчинитьсяуказу, в ответна это византийскийфлот открытоперешел насторону иконопочитателейи двинулся настолицу, чтобынизложитьимператора, но был сожжен«греческимогнем» и странаосталась безфлота...
Взаимноепротивоборствосторон накалялосьи привело киконоборческойереси — императорвообще наложилзапрет на церковныеизображения.Спасая иконы, стойкие христианерисковалижизнью. Многиекончали жизньна плахе, другихрастерзалатолпа. Настоящаягражданскаявойна длиласьдо самой смертиЛьва III и продолжаласьпри его приемникеКонстантинеКопрониме.Сторонникиимператоровявно побеждали.Теперь допускаласьтолько светскаяживопись (главнымобразом, портретыимператора), иконописьсохраняласьтолько в отдаленныхпровинциальныхмонастырях.
Христианскиемыслителипоняли всюопасность ересииконоборчества.Вопрос, по сутидела, заключалсяне в иконах.Отрицая божественныеизображения, иконоборцытем самым отрицаливозможностьодухотворенияматерии, чтопротиворечилоосновам христианскогоучения. Крупнейшиедеятели Церквиповели решительнуюборьбу противиконоборчества.Римский ПапаГригорий II, аза ним ГригорийIII решительноосудили этуересь. ГригорийIII приказалпрекратитьсбор податив пользу Византии, дав понять, чтоотныне он несчитает себяподданнымвизантийскогоимператора.Это выступлениеГригория IIIподдержалався Италия.
К концуVIII века движениеиконоборцевпошло на убыль.Регентшавизантийскогопрестола Ирина, афинянка попроисхождению, женщина красивая, властная иковарная, быларевностной
почитательницейикон. Ставимператрицей, она созвалаVII ВселенскийСобор, которыйоткрылся в 786году в Константинополе.На Собореприсутствовалилегаты РимскогоПапы АдрианаI. Однако междусторонникамии противникамииконоборчествапроизошлистолкновения, Собор был сорвани открылсявновь толькочерез год.
Иконопочитаниепобедило. Соборпостановил:«Мы неприкосновенносохраняем всецерковныепредания, утвержденныеписьменно инеписьменно.Одно из нихзаповедаетделать живописныецерковныеизображения, так как этосогласно систорией евангельскойпроповеди, служит подтверждениемтого, что Бог- слово истинно, а не призрачновочеловечился, и служит напользу нам».Иконы былипризнаны«напоминательныминачертаниями»и почести имразрешалосьвоздавать
толькокак образам.Тем самым Собор, отвергнув ересьиконоборчества, вместе с темпреодолелкрайностииконопочитания.Епископы-иконоборцыполучили наСоборе прощение.Идеи иконопочитаниябыли теоретическиобоснованыв трудах ИоаннаДамаскина, положившихначало процессуканонизациииконописи.
Однако, мытарстваиконопочитанияеще не закончились.Политическаяситуация быстроменялась. Западусиливался, арабы в периодправленияхалифа Гарун-аль-Рашидапроцветали, а Византияпродолжаласлабеть. В 802 годуИрина быласвергнута иотправленав ссылку. В 815 годупатриарх Феодотвновь торжественнопровозгласилзаконностьиконоборческихэдиктов. Вновьначалась жестокаяреакция. Закрывалисьмонастыри, конфисковывалисьих земли, монаховссылали иликазнили.
Всезакончилосьтолько к 843 году, когда патриархМефодий собралновый Собори подтвердил
решенияVII Вселенскогособора обиконопочитании.11 марта 843 годаЦерковь впервыепраздновалаТоржествоПравославия.С тех пор этособытие ежегодноотмечаетсяв течение первойнедели ВеликогоПоста, котораяносит название«недели ТоржестваПравославия».
Этобыла грустнаяпобеда. Православиеторжествовало, но сам факт, что императорыстали решающимисудьями в жизниЦеркви и чтоименно от ихволи зависеласудьба Православия, свидетельствуето полной победецезарепапизмав Византии. СIX века истинныевизантийскиехристиане либоэмигрируют, либо все болееудаляются отмира — на горуАфон, в пустыни, за крепкиекаменные стенымонастырей.Одновременноисчезает ирелигиознаяактивностьмирян, так выгодноотличавшаяВизантию отварварскихнародов современнойЕвропы. Резкоснижаетсяуровень богословия, уменьшаетсяграмотностьнаселения, которая раньшебыла практическивсеобщей. Духовнаяжизнь Востоканачинает замирать.Отантичной живописик иконописи

