Реферат по предмету "Экономика"


Анализ выпуска продукции Минского лесхоза

--PAGE_BREAK--1. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства продукции

Целью анализа выпуска продукции является нахождение путей увеличения прибыли предприятия при максимальном использовании производственных мощностей.

Основными задачами комплексного целевого анализа выпуска продукции является:

1.оценка степени выполнения плана производственной программы

2.оценка динамики выпуска продукции

3.оценка выполнения плана по объему, ритмичности, ассортименту

4.установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска продукции

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

Объекты анализа представлены на рисунке 1.

 Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.


Реализованная продукция – это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов и шифров изделий (номенклатурных номеров) – это номенклатура.
В качестве исходных данных для проведения анализа производства продукции используется данные годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия по продукции», ф.№1 «Баланс предприятия», ф.№2 «Отчет о  прибылях и убытках»).

 






2. Методологические основы анализа производства продукции

Анализ объема выпуска продукции производится в несколько этапов:
1.  Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции

2.  Анализ выполнения производственной программы по ассортименту

3.  Анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы

4.  Анализ ритмичности выпуска продукции


2.1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции


Анализ производства продукции начинают с изучения динамики ее производства, расчета индексов роста и прироста. Эти показатели могут выражаться в натуральных и стоимостных единицах измерения.

Анализ проводится согласно следующей таблицы.




Таблица 1
Анализ динамики выпуска продукции


Период
Произведенная продукция

Темпы роста

 

 


Базисные

Цепные





Тб=РПi/РП0х 100%

Тц=Рпi/РПi-1 х 100%
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Где РПi-1 – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в   i-1 году;

РПi – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в   i-ом году (месяце, квартале) соответственно;

РПо — объем выпущенной продукции за период, взятый за базу сравнения.      

На основе полученных данных можно рассчитать средние темпы роста и прироста выпущенной продукции:

Средний темп роста рассчитывается по формуле 1:
                  (1)

где Тi– темп роста за i-ый период

n – число периодов

Средний темп прироста:
Тпр = Тср – 100 .                                                                       (2)

Анализ степени выполнения плана производится по данным, приведенным в таблице 2.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему  продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особое значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Таблица 2.
Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием



Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

план

факт

Абсолютное отклонение фактического уровня от планового

Относительное отклонение фактического уровня от планового

A

,,,

,,,

,,,

,,,

B

,,,

,,,

,,,

,,,

C

,,,

,,,

,,,

,,,

D

,,,

,,,

,,,

,,,
Итого
,,,

,,,

,,,

,,,
2.2. Анализ выполнения плана по ассортименту
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

1. по способу наименьшего процента

2. по способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.

3. по удельному весу изделий, по которым план выполнен

факторную модель анализа выполнения плана по ассортименту можно представить следующим образом:
Таблица 3
Анализ выполнения плана по ассортименту



Изделие

ТП в план. ценах, тыс. руб.

Удельный вес выпуска

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

План.

Факт.

План.

Факт.





























Итого















Возможными причинами невыполнения плана по ассортименту могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы


Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: объем товарной продукции в стоимостном выражении, себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности. Объем товарной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используется несколько методов:

1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске

,                                                 (3)

где N – выпуск продукции в стоимостном выражении;

Q – выпуск продукции в натуральном выражении;

D – удельный вес каждого (i-го) наименования;

p – цена за единицу.

Таблица 4
Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении



Изделие

Плановая цена, руб.

Выпуск продукции, шт.

Удельный вес продукции, %

Изменение удельного веса

Процент выполнения плана

план

факт

план

факт

















































Итого

















Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции можно представить следующей аналитической таблицей:
Таблица 5
Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции


Изделия
плановая цена p0, руб.

Выпуск продукции, шт.

Удельный вес продукции, %

Товарная продукция, тыс. руб.

План Q0

Факт Q1

План D0

Факт D1

План Q0p0

Факт при плановой структуре

При плановых ценах Q1p0



















Итого
















    продолжение
--PAGE_BREAK--


2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана

                                           (4)

где %ВП – процент выполнения плана.

