Реферат по предмету "Государство и право"


Основы политических отношений в Республике Беларусь

План работы:
Введение
1.Понятие и сущность политической системы Республики Беларусь
2.Государство, как политическая организация общества. Органы государственнойвласти
3.Негосударственные организации в политических отношениях Беларуси
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Человеческое обществонаходится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различныхфакторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новыепотребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтомувсегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимсяусловиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества,составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность обществареагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиямобеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтови структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизниобщества. Действие механизмов политической системы основано на способностивластным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписыватьнаселению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим,политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего иподвластного. Таким образом, политическая система является характеристикойвзаимоотношений между государством и обществом.
1.  Понятиеи сущность политической системы Республики Беларусь
Термин «политическаясистема» был введен в конституционное право болгарской конституцией 1971 г.,которая закрепляла некоторые принципы «социалистической политической системы».Впоследствии этот термин был употреблен в конституциях Сальвадора 1983 г.,Никарагуа 1987 г. и Эфиопии 1987 г. (последняя в настоящее время не действует).Конституция СССР 1977 г. содержала целую главу, посвященную политической системе.В подавляющем большинстве конституций стран мира термин «политическая система»не употребляется, однако все они регулируют те или иные ее звенья, стороны,элементы: государство, политический режим, часто — политические партии, иногдаполитическую идеологию. Поэтому политическая система традиционно являетсяобъектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишьее отдельные стороны и только в последние два десятилетия она стала объектомизучения как комплексный конституционно-правовой институт.
В конституционномзаконодательстве не содержится определения политической системы, а всовременном обществоведении (преимущественно в политологии) имеются два подходак этому понятию. Структурно-функциональный подход в его бихевиористском (поведенческом)истолковании, сформировавшемся на основе американской политической науки,рассматривает политическую систему как политическое поведение, процесс в рамкахразличных человеческих коллективов: партий, профсоюзов, фирм, клубов, городов ит.д. С этой точки зрения, в любом обществе существует множество политических(параполитических) систем, которые не обязательно связаны с государственнойвластью.
Институциональный подход,представленный, в частности, французской политологией (хотя в последние годы ина нее значительное влияние оказывает американский постбихевиоризм), исходит изсуществования в любом государственно-организованном обществе одной политическойсистемы, которая связана с государственной властью. Наряду с такимиинститутами, как государство, партии и др., в понятие политической системывключается обычно политический режим, хотя одни французские политологиотождествляют систему с режимом, а другие истолковывают ее весьма широко,понимая под ней всю политическую (а иногда и не только политическую) жизнь. Вотечественной литературе политическая система определяется как универсальнаяуправляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой(институциональный — партии, государство и др., нормативный — политическиенормы, в том числе соответствующие отрасли и институты права, функциональный —политический режим, идеологический — политическая идеология) объединяются вдиалектически противоречивое, но целостное образование «вторичными»политическими отношениями — между звеньями системы («первичные» политическиеотношения — это отношения между крупными социальными общностями данной страны).В конечном счете политическая система регулирует производство и распределениесоциальных благ между различными общностями и личностями на основеиспользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
В конституциях странсодержатся положения, относящиеся к политической системе. В них провозглашаетсявласть народа. На деле основную роль в политической власти в развитых странахиграет «средний класс», имеющий неплохие условия жизни и заинтересованный вполитической стабильности, а реальные рычаги власти находятся в рукахполитической элиты общества. В ряде развивающихся стран политическая властьпринадлежит более широкому слою населения, включающему зачатки формирующегося«среднего класса», или узкой группировке (политической элите), которая несвязана давлением различных слоев населения и действует в своекорыстныхинтересах (некоторые страны Тропической Африки, Океании).
Государственная власть вовсех странах осуществляется соответствующими органами государства. Они будутрассмотрены нами ниже.
