Реферат по предмету "Государство и право"


Причины, условия и механизмы конкретного преступления

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙФИЛИАЛ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
/>/>Дисциплина
«Предупреждение преступлений»
Тема
Причины,условия и механизмы конкретного преступления
Выполнила студентка
6 курса заочного отделения
/>Басова Н.В
Научный руководитель
Ефремова Н.С.
2010г.

Преступление представляетсобой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е.волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. Вэтом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления какличности, его сознания, психики.
Любоепроявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе спрочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческойистории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, черезвыработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общенияи обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило,выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. Вчастности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведениявыражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческимиусловиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению.
Основнымхарактеризующим признаком деятельности выступает ее мотив. Он является тойпризмой, через которую обнаруживается, имеющая имманентный характер связьличности и ее деятельности. В мотивах выражаются побуждающие начала, внутренниеоснования и целевая направленность активности А их структура характеризуетразвитие личности через ее содержательность, т.е. через результаты усвоенияиндивидом элементов социальной Среды, общественных отношений.
Вотпочему для понимания социальной природы и социльно психологическойхарактеристики преступника как типа столь важны выявление и анализмотивационной сферы его общественно опасной деятельности. Этот анализ помогаетраскрыть и социальное содержание личностных черт преступника как типа, и детерминантыпреступного поведения, и наиболее типичные средства социально-психологическогомеханизма преступной деятельности.
Исследованиепричин и условий конкретного преступления и изучение существующей между нимивзаимосвязи являются основным элементом в познании свойств преступности вцелом, важной криминологической задачей. При этом следует учитывать, что еслипричины преступности в целом детерминированы противоречиями социальной среды,то причины и условия конкретного преступления подвержены в большей степенивлиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которойпроисходит его формирование как личности. Здесь нужно видеть прямую и обратнуюсвязи, т. е. весь комплекс причинных зависимостей — от индивидуального преступногоповедения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности,поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представителиобщества, являющиеся носителями его устоев. Сама микросреда, оказывающаянепосредственное воздействие на формирование конкретного индивида, производнаот более широкой общественной среды и в определенном смысле является еепорождением.
Вконкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем на общем уровне,проявляется взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее,признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделитьте механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.
В общемвиде причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация лица. Онаскладывается постепенно под влиянием двух групп условий.
К первойгруппе относятся условия, которые формируют потребности, интересы, ценностныеориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенноймотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы связанынепосредственно с процессом совершения преступления, создают криминогеннуюситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они обусловливаютнамерение и решимость совершить преступление.
Такимобразом, совершение конкретного преступления является результатомвзаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненныхусловий, негативных нравственных и психологических свойств личности и внешнихобъективных обстоятельств, образующих своеобразную криминогенную ситуацию.
Науровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки,рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом.
Вконкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется вдействительность. Это положение имеет не только теоретическое, но ипрактическое значение. Так, органы внутренних дел, осуществляя профилактическуюдеятельность, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологическихсвойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовомокружении, сфере общения и в других областях социальной жизни.
Дальнейшееизучение структуры преступного поведения требует раздельного анализа каждой излиний причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествуют постановкацели и предвидение результатов своих действий.
С точкизрения причинности преступление должно рассматриваться как результатвзаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Следует также добавить,что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данныхиндивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.
Из этогоследует, что все социально значимые воздействия внешней среды опосредуются сознаниеминдивида, личностными особенностями. Иными словами, между ним и средойсуществуют сложные причинно-следственные зависимости. Эти зависимостинакладывают отпечаток на действия преступника, что, по существу, характеризуетопределенный индивидуальный «почерк» при совершении им преступлений.
Для определениярассматриваемого механизма необходимо обозначить рассматриваемый институткриминологии. Преступное поведение – это более широкое понятие чем понятиепреступление. В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерациипреступление-это общественно опасное, противоправное виновно совершенноедеяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Приведенноеопределение показывает, что преступление является внешне выраженный актчеловеческого поведения, который причиняет или возможно причинит вред объектупосягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако с точкизрения криминологии, изучающей причины преступлений, рассматривать необходимоименно предшествовавшие преступному поведению объективные и субъектныепредпосылки, которые лежали в основе возникновение мотивов совершенияпреступления, постановка целей, приискание средств и т. д.
