Реферат по предмету "Педагогика"


Культурно-речевое развитие младших школьников во внеурочной деятельности

--PAGE_BREAK--
1.2                     
. Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной  работе
 Целенаправленная систематическая работа   — это первое условие  культурно- речевого развития младших школьников.









--PAGE_BREAK--
1.3  Методы и  приёмы   культурно-речевого развития  младших  школьников  во  внеурочной работе
Мы живём в знаменательное время,  когда особо остро  человек  осознаёт  своё  место  в мире,  осознаёт землю, как  единый  мир  для  всего  на ней  живущего.  Человек рождается,  растёт   и  очень быстро  овладевает  языком,   не  зная  его  строения.   Но потом  уже  в школе  он  знакомится  и  с  тем  как устроен  язык,  из  чего он  состоит  и  как функционирует.

Если же  человека этому не научить,  в его осмыслении понимания  культуры  вообще  и своей национальной культуры в частности,  наступает  глубокое  зияние. [19, 76]

Овладение  культурой  общения и поведения  даётся  ребёнку  не легко. Педагогический  опыт убеждает в том, что  младшему школьнику  характерно  стремиться  быть  хорошим,  поэтому  важно не упустить это  благоприятное время  для  усвоения норм  и правил  культурного общения  и поведения.

В  воспитательной   работе  с детьми  назрела  необходимость  специальных  уроков- практикумов по этикету, где  ученик  мог бы  постепенно упражняться в разумных,  удобных  и красивых  формах поведения,  осуществлять  нравственный  выбор  собственных  действий  и главное – почувствовать важность  и прелесть  человеческих  отношений,  построенных  на  основе  человеческих норм  и правил.

 Уроки-практикумы могут включать в себя следующие логически  взаимосвязанные   компоненты:  диагностическое общение,   упражнения-тренинги,  анализ  поведенческих  действий  с позиции  нравственных  норм и правил,  диагностику  и  рефлексию,  этические игры.

В процессе всего  занятия  педагог ведет  этический  диалог  с учащимися. Важно знать,  что  детям  не стоит  «зазубривать»  все правила  этикета, а  побуждать с  помощью умело поставленных  вопросов, ситуаций,  этических  задач  размышлять  над  нравственной  сутью поведенческого действия  и подводить их к самостоятельным  выводам,  обобщениям,  и   «самооткрытию» правил  и норм  человеческих  отношений.  Значительное  внимание  следует отводить  упражнениям- тренингам,  т. е.  проигрыванию  различных  ситуаций  общения  и поведения. [21, 33]

           Какиеметодические приемы обеспечивают успех в развитии коммуникативных навыков в процессе занятий?

Неотъемлемый атрибут занятий — беседа, диалог. По форме она может быть разнообразной: это может быть и беседа — разъяснение понятий, правил; беседа — дискуссия,по предлагаемым или неожиданно возникшим проблемам, беседа — анализхудожественных произведений

Беседа — это диалог педагога с детьми. Педагогом составляются вопросы. Отвечая на них, учащиеся высказывают свои понимания, суждения, дополняют друг друга. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что хорошо известно детям, что мало известно, с чем дети совсем незнакомы.

В ходе беседы педагог:

1)           Дополняет имеющиеся понятия:

2)           Корректирует высказывания детей;

3)     Приводит знания  в определённую систему,  подводит к выработке определённых правил;

4)     Раскрывает секреты общения.

Большое значение имеет разъяснение общепринятых норм поведения, культуры общения. При   разъяснении необходимо обращать внимание детей не речь, поступки и их последствия для других людей; на содержание правил общения, как разумных, и красивых способах действий, о необходимости их следованию.

Очень ценный источник знаний о нормах общения и поведения -художественное произведение.  Чтение педагогом стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением действует на детей впечатляюще. С большим интересом дети воспринимают юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила.  И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.

Важной формой занятий по выработке навыков и привычек правил являются тренировки– управление. Для занятий необходимо выбирать специальные упражнения с целью планомерной отработки отдельных коммуникативных навыков.

           Варианты  упражнений  -  ситуаций:

1)     упражнения — проговаривания речевых формул. Проводятся с целью обогащения словарного запаса учащихся речевыми формулами этикета.

2)     Упражнения  — проигрывания речевых ситуаций (ролевые игры) включаются в занятия для выработки умений использовать речевые формулы в конкретных жизненных ситуациях. Детям предлагается проигрывать реальные ближние роли, жизненные ситуации самих детей, деловые речевые ситуации.

