Реферат по предмету "Религия"


Происхождение мира и человека у древних народов

Сравнениепроисхождениямира и человекау древних народови их жертвоприношения

Индия

«ТотмногосильныйБрама, откудате пять дхату.Горы, следуетзнать, — егокости, земля— тук и мясо,
Егокровь — океаны, пространство— чрево,
Ветер— его дыханье, сила — огонь, потоки — жилы,
Агни, Сома, Солнцеи Месяц слывутего глазами,
Небовверху — голова, его стопы —обитель земная, его руки — сторонысвета.
Несомненно, труднопостижим, труднопознаваемдаже для совершенныхАтман,
Онславится, какбесконечныйвладыка Вишну.
Атмандуши всех существ, труднопостижимдля несовершенныхдухом, Для бытиявсех существон произвелличное начало.
Отнего произошлавселенная, онем я тобою былспрошен».

Вэтом отрывкеМахабхаратыта индоевропейскаякосмогоническаяоснова, котораяв той или инойстепени вошлав мифологическиепредставлениямногих народовЕвропы» особенноэто касаетсягерманских, кельтских иславянскихплемен. «ВсеобъемлющийБрама, из Ведсостоящий»возник избожественноголотоса, которыйсоздал «СамосущийАкаши», сотворившийдо этого воду,— она породиладве другиестихии — огоньи воздух, из ихсочетанияродилась четвертаястихия — земля.Но и Акаши небыл первотворцом— до него, былрожден Аханкара, отцом его являлсяМахан, которого, в свою очередь, породил Акьята— изначальныйбог индийскогопантеона.
Мир, Вселенная, попредставлениюиндоевропейскихнародов, этоизначальныйБог, имеющийантропоморфныечерты, а значит, зеркально, создавая человекапо подобиюбожьему демиургиспользуеттот же материал, то есть «космические»части своегособственноготела.

Кельты

Согласноваллийскойтрадиции телочеловека состоялоиз девяти частей.В комментарияхк книге «наследиекельтов» братьевРис написано:«С другой стороны, в одном ирландскомтрактате сохранилсяшироко распространенныймиф, что Адамбыл сделан извосьми частей— его плотьбыла из земли, кровь из моря, лицо из солнечногосвета, мыслииз облаков, дыхание изветра, костииз камней, душаот СвятогоДуха, его благочестие— от Света Мира.Эта тема встречаетсятакже в «Книгезахватов Ирландии», однако тамговорится, чтоголова, грудь, живот и ногиАдама были, соответственноиз земли разныхстран, а егокровь, дыхание, сердце и душа, соответственно, из воды, воздуха, огня и дыханиябога». Любопытнаяинверсия этогосюжета о происхождениичеловека наблюдаетсяв германо-скандинавскоймифологии осоздании мираиз первочеловека.Н.С. Широковапишет: «Классическимобразом мифао вечном сотворениии разрушениивселеннойявляются космогонияи эсхатология, составляющиеважный компонентгермано-скандинавскоймифологии. Тамсодержитсяпредставлениеоб этом аморфном, хаотическомсостояниивселенной передначалом космогонии.В начале временне существовалони земли, нинеба, ни моря, а лишь одназияющая бездна— посрединемежду североми югом. В сотворениимира принимаютучастие и природныестихии, и борющиесямежду собойантропоморфныеобразы. Лед илииней с севераи искры с югасмешиваютсяв изначальнойбездне, и вобразовавшейсятаким образоматмосферетеплоты рождаетсявеликан Имир.Первые богиОдин, Вилли иBeубивают Имираи из его теласоздают мир».
Воткак это описанов Младшей Эдде:«Сказал тогдаГанглери: «Зачто же принималисьтогда сыновьяБора, если онибыли, как тыдумаешь, богами?»Высокий сказал:«Есть тут, о чемповедать. Онивзяли Имира, бросили в самуюглубь мировойБездны и сделалииз него землю, а из крови его— море и всеводы. Сама жеземля быласделана изплоти его, горыже из костей, валуны и камни— из переднихи коренных егозубов и осколковкостей». Тогдамолвил равновысокий:«Из крови, чтовытекла из ранего, сделалиони океан изаключили внего землю.
Иокружил океанвсю землю кольцом, и кажется людям, что беспределентот океан инельзя егопереплыть».Тогда молвилТретий: «Взялиони и череп егои сделали небосвод.И укрепили егонад землей, загнув кверхуее четыре угла, а под каждыйугол посадилипо карлику. Ихпрозвали так: Восточный, Западный, Северныйи Южный. Потомони взяли сверкающиеискры, что леталикругом, вырвавшисьиз Муспелльсхейма, и прикрепилиих в серединунеба МировойБездны, дабыони освещалинебо и землю.Они дали местовсякой искорке: одни укрепилина небе, другиеже пустилилетать в поднебесье, но и этим назначилисвое место иуготовили путь.И говорят встаринныхпреданиях, чтос той поры иведется счетдням и годам, как сказаноо том в „Прорицаниивельвы“:

Солнцене ведало, гдеего дом, звездыне ведали, гдеим сиять, месяцне ведал мощисвоей.
Такбыло раньше».