В научной литературесуществует множество классификаций политических систем. Выделяютсоциалистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарныеполитические системы, политические системы в странах социалистической икапиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийныесистемы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем надемократические, авторитарные и тоталитарные. В демократических системахосновным структурным принципом является плюрализм, а функциональным — ролеваяавтономия. Здесь существует многопартийность (нередко партий более сотни, а тои тысячи, например, в Японии, среди них — мельчайшие), причем разрешаются партииполитической оппозиции (в конституциях иногда закреплен принципсоревновательности, например, в Чехии); признается разделение властей (вместе спринципами сдержек и противовесов и взаимодействия ветвей власти); действуетнесколько центров принятия решений; признается право принятия решенийбольшинством и охрана прав меньшинства; осуществляются основные права человекаи гражданина; провозглашен и реализуется принцип юридического равенства;признаны и осуществляются идеи правового государства и законности; существуетидеологический плюрализм; метод выборности является решающим при формированиируководства государством и различных политических объединений; главнымиметодами решения конфликтов служат компромисс и консенсус. Словом, в даннойсистеме присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система, иразличные слои населения, «заинтересованные группы», партии могут добитьсяуступок, решения своих проблем с помощью различных форм мирного давления нагосударственную власть. Смена политических группировок и лиц у рычагов властиосуществляется путем свободных выборов.
В условиях авторитарнойсистемы принципы плюрализма и ролевой автономии могут не отрицаться, но на делеони сведены к минимуму. Эти принципы распространяются только на небольшую частьобщества. Однопартийность не введена, но разрешается деятельность лишьопределенных политических партий и организаций. Разрешенные партии — это неподлинная политическая оппозиция, а проправительственные партии, лояльная квазиоппозиция.Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей, упомянутогоиногда в конституции, на практике не существует: безраздельно доминируетисполнительная власть во главе с переизбираемым 5, 6, а то и 8 раз (Парагвай)президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящуюпартию и принимает все важнейшие решения; в конституциях декларируются основныеправа человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или несоблюдаются (некоторые партии и издания запрещены); социально-экономическиеправа не обеспечены/личные права граждан нарушаются всесильным административнымаппаратом; при формировании разного рода органов нередко доминирует принципназначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий даютискаженные результаты; существует официальная доминирующая идеология,закрепленная конституцией, хотя за уклонение от нее все же не карают вуголовном порядке; при урегулировании конфликтов компромиссы используютсяредко, основным методом разрешения противоречий является насилие (на Востокедоминирует принцип консенсуса, но это относится лишь к регулированию отношенийв парламенте, в среде правящей верхушки и не применяется в отношенииоппозиционной части населения).
Словом, при даннойполитической системе существуют лишь незначительные элементы демократии, да ито в текстах конституций, но не на практике. Это почти замкнутая, полузакрытаясистема. Оппозиция фактически исключена из нее, ей трудно организовать мирноедавление на государственную власть с целью добиться определенных уступок, а намассовые выступления государственная власть отвечает жестокими расправами. Нокакие-то элементы оппозиции все же могут допускаться.
В условиях тоталитарнойсистемы ликвидируется даже ограниченный плюрализм, не существует ролевойавтономии звеньев политической системы. Создается единая, слитная тотальнаяорганизация, связывающая воедино государство, правящую партию, а иногда идругие разрешенные партии. Центром принятия всех общественно значимых решенийявляется верхушка правящей, по существу, единственной легальной партии (иногдаразрешены некоторые мелкие партии, но они признают руководящую роль правящейпартии в обществе и государстве и являются ее своеобразными филиалами). Внекоторых странах в условиях религиозно-тоталитарной системы запрещаются всепартии (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). Запрещаются ониобычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный тоталитаризм.Общественные организации рассматриваются как «приводные ремни» партии, агосударство — нередко как ее технический аппарат. Концепция разделения властейотвергается, господствует идея единства власти, которую возглавляет фюрер,дуче, каудильо, «пожизненный президент». Иногда он не провозглашен пожизненными переизбирается, но фактически остается на месте до своей кончины, управляястраной, в частности, с помощью политбюро правящей партии. Бывает, что основныеправа человека и, в частности, гражданина непосредственно ограничиваютсязаконом (например, в соответствии с расистской идеологией режима, как это былов ЮАР) или провозглашаются в конституциях, но фактически не осуществляются(расправы над диссидентами, помещение инакомыслящих в психиатрическиелечебницы, карательная роль всесильных комитетов и министерств государственнойбезопасности и т.д.). Фактически господствует принцип назначаемости, лишьвнешне прикрытый выборами, ибо для избрания предлагаются лишь кандидатуры отправящей партии. В условиях тоталитарной системы существует обязательнаяидеология (идея «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии неразрешается и влечет за собой наказание. Тоталитарная система — это замкнутая,закрытая система. Возможна только нелегальная, подпольная оппозиция,деятельность которой уголовно наказуема; она не может оказать мирное давлениена государственную власть, ее лидеров изгоняют из страны и сажают в тюрьмы,психиатрические лечебницы.
