Реферат по предмету "Государство и право"


Основы конституционного строя Дании

Содержание
Введение
1. Общаяхарактеристика Дании
2. КонституцияДании
3. Системагосударственного устройства
3.1 Главагосударства
3.2 Парламент
3.3Исполнительная власть
3.4 Судебная система
4. Общаяхарактеристика избирательного законодательства Королевства Дании
5. ПартииДании
6. Права исвободы граждан
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Дания — одна изстарейших стран Европы и самое древнее королевство в мире. Нынешний монарх,Королева Маргрет II, которая отпраздновала свой серебряный юбилей 14 января1997 года, также может указывать на старейшую родословную в Европе, котораявосходит к началу 900 года н.э. и королю викингов Горму. Королева пользуетсябольшой популярностью среди датчан и гостей страны, и на главных королевскихпраздниках тысячи людей собираются на площади напротив Амалиенборгского дворца,чтобы помахать флажками и поприветствовать Королеву и ее семью.
Копенгаген — столицаДании и самый крупный город в этой стране. Является не только географическойстолицей Дании, но и её культурно-историческим центром. Копенгаген основан в1167 году. Его название происходит от слов «koben-havn», что переводится как«торговая пристань». Столицей Дании Копенгаген является с 1416 года.
Государственный стройДании — конституционная монархия. Согласно конституции от 5 июня 1953 годаглава государства — король, с января 1972 — королева Маргарете из династииШлезвиг — Гольштейн — Зондербург — Глюксбург. Королева осуществляетзаконодательную власть совместно с однопалатным парламентом — фолькетингом.
Глава государства —король, осуществляющий законодательную власть совместно с однопалатнымпарламентом. Высший орган законодательной власти — фолькетинг. Исполнительнаявласть принадлежит монарху и осуществляется от его имени правительством.Правительство назначается премьер-министром, утверждается фолькетингом иответственно перед ним. В него входят 24 министра (их число может меняться).Глава государства — королева Маргрете II (с 14 января 1972). Главаправительства — Андерс Фог Расмуссен (с 27 ноября 2001).
179 депутатов (включая2 от Фарерских островов и 2 от Гренландии) фолькетинга избираются всеобщим (с18 лет), прямым и тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4года. В административно-территориальных единицах — коммунах (их в Д. 275)действуют выборные муниципальные советы во главе с бургомистрами. В ихкомпетенции решение всех местных вопросов. Кроме того, 14 амтами (округами)руководят выборные окружные советы во главе с председателем. В их функциивходит реализация проектов, которые не под силу отдельным коммунам, напримерстроительство дорог и больниц.
Выборы в окружные имуниципальные советы, как и в парламент, проводятся раз в 4 года.
Актуальность темыисследования, в сложном комплексе вопросов, связанных с изучением особенностейконституционного строя зарубежных стран, поскольку изучение опыта болеецивилизованных стран сможет помочь вывести нашу страну на должный уровеньразвития.
Основная цель работыизучение основ конституционного строя Дании определяет следующие задачи:
- изучитьконституцию Дании;
- рассмотретьзаконодательную власть:
- описатьисполнительную власть;
- определитьосновы судебной власти;
- проанализироватьправа и свободы граждан.
1. Общая характеристика Дании
Королевство Дания(датск. Kongeriget Danmark) — государство в Северной Европе на берегахБалтийского и Северного морей, занимает полуостров Ютландия к северу отГермании и несколько островов, главные из которых — Зеландия и Фюн.
Население – 5,384 тыс.человек (2003). Плотность – 122 человека на 1 кв. км. Городское население –85%, сельское – 15%.
Государственноеустройство — конституционная монархия на основе конституции от 5 июня 1953года.
Административноеделение Дании: до 1 января 2007 года территория Дании была разделена на 14административных единиц — амтов. По муниципальной реформе 2007 года амты былиреорганизованы в 5 крупных административных областей: Столичная область,Зеландия, Северная Ютландия, Центральная Ютландия, Южная Дания.
В стране действуетконституция, принятая в 1953 г.
Исполнительная властьпринадлежит королю, и он реализует ее через кабинет министров в составе 21члена во главе с премьер-министром. Правительство несет ответственность передпарламентом.[1]
Законодательная властьосуществляется совместно королем и однопалатным парламентом – Фолькетингом, всостав которого входят не более 179 депутатов. 135 депутатов избираются наоснове пропорционального представительства от 23 избирательных округов.
40 членов парламентаизбираются по партийным спискам по всей стране для обеспеченияпредставительства партий, которые достаточно широко функционируют, но не имеютпреобладающего влияния в отдельных округах. Кроме того, два члена избираются отФарерских о-вов и два – от Гренландии. С 1953 любой партии достаточно всего 2%голосов, чтобы получить место в парламенте. Тем самым обеспечиваетсяпредставительство всех партий.
Депутаты должны бытьдатскими гражданами старше 18 лет, постоянно проживающими в стране. Фолькетингпереизбирается каждые 4 года, однако король (с 1972 – королева Маргрете II)имеет право распустить этот орган в любое время. Фолькетинг утверждаетгосударственный бюджет и контролирует выполнение законов. Эти функцииосуществляются через постоянные комитеты, в которых представлены все партии.
Министры несут личнуюответственность за деятельность своих министерств. Правительство должнорасполагать поддержкой большинства членов Фолькетинга. Ни одна партия напротяжении многих лет не имела большинства в Фолькетинге, поэтому правительстваформировались на коалиционной основе. Министры могут участвовать в обсуждениизаконодательных проблем, но, не будучи членами Фолькетинга, не имеют праваголоса.
Кабинет министроввместе с королевой образуют Государственный совет, на котором решаются всевопросы управления и политики. При этом особо важную роль играют министрыиностранных дел и финансов. Два специальных уполномоченных Фолькетинга, илиомбудсмана (ombudsman), контролируют деятельность гражданской и военнойадминистрации, следят за выполнением законов и рассматривают жалобы граждан.[2]
2. Конституция Дании
Системапредставительного правления в Королевстве Дания впервые была введена в 1849году. Она пришла на смену абсолютной монархии, которая достаточно стабильнофункционировала еще с 1660 года. Сначала абсолютная монархия вынужденносогласилась с созданием гражданских сословных собраний, имеющих исключительносовещательный голос. Однако в 40-е годы 19 столетия стремление к реальномувлиянию гражданских институций Датского королевства стало настолько мощным, чтов 1848 году был подписан указ о проведении выборов в Учредительное Собрание,главной задачей которого было разработать и принять первую датскую конституцию,которую король Фредерик VII и подписал в июне 1849 года.