         Текстологическаяцепочка формирования коммуникативных уменийсостоит из трех действий:

         Действие первое: проигрывание ситуаций детьми на уровне их собственных представлений или сложившегося опыта общения;

         Действие второе: анализ проигранной ситуации, коллективный поиск
допущенных речевых и поведенческих ошибок и выбор нужных (уместных)

выражений и действий:

Действие третье:вторичное проигрывание ситуаций с учетом норм и правил общения и поведения.

Упражнение — выбор вежливого ответа или этикетного действия. Учащимся предлагается несколько вариантов выборов ответов или способов поведения.   В   таких   ситуациях   дети   окатываются   перед   необходимостьюсделать самостоятельный  выбор в соответствии или вопреки установившимся нормам поведения в обществе. Данные задачи активизируют мысль учеников.

Невербальные — несловесные средства общения,  используются с целью научить умелому и уместному использованию жестов и мимики в процессе общения.

Эмоциональный подъем у детей всегда создает игра. Упражнения проводятся часто в виде игр. Умело организованная игра не только увлекает детей, но и служит эффективным средством формирования коммуникативных навыков.

У  младших      школьников      необходимо       развивать    следующих коммуникативных умений:

o                    умение слушать и слышать других;

o                    умение участвовать в свободной беседе;

o                    умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

o                    умение понимать чувство и настроение других;

o                    умение осмысливать свои поступки и поступки других.

           Закреплению социально-поведенческих  норм способствуют и «секреты  общения» предлагаемые для запоминания:

o        называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также;

o        будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать   тебя;

o        будь вежлив и у тебя будет много друзей;

o        умей   внимательно   слушать   других,   и   ты   можешь   много  узнать нового;

--PAGE_BREAK--
2.2.  Диагностика уровня воспитания младших школьников
           В целях изучения исходного уровня культурно-речевого развития младших школьников был проведён констатирующий эксперимент. Исследование проводилось во 2 классе МОУ «Вязовская СОШ» Краснояружского района.

          Уровень развития навыков речевого этикета у младших школьников в конкретных жизненных ситуациях может быть различным. Поэтому нами были введены следующие критерии:

Высокий уровень– дети имеют правильное полное представление

об этикетных речевых выражениях и в их поведении наблюдается систематическое и повседневное употребление вежливых слов, без напоминания

Средний уровень– дети имеют, неполное, частичное представление об этикетных речевых выражениях, ситуативное следование правил.  Правила речевого этикета выполняются под непосредственным контролем.

Низкий уровень– дети не имеют представлений о нормах употребления в своей речи этикетных выражений, не выработаны элементарные навыки культурного общения, часто проявляется несдержанность, грубость.

         Для  исследования     использовались  следующие      методы:   наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

          Своё исследование мы начали с наблюдения  (Приложение).

Нами были разработана программа наблюдений, которая позволила сделать некоторые выводы.

Содержание программы:

1.   Какие вежливые слова употребляют дети в своей речи.

2.   Использование слов речевого этикета в речи учителя.

3.   Употребляют ли дети слова приветствия утром.

4.   Употребляют ли слова извинения при возникновении конфликтных ситуаций, слова благодарности в соответствующих ситуациях.

5.   Какие средства, методы и приёмы использует учитель для обогащения вежливого словаря учащихся.

Мы увидели, что не все учащиеся употребляют в своей речи вежливые слова. Чаще всего используют в речи слова приветствия, прощания, обращения с      просьбой.      В     основном      это самые распространённые слова: здравствуйте,  привет, до свидания, пока, пожалуйста. Некоторые дети Маша Л., Сергей И., Андрей Г. очень редко употребляют даже при напоминании учителя эти слова.

Наблюдая за общением учителя с детьми можно было видеть, что учитель лишь иногда употребляет в речи слова речевого этикета.

          Приходя утром в класс, с учителем здороваются почти все учащиеся за

исключением Маши Л., Сергея И.  Было так, что эти дети заходили, в класс молча. С одноклассниками здороваются всегда Вика С., Марина К. Также эти девочки всегда здороваются со всеми взрослыми в школе.

   Наблюдая за разрешением конфликтных ситуаций, было очевидно, что далеко не все дети прибегают к вежливым словам, иногда проявляется грубость и невежество.

        Слова благодарности тоже употребляются не всеми учащимися. Чаще к ним прибегают Вика С.,   Юра О.,  Марина К.

        Учитель старается обращать внимание на данную проблему. В классе есть стенд «Уголок вежливости», на котором размещены вежливые слова, пословицы и поговорки на данную тему. Так же проводились беседы о вежливости.