Обстоятельства, которыепородили и предшествовали преступлению, не становятся преступлением в связи стем, что не образуют состава преступления. Предпосылки преступления, которые неявляются преступлением, а лишь только в совокупности образуют, составпреступления могут быть включены в понятие преступного поведения, котороеохватывает процесс формирования преступного поведения и его осуществление.
Исходя из сказанного подпреступным поведением понимается целенаправленный процесс интенсивноразвивающийся в окружающем мире и времени состоящий из действий которые впоследствии образуют состав преступления, а также внутренние, предшествующие ихпсихологическое состояние которое побуждает и усиливает к совершениюпреступления.
Наиболее важным элементомисследования преступного поведения является «механизм» такого поведения,который показывает определенный процесс осуществления преступных действий:
— возникновениепреступного умысла на совершение деяния;
— принятие решениясовершить действия преступного характера;
— разработка планапреступных действий;
— реализация плана.
Таким образом, механизмпреступления — это стадии взаимодействия человека и внешней среды, создающийпреступное поведение и осуществляющий его. В процессе взаимодействия личностичеловека задействованы психические элементы и состояния личности, которые такжемогут быть и у правомерных поступков, но в преступном поведении всясовокупность этих элементов или часть из них содержит в себе антиобщественный характер.
Механизм преступногоповедения, преступления включает в себя три основных элемента.
1. Мотивацияпреступления. Мотив преступления – это внутреннее побуждение к совершениюпоступка. Мотив преступления практически во всех случаях как самая вероятная инепосредственная причина преступления. Рассмотрение категории мотив, ответит навопрос, что побудило человека совершить преступление.
В литературе приводитсямножество различных классификаций видов мотивов, рассмотрим одну из них:
— политические;
— корыстные;
—насильственно-эгоистические;
—анархистско-индивидуалистические;
—легкомысленно-безответственные;
— трусливо-малодушные.
Определяя мотивпланируемого преступления человек, осуществляет, делает первый шаг к совершениюуголовно-наказуемого деяния. Однако мотив не является преступным, он приобрететхарактер преступного лишь, когда будет входить в состав преступления какэлемент субъективной стороны. Стадии формирования мотива определяются тем чтопрежде чем сформируется мотив совершения преступления лицо испытывает такие психологическиесостояния как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.
И основополагающую роль играютразличные потребности субъекта. Потребности являются отражением зависимости отокружающего внешнего мира, и при всем при этом не всякая потребность человекаявляется источником негативного преступного поведения человека. Исследованияпоказали, что чаще всего источником мотивации преступления выступаютматериальные, сексуальные, идеологические потребности и потребность социальногообщения. Потребность как явление субъективное может иметь различнуюинтенсивность у каждого человека, и человек у которого возникает потребность,реализуемая в преступном деянии, в зависимости от своих качеств придаетпотребности направленность. Однако потребность это не единственный элемент,определяющий мотивацию преступного поведения, наряду с потребностями иинтересами мотивационную роль играют влечения и эмоции. Влечения, эмоции этопрактически не регулируемое проявление личностных качеств биологического характера.Известно, что большое количество преступлений совершается на пике или подвоздействием острого психического или психологического состояния. Такимисостояниями могут быть страх, трусость, зависть, злоба, желание отмстить, гневи др.
Крайней степеньюэмоционального напряжения может стать физиологический или патологическийаффект. Первоначальные элементы составляющие механизм преступного поведенияосуществляемого под воздействием эмоций, влечений внезапно исчезают, ипреступное действие наступает сразу же после возникновения объектапосягательства.
Совокупность такихявлений как антиобщественный характер личности, недостаточное развитиеинтеллекта, эмоциональное возбуждение в ситуациях конфликтного характераприводят средства психического и внуреосознанного контроля к сбою или действиюна таком уровне, что контролирующие процессы осуществляются неэффективно.