С тех пор Данияявляется конституционной монархией с представительной формой правления. ХотяКонституция 1849 года для своего времени и была относительно демократической,она, по-прежнему, предполагала существенные антидемократические ограничения ввыборности и праве быть избранным в тогдашний двухпалатный датский парламент, атакже в степени реального влияния общественных уполномоченных на главныевопросы жизнедеятельности государства. Прежде всего, такие как: назначениеправительства, формирование внешней и оборонной политики. 5 июня 1953 года былапринята новая Конституция Королевства Дания, которая, фактически,инкорпорировала в свой состав значительную часть основных принципов Конституции1849 года, а также, наконец, отменила, хоть и не до конца последовательно,возмутительный для середины ХХ столетия избирательный имущественный ценз.
Конституция 1953 г.состоит из 11 частей, включающих 89 разделов. Первая часть определяет формуправления и закрепляет за Евангелической лютеранской церковью статусОфициальной Церкви Королевства Дании; Вторая — регламентирует правовой статусКороля и порядок престолонаследия; Третья — регулирует полномочия ивзаимоотношения Короля, Фолькетинга, Правительства и Государственного совета;Четвертая — закрепляет порядок формирования Фолькетинга; Пятая — устанавливаетпорядок его деятельности; Шестая — посвящена вопросам судоустройства; Седьмая,восьмая и девятая — регламентируют права и свободы граждан; Десятая —определяет порядок изменения Конституции; Одиннадцатая — устанавливает порядоквступления Конституции в силу.
К конституционным актамотнесен Закон о престолонаследии, принятый 27 марта 1953 г.
Конституция Данииотносится к числу лаконичных по форме документов, что, в общем характерно дляправовой традиции скандинавских стран. За 43 года в ее текст не было внесено ниодной поправки, что объясняется не только краткостью конституционных формул, нои усложненным характером ее пересмотра. Принятие Фолькетингом законопроекта обизменении конституции влечет роспуск парламента. Если указанный законопроектпринимается повторно Фолькетингом в той же редакции, назначается референдум, входе которого законопроект должен получить одобрение не только большинстваучаствующих в голосовании, но и не менее 40% от общего числа избирателей.
По форме правленияДания является конституционной монархией. В настоящее время во главе государствастоит Королева Маргрете II, вступившая на престол 14 января 1972 г. ипредставляющая династию Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург.
Конституция Даниивоспроизводит традиционную схему разделения властей, преломленную, однако,сквозь призму конституционной монархии. Законодательная власть принадлежитсовместно Королю и Фолькетингу, исполнительная власть — Королю и Советуминистров, судебная — Верховному суду и нижестоящим судам.
Дания являетсяунитарным государством, состоящим из 14 амтов (областей), которые делятся накоммуны. Города Копенгаген и Фредериксберг выделены в самостоятельныеадминистративные единицы, но они обладают меньшими правами, чем области. Органыуправления амтов возглавляют начальники амтов, назначаемые и освобождаемые отдолжности Королем по представлению Совета министров. В свою очередь начальникиамтов по представлению местных советов назначают и освобождают от должностистарост коммун и бургомистров муниципалитетов. Такое положение обеспечиваетцелостность исполнительной власти по вертикали и жесткий контроль задеятельностью низовых ее звеньев. Представительными органами на местах являютсясоветы амтов, коммун и муниципалитетов, которые избираются непосредственнонаселением на четырехлетний срок.
В состав Дании входятдве самоуправляющиеся территории — Фарерские острова и Гренландия.
Фарерские острованаходятся в северо-восточной части Атлантического океана, их территориясоставляет 1399 км2, а население — немногим более 43 тыс. человек. Официальныеязыки — фарерский и датский. Фарерские острова пользуются внутренней автономиейна основе Закон о самоуправлении от 23 марта 1948 г. Высший законодательныйорган — легтинг состоит из 32 депутатов, избираемых на четыре года всеобщимголосованием на основе пропорционального представительства. Высшийисполнительный орган — ландсстюри (правительство) формируется легтингом.Интересы Королевства Дании на Фарерских островах представляет верховныйкомиссар.
Гренландия находится вСеверном Ледовитом и Атлантическом океанах к северо-востоку от СевернойАмерики. Ее территория составляет 2 175 600 км2. Население — 55 тыс. человек.Официальные языки — эскимосский и датский. До 1953 г. Гренландия была колонией,но с принятием Конституции 1953 г. объявлена равноправной частью КоролевстваДании. Правовой статус Гренландии установлен Законом о расширении внутреннейавтономии Гренландии, принятым Фолькетингом Дании 17 ноября 1978 г. иодобренным на референдуме в Гренландии 17 января 1979 г Высший законодательныйорган Гренландии — ландстинг состоит из 31 депутата, избираемых на четыре годавсеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Высшийисполнительный орган — ландсстюри (правительство) формируется ландстингом.Королевство Дании в Гренландии представляет верховный комиссар.
Основы правовогостатуса личности изложены в Конституции в сжатом виде. Регламентируются правана неприкосновенность личности, жилища, собственности, на свободный и равныйдоступ к предпринимательской деятельности, на социальное вспомоществование, наполучение бесплатного начального образования, на свободу мнений, наобъединение, проведение собраний и на местное самоуправление. Особенностьрегламентации правового статуса личности — стремление очертить разумные пределыосуществления прав и свобод и ограничить произвол в этой сфере со стороныорганов исполнительной власти. Как правило, ограничение прав и свободдопускается только в судебном порядке и только в тех случаях, которыеустановлены законом.
Следует отметитьустойчивость государственного устройства Дании, чему в немалой степениспособствует стабильность ее Конституции.

3. Системагосударственного устройства3.1 Глава государства
Согласно Конституции и конституционнымзаконам глава государства — король (королева). Формально главе государствапринадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.Практически с 1901 с введением независимости парламента ветви власти разделены.Король (королева) осуществляет верховную власть через назначаемоеправительство, имеет право роспуска парламента. Согласно Конституции, силовыедействия против Фолькетинга являются государственной изменой.
Король (королева)является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании.
С 14 января 1972 годакоролевой Дании является Маргрете II.3.2 Парламент
Избирательным правомобладают граждане Дании — мужчины и женщины, достигшие 21 года.
Высший органзаконодательной власти — однопалатный парламент Дании (фолькетинг), избираемыйгражданами страны на 4 года. Решения парламента являются окончательными, он неподотчётен никому.
С 1953 года парламентоднопалатный, состоит из 179 членов, из которых:
135 избираются попропорциональной системе на основе всеобщего избирательного права в 23избирательных округах
40 избираются на места(т. н. дополнительные), распределяемые между партиями и спискамипропорционально общему числу полученных на выборах голосов
2 избираются отФарерских островов
2 избираются отГренландии.
В парламентских выборахучаствуют партии, прошедшие в фолькетинг на предыдущих выборах. Другие партии допускаютсяк выборам, если соберут подписи 1/175 от общего числа избирателей, принявшихучастие в предыдущих выборах. Для избрания в парламент партия должна получитьне менее 2 % голосов в округе.