Расчет методом прямого счета по проценту выполнения плана основан на том, что при неизменной структуре выпуска объем выпуска по каждому виду изделий возрастает пропорционально итоговому объему.

Объем товарной продукции, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:

                                                          (5)

где N1 – фактическая товарная продукция при плановой структуре
3. Метод средних цен

.                                                          (6)

Он основан определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск. Расчет показан в таблице 6.
Таблица 6
Расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены



Изделие

плановая цена за единицу, руб.

Удельный вес продукции, %

Изменение удельного веса, + -

Изменение средней цены за счет структуры, руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры

План

Факт














Итого












2.4. Анализ ритмичности выпуска продукции
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Таблицу для расчетов можно представить следующим образом:
Таблица 7
Ритмичность выпуска продукции по кварталам



Квартал

ТП в план. ценах, тыс. руб.

Удельный вес, %

Коэффициент выполнения плана

Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

План.

Факт.
План
Факт

Первый













Второй













Третий













Четвертый













Итого















Один из наиболее распространенных показателей ритмичности – коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за период к среднему за период плановому выпуску продукции:

,                                                                    (7)

где Кв – коэффициент вариации;

?x2 – квадратическое отклонение от среднего за период планового выпуска;

n – число суммируемых плановых заданий;

x – среднее задание за период по графику.

Для оценки ритмичности производства на предприятии засчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений от в выпуске продукции от планового уровня за период. Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Особенности анализа хозяйственной деятельности на предприятиях лесного комплекса



Каждая отрасль имеет свои собственные особенности и отличия от других отраслей, по которым и происходит деление всей промышленности на составные части. Лесной комплекс  делится на лесное хозяйство и лесную промышленность (производство мебели, бумаги и т.д.).  Предметом данного  курсового проекта является анализ продукции лесхоза.

Анализ на таких предприятиях осуществляется по тем же принципам и методикам, что и на предприятиях других отраслей. Однако можно выделить следующие особенности.

 В первую очередь при анализе следует учитывать ярко выраженную сезонность работы этих предприятий. В связи с этим отчетность составляется за год,  при анализе нельзя сравнивать показатели за разные сезоны.

Еще одной особенностью лесохозяйственного производства является  большая продолжительность производственного цикла, вследствие чего производимые работы и мероприятия отличаются значительным разнообразием и разобщением во времени. Создаются определенные трудности в организации производства, так как конечный результат мероприятий проявляется через большой промежуток времени. Это затрудняет осуществление материального и морального стимулирования работников за конечные результаты, вызывает сложности в организации учета.


Особенностью лесохозяйственного производства является также то, что лес участвует в процессе производства как предмет и особенно как средство труда, а также как его продукт. Как предмет труда лес выступает объектом приложения труда; это лес на различных стадиях своего развития — лесокультурная площадь, молодые посадки, естественные молодняки и т.п. Причем предмет труда находится на месте, а рабочие места лесохозяйственных рабочих перемещаются по территории лесничества.

Как средство труда лес служит источником сбора лесных семян, оказывает влияние на климатические и почвенные условия, возобновление леса. Как продукт труда лес в качестве лесных культур, ухоженных молодняков и т.п. остается на месте выполнения мероприятий, что затрудняет проверку качества работ и продукта.

Лесохозяйственное производство тесно связано с лесозаготовительным технологическим процессом, при этом отдельные лесохозяйственные мероприятия, например, рубки ухода, имеют технологическое сходство с технологией лесозаготовок .

У лесохозяйственных предприятий отсутствует незавершенное производство, т.к. продукцией является лес на корню. Именно из-за продукции (леса на корню), производственный цикл лесхозов составляет несколько десятилетий.

4. Анализ производства продукции Минского лесхоза



Анализ отгрузки и реализации будем проводить на основании исходных данных приведенных в Приложении. Данные брались за 2001 год из следующих источников:

форма 1-П «Отчет предприятия по продукции»;

форма  №1 «Баланс предприятия»;

форма №2«Отчет о прибылях и убытках».
4.1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции
Таблица 8
Динамика выпущенной продукции



Квартал

Произведенная продукция, тыс. руб.