Потребности, эмоции,влечения интересы создали мотив преступления необходимо преодолетьпсихологическую преграду в виде жизненных и моральных ценностей которыевключают в себя правосознание и правовую культуру личности. Ценности – это тасовокупность различного рода потребностей, предметов, качеств личностногохарактера посредством которых происходит удовлетворение более значимыхпотребностей, интересов, а также идеи в роли цели и идеального поведения.Определяя свое поведения человек старается построить его таким образом чтоб онобыло эффективным и плодотворным и отвечало бы его системе ценностей. В сознаниичеловека ценности расположены не равномерно одни ценности по уровнюактуальности выше других другие ценности в определенной ситуации или сопределенным лицом притупляются, а другие наоборот обостряются и играютрешающую роль, им отдается предпочтение по сравнению с другими, что определяетмотив поступка, определение цели и изыскание приемов и средств достиженияпоставленной цели. В качестве составных элементов ценностных установок личностивыступают уровень нравственности и правовое сознание личности.
Указанные составныеэлементы ценностной ориентации можно определить в форму инструмента социальногои психологического контроля, который являются преградой для формирования мотивапреступного поведения. У преступников оба эти элемента ослаблены идеформированы. В случаях когда жизненная позиция человека характеризуетсяэгоистичностью, направленностью личной выгоде или к авторитарному подавлениюокружающих, в большинстве случаях невозможно ожидать правильных и положительныхнравственных позиций ценностным принципам. В связи с этим лица сантиобщественной направленностью личности являются нигилистами не признающими инарушающие правовые требования и запреты, хотя они осознают необходимость такихправил поведения, запретов, требований. Такие люди привыкают жить и действоватьпод влиянием моментными разовыми побуждениями и не задумываясь о последствиях.Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные установки — это внутренниеэлементы личности, под влиянием которых формируется мотив преступления. Нотакже свою роль в формировании мотива играет и так называемый внешний факторкоторый выражается в конкретной жизненной ситуации, в период которой готовитсяи совершается преступление.
Жизненная ситуация этоопределенное сочетание объективных обстоятельств жизнедеятельности человека,непосредственно влияющих на поведение человека в данный период времени.Криминология под жизненной ситуацией понимает событие или состояние, вызвавшеерешимость совершить преступное действие, способствующее или препятствующее ему.Жизненная ситуация в большинстве случаев возникает перед совершениемпреступления но иногда может сопровождать преступление. И в каждом случаесовершения преступления жизненная ситуация наполнена объективным содержанием иимеет субъективное значение которое выражается в значимости для субъектасовершающего преступление на сколько эта ситуация важна со стороны интересовчеловека, его потребностей. Содержание и значение ситуации в разных случаяхмогут расходится между собой. Говоря о содержании в объективном смысле надо сказатьчто человек действует не по возникшей объективном мире ситуацией, а так как онпонимает и воспринимает возникшую ситуацию. В связи с этим ситуация являетсяиногда средством побуждения совершения действий преступного характера хотя насамом деле она не являлась провоцирующей. Жизненные ситуации различны по своемухарактеру и так же различны элементы таких ситуаций, которые могут выражаться вразличных длительных состояниях: социальных обстановках, плохое взаимоотношениев семье, конфликты на работе, или в кратковременных событиях, поступки другихлюдей, положение, сложившееся в обществе.
Территориальноераспространение ситуаций очень разнообразно и определяется конкретным видомпреступления, так при совершении преступлений против мира или человечества онараспространяется на всю территорию мира, а преступление, направленное противконкретной личности или имущества может ограничиться квартирой или складом.Ситуации по времени протекания, как и по территориальному распространениювесьма разнообразны они могут быть от нескольких секунд до нескольких лет.Жизненная ситуация как внешний фактор мотивации преступления может содержатьсяв различных структурных элементах механизма преступного поведения и оказыватьне одинаковое влияние. Социальный баланс между ситуациями, в зависимости откоторого выбираются не противоречащие закону или наоборот противоречащиесредства достижения целей зависит от различных факторов от политики, экономики,культуры, социальной структуры общества. Бесконтрольность деятельности людей,коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органовопределяют условия для реализации преступных элементов, а это в свою очередьведет к росту преступности.
2. Планированиепреступных действий. После того как все внутренние элементы личности человекаэмоции, интересы, потребности, влечения, ценностные позиции человека определяюти формируют мотив преступления, наступает стадия реализации сформированногомотива. Планирование преступления как и обычная деятельность людей определяетсяи подчиняется обычным закономерностям подготовки и проведения операций. Лицокоторое готовится к совершению преступления узнает обстановку при которой емупридется осуществлять свой замысел. Необходимо точно и четко определить всецели действий как текущие и промежуточные так и конечные. Так же необходимоопределить средства и способы достижения поставленных целей, время и местодействия, затраты, пути реализации достигнутых результатов. Человек планирующийсовершить преступление должен осознать возможности, которыми он располагает,предусмотреть ожидаемые трудности и последствия своих действий, другими словамиобразно создать модель поведения при реализации своего умысла.