По результатам выборов12 ноября 2007 года в фолькетинг вошли следующие партии:
Либералы (Venstre) (V)— 46 мест
Социал-демократы(Socialdemokraterne) (A) — 45 мест
Датская народная партия(Dansk Folkeparti) (O) — 25 мест
Социалистическаянародная партия (Socialistisk Folkeparti) (F) — 23 места
Консервативная народнаяпартия (Det Konservative Folkeparti) (C) — 18 мест
Радикальные либералы(Det Radikale Venstre) (B) — 9 мест
Новый Альянс (NyAlliance) (Y) — 5 мест
Красно-Зелёный Альянс(Enhedslisten) (Ø) — 4 места
От Фарерских острововбыли избраны:
Республиканская партия(Tjóðveldi) (E) — 1 место
Союзная партия(Sambandsflokkurin) (B) — 1 место
От Гренландии былиизбраны:
Сообщество Инуит (InuitAtaqatigiit) — 1 место
Партия «Вперёд»(Siumut) — 1 место[3]3.3 Исполнительная власть
Важнейшие полномочия поосуществлению государственной власти сосредоточены в руках правительства,которое в соответствии с параграфом 14 Конституции дани, назначается иотправляется в отставку Королем. На практике премьер-министром Король назначаетлидера партии парламентского большинства в Фолькетинге, причем коалиционныеправительства из 2 и более партий в Дании довольно частое явление. Такой составпозволяет правительству опираться на поддержку большинства в парламенте.
Министры (в настоящеевремя их 16), члены правительства, образуют Государственный совет, в составкоторого входит также престолонаследник по достижении совершеннолетия. Ведетзаседания Государственного совета Король, за исключением случаев, когдаЗаконодательное собрание делегирует осуществление королевской властиГосударственному совету. Все законопроекты и важные правительственные актыподлежат обсуждению в Государственном совете.
Если Король не можетвести заседания Государственного совета, он вправе поручить обсуждение вопросовСовету министров. Совет министров включает всех министров и возглавляетсяПремьер-министром. Голосование каждого из министров заносится в протоколызаседаний, а любые решения принимаются большинством голосов. Премьер-министрпередает протоколы заседаний, подписанные присутствующими министрами, Королю,который принимает решение о незамедлительном согласии с рекомендациями Советаминистров либо о вынесении вопроса на его рассмотрение в Государственномсовете.
По словам М.А. Исаева,фактически правительство Дании представляет собой на сегодняшний деньнеформальное собрание министров, распадающееся на ряд структурныхподразделений: комиссий, подкомиссий и общее заседание всех министров(«конференцию министров»), проводимую раз в неделю по четвергам. На заседанияхприсутствуют все министры, председательствует премьер. Повестка дня конференцииготовится заранее аппаратом премьер-министра.[4]
На конференцияхминистров окончательно принимаются все решения, которые входят в компетенциюправительства: правительственные законопроекты, доклады премьера и отдельныхминистров Фолькетингу и т.п. В зависимости от принятого на конференции решения,оно посредством действия принципа корроборации утверждается Королем и доходитдо стадии формального утверждения в Государственном совете.[5]
В структуреправительства различают несколько подразделений, которые различаются по способуобсуждения правительственных мероприятий. Сюда можно отнести ежедневныезаседания членов правительства, организованные в виде специальных комиссий. Онисостоят из нескольких министров, рассматривающих одну категорию дел, в связи, счем возникает потребность в координации их усилий. Председателем такой комиссииявляется тот министр, в чьем основном ведении находится решение дела посуществу.
Отдельную группуправительственных комиссий составляют подкомиссии. По своей сути это особыеэкспертные комиссии, составленные из ведущих чиновников отдельных министерств,возглавляются такие подкомиссия и как правило, чиновниками министерствапремьера.
Одной из важнейших задачправительства является подготовка и внесение на рассмотрение в Фолькетингразличных законопроектов.
Министры имеют право подолжности присутствовать на заседаниях Фолькетинга и обращаться к Фолькетингуво время дебатов так часто, как это необходимо, при условии соблюденияРегламента Фолькетинга. Они имеют право участвовать в голосовании только в томслучае, если являются депутатами Фолькетинга. Премьер-министр имеет правопотребовать от председателя Фолькетинга созыва последнего на чрезвычайнуюсессию, указав порядок дня.[6]
Правительство заключаетразличные соглашения с иностранными государствами, причем только часть из нихнуждается в одобрении Фолькетинга. Так же, с согласия короля, оно назначаетдипломатических представителей Дании за границей. Также фактически в рукахправительства находятся все Вооруженные силы страны.
Министр уходит вотставку, если Фолькетинг выносит ему вотум недоверия. Если Фолькетинг выноситвотум недоверия Премьер-министру, он обращается с просьбой об отставкеправительства, при условии, что не объявляются новые выборы Фолькетинга. Еслиправительству выносится вотум недоверия либо оно само обращается с просьбой оботставке, правительство продолжает осуществлять свои полномочия до формированиянового состава. Министры, продолжающие осуществлять свои полномочия в указанномвыше порядке, предпринимают только те действия, которые необходимы длянепрерывного осуществления государственных дел. Министры могут быть подвергнутыимпичменту Королем или Фолькетингом за ненадлежащее исполнение обязанностей подолжности. Суд в порядке импичмента за ненадлежащее исполнение обязанностей подолжности осуществляет Высокий суд Королевства.
Для расследованиядеятельности подчиненных Совету министров учреждений Фолькетинг может создаватьспециальные комиссии.
Правила, определяющиепорядок назначения государственных служащих, устанавливаются законом.Наиболее значительны в этом отношении полномочия совета министров, которыйможет производить различные реорганизации этого аппарата, создавать новыеведомства, упразднять старые, руководить министерствами и центральнымиведомствами
Высшие должностные лицаназначаются Королем по представлению правительства и «могут быть перемещаемыбез их согласия лишь в случае, если при этом не снижается их вознаграждение позанимаемой должности».[7]Фактически правительство осуществляет контроль за деятельностью всех органовместного управления и самоуправления.
Ни одно лицо не можетбыть назначено государственным служащим, если оно не является подданным Дании.Государственные служащие, назначаемые на должность Королем, принимаютторжественную присягу, в которой обязуются соблюдать Конституцию.
Правила, определяющиепорядок смещения с должности, перевода на другую должность и пенсионногообеспечения государственных служащих, устанавливаются законом с учетомтребований. Государственные служащие, назначенные Королем, могут бытьпереведены на другие должности без их согласия, если при этом они не теряют вокладах по прежним должностям, либо если им был предложен выбор между переводомна другие должности и выходом на пенсию в общеустановленном порядке.
