Реферат по предмету "Государство и право"


Охрана государственной границы (законодательство по состоянию на 30 декабря 2003 г.)

содержание
Введение. 3
1. Внутренние и внешние угрозы военной безопасности какфактор, определяющий особенности правового регулирования охраны Государственнойграницы… 7
1.1. Внешние угрозы военной безопасности России. 7
1.2. Внутренние угрозы военной безопасности России. 13
2. Общая характеристика правового регулированиягосударственного управления в области охраны Государственной границей РФ… 17
2.1. Административно-правовой режим охраны государственнойграницы   17
2.2. Общая характеристика системы органов в сфере охраныГосударственной границы РФ… 20
3. Основные проблемы обеспечения охраны Государственнойграницы РФ   24
Заключение. 27
Список использованных источников. 30
Введение
Сегодняодной из актуальных проблем для Российской Федерации являет­ся проблемастабильности государственной жизни. Взяв курс на реформирование го­сударства,создав определенную нормативно-правовую ос­нову для этого, Россия более чемкогда-либо нуждается в создании стабильной обстановки, в которой только ивозможно достижение положительного результата реформ.
Стабильностьгосударственной жизни не следует пони­мать как нечто статичное. Напротив, онадостигается лишь в том случае, если государство представляет собой довольногибкую систему, восприимчивую к изменениям. Ее некор­ректно трактовать и какчто-то абстрактное, поскольку от при­роды государства, установившегосяполитического режима зависят и способы поддержания социально-политическойстабильности. Один из способов связан с жестким централи­зованным управлением,с однозначной зависимостью управ­ляющего воздействия и ответной реакцией нанего[1].Данный способ означает авторитаризм власти, тотальное регулиро­ваниегосударством общественных отношений. Второй спо­соб—способ гибкого вариативногоуправления, направлен­ного на поддержание динамического равновесия в обществе.
Историческийопыт показывает, что на разных этапах об­щественного развития применимы и болееили менее эффек­тивны оба этих способа, что возможны некоторые промежу­точные,переходные формы с частичным сочетанием их эле­ментов. «Если попытатьсяопределить господствующую тен­денцию, главное направление общественногоразвития, опыт ряда развитых государств, то, видимо, следует признать, чтоболее эффективным является то, которое обеспечивает динамическое равновесиесоциальной системы гибкими мето­дами воздействия с использованием демократическихпро­тивовесов, с разделением властей и применением правовых механизмов, собеспечением максимума свобод и инициа­тивы граждан»[2].
СовременнаяРоссия в государственной жизни провозг­ласила необходимость формирования именнотакого типа стабильности. Стабильность государственной жизни достигается,прежде всего, над­лежащим функционированием всех элементов системы обес­печениянациональной безопасности. Особое место в этом принадлежит пограничным войсками обеспечению защиты государственной границы.
Именнопограничные войска сталкиваются первыми с любыми внешними угрозами и во многомот них зависит то, насколько в дальнейшем будут успешны усилия государства пообеспечению его безопасности. Ту роль, которая сыграла героическая оборонаБрестской крепости во время Великой Отечественной войны в том, что фашисты несмогли достичь своих целей трудно переоценить. Встреча с пограничниками – этово многом для любого агрессора – проверка состояния всех вооруженных сил.Подвиг защитников Брестской крепости в Войну не только надолго задержалогромное количество войск на границе, но и оказал сильнейшее деморализующеевоздействие на фашистов, которые рассчитывали за несколько месяцев дойти доУрала. Таким образом, состояние пограничных войск может быть деморализующим какдля врага, так и для своих войск. Поэтому государственное регулирование охраныграницы имеет чрезвычайно большое значение.
Нужноотметить, что в последние годы, после окончания «холодной войны», создаласьиллюзия дружественности Запада, в результате Армии в целом и пограничным войскав частности перестало уделяться должное внимание. Однако, довольно быстропришло осознание того, что это не так. Расширение НАТО, расширение Европейскогосоюза и приближение их к границам России, а также многие другие процессысвидетельствуют о том, что западные государства лишь изменили тактику, но целиих остались прежними. В этой ситуации роль пограничных войск и вообще охраныгосударственной границы и не только военная чрезвычайно высока.
При этомсталкиваясь первыми с внешними угрозами, защитники границы (и не толькопограничные войска) сталкиваются с серьезными внутренними угрозами. Но если отвнешних угроз они должны защищать, то внутренние оказывают на нихнепосредственное влияние (например, состояние экономики) и во многом от этогозависит их способность к отражению внешних угроз.
О том, чтосостояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительноесвидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконнопересекающих Государственную границу РФ[3]. Сказанное свидетельствуето необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраныГосударственной границы РФ.
Как неудивительно, несмотря на чрезвычайно высокую актуальность, данная проблематикапрактически не исследуется в литературе. Существует немало работ посвященныхкак обеспечению безопасности в целом[4], так и обеспечению военнойбезопасности[5], в том числе роли в этомВооруженных сил[6]. Проблемам правовогообеспечения охраны Государственной границы должного внимания явно не уделяется.Существуют некоторые работы, посвященным отдельным аспектам данной проблемы[7],однако этого явно недостаточно.