Какэто ни странно, и живописьэпохи Возрождения, и средневековаяиконопись имеютобщего предка- живопись античную, трансформациякоторой в иконописьначалась ещево временапервых христиан, задолго доофициальногоутвержденияхристианскойцеркви. Каноныиконописискладывалисьпостепенно, в течении многихвеков.
Вовремена, когдахристианствобыло запрещеннойи преследуемойрелигией, местомсбора верующихдля совместноймолитвы былиместа уединенные, часто — катакомбы.Христиане Римаи Неаполя, Керчии Сиракуз, Милосаи Александриипостроили целыеподземныелабиринты, которые былидля них и церковью, и кладбищем, и мартирием.Стены катакомббелили и покрывалиживописью, вкоторой использовалисьхудожественныйязык и сюжетыантичности.Здесь еще многобыло ваз, цветов, плодов, животных, амуров. Однакопостепенноантичные образыстали приобретатьновый, символически-аллегорическийсмысл.
Например, образ прелестнойдевушки Психеистал толковатьсякак изображениехристианскойдуши. Пальмоваяветвь — атрибутимператорскихтриумфов — сталасимволизироватьрайское блаженство.Амуры без трудапревратилисьв ангелочков.На фрескахпоявляютсямолящиеся — фигуры с воздетымивверх руками- оранты. Особыйсмысл приобреливинограднаялоза и гроздь- они стали символомглавного таинства- пресуществленияхлеба и винав Тело и КровьХристовы(евхаристии).
Видимо, на этих двухиконах, какраз, аллегорическипредставленотаинство евхаристии.Первая называется«Вино истины», вторая — «Хлебжизни». Иконысовременные(Афонская школа), но явно сделаныпо средневековомуобразцу.
Интереснатрансформациятрадиционногодля антикиобраза юноши-пастухаовец в образХриста. Он сталтрактоватьсякак ДобрыйПастырь («Азесмь пастырьдобрый, пастырьдобрый полагаетжизнь свою заовец», Евангелиеот Иоанна).
В мавзолееГаллы Плацидии(V в., вторая иллюстрация)Добрый Пастырьскромно восседаетна пригорке, вокруг, по зеленойтраве, гуляютовцы, к однойиз которых онласково прикасается, однако опираетсяуже не на посох, а на Крест, утверждаяего над миром.
ДоброгоПастыря в полномблеске можновидеть на мозаике.
В мавзолееГаллы Плацидии(V в., вторая иллюстрация)Добрый Пастырьскромно восседаетна пригорке, вокруг, по зеленойтраве, гуляютовцы, к однойиз которых онласково прикасается, однако опираетсяуже не на посох, а на Крест, утверждаяего над миром.
ДоброгоПастыря в полномблеске можновидеть на мозаикецеркви Сан-Аполинаре(VI в., третьяиллюстрация): Пастырь, одетыйв роскошныеодежды, малоинтересуетсясвоими овцами, т.к. смотритвдаль и видитдругие стада«овец Христовых», жаждущих прикоснутьсяк его учению.
Принципизображениялиц на фрескахтакже беретсвое началов античнойтрадиции — традициинадгробногопортрета.
Прекрасныеобразцы надгробныхпортретов былиобнаруженыв египетскомоазисе Эль-Фаюм(«Фаюмскиепортреты» I-IIвека, некоторыеиз которыхможно увидетьв МосковскомМузее Изобразительныхискусств). Людина портретахнаходятся какбы по ту сторонуземной жизни.Их лица имеютстрогое выражение, взгляд огромныхглаз, устремленныймимо, сквозьзрителя, видитчто-то, недоступноеживым.
Этотпринцип былиспользовани развит допредела ввизантийскомиконописномканоне
Художникипостепенно, но сознательноотходят отантичной трактовкичеловеческогообраза в гармоническомединстве егоморальногои физическогосовершенства, все большестараясь передатьдуховную сущность, пренебрегаяправдивойпередачейфизическогооблика.
Такимобразом, христианскийиконографическийканон началскладыватьсясамопроизвольно, и лишь многопозднее былузаконен церковьюи традицией.ИоаннДамаскин (ок.675- ок.749) — теоретикиконописи