Государственныеслужащие, избранные в состав Фолькетинга, становятся депутатами независимо отсогласия правительства.
конституциязаконодательная судебная власть
3.4 Судебная система
 
Высшее звено судебнойсистемы Дании — Верховный суд. Верховный суд рассматривает жалобы на решениянижестоящих судов и отменяет их в случае нарушения закона. Полный состав судавключает в себя президента и 14 членов.
В структуре Верховногосуда действуют апелляционная и кассационная комиссии, состоящие из 3 судей,назначение которых производится президентом суда по согласованию с другимичленами. За решениями Верховного суда признается сила прецедентов.
Ступенью ниже стоят дваапелляционных суда — восточных и западных земель. Суд восточных земель состоитиз председателя и 45 судей, а суд западных — из председателя и 22 судей. Этисуды рассматривают апелляции на решения окружных судов и выступают судом первойинстанции по наиболее сложным гражданским делам и по тем преступлениям,наказание по которым составляет не менее 8 лет лишения свободы.
Дела рассматриваютсяколлегией в составе 3 судей. К ним добавляется 3 или 12 присяжных заседателей взависимости от категории рассматриваемого дела.
Низовое звено судебнойсистемы — городские суды, образованные в 82 судебных округах. В составгородских судов входит от 1 до 20 судей. Гражданские дела рассматриваютсясудьями единолично, а в уголовных к ним добавляются 2 судебных заседателя.
Поскольку поконституции судьи являются несменяемыми и могут быть смещены с должности толькопо приговору суда. В связи с этим в Дании действует особый Дисциплинарный суд,состоящий из 5 судей. Кроме обвинений против судей он рассматривает также ивопросы о возобновлении уголовного преследования и об отводе защитников вуголовных делах.[8]
Исторически судом общейюрисдикции считается так называемый суд по морским и торговым делам.
Кроме судов общейюрисдикции в Дании действует Высокий суд Королевства, который включает не более15 старейших по должности судей Верховного суда Королевства и равное им числосудей, избираемых Фолькетингом на шестилетний срок в соответствии с принципомпропорционального представительства. Ни один депутат Фолькетинга не может бытьизбран судьей Высокого суда Королевства и ни один депутат Фолькетинга не можетисполнять функции судьи Высокого суда Королевства.
Если кто-либо из членовВерховного суда Королевства не может принимать участие в рассмотрениикакого-либо конкретного судебного дела, от участия в рассмотрении делаотстраняется такое же число судей, избираемых Фолькетингом. Высокий судКоролевства избирает председателя из состава своих судей. Если на рассмотренииВысокого суда Королевства находится какое-либо дело, судьи, избранныеФолькетингом, сохраняют свои должности в Высоком суде Королевства на времярассмотрения дела в Суде и по истечении срока, на который они избраныФолькетингом. Высокий суд Королевства рассматривает дела против министров поинициативе Короля или Фолькетинга.
С согласия Фолькетингаи по инициативе Короля Высокий суд Королевства может рассмотреть дела пообвинению в преступлении других лиц, если совершенные ими преступленияпредставляют, по мнению Короля, особую опасность для государства. Отправлениеправосудия осуществляется только на основании закона. Не допускается созданиечрезвычайных судов для отправления правосудия.
Помимовышеперечисленных, в Дании существуют и специальные суды, к которым относитсясистема военных судов и суд по трудовым спорам.
При отправленииправосудия суды должны быть всегда независимы от исполнительной власти.
Суды, отправляющиеправосудие, имеют право рассматривать любой вопрос, касающийся объемаполномочий органов исполнительной власти. Лицо, оспаривающее такие полномочия,не вправе уклоняться, подав соответствующий иск в суд, от исполненияраспоряжений органов исполнительной власти до того, как суд вынесет по этомувопросу решение.
Вопросы об объемеполномочий органов исполнительной власти могут быть переданы законом подюрисдикцию одного или большего числа административных судов. Апелляции нарешения административных судов могут подаваться в Верховный суд Королевства.Процедура рассмотрения указанных дел устанавливается законом.
При исполнении своихполномочий судьи руководствуются только законом. Судьи не могут быть смещены сдолжности иначе как по обвинительному приговору, они не могут быть переведеныбез их согласия на другие должности, за исключением случаев реорганизациисудебных органов. В указанных случаях судьи, достигшие 65 лет, могут бытьотправлены в отставку с сохранением прежнего заработка до достиженияпредельного возраста пребывания в должности. Правосудие должно по возможностиосуществляться открыто и гласно.
Любое лицо, взятое подстражу, должно предстать перед судьей в течение 24 часов. Если лицо, взятое подстражу, не может быть незамедлительно освобождено, судья должен датьмотивированное заключение в судебном приказе, который должен быть принят какможно быстрее, но не позже трех дней, о том, что лицо подвергается тюремномузаключению либо освобождается от тюремного заключения под залог на условиях и вразмере, установленных в судебном приказе. Закон может ограничить применениеуказанного правила, изъяв из его действия территорию Гренландии, если такоеизъятие будет сочтено необходимым с учетом местных обстоятельств.
Решение судьи можетбыть оспорено обвиняемым посредством апелляции в вышестоящий суд.
Ни одно лицо не должноподвергаться тюремному заключению за преступление, за которое назначаетсянаказание в виде штрафа или условного заключения.
Помимо уголовных дел,законность лишения свободы по решению несудебных органов, а также лишениесвободы иностранцев в порядке, установленном законом, могут быть рассмотренысудом общей юрисдикции либо иным судебным органом по ходатайству лица,лишенного свободы, либо его представителя. Правила указанной процедурыустанавливаются законом.[9]
4. Общая характеристика избирательного законодательства Королевства Дания
Юридическимиоснованиями избирательной системы Дании являются Конституция Дании от 5 июня1953 года, Избирательный Акт от 11 мая 1987 года с последними изменениями от 10апреля 1991года, а также акты Министерства внутренних дел, изданные всоответствии с указанным Актом. Конституция содержит основные принципыизбирательной системы, а Избирательный Акт их конкретизирует. Выборы вГренландии и на Фарерских островах регулируются отдельными нормативными актами.
Датский парламент,Фолькетинг, является однопалатным и состоит из 179 членов, из которых 175избираются от Дании, и по два от Фарерских островов и Гренландии. ЧленыФолькетинга избираются на 4 года всеобщим тайным голосованием попропорциональной системе избирательного права. Главная идея этой системызаключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте илиином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных занее голосов избирателей.
Из 175 членовпарламента от Дании 135 избираются с учетом набранных голосов в избирательныхокругах (голоса, полученные каждой партией в округе, последовательно делятся на1,4; 3; 5; 7… и далее продолжается последовательный ряд непарных чисел), остальные40 выбираются с целью обеспечить пропорциональное представительство тех партий,с которыми эти кандидаты связаны, то есть они избираются по партийным спискампо всей стране (так называемый модифицированный метод Сент-Лаге).