В процессе планированиясовершения преступления возникают факультативные требования:
— необходимостьсовершения преступления скрытно;
— совершение преступлениядолжно произойти быстро и без оставления следов преступления;
— предусмотреть возможностьоказания потерпевшим сопротивления и активных действий правоохранительныхорганов;
— по окончаниипреступления лицо, совершившее его практически в большинстве случаев скрываетсяи держит содеянное в тайне.
Перечисленные особенностисовершения преступления так же предусматриваются преступником, если он готовитсовершение преступления тщательно и полноценно.
По данным статистикитщательная подготовка преступления встречается приблизительно в половинесовершенных и пресеченных преступлениях, причем чаще всего планируютсякорыстные преступления. Планирование преступления как составная часть механизмапреступного поведения включает в себя различные показатели в зависимости отвида преступления, личности преступника, желаемого результата, обстановки прикоторой планируется совершение преступления. Самыми явными и всегдаприсутствующими показателями являются: выбор цели, выбор объектапосягательства, определение средства достижения цели.
Цель преступления эторезультат, который предполагает достичь преступник при реализации своегонамерения. Таких результатов может быть несколько, которые так же будутнаходиться во взаимосвязи. В связи с чем различают основную цель ради чегопроисходят все действия, промежуточную цель такая которая ставится длядостижения общей цели, ее достижение не будет являться результатомпреступления, и конечная цель такая цель которая завершает преступное поведениеи определяет характер преступного деяния.
Достижение основной иликонечной цели является одновременно реализацией мотива преступления. Послепостановки цели преступник выбирает объект посягательства. Объектпосягательства – это предмет материального мира или жертва преступления, вотношении которых направлены действия преступного характера. Объект преступногопосягательства зависит от сформированного мотива преступления и поставленнойцели преступника. Зависимость цели и объекта преступления не является жесткой всвязи с тем, что достижение реализация цели возможно и посредством другихобъектов, а один и тот же объект способствовать достижению разных целей.Планирование преступления завершается выбором способа совершения преступления,такой выбор зависит от:
— эффективности средствасовершения преступления;
— безопасности применениядля преступника;
— подготовки и навыковпреступника;
— стереотипов поведения.
Выбор того или иногорешения является следствием взаимодействия окружающей обстановки, внешней ситуациис личностью преступника.
3. Реализация преступныхдействий. В данном элементе механизма преступного поведения человек осуществляетпрактические действия преступного характера. Надо сказать, что при любыхобстоятельствах и в различных ситуациях имеется возможность пресечь преступлениена стадии его совершения.
В той степени, в которойне наступил преступный замысел, нередко имеется возможность прервать,прекратить совершение преступления, задержать преступника. Пресечениеэффективно при продолжаемых и длящихся преступлениях. Действия людейсовершаются не в изоляции от окружающих, в связи с чем можно сказать о том чтодействия преступного характера можно заметить еще до того как они достигнутрезультата. Межличностное отношения характеризуется несколькимиразновидностями, каждая из которых имеет профилактический аспект:
1) взаимодействиепреступника с соучастниками. В настоящее время по данным статистикипреступления, совершаемые в одиночку намного отстают от уровня преступленийсовершенных в соучастии, из этого можно сделать вывод о том, что усилияправоохранительных органов должны быть направлены на борьбу с организованнойпреступностью.
2) совершениепреступления посредством человека без посвящения его в преступные планы. Иногдасовершаются преступления посредством введения лица в заблуждение, неосознающего того, что оно совершает действия преступного характера. Такоеобстоятельство может быть разрушено посредством самих лиц, которых вовлекают всовершение преступлений.
3) взаимодействиепреступника с окружающим его людьми и родственниками которые не участвуют всовершении преступления. Они большей частью знают или догадываются о преступнойдеятельности субъекта, особенно если она продолжается долгое время и приноситбольшие доходы. Общение преступника с окружением, которое его поддерживает, нетолько стимулирует преступное поведение, но и порождает соответствующий образжизни. Также возможна ситуация, когда осуществляется помощь преступнику состороны окружения. Она выражается в укрывательстве преступника, сокрытиипохищенного имущества, даче ложных показаний на предварительном следствии и всуде и т. д. Тесные связи преступника с ближайшим окружением, разделяющим еговзгляды, несомненно, ему выгодны;
4) взаимодействиепреступника с другими людьми во время совершения преступления (например, сжертвой) и иные последствия преступного посягательства.