Помнению рядаспециалистов, в кельтскоймифологиипрактическисовсем отсутствуютданные о космогоническихи схатологическихпредставлениях.Однако во многихмоментах кельтскаяи германскаямифологияблизки. С.В. Шкунаевсчитает, чтопричиной того, что у германскихнародов сохранилисьосновные языческиемифы, являетсяотсутствиеу них корпоративноорганизованногожречества, вотличие откельтов, в мифологиикоторых отсутствуеткосмогонияи эсхатологияименно потому, что учение обэтих предметахбыло прерогативойдруидов, которыевне касты своимизнаниями неделились. Сэтим суждениемможно поспорить, если вспомнитьиндийскуюмифологию, коейне помешалоэти мифы сохранитьпри наличиине менее корпоративногобрахманства.К тому же скандинавскаямифология вомногом моглавоспринятькельтскуюмифологиюблагодарямногочисленными длительнымконтактам этихнародов. Неследует забывать, что расцветскандинавскогоискусствапришелся наконец эпохивикингов послезавоеванияИрландии Викинги, к примеру, позаимствовалии освоили ирландскоедекоративноеискусство,«практическисоздав новыйего стиль.Литературныедостижениядвух народовпредставляютсяеще болеепоразительными.Север поделилсясвоей эпическойпоэзией взаменна ирландскуюформу прозаическогоповествования, ставшей формойисландскихсаг» Далее Дж.Каппер утверждает:«Нигде кельтскийдух не был стольсилен, как средисамых раннихпоселенцевна самой родинесаг, в отдаленнойнорвежскойпровинции вИсландии».
Вместес тем в кельтскоймифологии, каквпрочем, и вславянской, сохранилиськак мифы опроисхождениичеловека, таки отзвуки космогониии эсхатологии.М.Л. Сжостедточно заметила, что в то времякак другиенароды историческипереосмысливалисвои мифы, ирландцы, наоборот, мифическипереосмысливалисвои историюи даже географию.В не меньшейстепени этоотносится кславянскоймифологии. Незря может бытьи в ирландскихсагах, и в русскихбылинах стольтесно переплетенымифологическиепредставленияс реальнойисторией. Издесь, в подобныхпроизведениях, многие космогоническиезнания попростузашифрованы.
Ирландскаятрадиция ничегоне говорит отом, в какомсостояниинаходилсяостров до того, как на нем появилисьлюди. Первымчеловеческимсуществом, появившимсяв Ирландии, оказаласьженщина Кессайр, прибывшая тудасо своими спутникамиеще до ВсемирногоПотопа и которыеутонули вовремя него. Вживых осталсятолько одиниз спутников— Финтан, которомусуждено былостать своеобразнымхранителеми наблюдателемпоследующихсобытий. Переживпотоп и пройдяряд чудесныхпревращенийв различныхживотных, Финтанжил так долго, что стал свидетелемвсех последующихнашествий изавоеванийИрландии и, вконце концов, даже принялверу Христа.Будучи друидом, он долгое времябыл нем, хранятайну происхождениямира. В саге«Видения Фингена»женщина изДругого Мираперечисляетчудеса, которымиотмечена ночьрождения будущегокороля КоннаСта Битв: «Чтоже это за чудоеще, — спросилФин-ген. — А вотчто, — ответилаженщина. — Финтан, сын Бохра, сынаНоя, сына Этиара, сына Нуайла, сына Амда, сынаКаина, сынаНоя, что даромблагородногокороля сделалсявеличайшимв мире мудрецом.Был бессловесенон — не хорошабыла его речь, хоть и мог онговорить — вчас, когда услышалгул потопа усклона горыОйлифот. Нагребне волныперенесло егона юго-западИрландии. Сделалсяон нем, и лежал, погруженныйв сон, пока потоппокрывал землю.Воистину безмолвенон был с тойпоры и доныне.Оттого-то искрыта былаправда об Ирландии, ее деяниях, пророчествах, старине и законах.Лишь один Финтанпережил потоп, и ныне ночьюнаслал на негоГосподь духСамуила — пророкав облике юноши.Опустилисьна губы Финтанасолнечные лучи, и три углубленияпоявилось унего на затылке, отчего семьдаров красноречияи семь цепочекпримет егоязык. Так открыласьэтой ночьюстарина и былыедеяния, отчегои говорится»уж лучше молчание, чем пустыеречи"».
Финтанне только сохранилпамять обо всехволнах чудесныхпереселенцев, коих было четыре, но и поведалобо всех ихпреобразованияхна острове, которые напоминалидействия скореене людей, адемиургов.
Однакоесть и другаяверсия появленияпервой женщиныв Ирландии. Вотчто пишут поэтому поводубратья Рис:«Согласно нынеутраченной, но более раннейрукописи —Книге ДруимСнехта — имяпервой женщины, поселившейсяв Ирландии допотопа, былане Кессар, аБанба, и она, ставшая затемодним из этнонимовострова, ассоциироваласьне с водой, а сземлей, поднявшейсяиз воды, отсюдаодно из поэтическихобозначенийИрландии —«Остров Банбы— женщин». Банбеудалось пережитьпотоп на вершинеТул Туинде,«куда не моглидостать волны», и она навсегдаосталась наострове, чтобы, встретив сыновейМиля, объявитьим, что она старшеНоя. Тул Туанде, таким образом, напоминаетнам о первохолмевосточнойкосмогонии, первой земле, возникшей извод хаоса. Инымисловами, первоженщинав Ирландскойтрадициисимволизируетодновременноводу и землю, и оба эти первоэлементаперсонифицированыдалее в образахмужа Кессайр, Финтана, сына«океана», ееотца, чье имябуквальноозначает «мир».
Послепотопа первойпоявляетсяв Ирландии расаПарталона. А.Ван Хамельсчитал егобогом — покровителемрастительности.
Ф.Леру и X. Гюйонваркотносят Парталонак числу творцовили мифическихпредков. Имследует и Н. С.Широкова: «Вкачестве бога— Творца илимифическогопредка Парталонвыводит мириз хаоса. Принем земля мало-помалуначинает обретатьсегодняшнийприродныйоблик, он создаетозера, реки, равнины. Онзакладываетосновы экономикии цивилизации, распахиваетновь, изобретаетрыбную ловлю, охоту, земледелиеи скотоводство.При нем строитсяпервое жилищеи первая «гостиница», делается первыйкотелок и появляетсяумение варитьпиво.
Парталонокружает себяпервыми друидами, первыми поэтамии первыми воинами».При нем же произошлаи первая битвас фоморами —мифологическимисуществами, представляющимив ирландскойкосмогониидемонические, темные силы, тесно связанныес морем. БратьяРис считают, что фоморы —это значит«подводные».Их демоническаядьявольскаясущность выраженав одноглазостии одноногостии однорукости, что часто характернои для славянскоймифологии, когда речь идето нечистойсиле.
БратьяРис замечательнопроанализировали, как волны новыхпоселенцевпреображалиИрландию: «Сточки зрениямифологической, ничто по-настоящемуне существует, пока оно не«оформлено», не «определено»и не названо, вот почему втех фрагментах«Книги захватовИрландии», гдерассказываетсяо возникновенииособенностейрельефа, обустановленииграниц и названиичастей острова, безусловно, просматриваютсяважные частикосмогоническогомифа. КогдаПартолон прибылв Ирландию, тамбыло толькотри озера идевять рек. Ещесемь озер возниклиуже при нем, другие четыре— во временаНемеда, а ещетри — при Племенахбогини ДануКак правило, озера появлялисьтам, где рылимогилу дляпогребениятого или иногоперсонажа, ивозникшееозеро, естественно, получало затемего имя. Другойповторяющийсямотив становлениярельефа — расчистказемель. Так, Парталон расчистилчетыре долины, Немед двенадцатьи т. д.
«ВКниге захватов»говорится, чтокогда Парталонвысадился наострове, тамбыла толькоодна древняядолина подназваниемЭльта, расчистилее сам Бог-Творец, и в ней не рослони деревца, никуста. Все повестио «захватах»пронизанымотивами овозникновениии названии рек, холмов, долин, озер и мысов— так обретаетсвой обликземля, храняпамять о техгероях, которыежили и умерлина ней и нашлив ее недрахпоследнеепристанище».В славянскоймифологиитворцом различныхвидов рельефавыступаетсатана.
Ачто же с идеейконца мира, свойственноймногим индоевропейскимнародам? У Страбонана эту темуесть следующийпассаж: «нетолько друиды, но и другиеутверждают, что души и вселеннаянеразрушимы; но все же, в конечномсчете, огоньи вода одержатверх над ними».
Всаге «Битвапри Маг Туиред»богиня войныБадб предрекаетконец света:«А потом предреклаона конец светаи всякое зло, что случитсяв ту пору, каждуюместь и болезнь.Вот как пелаона:

«Неувижу я света, что мил мне.Весна без цветов,
Скотинабез молока,
Женщиныбез стыда,
Мужибез отваги,
Пленникибез короля...
Лесабез желудей,
Моребесплодное,
Лживыйсуд старцев,
Неправыеречи брегонов,
Станеткаждый предателем,
Каждыймальчик грабителем,
Сынвозляжет наложе отца,
Зятемдругого тогдастанет каждый...
Дурныевремена,
Сынобманет отца,
Дочьобманет мать»».

Всета же индоевропейскаякосмогоническаяидея о гибелии возрожденииВселенной.Только в кельтскомварианте овозрождениимира нет прямыхсвидетельств, если не считатьирландскиесаги, где насмену однимзавоевателямэтого сакральногоострова приходятдругие, причемв качествеочередныхзавоевателейвыступают боги.
Конечно, имея дело толькос теми мифологическимиисточниками, которые былисозданы вхристианскиевремена, достаточнотрудно воссоздатьв целостномвиде космогоническиепредставлениякельтов, однакосовершенноочевидно, чтоони восходятк древнейшиминдоевропейскимпредставлениеми являютсяодним из наиболееархаичныхпредставленийв Европе, каквпрочем, иславянские.
Здесьважен принциптакой мифологическойинверсии: Бог— человек. Играницей, зеркаломэтой инверсииявляется самаЗемля. Есличасти Бога этоземные стихиии первоэлементы, составляющиеземлю: земля, вода, огонь, воздух, то ичеловек сотворениз этих же элементов.И именно отсюдаидея бессмертнойдуши и слияниятела с божественнойЗемлей, длядальнейшейреинкарнации, перерождениив новом качестве.Отсюда огонькак божественныйпосредник дляперехода в иноймир, огонь, позволяющийбыстрей покинутьбренное телодля соединенияс Богом дляпоследующегорождения вновом качестве.Именно эта идеяобъединяетразноэтническийкельтский мир, в котором славянезанимали своедостойноеместо.