Наряду с тремя основнымиразновидностями политических систем и внутри них существуют другие градации. Внекоторых странах действуют полудемократические системы, в других тоталитарныесистемы существуют в условиях военных режимов (например, Гаити, Нигерия).2.  Государство,как политическая организация общества. Органы государственнойвласти
Каждый структурныйэлемент политической системы — это субъект общественных отношений, который взависимости от их содержания занимает то или другое место в организацииобщества. Из-за отличия в содержании общественных отношений их субъекты —элементы политической системы — имеют различную компетенцию.
В юридической литературеустановилось единое мнение о том, что государству принадлежит решающее место вполитической системе общества. Однако в данном контексте государство следуетрассматривать не как совокупность разрозненных властных органов, а какцелостный политический институт.
Почему же государствовыступает особым звеном в структуре политической системы общества? Почему егороль и место в этой системе нельзя отождествлять, например, с правящей партиейили же с другой общественной организацией? По мнению исследователей, особоеместо и роль государства в политической системе общества обусловлены следующимифакторами:
Во-первых, выделившись изобщества, государство становится его основной властвующей политическойорганизацией. Государственная власть — это главная, объединяющая, организующаяи принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц,проживающих на территории государства. Следовательно, государство не простосамое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членовобщества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо отклассовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Сдеятельностью государства связаны реальные и самые широкие возможности для всехграждан участвовать в политической жизни общества.
Во-вторых, государствообладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, этоединственная полновластная организация в масштабе всей страны. Разветвленнаясистема юридических средств позволяет использовать различные методы принужденияи убеждения.
В-третьих, государствоиграет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основныхорудий и средств производства, определяет основные направления его развития винтересах всех и каждого.
В-четвертых, государствообладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всегонарода внутри страны и на международной арене.
В-пятых, государствоосуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началомопределения национальной политики. Если государство перестает служить интересамобщественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективыв практическую организацию своей государственности.
Однако историясвидетельствует и о том, что занимая решающее место в политической системеобщества, государство может поглотить не только эту систему, но и все общество.Собственно это и происходит в государствах с тоталитарным, фашистским илиавторитарным режимом. Поэтому чрезмерное усиление государственноговмешательства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлениюполитической системы, беззаконию и произволу. Вот почему так важноконституционно установить и реально обеспечить пределы деятельностигосударства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которыедолжны быть свободными от государственного регулирования, контроля ивмешательства.
Что же касаетсяполитических систем, основанных на классовом антагонизме, то в них наблюдаетсясращивание государства и политических организаций господствующих классов,которые действуют сообща. Им же противостоят их классовые и политическиепротивники в лице своих организаций. Разумеется, между этими двумя полюсамиимеются промежуточные слои, организации, занимающие нередко противоречивуюпозицию.
В заключение отметим,«что государство относится к числу собственно политических организаций,что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления ссоответствующими „вещественными придатками“ в виде тюрем и иныхпринудительных учреждений, государство выступает как главная сила в рукахполитических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов вжизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти[1]».
Специфику любого органагосударственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функциигосударства и выступает от его имени, наделен государственно-властнымиполномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические актыот имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, иприменять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе мерыубеждения, стимулирования и принуждения.
Государственный орган —это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственногоаппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции,структура и деятельность которой регламентированы правом.