Темпы роста, %

 

 

Базисные
Цепные

Первый

60250

100,0

100,0

Второй

50835

84,4

84,4

Третий

66895

111,0

131,6

Четвертый

55400

92,0

82,8
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Рассчитаем средние темпы роста и прироста объема выпуска продукции по формуле:



=
Тпр = Тср – 100 = 97,24 – 100 = -2,76.

На основании расчетов можно сделать следующие выводы:

Объем производства продукции непостоянен в течении года. Колебания базисных индексов роста имеют широкую амплитуду: от 84,4 до 111,0%. Это связано в 1-ю очередь с особенностями производства на предприятии, которое непостоянно и зависит от многих факторов (климатических условий, плотности насаждений, где велись рубки, количества спелых древостоев и т.д.).

 В целом за 2001 год средний темп роста объема производства продукции уменьшился на 2,76%,  однако нельзя сказать, что объем производства продукции на предприятии постепенно уменьшается, т. к. она постоянно и достаточно сильно колеблется. 

Проведем анализ выполнения плана по выпуску продукции согласно методике описанной выше.


Таблица 9
Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием за 2001г.


Изделие
Объем производства продукции, тыс. руб.

план

факт

Абсолютное отклонение фактического уровня от планового

Относительное отклонение фактического уровня от планового

Балансы березовые

64948

66896

1948

3

Балансы еловые

114549

142041

27492

24

Балансы сосновые

15586

15898

312

2

Дрова технологические

2830

2802

-28

-1

Дрова топливные

4769

5055

286

6

Ручки к мастеркам

688

688





Итого

203370

233380

30010

15



Данные таблицы можно представить диаграммой изображенной на рисунке 2.



 



На основании анализа  таблицы 9  можно сделать следующие выводы. Предприятие перевыполнило планы по выпуску балансов березовых, еловых и сосновых, а также дров топливных, причем особенно резкое перевыполнение плана (24%) наблюдается по выпуску балансов еловых. Однако по заготовке дров технологических план недовыполнен на 28 тыс. руб. (1%).

В среднем за полугодие план по реализации продукции был перевыполнен на 15% или 30010 тыс. руб.
4.2. Анализ выполнения плана по ассортименту


Данный анализ будем проводить по методике описанной выше.

Составим аналитическую таблицу:




Таблица 10

Анализ выполнения плана по ассортименту



Изделие

ТП в плановых ценах, тыс. руб.

Удельный вес выпуска, %

Выполнение плана, %

Отклонение удельного веса, + -

ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

План.

Факт.

План.

Факт.

Балансы березовые

64948

66896

31,9

28,7

103

-3,3

64948

Балансы еловые

114549

142041

56,3

60,9

124

4,5

114549

Балансы сосновые

15586

15898

7,7

6,8

102

-0,9

15586

Дрова технологические

2830

2802

1,4

1,2

99

-0,2

2802

Дрова топливные

4769

5055

2,3

2,2

106

-0,2

4769

Ручки к мастеркам

688

688

0,3

0,3

100

0,0

688

Итого

203370

233380

100

100

115

---

203342



Оценим выполнение плана по ассортименту тремя способами.

1.       По способу наименьшего процента, согласно таблице 10, выполнение плана составляет 99%;

2.       По способу среднего процента, полученного делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции, составляет 203342 / 203370*100% = =99,986%;

3.       По удельному весу изделий, по которым план выполнен. По данным таблицы 10 составляет 28,7+60,9+6,8+2,2+0,3=98,9%

План выпуска продукции выполнен в целом на 115%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по балансам березовым, еловым и сосновым план перевыполнен на 3, 24 и 2 процента соответственно, по дровам топливным план также перевыполнен на 6%, однако, по дровам технологическим план недовыполнен на 1%. В данном случае наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать, используя третий способ оценки, по которому план по ассортименту выполнен на 98,9 %.


    продолжение
--PAGE_BREAK--4.3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы


В соответствии с методикой описанной выше проведем анализ структуры продукции и  влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

Таблица 11
Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении


Изделие
Опт. цена за единицу продукции, руб.

Объем производства продукции в натуральных измерителях

Удельный вес продукции, %

Изменение удельного веса, + -

Процент выполнения плана

План.

Факт.