Для избирательных целейтерритория Дании делится на 3 избирательные регионы: Копенгаген, островныетерритории и Ютландия. Избирательные регионы делятся на 17 многомандатныхокругов, которые, в свою очередь, делятся на 103 одномандатных округа. Границыизбирательных округов совпадают с территориями административных единиц.
Согласно КонституцииКоролевства Дания, члены Фолькетинга избираются на всеобщих прямых выборах наоснове тайного голосования. Конституция Дании 1953 года прямо указывает на дваглавных принципа избирательного процесса:
- выборыдолжны обеспечить пропорциональное представительство, чтобы обеспечить равноепредставление различных мнений электората;
- количествомест в парламенте, которые распределяются в каждом регионе должно бытьпропорционально количеству жителей, числу избирателей и плотности населения.[10]
Таким образом, количествомест в Фолькетинг распределяется между округами 1 раз в 5 лет в результатепереписи населения в зависимости от указанных выше нами в Конституции Даниипоказателей: 1) количество населения; 2) количество зарегистрированныхизбирателей на последних всеобщих выборах; 3) плотность населения.
Конституция Дании вЧасти IV, Разделе 29 указывает на круг лиц, кто имеет право голосовать, то естьактивное избирательное право: «Любой подданный Дании, имеющий постоянное местожительства в Королевстве и достигший возрастного ценза, установленного пунктом2 настоящего раздела, имеет право участвовать в выборах Фолькетинга, еслитолько он не объявлен недееспособным».
В пункте 2 этогораздела говорится о том, что возрастной избирательный ценз устанавливаетсятаким же, каким он был определен на основании референдума Законом от 25 марта1953 года. Возрастной ценз избирательного права может быть в любое времяизменен законом. Законопроект, принятый Фолькетингом по указанному вопросу,получает одобрение Короля только в том случае, если изменение возрастного цензаодобрено на референдуме. В Дании в период с 1953 по 1971 годы прошло 4референдума, на которых возрастной ценз постепенно снижался с 25 лет до 20 лет.С избирательной реформы 1978 года право голоса в Дании предоставляется с 18лет.
Итак, согласноКонституции Дании, активное избирательное право имеет лицо, котороесоответствует следующим требованиям:
- являетсягражданином Дании;
- постояннопроживает в Королевстве;
- достигло18 лет;
- наделеноизбирательной дееспособностью.
Постоянно проживающимив Дании, согласно Пункту 1 Части 1 Избирательного Акта, считаются такжеподданные Королевства Дания, работающие в датских компаниях за границей;служащие в международных организациях, членом которых является Дания; люди,которые были направлены на дипломатическую службу как представители Датскогообщественного органа или другого местного частного предприятия или ассоциации;временно проживающие за границей граждане Дании; студенты, учащиеся заграницей; а также лица, живущие за границей по состоянию здоровья (и ихсупруги).
Участие в голосованиина выборах в Фолькетинг — важная гражданская обязанность (обязательный вотум).Перед выборами или референдумом граждане, имеющие право голоса, получаютизбирательный бюллетень, в котором указано, где и когда будет проходитьголосование. Использование избирательного права является неотъемлемой частьюпонятия «гражданин Дании».
Раздел 30 КонституцииДании указывает на требования к пассивному избирательному праву: «Любое лицо,имеющее право участвовать в выборах Фолькетинга, может быть избрано вФолькетинг, если только оно не осуждено за деяние, которое общественностьсчитает несовместимым с избранием в состав Фолькетинга». Столь сложную истранную, по мнению автора данного исследования, формулировку — «деяние, котороеобщественность считает несовместимым с избранием в состав Фолькетинга» — обычнопонимают более узко, как «совершение уголовного преступления». Со строгоюридической точки зрения, тут не исключены определенные варианты официальныхантидемократических интерпретаций данной формулировки, ведь помимо узкойинтерпретации, часто может по необходимости применяться и ее расширительныйвариант. А это, в свою очередь, может послужить благоприятной возможностью длямассового задействования датских судов в целях реализации антидемократическойпрактики блокирования избрания тех или иных кандидатов через судебные решения,связанные с осуждением граждан за столь неконкретную и нарочито размытуюформулировку «деяния, которое общественность считает несовместимым с избраниемв состав Фолькетинга».
Все это является темболее очевидным и тем более опасным в контексте следующего конституционногоположения Подпункта 6 Статьи 32 Части IV Конституции Королевства Дания — «еслидепутат Фолькетинга не отвечает установленным требованиям, его место становитсявакантным». И вновь перед нами законодательно несовершенная и содержательноразмытая формулировка относительно «не отвечает установленным требованиям» безвсякого пояснения — кем установленных и о каких именно требованиях идет речь вданной конституционной дефиниции. А в купе со Статьей 33 Части IV КонституцииКоролевства Дания, которая гласит, что «фолькетинг самостоятельно устанавливаетфакт избрания каждого из депутатов и решает вопрос о соответствии депутатовустановленным требованиям» мы получаем абсолютно антидемократическую картинунарочито непрописанного законодательного регламентирования (точнее егоотсутствия) одной из важнейших позиций пассивного избирательного права Дании.
Как уже отмечалось, дляреализации активного избирательного права датскому подданному необходимо бытьзанесенным в регистр избирателей. Электронный регистр основывается на данныхнациональной гражданской регистрационной системы, в которой содержитсяинформация о жителях, включая приобретение избирательных прав, смену адреса исмерть. Регистр постоянно обновляется. Подданные Дании, живущие за границейдолжны самостоятельно проявить инициативу — послать запрос в муниципалитет поместу проживания до отъезда за границу с целью включения их в регистр.
За неделю до выбороврассылаются пригласительные карточки, которые должны быть доставленыизбирателям не позже 5 дней перед выборами. В них содержится информация обимени избирателя, его адресе, номере в регистре избирателей, месте расположенияизбирательного участка, дате и времени проведения голосования.
Кандидатов в Фолькетингмогут выдвигать политические партии. В парламентских выборах участвуют партии,прошедшие в Фолькетинг на предыдущих выборах. Другие партии допускаются квыборам, если соберут подписи 1/175 от общего числа избирателей, принявшихучастие в предыдущих выборах. Новые партии должны зарегистрироваться за 15 днейдо дня голосования в Министерстве внутренних дел. Министерство должнопроверить, подписались ли избиратели за новую партию только в одной форме, ичто эти избиратели не подписывались за другую партию. Кроме того, проверяется,насколько название новой партии отличается от уже зарегистрированных названий.Для избрания в парламент партия должна получить не менее 2 % голосов в масштабестраны.