Для органа государствахарактерно то, что он является политической организацией, т.е. наделенгосударственной властью. Отсюда вытекает наиболее существенный признакгосударственного органа — наличие в его распоряжении полномочийгосударственно-властного характера. Содержание государственно-властныхполномочий состоит, во первых, в издании от имени государства юридическиобязательных актов, т.е. обязательных для исполнения теми, кому они адресованы;во-вторых, вправе государства на обеспечение реализации принимаемых актов путемприменения от имени государства мер воспитания, убеждения и поощрения;в-третьих, в праве органов государства на осуществление от имени государстванаблюдения (над вора) за исполнением требований юридических актов.
Характерным является то,что при осуществлении государственно-властных полномочий органы государства вцелях защиты изданных ими правовых актов от нарушений в необходимых случаяхприменяют меры принуждения.
Таким образом, основные признакиоргана государства выражаются в следующем:
а) орган государства этозвено, часть государственного аппарата[2];
б) орган государства —организация, ячейка общества, коллектив, определенным образом организованный[3];
в) для органа государствахарактерно то, что он является организацией политической (наделеннойгосударственной властью);
г) осуществляет от именигосударства его задачи и функции;
д) обладает государственно-властнымиполномочиями;
е) имеет свою организованнуюструктуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;
ж) образуется в порядке,установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредствомодного из видов государственной деятельности;
з) несет ответственностьперед государством за свою деятельность.
В действующемзаконодательстве термины орган государственного управления и орган государствапочти совпадают, однако, понятие органа государства более широкое в отличие отпонятия: органа государственного управления.
Органы государственногоуправления (исполнительной власти), являясь одним из видов органовгосударственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются отдругих органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своейдеятельности и ее характером. Они осуществляют специфическую по-своемусодержанию, формам и методам государственную деятельность — государственноеуправление, являясь, таким образом, также органом управления. Каждый органгосударственного управления, как и любой другой государственный орган, имеетсвою организационную структуру, т.е. систему построения его внутреннего, илирабочего, аппарата, определяемую задачами органа, территориальный масштабдеятельности, компетенцию, с помощью которой определяются его предметы веденияи полномочия. Их образование, структура, порядок деятельности в основномрегламентируются нормами права.
Все органы государственнойвласти обладают правосубъектностью, которая определяется уставом или положениемо том или ином органе.
Компетенция органов государственногоуправления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах иуказах Президента Республики Беларусь, уставах или положениях о том или иноморгане.
3.  Негосударственныеорганизации в политических отношениях Беларуси
На современном этапе вРеспублике Беларусь идет активный процесс формирования политической системыевропейского типа. Свидетельством тому служит утверждение многопартийности,парламента, института президентской власти, принципа разделения властей,введение Конституционного суда, демократической по форме избирательной системыи т.д. Создаются определенные условия функционирования политических институтов,однако их работа пока еще не отмечается эффективностью. Важно также отметить,что участие масс в политике носит плохо организованный характер, политическиесобытия нередко происходят стихийно.
Что же не позволяет новыминститутам власти и структурам политической системы эффективно работать? Помнению политологов, причина кроется в том, что в республике еще не созданысоциокультурные предпосылки политики, отсутствует необходимая политическаякультура и с этим нельзя не согласиться.
Политическая культура,складываясь под влиянием многогранной социальной и политической практики, даетзнание законов и механизмов осуществления политики, формирует отношениячеловека к окружающей среде и политической жизни, способствует пониманию цели исодержания политики государства. Политическая культура способствует какединению, так и разъединению всех слоев населения, создавая тем самым широкуюсоциальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации. В этомзаключается ее интегративная функция в обществе.
На функционированиеполитической системы слабое влияние оказывает политическое сознание, котороевыражается в восприятии и осознании политических интересов и идей личностью,социальной группой, обществом в целом. Можно сказать, что на сегодняшний день вРеспублике Беларусь оно не стало активным началом в политике. А ведьполитическое сознание людей должно опережать политическую практику,прогнозировать развитие событий. «Если же политическое сознание отражаетсоциальную действительность в искаженном виде и если действующий субъект несчитается с законами общественной жизни, а руководствуется только субъективнымипозициями и произвольными решениями, то это приведет к волюнтаризму.