1. Внутренние и внешние угрозы военной безопасностикак фактор, определяющий особенности правового регулирования охраныГосударственной границы1.1. Внешние угрозы военной безопасности России
С распадомСССР нынешняя Российская Федерация утратила статус великой державы, существенноснизились ее возможности влиять на качествен­ное состояние международныхотношений, обеспечивающие стране стабильное положение в мире[8].Одновременно с этим, по-прежнему обладая большой территорией, значительнымиматериальными и людскими ресурсами, запасами стратеги­ческого сырья, мощнымгеополитическим интеграционным «полем», Россия составила ядро СодружестваНезависимых Государств (СНГ). Все это прямо и косвенно отразилось на состояниивоенной организации государства.
Изменившаясямеждународная ситуация после распада СССР привела к иной расстановке мировыхсил, что обусло­вило их изменение в пользу стран Североатлантического альянса.Нельзя также не учитывать, что была фактически разрушена вся прежняяоборонительная структура СССР. РФ выпала из создаваемой десятилетиями системыкол­лективной обороны восточноевропейских стран и в военном отношенииоказалась, по сути дела, изолированной. Разно­го рода оборонные соглашения,заключенные в последнее десятилетие XX в. между государствами-членами СНГ, в це­ломнеэффективны, что неоднократно отмечалось на сове­щаниях глав государств-членовСодружества.
В оценкеместа любого государства в мире принципиальное значение имеет определение, ктоего противники и союзники, а равно объективная квалификация потенциальныхвнешних угроз. В бытность СССР этот вопрос решался сравнительно просто:союзниками считались страны социалистической ориентации, а противниками – го­сударствасистемы империализма во главе с США. Выделя­лась также особая группа стран, запривлечение которых на свою сторону велась непрерывная борьба — это так называ­емыеразвивающиеся и нейтральные государства. В насто­ящее время такого четкогокритерия уже нет. Анализ поло­жений Военной доктрины РФ и Концепциинациональной бе­зопасности РФ[9] оставляет рассматриваемыйвопрос открытым, хотя и позволяет выделить четыре основополагающих принципа егорешения.
Во-первых,РФ ни к одному государству, ни к одному на­роду не намерена относиться как ксвоему врагу. Во-вторых, Россия не будет считать потенциальным противником ниодну страну с иным политическим строем, ни одного своего сосе­да, в том числеобразовавшегося после развала СССР; она не применит силу против любогогосударства, кроме как для целей индивидуальной или коллективной са­мообороны,если случится вооруженное нападение на РФ, ее граждан, территорию, ВС РФ или наее союзников. В-третьих, РФ в качестве своих потенциальных союзников будетрассматривать только демократические государства, не преследующие агрессивныхцелей. И, наконец, в-четвер­тых, Россия намерена добиваться установлениядружествен­ных союзнических отношений между всеми странами ближ­него и дальнегозарубежья.
Внешниеугрозы принято разделять на глобальные (угроза ядерной войны, нарушениевоенно-стратегического равновесия в мире), региональные (территориальныеугрозы, экономичес­кие противоречия между государствами; религиозные стол­кновения,национальная нетерпимость) и частные (терроризм и другие формы политическогоэкстремизма, пограничные конфликты, несанкционированное применение оружия, нару­шениегосударственных границ). Их анализ позволяет выя­вить потенциальные районывнешних военных конфликтов с участием ВС РФ.
Решающеезначение при анализе внешних угроз приобретает, в частности, то обстоятельство,что за последнее десятилетие уменьшилась вероятность мировой ядерной войны.Одновременно с этим возросла опасность региональных, локальных, но особенновнутриго­сударственных конфликтов и войн: «Нестабильность внутрен­негоположения, ослабление мощи России стимулируют все виды экспансии против нее иведут к утрате не только ее геополитического статуса, но и самостоятельногосущество­вания. На повестку дня сегодня поставлен вопрос об уступ­ках частитерритории нашей страны в пользу некоторых по­граничных государств. РасширениеНАТО на Восток, вступ­ление в эту организацию 12 марта 1999 г. Польши, Венгриии Чехии и предоставление их территорий в распоряжение со­юзников существенноизменили всю геополитическую ситу­ацию на западных границах России и усилилириск возник­новения конфликтной ситуации в крайне неблагоприятных для нашейстраны условиях»[10]. Существенно изменился ихарак­тер обстановки, потенциально грозящей конфликтами и вой­нами.Принципиально иным стал состав вероятных против­ников, сил и средствобеспечения системы безопасности.
Если СССР иСША относились друг к другу в целом как к «врагу номер один», то нынешние РФ иСША взаимно заин­тересованы в стабильном развитии на основе рационально­гобаланса их интересов, что, впрочем, не исключает ситуа­цию, когда национальныеинтересы США войдут в неприми­римое противоречие с национальными интересами России.Понятно, что статусы США и РФ неидентичны, но Соединен­ные Штаты Америкивынуждены считаться с Россией, по-пре­жнему обладающей значительным ядернымпотенциалом. Россия же, лишившись былых союзников, резко ослаблен­ная кризисомпереходного периода, не только не способна эффективно противостоять США, но ивынуждена во многих вопросах искать помощи и поддержки с их стороны.