Также кандидаты могутсамовыдвигаться. Независимым кандидатам необходима письменная поддержка от 150до 200 избирателей соответственного региона. Они должны зарегистрироваться за11 дней до дня выборов. Кстати, сам принцип определения в Дании именно буднегодня (а не выходного) для проведения выборов является, крайне, спорным инеоднозначным с точки зрения базовых демократических стандартов и электоральныхправ граждан.
Правило «свободныхсписков» в Дании, при пропорциональной избирательной системе на данный моментвремени является одним из наиболее демократичных электоральных подходов, ибопри его применении избирателю предоставляется возможность более свободновыразить свою волю. При данной системе избиратель может проголосовать за весьсписок партий или отдать свой голос одному из кандидатов списка. Посколькууказание своей личной преференции в конкретном списке для Дании не являетсяобязательным, мандаты среди депутатов распределяются таким образом: все голоса,которые отданы за партию без указания конкретного кандидата, засчитываютсялицу, которое идет первым в списке. Ему также засчитываются все отданные емулично преференции. «Остаток» голосов передается следующему кандидату в списке ик ним добавляются набранные им преференции.[11]
Система управленияизбирательным процессом состоит из 5 уровней. На национальном уровнеуправленческими функциями наделен министр внутренних дел. В его обязанностивходит:
- разработкаи издание детализированных и постоянных правил и руководств для всех органовуправления выборами;
- распределениекаждые 4 года количества мест в парламенте среди районов и избирательныхокругов согласно избирательным актам;
- получениезаявлений с просьбой о регистрации от новых партий;
- изданиеруководств по проведению предстоящих выборов;
- распределениемест в Фолькетинге между партиями и независимыми кандидатами по результатамвыборов.
На уровнемногомандатного избирательного округа функция управления возложена на префекта.Он проводит регистрацию кандидатов и систематизирует информацию обо всехпартиях и кандидатах, которые принимают участие в выборах в соответствующемокруге.
За 8 дней до выборовпартии должны известить префекта о выбранном варианте партийного списка:
- поодному кандидату в каждом одномандатном округе, или в четкой последовательностив списке в многомандатном округе
- параллельнаясистема: все кандидаты в многомандатном округе представлены в каждом районе.Избиратель, голосуя за партию, может отдать кандидату свой предпочтительныйголос.
Места в парламентеполучают представители партии, которые получили наибольшее количествопредпочтительных голосов или, если использовалась параллельная система, то попартийным спискам.
На уровне каждого изодномандатных избирательных округов создается избирательный комитет. Комитетыотвечают за получение избирательных бюллетеней для всех избирательных участковв пределах их округа. Кроме того, они сообщают в вечер выборов министруинформацию о подсчете голосов на участках округа, а также, руководятокончательным подсчетом голосов в своем округе на следующий после выборов день.
Управление выборами,связанное с избирателями происходит на муниципальном уровне в лице местногосовета. В его задания входит регистрация избирателей, рассылка бюллетеней дляголосования за границей, разделение муниципалитета на избирательные участки ит.д.
В свою очередь, каждыймуниципалитет делится на избирательные участки. Наблюдатели на избирательныхучастках избираются местными советами из числа избирателей соответствующегомуниципалитета в количестве 5-9 человек. Наблюдатели следят за процедуройголосования, подсчета голосов, проверяют также, соответствует ли информация обизбирателе, который голосовал, по системе предварительного голосования,указанная в защитном письме, той, которая содержится в регистре. Их функциисвязанны с проведением голосования и предварительным подсчетом голосов.
Избирательный Акт несодержит каких-либо правил проведения предвыборной агитации, максимальноеколичество использованных на выборы денег и т.д. Существует только одинзаконодательный запрет — нельзя проводить предвыборную агитацию в помещениеизбирательного участка. Работники избирательного участка не могут носить насвоей одежде или с собой никакой партийной символики. Предусмотрено, чтоМинистерство юстиции может издавать некоторые правила проведения предвыборнойагитации в общественных местах, на улице, с целью обеспечения общественногопорядка. Закон «Про Датское радио и телевиденье» говорит о том, что все партииимеют равный доступ к национальному теле- и радио эфиру во время предвыборнойкампании. Все политические партии бесплатно получают одинаковое эфирное времядля предвыборной кампании. Реклама политических партий на национальных ирегиональных теле- и радио эфирах запрещена.
Распределение основныхмест в Фолькетинге происходит на основе т.н. «метода наибольшего среднего»,который предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющимнаибольшее частное от деления числа полученных ими голосов, на число полученныхпри первом распределении мандатов плюс единицу.
Компенсационные местаполучают партии, которые отвечают хотя бы одному из трех требований:
1. Получениеместа в одном из 10 многомандатных избирательных округов;
2. Получениев двух из трех избирательных регионах количества голосов, которые соответствуютсреднему региональному количеству голосов, необходимому для получения места;
3. Получение2 % голосов по общенациональным итогам голосования.
Таким образом, еслипартия не преодолела первый порог, она должна преодолеть один их двухследующих. Как показывает практика, преодоление третьего порога влечет за собойи преодоление второго.
Компенсационные местараспределяются таким образом: количество голосов, полученных партией на выборахпо всей стране, делится на избирательную квоту (голоса, отданные на выборах,поделенные на количество мест в парламенте). Результат округляется, и из неговычитается количество мест, полученных партией в регионе. Разница и являетсяколичеством компенсационных мест. Тут важно отметить, что эти компенсационныеместа обеспечивают еще большую реализацию принципа пропорциональности выборов вФолькетинг, давая возможность получить места в парламенте партиям, которые неприняли участие в распределении всех полученных по результатам выборов мест.
Процедура голосования вДании достаточно традиционна для европейских электоральных традиций.Голосование в день выборов начинается в 9:00 и заканчивается в 20:00. Передголосованием первого избирателя, пришедшего на участок, служащие этого участкаобязаны показать, что избирательные урны пустые, затем они закрываются илиопечатываются. Служащим участка запрещено давать избирателям рекомендации илисоветы относительно голосования за конкретную партию или кандидата. Они такжедолжны следить за тем, чтобы на территории участка не проводилась агитация.Подпункты 2 и 3 Пункта 49 Части 7 Избирательного Акта Дании устанавливают, чтов особых случаях на избирательном участке помощь при выборах могут оказывать 2контролера. Слепые или плохо видящие могут попросить контролера поставитьотметку вместо него. Это допускается только в тех случаях, когда избирательчетко и прямо называет партию или кандидата, за которого он хочетпроголосовать.
Для реализации своегоправа на избирательном участке, избиратель должен предъявить пригласительнуюкарту или назвать свое имя, адрес и дату рождения. Если идентифицировать лицоневозможно, оно должно предъявить удостоверяющий личность документ (паспорт илиправа).
Голосование проходит взакрытой кабинке, затем бюллетень складывается для обеспечения секретности илично кидается в избирательную урну, которая находиться за пределами кабинкидля голосования. Для лиц, не способных самостоятельно проголосоватьпредусмотрена специальная процедура.