Иоанн(Иоанн-Мансур), прозванныйДамаскиным- великий поэт, крупнейшийбогослов иборец за православие.Он родился вДамаске, в богатойи знатнойхристианскойсемье, получилразностороннееи глубокоеобразование.Отец позаботился, чтобы преподавателемдаровитогои впечатлительногомальчика былхристианин.С этой цельюон выкупилраба-монаха, под руководствомкоторого Иоаннизучил философию, математику, астрономиюи музыку. СначалаИоанн служилпри дворе Омейядов, затем удалилсяв монастырьСв.Саввы (близИерусалима), где и прожилдо самой смерти.
ИоаннДамаскин былразностороннеодареннымчеловеком, интереснымво многих отношениях.Его духовноенаследие огромно, оно составляетбесценноесокровищеЦеркви.
Преданиеназывает Иоаннаавтором замечательныхцерковныхпеснопений, в которыххристианскиймир до сих порчерпает мудрость, силу и утешение.Считается, чтоименно он составилпасхальныйканон, могучийгимн «ВоскресениеХристово видевше», замечательныенадгробныемолитвы. Лаконичностьи живость языка, трогательныйлиризм и глубинамысли — все этоделает Дамаскинавеличайшимпоэтом Византиии всего христианскогомира. Не случайноего прозвали«златоструйным».Одним из первыхон составилкалендарь днейпамяти христианскихсвятых и подвижников.
С поэзиейДамаскина тесносливается иего музыкальнаядеятельность.Ему принадлежатпервая церковнаясистема ноти оформлениебольшинствахристианскихпеснопенийв сборники«Типикон» и«Октоих».
Ещеболее ИоаннДамаскин известенкак богослов.Он создалфундаментальныйтруд «Источникзнания», состоящийиз трех частей: в первой, «Диалектике», излагаютсяфилософскиеидеи Аристотеля, во второй, «Книгео ересях», перечисляютсяи анализируютсяучения, противоречащиехристианству, а в третьей,«Точном изложенииправославнойверы», систематизируетсяправославноевероучение.
Этобыла системаидей о боге, сотворениимира и человеке, определяющаяего место вэтом и в потустороннеммирах. Он рассмотрели обобщил какестественнонаучныепредставлениядревних, таки догматы своихпредшественников-богословов, и тщательноотобрал те изних, которыени в коей мерене противоречиликанонам вселенскихсоборов.
Основнымметодом работыДамаскина былакомпиляция(в соответствиис его девизом«Не люблю ничегосвоего») наоснове аристотелевскойлогики. С этойточки зрениябогословиеДамаскина дажепо средневековыммеркам былолишено оригинальности.Однако он сделалто, что неодходимобыло сделать: благодаряустранениюиз церковныхдогматов противоречийправославноевероучениебыло приведенов более-менеестройную систему.
Этоттруд оказалогромное влияниена будущиепоколения нетолько православных, но и католических
богословов(Фомы Аквинского).Для православнойЦеркви сочинениеИоанна Дамаскинадо сих пор являетсяосновным источникомоснов христианскоговероучения.
Однакос точки зренияхудожественнойкультуры ИоаннДамаскин интересеннам преждевсего как яростныйпротивник«иконоборчества»и создательтеории Священногообраза, положившейначало канонизациииконописи.
Согласноего теории:
Изображатьсвятых можно, но в символическоми аллегорическомвиде.
Можнои нужно изображатьто, что было вдействительности(сцены из Священногописания, ЖитияСвятых).
Можнописать Христав том виде, вкотором онпребывал наземле, но нельзяписать образБога-Отца.
Изображениясвятых необходимы- они украшаютхрамы, заменяюткниги неграмотным, постояннонапоминаюто подвигах воимя веры. Однакоикона — не картина, а священныйобраз, поклоняясьиконе, мы поклоняемсятому, что наней изображено(«первообразу»), а не мастерствухудожника — иконы должныбыть анонимны.
Иконычудотворны, так как несутв себе частьбожественнойсилы того, ктона них изображен.
Последнийдовод он подкреплялпримером изсобственнойжизни.
ХалифзаподозрилИоанна-Мансурав шпионаже впользу Византиии приказалотрубить емукисть правойруки, что и былосделано незамедлительно.
Иоаннприложил отрубленнуюкисть на место, всю ночь усердномолясь об исцелениииконе Богоматери, по преданиюнаписаннойсамим евангелистомЛукой.
Наутрокисть приросла.В ознаменованииэтого чудаДамаскин прикрепилк серебряномуокладу чудотворнойиконы в знаквечной благодарностируку, отлитуюиз чистогосеребра. Этаикона изображенаслева. Сейчасона находитсяв монастыреХилардар (Афон, Греция).
Таквозник одиниз каноническихобразов Богоматери- Богоматерь-Троеручица.
Византийскийиконографическийканон