Средивнешних угроз принято различать европей­ские, южноазиатские ивосточноазиатские, среди которых наи­большую в настоящее время опасностьпредставляют пер­вые. Их характер во многом обусловлен расширением НАТО наВосток, что означает не только увеличение сферы влия­ния Североатлантическотосоюза, но и существенное возра­стание военного потенциала западных государств иформи­рование качественно новой геополитической ситуации, при которой Россия, авместе с ней и Беларусь окажутся один на один с могущественной военной машиной,которой все более трудно эффективно противостоять. Следствием такой ситуацииможет явиться осложнение отношений между НАТО и РФ, а также Россией и каждымгосударством-членом Се­вероатлантического союза в отдельности.
Потенциальноопасные очаги угроз вызревают так­же на территориях Польши, Венгрии, Румынии,Чехии, Сло­вакии, Болгарии. Их отход от сотрудничества с РФ и все большаяориентация на Запад достаточно очевидны. В этих странах постепенно оформляетсянастороженное и даже враждебное отношение к нашей стране. Понятно, что ука­занныегосударства самостоятельно ни при каких обстоятель­ствах не в состоянии оказатьвоенное давление на РФ. Од­нако в случае лишения России ее ядерного потенциала,ее расчленения, агрессии со стороны НАТО и Польша, и другие бывшие союзникиСССР по ОВД не преминут извлечь из это­го для себя политические выгоды, в томчисле и военным путем.
Характеругроз на южных границах России опре­деляется ситуацией на Северном Кавказе(особенно в Чеч­не), в Закавказье, а также политикой Грузии, Турции, Ирана,положением в Афганистане и Пакистане. Некоторые территории данного регионаподпадают под суверенитет РФ, и Рос­сия твердо высказалась в том смысле, чтостабилизация обстановки в той же Чечне является ее внутренним делом. Однакоприходится считаться с тем, что здесь возникают, переплетаются многочисленныепротиворечия политическо­го, экономического, этнического, религиозного игеополити­ческого характера, уходящие корнями в историческое про­шлое и вомногом приобретшие взрывоопасный характер в процессе развала СССР
Наближневосточном направлении угрозы пока не приняли острых форм. Но это может случитьсяпри попытке Турции, Ирана захватить лидерство в регионе, распростра­нить своевлияние на Азербайджан, Туркмению, другие тер­ритории, где преобладаетнаселение, исповедующее ислам. На средневосточном направлении ситуация не менеетре­вожная, что показала предпринятая НАТО акция с целью покарать придуманногоамериканскими спецслужбами «виртуального» Бенладена.
Угрозы наДальнем Востоке в настоящее время можно считать неопасными. Однако кажущаясявоенная нейтральность Китая очень обманчива. Экономическое подчинение ДальнегоВостока, огромное количество незаконных мигрантов в этом регионе со стороныКитая и другие подобные факторы создают чрезвычайно высокую опасностьфактического завоевания российского Дальнего Востока Китаем. Не секрет также,что Китай на своих картах рисует Сибирь и Дальней Восток частью Китая. Особенноэти проблемы актуализируется чрезвычайной пересеченностью Китая, низкойплотностью населения в Сибири и на Дальнем Востоке, территориальной близостьюэтого региона к Китаю и многим другим.
Очень точноситуацию по отношению с кажущимися союзниками России (США, Китай и др.)отражают следующие слова: «Следует учитывать, что стабильность сложившихсяотношений между государствами не означа­ет, что эти отношения гарантируют имбезопасность. Стабиль­ность может оказаться замороженной формойконфронтационных отношений с относительным постоянством военной опасности дляодной или всех сторон»[11].
В последниегоды особую опасность для России приоб­рели угрозы, исходящие от государствближнего зарубежья. Стремление ряда стран-республик бывшего СССР вступить вНАТО, территориальные претензии к России, попытки со­здания межгосударственныхобъединений, в которых учас­тие нашей страны не предусматривается, создаютситуацию угрозы национальной безопасности Российской Федерации, характернойчертой которой является ее прямая и опосредо­ванная связь с потенциальнойвоенной опасностью.
Учитываяочевидную множественность угроз, следует согласиться, что в общем такаяситуацию приводит к ситуации, когда «Россия прак­тически будет вовлечена вомногие споры глобального, ре­гионального и местного характера. Это создаетуникальные условия для «растаскивания» Российской Федерации по кон­фликтам иистощения ее, лишения способности к самостоя­тельному существованию»[12].
Итак,проведенный анализ показал, что жизненно важным национальным интересом Россииявляется стратегическая (международная) стабильность как в ближнем зарубежье,так и в мире в цепом. При этом потенциально нельзя найти практически ни одногоучастка Государственной границы РФ, на котором не исходила бы потенциальнаяугроза от соседа. 1.2. Внутренние угрозы военной безопасности России
Внутренниеугрозы на первый взгляд не имеют прямого отношения к охране Государственнойграницы. Однако, это не так, внутренние угрозы являются таковыми и длясубъектов такой охраны. Поэтому анализ внутренних угроз и их пониманиечрезвычайно важно для построения эффективной политики в отношениигосударственной политики по охране Государственной границы. В этом планенебезынтересно, что в списке из 48 наиболее реально и потенциально конку­рентоспособныхстран мира по уровню внутренней полити­ческой стабильности наша страна в 1997г. находилась на последнем месте[13]. Думается, что за истекшеевремя Россия смогла лишь незначительно улучшить свое положение.