Наши граждане, участвуя ввыборах, не могут выбрать не только программу, отвечающую их интересам, но иопределить свои интересы. Ими движут преимущественно политическиеинстинкты»[4].
Выход повышения уровняполитического сознания и политической культуры политологи видят в расширениибазы политического образования и просвещения.
Характеризуя политическуюсистему белорусского общества с правовой точки зрения, следует подчеркнуть, чтов нее входят, во-первых, те структурные элементы, которые обладают властнымиполномочиями, и, во-вторых, те субъекты права, которые способны участвовать вопределении содержания политики и в ее осуществлении. Под властью в этом случаемы понимаем непосредственную возможность структурного звена политическойсистемы устанавливать общеобязательные нормы поведения и способствоватьпроведению их в жизнь.
Исходя из изложенныхкритериев и анализа действующего в настоящее время в Беларуси законодательства,в политическую систему нашей страны следует включать: суверенное государствоРеспублики Беларусь, народ Республики Беларусь, нации и народности, проживающиена ее территории, органы государственной власти и управления любого уровня,население административно-территориальных единиц, общественные объединения идвижения, граждан, трудовые коллективы[5].
Вполне очевидно, чтовозможности перечисленных субъектов в политической системе общества различные.Поэтому для эффективности функционирования политической системы следуетобратить серьезное внимание на научную разработку принципов взаимодействия ееэлементов.
Проблема постоянногосовершенствования взаимодействия субъектов политической системы вдемократических государствах существовала и существует постоянно. Для Беларуси,в которой противостояние в обществе весьма заметно, она во многом должнасводиться к определению юридической значимости общественного мнения, способовего выявления и нахождения уровней, на которых это мнение должно илиучитываться, или обязательно реализовываться.
В качестве примера можнообратиться к практике проведения митингов и демонстраций, «урожай» накоторых был особенным в последние годы. Как правило, на всех многочисленныхмитингах обсуждались наиболее острые проблемы современного состояниябелорусского общества. Однако юридическая значимость этих обсужденийпрактически равна нулю. Дело в том, что законодательством республики непредусмотрена необходимость рассмотрения соответствующим властным органом,обсуждаемых на митинге вопросов, обращений и резолюций с последующим ответом наних гражданам Беларуси через средства массовой информации, юридически непредусмотрено приглашение и обязательное участие в митинге представителейорганов, имеющих отношение к обсуждаемым вопросам. Последнее снижает уровеньвыявления общественного мнения (воли граждан) и учета его в политическойдеятельности. А это, как следствие, не способствует созданию условий дляразрешения конфликтных ситуаций между законодательно закрепленным общественныминтересом и реальной волей тех или иных общностей, отдельных граждан.
Для недемократическихрежимов характерно преобладание государственных интересов и ограничение прав иинтересов граждан. Демократическое государство становится выразителем волибольшинства, его цель — обеспечение прав и свобод граждан, создание условий длясвободного и прогрессивного развития общества.
Однако в Беларуси,провозглашенной демократическим, социальным, правовым государством, практическинет механизмов, обеспечивающих выявление воли граждан, и поэтому любое решениегосударственных органов якобы отражает волю народа.
Известно, что демократияв Беларуси основана на непосредственных формах (референдум, выборы) ипредставительных (избрание депутатов). Практика же свидетельствует, что рольбелорусских граждан, народа сводится лишь к формированию органов власти,«которые с момента избрания работают в полном отрыве от населения[6]».Таким образом, можно согласиться с мнением известного специалиста в областиизучения проблем развития политической системы белорусского общества доктораюридических наук А.В. Матусевича, который утверждает, что в стране сложиласьситуация «параллельных миров»: государство не выявляет волю людей и,как следствие, не руководствуется ею, однако демагогически и декларативновыступает от его имени.