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

Балансы березовые

25773

2596

2520

16,1

17,4

1,2

97,1

Балансы еловые

19448

7304

5890

45,4

40,6

-4,8

80,6

Балансы сосновые

15586

1020

1000

6,3

6,9

0,5

98,0

Продолжение таблицы 11

1

2

3

4

5

6

7

8

Дрова технологические

5660

495

500

3,1

3,4

0,4

101,0

Дрова топливные

4769

1060

1000

6,6

6,9

0,3

94,3

Ручки к мастеркам

191

3600

3600

22,4

24,8

2,4

100,0

Итого

х

16075

14510

100,0

100,0

---

90,3



Для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции предполагаются неизменными, т.е. на уровне плана, цена за единицу продукции и объем выпуска (в натуральном выражении).

Объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:



=14510(0,161*25773+0,454*19448+0,063*15586+0,031*5660+0,066*4769+ +0,224*191)=210674 тыс. руб.
Объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене составит:


=14510(0,177*25773+0,406*19448+0,069*15586+0,034*5660+0,069*4769+  +0,248*191)=202369 тыс. руб.
Изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов:

N2– N1= 202369 – 210674= — 8305 тыс. руб.


    продолжение
--PAGE_BREAK--4.4. Анализ ритмичности выпуска продукции


Проведем анализ ритмичности выпуска продукции в соответствии с методикой описанной выше.

Составим таблицу для расчетов.

Таблица 12
Анализ ритмичности выпуска продукции



Квартал

ТП в план. ценах, тыс. руб.

Удельный вес, %

Коэффициент выполнения плана

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

План.

Факт.

План

Факт

Первый

50843

60250

25,00

25,82

1,185

25,00

Второй

50843

50835

25,00

21,78

1,000

21,78

Третий

50843

66895

25,00

28,66

1,316

25,00

Четвертый

50843

55400

25,00

23,74

1,090

23,74

Итого

203372

233380

100

100

1,148

95,52



Определим коэффициент ритмичности выпуска продукции путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Кр = 25+21,78+25+23,74=95,52%

Определим коэффициент вариации:



Определим показатель аритмичности выпуска продукции:
Ка=|1-1.185|+|1-1|+|1-1.316|+|1-1.09|=0.59
Заключение

Выпуск  продукции  удовлетворяющей потребности потребителей является основной задачей предприятия, реализация продукции – это средства для нового производственного цикла, на развитие предприятия и т.д. Анализ помогает выявить резервы предприятия по увеличению выпуска продукции, разработать мероприятия по освоению данных резервов, помогает правильно и эффективно планировать деятельность предприятия на будущие периоды и, следовательно, увеличить прибыль предприятия.

В данной курсовой работе по дисциплине  “Анализ производственно-хозяйственной деятельности “  рассмотрены большинство вопросов анализа выпуска продукции, показана необходимость анализа, его объекты и задачи. Подробно рассмотрена методика и выполнен анализ выпуска продукции,  динамики и выполнения планов по выпуску продукции, ассортименту, ритмичности, рассмотрено влияние структурных сдвигов на объем выпуска продукции.

Все этапы анализа проводились на основании реальных данных по предприятию Минский лесхоз. И можно сделать следующие выводы. Средний темп роста продукции за 2001 год составил 0,9724, однако нельзя говорить о том, что выпуск продукции падает – мы имеем дело со специфическим производством. Объем выпуска продукции лесхозов зависит во многом от причин не зависящим от работы служб и отделов предприятия. Несмотря на это расчеты, показывают, что план выпуска продукции перевыполнен на 15%. С другой стороны, план выпуска продукции по ассортименту выполнен только на 98,9 %. Зато план по выпуску балансов еловых перевыполнен на 24%, а этот вид продукции является экспортным.

 При анализе структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы мы пришли к выводу, что изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составило  -8305 тыс. руб.

Очень важным показателем является ритмичность производства. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. В результате анализа было выявлено, что коэффициент ритмичности составил 0,9552, при  коэффициенте вариации равном 0,188. И хотя показатель аритмичности выпуска продукции довольно высок (0,59), мы получили довольно неплохие показатели по ритмичности выпуска продукции.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.