Средифакторов, угрожающих внутренней стабильности государствен­ной жизни России итак или иначе оказывающих влияние на состояние субъектов, ведущих охрануГосударственной границы РФ, можно выделить следующие:
·    кризисноесостояние экономики России;
·    периодическивозникающие центробежные устремле­ния субъектов РФ, ведущие к нарастанию угрозынаруше­ния территориальной целостности и единства правового про­странствастраны;
·    целенаправленноесознательное вмешательство инос­транных государств и международных организацийво внут­реннюю жизнь Российского государства;
·    социальнаядифференциация, ведущая к резкому со­циальному расслоению в обществе;
·    криминализацияобщественной жизни;
·    нарушениефункционирования системы правового ре­гулирования общественных отношений;
·    противоправнаядеятельность экстремистских, нацио­налистических, религиозных, сепаратистских итеррористи­ческих движений, организаций и структур;
·    противоречивостьвнешней и внутренней политики го­сударства (в том числе и военной политики).
Внутриполитическоесостояние современ­ной России все еще отличается высоким уровнем нестабиль­ности,возникшей в результате экономических, социальных, политических противоречий, втом числе национальных кон­фликтов и территориальных споров, характеризующихобще­ственные отношения в стране в 90-е гг. Принципиально зна­чимо, что вуказанный период произошли эпохальные пере­мены, прямо и косвенно повлиявшие насудьбы десятков миллионов людей.
В социальнойструктуре нынешнего российского общества выделяются, по меньшей мере, тригруппы базо­вых противоречий, инициирующих мощные дестабилизационные процессы итечения: внутри традиционной стратифи­кации, внутри новой (псевдорыночной) стратификациии меж­ду адекватными им типами социальности. Одновременно с этим наблюдаютсяпроцессы и явления, свидетельствующие и об усложнении, а равно и упрощенииструктуры социальных слоев, групп, дифференцированных по различным критери­ям.
В частности,существенное влияние на усиление полити­ческой нестабильности в Россииоказывает формирование антагонистических полюсов — очень бедных и очень бога­тых.Возникают во многом непреодолимые противоречия между привилегированной, сильнокоррумпированной час­тью госчиновничества, входящего в элиту нынешней Рос­сии,и другими субъектами политических процессов, между работниками бюджетной ирыночных сфер. Крайне опасны­ми являются маргинализация социума, егокриминализация, связанные с обнищанием населения, неприспособленностью егоосновной массы к условиям переходного периода, вы­соким уровнем безработицы,мощными миграционными по­токами из стран ближнего зарубежья и т. п.
Средидестабилизирующих внутреннюю обстановку в РФ факторов в последнее время особоебеспокойство вызывает вооруженный экстремизм. По ряду причин он стал явлениямне только национальным, но и международным[14]. Понятие экстремизма вшироком смысле трактуется политологами, криминологами, специалистами в другихсферах научного знания как стремление тех или иных социальных (политичес­ких ит. п.) субъектов решать проблемы и достигать постав­ленные цели с применениемкрайне радикальных методов, включая все виды насилия, в том числе ивооруженное. Этим понятием охватываются терроризм и другие политические пре­ступления[15].
В данномконтексте, как справедливо отмечает В.В. Чебан, приходится с сожалениемконстатировать, что «расту­щая преступность, распространение оружия срединаселе­ния не встречают достаточно эффективного отпора со сторо­ны властей.Происходит стремительная криминализация и ми­литаризация общественной практики.Ярко обнажается бес­помощность властей и беззащитность граждан государстваРоссийского»[16].
В РФвооруженный экстремизм в конце 90-х гг. превра­тился в один из главных факторовдестабилизации внутрен­ней обстановки, создавая серьезную угрозу ее территори­альнойцелостности, конституционному правопорядку, ущем­ляя права и свободы граждан.Сегодня основными формами вооруженного экстремизма в России принято считать:«че­ченский», организованно-преступный, «импортированный в страну» из-за рубежа(вакхабизм и т. п.), оппозиционный пра­вящему режиму право-, леворадикальныйэкстремизм, про­являющийся в деятельности преимущественно незаконных партий идвижений типа РНЕ, стихийно-митинговый.
И, наконец,есть еще одна категория внутренних угроз, с которой нельзя не считаться. Онасвязана с непрекращаю­щейся социально-политической напряженностью в стране,ухудшением экономической ситуации, с опасностью пере­рождения структурдемократического правового государства в тоталитарный или автократическийполитический режим.
Итак,проблема обеспечения внутренней стабильности и безопасности является одной изважнейших в социально-государственном строительстве. Внутренняя стабильность,как показывает опыт, может быть обеспечена двумя спосо­бами: либо «балансомсил», либо «балансом интересов», а также их различными сочетаниями. Наиболееоптимальный путь — «баланс интересов» (ненасильственный способ). В идеальномварианте государство должно обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильностьис­ключительно мирными, ненасильственными путями, в инте­ресах всех членовгосударственно-организованного обще­ства.