Славяне

Славянскаямифология опроисхождениичеловека даетпрактическиидентичнуюкартину с кельтской.Вот что пишетА.Н. Афанасьевв работе «Языческиепредания обострове Буяне»:«По единогласномусвидетельствународного стихао Голубинойкниге и азбуковников, тело человеческоесоздано былоот земли, волосаот травы, жилыот корней, кровьот морскойводы, кости откамени, лыханиеот ветра, мыслиот облак, очиот солнца, душувложил самБог».
ВБеседе трехсвятителей— одного ихапокрифов, известном вДревней Русиуже с XI в., сказано, что Адам былсотворен извосьми частей:«1) от земли взятотело, 2) от камня— кости, 3) отКрасного моря— кровь, 4) от солнца— глаза, 5) отоблаков — мысли,6) от дыхания —волосы, 7) от света— душа, 8) самГосподь вдохнулв него душу идал власть надвсем видимыми невидимымв водах и в горах, на земле и нанебе». Как видите, приведенныйвыше древнеирландскийтекст практическисовпадает столько чтоприведенными совершенноясно, что в данномслучае основаодна — индоевропейскаятрадиция, освященнаяв начале этойглавы цитатойиз Махабхараты.
Обратимсятеперь к другойкниге замечательногоисследователяА.Н. Афанасьева«Поэтическиевоззренияславян на природу», где приведеныи проанализированымногочисленныепредания осотворениимира. «Преданияо сотворениимира, живущиев устах русскогонарода, обставленытакими подробностями, которые, несомненно, принадлежатглубокой древности.В книге Терещенкопредание этозаписано втакой форме:«В начале светаблаговолилБог выдвинутьземлю. Он позвалчерта, велелему нырнутьв бездну водяную, чтобы достатьоттуда горстьземли и принестьему. Ладно, думаетсатана, я самсделаю такуюже землю! Оннырнул, досталв руку землии набил ею свойрот. ПринесБогу и отдает, а сам не произноситни слова… Господькуда ни броситземлю — онавдруг являетсятакая ровная-ровная, что на одномконце станешь,— то на другомвсе видно, чтоделается наземле. Сатанасмотрит… хотелчто-то сказатьи поперхнулся.Бог спросил, чего он хочет.Черт закашлялсяи побежал отиспугу. Тогдагром и молнияпоражали бегущегосатану, и онгде приляжет— там выдвинутсяпригорки игорки, где кашлянет— там выраститгора, где прискачет— там высунетсяподнебеснаягора. И так бегаяпо всей земле, он изрыл ее, наделал пригорков, горок, гор ипревысокихгор». Такоетворение землинарод на своемэпическом языкеназвал сеяньем.«Взял Бог песчиночкуи насеял всюземлю с травами, лесами и всякимиугодьями». Врусских преданиях, в которых зачастуюперемешаныхристианскиеи языческиепредставления, создателямиземли, как правило, являются и Боги дьявол. Многиеисследователисвязывают этотфакт с богомильскойересью, однакои в славянскомязычествесуществуетпротивопоставлениеБелобога иЧернобога. Новернемся кАфанасьеву.
«ВГалиции рассказывают, что в началевеков былотолько небода море, по морюплавал Бог влодке и встретилбольшую, густуюпену, в которойлежал черт.«Кто ты?» — спросилего Господь.«Возьми меняк себе в лодку, тогда скажу».— «Ну, ступай!»— сказал Господьи вслед за темпослышалсяответ: «Я черт!»Молча поплылиони дальше.Черт началговорить: «Хорошо, если б былатвердая земляи было бы гдеотдохнуть нам».— «Будет! — отвечалБог. — Опустисьна дно морское, набери там воимя мое горстьпеску и принеси, я из него сделаюземлю». Чертопустился, набрал пескув обе горстии примолвил:«Беру тебя воимя мое!» Нокогда вышелна поверхностьводы, — в горстяхне осталосьни зернышка.Он погрузилсяснова, набралпеску во имяБожие, и когдаворотился —песку у негоосталось толькоза ногтями. Богвзял этот песок, посыпал по водеи сотворилземлю не большеи не меньше, как скольконужно, чтобыим обоим улечься.Они легли рядом— Бог к востоку, а черт к западу.Когда чертупоказалось, что Бог заснул, нечистый сталтолкать его, чтобы он упалв море и потонул, но земля тотчасдалеко раскинуласьк востоку. Увидяэто, дьяволначал толкатьБога к западу, а потом к югуи северу, вовсе эти стороныземля раздаваласьшироко и далеко.Потом Бог встали пошел на небо, а черт по пятамза ним, услышал, что ангелыславили Богав песнях, и захотелсоздать себестолько жеподчиненныхдухов, для этогообмыл свое лицои руки водою, брызнул еюназад от себя— и сотворилстолько чертей, что ангеламне достало ужеместа на небесах.Бог приказалИлье-Громовникунапустить наних гром и молнию.Илья гремели стрелял молниями, сорок дней иночей лил дождь, и вместе с великимдождем попадалис неба и всечерти, еще досего дня многиеиз них блуждаютпо поднебесьюсветлыми огонькамии только теперьдостигают доземли».
Авот преданиезаонежан: «Подосюльскомуокиян-морюплавало двагоголя, первыйбел гоголь, адругой черенгоголь. И тымидвумя гоголямиплавали самГосподь вседержительи сатана. Побожию повелению, по Богородициномублагословению, сатана выздынулсо дня синегоморя горстьземли. Из тоягорсти Господьсотворил ровныеместа и путистыеполя, а сатанапонаделалнепроходимыхпропастей, щильев и высокихгор. И ударилГосподь молотком и создалсвое воинство, и пошла междуними великаявойна. Поначалуодолевала былорать сатаны, но под конецвзяла верх силанебесная. Исверзил Михайла-архангелс небеси сатаниновоинство, ипопадало онона землю в разныеместа, отчегои появилисьводяные, лешийи домовые».
Подобноеже преданиенаходим вапокрифическойлитературе, а именно в статье, озаглавленной«Свиток божественныхкниг». Хотястатья этаизвестна намв позднейшихи отчасти попорченныхсписках, но безсомнения —происхождениеее весьма древнее, в ней заметныследы богомильскогоучения и некоторыепередаваемыеею подробностивстречаютсяв рукописяхXV и XVI столетий.До сотворениямира, сказанов «Свитке», сидел ГосподьСаваоф в трехкаморах навоздусех, и былсвет от лицаего семьдесят— седмерицеюсветлее светасего, ризы егобыли белееснегу, светозарнеесолнца. Не былотогда ни неба, ни земли, ниморя, ни облаков, ни звезд, низари, не былони дней, ни ночей.И рече Господьбуди небо хрустальноеи буди заря, иоблаки, и звезды! И ветры дунулиз недр своих, и рай насадилна востоце, исам Господьвозсел на восто-цев лепоте славысвоей, а гром-гласГосподень, вколесницеогненной утвержден, а молния — словоГосподне, изуст Божьихисходит. Потомсоздал ГосподьТивериадскоеморе, безбрежное,«и сниде наморе по воздуху…и в виде на морегоголя плавающа, а той есть рекомыйсатана — заплелсяв тине морской.И рече ГосподьСатанаилу, акине ведая его:«Ты кто еси зачеловек?» И речеему сатана: «Азесмь бог.» — «Амене како нарещи».Отвечав жесатана: «Ты богбогом и господьгосподем». Ащебы сатана нерек Господутак, тут же бысокрушил егоГосподь на мореТивериадском.И рече ГосподьСатанаилу:«Понырни в мореи вынеси мнепеску и камень».И взяв Господьпеску и камень, и разсея поморю и глаголя:«Буди землятолста и пространна!»Затем взялГосподь камень, преломил надвое, и из одной половиныот ударов Божьегожезла вылетелидухи чистые, из другой жеполовины набилсатана бесчисленнуюсилу бесовскую.Но