         Таким образом, наблюдение показало, что не все дети соблюдают правила речевого этикета. Многим для этого требуется контроль учителя или родителей. Иногда дети проявляют грубость, невежество. Наблюдается ситуативное следование правилам речевого этикета.

Чтобы выявить знания вежливых слов у учащихся была проведена анкета «Твой вежливый словарь» (Приложение).

     Детям необходимо было написать вежливые слова. Были определены следующие уровни:

В – высокий   -   3-4 слова;

     С – средний   -    2-3 слова;

Н – низкий     -    1-2 слова.                                                                              
                 
Таблица 1

Результаты  анкетирования  « Твой вежливый словарь»



И.Ф.

учащихся

Количество написанных слов



приветствия

извинения

просьба

благодарность

Уровни

1

Анастасия А.

4

2

2

2

С

2

Кристина В.

5

2

2

2

С

3

Андрей Г.

3

2

1

1

Н

4

Оксана Г.

5

3

1

2

С

5

Евгения Д.

3

4

2

2

С

6

Сергей И.

4

2

1

1

Н

7

Марина  К.

4

4

1

2

С

8

Михаил Л.

4

2

1

2

С

9

Ирина Л.

4

2

3

2

С

10

Мария Л.

2

3

2

1

Н

11

Юрий О.

4

5

1

2

С

12

Виктория С.

5

2

2

3

С

13

Карина С.

5

2

1

1

С

14

Максим  Ч.

5

2

1

2

С



Таким образом, можно сказать, что запас этикетных выражений, соответствует среднему уровню: высокий уровень – 0%, средний – 79%, низкий уровень – 21%.



Рисунок 1.   Результаты анкетирования «Твой вежливый словарь"  

        Дети знают этикетные выражения, но в повседневном общении не всегда ими пользуются.   

         Для того, чтобы выявить, знают ли дети правила для опоздавших был проведен тест «Если ты опоздал». Учащимся были предложены карточки с перечисленными действиями, нужно расставить порядок (Приложение).      

         
Таблица 2

Результаты    теста  « Если ты опоздал»



Ф.И.

учащихся

Указанный порядок действий

Уровни



приветствие

извинение

просьба

благодарность



1

Анастасия А.

1

3

2

4

С

2

Кристина  В.

2

3

1

4

Н

3

Андрей Г.

1

2

3

4

В

4

Оксана Г.

1

3

2

4

С

5

Евгения Д.

2

3

1

4

Н

6

Сергей  И.

2

3

1

4

Н

7

Марина  К.

1

2

3

4

В

8

Михаил  Л.

1

2

4

3

С

9

Ирина  Л.

1

3

2

4

С

10

Мария Л.

1

2

3

4

В

11

Юрий  О.

1

4

3

2

В

12

 Виктория  С.

1

2

3

4

В

13

Карина  С.

1

3

2

4

С

14

Максим  Ч.

1

3

2

4

С



Таким образом, мы видим, что правила  поведения для  тех, кто опоздал,   знают: высокий уровень – 36%; средний – 43%; низкий – 21%.                                                                                 

Рисунок 2.  Результаты тестирования « Если ты опоздал»

           Результат этого теста показал, что большинство детей знают правила и имеют представление, что нужно делать, если опоздал на урок, осознают необходимость в правильной последовательности выполняемых действий. Но в своем поведении не всегда их выполняют.

Следующий тест «Поставь себе оценку за вежливость» позволил нам определить, насколько  вежливы  дети   в той  или иной ситуации. Были предложены  вопросы:

1.      Всегда ли  ты говоришь маме «спасибо», когда, вкусно поев, встаёшь из-за стола?

2.      Всегда ли ты приветствуешь утром одноклассников?

3.      Всегда ли, заходя в класс,  здороваешься с учителем?

4.      Всегда ли ты благодаришь за угощение?

5.      Всегда ли ты просишь извинения, если кого-то нечаянно толкнул, обидел, нагрубил?

На каждый вопрос нужно дать ответ «да», «нет», «иногда». Затем ответ оценивается по 5-бальной системе: «да – 5», «иногда – 4», «нет – 3» (Приложение).

 Были определены следующие уровни:  высокий  (В)  -  25-24   балла,

средний  (С)  -  20-23  балла,  низкий (Н)  -  меньше 20 баллов.

          Данный тест выявил что, по мнению самих учащихся высокий уровень имеют 50%, средний уровень  — 43%,  низкий  — 7% учеников. 
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.