2. Общая характеристика правового регулированиягосударственного управления в области охраны Государственной границей РФ2.1. Административно-правовой режим охраныгосударственной границы
Основнымправовым актом, определяющим основные направления положения в области охраныГосударственной границы РФ является Закон РФ «О Государственной границеРоссийской Федерации»[17]. Важное значение имееттакже Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда вРоссийскую Федерацию»[18].
Государственнаяграница Российской Федерации есть линия и проходя­щая по этой линиивертикальная поверхность, определяющая пределы го­сударственной территории(суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской федерации, т.е.пространственных пределов действия государ­ственного суверенитета РоссийскойФедерации.
Государственнойграницей Российской Федерации является граница, закрепленная действующимимеждународными договорами и законода­тельными актами государства.
РоссийскаяФедерация при установлении и изменении прохождения своей государственнойграницы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами нагосударственной границе, а также при регулировании правоотношений вприграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международныхсообщений, пролегаю­щих по российской территории, руководствуется принципами:
·    обеспечениябезопасности Российской Федерации и международной безопасности;
·    взаимовыгодноговсестороннего сотрудничества с иностранными госу­дарствами;
·    взаимногоуважения суверенитета, территориальной целостности госу­дарств и нерушимостигосударственных границ;
·    мирногоразрешения пограничных вопросов,
Охранагосударственной границы является неотъемлемой составной частью государственнойсистемы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается восуществлении политических, правовых, эко­номических, военных, оперативных,организационных, технических, эко­логических, санитарных и иных мер по:
·    недопущениюпротивоправного изменения прохождения государствен­ной границы;
·    обеспечениюсоблюдения юридическими и физическими лицами режи­ма государственной границы,пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
·    защите нагосударственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества игосударства от внешних и внутренних угроз,
РоссийскаяФедерация сотрудничает с иностранными государствами в сфе­ре охраныгосударственной границы на основе международных договоров.
Режимгосударственной границы включает правила:
·    содержаниягосударственной границы;
·    пересечениягосударственной границы лицами и транспортными сред­ствами;
·    перемещениячерез государственную границу грузов, товаров и животных;
·    пропускачерез государственную границу лиц, транспортных средств;
·    грузов,товаров и животных;                                       .
·    ведения нагосударственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерациихозяйственной, промысловой и иной деятельности;
·    разрешенияс иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанныхправил и др.
Режимгосударственной границы устанавливается Законом о Государственной границе РФ,другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Правиламисодержания государственной границы регулируется порядок сохранения иподдержания в исправном состоянии пограничных зна­ков, их контрольных осмотров,оборудования и содержания пограничных. просек, проведения совместных ссопредельным государством проверок прохождения государственной границы и др.
Пограничныйрежим — режим пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации, атакже ее внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Он служитисключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственнойграницы.                                                      
Пограничныйрежим включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижениялиц и транс­портных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой ииной деятельности, проведения массо­вых общественно-политических, культурных идругих мероприятий в по­граничной зоне; учета и содержания российскихмаломерных самоходных и несамоход­ных (надводных и подводных) судов (средств) исудов (средств) передви­жения по льду, их плавания и передвижения по льду втерриториальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части водпогра­ничных рек, озер и иных водоемов; ведения промысловой, исследовательской,изыскательской и иной дея­тельности в территориальных и внутренних водахРоссийской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иныхводоемов.2.2. Общая характеристика системы органов в сфереохраны Государственной границы РФ
Органыгосударственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере охраныгосударственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией РоссийскойФедерации и Законом о Государственной границе:
·    обеспечиваютпо представлениям органов и войск Федеральной погра­ничной службы временноеограничение или воспрещение доступа граж­дан на отдельные участки, местностиили объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничныхпоисков и операций, при отра­жении вооруженных вторжений на территориюРоссийской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениямгосударст­венной границы;
·    обеспечиваютобщественный порядок при проведении на государст­венной границе и вприграничных районах Российской Федерации массо­вых мероприятий федеральногоили международного характера;
·    обеспечиваютправопорядок в приграничных районах при возникнове­нии чрезвычайных ситуаций,введении режима чрезвычайного положения;
·    участвуютв правовом воспитании населения пограничных районов Российской Федерации,профилактике совместно с органами и войсками Федеральной пограничной службыправонарушений на государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
В СССРпограничные войска входили в состав КГБ СССР[19]. 30 декабря 1994 года былаобразована Федеральная пограничная служба РФ[20]. Однако, данная служба непросуществовала и десяти лет. Начатая в 2003 года кардинальная реформуструктуры органов государственной власти привела к тому, что эта УказомПрезидента РФ от 11 марта 2003 г. №308 с 1 июля 2003 г. Федеральная пограничнаяслужба РФ упраздняется, а ее функции, как и в СССР, были переданы Федеральнойслужбе безопасности РФ[21], а одной из основныхфункций ФСБ было определена охрана Государственной границы РФ[22].Думается, что данное изменение будет иметь положительный эффект, посколькуфункции ФСБ и ФПС во многом были аналогичными. Более того, и до этого ФСБфактически участвовала в охране границы, однако при этом ей приходилоськоординировать действия с ФПС, что значительно усложняло такую деятельность иснижало ее эффективность.