Канон — совокупностьстрого установленныхправил и приемовдля произведенийискусстваданного вида.
Церковь«художествовала, направляя своимдуховным опытомруки иконописцев»(П.Флоренский).
Византийскийиконографическийканон регламентировал:
круг композиций и сюжетов священного писания
изображение пропорций фигур
общий тип и общее выражение лица святых
тип внешности отдельных святых и их позы
палитру цветов
технику живописи.
Соблюдениевсех каноническихправил неминуемоприводило кигнорированиюлинейной перспективыи светотени
Послезавершенияпериода «иконоборчества»вопрос созданияхудожественныхсредств длявоплощения«святости»стоял особенноостро. Благодарятрудам ИоаннаДамаскина сталоясно, чтоможно изображатьна иконе, и чтонельзя. Осталосьвыяснить ирегламентироватьто, какследует изображатьвнешностьсвятых и божественныесюжеты.
Результатомэтих исканийстали следующиеустановки:Техникаиконописи

Вмонументальнойживописигосподствоваламозаика, позднее, вовремена закатаимперии, вытесненнаяфреской.
Техникастанковойживописи былатакова:
Надоску (в Византии- кипарисовую, на Руси — сосновуюили липовую)или холст(«поволока»)наносили слойбелого шлифованногогрунта из гипсаи мела («левкас»), в XIII-XIV веках частопокрываемыйзолотом. Затемнаносили контурырисунка и красочныйслой (энкаустика,темпера).Поверх красочногослоя наносилизащитный слой(закрепитель)- олифу, лак.Обрамлениеиконы — Оклад- выполняли издерева, золота, серебра, украшалидрагоценнымикамнями. Пропорциифигур

Известныес античныхвремен пропорциичеловеческоготела сознательнонарушаются.Фигуры устремляютсявверх, становятсявыше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук иногти удлиняются.Все тело, кромелица и рук, скрываетсяпод складкамиодежды.Типлица и выражение

Оваллица удлиняется, лоб пишетсявысоким, носи рот — мелкими(нос — с горбинкой), глаза — большими, миндалевидными.Взгляд — строгийи отрешенный, святые смотрятмимо зрителяили сквозьнего.Внешностьи поза

Внешностьвсех святых, одежда, в которойих следуетписать, позы, которые онимогут принимать, строго определены.Так, апостолаИоанна Златоустаследует изображатьрусым и с короткойбородой, а СвятогоВасилия — темноволосымс длинной заостреннойбородой. См.также ИконографияБогоматери, ИконографияХриста.