Для лиц, проживающих заграницей, и ряда других категорий избирателей существует так называемое«предварительное голосование».
Подсчет голосовначинается сразу по закрытии избирательных участков сразу после 20:00.Предполагается, что присутствовать при подсчете может каждый желающий, так какподсчет является публичным. Однако какой-либо четкой правовой регламентации этообщее предположение, к сожалению, не получило. Во время предварительногоподсчета проверяется юридическая сила материалов предварительного голосования ибюллетеней. Голоса за партии и независимых кандидатов считаются отдельно.Недействительные голоса также подлежат подсчету с целью сравнения общегоколичества голосов и количества избирателей, принявших участие в выборах.подсчет избирательных бюллетеней.
Результатпредварительного подсчета сообщается председателю избирательного комитета. Всематериалы по выборам упаковываются и передаются уполномоченному органу науровне муниципалитета.
Председательодномандатного избирательного округа сообщает количество голосов, которыенабрали партии и независимые кандидаты министру внутренних дел. Предварительныерезультаты по одномандатному округу, как правило, становятся известными к ночив день выборов.
Окончательный подсчетголосов также является публичным. Он начинается на следующий после выборов деньи состоит из повторения подсчета по каждому участку, а затем отдельно голосовза партию и предпочтительных голосов за отдельных кандидатов. Избирательныйкомитет также проводит анализ бюллетеней на предмет их легитимности.Нелигитимность бюллетеней устанавливается по 30 критериям, разработаннымминистерством внутренних дел на основании Избирательного Акта. Результатыокончательных подсчетов регистрируются в записях избирательного комитета икопии передаются министру сразу после окончания подсчетов.
Предварительныерезультаты оглашаются по телевизору и радио вечером и ночью после выборов. Наследующий день оглашаются окончательные подсчеты.
В случае признаниявыборов недействительными, назначается повторное голосование. В нем могутпринимать участие лишь те, кто был в избирательных списках в день первогоголосования. Министр внутренних дел назначает дату повторного голосования. Втаком случае проводятся новые подсчеты результатов.[12]
5. Партии Дании
При определении числадепутатских мест каждого из регионов необходимо учитывать число жителей, числоизбирателей и плотность населения. Закон о выборах предусматривает правилапроведения дополнительных выборов на вакантные депутатские места, а также правилапроведения новых выборов там, где это необходимо. Закон может предусмотретьспециальные правила представительства Гренландии в Фолькетинге.
Венстре, либеральнаяпартия Дании (Venstre Danmarks liberale parti), образована в 1870 году на базе«Общества друзей крестьян», возникшего в середине XIX века и провозгласившегосвоей целью обеспечение равенства граждан. Сейчас партия признает, чтосовременное общество базируется на общественном секторе, который осуществляетзаботу о бедных и страждущих. В программе партии говорится о необходимостиснижения подоходного и имущественного налогов, об уменьшении влияниягосударства на экономическую жизнь страны.
Произошедший в 1905году раскол в Венстре привел к образованию Радикальной Венстре (RadikaleVenstre) партия социал-либерального толка, которая выступала за максимальнуюсвободу личности, противодействие общественной и политической централизации,равный доступ к получению образования и работы, расширение жилищногостроительства за счет муниципализации части земельных участков. Во внешнейполитике партия выступает против участия в НАТО, за нейтралитет Дании.
Социал-демократическаяпартия Дании (Socialdemokratiet i Danmark) возникла как секция I Интернационалаи уже в 1884 году была представлена в парламенте. Партия достаточно частоменяет основные положения своей программы. Так, если в программе 1913 годаговорилось о марксизме, как теоретической базе программы партии, в 1945 году о«демократическом социализме», в 1977 году «конечной целью провозглашалосьосуществление общей собственности на средства производства, то в 1992 году впрограмме «Новый прогресс» термин «социализм» упоминается лишь в несколькихместах...». В вопросах внешней политики партия поддерживает членство Дании вНАТО и ЕС
Консервативная народнаяпартия (Konservative Folkeparty) или Хойре, как она называлась с моментаоснования в 1882 году до 1915 года выражает интересы крупного промышленногокапитала. В программе партии содержатся положения о невмешательстве государствав экономическую жизнь страны, осуществление социального обеспечения за счетсбережений граждан, много говорится о необходимости выработки принципиальноновой политики в эпоху информационного общества, которая сотрет грань междуработником и работодателем. Партия выступает за расширение сотрудничества сНАТО, увеличение военных расходов и т.д.
Социалистическаянародная партия (Socialistisk Folkeparti) была образована в 1959 году А.Ларсеном в результате объединения групп вышедших из Коммунистической партииДании и Социал-демократической партии. Позиция партии находится несколько левееСДПД. Она выступает за развитие демократических органов и народных организаций,за экономическую (производственную) демократию, обобществление средств массовойинформации, управление рынком на основе демократического планирования, занейтралитет страны (против членства в НАТО и ЕС).
Объединенный списокКрасно-зеленые (Enhedslistende rod-gronne), была создана в 1989 годуреформистским крылом Коммунистической партии Дании, Левыми социалистами (крайнелевые, отколовшиеся от СНП в 1967 г.) и троцкистской социалистической рабочейпартией. В программе партии содержатся положения о защите и расширениисоциальных гарантий, сокращение рабочей недели до 30 часов и создание новыхрабочих мест в государственном и самоуправляющемся секторе; увеличении налоговс лиц, получающих наибольшие доходы, за ограничение полномочий полиции ивведение свободного въезда для беженцев; против НАТО и тесной интеграции в ЕС.
Датской народной партии(Dansk Folkeparti) была создана в 1966 году и основная идея в ее программе –ограничение иммиграции в страну.
Христианская народнаяпартия (Kristeligt Folkeparti) была основана в 1970 году, добивалась принятиязаконов против абортов и порнографии. Партия выступает также за базированиеполитики на традиционных христианских ценностях, ответственность в управленииобществом и государством.
Кроме вышеперечисленныхпартий, ряд достаточно крупных партий в Фолькетинг не попали, в частности этоПравовой союз, Демократы центра, Партия прогресса.[13]
6. Права и свободы граждан
Хотя Евангелическаялютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковаяпользуется поддержкой государства, граждане имеют право учреждать религиозныеобъединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями, приусловии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали иобщественного порядка. Никто не может быть принужден делать частныепожертвования какой-либо иной церкви, помимо той, к которой он принадлежит.
Никому не может бытьотказано на основании его убеждений или происхождения в обладании полнымобъемом гражданских и политических прав, и никто не может по причинам указаннымуклоняться от соблюдения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей.