Очень важнымшагом в реформировании структуры власти является также создание УказомПрезидента РФ от 27 октября 2003 г. Государственной пограничной комиссии[23],основными задачами которой являются оценка угроз безопасности РоссийскойФедерации в пограничной сфере и разработка комплекса мер по их нейтрализации;определение национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере;координация деятельности субъектов пограничной политики Российской Федерации;решение комплекса проблем, возникающих при реализации основных направленийпограничной политики Российской Федерации и др.
Для решениясвоих основных задач Комиссия имеет право принимать решения, необходимые дляорганизации, координации и совершенствования взаимодействия субъектовпограничной политики Российской Федерации; заслушивать на своих заседанияхруководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации и привлекаемых к реализации основныхнаправлений пограничной политики Российской Федерации организаций; получать отфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций иобщественных объединений информацию, необходимую для деятельности Комиссии;инициировать создание пограничных комиссий в федеральных округах и осуществлятьконтроль их деятельности; создавать рабочие органы для подготовки заседанийКомиссии, изучения имеющихся проблем и подготовки проектов решений; направлятьв федеральные органы государственной власти и органы государственной властисубъектов Российской Федерации рекомендации по вопросам пограничной политикиРоссийской Федерации; вносить в установленном порядке предложения по вопросам,требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства РоссийскойФедерации; осуществлять контроль за выполнением решений Комиссии.
В составкомиссии входят Председатель Правительства, Директор ФСБ, заместитель СекретаряСовета Безопасности, Первый заместитель директора ФСБ России — руководительПограничной службы, полномочные представитель Президента в федеральных округах,председатели комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, руководителиминистерств и ведомств, имеющих полномочия, связанные с охраной границы (ГТК,МВД, Министерство иностранных дел и другие), руководители некоторыхприграничных субъектов федерации (Северная Осетия – Алания, Алтайского,Хабаровского края, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Мурманской,Оренбургской, Челябинской области) и др.
Важныеполномочия имеют и другие государственные органы, среди которых особое место занимаетГосударственный таможенный комитет РФ[24], одной из важнейших задачкоторого является обеспечения соблюдения законодательства при перемещениетоваров через границу.
Полномочияпо охране Государственной границе возложены также на Министерства иностранныхдел, обороны, внутренних дел, Службу внешней разведки, на отдельные роды и видывойск Вооруженных сил РФ (войска противовоздушной обороны, военно-морской флот,внутренние войска), отдельными полномочиями наделены также органы властисубъектов федерации и органы местного самоуправления. Закон предусматриваетпривлечение в охране Государственной границе также населения и казачьихформирований.
3. Основные проблемы обеспечения охраныГосударственной границы РФ
Проведенныйвыше анализ внутренних и внешних угроз, а также общий анализ состоянияправового регулирования охраны Государственной границы РФ, позволяет выявитьряд проблем, препятствующих надлежащей ее охране. Особую важность здесьпредставляют выявленные выше внутренние угрозы
Одной изважнейших проблем в пограничных войсках составляет проблема преступности.Анализ показывает, что на протяжении последних лет уровень преступности в ор­ганахи войсках ФПС России снижался (в 1998 г. на 5,2%). Меньше совершено воин­скихпреступлений (на 14%). в том числе уклонений от военной службы (на 32,3%),более чем в 3 раза снизилось количество скрытых от учета преступлений, а такжепо­гибших военнослужащих. Тем не менее преступность в пограничных войскахявление чрезвычайно опасное. Кроме того, на 2,7% возросло число общеуголовныхпреступлений. Это вызва­но прежде всего тем, что почти каждое чет­вертое из нихсоставляют злоупотребле­ния должностными полномочиями, превы­шение их ихалатность. В общей структуре преступности не снизи­лась доля тяжких и особотяжких преступ­лений. Более одной трети от числа зареги­стрированныхпреступлений относится к этой категории. На фоне снижения преступности количе­ствоучастников преступлений увеличи­лось на 9,9%, причем каждый седьмой из нихофицеры или прапорщики. По-преж­нему высок уровень латентности. В целом уровеньпреступности остается достаточно высоким[25].
В числеосновных причин совершения преступлений их сла­бая социальная защищенность,особенно в вопросах сохранности их жизни и здоро­вья, материально-бытовогоснабжения, со­блюдения жилищных и других прав. Интересно в этом плане отметить,что в 218 по­граничных частях и соединениях с участи­ем специалистов в 1999году были проведены проку­рорские проверки исполнения законов о борьбе сгибелью и травматизмом, по ре­зультатам которых внесено 65 представле­ний, втом числе и в адрес Директора ФПС России[26]. Анализ обстоятельствтравматизма пока­зал, что причинами его являются не только личнаянедисциплинированность военно­служащих, но и создание некоторыми должностнымилицами частей и соедине­ний ненадлежащих условий службы, а так­же повышеннаянагрузка, неукомплекто­ванность многих подразделений, особенно в «горячихточках».