"Уплощение", игнорированиелинейной перспективы

Любаяпередача объеманежелательна, так как привлекаетвнимание ктелесной сущностиизображаемогов ущерб сущностидуховной. Фигурыстановятсядвухмерными.С этой же цельюшироко применяемаяранее техникаэнкаустики, дающая слишком«осязаемую»поверхностьзаменяетсяна сухую и строгуютемперу.
Естественно, плоские фигурынеуместны напейзажном илиархитектурномфоне, которыйподразумеваетперспективуи передачуобъема. В идеалепейзаж исчезаети уступаетместо фону, апустое пространствозаполняетсянадписями — именем святого, словами божественногописания.
Линейнаяперспективаантичности(«прямая» перспектива)была утрачена.Ее место занялат.н. «обратная»перспектива(когда линиисходятся неза картиной, в мнимой ееглубине, а передней, как бы вглазах зрителя).
Теперьхудожник писалне сам предмет, а как бы идеюпредмета. Упятиглавогохрама, например, все пять куполоввыстраивалисьв прямую линию, без учета тогофакта, что вреальностидве главы былибы заслонены.У стола должнобыть изображеночетыре ножки, несмотря нато, что задниеножки не видны.Предмет наиконе долженоткрыватьсячеловеку вовсей полноте, таким, какимон доступенБожественномуОку.Палитрацветов, игнорированиесветотени

Фониконы (т.н. «свет»)символизируетту или инуюбожественнуюсущность, регламентированнуютрактатом VIвека «О небеснойиерархии»(например, золотой- Божественныйсвет, белый — чистоту Христаи сияние егоБожественнойславы, зеленый- юность и бодрость, красный — знакимператорскогосана, а такжецвет багряницы, крови Христаи мучеников).То же касалосьэлементоводежды и ихцветов: покрывалобогоматери- мафорий — писали вишневым(иногда — синимили лиловым), платье богоматери- синим. У Христанаоборот плащ- гиматий — синий, а хитон- рубаха — вишневая.
Посколькуфон был равнойинтенсивности, даже та минимальнаяобъемностьфигур, которуюдопускала новаяживопись, немогла выявитьсветотень.Чтобы показатьнаиболее выпуклуюточку изображения, ее высветляли(например, влице самымисветлыми краскамиписали кончикноса, скулы, надбровныедуги).
Крометого, был определенкругсюжетов священногописания икруг композиций, допустимыхв иконописи.
Благодаряэтой системеусловностейвозник языквизантийскойиконописи, хорошо понятныйвсем православным.Такие иконыуже не вызывалиупреков в язычествеи идолопоклонстве.Годы «иконоборчества»не прошли даром- они привелик созданиюнового видаискусства.
И все-таки, откуда взялисьвсе эти теоретическиеправила, откудабрались образцы, которым иконописецобязан былподражать?
Первоисточникибыли, такиеиконы называют«первоявленными».Каждая «первоявленнаяикона» — результатрелигиозногоозарения, видений, видений. Ноесли отвлечьсяот религиознойтерминологиии посмотретьна вещи проще, без мистики- «первоявленные»иконы — это великиепроизведениянеизвестныхсредневековыхгениев, действительнодостойныеподражания.На первой изприведеннойиллюстраций- икона «Христос-Пантократор»монастыряСвятой Екатерины(Афон), выполненнаяв технике энкаустики.Икона созданав VI веке — задолгодо оформленияканона. Но вотуже 14 столетийХриста-Пантократорав основномпишут именнотак.
Конечно, в рамках любогоканона допустимынекоторыевариации. Видениеиконописца- это трактовкаканоническогоизображенияна основесобственногодуховного опыта(таланта).
Однако, талант — вещьштучная, апотребностьв иконах былавелика. Иконописаниепочиталось, и им занималисьвсе, кто обнаруживалв себе на тоспособности- от монахов домитрополитов.Конечно, далеконе все изографыобладали, обладаюти сегодня духовнымзрением (прощеговоря, талантом).Вот им-то и нуженбыл в первуюочередь канондля рабскогокопированиячужих произведений.Однако подлинныммастерам иконописи, как заметилФлоренский,«в каноническихформах дышитсялегко». На них«ломались»лишь «ничтожестваи заострялисьнастоящиедарования».Поэтому канондля мастеране оковы, а скореерыцарскиедоспехи.Жизньи творчествоФеофана Грека(около 1340-1410)