В контексте сказанногоследует особое внимание обращать на такой важнейший элемент политическихотношений, как гражданин Республики Беларусь. В конечном итоге именно отпозиции людей зависит результат любого решения, а негативное отношение всехграждан к органам власти невозможно преодолеть ни принуждением, ни обещанием.Более того, сила народа может быть чувствительной даже в его бездействии.
Аналогично обстоит дело ив части взаимодействия государства с другими элементами политической системы, втом числе с общественными объединениями.
Нельзя не согласиться сполитологами, которые утверждают, что в ближайшее время судьба белорусскоймногопартийности будет определяться двумя основными факторами. Во-первых, частьпартий, не имеющих под собой социальной базы, которые создавались «подличность», еще некоторое время будут существовать в зародышевом состоянии,однако с течением времени окончательно отомрут по причине ненадобности. Этотпроцесс уже просматривается сейчас. Второй путь — объединение.
Однако многопартийность вБеларуси все же имеет реальную почву. Она обусловлена, прежде всего, многоукладностьюэкономики, существованием и развитием различных форм собственности и связаннымис ними различными экономическими интересами людей. Кроме того, значительноотличаются социальная, национальная и региональная структура общества,мировоззренческие позиции различных слоев и групп населения. Пытаться выразитьвсе это многоголосие в политике одной партии — задача не из легких. Толькомногопартийность создает возможность для плюрализма и борьбы мнений, чтоспособствует выработке демократических, обоснованных решений и соответствующихакций.
Нормы законодательства,созданные в последние годы, в основном обеспечили независимость государственныхорганов от общественных объединений и движений, не создав механизма постоянноговзаимодействия с ними.
Отсюда становится ясно,что проблемы с организацией, преобразованием, объединениями и расколами впартийной среде будут сохраняться до того времени, пока такое положение будетвыгодно государству, пока оно будет подчинять деятельность партий собственнойрегламентации, а не естественным законам развития демократического общества.
Не последнюю роль в этомиграет и отношение к партиям государственной элиты.
К сожалению, как видим, встране пока не все политики желают осознавать, что партии являются неотъемлемыми весьма важным субъектом политической системы государства. Партии призванывыступать посредником между различными группами и социальными слоями граждан,быть механизмом общественного демократического управления государством. Тольков этом случае стихийная борьба за государственную власть и ее использованиеполучит законный характер и станет упорядоченной и организованной.
Вместе с тем вКонституции закреплено положение о том, что «демократия в РеспубликеБеларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов,идеологий и мнений», «политические партии, другие общественныеобъединения… способствуют выявлению и высказыванию политической воли граждан,участвуют в выборах». Однако реализация этих норм осуществлена неполностью. Важнейшей проблемой является создание механизмов социальногопартнерства, взаимодействия не только между ветвями власти, но и властей совсеми другими субъектами политической системы Беларуси.
Таким образом, анализсостояния политической системы Беларуси позволяет сделать некоторые выводы иобобщения.
Во-первых, воляобщественных объединений в политической системе общества должна сводится кследующему: общественные объединения создаются по инициативе граждан ифункционируют во взаимодействии с государством для обеспечения плюрализмамнений в политической системе, представляя их различные интересы и требования;участвовать в формировании органов государственной власти, в процедурахпринятия управленческих решений; самостоятельно организовывать своюдеятельность в формах, определенных законодательством.
Во-вторых, дляосуществления своей роли общественным объединениям необходимо: правообъединений участвовать на любом уровне государственных структур в рассмотрениивопросов, отражающих их уставные цели и задачи; обязательность официальногорассмотрения предложений и обращений общественных организаций; право обращенийобщественных организаций в судебные органы, в том числе Конституционный суд;необходим институт недепутатского представительства в органах государственнойвласти от общественных организаций с правом совещательного голоса; право налюбую информацию, исходя из содержания целей и задач объединений и др.
Решение в правовомпорядке поставленных вопросов позволит в определенной степени перейти крациональному сотрудничеству вместо конфронтации между государством иобщественными организациями.
В истории политическихсистем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. История знаеттеократические и светские государства, воинственно-атеистические иконфессионально-плюралистические.