Анализрезультатов прове­рок свидетельствует о распространеннос­ти отступлений оттребований законов при привлечении граждан к административной ответственностиза нарушение режима го­сударственной границы. Во­енными прокурорамиопротестовано лишь 5 правовых актов командования, связанных с привлечением кадминистративной от­ветственности. Требуется принятие и иных мер по ус­транениюпричин бытующих нарушений. Так, законодательно не урегулирован поря­док оплатыштрафов в ночное время, вы­ходные и праздничные дни, когда отсутст­вуютдолжностные лица ФПС России, упол­номоченные принимать решение о наложе­нииштрафов, а банковские учреждения не функционируют. Ввиду этого бытует по­рочнаяпрактика выдачи начальникам пунк­тов пограничного контроля незаполненныхбланков постановлений о наложении ад­министративных взысканий с подписью ипечатью вышестоящих должностных лиц.
Представляетсянеобходимым внести со­ответствующие дополнения в Кодекс об административных правонарушенияхи за­конодательно урегулировать эти вопросы, вплоть до предоставлениядолжностным лицам пунктов пропуска права самим при­нимать по квитанциям деньгив счет упла­ты штрафа.
Неблагополучнаяситуация сложилась в обеспечении военнослужащих, лиц, уволен­ных в запас, ичленов их семей полагающи­мися нормами жилья. На 1999 г. в очереди на получениеквартир и улучшение жилищ­ных условий в ФПС стояло свыше 12 тыс. человек,дебиторская задолженность со стороны коммерческих структур составля­ла более 12млн. руб.[27]
Из-захронического недофинансирования плотность кораб­лей, участвующих в охранегосударствен­ной границы и исключительной экономиче­ской зоны России, из года вгод неуклонно снижается, на судоремонтных заводах практически остановленыремонтные ра­боты на 33 кораблях, снабжение морских частей в последние годыосуществляется нерегулярно и в минимальных объемах (12 — 14% от заявляемыхсредств). По этой причине только в Арктическом регионе по сравнению спредшествующим периодом несение службы кораблями на границе снизилось в 3 раза.
Положениеусугубляется тем, что в силу отсутствия топлива к охране государствен­нойграницы практически не привлекается авиация. Из-за нехватки запасных частейбольшая часть самолетов и вертолетов простаивает на земле в ожидании ремон­та.
Заключение
Итак,проведенный анализ показал, что в настоящее время военной безопасности Россииугрожает большое количество как внешних, так и внутренних угроз. Потенциальнонельзя найти практически ни одного участка Государственной границы РФ, накотором не исходила бы потенциальная угроза от географического соседа. Конфликтв Керченском проливе между Украиной и Россией очень показателен в этом плане.
Внутренниеугрозы не менее малочисленны и не менее опасны для состояния субъектов охраныГосударственной границы и представляют чрезвычайно большую опасность дляРоссии. В частности, здесь следует учитывать, что пограничники постоянно имеютпри себе боевое оружие, а это в свою очередь требует более тщательного отборатех лиц, которые будут участвовать в охране границы. Настораживают также полноеотсутствие патриотического воспитания, что значительно снижает устойчивостьпограничных войск в случае потенциальной угрозы.
В России внастоящее время существует довольно большое количество государственных органов,имеющих полномочия по охране Государственной границы РФ. Органа, который быотвечал только за эту деятельность, в настоящее время не существует.Существовавшая с 1994 года Федеральная пограничная служба была упразднена в2003 году и ее полномочия были переданы Федеральной службе безопасности,которая в настоящее время стала главным органом, осуществляющим охрануГосударственной границы. Думается, что такое перераспределение полномочийвполне обосновано.
Одной изважнейших проблем является хроническое недофинансирования, что приводит кнеукомплектованности частей, участвующих в охране государствен­ной границы иисключительной экономиче­ской зоны России. При этом оно постоянно снижается изгода в год. Особенно это опасно в деле охраны Государственной границу, т.к. всилу особенностей рельефа государственной (большинство морская и горная) особоезначение имеет ее охрана с помощью кораблей ВМФ и авиации. Это приводит к тому,что в силу отсутствия топлива к охране государствен­ной границы практически непривлекается авиация. Из-за нехватки запасных частей большая часть самолетов ивертолетов простаивает на земле в ожидании ремон­та.
Тем неменее, в деле охраны Государственной границы остается немало проблем, которыетребуют скорейшего своего разрешение. При этом необходимо совершенствованиегосударственного управления по многим направлениям, без которых эти проблемы нерешить. Представляется, что основные усилия государства должны быть приложеныпо следующим направлениям;
·    соразмерностьудовлетворения потребностей Воо­руженных сил с экономическими возможностямистраны, открытость и прозрачность военного бюджета, чтобы ис­ключить возможностикоррупции и воровства средств, предназначенных на военные нужды;
·    отказ отвоенных амбиций и концентрация усилий на том, чтобы на основе минимальной,разумной доста­точности обеспечить обороноспособность РФ, что в свою очередьпредполагает отказ от неоправданного военного присутствия в дру­гих странах ирегионах планеты, от фактически безвозмез­дной военной помощи «дружественнымгосударствам»;  упор в миротворческой деятельности России не столько навоенные, сколько на политические методы урегулирования существующих ипотенциальных конфлик­тов; финансирование закупок только новейшего оружиябудущего и модернизации уже существующих вооружений. повышение эффективностиэкспорта вооружений при стро­жайшем государственном контроле с получением реаль­нойприбыли не посредниками, а предприятиями ОПК, работающими на экспорт; повышениепрестижа военной службы, достойное содержание военнослужащих, восстановлениеуважения к Армии и реабилитация лозунга защиты Отечества как священного долгавсех граждан страны.