Этоодин из немногихвизантийскихмастеров-иконописцев, чье имя осталосьв истории, возможно, благодаря тому, что, находясьв расцвететворческихсил, он покинулродину и досамой смертиработал наРуси, где умелиценить индивидуальностьживописца.Этому гениальному«византийцу», или «гречину», суждено былосыграть решающуюроль в пробуждениирусскогохудожественногогения.
Воспитанныйна строгихканонах, он ужев молодостиво многом превзошелих. Его искусствооказалосьпоследнимцветком наиссохшей почвевизантийскойкультуры. Еслибы он осталсяработать вКонстантинополе, он превратилсябы в одного избезликих византийскихиконописцев, от работ которыхвеет холодоми скукой. Но онне остался. Чемдальше он удалялсяот столицы, темболее широкимделался егокругозор, темнезависимееубеждения.
В Галате(генуэзскойколонии) онсоприкоснулсяс западнойкультурой. Онвидел ее палаццои церкви, наблюдалнеобычные длявизантийцасвободныезападные нравы.Деловитостьжителей Галатырезко отличаласьот укладавизантийскогообщества, котороеникуда не спешило, жило по старинке, погрязло втеологическихспорах. Он могбы эмигрироватьв Италию, какэто делалимногие егодаровитыесоплеменники.Но, видимо, расстатьсяс православнойверой оказалосьне под силу. Оннаправил своистопы не назапад, а на восток.
Зрелым, сложившимсямастером ФеофанГрек приехална Русь. Благодаряему русскиеживописцыполучили возможностьпознакомитьсяс византийскимискусствомв исполнениине рядовогомастера-ремесленника, а гения.
Еготворческаямиссия началасьв 1370-х годах вНовгороде, гдеон расписалцерковь СпасаПреображенияна Ильине улице(1378 г.). Князь ДмитрийДонской переманилего в Москву.Здесь ФеофанруководилросписямиБлаговещенскогособора в Кремле(1405 г.). Его кистьюнаписан рядзамечательныхикон, средикоторых (предположительно)знаменитаяБогоматерьДонская, ставшаянациональнойсвятыней России(Первоначально«БогоматерьДонская» находиласьв Успенскомсоборе городаКоломны, возведенногов память победырусского воинствана Куликовомполе. Перед неюмолился ИоаннГрозный, отправляясьв поход на Казань).
Русскихпоражали егоглубокий уми образованность, снискавшиеему славу мудрецаи философа.«Преславныймудрец, философзело хитрый…и среди живописцев- первый живописец»,- писал о немЕпифаний. Поражалои то, что работая, он никогда несверялся собразцами(«прописями»).Феофан далрусичам примернеобыкновенноготворческогодерзания. Творилнепринужденно, свободно, незаглядываяв подлинники.Писал не в монашескомуединении, ана публике, какблестящийартист-импровизатор.Он собиралвокруг себятолпы поклонников, с восхищениемвзиравших наего скоропись.Одновременнос этим он занималзрителей затейливымирассказамио чудесахКонстантинополя.Так определялсяв сознаниирусичей новыйидеал художника- изографа, творцановых канонов.Списоклитературы.

Александр Мень. История религии. Учебник. Том 2
«Культура Византии» в трех томах. Изд. «НАУКА», Москва 1984,1989 гг.
Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. Перевод с английского А. Кавтаскина. М., “Когелет”, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поняття, види, структура, тлумачення та завдання закону про кримінальну відповідальність
Реферат Вклад Г.Менделя в современную генетику
Реферат Social Injustices Essay Research Paper Whenever truth
Реферат Организация работы производства столовой при учреждении на 70 мест. Организация производства го
Реферат Большой мучной хрущак
Реферат соединение и выделение уголовных дел
Реферат Николай II. Исторический портрет на фоне эпохи
Реферат Сегментация изображений гистологических объектов
Реферат Состояние и проблемы развития научно-технологической сферы Российской Федерации в сравнении со странами Балтийского региона
Реферат Хромосомные аберрации
Реферат Женская занятость и безработица в 2000 г
Реферат British Imperialism In Africa Essay Research Paper
Реферат «Свод правил русского правописания (орфография и пунктуация)»
Реферат Философия неоплатонизма
Реферат История развития и тенденции становления аудита