Свобода личностинеприкосновенна. Ни один подданный Дании не может быть каким-либо образом лишенсвободы на основании его политических или религиозных убеждений, а такжепроисхождения.
Жилище неприкосновенно,обыск жилища, арест и перлюстрация писем и других документов, равно какнарушение тайны почтовых и телеграфных отправлений и телефонных переговоров,могут иметь место только в соответствии с судебным приказом, если исключения изуказанного правила не установлены законом.
Право собственноститакже неприкосновенно. Никто не может быть принужден отказаться от своейсобственности, кроме тех случаев, когда того требует общественнаянеобходимость. Изъятие собственности по причине общественной необходимостидопускается только в порядке, установленном законом, при условии полнойкомпенсации собственникам.
Любое ограничениесвободного и равного доступа к предпринимательской деятельности, если толькооно не служит целям общественного блага, подлежит устранению государством.
В целях содействияобщественному благу государство должно предпринять усилия к тому, чтобы работабыла предоставлена каждому работоспособному гражданину на условиях,обеспечивающих его существование.
Любое лицо, неспособное содержать себя и лиц, находящихся на его иждивении, при условии, чтоникакое другое лицо не отвечает за его или их содержание, имеет право насоциальное вспомоществование, которое предоставляется, если соблюдаютсятребования, установленные в этом вопросе законом.
Все дети школьноговозраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители илиопекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых подопеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могутбыть принуждены отдать своих детей или детей, взятых под опеку, в начальныешколы.
Каждый имеет правосвободно высказывать свои мысли в печати, в письменной и устной форме, приусловии, что он может быть привлечен к ответственности по суду. Цензура и иныепредупредительные меры никогда не будут восстановлены.
Граждане имеют правосоздавать общественные объединения в любых законных целях без предварительногоуведомления.
Общественныеобъединения, применяющие насилие либо стремящиеся достичь своих целей насилием,призывающие к насилию либо навязывающие свои взгляды другим при помощи угрозынасилия, распускаются решением суда. Ни одно общественное объединение не можетбыть распущено каким-либо решением правительства.
Граждане имеют правопроводить собрания без предварительного разрешения, если они невооружены.Полиция имеет право присутствовать на публичных собраниях. Уличные собраниямогут быть запрещены, если они представляют угрозу общественному порядку.
В случае восстанийвооруженные силы, если только они не были подвергнуты нападению, могутприменить силу только при условии, если трижды выдвигались именем Короля изакона требования разойтись, но толпа этим требованиям не подчинилась.
Каждый взрослыймужчина, способный носить оружие, должен лично исполнять долг по защите своейстраны в соответствии с требованиями, установленными законом.
Любые привилегии,которые в соответствии с законодательством связаны с аристократическимпроисхождением, титулом или званием, должны быть упразднены. В будущем недопускаются создание феодальных ленных владений и применение ограничительногопорядка наследования движимой и недвижимой собственности только по мужскойлинии.[14]
Заключение
Государственноеустройство. Дания – наследственная конституционная монархия. В стране действуетконституция, принятая в 1953. Исполнительная власть принадлежит королю, и онреализует ее через кабинет министров в составе 21 члена во главе спремьер-министром. Правительство несет ответственность перед парламентом.Законодательная власть осуществляется совместно королем и однопалатнымпарламентом – Фолькетингом, в состав которого входят не более 179 депутатов.135 депутатов избираются на основе пропорционального представительства от 23избирательных округов. 40 членов парламента избираются по партийным спискам повсей стране для обеспечения представительства партий, которые достаточно широкофункционируют, но не имеют преобладающего влияния в отдельных округах. Крометого, два члена избираются от Фарерских о-вов и два – от Гренландии. С 1953любой партии достаточно всего 2% голосов, чтобы получить место в парламенте.Тем самым обеспечивается представительство всех партий. Депутаты должны бытьдатскими гражданами старше 18 лет, постоянно проживающими в стране. Фолькетингпереизбирается каждые 4 года, однако король (с 1972 – королева Маргрете II)имеет право распустить этот орган в любое время. Фолькетинг утверждаетгосударственный бюджет и контролирует выполнение законов. Эти функцииосуществляются через постоянные комитеты, в которых представлены все партии.
Министры несут личнуюответственность за деятельность своих министерств. Правительство должнорасполагать поддержкой большинства членов Фолькетинга. Ни одна партия напротяжении многих лет не имела большинства в Фолькетинге, поэтому правительстваформировались на коалиционной основе. Министры могут участвовать в обсуждениизаконодательных проблем, но, не будучи членами Фолькетинга, не имеют праваголоса. Кабинет министров вместе с королевой образуют Государственный совет, накотором решаются все вопросы управления и политики. При этом особо важную рольиграют министры иностранных дел и финансов. Два специальных уполномоченныхФолькетинга, или омбудсмана (ombudsman), контролируют деятельность гражданскойи военной администрации, следят за выполнением законов и рассматривают жалобыграждан.
Список использованных источников
1. Сизько И.А Конституционное правозарубежных стран [Текст]: Учебно-практическое пособие/ И.А.Сизько, Н.М. Чепурнова — М.: МЭСИ, 2007
2. Исаев М. А. Основыконституционного права Дании [Текст]/М.А. Исаев — М.: Муравей, 2002.
3. Конституции государств Европы[Текст] – М.: Издательство НОРМА, 2001 г.
4. Конституционное право зарубежныхстран[Текст]: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН,проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо ид. ю. н., проф. Л. М. Энтина. —М.: Норма, 2004.
5. Дания: анализ избирательногозаконодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов и правчеловека[Электронный ресурс]//http://www.cmdp-kvorum.org/democratic-process/67
6. Болдырева, Е.Л. Политическая системастран Северной Европы [Электронный документ] –www.gf-sut.ru/student/doc/boldyreva1.doc


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Одорология в доказывании преступлений
Реферат Нравственное сознание, отношение и поведение
Реферат Арсений Маркевич организатор краеведческого движения в Крыму
Реферат Банковская деятельность в России
Реферат Аржанов, Пётр Михайлович
Реферат Історія оун-упа: події, факти, документи, коментарі фіров П. Т. історія оун-упа: події, факти, документи, коментарі
Реферат Sir Arthur Conan Doyle Essay Research Paper
Реферат Расчет экономической эффективности внедрения новой техники в сфере ее эксплуатации на руднике 1РУ в 2007 г.
Реферат Проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности России
Реферат [по имени амер физика И. А. Раби (I. I. Rabi)], резонансный метод исследования магн моментов ядер, атомов и молекул и внутримол
Реферат Ты и твоё имя
Реферат Jackie Robinson Essay Research Paper In 1947
Реферат Страховые компании и пенсионные фонды на рынке ценных бумаг: международный опыт и российская практика
Реферат Планирование и анализ инвестиционной деятельности предприятия
Реферат Археологический музей Ираклиона