Михаил-архангелнизверг егосо всеми бесамис высокогонеба. СозданнаяБогом землябыла утвержденана тридцатитрех китах».
Западнославянскиепредставленияо происхожденииземли разнятсяот восточнославянскихи по духу ближек представлениямкельтов.
«Похорутанскомуверованию, земля ВолеюБожией вышлаиз морскойбездны, в которойдо начала мирабыла погруженавместе с солнцем, месяцем, звездами, молнией и ветрами, первая показаласьиз воды высокаягора Триглав, самая жизньна земле зародиласьс той минуты, когда внутриее загорелсяогонь, то естькогда лучивесеннегосолнца согрелимерзлую землюи пробудилив ней силуплодородия.У карпатскихрусинов существуетверование, чтовселеннуюсозидали царь— огонь и царица— вода, то естьмолния и дождь, небесный огоньсолнца и живаявода весеннихразливов, асербская песняпредставляетмолнию силою, господствующуюнад всем мироми все в немустрояющейона делит мири раздает дары— Богу небеснуювысь, св. Петру— летний зной, Иоанну-Крестителю— зимний холод, Николаю-угоднику— воды, Илье-пророку— громовыестрелы. Замечательно, что слово творитьуказывает наводу, как насущественныйэлемент творчества, датское tvore— разводить, размешиватьчто-либо сухоес влажным, исландскоеthvari— тесто, русскоетворилка —квашня, раствор— смесь жидкостис чем-нибудьсухим или однойжидкости сдругой, творогупотребляетсяв смысле мягкойгрязи.
Народноепредание относитсоздание мирак первому весеннемумесяцу — марту, название которогоговорит о времени, посвященномуМарсу, — богу-громовнику, победителюдемоническихратей. Во всехмифологияхбожество весеннихгроз, как оплодотворительземли и подательурожаев, наделяетсятворческоюсилою, от егодыхания произошливетры, от егоглаголов —громы, от слез— дожди, от густыхволос — облакаи тучи». Будучимонотеистами, славяне и кельтыимели вместес тем огромноеколичествобогов, выполняющихразличныефункции, которыетак или иначесвязывалисьс человеческойдеятельностью.Поскольку мирбыл созданодним богомиз собственноготела, а человекиз частей землипо образу этогобога, казалосьбы, зачем нужныпосредникив виде болеемелких богов? Вместе с теммногообразиеприродныхявлений ичеловеческойдеятельностинуждалось вболее мелких«управителях»и «покровителях».Чем сложнеестановилисьобщественныеотношения, тембольшее количествобогов появлялосьв национальномпантеоне.
Любопытно, что финскаякосмогонияразвиваетпрактическиту же идею, чтои космогонияскандинавови славян. «Изначальнообитала в воздушнойобласти деваИльматр — буквальнодочь воздуха, однажды спустиласьона с эфирныхвысот на море, и вот подняласьбуря, моревзволновалось, Ильматр зачалав утробе своейсына от ветраи носилась поморской поверхностировно семьсотлет, наконецчудному ребенкунадоело заключение, и он сам проложилсебе дорогуиз чрева матери, это был Вейнемей-нен— бог, обладающийдаром могучихчародейскихпесен. Подобносветлому богурусского народногопредания, онплавает поволнам первобытногоморя и пениемсвоим, то естьгромовым словоми звуками завывающейбури, творитострова, мысы, заливы и подводныекамни.
Затемприлетаеторлица, соответствующаяголубям карпатскойколядки, садитсяна коленаВейнемейненаи несет яйца, из которыхпотом созданыбыли солнце, луна и звезды.Орел — олицетворениегрозовой бури, из-за разбитыхмолниями ирассеянныхветрами тучон выводиткруговидныесветила, которыена метафорическомязыке уподоблялисьзолотым яйцам, снесенныммифическоюптицею».
Мифология, как правило, оперируетразными попыткамибога создатьчеловека. Так, в Ирландии былонесколько волнпереселенцев, и судя по темсвойствам этихжителей, каждаяраса создаваласьбогом разнымиспособами ииз разногоматериала. Вотчто пишет Афанасьев:«Созданиепервого человекамиф ставит втеснейшую связьс преданиямио происхожденииогня. Как наземле огоньдобывался черезтрение одногополена, вставленногов отверстиедругого, таки на небе бог-громовниксверлит гигантскоедерево-тучусвоей остройпалицей, и отэтого сверленияона чреватеети рождает малюткумолнию. Древнемучеловеку, которыйв громовойпалице узнавалдетородныйчлен бога-оплодотворителяземной природы, естественнобыло это представлениео происхожденииогня и молниисблизить сактом соитияи зарождениямладенца, темболее, что самаяжизнь, одушевляющаячеловека, понималаськак возженноепламя. Священныепесни Вед вдобытом трениемогне видят плодсупружескогосоединенияобрубков дерева, из которых одинпредставляетвоспринимающуюжену, а другой— воздействующегомужа, масло же, которым ихумащали, называютплотским семенем.Отсюда возниклимифическиесказания, во-первых, что душа новорожденногонисходит наземлю в молнии, и во-вторых, что первая четалюдей созданабогами из дерева».
Существуети другая мифологическаяверсия: «Мифо происхождениирода человеческогоиз камней водной из нашихстаринныхрукописейсоединяетсяс верованиемславян в Рода, имя которогов памятникахпостоянноставится рядомс роженицами, вещими предсказательницамисудьбы новорожденногои помощницамив родах. Вотэто любопытноесвидетельство:«Вседержитель, иже един бессмертени непогибающихтворец, дунубо ему на лицедух жизни, ибысть человекв душу живу: тоти не Род седяна вздусе, мечетьна землю груды— ив том рождаютсядети… Всем боесть творецБог, а не Род».Род, мечущийс неба груды— камни, напоминаетобщеарийскоепредставлениео боге-громовнике, который разбиваетоблачные скалы, бросая в нихмолниеносныммолотом».
Естьи еще одна версия.По известномусвидетельствуНесторовойлетописи, волхв, рассказываяо происхождениирода человеческого, утверждает, что вспотевшийот мытья в банеБог обронилна землю каплипота, из которогодьявол сотворилчеловека, а Богвдохнул в негодушу.
Представлениякельтов и славяно происхождениимира и человекаудивительноблизки. Скореевсего это непотому, чтоодин народповлиял надругой. Здесьнет учителейи учеников.Похоже, это тотслучай, когдаоба народапронесли этидревнейшиеиндоевропейскиезнания сквозьчереду векови, возможно, именно этизнания позволилиим хорошо понятьдруг другапосле того, какпройдя многовековоесамостоятельноеразвитие, этидва народавстретилисьвновь.
Темыкосмогониии происхождениячеловека незря сведеныв общую главу, поскольку вцепочке Бог— Вселенная— Земля — Человек, не только естьобратная связь, но, что всеговажнее, с двухсторон этойцепочки стоятсущества, имеющиепохожий облик.Венец творения— человек, замыкаетсобой цепьтворений демиурга, по образу иподобию которогоон создан, азначит в обязанностичеловека входитподдержаниеравновесияна земле, изчастей которойон создан. Отсюдастановитсяпонятен и смыслжертвоприношений, особенночеловеческих, которые у кельтови славян служилиименно этойглавной космическойцели — сохранениюмирового равновесия.Расчленениежертвы олицетворялособой созданиемира из частейбога, а различныеспособы умертвленияжертвы — посвященияее богам разныхстихий и функций.
--PAGE_BREAK--
Жертвоприношения