Особыеусилия должны быть приложены в деле возрождения разрушенной системыпатриотического воспитания, без которого у России вообще будущего нет.Необходимы ре­альный вклад в это со стороны всех слоев российского общества, втом числе и бизнеса, введение военного на­лога, как это было в прошлом, насостоятельных граждан, особенно когда речь идет об уклонении от военной служ­бы.
Список использованных источников
I. Нормативные акты Российской Федерации
1.   КонституцияРФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г., 25июля 2003 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; СЗ РФ. – 1996. – №3.– Ст.125; №7. – Ст.676; 2003. – №30. – Ст.3051.
2.   Федеральныйзакон от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельныхзаконодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантийсотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговойполиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственногоуправления» // СЗ РФ. – 2003. – №27 (Часть I). – Ст.2700
3.   Федеральныйзакон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации ивъезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999г., 10 января, 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. – 1996. – №34. – Ст.4029; 1998. –№30. – Ст.3606; 1999. – №26. – Ст.3175; 2003. – №2. – Ст.159; №27 (Часть I). –Ст.2700.
4.   Закон РФот 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (сизменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. – 1993. – №17. –Ст.594; 1994. – №16. – Ст.1861; 1996. – №50. – Ст.5610; 1997. – №29. – Ст.3507;1998. – №31. – Ст.3805,3831; 1999. – №23. – Ст.2808; 2000. – №32. – Ст.3341;№46. – Ст.4537; 2002. (Часть I) – №1. – Ст.2; №52 (Часть I). – Ст.5134; 2003. –№27 (Часть I). – Ст.2700.
5.   УказПрезидента РФ от 27 октября 2003 г. №1264 «Об утверждении Положения оГосударственной пограничной комиссии и ее состава по должностям» // СЗ РФ. –2003. – №44. – Ст.4293
6.   УказПрезидента РФ от 11 марта 2003 г. №308 «О мерах по совершенствованиюгосударственного управления в области безопасности Российской Федерации» // СЗРФ. – 2003. – №12. – Ст.1101
7.   Военнаядоктрина Российская Федерации // Российская газета. – 25 апреля 2000 г.
8.   УказПрезидента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 «Об утверждении Концепциинациональной безопасности Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 января2000 г.) // СЗ РФ. – 1997. – №52. – Ст.5909; 2000. – №2. – Ст.170.
9.   УказПрезидента РФ от 30 декабря 1994 г. №2245 «О Федеральной пограничной службеРоссийской Федерации» (с изменениями от 8 августа 1997 г., 19 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. – 1995. – №1. – Ст.44; 1997. – №32. – Ст.3756; 2003. – №47. – Ст.4520.
10.      Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. №2014 «Об утверждении Положенияо Государственном таможенном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп. от16 сентября 1999 г.) // СЗ РФ. – 1994. – №27. – Ст.2854; 1999. – №38. –Ст.4533.
II. Специальная литература
11.      Вахрамеев А.В. К вопросу национальной безопасности Российской Федерации(декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. –С.3-11.
12.      Величин Я.С. Расследование незаконных пересечений Государственнойграницы Российской Федерации // Правоведение. – 2003. – №1. – С.146-153.
13.      Информационно-аналитический бюллетень клуба «Реалист». – М., 1997. –№29.
14.      История военной стратегии России / Под ред. В.А. Золотарева. – М., 2001.
15.      Комаров С.М. Риск политической нестабильности: роль и место силовыхструктур в нормализации социально-политической обстановки // Армия и общество.– 1999. – №1. – С.70-75.
16.      Михайленок О.М. Вооруженные силы как фактор стабильности государственнойжизни // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №5. – С.28-58.
17.      Носков А. Безопасность границы – по закону // Законность. – 2000. – №2.– С.8-12.
18.      Рост политического экстремизма // Армия и общество. – 1999. – №3. –С.35-40.
19.      Система гуманитарного и социально-экономического знания / Под ред. С.А.Хмелевской. – М., 2001.
20.      Чебан В.В. Геополитическое положение и военная политика России. – М.,2001.
21.      Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояниегосударства // Армия и общество. – 2000. – №1. – С.64-68.
22.      Шнайдер Г.Й. Криминология. – М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Taiga Biome Essay Research Paper Between
Реферат Rectify The Situation Essay Research Paper Rectify
Реферат Should The United States Invest More Money
Реферат Пелагея Опальные рассказы
Реферат Определения места и роли института участковых уполномоченных милиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Реферат Структура и состав современного культурологического знания 2
Реферат Место и роль САР в разрешении арабо-израильской проблемы после операции ВС США в Ираке в 2003 г.
Реферат Вторичные энергетические ресурсы
Реферат Контрольная работа по дисциплине «Английский язык»
Реферат Построение моделей развития России и направления ее реформирования
Реферат План развития Кукморского филиала ОАО Росгосстрах на 2009-2011 гг
Реферат Факторы, вызывающие мутации на генном уровне
Реферат Структура бюджета промышленного предприятия
Реферат Правовая характеристика земельного налога
Реферат Около трёх градусов