Политическая системабелорусского общества, как и большинство других политических систем, формальноисключила церковь из своего состава. Произошло отделение государства от церкви.Государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собойблагородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма частои возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.
Однако мы должныотметить, что Беларусь является многоконфессийным государством.
Следовательно, связьгосударства с религиозными организациями имеет определенную специфику.Религиозные организации не решают государственных функций, однако имеют правоучаствовать в общественной жизни и использовать наравне с другими общественнымиорганизациями средства массовой информации. Кроме этого, религиозныеорганизации не должны участвовать в деятельности политических партий и другихобъединений, которые ставят политические цели, не оказывать им финансовой идругой поддержки.
В местах богослужений неразрешается использование государственной символики, проведение собраний имитингов, а также других мероприятий политического характера.
Заключение
Таким образом, дажесхематическое рассмотрение некоторых аспектов развития политической системыбелорусского общества позволяет сделать определенные наблюдения и обобщения.
Во-первых, сегодня нужнане констатация всеобщей политизации народных масс, быстро снижающегосяжизненного уровня народа, формирования качественно нового уровня гласности,плюрализма, многопартийности и т.д., а нужны аналитические материалы,раскрывающие причины негативных процессов, происходящих в обществе,практические рекомендации по их преодолению, разрешению конфликтов ипротиворечий.
Во-вторых, важно отметить,что политическая система развивается, и доминирующие тенденции этого процессадолжны быть направлены на формирование основ правового государства, становлениегражданского общества, демократизацию всех звеньев политической системы, чточастично нашло и должно в последующем найти отражение в республиканскомзаконодательстве.
В-третьих, к факторам,сдерживающим процесс развития политической системы, следует отнести то, что внашем обществе не выкристализовались главные политические силы в лице авторитетныхполитических партий; политического веса в обществе большинство из них не имеет.
В-четвертых, несформировалась социальная основа демократии в лице среднего класса с егополитической субкультурой, традициями и типом личности, не создано гражданскоеобщество.
Только с учетомкритического усвоения теоретического политико-правового наследия,политического, законотворческого опыта, традиций народа возможно становление иразвитие политической системы, ее функционирование в новых историческихусловиях.
Стабильностьдемократического функционирования политической системы белорусского обществаможет гарантироваться только в том случае, если она будет основана наполитической культуре компромисса. Главное – найти общие подходы к решениювопросов, в том числе затрагивающих конфликтные ситуации.
Список использованныхисточников
1.      Административноеправо./под ред. Д.А. Гавриленко. Мн., 2002.
2.      Административноеправо / Под ред. А.П. Коренева. М., 1986.
3.      АжгибковаГ.Н., Федорова Н.Н. Социальные основы политических систем. М.,1991
4.      БорисовВ.К. Теория политической системы. СПН., 1992.
5.      КомаровС.А. Общая теория государства и права. М., 1995.
6.      КоноваловВ. Некоторые проблемы становления политической системы в Республике Беларусь//Куда идет Беларусь?: Мат. междунар. науч. Конф. «Современныйполитический процесс в Беларуси и перспективы ёеразвития» (г.Минск, 26-27мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994.
7.      Конституционноеправо зарубежных стран. Общая часть. /отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996.
8.      МатусевiчА.В. Дзяржава у палiтычнай сicтэме //Асновы тэорыi дзяржавы: Вучэб.дапаможнiшк. Мн., 1995.
9.      МатусевичА.В. Совершенствование механизма взаимодействия элементов политической системыв Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Матер, междунар. науч. конф.«Современный политический процесс в Беларуси и перспективы егоразвития» (г. Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994.
10.    ОболонскийА.В. Человек в государственном управлении. М., 1987.
11.     Основытеории политических систем.М., 1985.
12.    Общаятеория государства и права. /под общ. ред. А.Ф. Вишневского. Мн., 2000.
13.    Теориягосударства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова, М.: Мысль, 2000.
14.    Шабров О.В. Политическая система:демократия и управление обществом //Государство и право. 1995.
15.    ФарукшинМ.Л. Политическая система общества. СПН., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.