Жертвы, приносимыебогам, имеликолоссальноезначение врелигиознойжизни каждогонарода и служилине только вкачествеискупительнойжертвы илижертвы, приносимойдля испрошениямилости, но, впервую очередь, осуществлялинезримую сакральнуюсвязь человекас богом. И дляосуществленияэтой связинужны былиспециальныелюди, не толькообладающиеособыми изотерическимиспособностями, но и посвященныев эти мистическиетаинства иучастие которыхи даже руководствов этом важнейшемритуальномдействе былонеобходимов силу их уменияосуществлятьэту связь. Корочеговоря, тот, кто приносилжертву, долженбыл быть угоденбогам не менеечем сама жертва.
Именнопоэтому у многих, в том числе ииндоевропейскихнародов, возниклаособая жреческаякаста, в функциикоторой входилокак один изважнейшихфакторов руководствои проведениеразличныхжертвоприношений.В извечнойборьбе колдунови воинов, о которойуже говорилосьвыше, шла борьбаи за право совершатьнаиболее значимыеобщественныежертвоприношения, тем более, чтокак это быловидно из предыдущейглавы, самакосмогониямира была построенана жертвоприношении, совершенномбогами, котороечеловек, облеченныйвысшим знанием, просто копировал— ведь в человеческоммире это ещебыло нужно длясохранениямирового равновесия.
Поэтомудруиды, в неменьшейстепени, чтои волхвы, будучихранителямине только религиозныхтрадиций, нои древнегознания, придавалижертвоприношениямособый, сакральныйсмысл, будучине простопроводникамиволи богов, нов момент проведениясамого ритуаласами исполнялироль боговперед народом.
Стояперед жертвеннымалтарем, друидили волхв ощущалсебя демиургом, создающимзаново Вселеннуюи поддерживающимее равновесие.Это хорошовидно из анализакосмогоническихпредставленийславян и кельтов, приведенноговыше.
Возвращаяськ противостоянию«колдунов»и «воинов», необходимоотметить, что, видимо, не зряв воинственномРиме роль главныхучастниковжертвоприношенийстарались братьна себя именновоенные вожди, так же каквпоследствиив славянскоммире князья.Те, кто владеливластью гражданскойи военной, всегдастремилисьподчинить себеи власть духовную.
Приступимтеперь к сопоставлениюдвух системжертвоприношений— славянскойи кельтской.

Кельты

Ирландцы, принявшиехристианство, практическиизъяли из своихлегенд почтилюбое упоминаниео приношениибогам. Названиесамого жертвоприношения, тем не менее, осталось вкельтскомязыке. Это оченьдревнее слово, означающееназвание вазыс округлымоснованиеми использовавшеесядля принесенияжертв богам.У славян, кстатисказать, слово«чара», как разта самая вазас круглым основаниемимеет прямоеотношение кпринесениюжертв и гаданию, как и производныеот нее слова«чаровник»,«чаровать»,«очаровывать».
Естьеще один достоверныйисточник, показывающийследы жертвоприношенияконя, видимосуществовавшегоу кельтов. ГеральдКамбрийскийописываетритуал, который, как ему сообщили, все еще практиковалсяв одном из северныхкоролевствИрландии ивключал в себяжертвоприношениеконя. Выбранныйкороль символическисоединялсяс жертвеннымживотным, азатем купалсяв похлебке, сваренной изжертвенногоконя и пил этупохлебку. Этотобряд напоминаетиндийскоежертвоприношениеконя.
Существуетописаниежертвоприношениябыка, связанноес выборамикороля в саге«Болезнь Кухулина».«В то время онисобирались, чтобы выяснить, не смогут лиони найти человека, которого можнобыло бы назначитьверховнымкоролем. Посколькуим было неприятното, что вершинагосподстваи первенствав Ирландии, тоесть Тара, неподчинялисьвласти одногокороля… Воткороли, которыеприсутствовалина этом совещании: Медб и Айлиль, Курой и Тигер-нах, сын Лухе и Финд, сын Росса; онине спросилисовета у короляуладов, посколькузаключили союзпротив Ульстера, но они устроилипир быка, чтобызнать, кому имследует отдатькоролевскуювласть.
Пирбыка происходиттак: забивалибелого быка, один человекдолжен былнаесться егомяса и напитьсямясного отвараи затем уснуть, а четверо друидовпели над нимслова истины.Тот видел тогдаво сне человека, которого надлежаловозвести вкороли, — виделего внешность, его характер, манеры и тедела, которымион был занят.Когда человекпробудилсяот сна, то поведалкоролям о том, что видел молодоговоина, благородногои сильного, сдвумя краснымиперевязями, который сиделу ложа больногочеловека вЭмайн Махе ».То есть, в этомслучае, связьдруида с богомдля полученияинформациипо такому важномуповоду, каквыборы короля, осуществляласьчерез ритуальноепоедание мясаи бульона жертвенного
/>