Механизм преступногоповедения тесным образом связан:
1) личностью преступника.Любой механизм преступления не существует вне личности преступника в отрыве отличности преступника, потому что происходящие внутрипсихтческие ипсихологические процессы происходят непосредственно в личности преступника.Посредством личности происходит не только формирование мотива, планирование иреализация запланированных действий, но посредством нее происходит предвидениерезультата преступления, изменения действий в зависимости от измененияобстановки и ситуации при которых совершается преступление.
2) окружающей внешнейсредой. Мотивация преступления формируется на основании внутренних внешнихпереживаний и воздействий процессов восприятия окружающего мира, онаопределяется соответствующими интересами и потребностей относительнопереживаемой им жизненной ситуации. Планирование преступления не может обойтисьбез внешней среды, и совершение преступления затрагивает окружающуюобъективность, самым непосредственным образом внося изменения в эту обстановку.
Таким образом, механизмпреступного поведения, проявляющийся в содержании и элементах позволяющихфункционировать такому механизму, является объектом пристального изучения,который вносит множество практической информации. Изучение механизмапреступного поведения очень важно в связи с тем что показывает свойстваличности преступника, характеризует эту личность, и определяет факторы иусловия образования причин побуждающих к совершению преступления. Научныеразработки в данной области дают возможность для определения мерпрофилактического и иного характера способные предотвратить преступление,изменить направленность личности правонарушителя.
Изучение и анализмеханизма преступного поведения определяет, что поведение становитсяантиобщественным и противоправным не в одном звене всей деятельности человека,ведущей к совершению преступного деяния, а в нескольких взаимосвязанных междусобой процессах. В связи с этим необходимо отметить следующие тенденции:
— антиобщественныйхарактер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклоненийот социальных норм;
— критическая точкаразвития, следствием которой является действие преступного характера, можетбыть расположена в самых разных звеньях и механизма преступного поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итогпроделанной работы, представляется целесообразным акцентировать внимание на следующихмоментах.
Преступностьявляется не только правовым явлением — в большой степени это явлениесоциальное. Преступность слагается из действий людей, направленных против всегообщества или его части. И рассматривать урон, который преступления наносятобществу целесообразно не только с позиций нанесения физического либоматериального ущерба, а также и с позиций ущерба нанесенного социальнойструктуре общества.
Вформировании личности человека принимает участие огромное количество факторов:от генетической структуры до социального (общественного) положения. Большоевнимание автор работы уделил влиянию на человека «малых социальныхгрупп», конфликтам внутри них, влиянию и взаимодействию групп с обществом.Преступное поведение автор рассматривает как широкое понятие, используемое недля определения оснований ответственности, а для раскрытия причин преступногоакта.
Мотивация вработе рассматривается как возникновение и формирование мотива, с учетомсовокупности «круга абсолютной веры» (интересов, привычек, норм кругаобщения и т.д.) приведших к возникновению мотива. На основе изложенногоматериала, в работе представлено деление составляющих как правового, так ипротивоправного поведения: мотивы гражданственности, законности, моральности,доверия и справедливости. Как наиболее распространенные мотивы преступлений вработе были коротко описаны ревность, корысть, месть и хулиганские мотивы.Достаточно серьезный материал для исследования представляют так называемые«безмотивные» преступления, или преступления со скрытым мотивом.
Всевышеописанные проблемы, затронутые в работе, подлежат серьезному исследованию,что позволит глубже понять сущность формирования мотивов преступлений, формированиеличности преступника и взаимодействие субъекта, малых социальных групп и общества.

Списокиспользуемой литературы
1. Антонян Ю.М., Голубев В.П.,Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. – Томск, 1989.
2. Бандурка А.М. Юридическаяпсихология. – М., 2008
3. Еникеев М.И. Юридическаяпсихология. – М., 2002.
4. Гришаев П.П. Влияние социальныхявлений на преступность. – М., 1984.
5. Кудрявцева В.Н. Криминальнаямотивация. – М., 1986.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.