животного.Более того, удруида устанавливаласьмагнетическаясвязь с претендентомна престол.
«Вовсех жертвенныхместах найденыкости животных.Вероятно, ихубивали и разрубалина части тутже, так как взаполненииям при анализахотмечаетсяприсутствиеорганическихвеществ, каксчитают исследователи, мяса и крови.Преобладаюткости домашнихживотных, режеоленя, медведя, волка, собаки.Волк и собакапо ирландскимсагам принадлежалимиру богов ив грядущейкатастрофевсе должнопогибнуть вборьбе с мировымволком». Излюбленнымживотным кельтовбыл кабан. Онолицетворялсилы природы, белый кабанявлялся символомдруидов, свининабыла обязательнапри ритуальнойеде. В сагаххороший король«без изъяна»уподоблялся«кабану, идущемуперед желудями».Охота на кабанав сагах приводитв подземныймир. Двойственноезначение имелконь — с однойстороны, он былсолнечнымсимволом изащитником, с другой, являлсяпроводникомв подземныймир и предвестникомсмерти. Как этопохоже на мифологиюславян — однаистория о смертиВещего Олегачего стоит.Вещи, которыесопровождалипокойника илижертву, кельты, как впрочем, и славяне, ритуально«убивали».
«Жертвенныевещи представленыобычными бытовымипредметами: сосуды, частоспециальноразбитые, каксимвол переходав другое состояниеи последующеговозрождения, бусы, браслеты, также разломанныеи разогнутые, фибулы, шейныегривны — торквесы, которым придавалосьособое сакральноезначение, мечи…Большую рольиграло копье.Друид мог обвестикопьем круги, воткнув остриев землю, вызватьводу… Особоеположениезанимал котел— символ изобилия, бессмертия, в нем вариласьпища богов, собираласькровь жертв, над ним даваласьприсяга в верности, и совершалсяобряд побратимства, при помощикотла гадали— рука невиновногоне должна былапострадатьв кипящей водекотла...» Но былии человеческиежертвоприношения.Именно онииграли главенствующуюроль в сохранениимирового равновесияи явились якобыглавной причинойфизическогоуничтожениядруидов римлянами.
Приведемклассическийпример из «Записоко галльскойвойне» ЮлияЦезаря: «Весьгалльский народочень приверженсвоим обрядам...»и далее «Люди, пораженныетяжкими болезнями, а также проводящиежизнь в войнеи других опасностях, приносят илидают обет принестичеловеческиежертвы, этиму них заведуютдруиды. Именногаллы думают, что бессмертныхбогов можноумилостивитьне иначе какпринесениемв жертву зачеловеческуюжизнь такжечеловеческойжизни. У нихзаведены дажеобщественныежертвоприношениясвоих соплеменников.Некоторыеплемена употребляютдля этой целиогромные чучела, сделанные изпрутьев, членыкоторых онинаполняютживыми людьми.Они поджигаютих снизу, и людисгорают в пламени.Но, по их мнению, еще угоднеебессмертнымбогам принесениев жертву попавшихсяв воровстве, грабеже илидругом тяжкомпреступлении, а когда такихлюдей не хватает, тогда они прибегаютк принесениюв жертву даженевинных». Мыеще вернемсяк этому важнейшемуописанию человеческихжертвоприношений, которые удивительнымобразом совпадаютс даннымиархеологическихраскопок вШумске, показывающимиследы подобногоритуала, видимо, существовавшегов Древней Руси, что подтверждаетсяи летописнымисвидетельствамимести княгиниОльги древлянскимпослам.
«Похоронывеликолепныи дорогостоящи,— отмечаетЦезарь. — Накостер в Галлии, как и в гомеровскойГреции, возлагалиразличноеимущество, скоти, в некоторыхслучаях, людей, которых любилпокойный».
Многиеантичные источникипоказываютнеобыкновеннуюжестокостькельтов, каквпоследствиивизантийские, жестокостьславян. Здесьважно показать, что человеческиежертвоприношениячасто бывалидобровольными, как у славян, так и у кельтов.
Обэтом обычаепишет и другойсовременникгалльскихтаинств — ПомпонийМела: «Преждеоткладывалиурегулированиесчетов и уплатудолгов до прибытияв другой мир, и находилисьлюди, которыепо собственнойволе бросалисьв погребальныекостры своихблизких, какесли бы хотелипродолжитьжить вместес ними». Вотеще примердобровольногожертвоприношения, существовавшегоу галлов. «Некоторыепри торжественномстечении всегонарода, получивсеребро илизолото, иликакое-то количествососудов с вином, торжественноосвидетельствовавдар, распределялиего между близкимии друзьями, затем ложилисьна щит, и стоящийрядом удароммеча перерезалим горло».
Человеческиежертвоприношения, связанные также с гаданием, описаны у ДиодораСицилийского:«Наконец ониприбегают кпомощи прорицателей, за которымипризнают большойавторитет. Этипрорицателипредсказываютбудущее, наблюдаяза птицами ипринося жертвы, и держат в подчинениисебе весь народ.Но особеннокогда они вопрошаютпредзнаменованияради каких-либокрупных выгод, то совершаютневообразимыйи странныйритуал. Посвятивчеловека богам, они ударяютего мечом вобласть диафрагмы, и когда жертвападает подударами, онипредсказываютбудущее, наблюдаяза его падением, движением егочленов и заистечениемкрови».
Похожеописываетчеловеческиежертвоприношенияи другой античныйисторик — Страбон:«Они наносиличеловеку, обреченномув жертву, ударв спину и гадалипо его судорогам.Однако они неприносили жертвбез друидов.Упоминаютсяеще и другогорода человеческиежертвоприношения, они расстреливалисвои жертвыиз лука, илираспинали ихв святилищах, или же сооружалиогромную статуюиз сена и дерева, затем бросалитуда скот ивсевозможныхдиких животных, а также людейи все это вместесжигали».
Кельтыне боялисьсмерти — поэтомуво многом ихс удовольствиемиспользовалив качественаемных воинов.Не ценя собственнуюжизнь, кто жестанет ценитьчужую, тем болеежертвоприношениекак бы очищалажертву от грехов, в особенности, если речь шлао преступниках.Ни тем же принципамразве следовалаинквизиция, сжигая ведьми еретиков? Икельтский воин, чтобы статьвоином, долженбыл не простоубить своеговрага, а совершитьс ним определенныйжертвенныйритуал.
«Изобразительноеискусствокельтов свидетельствуето распространенииу них культаотсеченнойголовы. О существованиитакого культасообщали иписьменныеисточники, изкоторых следует, что кельтыделали чашииз череповубитых врагов.Молодой кельт, чтобы попастьв сословиевсадников, должен былубить врага, его череп прикрепитьк седлу, а затемхранить егодома, или в месте, посвященномкульту мертвых.Голова считаласьсосредоточениемжизненной силы, символом человека
Вомногих культовыхсооруженияхкельтов находиличеловеческиечерепа, частичерепных коробоки разрозненныекости многихскелетов. Чащевсего скоплениячеловеческихкостей обнаруживаетсяв «шахтах» —расщелинахв скалах, гдежертвы скапливалисьна протяжениинесколькихстолетий периодагальштата илатена. Здесьсреди другихпредметов внекоторыхшахтах сосредоточенычерепа и коститридцати—пятидесятичеловек, ноцелые скелетывзрослых людейвстречаютсяредко… тогдакак скелетыдетей находятсяво многих местах.Положениекостей и сопровождающиеих вещи явноговорят о совершённыхжертвоприношениях».
А.Я.Гуревич сделалпопытку подревним ирландскимсагам вычленитьфрагментыритуала человеческогожертвоприношения.Так конунг Аунпринес в жертвусвоих сыновей, чтобы продлитьсебе жизнь; человека закапывалив землю «радиурожая»; приубийстве девочкиее несли к яме; после поединкабогов остаткитела побежденногоразбрасывалипо всей Ирландиидля благополучияи процветаниястраны. В сагахиногда говоритсяоб одноногом, одноруком, одноглазомчеловеке, чтов кельтскойтрадиции означаетпричастностьк потустороннемумиру. Пережиткичеловеческихжертвоприношенийпрослеживаютсяв играх, проводимыхв Британии вовремя традиционногоеще с кельтскихвремен праздникаI мая.
«Обольшом значении, которое кельтыпридавалирассечениюжертв, свидетельствуетсенсационноеоткрытие, сделанноев 1963 г. в районеДижона во Франции…Здесь в водеоколо святогоисточникалежало 190 деревянныхскульптур, закрытых сверхугалькой, веткамии соломой и, по-видимому, спрятанныхпри уничтожениикельтскогосвятилища, всередине I в.н. э. Среди скульптуресть две целыефигуры, одетыев плащ и тунику, но основнаямасса находокпредставленаспециальновыточеннымичастями тела, сделаннымив натуральнуювеличину: сорокголов человека,16 изделий изсоединенныхвместе 2-3 голов,14 частей торса,27 ног, 3 руки сладонями, атакже головыбыка и коня.Вероятно, вконце кельтскойцивилизациитакие изображениязаменяли приобрядах прежниекровавые жертвы».
Небыло болеетяжкого наказанияу кельтов, чемотлучение отжертвоприношения, о чем свидетельствует, так же как и околоссальномвлиянии друидовна обществоЮлий Цезарь:«Именно ониставят приговорыпочти по всемспорным делам, общественными частным, совершеноли преступлениеили убийство, идет ли тяжбао наследствеили о границах,— решают те жедруиды, они женазначаютнаграды и наказания, и если кто, будетли это частныйчеловек илиже целый народ— не подчинитсяих определению, то они отлучаютвиновного отжертвоприношения.Это у них самоетяжелое наказание.Кто таким образомотлучен, тотсчитаетсябезбожникоми преступником, все его сторонятся, избегают встречи разговоровс ним, чтобы ненажить беды, точно от заразного, как бы он тогоне домогался, для него непроизводитсясуд, нет у негои права ни накакую бы то нибыло должность».
Каквидим, кроменепременногоучастника всехжертвоприношений, друиды выступаюттакже и в ролипрорицателейи гадателей, в роли судейи вершителейжизни не толькорядовых членовкельтскогообщества, нодаже и королей.
Кристиан-Ж.Гюйонварк иФрансуаза Лерув книге «Кельтскаяцивилизация»пишут: «В любомслучае, жертвоприношениеявляется основнымобрядом кельтскойрелигии, также как всехостальныхрелигий, включаяхристианство, и нужно признать, что обряджертвоприношениясовершалсястрого определеннымспособом. Существуетмножестворазновидностейвозможныхжертв… Немаловаженспособ жертвоприношения— бескровноежертвоприношениеповешение, утопление, захоронение— кровавоежертвоприношениеубийство, кремация— растительнаяжертва илижертвенноевозлияниемолоко, водаили брага».
Позамечанию техже авторов, название кельтскогожертвоприношенияво всем островномкельтском мирестало обозначатьевхаристию.Такая же ситуация, кстати сказать, и с русскимязыком.
Большоезначение играло, конечно, и местосовершенияжертвоприношения, которое тожеимело сакральное, если не космогоническоезначение. Интересноеописание воздействиядруидов навойско римляни описание местжертвоприношенийдал КорнелийТацит: «На берегустояло в полномвооружениивражескоевойско, средикоторого бегалиженщины, похожиена фурий, в траурныходеяниях, сраспущеннымиволосами, онидержали в рукахгорящие факелы, бывшие тут жедруиды с воздетымик небу рукамивозносили кбогам молитвыи исторгалипроклятия.Новизна этогозрелища потрясланаших воинов, и они, словноокаменев, подставлялинеподвижныетела под сыплющиесяна них удары.Наконец, внявувещеваниямполководцаи побуждая другдруга не страшитьсяэтого исступленного, наполовинуженского войска, они устремляютсяна противника, отбрасываютего и оттесняютсопротивляющихсяв пламя ихсобственныхфакелов. Послеэтого у побежденныхразмещаютгарнизон ивырубают ихсвященные рощи, предназначенныедля отправлениясвирепых северныхобрядов: ведьу них считалосьблагочестивыморошать кровьюпленных жертвенникибогов и испрашиватьих указаний, обращаясь кчеловеческимвнутренностям».Далее он описываетповедениебританцев, поднявшихвосстаниепротив римлянпод руководствомнеистовойкоролевы Боудикки:«Известно, чтов упомянутыхмною местахпогибло досемидесятитысяч римскихграждан и ихсоюзников. Ведьвосставшиене знали нивзятия в плен, ни продажи врабство, никаких-либосуществующихна войне соглашений, но торопилисьрезать, вешать, жечь, распинать, как бы в предведении, что их не минуетвозмездие, изаранее отомщаясебя». На самомделе, кельты, не боясь смерти, не боялись ивозмездия, аописанныеТацитом ужасы, совершенныебританцамидля них самих, не более чемжертвоприношениепленников, причем произведенныев интересахразных слоевнаселения —здесь и бескровныежертвы — повешениеи распятие, икровавые, иогненныежертвоприношения.Далее сам Тацитотчасти подтверждаетэту мысль: «вотчто совершилиони самогоужасного ижестокого: онивешали женщиниз лучших семей, они отрезалиих груди и пришивалиим ко рту, чтобыказалось свиду, будто тепоедают их.После чего онипротыкали ихтела насквозьснизу вверхострыми кольями.И все эти злодействаони вершиливо время своихжертвоприношенийи пиршеств, которым предавалисьв своих святилищахи особенно всвященном лесуАндрасты, которыйпочитаетсяу них особо».Ф. Леру считает, что война вБритании носилаярко выраженныйрелигиозныйхарактер: «Текстыумалчиваюто том, чем отвечалиримляне сосвоей стороны, но все это явноприняло характеррелигиознойвойны, вызваннойразрушениемсвятилищадруидов в Англези».
Помнению этойже исследовательницы, друиды ещесуществовали, по крайнеммере, в X в., а именно, во временаправленияверховногокороля ДомналлаУа Нейлла. ДалееЛеру пишет, приводя цитатуиз одногосредневековогоисточника: «Вглавном эпизоде, знаменующемторжествохристианстванад «кровавымкультом», речьне идет о друидах:«Там-то и находилсякоролевскийидол Ирландии, а именно — КромКруах, вокругкоторого стоялидвенадцатькаменных истуканов: он был сделаниз золота ипочиталсябожеством увсех народов, заселившихИрландию доприхода Патрика.
Емуприносилипервенцев откаждого приплодаскота и первыхотпрысков откаждого клана.Именно сюдапришел почтитьего Тигеримас, сын Фоллаха, король Ирландии, во время праздникаСамайна, вместес мужчинамии женщинамиИрландии. Всеони падали ницперед ним, расшибаясебе лбы, хрящив носах, колении локти стольсильно, что тричетверти всехлюдей Ирландииумирало оттаких земныхпоклонов. Отчего и происходитназвание „РавнинаПадения ниц“».
Каквидите, не менеекровавыми былижертвоприношенияне просто вмирное время, а уже при традиционномпереходном«двоеверии», которое былохарактернои для славянскогомира.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Славяне

Вритуальномсооружении«Великанша», найденном врайоне Шумска, наши предкиприносили вжертву людейи животных, видимо, по кельтскомуобразцу, самобряд здоровонапоминаетместь княгиниОльги древлянскимкнязьям заубийство еемужа, князяИгоря. Рыбаковпишет: «В шумскомритуальномсооружениивсе соответствует«огромномучучелу», созданномудля «общественныхжертвоприношений».Чучело изготовленоиз кольев илегкого материала, прочной кровлинад сооружениемне было. Чучелоогромно, длинаего в 3,5-4 разапревышаларазмеры жилищв соседнихсинхронныхпоселках древлянX-XIвв. Внутри чучеласожжены бык, птица и многоенепознаваемоедругое. Былили сожженылюди, мы утверждатьне можем, новещи людей вкострище были.
Человеческиекости в могильникерядом с чучелом, охраняемыепогребальнойурной, сохранилисьв ничтожныхостатках».
Удивительнопохожим нажестокое отношениекельтов в Британиипо отношениюк римлянам иописанное уТацита, являютсяжестокие действияславян, описанныеПсевдо-Кесарием, который пишет, что славянес удовольствиемпоедают женскиегруди из-затого, что онинаполненымолоком, приэтом подобномышам разбиваютголовы младенцево камни. ПрокопийКесарийский, также рассказываяо небывалойжестокостиславян, пишет, что в началеони не щадилиникакого возраста, но убивалипоголовно всех, кто попадалсяс того момента, как они пришлив страну римлян.Так что всяземля наполниласьтрупами. Убивалиони попавшихсяни мечом, никопьем, ни другимкаким-либопривычнымспособом, ноочень крепковбивали в землюкопья и, силойнаправляяострие копьямежду ягодиц, вплоть довнутренностейчеловека, — воттаким образомони считалиправильнымпускать их врасход. И этиварвары, вкопавв землю назначительнуюглубину четыретолстых столба, привязывалик ним руки иноги пленных, а потом, непрерывноколотя их дубинамипо голове, убивали.Других же вместес быками и овцами, которых онине могли угнатьв родные места, сжигали безвсякой жалости, заперев в сараях.
Опринесении, причем добровольном, в жертву близкихлюдей покойногомы знаем изарабских источников.По запискамИбн Фалданапогребальныйобряд длилсядесять дней.Умершего помещалив могилу с крышей.Имуществоразделяли натри части: третьженам и дочерям, треть на погребальныйреквизит итреть — на поминки.Из числа «девушекумершего» однасоглашаетсябыть его женойв потустороннеммире и обрекаетсебя на смертьи на последующеесожжение. Вседесять днейподготовкии кремации, пока шили одеждудля умершего, остальные пилии развлекалисьс женщинами.«А та девушка, которая сожжетсама себя сним, в эти десятьдней пьет ивеселится, украшает своюголову и самусебя разногорода украшениямии платьями и, так нарядившись, отдается людям».
Однимиз главныхсвященныхдеревьев кельтовбыл дуб, выполнявший, судя по всему, и роль Мировогодерева. Такуюже картину мынаблюдаем уславян.
«Средневековаятопонимиказнает урочищеПерунов дубв Галицкойземле, что важнодля нас какдокументированноепосвящениедуба именноПеруну-громовержцу.Поклонениедревних русовПерунову дубуописано императоромКонстантиномБагрянороднымПодробно рассказаво многотрудномпереходе русскойторговой флотилиичерез днепровскиепороги и опаснуюКрарийскуюпереправу, Константинпишет о благодарственноммолебне руссов-язычниковна островеХортице: «Пройдяэто место, онидостигли острова, называемогоСвятым Георгием, и на этом островесовершают своижертвоприношения, так как там росогромный дуб.Они приносятв жертву живыхпетухов, кругомвтыкают стрелы, а иные приносяткуски хлеба, мясо и что имееткаждый, кактребует ихобычай. Насчетпетухов онибросают жребий— зарезать лиих, или съестьили пуститьживыми...»
Изживотных кельтыболее всегопочитали кабана, который к томуже служил проводникомв царство мертвых.Дуб и связанныйс этим деревомкабан не менеепочиталисьи славянами.Дважды наукаобогатиласьнаходкамиподлинныхсвященных дубовязыческоговремени. Перваянаходка быласделана в 1909 г.В 8 км от устьяДесны близНикольскогомонастыря изводы был извлеченствол дубаоколо 20 м длины.Дуб погибсравнительномолодым — судяпо годичнымкольцам, емубыло около 150лет. В свое времяв толщу стволабыли врезаныи успели врастив древесинучетыре кабаньихчелюсти, расположенныеквадратом.Челюсти принадлежалимолодым кабанам.
Втораяаналогичнаянаходка дубовогоствола с кабаньимиклыками быласделана в 1975 г.неподалекуот первой вДнепре, нижеустья Десны.На высоте 6 мот корней вствол дуба былитакже вживлены9 кабаньих челюстей, образующихфигуру квадратасо сторонойв 34 см. Нижняячасть стволаносит следыогня. Дата поС — примерносередина VIII в.н. э.
Сочетаниеопаленногодуба с кабаньимиклыками ведетнас к новогоднемуциклу празднеств, когда сжигаласьдубовая колодаи непременнымблюдом на ритуальномпиру был «Васильевский»или«кесарийский»поросенок —1 января в православномкалендаре былднем ВасилияКесарийского.Церковь непризнавалаянварскогонового года, так как отмечалато 1 марта, то1 сентября. День1 января былпросто днемВасилия Кесарийского.Стоит заметить, что ритуальноеживотное, закалываемоек Новому году, никогда неназываетсяв народе свиньей, а всегда поросенком.Челюсти в древнихдубах принадлежалимолодым особям.О магическойсиле кабаньихклыков можеткосвенносвидетельствоватьнадпись XII в. наклыке из Вщижа«А, Б, В, Г… Ги, помозирабоу своемуФоме».
Славянедаже будучиязычниками, склонялиськ монотеизму.По свидетельствуПрокопияКесарийского:«Они считают, что только одинбог, творецмолний, являетсявладыкой надвсеми и емуприносят вжертву быкови совершаютдругие священныеобряды. Судьбыони не знают.Они почитаютреки и нимф ивсякие другиебожества, приносятжертвы всемим и при помощиэтих жертвпроизводятгадания». Вместес тем, так жекак и кельты, основным объектомпочитания уславян былидеревья, реки, родники, камнии различныесвященныеместа. Храмомбыла сама природа.И часто именнов священныхместах, созданныхприродой, совершалисьбогослуженияи приносилисьжертвы. Однимиз важнейшихповодов дляпроведенияподобных ритуаловбыли похороны.
Арабскийавтор Ибн Фалданописывал вначале X в. похоронызнатного руса, на которыхприносили вжертву кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу.Жертвоприношениечеловека быловысшим ритуальнымактом, увенчивающимиерархию прочихжертв. Людей, согласносредневековымрусским источникам, приносили вжертву Перунув Киеве — в 983 г., жребий, указывающийна жертву, пална сына варяга-христианина, тот отказалсявыдать сынана закланиеперед идоломПеруна, и обаваряга былирастерзаныязычниками.Так же по жребиюприносили вжертву христиани Свентовитув Арконе, Триглаву, Припе-гале идругим богам.Немецкий хронистГельмгольцрассказывало мученическойсмерти епископаИоанна в землебалтийскихславян в 1066 г.Захваченногов плен епископаязычники водилипо своим городам, избивая егои издеваясьнад ним, а когдаепископ отказалсяотречься отХриста, отрубилиему руки и ноги, тело выбросилина дорогу, головуже, воткнув накопье, принеслив жертву богуРедегасту всвоем культовомцентре Ретре.
Ритуальноерасчленениежертвы, как ужеговорилось, весьма характерныйобряд, символикакоторого связана, в частности, с актом сотворениямира, которыйсравним с мотивомрусского стихао Голубинойкниге, где изтела первосуществатворится весьмир — солнцеиз лица Божьего, месяц — от груди, сословия — изчастей телаАдама и такдалее. Болеетого, этот мифвполне соотноситсяс ведийскимгимном о Пурушеи восходящемук общему с ниминдоевропейскомумифу о сотворениимира из телачеловека.
Важнейшиймомент в жизнилюдей — этостроительстводома. Для славянинаязычника любоестроительство— акт творения, приближающегоего к богу, сотворившегоВселенную.Здесь человексам становитсякак бы демиургомна бытовомуровне. «Космогоническомуакту близкапо символикеи строительнаяжертва, необходимаядля успешногозавершениястроительствадома, крепости, города и т. п.В сербскойбалладе остроительствеСкарда трибрата строяткрепость, ноее все времяразрушает вила, необходимастроительнаяжертва — близнецы, брат и сестрас одинаковымиименами, посланныеза ними, не находятблизнецов, ивила требуетв жертву женуодного из братьевстроителей— ту замуровываютв башню, оставивлишь отверстие, чтобы она моглакормить грудьюмладенца-сына.Обычно в качествестроительнойжертвы использоваличереп лошади, который закладывалипод фундаментдома, а такжепетуха и курицу, которых резалипри строительствежилища — сравнитетакже «конька»или «курицу»— названияконструктивныхдеталей крышитрадиционнойрусской избы.При этом самдом представляетсяв славянскойтрадицииантропоморфным— сравним «лицо»как обозначениефасада, «окно»и так далее.Человек, коньи птица воплощалив типичнойкартине мираобраз мировогодерева, центрамира и космическойоси — на жертве, принесеннойу основаниямирового дерева, творят весьмир. Сравнитемотивы апокрифовоб Адаме, погребенномна Голгофе —из его головывырастаеткипарисовоедерево, из того, в свою очередь, делают крестноедерево, на крестеприноситсяискупительнаяжертва Христа»'*.
Дерево, особенно почитаемоеи стоящее уводы, — обычноеместо дляжертвоприношений.Еще совсемнедавно, в концеXIX в., несмотряна тысячелетнеехристианство, в славянскихдеревнях по-прежнемусовершалижертвоприношения.Именно поддеревом дружкарубил головупетуху во времясвадьбы у чехов.Жертвеннойкровью петухаон окроплялприсутствующих.В Болгарии наЮрьев деньприносили вжертву святомуГеоргию — покровителюскота первогородившегосяв отаре ягненка, которого закалывалипод фруктовымдеревом илив наиболеесвященныхчастях жилища— у очага, восточнойстены. Дляжертвоприношениявыбирали, какправило, белогоягненка, наголову которогонадевали венок, на правом рожкезакреплялисвечу, старшийв доме мужчинаокуривал жертвуладаном и закалывал, кровью мазалилбы детям, чтобыони были здоровы, кровь использовалив качествелекарства ит. п. Такая кровьсчиталасьособенно целебной.Мясо жертвысъедали наобщей трапезе, кости зарывалив муравейник, чтобы овцыплодились, какмуравьи. Сходныеобряды существовалии у других южныхславян*.
«Кровавыежертвы приносилив славянскойтрадиции вовремя главныхкалендарныхпраздников— на рождествоу южных славянрезали овец, кур на порогедома или нарождественскомполене — бадняке.Мясо съедаливо время рождественскойтрапезы, рогомжертвенногоживотногоударяли пофруктовымдеревьям сприговором— «я тебя рогом— а ты меня урожаем».
Христианскиепраздники, связанные сразличнымисвятыми, какправило, былисвязаны с прежнимиязыческимипраздниками, поэтому жертвоприношенияостались прежними, сменились лишьте, кому этижертвы посвящались.Особенно интереснылетние праздники— Петров день, Ильин день, которые такжесопровождалисьзакланиемжертвенныхживотных —быков, баранов, петухов. Ихпотом сообщапоедали заобщей обрядовойтрапезой. Подобныеритуалы былиприняты каку южных, так иу восточныхславян, в томчисле на РусскомСевере, гдетакое жертвоприношениеназывалось«мольба», «жертва»,«братчина».Обещанный назаклание скотокрестныекрестьянепригоняли кцеркви на праздник, священникблагословлялего, мясо варилив котлах и съедали, раздавалибогомольцами т. п. На РусскомСевере существуютархаичныепредания окоровах, некогдавыходившихиз воды, чтобыбыть принесеннымив жертву, оболенях, выходившихдля этого излеса, и т. п., нолюди, приносившиежертвы, былижадны и забивалислишком многоживотных, поэтомуони пересталипоявляться.Думается, чтоэти легендыво многом памятьпрошлых языческихжертвоприношений, когда людидобровольноприносили себяв жертву богам».
ЖертвеннымиживотнымиИльи-пророка— громовержцав народнойтрадиции, заменившегособой языческогоПеруна, считаютсябаран или бык.Именно этогоживотного, поданным византийскогоисторика ПрокопияКесарийского, славяне приносилив жертву верховномубожеству, создателюмолний. Жертвоприношениев Ильин деньдолжно былоизбавить отдождей и гроз, обеспечитьурожай и т. п.По другой русскойтрадиции быксчитался жертвеннымживотным Миколы, наиболее почитаемогорусскими святогоНиколая, сравнитепоговорку: «БыкМиколе, а баранИлье». Интересно, что святойНиколай, также как святойГеоргий, считалсяв определенныхрайонах покровителемскота, заменяя, таким образом, языческогоБелеса. Перуни Белее — богисоперники.Более того —родоначальникиразных славянскихплемен. Поэтомуна севере, гдев языческиевремена болеепочиталсяБелес, жертваМиколе былаболее серьезнойи весомой, чемжертва Илье.
Помимокровавыхжертвоприношенийбыли и бескровныежертвы — зерно, еду, питье, ткании другие «обетные»предметы —приносилисьславянами всвященныеурочища, оставлялисьу деревьев иисточникови в других священныхместах. Так, учерногорцевкашу, свареннуюиз зерен разныхзлаков и плодов, бросали в деньсвятой Варвары4 декабря в источникс приговором:«Мы тебе варицу, а ты нам водичку, ягнят, козлят»и т. д. Характернытакже мелкиеприношениядухам — демонам, нечистой силе, покойникам.Так, лешемуоставляли яйцов лесу на перекресткедорог, чтобыон вернулзаблудившуюсякорову, водянымприносилижертву пристроительствемельницы, остриженныеволосы затыкалив щели дома вжертву домовомуи т. п.
АрабскийсредневековыйпутешественникИбн Даста, говоряо высоком значенииу русов знахарей, дает описаниечеловеческогожертвоприношения:«Взяв человекаили животное, знахарь накидываетему петлю нашею, навешаетжертву на бревнои ждет, покаона не задохнется, и говорит, чтоэто жертваБогу»..
Анализдвух последнихглав показывает, что если сравниватьжреческиефункции волхвови друидов, системуи характержертвоприношений, то везде мынаходим многообщего, в отдельныхслучаях дажечуть ли не полноесовпадение.И волхвы, и друидыносили белыеодеяния, и те, и другие посвоему общественномуположениюстояли вышегражданскойи военной власти.Внутри этихдвух жреческихкланов существоваласвоя четкаяиерархия, причемчасто связаннаяс непосредственнымвыполнениемжреческихфункций.
Можноговорить нетолько обидентичностифункций друид-волхв, но и подобныхпараллелях: филид-боянсказитель, бард-скоморох.И волхвы, и друидывыполнялифункции нетолько жрецовпредсказателейи главных участниковжертвоприношений, они были и судьями, и врачевателямии учителяминарода, а главное— хранителямидревнего знания, которое передавалосьтолько изустнои только посвященным, поэтому у обоихнародов письменнаятрадицияпо-настоящемустала развиватьсялишь с появлениемхристианства.Именно поэтомудревнее языческоезнание смоглосохранитьсяблагодаряирландскими славянскимапокрифическимисточниками уже гораздоболее позднимфольклорнымзаписям народныхлегенд, сказок, былин, песен, пословиц, а также той информации, которую намдают современныеархеологияи языкознание.
Чтокасается собственносамих жертвоприношений, то их разительноесходство ещераз подтверждаетту мысль, чтославянскаяязыческаярелигиознаятрадиция явново многом развиваласьпод воздействиемкельтской.
Последниеданные археологии, обобщенныеИ.П. Русановой, показывают:«Жертвенныеямы-колодцына лужицкихгородищахполностьюсоответствуютсвященнымколодцам кельтов, хотя последниеиногда достигалиглубины 20-35 м. Илужицкие, икельтскиеколодцы использовалисьмногократнодолгое время, в их слоистомзаполнениисодержатсярасчлененныетела людей иживотных, черепаи кости ног —жертвы забрасывалисьчистой глинойи камнями».
Интересныи схожи с кельтскимигорода святилища, самым известными таинственнымиз которых вПольше являетсяпамятник нагоре Шленжа, занимающийсамую высокуювершину Силезскойвозвышенности.«Городищеособенно знаменитоблагодарякаменным скульптурам, стоящим у подножья, по северномусклону и навершине горы— изображениекабана, медведя, фигуры с рыбой, монаха, «сфинкса», гриба, кегли.На многих фигурахна скалах прочерченыкосые крестыв виде буквы«X»».
Русановасчитает, чтои эти скульптурыимеют кельтскоепроисхождение.Интересно, чтонаверху, у входана городищенайдены обломкикельтскойпосуды, но здесьже есть и праславянскаяи лужицкаякерамика. Возникшаяв конце периодагальштата вначале латена, практическинепрерывноиспользоваласьв культовыхцелях вплотьдо воцаренияздесь славян.
ПосообщениюТитмара Мерзенбургского, в начале XI в. гораШленжа пользоваласьу жителей особымпочетом из-засвоей величиныи назначения, на ней отправляли«проклятые, поганые обряды».Подобнаяпреемственностьтрадиций существовалаи в других местах.
«Вероятно, традиция такихкультовых местна горах возобновиласьу славян в IX-Xвв., когда в такихместах возниклинастоящиесвятилища.Славянскоесвятилищенаходилосьна лысой горев Свентокжицкихгорах, каменныевалы которогобыли нанесеныеще в гальштатскоевремя.
Подобныесвятилища скаменнымивалами, построеннымив раннем железномвеке, расположенына каменистыххолмах в Медоборахна реке Збруч».
Круглыесвятилища, окруженныервом или каменнымихолмами, имелираспространениеи у кельтов ещев гальштатскоевремя.
«Круглыеплощадки сровиками былираспространенына всех славянскихземлях. У славянтакие сооруженияявлялись первымикапищами —местами, гдестояли идолы.В дальнейшемкапища другойконструкциисохраняли такуюже круглуюформу, единуюна всех славянскихсвятилищах».
Славяне, под руководствомволхвов, которыесами были носителямикельтскихдруидическихтрадиций, осуществлялижертвоприношенияи оборудовалисвященные местав полном соответствиис кельтскимиканонами.Впоследствииони перенялиу кельтов ипринципы храмовогостроительства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трассирование и проектирование железной дороги
Реферат Статистический анализ добычи угля. Бурение скважин
Реферат Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания, и их характеристика.
Реферат Семья Болконских в романе Война и Мир
Реферат Сравнительный анализ функционального и социального назначения шин
Реферат Договор аренды по современному российскому гражданскому праву 2
Реферат Higgins Essay Research Paper Higgins
Реферат Особливості функціонування позичкового капіталу Ринок позичкових капіталів
Реферат «Обличение и опровержение лжеименного знания, или Пять книг против ересей»
Реферат Політичний менеджмент виборчої кампанії: формування стратегії та тактики
Реферат Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы
Реферат Доктрины
Реферат Политическая обстановка на Ближнем Востоке после свержения режима С. Хусейна в Ираке
Реферат Разработка операционного технологического процесса изготовления детали типа вал
Реферат Социальная работа с многодетными семьями Многодетная семья